Что такое компилятор, интерпретатор, транслятор. Для повышения наглядности программ вместо числовых кодов используются символические или графические представления конструкций языка, более удобные для их восприятия человеком

Для перевода с одного языка на другой программам, как и людям, требуется переводчик или, говоря по-научному, транслятор.

Транслятор: основные понятия

Такая программа как транслятор представляет собой лингвистическое представление вычислений I ->P ->P (i). Интерпретатор представляет собой программу, на вход которой подается программа P с некоторыми входными данными X.Выполняет он P на X: I(P, x)=P(x).Существует единственный транслятор, который способен выполнять все возможные программы (которые можно представить в формальной системе). Это является очень значительным и глубоким открытием Тьюринга. Процессор представляет собой интерпретатор программ на машинном языке. Писать интерпретаторы для языков высокого уровня, как правило, слишком дорого, поэтому их транслируют в ту форму, которую легче интерпретировать. Некоторые виды трансляторов обладают очень странными именами. Программа транслирует программы на ассемблере в машинный язык. Компилятор позволяет транслировать с языка высокого уровня на язык более низкого уровня. Транслятор представляет собой программу, которая в качестве входных данных принимает программу на некотором языке S и после обработки выдает программу на языке T.Таким образом, они обе имеют ту же семантику: P->X->Q. Таким образом, для любого xP(x)=Q(x). Если транслировать всю программу в нечто интерпретируемое, то это называется компиляцией перед исполнением или компиляцией AOT. Компиляторы AOT могут использоваться последовательно. Последний из них очень часто является ассемблером. Так, рассмотрим пример: Исходный код ->Компилятор (транслятор) -> Ассемблерный код -> Ассемблер (транслятор) -> Машинный код -> ЦПУ (интерпретатор). Динамическая или оперативная компиляция осуществляется в том случае, если часть программы транслируется, когда исполняются другие скомпилированные ранее части. Трансляторы JIT запоминают то, что они уже выполнили ранее, чтобы снова и снова не повторять исходный код. Они даже способны выполнять адаптивную компиляцию и перекомпиляцию, которая основана на поведении среды выполнения программы. Многие языки дают возможность выполнять код во время трансляции, а также компилировать новый код во время выполнения программы.

Трансляция: этапы

Процесс трансляции состоит из этапов синтеза и анализа. Схематично этот процесс выглядит примерно следующим образом: Исходный код -> Анализатор -> Концептуальное представление -> Синтезатор (генератор) -> Целевой код. Обусловлено это следующими причинами:

— любой другой способ просто не подходит;

— перевод по словам просто не работает.

Можно использовать следующее инженерное решение: если необходимо написать трансляторы для M исходных языков и N целевых, потребуется написать только M+N простых программ (полукомпиляторов), а не MxN полных (комплексных) трансляторов. На практике, тем не менее, концептуальное представление довольно редко бывает выразительным и мощным, чтобы охватить все существующие целевые и исходные языки. Хотя некоторые пользователи смогли приблизиться к этому. Реальные компиляторы проходят через множество различных этапов. При создании собственного компилятора не нужно будет заново проводить всю тяжелую работу, которую программисты уже проделали при создании генераторов и представлений. Свой язык можно транслировать непосредственно в JavaScript или C и использовать для этой цели существующие компиляторы языка C и JavaScript движки для того, чтобы сделать все остальное. Можно также использовать существующие промежуточные представления и виртуальные машины.

Запись транслятора

Транслятор может представлять собой техническое средство или программу, в которой используются три языка: исходный, целевой, базисный. Записать их можно в форме T, расположив слева исходный, справа целевой и ниже базисный. Всего существует три вида компиляторов.

  1. Транслятор – это самокомпилятор, если исходный язык у него соответствует базисному.
  2. Саморезидентным называется компилятор, у которого целевой язык равняется базисному.
  3. Если целевой и базисный языки различные, то транслятор – это кросс-компилятор.

Почему важно различать эти виды компиляторов? Даже если вы никогда не создадите по-настоящему качественный компилятор, неплохо будет узнать о технологии его создания, поскольку все используемые для этой цели концепции применяются повсеместно в языках запросов к базам данных, при форматировании текстов, в расширенных компьютерных архитектурах, графических интерфейсах, обобщенных задачах оптимизации, машинных переводах, контроллерах и в виртуальных машинах. Также, если необходимо написать препроцессоры, загрузчики, сборщики, отладчики или профилировщики, необходимо пройти через все те же этапы, что и при написании компилятора. Можно также узнать о том, каким образом лучше писать программы, поскольку разработка транслятора для языка программирования означает лучшее понимание всех его неясностей и тонкостей. Благодаря изучению общих принципов трансляции вы можете стать хорошим дизайнером языка. Но действительно ли это важно? Насколько крут язык, если он не может быть эффективно реализован?

Масштабная технология

Технология компилятора охватывает широкий круг различных областей информатики. В него входят формальная теория языка, грамматика, компьютерная архитектура, парсинг, вычислимость, наборы инструкций, CISC или RISC, конвейерная обработка, тактовые циклы, ядра и т.п., а также управление последовательностью выполнения, рекурсии, условное выполнение, функциональное разложение, итерации, модульность, синхронизация, метапрограммирование, константы, область видимости, шаблоны, тип вывода, аннотации, прототипы, потоки, почтовые ящики, монады, групповые символы, продолжения, транзакционную память, регулярные выражения, полиморфизм, наследование, режимы параметров и т.п. Также для создания компилятора необходимо разбираться в абстрактных языках программирования, алгоритмах и структуре данных, регулярных выражениях, графических алгоритмах, динамическом программировании.

Проектирование компилятора. Возможные проблемы, возникающие при создании реального транслятора

Какие проблемы могут возникать с исходным языком? Легко ли его скомпилировать? Имеется ли для этого препроцессор? Каким образом обрабатываются типы? Какая группировка проходов компилятора используется – одно- или многоходовая? Также особого внимания заслуживает желаемая степень оптимизации. Быстрая и нечистая трансляция программы практически без оптимизации может быть нормальной. Чрезмерная оптимизация может тормозить компилятор, однако, во время выполнения лучший код может того стоить.

Степень обнаружения ошибок. Нужно ли, чтобы транслятор остановился уже на первой ошибке? Когда он должен остановиться? Стоит ли доверять компилятору процедуру исправления ошибок?

Необходимый набор инструментов

Если в вашем случае исходный язык является не слишком маленьким, то наличие генератора анализаторов и сканера являются обязательным условием. Также существуют и специальные генераторы кода, но они не получили слишком большого распространения.

Что касается вида целевого кода для генерации, тут необходимо выбирать из чистого, дополненного или виртуального машинного кода. Можно также написать входную часть, которая создает популярные промежуточные представления, такие как LLVM, JVM, RTL. Можно также сделать трансляцию из исходного в исходный код на Java Script или C. Если говорить о формате целевого кода, тут здесь можно выбрать переносимый машинный код, машинный код образа памяти, язык ассемблера.

Перенацеливание

При использовании большого количества генераторов неплохо было бы иметь общую входную часть. Также по этой причине для многих входных частей лучше иметь один генератора.

Компоненты компилятора

Перечислим главные функциональные компоненты транслятора, который генерирует машинный код, если выходной программой является программа, написанная на языке C или виртуальная машина:

— входная программа поступает в лексический анализатор, или по-другому сканер, который преобразует ее в поток токенов;

— синтаксический анализатор (парсер) строит из них абстрактное синтаксическое дерево;

— семантический анализатор раскладывает семантическую информацию и проверяет на предмет наличия ошибок узлы дерева;

— в результате строится семантический граф. Под этим термином понимают абстрактное синтаксическое дерево с установленными ссылками и дополнительными свойствами;

— генератор промежуточного кода строит граф потока (кортежи группируются в основные блоки);

— машинонезависимый оптимизатор проводит локальную и глобальную оптимизацию, но в основном остается в рамках подпрограмм, при этом упрощает вычисления и сокращает избыточный код. В результате должен получиться модифицированный граф потока;

— для связи базовых блоков в прямолинейный код с передачей управления используется генератор целевого кода. Он создает на ассемблере объектный файл с визуальными регистрами, возможно не слишком эффективными;

— для распределения памяти между виртуальными регистрами и выполнения планирования команд используется машинозависимый оптимизатор-компоновщик. Он также осуществляет преобразование программы, написанной на ассемблере, в настоящий ассемблер с применением конвейерной обработки.

— используются подсистемы обнаружения ошибок и менеджер таблиц символов;

— сканирование и лексический анализ. Сканер используется для конвертации потока знаков исходного кода в поток токенов, убирая комментарии, пробелы и расширяя макросы. Довольно часто сканеры встречаются с такой проблемой, принимать ли во внимание отступы, регистр, вложенные комментарии.

Те ошибки, которые могут встретиться при сканировании, называются лексическими. Они включают в себя следующие:

— отсутствующие в алфавите символы;

— превышение количества знаков в строке или слове;

— не закрытый строковый литерал или знак;

— конец файла в комментарии.

Синтаксический анализ или парсинг применяется для преобразования последовательности токенов в абстрактное синтаксическое дерево. При этом каждый узел дерева сохраняется как объект с именованными полями. Многие из них сами являются узлами дерева. Циклы на этом этапе отсутствуют. При создании парсера нужно в первую очередь обращать внимание на уровень сложности грамматики (LRили LL) и выяснить, имеются ли какие-то правила снятия неоднозначности. Действительно некоторые языки требуют проведения семантического анализа. Ошибки, которые встречаются на данном этапе, называются синтаксическими.

Семантический анализ

При проведении семантического анализа, необходимо, прежде всего, проверить правила допустимости и связать в одно целое части синтаксического дерева для формирования семантического графа путем вставки операции для неявного приведения типов, разрешения ссылок имен и т.п. Понятно, что разные языки программирования имеют различный набор правил допустимости. Если осуществляется компиляция Java-подобных языков, трансляторы могут обнаружить следующие ошибки:

— множественные объявления переменной в пределах области ее действия;

— нарушение правил доступности;

— наличие ссылок на необъявленное имя;

— чересчур большое или, наоборот, недостаточное число аргументов при вызове метода;

— несоответствие типов.

Генерация

Путем генерации промежуточного кода производится граф потока, который составлен из кортежей, сгруппированных в базовые блоки. После генерации кода получается реальный машинный код. На первом этапе в традиционных компиляторах для машин RISC на первом этапе создается ассемблер с бесконечным количеством виртуальных регистров. Вероятно, этого не произойдет для машин CISC.

Транслятор (англ. translator - переводчик) - это программа-переводчик. Она преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд. Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок, формирует словари идентификаторов, выдаёт для печати тексты программы и т. д. Язык, на котором представлена входная программа, называется исходным языком, а сама программа - исходным кодом. Выходной язык называется целевым языком или объектным кодом.

В общем случае понятие трансляции относится не только к языкам программирования, но и к другим языкам - как формальным компьютерным (вроде языков разметки типа HTML), так и естественным (русскому, английскому и т. п.).

Виды трансляторов

    Диалоговый. Обеспечивает использование языка программирования в режиме разделения времени (англ.).

    Синтаксически-ориентированный (синтаксически-управляемый). Получает на вход описание синтаксиса и семантики языка и текст на описанном языке, который и транслируется в соответствии с заданным описанием.

    Однопроходной. Формирует объектный модуль за один последовательный просмотр исходной программы.

    Многопроходной. Формирует объектный модуль за несколько просмотров исходной программы.

    Оптимизирующий. Выполняет оптимизацию кода в создаваемом объектном модуле.

    Тестовый. Набор макрокоманд языка ассемблера, позволяющих задавать различные отладочные процедуры в программах, составленных на языке ассемблера.

    Обратный. Для программы в машинном коде выдаёт эквивалентную программу на каком-либо языке программирования (см.: дизассемблер, декомпилятор).

Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.

Компилятор (англ. compiler - составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется. Входной информацией для компилятора (исходный код) является описание алгоритма или программа на проблемно-ориентированном языке, а на выходе компилятора - эквивалентное описание алгоритма на машинно-ориентированном языке (объектный код).

Виды компиляторов

    Векторизующий. Транслирует исходный код в машинный код компьютеров, оснащённых векторным процессором.

    Гибкий. Сконструирован по модульному принципу, управляется таблицами и запрограммирован на языке высокого уровня или реализован с помощью компилятора компиляторов.

    Диалоговый. См.: диалоговый транслятор.

    Инкрементальный. Повторно транслирует фрагменты программы и дополнения к ней без перекомпиляции всей программы.

    Интерпретирующий (пошаговый). Последовательно выполняет независимую компиляцию каждого отдельного оператора (команды) исходной программы.

    Компилятор компиляторов. Транслятор, воспринимающий формальное описание языка программирования и генерирующий компилятор для этого языка.

    Отладочный. Устраняет отдельные виды синтаксических ошибок.

    Резидентный. Постоянно находится в оперативной памяти и доступен для повторного использования многими задачами.

    Самокомпилируемый. Написан на том же языке, с которого осуществляется трансляция.

    Универсальный. Основан на формальном описании синтаксиса и семантики входного языка. Составными частями такого компилятора являются: ядро, синтаксический и семантический загрузчики.

Языки программирования могут быть разделены на компилируемые и интерпретируемые.

Программа на компилируемом языке при помощи специальной программы компилятора преобразуется (компилируется) в набор инструкций для данного типа процессора (машинный код) и далее записывается в исполнимый модуль, который может быть запущен на выполнение как отдельная программа. Другими словами, компилятор переводит исходный текст программы с языка программирования высокого уровня в двоичные коды инструкций процессора.

Если программа написана на интерпретируемом языке, то интерпретатор непосредственно выполняет (интерпретирует) исходный текст без предварительного перевода. При этом программа остаётся на исходном языке и не может быть запущена без интерпретатора. Можно сказать, что процессор компьютера - это интерпретатор машинного кода.

Кратко говоря, компилятор переводит исходный текст программы на машинный язык сразу и целиком, создавая при этом отдельную исполняемую программу, а интерпретатор выполняет исходный текст прямо во время исполнения программы.

Разделение на компилируемые и интерпретируемые языки является несколько условным. Так, для любого традиционно компилируемого языка, как, например, Паскаль, можно написать интерпретатор. Кроме того, большинство современных "чистых" интерпретаторов не исполняют конструкции языка непосредственно, а компилируют их в некоторое высокоуровневое промежуточное представление (например, с разыменованием переменных и раскрытием макросов).

Для любого интерпретируемого языка можно создать компилятор - например, язык Лисп, изначально интерпретируемый, может компилироваться без каких бы то ни было ограничений. Создаваемый во время исполнения программы код может так же динамически компилироваться во время исполнения.

Как правило, скомпилированные программы выполняются быстрее и не требуют для выполнения дополнительных программ, так как уже переведены на машинный язык. Вместе с тем, при каждом изменении текста программы требуется её перекомпиляция, что создаёт трудности при разработке. Кроме того, скомпилированная программа может выполняться только на том же типе компьютеров и, как правило, под той же операционной системой, на которую был рассчитан компилятор. Чтобы создать исполняемый файл для машины другого типа, требуется новая компиляция.

Интерпретируемые языки обладают некоторыми специфическими дополнительными возможностями (см. выше), кроме того, программы на них можно запускать сразу же после изменения, что облегчает разработку. Программа на интерпретируемом языке может быть зачастую запущена на разных типах машин и операционных систем без дополнительных усилий.

Однако интерпретируемые программы выполняются заметно медленнее, чем компилируемые, кроме того, они не могут выполняться без дополнительной программы-интерпретатора.

Некоторые языки, например, Java и C#, находятся между компилируемыми и интерпретируемыми. А именно, программа компилируется не в машинный язык, а в машинно-независимый код низкого уровня, байт-код. Далее байт-код выполняется виртуальной машиной. Для выполнения байт-кода обычно используется интерпретация, хотя отдельные его части для ускорения работы программы могут быть транслированы в машинный код непосредственно во время выполнения программы по технологии компиляции "на лету" (Just-in-time compilation, JIT). Для Java байт-код исполняется виртуальной машиной Java (Java Virtual Machine, JVM), для C# - Common Language Runtime.

Подобный подход в некотором смысле позволяет использовать плюсы как интерпретаторов, так и компиляторов. Следует упомянуть также оригинальный язык Форт (Forth) имеющий и интерпретатор и компилятор.

Поскольку текст, записанный на языке программирования, непонятен компьютеру, то требуется перевести его на машинный код. Такой перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется она специальными программами - трансляторами.

Транслятор - обслуживающая программа, преобразующая исходную программу, предоставленную на входном языке программирования, в рабочую программу, представленную на объектном языке.

В настоящее время трансляторы разделяются на три основные группы: ассемблеры, компиляторы и интерпретаторы.

Ассемблер - системная обслуживающая программа, которая преобразует символические конструкции в команды машинного языка. Специфической чертой ассемблеров является то, что они осуществляют дословную трансляцию одной символической команды в одну машинную. Таким образом, язык ассемблера (еще называется автокодом) предназначен для облегчения восприятия системы команд компьютера и ускорения программирования в этой системе команд. Программисту гораздо легче запомнить мнемоническое обозначение машинных команд, чем их двоичный код.

Вместе с тем, язык ассемблера, кроме аналогов машинных команд, содержит множество дополнительных директив, облегчающих, в частности, управление ресурсами компьютера, написание повторяющихся фрагментов, построение многомодульных программ. Поэтому выразительность языка намного богаче, чем просто языка символического кодирования, что значительно повышает эффективность программирования.

Компилятор - это обслуживающая программа, выполняющая трансляцию на машинный язык программы, записанной на исходном языке программирования. Также как и ассемблер, компилятор обеспечивает преобразование программы с одного языка на другой (чаще всего, в язык конкретного компьютера). Вместе с тем, команды исходного языка значительно отличаются по организации и мощности от команд машинного языка. Существуют языки, в которых одна команда исходного языка транслируется в 7-10 машинных команд. Однако есть и такие языки, в которых каждой команде может соответствовать 100 и более машинных команд (например, Пролог). Кроме того, в исходных языках достаточно часто используется строгая типизация данных, осуществляемая через их предварительное описание. Программирование может опираться не на кодирование алгоритма, а на тщательное обдумывание структур данных или классов. Процесс трансляции с таких языков обычно называется компиляцией, а исходные языки обычно относятся к языкам программирования высокого уровня (или высокоуровневым языкам). Абстрагирование языка программирования от системы команд компьютера привело к независимому созданию самых разнообразных языков, ориентированных на решение конкретных задач. Появились языки для научных расчетов, экономических расчетов, доступа к базам данных и другие.

Интерпретатор - программа или устройство, осуществляющее пооператорную трансляцию и выполнение исходной программы. В отличие от компилятора, интерпретатор не порождает на выходе программу на машинном языке. Распознав команду исходного языка, он тут же выполняет ее. Как в компиляторах, так и в интерпретаторах используются одинаковые методы анализа исходного текста программы. Но интерпретатор позволяет начать обработку данных после написания даже одной команды. Это делает процесс разработки и отладки программ более гибким. Кроме того, отсутствие выходного машинного кода позволяет не "захламлять" внешние устройства дополнительными файлами, а сам интерпретатор можно достаточно легко адаптировать к любым машинным архитектурам, разработав его только один раз на широко распространенном языке программирования. Поэтому, интерпретируемые языки, типа Java Script, VB Script, получили широкое распространение. Недостатком интерпретаторов является низкая скорость выполнения программ. Обычно интерпретируемые программы выполняются в 50-100 раз медленнее программ, написанных в машинных кодах.

Эмулятор - программа или программно-техническое средство, обеспечивающее возможность без перепрограммирования выполнять на данной ЭВМ программу, использующую коды или способы выполнения операция, отличные от данной ЭВМ. Эмулятор похож на интерпретатор тем, что непосредственно исполняет программу, написанную на некотором языке. Однако, чаще всего это машинный язык или промежуточный код. И тот и другой представляют команды в двоичном коде, которые могут сразу исполняться после распознавания кода операций. В отличие от текстовых программ, не требуется распознавать структуру программы, выделять операнды.

Эмуляторы используются достаточно часто в самых различных целях. Например, при разработке новых вычислительных систем, сначала создается эмулятор, выполняющий программы, разрабатываемые для еще несуществующих компьютеров. Это позволяет оценить систему команд и наработать базовое программное обеспечение еще до того, как будет создано соответствующее оборудование.

Очень часто эмулятор используется для выполнения старых программ на новых вычислительных машинах. Обычно новые компьютеры обладают более высоким быстродействием и имеют более качественное периферийное оборудование. Это позволяет эмулировать старые программы более эффективно по сравнению с их выполнением на старых компьютерах.

Перекодировщик - программа или программное устройство, переводящие программы, написанные на машинном языке одной ЭВМ в программы на машинном языке другой ЭВМ. Если эмулятор является менее интеллектуальным аналогом интерпретатора, то перекодировщик выступает в том же качестве по отношению к компилятору. Точно также исходный (и обычно двоичный) машинный код или промежуточное представление преобразуются в другой аналогичный код по одной команде и без какого-либо общего анализа структуры исходной программы. Перекодировщики бывают полезны при переносе программ с одних компьютерных архитектур на другие. Они могут также использоваться для восстановления текста программы на языке высокого уровня по имеющемуся двоичному коду.

Макропроцессор - программа, обеспечивающая замену одной последовательности символов другой. Это разновидность компилятора. Он осуществляет генерацию выходного текста путем обработки специальных вставок, располагаемых в исходном тексте. Эти вставки оформляются специальным образом и принадлежат конструкциям языка, называемого макроязыком. Макропроцессоры часто используются как надстройки над языками программирования, увеличивая функциональные возможности систем программирования. Практически любой ассемблер содержит макропроцессор, что повышает эффективность разработки машинных программ. Такие системы программирования обычно называются макроассемблерами.

Макропроцессоры используются и с языками высокого уровня. Они увеличивают функциональные возможности таких языков как PL/1, C, C++. Особенно широко макропроцессоры применяются в C и C++, позволяя упростить написание программ. Макропроцессоры повышают эффективность программирования без изменения синтаксиса и семантики языка.

Синтаксис - совокупность правил некоторого языка, определяющих формирование его элементов. Иначе говоря, это совокупность правил образования семантически значимых последовательностей символов в данном языке. Синтаксис задается с помощью правил, которые описывают понятия некоторого языка. Примерами понятий являются: переменная, выражение, оператор, процедура. Последовательность понятий и их допустимое использование в правилах определяет синтаксически правильные структуры, образующие программы. Именно иерархия объектов, а не то, как они взаимодействуют между собой, определяются через синтаксис. Например, оператор может встречаться только в процедуре, а выражение в операторе, переменная может состоять из имени и необязательных индексов и т.д. Синтаксис не связан с такими явлениями в программе как "переход на несуществующую метку" или "переменная с данным именем не определена". Этим занимается семантика.

Семантика - правила и условия, определяющие соотношения между элементами языка и их смысловыми значениями, а также интерпретацию содержательного значения синтаксических конструкций языка. Объекты языка программирования не только размещаются в тексте в соответствии с некоторой иерархией, но и дополнительно связаны между собой посредством других понятий, образующих разнообразные ассоциации. Например, переменная, для которой синтаксис определяет допустимое местоположение только в описаниях и некоторых операторах, обладает определенным типом, может использоваться с ограниченным множеством операций, имеет адрес, размер и должна быть описана до того, как будет использоваться в программе.

Синтаксический анализатор - компонента компилятора, осуществляющая проверку исходных операторов на соответствие синтаксическим правилам и семантике данного языка программирования. Несмотря на название, анализатор занимается проверкой и синтаксиса, и семантики. Он состоит из нескольких блоков, каждый из которых решает свои задачи. Более подробно будет рассмотрен при описании структуры транслятора. транслятор компилятор язык программирование

Любой транслятор выполняет следующие основные задачи:

  • - анализирует транслируемую программу, в частности определяет, содержит ли она синтаксические ошибки;
  • - генерирует выходную программу (ее часто называют объектной) на языке машинных команд;
  • - распределяет память для объектной программы.1.1 Интерпретаторы

Одно, часто упоминаемое преимущество интерпретаторной реализации состоит в том, что она допускает "непосредственный режим". Непосредственный режим позволяет вам задавать компьютеру задачу вроде PRINT 3.14159*3/2.1 и возвращает вам ответ, как только вы нажмете клавишу ENTER (это позволяет использовать компьютер стоимостью 3000 долларов в качестве калькулятора стоимостью 10 долларов). Кроме того, интерпретаторы имеют специальные атрибуты, которые упрощают отладку. Можно, например, прервать обработку интерпретаторной программы, отобразить содержимое определенных переменных, бегло просмотреть программу, а затем продолжить исполнение.

Больше всего программистам нравится в интерпретаторах возможность получения быстрого ответа. Здесь нет необходимости в компилировании, так как интерпретатор всегда готов для вмешательства в вашу программу. Введите RUN и результат вашего самого последнего изменения оказывается на экране.

Однако интерпретаторные языки имеют недостатки. Необходимо, например, иметь копию интерпретатора в памяти все время, тогда как многие возможности интерпретатора, а следовательно и его возможности могут не быть необходимыми для исполнения конкретной программы.

Слабо различимым недостатком интерпретаторов является то, что они имеют тенденцию отбивать охоту к хорошему стилю программирования. Поскольку комментарии и другие формализуемые детали занимают значительное место программной памяти, люди стремятся ими не пользоваться. Дьявол менее яростен, чем программист, работающий на интерпретаторном Бейсике, пытающийся получить программу в 120К в памяти емкостью 60К. но хуже всего то, что интерпретаторы тихоходны.

Ими затрачивается слишком много времени на разгадывание того, что делать, вместо того чтобы заниматься действительно делом. При исполнении программных операторов, интерпретатор должен сначала сканировать каждый оператор с целью прочтения его содержимого (что этот человек просит меня сделать?), а затем выполнить запрошенную операцию. Операторы в циклах сканируются излишне много.

Рассмотрим программу: на интерпретаторном Бэйсике 10 FOR N=1 TO 1000 20 PRINT N,SQR(N) 30 NEXT N при первом переходе по этой программе Бейсик-Интерпретатор должен разгадать что означает строка 20:

  • 1. преобразовать числовую переменную N в строку
  • 2. послать строку на экран
  • 3. переместить в следующую зону печати
  • 4. вычислить квадратный корень из N
  • 5. преобразовать результат в строку
  • 6. послать строку на экран

При втором проходе цикла все это разгадывание повторяется снова, так как абсолютно забыты все результаты изучения этой строки какую-то миллисекунду тому назад. И так во всех следующих 998 проходах. Совершенно очевидно, что если вам удалось каким-то образом отделить фазу сканирования/понимания от фазы исполнения вы имели бы более быструю программу. И это как раз то, для чего существуют компиляторы.

Программам, как и людям, для перевода с одного языка на другой требуется переводчик, или транслятор.

Основные понятия

Программа представляет собой лингвистическое представление вычислений: i → P → P(i). Интерпретатор представляет собой программу, на вход которой подается программа Р и некоторые входные данные x. Он выполняет P на х: I(P, x) = P(x). Тот факт, что существует единственный транслятор, способный выполнять все возможные программы (которые можно представить в формальной системе), является очень глубоким и значительным открытием Тьюринга.

Процессор является интерпретатором программ на машинном языке. Как правило, слишком дорого писать интерпретаторы для языков высокого уровня, поэтому их транслируют в форму, которую интерпретировать легче.

Некоторые виды трансляторов имеют очень странные имена:

  • Ассемблер транслирует программы на ассемблере в машинный язык.
  • Компилятор транслирует с языка высокого уровня на язык более низкого.

Транслятор - это программа, которая принимает в качестве входных данных программу на некотором языке S и выдает программу на языке T таким образом, что обе они имеют ту же семантику: P → X → Q. То есть, ∀x. P(х) = Q(х).

Если транслировать всю программу в нечто интерпретируемое, то это называется компиляцией перед исполнением, или АОТ-компиляцией. АОТ-компиляторы могут использоваться последовательно, последний из которых часто является ассемблером, например:

Исходный код → Компилятор (транслятор) → Ассемблерный код → Ассемблер (транслятор) → Машинный код → ЦПУ (интерпретатор).

Оперативная или динамическая компиляция происходит, если часть программы транслируется, когда исполняются другие ранее скомпилированные части. JIT-трансляторы запоминают то, что они уже выполнили, чтобы не повторять исходный код снова и снова. Они способны даже производить адаптивную компиляцию и перекомпиляцию, основанную на поведении среды выполнения программы.

Многие языки позволяют выполнять код во время трансляции и компилировать новый код во время выполнения программы.

Этапы трансляции

Трансляция состоит из этапов анализа и синтеза:

Исходный код → Анализатор → Концептуальное представление → Генератор (синтезатор) → Целевой код.

Это обусловлено такими причинами:

  • Любой другой способ не подходит. Пословный перевод просто не работает.
  • Хорошее инженерное решение: если нужно написать трансляторы для M исходных языков и N целевых, потребуется написать только M + N простых программ (полукомпиляторов), а не M × N комплексных (полных трансляторов).

Тем не менее на практике концептуальное представление очень редко бывает достаточно выразительным и мощным, чтобы охватить все мыслимые исходные и целевые языки. Хотя некоторые и смогли к этому приблизиться.

Реальные компиляторы проходят через множество этапов. При создании собственного компилятора не нужно повторять всю тяжелую работу, которую люди уже проделали при создании представлений и генераторов. Можно транслировать свой язык прямо в JavaScript или C и воспользоваться существующими JavaScript-движками и компиляторами языка C, чтобы сделать все остальное. Также можно использовать существующие промежуточные представления и

Запись транслятора

Транслятор - это программа или техническое средство, в котором задействованы три языка: исходный, целевой и базисный. Их можно записать в Т-форме, расположив исходный слева, целевой справа и базисный ниже.

Существует три вида компиляторов:

  • Транслятор - это самокомпилятор, если у него исходный язык соответствует базисному.
  • Компилятор, у которого целевой язык равен базисному, называется саморезидентным.
  • Транслятор - это кросс-компилятор, если у него целевой и базисный языки различные.

Почему это важно?

Даже если вы никогда не сделаете настоящий компилятор, хорошо знать о технологии его создания, потому что используемые для этого концепции применяются повсеместно, например в:

  • форматировании текстов;
  • к базам данных;
  • расширенных компьютерных архитектурах;
  • обобщенных ;
  • графических интерфейсах;
  • языках сценариев;
  • контроллерах;
  • виртуальных машинах;
  • машинных переводах.

Кроме того, если нужно написать препроцессоры, сборщики, загрузчики, отладчики или профилировщики, необходимо пройти через те же этапы, что и при написании компилятора.

Также можно узнать, как лучше писать программы, так как создание транслятора для языка означает лучшее понимание его тонкостей и неясностей. Изучение общих принципов трансляции также позволяет стать хорошим дизайнером языка. Так ли это важно, насколько крут язык, если он не может быть реализован эффективно?

Всеобъемлющая технология

Технология компилятора охватывает множество различных областей информатики:

  • формальную теорию языка: грамматику, парсинг, вычислимость;
  • компьютерную архитектуру: наборы инструкций, RISC или CISC, конвейерную обработку, ядра, тактовые циклы и т.д.;
  • концепции языков программирования: например, управление последовательностью выполнения, условное выполнение, итерации, рекурсии, функциональное разложение, модульность, синхронизацию, метапрограммирование, область видимости, константы, подтипы, шаблоны, тип вывода, прототипы, аннотации, потоки, монады, почтовые ящики, продолжения, групповые символы, регулярные выражения, транзакционную память, наследование, полиморфизм, режимы параметров и т. д.;
  • абстрактные языки и виртуальные машины;
  • алгоритмы и регулярные выражения, алгоритмы парсинга, графические алгоритмы, обучение;
  • языки программирования: синтаксис, семантику (статическую и динамическую), поддержку парадигм (структурной, ООП, функциональной, логической, стековой, параллелизма, метапрограммирования);
  • создание ПО (компиляторы, как правило, крупные и сложные): локализацию, кэширование, компонентизацию, API-интерфейсы, повторное использование, синхронизацию.

Проектирование компилятора

Некоторые проблемы, возникающие при разработке реального транслятора:

  • Проблемы с исходным языком. Легко ли его скомпилировать? Есть ли препроцессор? Как обрабатываются типы? Имеются ли библиотеки?
  • Группировка проходов компилятора: одно- или многоходовая?
  • Степень желательной оптимизации. Быстрая и нечистая трансляция программы практически без оптимизации может быть нормальной. Чрезмерная оптимизация будет тормозить компилятор, но лучший код во время выполнения может того стоить.
  • Требуемая степень обнаружения ошибок. Может ли транслятор просто остановиться на первой ошибке? Когда он должен остановиться? Доверить ли компилятору исправление ошибок?
  • Наличие инструментов. Если исходный язык не является очень маленьким, сканер и генератор анализаторов являются обязательными. Также существуют генераторы генераторов кода, но они не так распространены.
  • Вид целевого кода для генерации. Следует выбирать из чистого, дополненного или виртуального машинного кода. Или просто написать входную часть, создающую популярные промежуточные представления, такие как LLVM, RTL или JVM. Или сделать трансляцию от исходного в исходный код на C или JavaScript.
  • Формат целевого кода. Можно выбрать переносимый образа памяти.
  • Перенацеливание. При множестве генераторов хорошо иметь общую входную часть. По этой же причине лучше иметь один генератор для многих входных частей.

Архитектура компилятора: компоненты

Это главные функциональные компоненты транслятора, генерирующего машинный код (если выходной программой является программа на С или виртуальная машина, то потребуется не так много этапов):

  • Входная программа (поток знаков) поступает в сканер (лексический анализатор), который преобразует ее в поток токенов.
  • Парсер (синтаксический анализатор) строит из них абстрактное синтаксическое дерево.
  • Семантический анализатор раскладывает семантическую информацию и проверяет узлы дерева на ошибки. В результате строится семантический граф - абстрактное синтаксическое дерево с дополнительными свойствами и установленными ссылками.
  • Генератор промежуточного кода строит граф потока (кортежи группируются в основные блоки).
  • Машинонезависимый оптимизатор кода проводит как локальную (внутри базового блока), так и глобальную (по всем блокам) оптимизацию, в основном оставаясь в рамках подпрограмм. Сокращает избыточный код и упрощает вычисления. В результате получается модифицированный граф потока.
  • Генератор целевого кода связывает базовые блоки в прямолинейный код с передачей управления, создавая объектный файл на ассемблере с виртуальными регистрами (возможно, неэффективными).
  • Машинозависимый оптимизатор-компоновщик распределяет память между регистрами и производит планирование команд. Осуществляет преобразование программы на ассемблере в настоящий ассемблер с хорошим использованием конвейерной обработки.

Кроме того, используются подсистемы обнаружения ошибок и менеджер таблиц символов.

Лексический анализ (сканирование)

Сканер конвертирует поток знаков исходного кода в поток токенов, убирая пробелы, комментарии и расширяя макросы.

Сканеры часто встречаются с такими проблемами, как принимать или не принимать во внимание регистр, отступы, перевод строки и вложенные комментарии.

Ошибки, которые могут встретиться при сканировании, называются лексическими и включают:

  • символы, отсутствующие в алфавите;
  • превышение числа знаков в слове или строке;
  • не закрытый знак или строковый литерал;
  • конец файла в комментарии.

Синтаксический анализ (парсинг)

Парсер преобразует последовательность токенов в абстрактное синтаксическое дерево. Каждый узел дерева сохраняется как объект с именованными полями, многие из которых сами являются узлами дерева. На этом этапе циклы отсутствуют. При создании парсера необходимо обратить внимание на уровень сложности грамматики (LL или LR) и выяснить, есть ли какие-либо правила снятия неоднозначности. Некоторые языки действительно требуют проведения семантического анализа.

Ошибки, встречающиеся на этом этапе, называются синтаксическими. Например:

  • k = 5 * (7 - y;
  • j = /5;
  • 56 = x * 4.

Семантический анализ

Во время проведения необходимо проверить правила допустимости и связать части синтаксического дерева (разрешая ссылки имен, вставляя операции для неявного приведения типов и т. д.) для формирования семантического графа.

Очевидно, что набор правил допустимости у разных языков различный. Если компилируются Java-подобные языки, трансляторы могут найти:

  • множественные объявления переменной в пределах области ее действия;
  • ссылки на переменную до ее объявления;
  • ссылки на необъявленное имя;
  • нарушение правил доступности;
  • слишком большое или недостаточное количество аргументов при вызове метода;
  • несоответствие типов.

Генерация

Генерация промежуточного кода производит граф потока, составленный из кортежей, сгруппированных в базовые блоки.

Генерация кода производит реальный машинный код. В традиционных компиляторах для RISC-машин на первом этапе создается ассемблер с бесконечным числом виртуальных регистров. Для CISC-машин, вероятно, этого не произойдет.