О неверных названиях музыкальных композиций. Музыка как состояние души

Все мы любим слушать музыку: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но задумывались ли о том, какова она на самом деле, за пределами наушников и колонок? Как она влияет на человека и каким образом толкает его на те или иные поступки?

Но различные композиции не только способны выражать эмоции, они могут настраивать человека на определенный лад. Особенно это полезно для спортсменов. Одна женщина поделилась со мной тем, что постоянно слушает музыку во время тренировок. Занимаясь на беговой дорожке или велотренажере, под властью музыки она не замечает ничего: ни изнурения, ни боли в мышцах, ни жажды с голодом. Все это отходит на второй план, когда в наушниках играет ее любимая музыка. По словам женщины, быстрые и ритмичные композиции мотивируют ее на занятия спортом и повышают ее выносливость. Она может забыться, погрузиться в свои мысли и воспоминания, и, сама того не заметив, пробежать целый марафон на беговой дорожке, а после занятий чувствует приятную усталось и легкость.

Музыка живет внутри каждого из нас, только осознают это все в разном возрасте. Моя бабушка в свои 60 лет обнаружила талант к пению и теперь поет в хоре, принося радость себе и слушателям. Вот кто бы мог подумать, что такое может с ней случиться? Даже она сама не подозревала этого, пока в один прекрасный момент ее голос не похвалили. Как видите, музыка это состояние души. Для меня музыка — это часть моей жизни, часть меня. С самого детства я была окружена ею, а, повзрослев, мои отношения с ней упрочились — я стала играть на гитаре и петь. Это помогает мне снять стресс, усталость и напряжение. А мозоли на пальцах — результат упорных трудов и стараний. Да, мне больно. Но эта боль — ничто по сравнению с прекрасной мелодией, что льется из-под пальцев и растекается по струнам.

Загляните внутрь себя, прислушайтесь, и, может, вы тоже сможете найти тот вид музыки, который прочно поселится в вашем сердце. Ведь все люди разные, и музыка у каждого своя, словно тысячи кусочков. И у каждого он свой.

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развлечение «Мелодия - душа музыки». Старшая группа.

Мелодия - душа музыки .

Цель : Осознание мелодии как основы музыкального произведения .

Задачи :

Дать понятие о выразительных возможностях мелодии .

Формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия.

Формирование осознанного отношения к музыке .

Формирование деятельностного отношения к музыке в процессе её исполнения.

Обеспечение : Мультимедийная установка, проектор, компьютер, музыкальный центр . Приложение- презентация.

Ход занятия.

Слайд №1. Под музыку дети заходят в зал , образуют круг.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Давайте мы с вами тоже поздороваемся. Слушайте внимательно и повторяйте.

Проводится пальчиковая речевая игра.

Я здороваюсь везде. Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. Показывает «крылышки» .

Здравствуй, солнце золотое! Показывает «солнце» .

Здравствуй, небо голубое! Показывает «небо» .

Здравствуй, маленький дубок! Показывает «дубок» .

Здравствуй, вольный ветерок! Показывает «ветерок» .

Здравствуй, Утро! Жест вправо.

Здравствуй, День! Жест влево.

Мне здороваться. Кладёт руки на грудь.

Не лень! Разводит руки в стороны .

Музыкальный руководитель : Вот мы с вами и поздоровались.

Под музыку дети садятся на места.

Музыкальный руководитель : Ребята как вы думаете, о чём может рассказать музыка ? О природе, о маме, о настроении. Она говорит о многом, и главная наша задача - научиться слышать её интонации, настроения, характер. Скажите, ребята, а из чего вырастает каждое музыкальное произведение ? Мелодии . Музыка благодаря своим возможностям открывает перед нами целый мир : переносит в далёкие времена, повествует о героях, рассказывает сказки, рисует картины природы. А в основе каждого произведения «мелодия » . П. И. Чайковский говорил : «Мелодия - душа музыки » . Эти слова и станут темой нашего занятия. А что же такое мелодия и почему она является душой музыки ?

Дети : Звуки.

Музыкальный руководитель : Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки, это мелодия ?

Игра на инструменте нот в разнобой.

Дети : Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Музыкальный руководитель : Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия - это мысль , выраженная звуками. Слово «мелодия » происходит от греческого слова «melodia» ,»meloc»,что означает пение, напев. Какие бывают мелодии ?

Дети : Весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные.

Слайд №2. Музыкальный руководитель : А ещё мелодия бывает восходящая , нисходящая и волнообразная.

Рассказ сопровождается показом мелодий .

Музыкальный руководитель : То есть мелодия нам что-то передаёт , выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке . Композитор через мелодию передаёт свои мысли , чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия - это душа музыки .

Музыка - это любовь человека к жизни, к природе, другим людям. Ещё А. Пушкин говорил : «И любовь - мелодия » . Мы сегодня с вами послушаем сказку о сотворении мелодии . Слайд №3.

Дети слушают «Сказка о сотворении мелодии » . Слайды №4-22.

Музыкальный руководитель : Чтобы ещё закрепить наше знакомство с мелодией , давайте отгадаем загадки. Слайд №23.

Дети отгадывают загадки на экране.

Повторялки - закреплялки.

Музыкальный руководитель : Рассмотрите картинку и найдите тех зверей, которые занимают не свой регистр. Слайд №24.

Музыкальный руководитель : Ребята давайте вспомним с вами основы музыки - это три кита в музыке .

Что же такое «три кита» в музыке ? Это три основы, на которых строится вся музыка . Это песня, танец и марш. Главное - услышать разницу в характере музыки марша , танца и песни.

Поиграем в игру «Угадай кита» . Услышав танцевальную музыку , вы хлопаете в ладоши, маршевую - маршируете, а песню поёте.

Под музыку дети образуют круг .

Проводится игра «Три кита» .

Под музыку дети садятся на места.

Музыкальный руководитель : Песня является одним из самых важных и главных китов в музыке , потому что песня самый древний вид музыкального искусства , а важнейшей частью песни является - Мелодия ! Прежде чем мы с вами начнём разучивать песню, нам надо подготовить ваши голоса, а для этого сначала сделаем дыхательную зарядку.

Дыхательная зарядка. Упражнения А. Стрельниковой «Насос» , «Обними плечики» .

Дыхательная гимнастика.

Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Предлагаемая методика была, разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани. Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнение «Обними плечи» . Вдох на сжатии грудной клетки. Исходное положение : встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос» . Исходное положение : встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу : спина круглая (а не прямая, голова опущена - смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол» ). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Музыкальный руководитель : Мы с вами будет разучивать утреннюю песню.

Давайте посмотрим мультфильм, в котором она прозвучала. Посмотрите и скажите, как называется этот мультфильм?

Просмотр видео «Утро начинается» из мультфильма «Чучело-мяучело» .

Вокально-хоровая работа. Разучивание идёт по фразам, с многократными повторениями, с новыми заданиями, корректирующими характер звучания. Начинаем разучивание песни с припева. Дети быстрее запоминают повторяющиеся слова и мелодию припева , запев исполняет музыкальный руководитель . Нужно с самого начало работы над песней искать выразительный звук, стремиться к тому, чтобы фразировка была логически оправданной, осмысленному произнесению текста, стремиться подчёркивать жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамику, тембр звучания голосов.

Разучивание песни «Утро начинается» из мультфильма «Чучело-мяучело» слова М. Яснова, музыка И . Космачёва.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одним из главных музыкальных средств выразительности - мелодией . Я, уверена, что после сегодняшнего занятия вы все будете помнить о том, что у музыки тоже есть душа - МЕЛОДИЯ . Мелодия передаёт чувства , мысли, переживания, внутренний мир человека. До новых встреч.

Под музыку дети уходят из зала .

Публикации по теме:

22 февраля в нашем детском саду"Родничок" прошло развлечение, посвященное Дню Защитников Отечества. Участвовали две средние группы"Солнышки".

Музыкальное развлечение «День космонавтики» (подготовительная группа) День космонавтики. Музыкальный руководитель: Потёмкина О. Н. Под музыку «Земля в иллюминаторе» дети входят в зал. Действующие лица: Ведущий,.

Музыкальное развлечение «Путешествие в замок королевы Гармонии». Старшая группа Путешествие в замок королевы Гармонии Данный материал направлен на закрепление у дошкольников знаний специального характера: умения играть.

Музыкальное развлечение «Новогодняя сказка». Старшая группа Музыкальное развлечение Тема: Новогодняя сказка Старшая группа Программные задачи: формирование представления о празднике Новый год, привлечение.

«Мелодия - душа музыки»

  1. Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности.
  2. Мелодия как синоним прекрасного.
  3. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шуберта.

Музыкальный материал:

  1. Ф. Шуберт, стихи Л. Рельштаба. «Серенада» (слушание);
  2. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Прекрасное далеко» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Воспринимать характерные черты творчества отдельных композиторов (Ф. Шуберта).
  3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Ф. Шуберта).

Мелодия всегда будет самым чистым
выражением человеческой мысли…

Ш. Гуно

Если ритм присутствует везде - и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство.

В переводе с греческого это слово означает «пение» «песня», «напев» ... Самая первая в мире мелодия была, наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.
Давайте и мы попробуем сочинить мело­дию. Заманчиво сверкают клави­ши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую-нибудь песенную мелодию.
Вспомните какие-нибудь стишки, ну, скажем, такие:
Чижик, пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...
А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, рит­мично ударяйте по клавишам. По каким? Да по каким придётся... Ну, что? Не получается мело­дия? Ничего удивительного. Далеко не каждый набор звуков ­ мелодия.
Оказывается, мелодия создаётся по определённым зако­нам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Зву­ки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда, слушая серьёзную музыку, мы встречаемся с мелодиями, кото­рые кажутся нам... немелодич­ными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольстви­ем. В чём тут дело?
Композитор С. С. Прокофьев говорил: ...Когда Бетховен сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие современники говорили: «Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет». Между тем Бетховен правильно угадал буду­щее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100 лет после его смерти. То же самое бы­ло с Вагнером, Листом и многими другими замечательными композиторами».
Но неужели, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть к ней, придётся ждать сто лет? Нет, конечно. Если вы будете почаще встречаться с самой разной музыкой, ваш слух станет гибким, послуш­ным и научится понимать самые разные музыкальные языки.

Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится одновременно и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия - душа музыки», ибо где, как не в ней - то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...

Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире, - пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучаний образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.

У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.

Если музыкальный ритм всё вокруг приводит в движение, рождая танец и присущие ему жесты, то мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит в глубинном, скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.

Чем же объясняется воздействие мелодии?

Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?

Послушайте чудесную мелодию «Серенады» Ф. Шуберта - одну из самых проникновенных лирических (лирический – нежный, задушевный) мелодий, созданных для голоса. Как и любая другая серенада, она поётся ночью в честь возлюбленной.

Жанр серенады появился как вокальное или инструментальное произведение, исполнявшееся обычно вечером или ночью в знак уважения или любви к какому-либо лицу. Часто это была песня с гитарным аккомпанементом под окном любимой.
После смерти Шуберта его последние четырнадцать песен, написанные летом 1828 года, были выпущены в свет в сборнике «Лебединая песня». Туда вошли такие шедевры художественной песни, как «Город», «Двойник» и знаменитая «Серенада», помещённая в сборнике четвёртой.
Выдающуюся популярность эта лирическая песня на слова немецкого поэта Людвига Рельштаба приобрела, прежде всего благодаря певучей мелодии широкого дыхания. Большинство её фраз завершаются мечтательными взлётами. Они звучат, как нежные призывы к возлюбленной прийти на тайное ночное свидание. Звучанию гитары подражает и фортепианное сопровождение в «Вечерней серенаде» Шуберта. Оно много раз вторит в различных регистрах вокальной партии, как бы создавая атмосферу нежной мечтательности - то трепетной, то восторженной. Этому способствуют красочные сопоставления с минором одноименного мажора - приём, очень характерный для гармонического языка композитора.

Серенада (текст песни)

Русский текст Н. Огарёва, музыка Ф. Шуберта

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу лёгкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час,
Листья в поздний час.
И никто, о друг мой милый, не услышит нас,
Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали трели соловья,
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно всё томленье, вся тоска любви,
Вся тоска любви.
И наводят умиленье на душу они,
На душу они.
Дай же доступ их призванью, ты душе своей,
И на тайное свиданье ты приди скорей!
Ты приди скорей!

В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, «Серенада» Шуберта - о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое - то, чего нет в словах и о чём вообще рассказать очень трудно.

Молодость, возлюбленная, ночная песня, летящая к ней, - вот содержание произведения, в котором перечислено всё, кроме самого главного. Главное же заключено в мелодии, рассказывающей нам о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости.

Серенада Ф. Шуберта существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра.

Слушание «Серенады» на выбор педагога:

  1. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (исп. И. Архипова на русском языке)
  2. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (симфонический оркестр)
  3. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь» (в исп. Дж. Ширли-Квёрка – баритон, Ян Партридж – фортепиано)
  4. Шуберт. «Серенада» из сб. «Лебединая песнь». Музыкальная кавер-версия, сделанная композитором и аранжировщиком А. Волковым на музыку «Серенады» Франца Шуберта. Вокальные партии исполняют: Ирина Туманова - женский вокал, Андрей Дунаев - мужской вокал.

Музыкальная кавер-версия - авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной аранжировки.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.

Мелодия - «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно её открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие», - писал Томас Карлейль.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма?
  2. Как вы понимаете слова П. Чайковского: «Мелодия - душа музыки»? Объясните на примере «Серенады» Ф. Шуберта.
  3. Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в «Серенаде» Ф. Шуберта?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Серенада (4 варианта исполнения), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

О дезинформации в названиях музыкальных композиций, или Что такое «Музыка ангелов»:

"Некий злобный гений упорно подписывает популярные музыкальные записи случайными красивыми названиями. Авторами же указываются классические композиторы, никогда не писавшие этих произведений. «Музыка ангелов» стала, наверное, самым популярным вопросом на форумах поиска нот. Итак, разоблачительный список:

1. Моцарт – Музыка ангелов - неправильное название, эту мелодию написал Yiruma? и называется она «River Flows in You», более редкая замена - Ян Качмарек – Goodbye (из фильма Хатико). Еще мелодию из фильма Хатико можно встретить под названием Wilhelm Richard Wagner – «Spring Waltz».

2. Композицию «Мелодия слез» (или «Слёзы дождя») Бетховен никогда не писал. ВКонтакте красуется ошибочное название, которое придумали невежественные люди. Эту композицию написал южнокорейский пианист под псевдонимом The Daydream.
Оригинальное название композиции: Tears.

3. «Моцарт В. А. Чистая симфония. Ближе к мечте» - ошибочное название, на самом деле эта композиция написана коллективом Secret Garden и называется она The promise.

4. Музыку к фильму «Реквием по мечте» написал Клинт Мэнселл, но не ВАГНЕР и не МОЦАРТ! (В Википедии присутствует ошибка в статье о фильме).

5. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (или же Осенний вальс) (4:27)» Этого Шопен тоже никогда не писал, композиция Mariage D’amour с длительностью 4:27 принадлежит композиторам Paul de Senneville и Olivier Toussaint. Исполнителем является Ричард Клайдерман.

6. Вагнер – Свадебный марш/Сон в летнюю ночь/Увертюра - композиция неверно называется ВКонтакте, музыка написана Яном Тирсеном и называется она Yann Tiersen – Comptine d’un autre ete: L’apres midi. У Вагнера есть свадебный ХОР из оперы Лоэнгрин. Второй вариант Hans Gьnter Wagener - Sommernachtstraum.

7. Д. Д. Шостакович – Симфония №5 (Симфония души) или еще ее называют прелюдией - название неверное, эта композиция принадлежит коллективу Secret Garden и называется она Song from A Secret Garden.

8. «Шопен Фредерик – Весенний вальс (1:31)» - еще одно неверное название, мелодию с длительностью 1:31 написал Ян Тирсен и называется она Yann Tiersen – Mother’s Journey. Стоит отметить, что Тирсена как только ни называют, человеческая фантазия безгранична.

9. «Шопен Фредерик – Апрель мечты» – настоящее название Yanni Hrisomallis – One Man’s Dream.

10. Штраус – Ромео и Джульетта – это не Штраус, а Нино Рота,написавший саундтрек к фильму «Ромео и Джульетта», называется What Is a Youth?

11.Wilhelm Richard Wagner – Trдne (Вагнер – Слеза) – неверное название, на самом деле это Дмитрий Маликов – Прощай, жестокий мир

12. Верди – Сицилийская вечерня - неверное название, композитор заглавной темы к фильму «Крестный отец» все тот же Нино Рота.

13. Штраус – Медленный вальс – настоящее название Secret Garden – Dreamcatcher

14. Пуччини – Тоска (скрипка), также приписывается Верди, Вивальди и Ванессе Мэй – все это неверные названия, истинный композитор Edvin Marton, обработавший мелодию из Арии Каварадосси.

16. Рихард Вагнер – Реквием по любви; Dieses Leben; Жизнь - неверное название, на самом деле это Secret Garden – Awakening

17.Бетховен – Silense - неверное название, на самом деле это Ernesto Cortazar – Beethoven’s Silence

18. Клод Дебюсси – Героическая колыбельная - неверное название, на самом деле это Carter Burwell – Bella’s Lullaby.

19. «Адажио» Альбинони - известный миф, на самом деле композитором является Ремо Джазотто, а не Альбинони.

21. Clou – Слушая тишину - неверное название, на самом деле это Origen – Dance of the Clouds.

22. Иоганн Себастьян Бах – Прелюдия № 13 - на самом деле это Ketil Bjornstad Prelude 13 (из фильма «Одиночество в сети).

23. Моцарт – Гимн Лиги чемпионов УЕФА - Моцарт не писал гимн лиги чемпионов.

25. Johann Pachelbel – «Canon in D major» – приписывается иногда И. С. Баху.

26. Cаундтрек к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса приписывается Фредерику Шопену.

27.Wilhelm Richard Wagner – Himmelfahrt Schцn - неправильное название, на самом деле это Jonathan Cain – Bridal March.

28. Рихард Вагнер – Воплощение любви – (3.33), на самом деле это Toni Hulji – Croatian Rhapsody.

III класс

Урок №1.

Тема: «Мелодия – душа музыки»
Тип
урока: развивающий.

Жанр урока: путешествие.

Форма урока: диалог.

Цель урока: дать понятие о выразительных возможностях мелодии.

Задачи : формирование слушательской культуры учащихся, развитие аналитического мышления, развитие эмоциональной сферы детей.

Элементарная теория музыки: инструменты, мелодия как средство выразительности.

Материалы к уроку : П.И.Чайковский: «Старинная французская песенка», «Осенняя песнь», IV симфония (II часть). Ю. Чичков «Ромашковая Русь».

ХОД УРОКА

Учитель : - Здравствуйте, ребята! Тема урока сегодня «Мелодия – душа музыки» (Слайд). А что же такое мелодия и почему она является душой музыки?

Дети : - это звуки.

Учитель : - Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия?

Дети : - Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.

Учитель: - Правильно. Звуки мелодии это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками . (Слайд со словами). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев. (Слайд со словами «melodia », « meloc » ). Звуки мелодии всегда ритмически организованы и имеют ладовую основу, мажор или минор. От этого зависит характер мелодии: напевный или танцевальный, радостный или грустный. То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. (Слайд со словами).

Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.

Раскрывая перед слушателями свой внутренний мир, композитор придаёт музыке особую лиричность. Что такое "лирика"? Слово произошло от греческого "Лира" (музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого часто исполнялись стихотворные произведения о чувствах и переживаниях человека). (Слайд с лирой). Поэтому лирикой часто называют поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его мысли, чувства, настроения, переживания. А в музыке лирическими называют произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания человека. (Слайд: « В музыке лирические произведения это произведения поэтического характера, передающие внутренний мир и переживания композитора» )

Необыкновенно лиричными мелодиями наполнена музыка русского композитора П.И.Чайковского. (Слайд с портретом композитора). (фрагмент «Старинной французской песенки» из «Детского альбома»). Какими переживаниями и чувствами делится со слушателями композитор? Какие образы передаёт композитор в своих мелодиях? (Образ - это художественное воплощение действительности).

Дети дают характеристику музыкальному произведению, называют образы.

Учитель : Прежде всего, это образы русской природы и чувства, вызываемые её красотой. Эти лирические образы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П.И.Чайковского. (Играю фрагмент «Осенней песни» из «Времён года» ). Композитор всей душой любил русскую природу, в ней он черпал источник вдохновения. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!». (Слайд «Лирические образы русской природы являются основой многих фортепианных и симфонических произведений П.И.Чайковского»).

Послушайте фрагмент IV симфонии П.И.Чайковского. Кто помнит, что такое симфония?

Дети : - Это большое произведение для симфонического оркестра.

Учитель : - Правильно. Итак, послушайте симфонию и скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Что вы представляете, слушая вторую часть симфонии? (Слайд с симфоническим оркестром).

Дети рассуждают о прослушанном фрагменте.

Учитель : Созвучна теме сегодняшнего урока и песня современного композитора Ю.Чичкова «Ромашковая Русь». Послушайте её и ответьте на вопрос: «Какой характер у этой песни? Какие чувства передаёт композитор в мелодии этой песни?»

Дети слушают песню в исполнении учителя.

Учитель повторяет вопросы.

Дети : - Это лирическая песня. В ней передаётся любовь к русской природе.

Учитель : - Мы с вами сегодня начнём разучивать эту песню, но сначала нужно подготовиться и распеться.

Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику, распевание. Вокально-хоровая работа над песней «Ромашковая Русь».

Учитель : Итак, ребята, мы сегодня выяснили, что мелодия является главным выразительным средством музыки. Её называют душой музыки. Почему?

Дети : - Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.

Учитель благодарит детей за работу на уроке.