Исходный код программы. Программный код

Инструкция

Просмотрите исходный код при помощи ее исходника. Исходный файл содержит в себе код, написанный программистом при создании программного обеспечения, после этого он компилируется при помощи специальных иснструментов и превращается в файл установки.

Если вами был утерян файл исходного кода , или он недоступен вам по другим причинам, воспользуйтесь специальными программами-декомпиляторами. Также имеются программы-дизассемблеры. Обратите внимание, что просмотр исходного кода зачастую может стать невозможным в случаях, когда вам не известно, какой язык программирования использовался при его разработке.

Если вы хотите найти код свободной программы, выполните поиск в интернете с соответствующим запросом. Также попробуйте скачать данную программу и в ее меню найти пункт «Просмотр исходного кода ». Обычно это доступно для распространяемых программ.

Будьте осторожны при их использовании, в частности это относится к программам, скачанных не с сайта разработчика, поскольку в исходник может быть заложен вредоносный код, который при установке на ваш компьютер также инсталлирует трояны, клавиатурные шпионы и так далее.

Будьте внимательны при использовании программ-декомпиляторов, поскольку многие разработчики программного обеспечения пользуются специальными программами, которые затрудняют процесс воссоздания исходного кода . Если программа была написана на ассемблере, также принимаются специальные программы.

Средств обратной программной разработки достаточно немало, не используйте их в мошеннических целях или для внесения изменений в программы с закрытым кодом, поскольку зачастую за данные действия предусмотрена определенная ответственность в соответствии с законодательством.

Полезный совет

Не просматривайте код закрытых программ и тем более не вносите в него изменения.

Код программы может быть разным в плане приватности – многие разработчики не выкладывают в его в открытый доступ и условиями лицензионного соглашения накладывают на пользователей ограничения, связанные с его использованием и просмотром. Также имеются программы с открытым кодом, который можно просматривать, редактировать и так далее.

Вам понадобится

  • - программа для открытия исходного кода.

Инструкция

Убедитесь в том, что исходный код программного обеспечения, который вы хотите просмотреть, предназначен для открытого доступа. Для этого зайдите на официальный сайт разработчика программного обеспечения и просмотрите тип лицензии. В случае если исходный код программы закрытый, вы не можете просмотреть его. Это неудобно, однако при такой системе достаточно редко встречаются копии программы с содержанием троянских и других вредоносных программ. В этом и заключается основной минус свободного программного обеспечения.

В случае если у вас свободное программное обеспечение, найдите в меню программы «Исходный код», если такой пункт предусмотрен разработчиком, что бывает крайне редко. Для его просмотра в остальных случаях воспользуйтесь ассемблером или другим сторонним программным обеспечением.

Зачастую для открытия исходника необходимо знать, каким языком программирования пользовались создатели программы при разработке, что определить зачастую очень трудно. Здесь вы можете установить на свой компьютер набор различных программ для открытия исходников, написанных на разных языках.

При использовании свободного программного обеспечения, если у вас имеется такая возможность, просматривайте исходный код перед процессом инсталляции, в особенности, если программа загружалась из неофициального источника. Это поможет защитить ваш компьютер от вредоносных программ, которые устанавливаются вместе с основной.

Также не прибегайте к различным методам внесения изменений в закрытый исходный код программы, зачастую в таких случаях предусмотрена определенная ответственность за нарушение правил лицензионного соглашение между пользователем и разработчиком. Тем более не выкладывайте отредактированные подобные программы в интернет.

Видео по теме

Полезный совет

Проверяйте исходники свободного ПО.

Возможность просмотра исходного кода различных сайтов бывает очень полезна при самостоятельном создании сайта . Вы можете увидеть HTML-код, используя специальные настройки и дополнительные расширения браузера, а также программы для просмотра текстовых файлов.

Вам понадобится

  • - программа браузер;
  • - программа-блокнот.

Инструкция

Найдите в браузере пункт меню "Исходный код сайта". К примеру, в программе Mozilla Firefox его можно найти в разделе «Веб-разработка», который находится в пункте «Инструменты» главного меню, а в браузере Internet Explorer вызов просмотра html-кода осуществляется из пункта «Вид» главного меню. Зайдите на сайт, код которого вы хотели бы изучить. После загрузки страницы выберите инструмент «Исходный код сайта». Программа выдаст специальное окно, в котором вы увидите код. Если содержание страницы отображается некорректно, попробуйте сменить кодировку.

Стандартные функции браузера можно расширить с помощью плагина. Нередко на сайте разработчика программы можно найти расширение, позволяющее просматривать код сайта. К примеру, плагин для Mozilla Firefox называется Firebug, для браузера Opera – DragonFly. Скачайте и установите плагин. Вполне возможно, потребуется перезагрузка браузера. Далее зайдите на нужный сайт. Нажмите на кнопку вызова консоли плагина - она может располагаться на одной из рабочих панелей программы, - после чего появится дополнительное окно, в котором будет отображен исходный код открытой страницы.

Сохраните необходимые страницы сайта с помощью соответствующей функции браузера. Для этого нажмите на пункт главного меню «Файл» и выберите надпись «Сохранить как». Выберите место на компьютере, в котором вы сохраните копию страницы. Затем в выпадающем меню с названием «Тип файла» выберите вариант «Веб-страница, полностью» или «Веб-страница, только HTML». Нажмите на «Сохранить». Повторите процедуру со всеми необходимыми страницами интернет-ресурса. Откройте папку, в которой были сохранены файлы. Выберите одну из страниц и запустите ее с помощью программы блокнота. Вы можете использовать установленную в операционной системе Windows утилиту «Блокнот», но лучше скачайте более удобную программу Notepad++. В ней имеется функция разделения разных типов html-тегов по цветам.

IMEI – это идентификационный код мобильного телефона . В случае кражи или потери мобильника вы сможете попытаться его найти по этому код у, если обратитесь за помощью к сотрудникам органов внутренних дел.

Инструкция

Узнайте IMEI вашего телефона , набрав комбинацию *#06#. Через мгновение на экране вашего мобильника будет отображен этот код . Таким образом можно узнать IMEI абсолютно любой модели сотового телефона .

Возьмите коробку от вашего телефона и осмотрите ее со всех сторон. IMEI мобильника обычно указан недалеко от штрих-код а и имеет вид ряда цифр или тоже штрих-код а. Если есть вероятность того, что эта коробочка может попасть в руки непорядочных людей, спрячьте ее подальше, чтобы они не смогли воспользоваться вашей беспечностью.

Ознакомьтесь с документами на мобильное устройство. В них также обычно указан IMEI. Просмотрите договор, который вы оформляли в салоне связи при покупке телефона . IMEI указан в той же строке, что и «Наименование модели».

Отключите телефон, откройте его заднюю крышку и осторожно выньте аккумулятор. Внутри корпуса вы увидите наклейку с информацией о производителе телефона , модели, а также идентификационный код . Однако на некоторых моделях телефонов IMEI может быть указан не в виде длинного ряда цифр, а только в виде штрих-код а.

Если вы решили купить телефон с рук, попросите продавца предоставить вам все документы на мобильное устройство и сверьте IMEI, набрав*#06# или открыв телефон.

Если у вас похитили телефон или вы его потеряли, позвоните сначала своему оператору связи и заблокируйте номер. После этого обратитесь в полицию и предоставьте сотрудникам внутренних дел всю имеющуюся у вас информацию о времени и месте похищения или пропажи. Но самое главное, что вы должны им сообщить – это идентификационный код вашего мобильного устройства.

Если вы по каким-то причинам так и не смогли узнать IMEI телефона , не обращайтесь на интернет-сайты, предлагающие разнообразные программы и сервисы, которые якобы могут помочь вам не только узнать код мобильника, но и разблокировать старую сим-карту без PIN и PUK. Без доступа к базам данных операторов связи это сделать невозможно. А операторы связи заботятся о безопасности по высшему уровню.

Ключ, которым вы активировали ваше программное обеспечение, вы не можете просмотреть обычным способом, как, например, лицензионный код программы, что хранится в реестре и может быть доступен при его запуске либо с использованием других программ. На основании лицензионного кода вы можете просмотреть код активации на официальном сайте разработчика программы.

Вам понадобится

  • - программа для просмотра лицензионного кода.

Инструкция

Скачайте программу Everest 2006 на ваш компьютер. Установите ее и запустите. В главном окне выберите интересующее вас программное обеспечение, лицензионный код которого вы хотите узнать. В правой части окна при этом должна появиться нужная вам информация. Вы также можете сохранить ее в файл или распечатать. В любом случае, подобную информации лучше всего хранить не в электронном виде либо на съемном носителе, который не собираетесь форматировать.

Просмотрите лицензионный код программы на диске, если вы покупали ее отдельным от компьютера товаром, на коробке от него и так далее. Также информация о коде программного продукта содержится в реестре операционной системы. Для его запуска откройте «Выполнить» в меню «Пуск» и введите regedit в поле появившегося окна.

Найдите в директориях слева пункт, отвечающий за программное обеспечение. Выберите нужную вам программу, просмотрите папки на наличие информации о лицензии. Скопируйте его.

Перепишите лицензионный код, полученный одним из вышеуказанных способов. Зайдите на сайт разработчика программного обеспечения, активационной код которой вас интересует. Найдите пункт активации и регистрации программ, если таковой имеется на сайте. Введите лицензионный код вашего программного продукта и посмотрите доступный для него код активации. Этот способ удобен зачастую в тех случаях, когда активация программного продукта доступна на сайте.

Если для вашей программы недоступен такой способ активации, узнайте код при переустановке. Удалите ее полностью через пункт меню панели управления «Установка и удаление программ» и удалите запись об активации, предварительно убедившись в наличии у вас лицензионного а. После установки выполните активацию, просмотрев ключ, подходящий для вашего лицензионного кода. Перепишите его.

Полезный совет

Всегда сохраняйте информацию, необходимую для активации программы в дальнейшем, чтобы не проходить процедуру получения ключа заново.

Рассмотрим, как определить исходный код страницы , ведь этот параметр очень важен при работе в интернете. Если вам нужна какая-либо новость, теги или картинка, но как ее прописать вы не знаете, всегда можно скопировать информацию с другого сайта, узнав исходный код страницы , если он не закод ирован разработчиками сайта. Важен исходный код в постраничных файлах, которые не являются программами, с помощью исходного код а можно работать со страницами и редактировать их.

Вам понадобится

  • Инструкция по просмотру исходного кода страницы.

Инструкция

Чтобы была видима, она прописывается с исходным код ом. Залить ее с код ом можно, если вы владелец ресурса, либо изменить с помощью блокнота, редактора, используя для этого специальные расширения. Пользователь так же может изменить страницу, отредактировав файл и внося в страницу свои . В - браузерах просмотр исходного код а осуществляется с помощью различных команд, рассмотрим их подробнее.

Для Internet Explorer выбирайте вкладку «вид», затем «исходный код страницы » либо пункт можно выбрать, нажав на правую кнопку мыши. Чтобы зашифрованный разработчиками код в этом заходим в меню «сервис», потом «средства разработчика», нажимаем стрелочку, выделяем нужный элемент на и код становиться . Далее жмем на значок и код в текстовом формате и копируем из его составляющих в html.

Браузер Mozilla Firefox предоставляет возможность просмотра с помощью простой команды «Ctrl+U» или в меню «инструменты» выбрать подстроку «посмотреть исходный код ». Просмотреть зашифрованную информацию в Mozilla Firefox можно установив специальное Web Developer, выбираем в меню «код » строку «сгенерираванный код » и внизу страницы появляется значение исходного код а. Копируем файл в буфер обмена или сохраняем с расширением page.htm.

При использовании Google Chrome в основном меню «инструменты» выбирайте подстроку «посмотреть исходный код », далее с помощью правой кнопки мыши открываете пункт «просмотр код а страницы » либо с помощью клавиш "Ctrl + U".

Для браузера Safari в меню находим «посмотреть html-код », так же нажав правую кнопку мыши, открываем подстроку «посмотреть источник» или воспользуемся сочетанием клавиш "Ctrl + Alt + U".

Обратите внимание

Возможность просмотра зашифрованной информации об исходном коде осуществляется с помощью двух браузеров.

Полезный совет

Если вы не являетесь разработчиком сайта, изменить страницу вы сможете только для своего пользования.

Программы является его лицензионный код, на основе которого генерируется код активации. Делается это посредством связи через интернет-под ение или по телефону, также для некоторых разработчиков предусмотрены и другие способы активации.

Не слишком волнуйтесь по поводу того, какой язык вам стоит выбрать для изучения. Многие начинающие программисты затрудняются выбрать язык, когда они только начинают изучать написание программных кодов. Непосредственно сам язык, который вы выберете, не имеет значения, когда речь заходит об изучении структур и логики построения информации. Эти навыки являются намного более важными, и их можно выучить с любым языком программирования.

  • Выбирая язык, сконцентрируйтесь на том, в каких целях вы хотите создавать программные коды, и уже потом выбирайте начальный язык. К примеру, если вы хотите заниматься разработкой веб-сайтов, то вам следует начать с изучения HTML, а затем дополнить его языками CSS, JavaScript и PHP. Если вы хотите создавать программы для компьютеров, то начните изучать C ++ или любой другой основной язык программирования.
  • Если вы станете профессиональным программистом, то вы быстро поймете, что вы никогда не будете использовать тот язык, который вы изначально выучили, для вашей работы. Вместо этого, вы будете все время продолжать учить новые языки через документацию и эксперименты.

Найдите бесплатные онлайн-ресурсы, посвященные вашему выбранному языку. Интернет - это сундук с сокровищами, который хранит в себе бесплатные пособия, курсы и видео, посвященные языку, который вы решили учить. Вы можете выучить основы почти любого вводного языка за день.

  • Вот только несколько популярных сайтов: Bento, CodeAcademy, Code.org, html.net, Khan Academy, Udacity, W3Schools и многие другие.
  • На wikiHow тоже можно найти большое разнообразие начальных пособий для разных языков.
  • Вы можете найти обучающие видео практически для любого языка на YouTube.
  • Stack Exchange - это один из самых популярных форумов, на котором профессиональные программисты отвечают на любые вопросы пользователей.
  • Скачайте хороший текстовый редактор. Многие языки программирования позволяют использование внешних текстовых редакторов для написания программ. Найдите текстовый редактор, который будет отображать отступы и кодовую разметку.

    • Популярные программы включают Notepad++ (Windows), TextWrangler (OS X) и JEdit (любая система).
  • Скачайте любые необходимые компиляторы. Некоторые языки программирования требуют компилятор для отображения исходного кода, который вы написали. Компиляторы транслируют исходный код в эквивалентную программу на языке низкого уровня, которая затем обрабатывается компьютером. Многие компиляторы являются открытыми и бесплатными программами. Языки, которые требуют использование компиляторов, включают:

    • BASIC
    • Fortran
    • Pascal
  • Начните ваш первый проект. Выберите хороший вводный проект, который позволит вам испробовать ваши новые навыки. В интернете существует множество предложений и пособий по этой теме; например, вы можете начать с создания простых веб-сайтов с HTML, простых баз данных и функций с PHP или простых программ на любом из языков, требующих использование компиляторов.

    3 сентября 2014 в 16:07

    Действительно ли вам нужен исходный код?

    • Программирование микроконтроллеров
    • Перевод
    Во многие знания многие печали
    Если вы спросите любого разработчика встроенного ПО, хочет ли он иметь доступ к исходному коду операционной системы реального времени, которую он использует, ответ почти наверняка будет - конечно. Точно так же обстоит дело с любым покупным ПО. Является ли такой ответ разумным для всех случаев и почему исходный код иногда необходим, а иногда его наличие менее полезно, чем ожидалось?

    Есть ряд ключевых критериев, которые инженеры применяют при выборе операционной системы реального времени (ОСРВ). Многие из них - стоимость, функциональность, лицензирование, поддержка - несомненно, весьма важны (особенно стоимость - таковы наши реалии). Тем не менее, еще один критерий - наличие исходного кода - может быть не столь важен, но всегда оценивается как сильный фактор.

    Доступность исходного код не означает, что он поставляется автоматически и бесплатно. Такой подход справедлив только для продуктов с открытым исходным кодом, а в других случаях производители могут взимать плату за исходный код или сделать его доступным по запросу.

    Разработка железа. Здесь тоже есть исходный код, что особенно верно для разработки с использованием VHDL и Verlog. Как дела обстоят здесь? Исторически сложилось так, что при выборе интегральной микросхемы и разработки ее применения инженер опирался на спецификации, в которых указана функциональность, расположение выводов, требования к питанию, и т.д. И при этом никто не ожидал увидеть полную схему внутреннего устройства ИС, хотя часто могли видеть структурную схему (в основном в качестве иллюстративного материала, который облегчал понимание принципов функционирования), а иногда даже и принципиальную схему (для аналоговых ИС типа ОУ), хотя и без номиналов.
    Инженер, которые сегодня разрабатывает ASIC или прошивку FPGA, скорее всего, будет использовать некоторые готовые IP блоки - предварительно упакованный блок, который обеспечивает определенный функционал. При этом, выбор будет основываться на спецификациях, и совершенно не очевидно, что оригинальный HDL для IP будет включен в комплект поставки. Этот подход с использованием «черных ящиков» хорошо известен в мире аппаратного обеспечения.

    Безопасность. Любая технология, которая включена в продукт должен быть выбрана, учитывая возможности будущей технической поддержки. Например, при выборе ИС следует избегать применения уникальных изделий от одного производителя, что может смягчить проблемы при сбоях поставок.
    При использовании IP, будь то аппаратные боки или поставляемое ПО, сбои поставок как таковые вряд ли могут иметь место (за исключением случаев разовых лицензий), но постоянная поддержка должна присутствовать. Поэтому вопрос о том, будет ли Ваш поставщик в бизнесе на протяжении всего срока жизни Вашего продукта, лучше задать до того, как выбрать конкретную реализацию.

    Если исходный код для IP доступен, это дает возможность решения любых (ну почти любых) проблем с программным обеспечением, даже если поставщик больше не в состоянии предложить поддержку. По этой причине, многие покупатели RTOS и т.д. хотели бы иметь исходный код на полке, даже если они никогда не будут смотреть на него, просто на всякий случай.

    Настройка программного обеспечения.Основным различием между встраиваемыми системами и десктопами является изменчивость первых. Большинство ПК похожи на многие другие и выбор только межу средой исполнения: Windows, Mac, или Linux. Встроенные системы, в свою очередь, невероятно изменчивы - различные процессоры, конфигурации памяти и периферийных устройств. В результате, программное обеспечение IP должен быть гибким, так чтобы он мог быть развернут на различных системах. Хотя многие продукты, такие как RTOS поставляются в двоичном виде - обычно библиотеке, которая настроена на конкретную архитектуру, требования к поставке исходного кода могут стимулировать поставщиков, исключая необходимость сохранения и поддержки многочисленных вариаций, поскольку предоставление IP в виде исходного решает многие из этих вопросов. Пользователь может построить код для конкретного процессора, адаптировать к карте памяти устройства, и добавить необходимые расширения устройств. В некоторых случаях, IP блок может быть конфигурирован с помощью условной компиляции - как правило, для определения конфигурации редактируется заголовочный файл.

    Сертификация. Для некоторых типов приложений, таких военные / авиационные и медицина, встроенное ПО должно быть сертифицировано на безопасность и соответствие различным стандартам. Этот процесс является сложным и дорогим и обычно влечет за собой проверку каждой строки кода. Поэтому обычно невозможно купить «предварительно сертифицированные» блоки ПО, так как все приложение является предметом рассмотрения. Таким образом, разработчик критически важных приложений, скорее всего, искать IP, который доступен вместе с исходным кодом, так чтобы полная проверка могла быть проведена.

    Что такое Исходный код?
    Вопрос может показаться странным, но без ответа на него обсуждение каких-либо аспектов его наличия (или отсутствия) превращается в несколько странное занятие. Ответ может показаться очевидным: исходный код некоторой программы представляет собой набор файлов, содержащих инструкции на языке высокого уровня или ассемблере, которые могут быть скомпилированы и собраны в функционирующие двоичные инструкции. Сразу вопрос - необходимые для процесса преобразования программы и среда исполнения для них являются частью исходного кода (в бинарном виде)? Тем не менее данному определению отвечают по меньшей мере 3 формы, в которых «исходный код» может быть поставлен (для примера поговорим о языке С) в порядке ухудшения качества:
    1) Действительно исходный код, с хорошей планировкой, четкими конвенциями именования переменных и хорошо откомментированный (при условии, что такой имеется у разработчика IP, что совершенно необязательно).
    2) Строки кода, которые будут компилировать успешно, НО без комментариев или особенно значимых имен идентификаторов.
    3) Строки кода после обфрускации, которая делает код нечитаемым человеком, но при этом приемлем для компилятора. Это делается с помощью замены имен идентификаторов на бессмысленные и удаления всех комментариев и синтаксически нетребуемых пробелов. Существует обратный процесс, но его результаты трудно назвать приемлемыми.
    Все эти формы используются поставщиков программного обеспечения для следующих целей:
    1) является тем, что большинство покупателей ожидают получить и то, что многие производители действительно обеспечивают. Тем не менее, при принятии решения о покупке, если вам требуется исходный код, важно убедиться что это именно такой вариант, если сомневаетесь, просто попросите образцы.
    2) обычно используется, когда продавец хочет доставить необходимый минимум, который может быть (только) достаточно хорошо для сертификации.
    3) используется для защиты содержимого IIP от посторонних глаз, что означает, что программное обеспечение получает преимущество конфигурируемости, но не более того.

    Недостатки исходного кода.
    Самый главный недостаток того, что исходный код доступен: это сильное искушение. Каждый разработчик хочет сделать свое программное обеспечение как можно лучше (ну есть такая точка зрения). Так, например, если API ОСРВ не работает в точности так, чтобы быть оптимальным для приложения, доступность исходного кода предоставляет возможность изменить его.
    Хотя может показаться, что сделать приложение оптимальным - это здорово, но есть проблема долгосрочной поддержки. Что, если существует проблема с функциональностью RTOS? Поставщик не будет поддерживать модифицированный продукт. Что делать, если выходит новая версия ОСРВ? Включение ее в редизайн может потребовать значительное время на проведение повторных модификаций, особенно если их автор у Вас уже не работает (ну или Вы делали эти модификации 3 года назад и естественно, или, как говорят, разумеется, не озаботились написанием соответствующей документации).

    Рассмотрев ситуации, в которых исходный код может быть желательным, полезным или необходимым, следует сделать вывод, что он не требуется безусловно и всегда. Если вы покупаете IP от большого, хорошо известного и стабильного поставщика, который может предложить долгосрочную поддержку, то наличие исходного кода не является актуальным и может даже быть занесено в недостатки.

    Для того, чтобы программа выполняла предписанные ей действия, например, вычисляла, выводила результат, реагировала на действия пользователя, например, на нажатие кнопок, выбор строк из списка, необходим программный код.

    Программный код - это набор слов и символов языка программирования.

    Алфавит - это полный набор букв, цифр и символов, принятых в языке для обозначения данных и действий над ними.

    Алфавит языка Visual Basic включает следующий набор символов :

    Прописные (A - Z) и строчные (а - z) буквы латинского алфавита;

    Цифры от 0 до 9;

    Знаки арифметических операций (в порядке возрастания приоритета): +, -, *, /, |, ^;

    Знаки операций отношения: =, <, >.

    Знаки препинания и разделители: ,  . : ; ();

    В алфавит языка входят также зарезервированные слова, которые не могут быть использованы в качестве имен переменных или процедур. Примеры зарезервированных слов: Dim, Sub, Integer и т.д. По умолчанию для выделения ключевых слов в окне редактирования кода Visual Basic используют шрифт синего цвета.

    Слова и символы должны быть записаны строго по правилам языка, без орфографических и пунктуационных ошибок. Именно точное написание позволит компьютеру однозначно понять и выполнить программу.

    Окно программного кода

    Программный код записывается в окне кода. Такое окно имеется у каждой формы.

    Открыть окно кода:

    1 способ - в окне Проводник Проекта щелкнуть правой кнопкой по нужной форме и в открывшемся меню выбрать Показать код.

    Примечание : окно кода может быть и не связано с формой. Отдельное окно кода называется Модуль . Модули в окне Проводник проекта сгруппированы в группу Модули . Для открытия окна с кодом модуля нужно в окне Проводник проекта дважды щелкнуть по имени модуля.

    2 способ - дважды щелкнуть по элементу управления на форме или по самой форме в окне формы.

    Примечание : при этом не только открывается окно кода, но и создается процедура обработки события (см. ниже).

    Структура окна кода:

    Рис. 7. Окно программного кода.

      Список элементов управления

      Список событий элементов управления

      Процедура (код)

    Процедуры

    Поскольку при открытии холодильника загорается лампа, а при открытии крана - вытекает вода, то можно сказать, что при возникновении события открытие холодильника выполняется одна процедура, а событие открытие крана вызывает другую процедуру. Аналогично и программный код состоит из отдельных процедур, каждая из которых выполняет свои определенные для нее действия, например, одна процедура зажигает лампу, другая включает (накачивает) воду.

    Visual Basic - процедурный программирования язык. Это означает, что в нем можно создавать блоки программного кода, на которые затем можно ссылаться по имени. После того как блок кода получит имя, он может быть вызван и выполнен. Это похоже на программу в программе. Маленькие программы, "живущие" в больших программах, называются функциями, если они возвращают какое-либо зна­чение, и подпрограммами, если они значений не возвращают.

    Подпрограммы и функции делают процесс программирования более простым и быстрым, а создаваемый код - более надежным. Создание собственных подпрограмм и функций - первый шаг к разработке инкапсулированного и повторно используемого кода. Под инкапсуляцией следует понимать сокрытие реализации свойств и мето­дов объекта за его внешним интерфейсом.

    Процедура (подпрограмма) - это обособленный фрагмент программного кода, с помощью которого решается обычно небольшая задача, это логически построенный, небольшойпрограммный блок, на которые делится вся программа.

    Если процедура может выполняться только внутри данного программного блока (например, только в этой форме), и её нельзя вызвать из другого программного блока, то такая процедура является локальной. Локальная процедура задается с помощью ключевого слова Private Sub.

    Если процедуру можно вызвать из других программных блоков (например из другой формы), то такая процедура является глобальной. Глобальная процедура задается с помощью ключевого слова Public Sub.

    По умолчанию, если перед ключевым словом Sub, отсутствует ключевое слово, то эта глобальная процедура.

    Процедуры бывают:

      Процедуры обработки событий . Выполняются при возникновении какого-либо события в каком-либо элементе управления (или форме). Событийная процедура всегда связана с каким-то объектом. Чтобы вызвать событийную процедуру объекта, достаточно по этому объекту сделать двойной левый щелчок.

      Произвольные процедуры . Она не связаны с событиями и могут быть вызваны из любой другой процедуры и выполнены в любое время. Если в программе во всех формах встречается один и тот же программный блок, то его можно записать только один раз и в одном месте, в виде глобальной общей программы. Запуск общей программы не связана с объектом и с событием, а происходит, когда к нему обращаются из других программных блоков. Вызов общей процедуры из той же формы: ИмяПроцедуры (СписокПараметров) . Вызов общей процедуры из другой формы: ОБЪЕКТ. ИмяПроцедуры (СписокПараметров) . Общая процедура бывает и локальной Private и глобальной Public

    Структура процедуры

    Процедура состоит из следующих элементов:

      Заголовок процедуры - отмечает начало процедуры, ее тип, назначение (событие).

    Пример заголовка процедуры, которая выполняется при щелчке мышью по кнопке с именем Command1.

      Слово Private означает - закрытая, то есть процедура принадлежит только данной форме или модулю и не может быть использована другими контейнерами (формами, модулями). Если это слово опустить, то процедура будет открыта для других контейнеров.

      Sub - процедура.

    Примечание : кроме процедур бывают функции - function. Функции не связаны с событиями и дополнительно могут возвращать результат своей работы (вычислений).

      Элемент управления (или имя формы): здесь указывается точное имя элемента, хранящееся в свойстве Name.

      Событие - наименование события. Вот некоторые события:

      Click - щелчок мышью;

      DblClick - двойной щелчок мышью;

      KeyPress - нажатие клавиши;

      UnLoad - выгрузка формы (при закрытии формы, завершении программы);

      Activate - активизация формы (при щелчке по форме, когда ее заголовок подсвечивается);

      Deactivate - деактивизация формы (при щелчке по другой форме).

      Initialize - при создании объекта типа форма.

      Resize - при изменении размера формы

      Terminate - в момент удаления формы

      Аргументы - это исходные данные, передаваемые процедуре для обработки.

    У произвольных процедур заголовок следующий:

    Имя процедуры должно быть уникально , должно начинаться с буквы, не должно содержать пробелов и других знаков, кроме знака подчеркивания. По имени происходит вызов процедуры, когда необходимо ее выполнить.

      Окончание процедуры - заканчивает программный код процедуры: End Sub

    Примечание : у функций: End Function

      Тело процедуры - это строки между заголовком и окончанием. Их количество неограниченно. Строки содержат предписания, которые должны выполниться при вызове процедуры (возникновении события).

    Подпрограмма (Sub ) - представляет собой процедуру, выполняющую про­граммный код в пределах своего блока и не возвращающую значения. Синтаксис про­стой подпрограммы таков:

    ( Private | Public ) Sub SubMain ()

    ..строки кода End Sub

    Область видимости подпрограммы;

    Sub -тип процедуры (а именно - подпрограмма);

    subMain имя, присваиваемое подпрограмме;

    End Sub -окончание блока кода подпрограммы.

    Создание процедуры

    Для создания процедуры выполните следующее:

      1 способ - дважды щелкните по нужному элементу управления или форме. Откроется окно кода, а в нем появится заголовок и окончание процедуры. Если необходимо другое событие, то его выбирают с помощью списка в верхнем правом углу окна кода.

      2 способ - откройте окно кода, выполните Инструменты → Добавить процедуру → укажите имя и параметры процедуры → Ok.

      3 способ - откройте окно кода и введите нужные строки с клавиатуры.

    В результате должно получиться:

    Private Sub Command1_Click()

    Вызов процедур на исполнение

      Чтобы выполнилась процедура обработки события, это событие должно произойти.

      Для выполнения произвольной процедуры в теле другой процедуры указывают имя этой процедуры.

    Private Sub Command1_Click()

    Здесь при нажатии на кнопку Command1 возникает событие Click (щелчок мышью) и вызывается и выполняется процедура Kvadrat.

    Код процедуры выполняется построчно и сверху вниз.

    Функция (Function ) - это процедура, которая выполняет строки своего кода и возвращает некоторое значение. Синтаксис простой функции таков:

    Function FunctionName() As Datatype

    ... строки кода

    FunctionName = ReturnValue End Function

    Область ви­димости функции;

    Function - ключевое слово Visual Basic, указывающее на то, что это именно функция;

    FunctionName () - имя, присваиваемое функции;

    AS - ключевое слово Visual Basic, предваряющее назначение типа данных;

    DataType тип данных возвращаемого значения;

    ReturnValue значение, которое должно быть при­своено имени функции (это очень важный момент!);

    End Function -конец данного блока кода.

    Это вводная часть, посвященная теоретическим основам программирования. Читатель может ознакомиться с ней и затем перейти к изучению программирования на практике (ссылки в начале и в конце этого материала), может обратиться к практическим упражнениям сразу, а может продолжить знакомиться с теорией разработки программных продуктов, выбирая интересующие его вопросы из вышеприведенного списка. Что касается данной статьи, то вот ее основные разделы:

    Совет: Читая дальнейший материал, не старайтесь запомнить все встречающиеся по ходу повествования термины и определения. Все встанет на свои места со временем, тем более что гипертекст интернет страниц тем и хорош, что ссылки на развернутое изложение материала можно обнаружить там, где это необходимо. Вы всегда сможете вернуться на нужную страницу и сделать это ровно тогда, когда ощутите дефицит знаний. Если какой-либо раздел вызывает у вас трудности в плане его осознания – пропустите его. Если в дальнейшем вы к нему не вернетесь, то это означает, что он в процессе изучения основ программирования для вас оказался лишним.

    Что такое алгоритм, программирование и псевдокод

    Начнем с того, что определим, что такое алгоритм. Алгоритм – это порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить определенную задачу. Понятие алгоритма не связано только лишь с программами, выполняемыми на , поэтому на вопрос “кому необходимо выполнить” ответом может быть кто или что угодно: человек, робот, вычислительная техника и т.д. Алгоритм – это инструкция или руководство или, наконец, просто программа действий . В этом случае – это описание алгоритма средствами , конструкции которого компьютер умеет обрабатывать. Или же просто это процесс написания текста компьютерной программы. В такой интерпретации синонимом программированию является процесс кодирования (coding) . Почему я заговорил про интерпретации? Дело в том, что разработчики программного обеспечения очень трепетно относятся к тому, чем они занимаются, и могут быть крайне недовольны, когда их деятельность сводят только лишь к процессу кодирования на конкретном языке программирования. Сам – это не только кодирование, но и предваряющий этап проектирования, а также последующие этапы и сопровождения. Под программированием чаще имеют в виду процесс создания компьютерной программы в целом, в том числе и разработку алгоритма, а кодирование – это перевод уже разработанного алгоритма на язык, понятный объекту кодирования (имеется в виду компьютер или любое другое устройство, работающее по заданной кем-то программе).

    Итак, алгоритм любой задачи, описанный на любом алгоритмическом языке (процедурном языке программирования), в первом приближении предстает в виде последовательности инструкций или операторов . Оператор может быть простым или составным. Простой оператор – это атомарная единица языка программирования . К простым операторам относят (определение имени и типа переменной), (присвоение переменной значения), операции ввода и вывода информации и т.д.

    Переменная (в программировании) – это поименованная область оперативной памяти, предназначенная для временного хранения порции данных, обрабатываемой компьютерной программой. Переменная характеризуется размером занимаемой памяти и типом, который определяет то, каким образом эта память интерпретируется компьютером. Тип переменной может быть простым или составным (комплексным). К простым типам относится числовой, символьный и логический тип. Составной тип - это набор простых и/или других составных типов.

    Составные операторы используются для организации других операторов в последовательности и управления ходом выполнения программы. К составным операторам относят (повторение последовательности операторов), и т.п. и сами по себе операторами не являются. Они могут быть аргументами значений переменным или критериями выполнения циклов и условных операторов. Частью математических и логических выражений могут быть .

    Промежуточные итоги: Простейшая компьютерная программа – это последовательность операторов (программных инструкций), одни из которых модифицируют переменные, а другие управляют ходом выполнения программы (циклы, условные операторы), на основании условий, заданных логическими и арифметическими выражениями.

    Если что-то из всего этого вызывает вопросы, то предлагаю перейти по любой из приведенных выше ссылок и познакомиться с описанными мной конструкциями процедурного языка программирования подробнее.

    Раньше алгоритмы, перед тем как реализовать их на , представляли в виде . На сегодня, как мне кажется, к классическим блок-схемам прибегают довольно редко (в школах или на различных курсах основ программирования). Также, блок-схемы используют при описании бизнес-процессов совместно с диаграммами, но это уже относится к этапам макропроектирования. Я в своей практике весьма редко использую какие-то промежуточные формы описания алгоритмов, но если такая необходимость возникает, то делаю это с использованием псевдокода . Псевдокод – это псевдоязык программирования , на синтаксис которого стандартов не существует. Псевдокод лишен несущественных для понимания сути алгоритма деталей, без которых никак при написании программ на реальных языках программирования. Единственная цель псевдокода – формализовать описание алгоритма . Задачи, решения которых описаны на псевдокоде, очень легко переносятся на любой язык программирования, поскольку псевдокод и есть язык программирования с той лишь разницей, что для него не существует компилятора, а единственным интерпретатором для него является человеческий мозг. Что такое компилятор и интерпретатор я расскажу в конце этого материала.

    Примеры алгоритмов на псевдокоде и в виде блок-схем

    Вот пример описания алгоритма задачи деления одного числа на другое, выполненного на псевдокоде:

    A: ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЙ ТИП ВВОД(A) B: ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЙ ТИП ВВОД(B) ЕСЛИ B=0 ТО ВЫВОД(“ОШИБКА: ДЕЛЕНИЕ НА 0!”) ВЫХОД КОНЕЦ ЕСЛИ C: ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП C = A / B ВЫВОД(C)

    Интегрированная среда разработки (IDE, Integrated development environment) – совокупность программных средств, предлагающих пользователю инструменты для написания программного кода, поиска и выделения в нем синтаксических ошибок и запуска приложения в режиме отладки. В состав интегрированной среды разработки входят компилятор, компоновщик, отладчик, профайлер и другие компоненты. Наиболее популярной средой разработки программных продуктов на языках программирования C#, VB.NET и C++ является , а для учебных целей я предлагаю использовать следующий .

    Отладчик (debugger) – инструмент IDE, позволяющий выполнять программу в пошаговом режиме и отслеживать значения переменных на каждом из шагов, определенных точками останова или контрольными точками (break point).

    Профайлер (profiler) – инструмент IDE, используемый для оптимизации программного кода по скорости его выполнения и занимаемой им оперативной памяти. С помощью профайлера можно собрать статистику, какая часть кода выполняется чаще всего, и сколько времени и ресурсов на ее выполнение тратит компьютер. На основе этой статистики можно выявить “узкие места” вашей программы и направить свои усилия на их оптимизацию.

    Язык программирования – формальный язык, представленный набором инструкций (операторов), с помощью которых, с соблюдением определенного синтаксиса пишутся компьютерные программы. По-другому, язык программирования – это основной инструмент реализации алгоритма конкретной задачи на компьютере.

    Машинный код – система команд, которые процессор компьютера понимает “без перевода”.

    Языки программирования высокого и низкого уровня – классификация языков программирования по степени удобства их использования человеком для решения прикладных задач (языки высокого уровня) или по степени близости их к машинному коду (языки низкого уровня).

    Компилятор (compiler) – приложение, которое занимается процессом компиляции - переводом программы (трансляцией программного кода), написанной на языке программирования высокого уровня на язык низкого уровня или в машинный код. Под компиляцией на язык низкого уровня чаще всего подразумевается трансляция программы на язык ассемблера с тем, чтобы выполнить “тонкую” настройку отдельных “узких мест” перед тем как окончательно перевести ее в машинный код. Пример программы на ассемблере можно увидеть .

    Объектный модуль – файл, содержащий результат работы компилятора, а именно сам машинный код со ссылками на другие объектные модули, если программа сложная и состоит из множества компонентов.

    Компоновщик (linker) – приложение, которое вступает в процесс создания исполняемого модуля после компилятора. Если результат компиляции – это несколько объектных модулей, то компоновщик всех их находит и строит из них исполняемый модуль.

    Исполняемый модуль – файл, содержащий программу ровно в том виде, который способен обработать загрузчик конкретной операционной системы. Чаще всего это файлы с расширением exe или dll.

    Загрузчик (loader) – часть операционной системы, которая создает для программы отдельный , загружает в оперативную память (в область оперативной памяти, выделенную для процесса) данные исполняемого файла, инициализирует регистры процессора и стартует процесс. С этого момента программа начинает выполняться.

    Интерпретатор (interpreter) – программа, исполняющая программный код пошагово, транслируя в машинный код только ту его часть, которую необходимо исполнить в конкретный момент времени. Интерпретатор обрабатывает программу построчно. Отличие компилятора от интерпретатора в том, что компилятор транслирует в машинный код сразу всю программу, создавая при этом один или несколько объектных модулей, а интерпретатор, выполнив трансляцию только нужного ему фрагмента программы, сразу же этот фрагмент и выполняет. Таким образом, некоторые интерпретаторы – это компилятор, компоновщик и загрузчик в одном флаконе. Примером интерпретатора является блок обработки в интернет браузере.

    На этом с теорией я позволю себе закончить и перейду к практике. Начну с того, .