Понятие, механизм возникновения и варианты информационной зависимости. Проблема современного общества - зависимость от интернета

Всемирная паутина уже давно окутала весь мир. Термин интернет-зависимость – это заболевание, признаки которого можно встретить на каждом шагу, оно «выдергивает» взрослых и подростков из привычного образа жизни в обществе. Специалисты бьют тревогу: с проблемой нужно бороться разными методами, иначе быть беде. Новая болезнь 21 века не заставила себя долго ждать.

Что такое интернет-зависимость

Определение новая болезнь 21 века не ново. Так называется зависимость от интернета или интернет-аддикция. Ее симптомы можно обнаружить и у себя. Проведите тест: отключите на два часа интернет. Что вы испытали? Злость, скуку, растерянность, навязчивую потребность проверить свою страницу? Любое из этих чувств говорит об одном: у вас современная интернет-болезнь. Нужна ли вам помощь? И да, и нет. Это зависит от того, насколько глубоко вы «увязли» в информационную сеть.

Виды

Психическое заболевание, вызванное всемирной сетью, имеет несколько форм зависимости. Их легко классифицировать на различные виды интернет-зависимости, каждый из которых имеет свою психологическую основу. Это:

  • Виртуальное общение. Огромное количество социальных сетей, чатов или блогов позволяет человеку общаться в любое время суток. Зависимый человек стремится завести сотни виртуальных друзей во время использования интернета, но при этом теряет реальных.
  • Понятие игромании. Онлайн игра, словно продолжение интернетных социальных сетей, разрешает окунаться в новый мир, виртуальную реальность или сказку. В таких играх одновременно принимают участие множество пользователей интернета в мире, что делает процесс еще более увлекательным, а психологическую зависимость еще сильнее.
  • Сексуальное влияние интернета. Человек, стремясь получить физическое удовлетворение, предпочитает смотреть фильмы и видео эротического и порнографического характера.

Причины

Психологи называют разные причины нарушения общения, которые приводят к компьютерной зависимости у взрослых или детей. Однако они сводятся к психологической проблеме – это неспособность выразить себя в социуме. Часто люди совершают необдуманные поступки, чтобы заполучить сотни тысяч лайков. Обычное общение при помощи социальных сетей переросло в самоутверждение за счет отзывов малознакомых людей.

Причиной возникновения игровой зависимости психологи называют скуку и возможность отгородиться от внешнего мира со своими заботами и проблемами. Что касается сексуальной зависимости от порнороликов, то здесь все просто. Это отсутствие постоянного полового партнера, невозможность раскрыться в сексуальном плане, другие расстройства психики.

Симптомы

Итак, как опознать зависимость у себя или своих близких? Существует множество симптомов, по которым можно судить, попал ли человек в коварные сети интернет-паутины или нет. Следующие признаки интернет-зависимости помогут вам распознать болезнь. Обратите внимание на внешность. Больной теряет трудоспособность, он становится похож на наркомана с бледной кожей, темными кругами, истощенным усталым взглядом.

Свободное время интернет-больной проводит в сети. Часто такое времяпровождение представляет собой бессмысленное «брожение» по социальным сетям, форумам и развлекательным сайтам. При этом запланированные полчаса перед сном плавно перерастают в целую ночь перед монитором. Если при этом пропадает сеть, человека начинает мучить скука, он становится раздражительным и нервным.

Человек, погруженный в виртуальный мир, забывает поесть, покупаться и даже сходить в туалет. Про сон иной раз не идет и речи. Если у него забрать «игрушку», он может стать агрессивным, зависимое поведение становится ярко-выраженным. Особенно интернет-аддикция поражает подростков. Живое семейное общение сходит на нет, друзья, родители родственники уходят на второй план. Таким людям требуется психологическая помощь.

Как избавиться от интернет-зависимости

Уже известно про наличие специальных клиник и пансионатов, где лечат наркозависимых и алкоголиков. Однако мало кто знает, что по всему миру были открыты и специальные учреждения, где лечат больных от компьютерной зависимости. В нашей стране их очень мало, и попасть туда нелегко, однако это не означает, что нужно отпускать руки. Побороть болезнь можно с помощью опытного психолога, консультаций у психотерапевта, поведенческой терапии, советов близких людей.

Лечение

Зависимость от мира интернета можно вылечить. Человеку, который проводит часами перед монитором, нужно помочь, применив разные способы лечения. Для этого не надо пить никаких медицинских препаратов, существуют другое лечение интернет-зависимости:

  • Путешествия. Необязательно лететь на другой конец света, можно просто выехать на выходные за город. Не забудьте при этом захватить палатку и оставить гаджеты дома.
  • Хобби. Помогите зависимому человеку найти себя в новом увлечении. Любимое дело поможет избавиться от проблемы.
  • Обучение. Учиться никогда не поздно. Вместо бесцельного «брожения» по просторам всемирной паутины, можно, например, начать изучать иностранный язык.
  • Спорт. Физические упражнения напомнят больному о том, что он живет в реальном мире. К тому же красивая фигура и крепкое здоровье никогда не бывают лишними.

Профилактика

Если один из методов лечения помог избавиться от этого психического заболевания, это не означает, что можно расслабиться. Любимое дело, общение с друзьями и достижение поставленной цели должны занимать все свободное время. Бывший больной начнет ценить каждую минуту жизни и жалеть о каждой секунде, проведенной впустую. Хорошая профилактика интернет-зависимости у подростков представляет собой активный образ жизни, включающий в себя спорт.

Последствия феномена интернет-зависимости

Прежде чем сесть за монитор, подумайте, чем это может грозить. Люди с диагнозом интернет-аддикции со временем теряют интерес к реальной жизни, а вместе с этим свой внешний вид и здоровье. Бессонные ночи, питание на скорую руку, забывчивость, ухудшение памяти – на все это можно закрыть глаза, ведь это ваша жизнь и вам решать, что с ней делать. Подумайте о своих близких, любимом человеке, детях, родителях – они страдают от таких психических расстройств.

Видео

06.08.2014 Владимир Зуйков Сохранить:

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога! Сейчас я потревожу ваш приятный сон - расскажу о информационной наркомании. Да-да, тема будет большая и очень практическая, так что готовьтесь потрудится. Простое прочтение информации точно ничего не даст.

Сейчас вокруг нас очень много информации, особенно уводящей человека бог знает куда. А большинство из "саморазвивающихся" людей ждет огромный камень преткновения: от чего убегал, то теперь в твоей жизни. Многие люди - инфонаркоманы, особенно это выражено в наш техногенный век. Я заметил, что почти все эти люди (я не исключение), занимаются не саморазвитием, как им кажется, а конкретно сидят на информационной игле - зависимы от информации. Жесть, да?

Представьте картину: человек решил развиваться, он понял, что деградировать не очень хорошо для него же. Что он делает? Идет в интернет и скачивает оттуда умные книжки и курсы. Затем он рад бы их посмотреть и почитать, но вот незадача - не хватает времени, а значит надо отложить на потом. Со временем накапливается огромная куча таких материалов, весь жесткий диск завален под завязку. Хорошо еще если материал отсортирован по папкам, но у большинства это просто все вперемешку, как в мусорной корзине.

Человек только тем и занят, что скачивает из интернета новые видеоуроки и книги, складирует их - снова и снова все по кругу. Бывает, успеет что-то прочитать, но вот времени на практику уже не остается - надо ведь успеть скачать новые файлы! Узнаете себя?

Я узнаю! Был таким еще год-два назад, но сыроедение мозги прочистило конкретно - понял, что здесь что-то не так. Понял куда следует направить желание получать информацию. Вот эта зависимость от информации и есть информационная игла. Она может также проявляться в тупом просмотре видео на Ютубе и сидении Вконтакте часами напролет. Но это уже совсем крайний случай! Большинство таких людей может излечить лишь граммотный специалист, и только при их желании.

Помню, у меня 2 года назад был интернет 80 кбит/с, так что мне не удалось в полной мере насладиться всеми этими инфонаркоманскими прелестями.

Человек просто без разбора скачивает кучу курсов о бизнесе, саморазвити и прочем, но максимум, что успевает - методично пополнять свою коллекцию и отсортировывать по категориям. Времени же на построение своего дела в интернете или саморазвитие совсем не остается! Человек просто тонет под волнами постоянно пребывающей информации. Тем более, что частенько она достается бесплатно из всяких там файлообменников.

Что бесплатно, обычно не ценится и никакого результата не приносит! Из примера выше вы поняли почему.

Вот откладывается это все в темный ящик, на потом. Ведь ОЧЕНЬ СКОРО мы таки разгребем свои дела и приступим к изучению скачанного материала. Только вот это "очень скоро" никогда не наступает.

Человек просто не замечает подмены своей изначальной цели скачивания информации - развития! Он становится окончательно зависимый от информации, как зомби сидит и качает-качает-качает...

Я сам был подсажен на инфоиглу, для меня было важно не научится чему-либо, а просто сам сбор информации, в общем был как киборг. Когда мне наконец удалось осознать, что я иду совсем не в ту сторону - немного спустя я создал блог, на котором вы находитесь сейчас. Уже спустя месяц-два после этого, я понял, что я не один такой инфонаркоман, а почти всех людей в интернете (90%) скосила эта эпидемия, что они конкретно подсажены на иглу.

Знаете, каким-то чудом даже на информационной игле я успевал делать хоть какие-то практические шаги, - ну хоть минимальный опыт получал! Но когда осознал и слез с иглы, - дела пошли вверх.

Надеюсь, вы определили у себя симптомы, и теперь хотите излечится как это сделал я, Владимир Зуйков. Ведь вам как-то не прикольно тратить бОльшую часть своего времени на поиск информации и ее складирование на компьютере.

Как я осознал что я завишу от информации?

Самое первое, хоть и очевидное, что сделал я - это осознал зачем я собираю информацию, зачем храню ее на жестком диске своего ноутбука. Зачем, чтобы изучать эту информацию, и самое главное ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ! Так?

Моя информационная зависимость. Меня интересовал больше сам процесс отслеживания и скачивания новой информации в виде видеокурсов, книг, тренингов и т.п. Кроме того, еще время от времени нравилось рассортировывать всю эту красоту по папкам для "дальнейшего изучения", которое что-то никак не наступало.

Я даже гордился своей коллекцией, но практической пользы эта гора шлака мне не приносила. Просто-напросто времени не было смотреть и читать все это! Да, что-то успевал обработать и даже на практике применить, но меня снова захлестывала новая волна информации.

И вот будучи уже на сыроедении, я задумался: ЗАЧЕМ? Ведь я иду в другую сторону, я не ставил себе цели по сбору инфы из сети. И вот я сделал первый шаг.

Практическая польза нового материала. Изучаемая информация должна быть практического характера, иначе в ней просто нет смысла. Вот что я осознал далее. Сейчас много теоретиков, все они чему-то нас учат, но все их знания - это теория. Они сами ничего не достигли и рассказывают о вещах, которые делают другие, но не они.

Так вот, когда я осознал свою инфозависимость, - информацию от таких людей я сразу же удалил, отписался от их рассылок, забыл их. Кстати, самый тупой пример. Не ведитесь, когда вам предлагают заработать миллион за полгода, ну или обещают что-то неимоверно быстро, да и еще бесплатно. Это может быть и не лохотрон, но практической пользы из таких курсиков и видео нет. В лучшем случае потратите время и еще глубже подсядите на информационная иглу.

Построение своего бизнеса/саморазвитие. Многие начинающие бизнесмены или люди интересующиеся саморазвитием (не важно каким) узнают себя сейчас. "Мне нужно скачать информацию по моей теме, и как можно больше, а потом буду ее изучать." Хорошо! Ну изучил ты море информации и что толку? Практических шагов ведь нет! Это было мое осознание номер 3.

Многие, как и я в свое время, убеждены, что они строят бизнес или развиваются при изучении информации. Но на самом деле, они просто захламляют свой мозг, поскольку НЕ ДЕЛАЮТ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ. А потом обиды на автора и уверенность в некачественности изученной информации.

Информация то может и не плохая, только вот ты ее не фига не применяешь на практике. Если это хорошая книга или курс, там наверняка автор говорит: сделай вот это и это... Ты сделал, может хоть попытался? Нет, ты скачал еще 10 курсов или книг, чтобы еще лучше в теме разбираться.

Почему так происходит?

Задам вам, Читатель, всего 2 вопроса! Напишите пожалуйста в комментарии свои ответы на них - это будет вашим первым шагом по избавлению от зависимости от информации:

  1. Почему же вместо применения информации, человек снова и снова ее скачивает или что-то там изучает, но не воплощает в жизнь?
  2. Почему зависимость все крепнет и полностью захватывает умы подавляющего количества людей?

Не думаю, что вы с первого раза дадите правильные ответы. Но я вам подскажу. Пишите в комментарии ответы, разберем их. Хорошо, теперь, когда на психологический аспект проблемы выявлен, поведаю о корне зависимости. Все просто: человек не поставил себе конкретной цели, вот и не знает, что ему надо изучать, а что нет. Поэтому и изучает все подряд - и так до бесконечности!

Когда я себе поставил конкретные цели, зависимость от информации сразу начала сходить на нет. Ведь я знаю чего намерен достичь, следовательно знаю, что мне минимально необходимо изучить, а что пустая трата времени и сил.

Но откуда берется зависимость? Когда у человека стоит цель - поиск информации, то найдя нужную, и успешно отложив ее на компе в уже тяжелую папку, он торжествует. В мозг при этом поступает сигнал: какой я молодец, сделал что и было запланировано (найти новый курс и скачать его). Наверняка вы ощущали это и сами? Давайте похлопаем друг-другу в ладошки! Вот и так образуется физиологическая зависимость.

Мозг хочет еще и еще этих самых гормонов, в результате процесс повторяется в замкнутом цикле: отследил, скачал, отложил в папку, получил гормон счастья на некоторое время, и снова отследил, скачал... Напоминает алкогольную зависимость.

Разгребаем хлам!

Вы уже и сами поняли, что накапливая информацию, появляются всякие негативные мыслишки типа:

  • когда успеть все это изучить;
  • надо опять что-то скачать новое;
  • все руки не доходят;
  • как я устал от отсутствия результатов;
  • какой-то я нервный стал.

Отсюда вывод: если вы за этот день скачали несколько книг и курсов, отсортировали их по папкам, и даже что-то прочитали/посмотрели из этого, то ВЫ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛИ для своей цели. Увы.

Теперь срочно сделайте следующие действия, ибо отложив их, вы снова погрязните в информации, снова будете на игле - проверенно. Ей, проснись, это нужно ТЕБЕ! Я уже прошел через них и НАКОНЕЦ движусь к своей цели, а не тупо скачиваю информацию с интернета и смотрю Ютуб.

Действия для отказа от информационной зависимости

Сразу к практике. Приведу те действия, которые реально помогли мне слезть с иглы. Делайте их одно за другим по порядку приведенному ниже, главное на это все у вас, допустим 2-5 дней (все зависит от уровня зависимости), - НЕ БОЛЕЕ.

Эти действия следует сделать как можно быстрее, иначе опять погрязните в информации и еще сильнее будете сидеть на игле. Итак, вот они:

1. Соберите ВСЮ уже скачанную информацию (книжечки, курсики и т.п.) в одно место

Удалить? Нет! Поступите мудрее. Удалите только явный шлак и одинаковые файлы (они наверняка есть и у вас), а остальные "сокровища" перепишите на внешний носитель или онлайн-облако (например, вот это ).

Лично у меня есть винчестер от USB на 465 Гб, на котором я храню музыку, курсы, книги, даже архивы фотоальбомов. Главное, чтобы на жестком диске компьютера не осталось НИЧЕГО из обучающих материалов. Переписав инфу, очистите свой компьютер от этой коллекции. Это очень важно! В результате от мусора освободится не только винчестер, но и мозг! Вообще я считаю так: порядок на рабочем месте = порядок в голове . Но об этом будет отдельная статья. Не пропустите !

Но что же делать со скопированными на внешний диск сокровищами? Удалять их жалко, да и не нужно! Они пригодятся вам в дальнейшем. Чуть не забыл - коллекцию-то свою хоть по папкам рассортируйте для дальнейшего удобства. Возникает вопрос: а когда же читать, изучать, смотреть всю эту информацию? Ответ: НИКОГДА.

Да и просто зачем ее изучать? Когда возникнет проблема или вопрос, вы легко и быстро найтдете на него ответ в своей коллекции, а не в голове, как в доме советов. В общем ваша коллекция - что-то типа личной Википедии.

Теперь жизнь стало легче! Над вами больше не весит страх невозможности изучить все ЭТО. Первый шаг успешно завершен.

2. Отпишитесь от бесплатных рассылок писем, которые приходят вам на электронную почту!

Вы не читаете почти все из них, а ваш ящик уже содержит 10 000 непрочитанных писем. Больше? - Безжалостно отписывайтесь, а все старые письма удалите, да и вообще, чтобы почта была чистая. Не забудьте удалить предыдуще выпуски рассылок, ведь читать их у вас никогда не дойдут руки, да и устарели они уже наверное

Мне понадобилось всего минут 20 на это все (оставил только 5 рассылок, которые постоянно читаю, но приходят они не часто). Все остальные, хоть и очень полезные классные рассылки, но которые я не читаю или очень редко читаю - отправил в топку (отписался). Извините авторы, но все в жизни не успеешь.

Чтобы отписаться нужно спустится вниз письма и нажать соответствующую кнопочку. Вот специально для вас лично, дорогой Читатель, сделал примеры пяти разных типов отписки:

П.С. Некоторые читатели скажут что-то типа: "Владимир, а если я отпишусь от рассылки новых статей от вашего блога?" - Да ради Бога! Если вам не интересно читать блог - мы с Пелагией вас не держим. Выбирайте, что душе милее.

3. Откажитесь и удалите все намеченные планы по дальнейшему поиску информации

Это критично важно для излечения от информационной зависимости. Без этого пункта зависимость останется, и вы никак не сможете отказаться от нее. Сюда же относятся все уже запланированные закачки - удалите все ссылки, вам легче станет сразу. Проверено!

И еще для преуспевших. Если уже есть куча намеченных планов по внедрению их в жизнь, но эти планы выглядят как салат у начинающего сыроеда - удаляйте, стирайте и забудьте о них! Это не даст вам развиваться, - будете и дальше деградировать, сидя на игле и смотря сладкий сон.

4. Составьте план действий на ближайший месяц и завтра

О планировании говорят многие, поэтому тут я много говорить не буду - избитая это тема. Сам я лично не планирую почасово свой день, у меня все очень гибко и без принуждений. Есть план на год, есть на месяц и на 2 недели. Двухнедельный план обычно я выполняю без проблем, тогда беру дела с месячного и делаю их.

Для меня главное гибкость в решениях: в зависимости от настроения и физического состояния в моменте. Мне так удобно и комфортно работать. А вам как удобно? Напишите в комментариях.

5. Используйте Evernote

Инструмент Evernote - отличная бесплатная онлайн-программа, которая позволяет избавится от информационного беспорядка не только на компьютере, но и в голове.

Она позволяет делать быстрые заметки, списки задач, сохранять фото, записывать голосовые напоминания и многое другое. При этом идет синхронизация со всеми вашими устройствами. Рекомендую использовать ее именно для хранения информации, упорядочивания своих планов и продуктивной работы. Конечно, сначала следует обучится пользованию ей. Это несложно, но недостаточно.

Учится надо четкой системе хранения данных в Evernote, не превратив ее опять в файлопомойку и не подсев снова на информационную иглу. Научится можно по этому курсу .

Думаете, как мне удается так много успевать? Это один из моих секретов.

6. Перестаньте скачивать и искать новую информацию целенаправленно

Все замечательно, скажет Читатель, но что же делать с новой информацией по моей теме, которой в сети каждый день появляется все больше и больше? Ответ следующий. Ничего плохого в новых знаниях нет, но перед просмотром очередного видеоролика или скачивании книжечки задайте себе вопросы:

  1. ЭТО НАПРЯМУЮ ПОМОЖЕТ МНЕ В ТОМ, ЧЕМ Я ЗАНИМАЮСЬ И ЧЕГО ХОЧУ ДОСТИЧЬ?
  2. КАК ИМЕННО?
  3. АВТОР ЗАСЛУЖИВАЕТ МОЕГО ВНИМАНИЯ?

Если ответы НЕТ или вы сильно сомневаетесь, то и тратить время не следует на такой бред, ведь у вас есть чем заняться, кроме удовлетворения информационной зависимости?

На этом все. Но это еще не конец - будет еще статья о том, как же правильно изучать НУЖНУЮ информацию. Не пропустите - будет как всегда интересно! А пока не скучайте - комментарий ниже оставляйте, и вперед к лечится от информационной зависимости

З.Ы. Подписывайтесь на обновления блога – впереди еще много интересного!

С появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые очень скоро приобрели широкую популярность. С каждым годом количество увлеченных ими людей возрастает. Компьютерная техника уже достигла такого уровня развития, что создаются очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением. Соответственно, растет и количество компьютерных фанатов.

Такие люди живут в основном игрой. Все психические потребности они удовлетворяют в виртуальной реальности, играя на компьютере, а их жизнь в реальном мире ограничена лишь удовлетворением физиологических потребностей.

То же самое можно сказать и о фанатах Интернета, которые создают виртуальную реальность в своем воображении, хотя и общаются с реальными людьми.

Общение в Интернете нельзя назвать настоящим, поскольку люди не ведут себя привычным образом, а играют придуманную роль, как и в компьютерных играх. Соответственно, общение в чатах и форумах оказывает такое же пагубное воздействие на психику человека, как и виртуальные игры.

В последнее время все чаще говорят о возникновении такого феномена, как психологическая зависимость от компьютерных игр или Интернета. Количество людей, попадающих в эту зависимость, с каждым годом неуклонно растет.

В последнее время в обществе формируется целый класс людей – фанатов компьютерных игр. Из общения с ними ясно, что увлечение компьютером влияет на психику.

Большинство таких фанатов – это люди с какими-либо психологическими проблемами. Таким способом они пытаются получить удовольствие от жизни, не решая проблем. Подобный подход очень пагубен для личности, поскольку не способствует ее развитию, а наоборот – деградации, как это происходит с алкоголиками и наркоманами. Человек утрачивает смысл жизни и нормальные человеческие качества. Единственной ценной вещью для них становится компьютер и все, что с ним связано.

Эта проблема еще очень мало изучена. Но она с каждым годом возрастает, а ее негативные результаты налицо и требуют немедленного вмешательства и решения.


Информационная зависимость

В последнее время появился термин «информационная зависимость». Около 80% работников предприятий считают, что сбор данных является необходимым условием квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы.

Опасность информационной зависимости заключается в том, что чрезмерное количество информации вызывает стресс, поскольку человек не в состоянии обработать ее (об этом уже говорилось выше). Никакая зависимость никогда еще не шла на пользу здоровью человека.

Последствия пагубного влияния информационной зависимости сказываются на отношениях в семье, с сотрудниками, просто с окружающими людьми. Зависимость становится причиной разводов, увольнений, ссор, конфликтов и т.п.

Подобное разрушение жизненных устоев характерно для любой зависимости, в том числе алкогольной и наркотической.

Зависимость от компьютерных игр

Все компьютерные игры можно разделить на следующие виды: головоломки, игры на быстроту реакции, аркадные, азартные и ролевые игры.

Головоломки

К этому виду относятся компьютерные варианты различных настольных игр – шахмат, шашек, нардов и т.д. Игра вызывает азарт, который заключается в желании обыграть компьютер, показав свое превосходство над ним.

Игры на быстроту реакции

Это игры, в которых игрок должен проявить ловкость и быстроту реакции. От аркадных игр они отличаются отсутствием сюжета. Мотивация основана на азарте, заключающемся в желании набрать большее количество очков. Такие игры вполне могут сформировать психологическую зависимость у человека.

Аркадные игры

Это игры, имеющие небольшой сюжет и героев, за одного из которых действует игрок. Цель игры – собрать большее количество призов, при этом быстро передвигаться, ускользая от опасностей, стрелять, управлять транспортным средством и т.д. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации.

Азартные игры

Это компьютерные варианты карточных игр, рулеток, игровых автоматов, то есть всего того, во что играют в казино.

Ролевые игры

Этот вид игр отличается более масштабным сюжетом и интересными ролями. Цель – это не просто собрать призы или убить как можно больше персонажей, а спасти человечество, например. Персонажи становятся более емкими и психологичными, в результате чего человек больше вживается в роль, глубже входит в виртуальную реальность игры и отрешается от действительности.

Ролевые компьютерные игры могут оказывать влияние на личность человека. Совершая значимые дела в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни.

Ролевые компьютерные игры можно разделить еще на 3 вида:

– игры, в которых играющий человек видит виртуальную реальность глазами своего компьютерного героя. Этот вид ролевых игр наиболее сильно затягивает людей. Игроку приходится полностью идентифицировать себя с компьютерным персонажем.

Через некоторое время после начала игры человек начинает терять связь с реальной жизнью и полностью концентрируется на процессе игры, переносясь в воображении в виртуальный мир. В это время игрок может воспринимать виртуальный мир очень серьезно, а действия своего героя считать своими. Мотивация основывается на вовлеченность в сюжет игры;

– игры, в которых игрок видит своего компьютерного героя. Человек при этом не так сильно вживается в роль своего персонажа. Но, управляя действиями героя, он воспринимает его, как себя со стороны. Отождествление себя с компьютерным персонажем все-таки происходит, хотя и не в такой степени, как в первом случае;

– игры, в которых игрок является руководителем группы персонажей, например экипажа самолета, отряда спецназа, армии, страны и т.п. Человек не видит своего компьютерного героя и домысливает свою роль сам. Люди с хорошим воображением также могут сильно вовлечься в эту игру.

В ролевой игре человек видит мир глазами своего героя и может проявлять эмоции в соответствии с событиями, происходящими в игре. В критических ситуациях человек может бледнеть и ерзать на стуле, пытаться увернуться от ударов или выстрелов компьютерных врагов и т.п. Неудачи героя и его гибель переживаются очень болезненно.

Наиболее сильно в психологическую зависимость попадают люди, играющие в ролевые компьютерные игры. Этот вид игр предполагает, что игрок займет место одного из персонажей игры. Человек должен начать думать, как его герой, и поступать соответственно. Эта роль становится его жизнью, замещая настоящую. Происходит как бы распад личности на я-настоящее и я-виртуальное. Диссонанс между этими двумя личностями и ведет к психическим нарушениям.

Что представляет собой виртуальная реальность, которая так захватывает не только воображение, но и души людей? Это мир, создаваемый компьютерной игрой и воспринимаемый игроком как реальный. В результате возникает эффект присутствия.

Сознание автоматически дополняет придуманный мир, доводя его до уровня реальности. При этом психика человека способна отражать любую реальность, по-настоящему реагируя на нее. Преимуществом виртуальной реальности является то, что в ней можно создавать любой, даже самый невероятный и фантастический мир, в котором человек может проявить свои способности и качества характера.

Зависимость от компьютерной виртуальной реальности

В настоящее время компьютерные игры настолько совершенствуются, что создают целый виртуальный мир, в котором можно жить, действовать, чувствовать, завязывать отношения и т.д. В этой придуманной реальности человек может быть тем, кем захочет. Подобная виртуальность для некоторых людей становится предпочтительнее обыденной действительности, в которой ничего интересного не происходит. Такого человека перестает интересовать окружающий мир. Он обретает своеобразную зависимость от виртуальной реальности.

Компьютерно-игровая зависимость – это чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение игрой на компьютере или игровой приставке, которую человек использует для того, чтобы уйти от реальной жизни. Опасность такой зависимости заключается в том, что, подобно алкоголю или наркотикам, «зависание» в виртуальном мире приводит к деформации или качественным изменениям личности человека, его социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

К такому выводу пришли психологи, проводившие специальные исследования и тестирования пользователей компьютеров и игровых приставок. В результате были установлены психические и соматические симптомы зависимости от компьютерных игр.

Психические признаки:

– возникновение чувства радости и эйфории во время игры на компьютере или игровой приставке;

– отсутствие контроля за временем в процессе игры;

– неуклонное стремление увеличивать время игры;

– не имея возможности поиграть, возникают раздражение, гнев, чувство угнетенности, ощущение пустоты или депрессия;

– использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

– проблемы во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками или коллегами по работе.

Соматические признаки:

– сухость глаз;

– запоры;

– отсутствие аппетита;

– неряшливость.

Стадии формирования зависимости

Если рассматривать зависимость как болезнь, можно выделить несколько стадий ее развития.

Согласно исследовательским данным, 80% исследуемых людей прошли пик увлеченности компьютерными играми, но продолжают серьезно увлекаться ими.

На I стадии человек слегка увлекается игрой после того, как попробует участвовать в ней 1 или несколько раз.

Игра начинает ему нравиться все больше и больше. Нравится все – компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни, фантастические сюжеты и т.д. По сути, игра позволяет человеку осуществить свои мечты, например стать водителем красивого автомобиля или пилотом боевого самолета. В игре человек может почувствовать себя в желанной роли.

Постепенно в сознании человека начинает возникать потребность вновь принять участие в игре, сыграть какую-то роль. Он получает большое удовольствие от игры, от чего она ему нравится с каждым разом все больше. По природе человек обычно стремится повторить действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом он удовлетворяет свои душевные потребности.

В результате человек начинает все чаще играть в понравившуюся игру. Но на такой стадии это еще не входит в систему, поскольку устойчивая и постоянная потребность в игре еще не сформирована.

На II стадии развития зависимости у человека появляется новая потребность – потребность в игре. Основа ее лежит в глубине души и зависит от индивидуально-психологических особенностей отдельной личности. Человек начинает стремиться к игре, чтобы убежать от каких-то проблем в реальной жизни путем принятия другой роли.

На этом этапе человек начинает играть в компьютерные игры систематически. В случае недоступности компьютера возникают отрицательные эмоции такой силы, что иногда побуждают человека на совершение довольно активных действий по устранению возникших препятствий.

По существующим данным, около 10–14% игроков становятся зависимыми от компьютерных игр.

На III стадии возникает непосредственно зависимость.

Игра уже не только является потребностью, она влияет на жизненные и смысловые ценности личности. Изменяются самооценка и самосознание человека. В это время зависимость приобретает одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную. Социализированная форма игровой зависимости заключается в том, что человек стремится поддерживать социальные контакты с людьми, которые являются такими же фанатами игры, как и он сам. Он обычно любит играть совместно или с помощью компьютерной сети с другими людьми.

Игровая мотивация в подобных играх основана на соревновании друг с другом. Такая форма зависимости не столь пагубна для психики игрока, как индивидулизированная форма. Здесь человек не отрывается от других людей, не уходит полностью в себя. Существующее окружение, даже состоящее из таких же фанатов, не дает человеку оторваться от реальности.

Индивидуализированная форма зависимости ведет к психическим и соматическим нарушениям. Это крайняя форма зависимости, при которой у человека теряются не только особенность мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Психика начинает отражать воздействие не объективного, а виртуального, придуманного игрой мира. Такие люди очень долго (по 15–20 ч) играют в одиночку. Потребность в игре приравнивается с основными физиологическими потребностями.

В период максимальной зависимости от компьютерной игры человек может играть по 30–50 ч в неделю, при этом продолжительность игры достигает 14–18 ч. На стадии привязанности эти же игроки тратят на игры всего 20–30 ч в неделю при продолжительности одной игры не более 4–5 ч.

Компьютерная игра становится для таких людей настоящим наркотиком. Перерывы в течение какого-то времени приводят к чувству неудовлетворенности, возникают раздражение, злость и депрессия. Образ жизни такого человека ведет к возникновению психической патологии.

На IV стадии у человека вырабатывается привязанность к компьютерной игре. В это время игровая активность заметно угасает. В психике человека ощущаются сдвиги в сторону нормы. Человек начинает отстраняться от компьютера, но полностью отказаться от него не может. Он уже проводит за компьютером гораздо меньше времени, от 4 до 5 ч, но все же играет постоянно.

Эта стадия может длиться очень долго, возможно, на протяжении всей жизни. Случаев полного угасания зависимости очень мало. Если человек дошел до стадии зависимости, она уже никогда полностью у него не пройдет.

У игроков может возникать кратковременная игровая зависимость, связанная с появлением новых интересных игр. Однако по мере прохождения игры сила зависимости снова угасает.

Механизмы формирования зависимости

Эти механизмы основаны на стремлении человека уйти от реальности и принять новую роль. Они мотивируют человека на подсознательном уровне. Эти механизмы формирования зависимости включаются почти сразу после первой игры, независимо от того, чем при этом руководствуется человек.

1. Уход от реальности. Чаще всего неудовлетворенность окружающим миром заставляет человека спрятаться в мире виртуальном.

Ролевая компьютерная игра является очень удобным и простым способом моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Он получает возможность пожить другой жизнью, где нет тех проблем, которые его беспокоят, ежедневных обязанностей, которые надоели.

Поначалу человеку кажется, что ролевая игра может послужить хорошим средством для снятия стрессов, депрессии и т.п. Но формирование зависимости побуждает людей злоупотреблять ролевыми играми, уходя в них от реальности на длительное время. В результате может возникнуть опасность полного отрешения от реальности и образования очень сильной психологической зависимости от компьютерной игры.

В отдельных случаях человек может на время выходить из виртуальности в реальный мир, чтобы удовлетворить физиологические потребности. Однако все остальные потребности удовлетворяются в вымышленной реальности. Настоящий мир становится чужим, опасным, человек не может в нем жить, поскольку ему нельзя делать все то, что дозволено в виртуальном мире.

Вне игры человек чувствует себя беззащитным, ему не хватает виртуального окружения, поэтому он старается как можно быстрее вернуться в игру. Постоянный уход от реальности приводит к еще большему стремлению уйти в виртуальный мир, появляется устойчивая потребность в подобном бегстве. С каждым часом игры зависимость от нее усиливается, как зависимость от наркотиков усиливается с каждой новой дозой. При таком развитии человек вскоре уже не может обходиться без компьютерной игры.

2. Принятие роли. В основе этого механизма лежит потребность человека в игре как таковой. Он стремится принять роль компьютерного персонажа, поскольку она позволяет удовлетворять потребности, которые в реальной жизни удовлетворены быть не могут по тем или иным причинам.

Через ролевые игры ребенок познает мир. Он принимает на себя роль взрослых, чтобы познать их и окружающий мир. Однако с возрастом человек перестает играть в ролевые игры, заменяя их интеллектуальными. Между тем потребность человека в познании окружающего мира остается. Но он очень редко имеет возможность ее удовлетворить, приняв на себя роль другого человека. Например, шофер хочет увидеть мир глазами летчика, мужчина – побыть в роли женщины, неудачник мечтает почувствовать себя на месте лидера и т.д.

Потребность познавать мир находится в подсознании, иными словами, человек, как правило, не отдает себе отчета, что у него она есть. Он занят другими делами – достижением материального благополучия, воспитанием детей и т.д. Но то, что человек чего-то не осознает, не означает отсутствие этого. Мало того, бессознательные потребности очень часто оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

Ролевая игра – это весьма эффективный способ познавательной деятельности. Именно поэтому человек получает от нее большое удовольствие, и со временем само принятие роли в такой игре перерастает в зависимость.

Получается, что компьютерный герой и виртуальный мир удовлетворяют те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Человек познает, что значит быть уважаемым человеком, с чьим мнением считаются, что значит быть сильным и наводить страх на других людей. Довольно приятно входить в роль супермена, между тем как в реальной жизни таких ощущений он никогда не получит.

Чем больше человек играет, тем более ощутимым становится контраст между я-реальным и я-виртуальным. Это еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре. Он больше отстраняется от реальной жизни и начинает реализовывать себя как личность только в выдуманном мире, полностью игнорируя реальный. Подобное отношение к жизни и окружающему миру приводит к целому ряду серьезных личностных проблем. Формируется иное самосознание, меняется самооценка.

Эти 2 механизма формирования зависимости от ролевых компьютерных игр работают одновременно, но один из них обычно преобладает по силе своего влияния. Оба механизма по своей сути преследуют цель компенсировать негативные жизненные переживания. Поскольку негатив присутствует в жизни большинства людей, можно считать, что большинство предрасположено к компьютерной зависимости.

Негативное влияние ролевых игр на личность человека

У человека, увлекающегося ролевыми играми, наблюдаются нарушения психического состояния в эмоциональной сфере жизни. Они заметны невооруженным глазом, причем не только для родственников игроков, но и для них самих.

Устойчивыми отклонениями от нормы у игроков становятся: ухудшение настроения, самочувствия, снижение активности. Кроме того, такие люди постоянно о чем-то тревожатся. Подобное состояние говорит о неприспособленности человека к окружающему миру и неадекватном восприятии самого себя и мира. Тревога связана с увеличением разницы между я-виртуальным (которое бессмертно и может практически все) и я-реальным (которое является простым смертным человеком).

Помимо этого, тревога является катализатором формирования зависимости – увеличение ее приводит к усилению зависимости, что, в свою очередь, опять увеличивает тревогу и т.д.

Интернет-зависимость

Во время нахождения в Интернете многих людей охватывает азарт. Возникает желание завести новых знакомых или скачать как можно больше интересной информации. Все это заставляет обычных пользователей находиться в виртуальном пространстве ночь напролет (в это время Интернет стоит дешевле). У некоторых это увлечение перерастает в патологическое состояние зависимости, что существенно сказывается на работоспособности человека и его социальной жизни, подрывает психическое здоровье.

Психологи определяют интернет-зависимость как навязчивое желание выйти в Интернет и неспособность прервать сеанс.

Некоторые психологи приводят следующие признаки зависимости:

– навязчивое желание проверить e-mail;

– постоянное желание следующего выхода в Интернет;

– жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

– жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Как правило, у зависимых людей прекращение пользования или попытки сокращения времени, проводимого в Интернете, приводят к возникновению плохого самочувствия, которое может развиваться от нескольких дней до 1 мес и выражаться следующими признаками:

– эмоциональным и двигательным возбуждением;

– тревогой;

– навязчивыми мыслями о том, что сейчас происходит в Интернете;

– фантазиями и мечтами об Интернете;

– произвольными или непроизвольными движениями пальцев, которые напоминают печатание на клавиатуре.

Преимуществом интернет-зависимости, по сравнению с другими видами, можно назвать отсутствие физиологической зависимости. Несмотря на это она производит не менее разрушительные действия на жизнь человека, пагубно сказывается на его профессиональной и социальной деятельности.

Зависимость побуждает человека продолжать использовать Интернет, даже если он понимает, что это уже привело к физическим, психологическим, социальным и профессиональным проблемам, например недосыпанию, семейным проблемам, опозданиям на работу, пренебрежению профессиональными обязанностями, академической неуспеваемости и др.

Зависимые от Интернета люди часто предвкушают свой выход в Сеть, при этом они чувствуют нервозность. Кроме того, они начинают обманывать относительно времени пребывания в Интернете (так же, как алкоголики убеждают себя, что могут в любой момент перестать пить).

Отличительной особенностью всех зависимых людей является отсутствие критичного отношения к собственным проблемам. Люди не признают у себя зависимости и поэтому не стремятся ограничивать себя в своем увлечении.

Причины возникновения интернет-зависимости

Люди, зависимые от Интернета, чаще всего используют чаты, телеконференции, е-mail, WWW и информационные протоколы (ftp, goper).

Среди интернет-зависимых можно выделить 2 группы людей: увлекающихся общением (91%) и интересующихся информацией (9%). Людей больше всего привлекают анонимность, доступность, безопасность и простота использования Интернета. Можно сделать вывод, что причиной увлечения Интернетом является возможность получения человеком социальной поддержки, сексуального удовлетворения, создание виртуального героя (нового я), получения признания окружающих и т.д.

Попадая в Интернет, люди получают возможность высказывать противоречащие мнению других людей суждения, тем самым они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет» и т.д. Это привлекает по большей части тех, кто в реальной жизни не способен на такие действия.

Любая зависимость предполагает наличие определенного типа личности. К этому типу относятся люди, которые являются крайне несамостоятельными, имеют слабую волю, ранимы, не способны воспринимать критику или неодобрение, не желают брать на себя ответственность и принимать решения, попадают в подчинение к другим людям. Это описание человека с пассивной жизненной позицией.

Благодаря общению в Интернете описанные типы людей компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Подобное отношение к Интернету и приводит их к зависимости от него.

Последствия интернет-зависимости

Подобно наркотику, общение в Интернете создает иллюзию благополучия и кажущуюся возможность решения существующих в жизни проблем. Хотя многие попавшие в зависимость люди понимают, что реальной поддержки в Сети они не получают, они все равно не могут бросить любимое занятие.

При отказе от алкоголя или наркотиков для облегчения состояния синдрома отмены (ломки), зависимый человек начинает принимать более легкие наркотики. Многие алкоголики, наркоманы, курильщики находят в Интернете именно такой легкий наркотик в надежде избавиться от более серьезных зависимостей. По сути, они замещают одну зависимость другой. При этом возникшие психологические и личностные проблемы не только не решаются, но и продолжают развиваться. Душевные качества не восстанавливаются. Человек, излечившийся таким образом от алкоголя или наркотиков, не получает психической реабилитации.

Интернет-зависимый человек переносит себя в виртуальный мир, созданный его воображением. Он придумывает образ и через него познает других, таких же выдуманных людей. Общение происходит ненастоящее, поскольку люди показывают себя в нем не такими, какие они есть, а такими, какими бы они хотели быть. Самое главное, что в реальной жизни люди совершенно не меняются. Так, нерешительные личности, научившись высказываться в Интернете, не становятся более общительными и смелыми в реальной жизни. Напротив, они становятся более зам-кнутыми с возрастанием увлечения компьютером.

Люди, находящиеся в Интернете, почти не отличаются от людей, увлекающихся компьютерными играми. В какой-то степени общение с другими людьми по Интернету даже более захватывает, чем игра, которая ограничивает воображение игрока какими-то правилами. В интернет-общении таких правил значительно меньше. Да и внимание реальных людей, стоящих за вымышленными никами, куда приятнее, чем признательность компьютерных персонажей.

Какой бы ни была зависимость, ее следует избегать, так как в ее основе лежат психологические проблемы, которые только усугубляются со временем. Человек создает иллюзию и уходит в нее с головой. Это верный путь к психическому расстройству.

Информационная зависимость

Никакая зависимость никогда еще не шла на пользу здоровью человека. В последнее время появился термин «информационная зависимость», опасность которой заключается в том, что чрезмерное количество информации вызывает стресс, поскольку человек не в состоянии обработать ее, о чем уже упоминалось выше.

Последствия пагубного влияния информационной зависимости сказываются на отношениях в семье, с сотрудниками, просто с окружающими людьми. Зависимость становится причиной разводов, увольнений, ссор, конфликтов и т. п.

Подобное разрушение жизненных устоев характерно для любой зависимости. Механизмы ее формирования основаны на стремлении человека уйти от реальности и принять новую роль. Они мотивируют человека на подсознательном уровне.

Механизмы формирования зависимости включаются почти сразу после первой же игры, независимо от того, чем при этом руководствуется человек. Попытаемся их коротко охарактеризовать.

1. Уход от реальности

Чаще всего неудовлетворенность окружающим миром заставляет человека спрятаться в мире виртуальном.

Ролевая компьютерная игра является очень удобным и простым способом моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Он получает возможность пожить другой жизнью, где нет тех проблем, которые его беспокоят, ежедневных обязанностей, которые надоели.

Поначалу человеку кажется, что ролевая игра может послужить хорошим средством для снятия стрессов, депрессии и т. п. Но формирование зависимости побуждает людей злоупотреблять ролевыми играми, уходя в них от реальности на длительное время. В результате может возникнуть опасность полного отрешения от реальности и образования очень сильной психологической зависимости от компьютерной игры.

В отдельных случаях человек может на время выходить из виртуальности в реальный мир, чтобы удовлетворить физиологические потребности. Однако все остальные потребности удовлетворяются в вымышленной реальности. Настоящий мир становится чужим, опасным, человек не может в нем жить, поскольку ему нельзя делать все то, что дозволено в виртуальном мире.

Вне игры человек чувствует себя беззащитным, ему не хватает виртуального окружения, поэтому он старается как можно быстрее вернуться в игру. Постоянный уход от реальности приводит к еще большему стремлению уйти в виртуальный мир, появляется устойчивая потребность в подобном бегстве. С каждым часом игры зависимость от нее усиливается, как зависимость от наркотиков усиливается с каждой новой дозой. При таком развитии человек вскоре уже не может обходиться без компьютерной игры.

2. Принятие роли

В основе этого механизма лежит потребность человека в игре как таковой. Он стремится принять роль компьютерного персонажа, поскольку она позволяет удовлетворять потребности, которые в реальной жизни удовлетворены быть не могут по тем или иным причинам.

Через ролевые игры ребенок познает мир. Он принимает на себя роль взрослых, чтобы познать их и окружающий мир. Однако с возрастом человек перестает играть в ролевые игры, заменяя их интеллектуальными. Между тем, потребность человека в познании окружающего мира остается. Но он очень редко имеет возможность ее удовлетворить, приняв на себя роль другого человека.

Например, шофер хочет увидеть мир глазами летчика, мужчина - побыть в роли женщины, неудачник мечтает почувствовать себя на месте лидера и т. д.

Потребность познавать мир находится в подсознании, иными словами, человек, как правило, не отдает себе отчета, что у него она есть. Он занят другими делами - достижением материального благополучия, воспитанием детей и т. д. Но тот факт, что человек чего-то не осознает, не означает отсутствие этого. Мало того, бессознательные потребности очень часто оказывают большее влияние на наше поведение, чем осознаваемые.

Ролевая игра - это весьма эффективный способ познавательной деятельности. Именно поэтому человек получает от нее большое удовольствие, и со временем само принятие роли в такой игре перерастает в зависимость.

Получается, что компьютерный герой и виртуальный мир удовлетворяют те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Человек познает, что значит быть уважаемым человеком, с чьим мнением считаются, что значит быть сильным и наводить страх на других людей. Довольно приятно входить в роль супермена, между тем как в реальной жизни таких ощущений он никогда не получит.

Чем больше человек играет, тем более ощутимым становится контраст между я-реальным и я-виртуальным. Это еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре. Он больше отстраняется от реальной жизни и начинает реализовывать себя как личность только в выдуманном мире, полностью игнорируя реальный. Подобное отношение к жизни и окружающему миру приводит к целому ряду серьезных личностных проблем. Формируется иное самосознание, меняется самооценка.

Эти два механизма формирования зависимости от ролевых компьютерных игр работают одновременно, но один из них обычно преобладает по силе своего влияния. Оба механизма по своей сути преследуют цель компенсировать негативные жизненные переживания.

Поскольку негатив присутствует в жизни большинства людей, можно считать, что большинство из нас предрасположено к компьютерной зависимости.

Стадии формирования зависимости

Если рассматривать зависимость как болезнь, можно выделить несколько стадий ее развития.

I стадия

Человек слегка увлекается игрой после того, как попробует участвовать в ней один или несколько раз.

Игра начинает ему нравиться все больше и больше. Нравится все - компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни, фантастические сюжеты и т. д. По сути, игра позволяет человеку осуществить свои мечты, например, стать водителем красивого автомобиля или пилотом боевого самолета. В игре человек может почувствовать себя в желанной роли.

Постепенно в сознании человека начинает возникать потребность вновь принять участие в игре, сыграть какую-то роль. Он получает большое удовольствие от игры, от чего она ему нравится с каждым разом все больше. По природе человек обычно стремится повторить действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, он удовлетворяет свои душевные потребности.

В результате человек начинает все чаще играть в понравившуюся игру. Но на такой стадии это еще не входит в систему, поскольку устойчивая и постоянная потребность в игре еще не сформирована.

II стадия

У человека появляется новая потребность - потребность в игре. Основа ее лежит в глубине души и зависит от индивидуально-психологических особенностей отдельной личности. Человек начинает стремиться к игре, чтобы убежать от каких-то проблем в реальной жизни путем принятия другой роли.

На этом этапе человек начинает играть в компьютерные игры систематически. В случае недоступности компьютера возникают отрицательные эмоции такой силы, что иногда они побуждают человека на совершение довольно активных действий по устранению возникших препятствий.

III стадия

Окончательное формирование непосредственно зависимости.

Игра уже не только является потребностью, она влияет на жизненные и смысловые ценности личности. Изменяются самооценка и самосознание человека. В это время зависимость приобретает одну из двух форм: социализированную или индивидуализированную. Социализированная форма игровой зависимости заключается в том, что человек стремится поддерживать социальные контакты с людьми, которые являются такими же фанатами игры, как и он сам. Он обычно любит играть совместно или с помощью компьютерной сети с другими людьми.

Игровая мотивация в подобных играх основана на соревновании друг с другом. Такая форма зависимости не столь пагубна для психики игрока, как индивидуализированная форма. Здесь человек не отрывается от других людей, не уходит полностью в себя. Существующее окружение, даже состоящее из таких же фанатов, не дает человеку оторваться от реальности.

Индивидуализированная форма зависимости ведет к психическим и соматическим нарушениям. Это крайняя форма зависимости, при которой у человека теряются не только особенность мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Психика начинает отражать воздействие не объективного, а виртуального, придуманного игрой мира. Такие люди очень долго (по 15–20 часов) играют в одиночку. Потребность в игре приравнивается к основным физиологическим потребностям.

В период максимальной зависимости от компьютерной игры человек может играть по 30–50 часов в неделю, при этом продолжительность игры достигает 14–18 часов. На стадии привязанности эти же игроки тратят на игры всего 20–30 часов в неделю при продолжительности одной игры не более 4–5 часов.

Компьютерная игра становится для таких людей настоящим наркотиком. Перерывы в течение какого-то времени приводят к чувству неудовлетворенности, возникают раздражение, злость и депрессия. Образ жизни такого человека ведет к возникновению психической патологии.

IV стадия

Формирование стойкой привязанности к компьютерной игре.

В этот период игровая активность заметно угасает. В психике человека ощущаются сдвиги в сторону нормы. Человек начинает отстраняться от компьютера, но полностью отказаться от него не может. Он уже проводит за компьютером гораздо меньше времени, от 4 до 5 часов, но все же играет постоянно.

Эта стадия может длиться очень долго, возможно, на протяжении всей жизни. Случаев полного угасания зависимости очень мало. Если человек дошел до стадии зависимости, она уже никогда полностью у него не пройдет.

У игроков может возникать кратковременная игровая зависимость, связанная с появлением новых интересных игр. Однако по мере прохождения игры сила зависимости снова угасает.

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Из книги Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика автора Галина Сергеевна Шаталова

Информационная недостаточность Сегодня никого не надо убеждать в значении информации в нашей с вами жизни. Она, информация, играет решающую роль в формировании нашего разума, который отличает человека от животного. Но всегда ли мы осознаем, что обмен информацией не

Из книги Портреты гомеопатических препаратов (часть 1) автора Кэтрин Р. Култер

ЗАВИСИМОСТЬ Второй примечательной и основной чертой Pulsatilla является её зависимость. Так же как и цветок, растущий пучками, так и человек-Pulsatilla должен быть окружен людьми. Не так, как Phosphorus, чтобы иметь слушателей и для стимула; не как Lycopodium или Sulphur, чтобы на кого-то

Из книги Средство от бессонницы автора Андрей Владимирович Курпатов

Лекарственная зависимость Вопрос лекарственной зависимости беспокоит, наверное, всех, кто собирается начать прием психотропных препаратов. Впрочем, тут обычно звучат даже два вопроса: "А дураком я не стану?" и "А мне не придется эти таблетки всю жизнь глотать?". Но, по

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Зависимость Когда дети учатся ходить, и в дошкольном возрасте, они постепенно учатся быть более независимыми, но делают это в своем темпе. Они не могут торопиться. Иногда кажется, что продолжение грудного вскармливания держит ребенка в зависимости от матери. «Отними

Из книги Настольная книга самой обаятельной и привлекательной толстушки автора Марина Дерябина

Зависимость от еды Находясь под впечатлением одной из телепередач, я вдруг почувствовала потребность ограничивать себя в еде. Нет, на сей раз о диете я не думала, но решила есть только тогда, когда это и в самом деле необходимо, никаких «перекусов».Весь день занят работой,

Из книги Как победить лишний вес с помощью музыки автора Рушель Блаво

Зависимость До сих пор я пользовался словом «зависимость», не объясняя, что это значит. Теперь давайте посмотрим, из чего она состоит, - это поможет вам с ней разделаться. Не все согласятся, что у человека может возникнуть НАВЯЗЧИВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЕДЫ. Я лично в этом

Из книги Лучшие рецепты от похмелья автора Николай Михайлович Звонарев

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В настоящее время алкогольной зависимостью страдает большой процент населения России. Связано это как с наследственной предрасположенностью, так и с индивидуальным психологическим складом человека.В настоящее время традиционная медицина

Из книги Золотой ус и другие природные целители автора Алексей Владимирович Иванов

Алкогольная зависимость В настоящее время алкогольной зависимостью страдает большой процент населения России. Связано это как с наследственной предрасположенностью, так и с индивидуальным психологическим складом человека.В настоящее время традиционная медицина

Из книги «Звездочка». Неизвестные целительные свойства старого знакомого автора Людмила Антонова

Алкогольная зависимость Алкогольная зависимость – это заболевание, связанное с систематическим употреблением спиртных напитков. Она характеризуется постоянной тягой к их употреблению и приводит к психическим и физическим расстройствам. Алкогольная зависимость

Из книги Вредные товары автора

Информационная зависимость Никакая зависимость никогда еще не шла на пользу здоровью человека. В последнее время появился термин «информационная зависимость», опасность которой заключается в том, что чрезмерное количество информации вызывает стресс, поскольку

Из книги Что мы едим? Как определить качество продуктов автора Леонид Витальевич Рудницкий

Способ пятый - информационная фальсификация колбасных изделий Это, как уже упоминалось выше, обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Он осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и

Из книги Пять шагов к бессмертию автора Борис Васильевич Болотов

Информационная система Зрительные нервы Куриная слепота (ослабление зрения в сумерках), косоглазие, наклон головы, расширение зрачков, галлюцинации, негативность вечернего зрения.Исходный растительный материал: чистотел, очиток едкий, очанка, ястребинка волосистая,

Из книги Тайные послания воды. Код любви и здоровья автора Анастасия Савина

Информационная память воды С XVI века сохранилась легенда про графа де Мюреля, имевшего поместье на границе Испании и Франции. В источник, из которого брали воду для нужд замка, залезла нищая грязная старуха. Де Мюрель увидел это во время конной прогулки и возмутился. Он

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Филипп Олегович Богачев

11.6. Зависимость В Интернете никто не знает, что ты собака. Питер СтайнерДавай проведем простой тест: чем ты будешь заниматься, если тебя на месяц забросит в страну, где с интернетом все плохо? Например, в Северную Корею? У тебя есть план, чем можно занять все это время, кроме

Из книги Измени свой мозг – изменится и возраст! автора Дэниэл Дж. Амен

Информационная перегрузка и секретный способ учиться всю жизнь Никогда в истории людям не приходилось столько работать с информацией, как сегодня. Объем информации в мире удваивается уже каждые два года. В английском языке накоплено полмиллиона слов – в пять раз больше,

Голубев Сергей, 9С, НГГ

Результаты исследования агентства Reuters, название которого можно перевести как "Прилипшие к экрану: информационная зависимость в мире", подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главенствующую роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1000 деловых людей из разных стран мира. Более половины корреспондентов призналось, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного.

Кроме того, около 50% сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. 80% корреспондентов считают, что сбор данных - необходимое условие квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы. 50% опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно.

Ассистент профессора психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг считает, что основную опасность для больных информационной зависимостью представляет стресс, вызванный избыточностью данных. Отчет Reuters еще раз подтверждает старую идею: психологическая зависимость и здоровье - вещи несовместные.

Иными словами, зависимость от Internet или от информации может сказываться на состоянии человека не менее пагубно, чем любое другое заболевание. "Последствия могут быть самые различные: развод, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, увольнение с работы, академическая неуспеваемость. В отличие от алкоголя и наркотиков, информационная зависимость не чревата деструктивными последствиями для организма, однако социальные и профессиональные проблемы могут возникать не менее серьезные", - заметила Янг.

Нельзя не отметить следующий факт: 36% родителей причиняет беспокойство, повышенное внимание, которое уделяют компьютеру их чада.