Когда отключат скайп в белоруссии. В Беларуси вводится полный контроль за разговорами в Viber и Skype

Фото с сайта tut.by

Лукашенко подписал указ «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи».

В Беларуси согласно указу Лукашенко от 15 марта «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика по сетям электросвязи, сообщается на национальном правовом портале. Документ вступит в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Документ определяет, что пользователям услуг электросвязи (имеется в виду и интернет) запрещается «применять программные и технические средства, которые в совокупности используются для преобразования протокола обмена данными, по которым передаются голосовые и другие сообщения электросвязи от абонента, который делает вызов, и передачи этих сообщений абоненту, который принимает вызов, с использованием абонентских номеров, которые не принадлежат абоненту, который делает вызов».

В оперативно-аналитическом центре при президенте, который указом обязан координировать запрет, корреспонденту «Радыё Свабода» заявили, что не уполномочены комментировать указ, и посоветовали ждать пресс-релиза на сайте оперативно-аналитического центра или высылать письменный запрос, на который обязаны ответить в течение месяца.

Вероятно, под такими средствами подразумевается IP-телефония - такой способ связи, когда через определенные программы можно звонить с компьютера или смартфона на обычные городские и мобильные номера (что выходит обычно дешевле, особенно при международных вызовах).

Также под описанное попадают сервисы отправки SMS с сайтов операторов (такие имеют МТС, velcom и life:)), к незаконным могут быть причислены и криптостойкие мессенджеры, передающих сообщения по протоколам, которые трудно взломать (Telegram, CryptoCat, Signal). При желании под определение можно подвести и анонимайзеры и так запретить в Беларуси доступ к запрещенным сайтам.

При выявлении нарушений абоненту будут приостанавливать оказание услуг, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу (если оператор не заблокирует - это будет грубым нарушением законодательства о лицензировании), а незаконная деятельность «повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами». Оператор вправе запросить у абонента объяснения по вопросам нарушений и делать тестовые вызовы на подозрительные номера.

Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) обеспечит создание и эксплуатацию «запретительных» мер. Организации и физические лица должны бесплатно оказывать НЦОТ содействие в этом. Операторы же обязаны интегрироваться с программным комплексом НЦОТ, заключить договора на платный доступ к нему и сообщать им о выявленных нарушениях.

«Основная фишка постановления – динамичная обработка данных, по закону провайдеры обязаны собирать и сливать в реальном времени силовикам по любому запросу».

Постановление Лукашенко «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» и его последствиях Евгений Балинский обсуждает с экспертом «Белорусского пиратского центра» Михаилом Волчеком.

Что будет со Skype и мобильным мессенджером типа Viber?

«Cкайпы», «гугл хэнгаутсы», «вайберы» – это не проблема, а последствия. Сейчас происходит нарушение важных цифровых прав и принципов организации глобальной сети. О них нужно говорить. Прежде всего, это сетевой нейтралитет: трафик ранжируется. Какой-то трафик имеет больший приоритет или интерес, какой-то меньше. Это в том числе означает, что идет воздействие на скорость и стоимость трафика. Последняя инициатива Оперативно-аналитического центра ухудшает права приватности, так как новое регулирование закрепляет принцип массового сбора данных пользователей.

Второй нарушенный принцип сети – доступность и свобода перемещения трафика. Сеть разделяется и обрастает еще большими границами. Это как с пропиской: если у вас ее нет – у вас нет много каких прав. Поэтому нарушается и право на коммуникацию и свободу передвижения сетевых граждан. Другими словами продолжается построение сетевых таможен. Поэтому здесь потребители могут возмущаться как на возможные проблемы со Skype, так и на ограничения получения посылок из-за рубежа. Важно отметить, что усиленное регулирование сети ограничивает доступ возможных инициатив сообществ по развитию сервисов голосового трафика через свою инфраструктуру и оставляет это право только за крупными провайдерами, у которых будет возможность держать дорогое программное обеспечение для контроля. Здесь можно сказать о продолжении монополизации рынка телекоммуникаций.

«Нет институтов, которые бы обеспечивали баланс государственного контроля сети»

То есть «скайпы» и «вайберы» не исчезнут, но будут работать хуже из-за работы этих так называемых сетевых таможен?

Возможно даже не почувствуется, что они будут работать хуже. Но принципы точно станут хуже. Сам факт ранжирования трафика, уменьшения анонимности и конфиденциальности обмена трафиком, сетевые таможни, массовый неконтролируемый сбор персональных данных пользователей в совокупности создают предпосылки для тотального отслеживания и ограничений. Против всего этого скопления не хватает инструментов и институтов, которые бы обеспечивали баланс. Поэтому здесь очень легко может быть перекос.

Кроме истории сайтов, которые мы посещаем, что сегодня имеют возможность знать о нас силовики и власть, когда мы пользуемся смартфоном или интернетом на компьютере?

Это другая тема. Так в течение 2015 и начале 2016 года вышли два постановления, а также были приняты организационно-технические меры по уменьшению права на конфиденциальность и усилению контроля сети. Вообще, для специалистов эти ограничения – относительны, как и для большинства. Здесь прежде всего затрагивается вопрос криминализации свобод – не на основании социального зла, но на основании цензуры государства.

«Белорусские власти не придумывают ничего нового – они смотрят на другие страны»

Что изменится с выходом этого указа?

Этот указ продолжает серию постановлений и указов, которые появляются на протяжении 2015 года по расширению прав силового блока, который контролирует безопасность.

Есть ли аналог этого указа в мире? Есть ли в нем что-то хорошее? Все же он называется «О совершенствовании».

Регулирование голосового трафика происходит во многих странах – в Индии, США, Евросоюзе. Если разобраться, белорусские власти не придумывают что-то новое, они смотрят, как сделано в других странах и пробуют применять у нас. Но то, как это у них получатеся – расхлебывать нам, сетевым гражданам. Стоит рассмотреть, на каком основании принимают такое регулирование. С одной стороны, в странах с развитым рынком это регулирование касается равных условий хозяйствования и протокольного совместительства (голосового трафика с обычными телефонными сетями). С другой стороны, в странах с авторитарной формой правления и переходной экономикой регулирование часто нацелено на углубление контроля за населением. В нашей стране, на мой взгляд, сошлись два фактора. Первый фактор – расширение активного контроля, и, как результат, – уменьшение анонимности пользователей. Второй фактор – экономическая причина: центральный провайдер, «Белтелеком», не против получать больше прибыли от этого типа трафика (VoIP), поэтому все абоненты должны быть авторизованными и персонифицированными потребителями.

Чего они хотят добиться этим постановлением?

Основная фишка – динамичная обработка данных, которые по закону провайдеры обязаны собирать и сливать в реальном времени силовикам на основании любого запроса. Границы таких запросов очень размыто прописаны в законе, потому могут быть злоупотребления.

Может ли ликвидация или ограничение анонимности таких мегапопулярных вещей, как Skype и мессенджеры, расшевелить молодых белорусов, чтобы они начали интересоваться тем, что происходит в стране?

Конечно, может произойти ликвидация и Skype, и других средств. Белорусы и не такое пережили. Но ограничение только в одной стране не настолько важно в глобальном мире. Космополитичная молодежь может легко оставить страну в поисках места, где больше свобод. А более консервативная часть общества, думаю, готова в большей части поддержать такия меры регулирования.

Основной тезис государства в продвижении таких инициатив – это святая корова «Безопасность». Ради нее уничтожают права и свободы для творчества – я имею в виду социальное творчество граждан, и основы возможных реформ в стране. Потому здесь вопрос – как молодежь будет понимать понятие «безопасности».

«Расшевелить» ее может долгое и тщательное воспитание цифровой грамотности, которая основывается на открытой, динамичной культуре. Потребительская неудовлетворенность не имеет сильной и устойчивой базы. Культура подозрительности и страха, неуверенности, которая культивируется в обществе последние десятилетия, – это проблема. Поэтому перемены для молодежи могут начаться з цифрового просвещения, диалога про культуру и будущее, «безопасность», которую молодежь хочет видеть тут, в Беларуси. Позже сформулируются новые ценности и новая страна.

Сейчас следует включиться в глобальные движения, которые выступают за цифровые права сетевых граждан во всем мире. Это даст опыт рботы с похожими проблемами, так как вопрос цифровых прав и Сети – глобальный.

Беседовал Евгений Балинский

В Беларуси согласно указу Лукашенко от 15 марта «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика по сетям электросвязи, сообщается на национальном правовом портале. Документ вступит в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Документ определяет, что пользователям услуг электросвязи (имеется в виду и интернет) запрещается «применять программные и технические средства, которые в совокупности используются для преобразования протокола обмена данными, по которым передаются голосовые и другие сообщения электросвязи от абонента, который делает вызов, и передачи этих сообщений абоненту, который принимает вызов, с использованием абонентских номеров, которые не принадлежат абоненту, который делает вызов».

В оперативно-аналитическом центре при президенте, который указом обязан координировать запрет, корреспонденту «Радыё Свабода» заявили, что не уполномочены комментировать указ, и посоветовали ждать пресс-релиза на сайте оперативно-аналитического центра или высылать письменный запрос, на который обязаны ответить в течение месяца.

Вероятно, под такими средствами подразумевается IP-телефония — такой способ связи, когда через определенные программы можно звонить с компьютера или смартфона на обычные городские и мобильные номера (что выходит обычно дешевле, особенно при международных вызовах).

Под определение в указе попадают и программы вроде Skype и Viber, позволяющие за плату звонить на городские и мобильные номера (а также бесплатно — между двумя и более пользователями программ). Что интересно, другой закон позволяет вести допросы через Skype или Viber.

Также под описанное попадают сервисы отправки SMS с сайтов операторов (такие имеют МТС, velcom и life:)), к незаконным могут быть причислены и криптостойкие мессенджеры, передающих сообщения по протоколам, которые трудно взломать (Telegram, CryptoCat, Signal). При желании под определение можно подвести и анонимайзеры и так запретить в Беларуси доступ к запрещенным сайтам.

При выявлении нарушений абоненту будут приостанавливать оказание услуг, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу (если оператор не заблокирует — это будет грубым нарушением законодательства о лицензировании), а незаконная деятельность «повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами». Оператор вправе запросить у абонента объяснения по вопросам нарушений и делать тестовые вызовы на подозрительные номера.

Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) обеспечит создание и эксплуатацию «запретительных» мер. Организации и физические лица должны бесплатно оказывать НЦОТ содействие в этом. Операторы же обязаны интегрироваться с программным комплексом НЦОТ, заключить договора на платный доступ к нему и сообщать им о выявленных нарушениях.

В Беларуси согласно указу Лукашенко от 15 марта «Об усовершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» создана система противодействия нарушениям порядка пропуска трафика по сетям электросвязи, сообщается на национальном правовом портале. Документ вступит в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Документ определяет, что пользователям услуг электросвязи (имеется в виду и интернет) запрещается «применять программные и технические средства, которые в совокупности используются для преобразования протокола обмена данными, по которым передаются голосовые и другие сообщения электросвязи от абонента, который делает вызов, и передачи этих сообщений абоненту, который принимает вызов, с использованием абонентских номеров, которые не принадлежат абоненту, который делает вызов».

В оперативно-аналитическом центре при президенте, который указом обязан координировать запрет, корреспонденту заявили, что не уполномочены комментировать указ, и посоветовали ждать пресс-релиза на сайте оперативно-аналитического центра или высылать письменный запрос, на который обязаны ответить в течение месяца.

Вероятно, под такими средствами подразумевается IP-телефония - такой способ связи, когда через определенные программы можно звонить с компьютера или смартфона на обычные городские и мобильные номера (что выходит обычно дешевле, особенно при международных вызовах).

Под определение в указе попадают и программы вроде Skype и Viber, позволяющие за плату звонить на городские и мобильные номера (а также бесплатно - между двумя и более пользователями программ). Что интересно, другой закон позволяет вести допросы через Skype или Viber.

Также под описанное попадают сервисы отправки SMS с сайтов операторов (такие имеют МТС, velcom и life:)), к незаконным могут быть причислены и криптостойкие мессенджеры, передающих сообщения по протоколам, которые трудно взломать (Telegram, CryptoCat, Signal). При желании под определение можно подвести и анонимайзеры и так запретить в Беларуси доступ к запрещенным сайтам.

При выявлении нарушений абоненту будут приостанавливать оказание услуг, блокировать пропуск трафика телефонии по IP-протоколу (если оператор не заблокирует - это будет грубым нарушением законодательства о лицензировании), а незаконная деятельность «повлечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами». Оператор вправе запросить у абонента объяснения по вопросам нарушений и делать тестовые вызовы на подозрительные номера.

Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ) обеспечит создание и эксплуатацию «запретительных» мер. Организации и физические лица должны бесплатно оказывать НЦОТ содействие в этом. Операторы же обязаны интегрироваться с программным комплексом НЦОТ, заключить договора на платный доступ к нему и сообщать им о выявленных нарушениях.

Операторы и интернет-провайдеры будут обязаны выявлять трафик IP-телефонии и блокировать его при обнаружении нарушений порядка пропуска.

В Беларуси с 18 сентября вводится полный контроль над IP-телефонией (проще говоря, звонкам через интернет). Операторы и интернет-провайдеры будут обязаны выявлять трафик IP-телефонии и блокировать его при обнаружении нарушений порядка пропуска. Все программно-технические средства IP-телефонии подлежат обязательной регистрации, а в реестре принадлежности сетевых адресов должны храниться и анализироваться посещенные пользователями интернет-ресурсы, пишет tut.by .

Соответствующие нормы прописаны в «Положении о системе противодействия нарушениям порядка пропуска трафика на сетях электросвязи», опубликованном на национальном правовом интернет-портале Беларуси. Документ утвержден приказом Оперативно-аналитического центра при президенте 12 июля 2016 года и вступает в силу 18 сентября этого года.

Что такое IP-телефония?

IP-телефония - телефонная связь по протоколу IP. Под IP-телефонией подразумевается набор протоколов, технологий и методов, обеспечивающих традиционные для телефонии набор номера, дозвон и двустороннее голосовое общение, а также видеообщение по сети Интернет или любым другим IP-сетям.

Для чего вводится новое положение?

Положением определяется порядок работы системы противодействия нарушениям порядка пропуска трафика, в том числе порядок создания и внедрения комплекса технического противодействия и интеграции с ним программно-технических средств операторов электросвязи, которые необходимы для выявления и пресечения нарушений порядка пропуска трафика.

Основная задача системы - обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего пропуск трафика на сетях электросвязи.

В целях обеспечения работы системы «Национальный центр обмена трафиком» (НЦОТ) должен создать и запустить «комплекс технического противодействия».

В этот комплекс включается в том числе реестр абонентских номеров, нарушающих порядок пропуска трафика, реестр программно-технических средств, используемых для пропуска и (или) терминации трафика телефонии по IP-протоколу (за исключением абонентских устройств), а также реестр принадлежности сетевых (IP) адресов.

Что считается нарушением порядка пропуска трафика?

В Положении указывается, что недопустимо

Применение программных и технических средств, используемых «для преобразования протокола обмена данными, по которому передаются голосовые и иные сообщения от вызывающего абонента, и для передачи этих сообщений вызываемому абоненту с использованием абонентских номеров, не принадлежащих вызывающему абоненту»;

Передача сообщений электросвязи с подменой номера вызывающего абонента электросвязи;

Передача сообщений электросвязи между операторами электросвязи (межсетевое взаимодействие и соединение с иностранными операторами электросвязи) с нарушением требований, установленных законодательством;

Использование услуг иностранных юридических лиц для осуществления телефонных вызовов на абонентские номера из ресурса нумерации, выделенного операторам электросвязи;

Передача трафика IP-телефонии с использованием программно-технических средств, не зарегистрированных в установленном порядке.

Иными словами, положение запрещает давно известную мошенническую схему при использовании так называемых GSM-шлюзов, переводящих обычные звонки в интернет и наоборот. Однако его действие гораздо шире.

Во-первых, обратите внимание на пункт «использование услуг иностранных юридических лиц». По сути, таковым является использование сервисов вроде Skype или Viber при звонках на обычные городские/мобильные телефоны.

Во-вторых, важно, чтобы используемые программно-технические средства - а это, опять же, программы для совершения интернет-звонков - должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Какие последствия нарушения?

В случае нарушения порядка пропуска трафика операторы по указанию НЦОТ обязаны приостановить оказание услуг абоненту и блокировать трафик.

В связи с этим ужесточается порядок контроля за абонентами и создается «Реестр абонентских номеров» - государственная информационная система, используемая «в целях получения, хранения, сбора дополнительной информации, анализа и предоставления информации о фактах, свидетельствующих о нарушениях порядка пропуска трафика».

В случае выявленных нарушений и «подозрительного поведения» абоненты попадают в реестр.

Под признаками подозрительного поведения абонента понимается «существенное отличие его действий по пользованию услугами электросвязи от обычных действий абонента», которое в совокупности со сведениями о пользователе услуг электросвязи и оказанных ему услугах электросвязи свидетельствует об использовании абонентского номера для совершения нарушений порядка пропуска трафика.

Операторы определяют подозрительное поведение самостоятельно (по своим критериям) и передают информацию в НЦОТ. Если информация подтверждается, абонент блокируется.

Интересно, что положение ужесточает работу дилеров/поверенных операторов электросвязи. В частности, там говорится о том, что такие компании должны осуществлять сбор персональных данных сотрудников, организующих продажи абонентских номеров, и их представление оператору электросвязи, являющемуся их владельцем, а главное - производить идентификацию абонента с применением средств фото- и видеофиксации при оказании ему услуг и хранение указанных сведений не менее 6 месяцев.

Регистрация средств IP-телефонии

Как уже писали выше, в систему противодействия нарушениям порядка пропуска трафика входят также:

Реестр программно-технических средств, используемых для пропуска трафика телефонии по IP-протоколу (за исключением абонентских устройств);

Реестр принадлежности сетевых (IP) адресов.

Положение предусматривает, что средства IP-телефонии подлежат регистрации в реестре средств IP-телефонии, а также, что применение в сетях электросвязи для пропуска трафика телефонии по IP-протоколу незарегистрированных средств IP-телефонии не допускается.

В данном случае речь, по всей видимости, идет о неких внутренних мини-шлюзах-АТС, используемых внутри компаний и не позволяющих совершать международные вызовы при помощи интернета.

Однако в более широком смысле сюда можно включить и такие мессенджеры, как Skype с Viber, которые также являются программными средствами, использующимися для пропуска трафика телефонии по IP-протоколу. Вопрос в данном случае в том, кто будет их регистрировать.

Контроль за абонентами

Что касается реестра принадлежности сетевых адресов, то он предназначен для сбора, хранения, анализа, обобщения и предоставления информации о посещенных пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах и сетевых (IP) адресах в сетях электросвязи Беларуси.

Включению в реестр принадлежности сетевых (IP) адресов подлежат сведения:

О пользователях интернет-услуг и активированных ими услугах электросвязи;

О статических и динамических, публичных и приватных IP-адресах национального сегмента сети Интернет, включая данные, позволяющие определить лиц, в пользовании которых находится адрес, время начала и завершения предоставления сетевого (IP) адреса, идентификационные данные сетевого оборудования, адрес его физического расположения, тип и назначение;

О приватных и публичных сетевых (IP) адресах сетей операторов электросвязи и поставщиков интернет-услуг, включая адреса физического расположения сетевого оборудования, его тип и назначение.

Положение сообщает, что допуск к вышеперечисленным сведениям предоставляется органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в порядке, установленном законодательными актами.