Концептуальное проектирование: методы, средства, цели и задачи. Базы данных

Аннотация

ПРОБЛЕМАТИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Бутенко Л.Н.

Статья посвящена проблемам концептуального проектирования технических систем. Показана актуальность междисциплинарной интеграции методов, применяемых для получения новых технических решений.

Problems of Conceptual design

The aim of this article is demonstration of problems and methods of conceptual design theory. Discussing intellectual problems in development theory achievements aspect. Shows the intersubject research for successful solving of this problems. This production can to change a scientific paradigm.

In this article we present this studies, procedures, metarules, which can management of relationship designing and some semantic describes of this aspect.

ПРОБЛЕМАТИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Бутенко Л.Н.

Волгоградский государственный технический университет
400131, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 28, [email protected]

«Того, кто не задумывается о далёких трудностях,
непременно поджидают близкие неприятности»
Конфуций

«-Голова – она может всё». Граф Калиостро
Григорий Горин «Формула Любви»

В настоящее время высокую актуальность приобрели исследования в области концептуального проектирования ввиду того, что применение традиционных детерминированных методов описания, контроля и управления выявило их большую ограниченность, а порой и невозможность построения моделей проектируемых систем.

Современное состояние исследований в методологических дисциплинах (исследование операций, системотехника, системный анализ) а также теории принятия решений, многоуровневых иерархических систем, автоматического управления, катастроф таково, что не позволяет исследовать сложные, плохо структуризованные, динамичные предметные области.

Математическое моделирование в настоящее время ориентировано на параметрический синтез.

Лучшие из методов автоматизации программирования (логическое, структурное и объектно-ориентированное программирование CASE-технологии) не имеют в своем составе развитых познавательных средств. Мощные средства автоматизации проектно-конструкторских работ (например, AutoCAD) не имеют средств для представления сложных развивающихся объектов.

Методы и средства искусственного интеллекта (ситуационное управление, экспертные системы, инженерия знаний, базы знаний) не имеют средств для углубления понимания предметных областей, они лишь мобилизуют имеющиеся знания.

Методы проектирования организаций (проблемно-ориентированный подход, функциональный подход, системное проектирование и другие) не имеют средств для восстановления целостности интересов организаций и областей их деятельности.

Мощные познавательные методы, развитые в рамках философской диалектики, теории познания, в логике и методологии науки, в теории мышления, структурализма пока еще не стали средствами прикладной, инженерной работы.

Теория систем в своем развитии находится в методологическом тупике и не выработала методов постулирования сложных классов систем.

Синергетика имеет предметом физические или физикалистские процессы.

Математический аппарат (теория множеств, теория категорий и функторов, теория структур, теория топосов) широко применяется в теории систем и в ряде прикладных задач (проектирование баз данных), но до сих пор не был способен обеспечить исследование сложных предметных областей и проектирование сложных объектов.

Концептуальное проектирование системы – это стадия, на которой принимаются определяющие ее последующий облик решения на различных системных уровнях, проводится исследование созданных решений и их предварительное согласование.

Приведем ряд базовых определений:

Концепт (лат. conceptus - понятие) – понятие;

Термин «концептуальный» обозначает характер процесса (описания, представления и т.д.) или объекта (модели, структуры, результата и т.д.), отличающийся тем, что качественная определенность объектов представляется в форме понятий ; Концептуально мыслить - это базовая способность человеческого мышления с большими скоростями «свертывать» и обобщать информацию любого рода. Свертка информации может находить отображение в понятиях, числе, временной или пространственной структуре.

Рассмотрим массив интеллектуальных задач и способы их решения с точки зрения системного подхода к концептуальному проектированию систем любого класса.

Наиболее современное определение системы приведено в

Система = (элементы, отношения, внешняя среда, наблюдатель, язык)

Рассмотрим проблемы концептуального проектирования с точки зрений современного представления того, что называется системой. Первое, что бросается в глаза, то, что это определение статично, в нем отсутствуют правила построения систем. Только в последнее время в определении появляться новые объекты, которые влияют на эффективность процесса концептуального проектирования систем, например, Наблюдатель (проектировщик), Язык (язык проектирования). Формулировка первой проблемы заключается в том, что для обеспечения свойств системы должны быть созданы массивы правил их обеспечения. Приведем перечень инвариантных свойств системы, которые образуют кортеж :

S = (a,b,c,d,f, … , ),

где:a–первичность целого (системы); b–неаддитивность системы;c–размерность системы;d–сложность структуры системы;e–жесткость системы;f–вертикальная целостность системы;g – горизонтальная обособленность системы;h – иерархичность системы;i–множественность (разная глубина) описания системы;j–взаимозависимость системы и внешней среды;k–степень самостоятельности системы;l–открытость системы;m–совместимость системы;n–целенаправленность системы;o–наследственность системы;p–приоритет качества;q–приоритет интересов системы более высокого уровня;r–надёжность системы;s–оптимальность системы;t–неопределенность информационного обеспечения системы;u–эмерджентность системы;v–мультипликативность системы;w–непрерывность функционирования и развития системы;x–альтернативность путей функционирования и развития системы; y–синергичность системы;z–инерционность системы;–адаптивность системы;–организованность системы;–уровень стандартизации системы;–инновационный характер развития системы.

Для того, чтобы система была целостным объектом необходимо определить характер и последовательность интеллектуальных процедур, обеспечивающих проявление всех вышеназванных свойств.

Отметим, что свойства любой системы только в частном случае могут быть определены функцией структуры этой системы, более приемлемым, по нашему мнению, является зависимость «свойства–организация» системы. Под организацией будем понимать множество элементов и отношений, а также взаимодействие между элементами. В этом случае, концептуальное проектирование систем должно подчиняться закономерностям организации систем, как с точки зрения строения, так и функционирования. Здесь обнаруживается необходимость существования и, соответственно, проектирования такой надсистемы, которая осуществляет целепорождение и координацию всех проявлений свойств системы. Такая надсистема принципиально отлична от внешней среды.

Интеллектуальной проблемой является также создание «границ» системы с внешней средой, где главным является сохранение целостности и обеспечение устойчивости.

Влияние наблюдателя на процесс концептуального проектирования может быть определено через взаимодействие субъекта и объекта. В данном случае необходимо решить задачу о возникновении, формировании, развитии и воплощении идеи проектируемой системы. Приведем самые распространенные определения идеи:

Идея – форма постижения в мысли явлений объективной реальности ;

Идея – это терм, окруженный релевантным знанием ;

Идея – это зафиксированное в каком-либо коде представление об устройствах объекта, о сути процесса, о причинах и следствиях явлений .

Полная цепь развертывания идеи об объекте как о системе обозначена в : Наблюдатель порождает интенции, т.е. исходные намерения в границах аспекта. Следующий шаг проявления идеи – результат развития намерения в конкретной среде. Здесь знание становиться можно уже «рассматривать», это выражение сущности явления. Далее – этап проявления сущности. Это этап системообразования, здесь сущность как нечто целое обнаруживает различие своих частей. и, «наконец», этап восхождения к классам систем при помощи новых аксиом. Как следует из описания, вопрос о том, как появляется идея, является очень сложным, а процедуры ее усложнения, происходящие в Наблюдателе описаны в психологии недостаточно четко. В психолингвистике было уточнено понятие концепта и оказалось, что концепт не равнозначен термину понятия . Концепт существует в ментальном мире человека не в виде четких понятий, а как «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово. Концепты не только мыслятся, они «переживаются», они предмет эмоций, симпатий и антипатий,а иногда и столкновений. Концепт трактуют как некоторую базовую когнитивную сущность, позволяющую связывать смысл с употребляемым словом, как содержательную единицу процесса концептуализации, посредством которого действительность преломляется в голове человека.

Таким образом, мы выходим на проблему получения выводного знания. Человек может проявлять новое знание «методом открытия» и «методом постулирования». Отметим, что в данном контексте возникают проблемы учета изменения информации в процессе выводного знания (т.е. вывод является немонотонным), а также проблемы горизонтального и вертикального синтеза, средоточием которых является проблема совместимости между элементами и между системными уровнями проектирования.

Для концептуального проектирования особое значение имеет получение именно новых решений. Укажем на взаимосвязь этой проблемы с проблемой системогенеза, а также с проблемой получения выводного знания.

Отметим также, что особой актуальностью обладает концептуальное проектирование систем в аспекте обеспечения их инновационного развития. Это непосредственно связано с качественными переходами между системами, требующими изменения организации этих систем. Эту новую область исследований, по нашему мнению следует назвать гетеродинамикой. На рис.1 показаны возможные направления дальнейших междисциплинарных исследований. Подчеркивая прагматическую направленность, мы хотели бы указать на тесную взаимосвязь с задачами стратегического планирования, стратегического менеджмента, стратегического маркетинга для самых разных предметных областей.

Библиографический список:

1. Никаноров С. П. Метод концептуального проектирования систем организационного управления и его применение. Электронный научно-информационный журнал «СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ и РЕШЕНИЯ» http://www.situation.ru/app/j_art_960.htm

2. Теслинов А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. М.: «Глобус», 1998. 229с.

3. Волкова В.Н., Денисов А.А.Основы теории систем и системного анализа

4. Стратегический маркетинг: Р.А.Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2003.

5. Философский энциклопедический словарь. М: Советская Энциклопедия. 1983

6. Финн В.К.Философские проблемы логики интеллектуальных систем. Журнал Российской Ассоциации искусственного интеллекта. «Новости искусственного интеллекта» № 1. Москва 1999. с. 36.

7. Птушенко А. «Техника Молодёжи» № 3, 2003, стр 24.

8. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Российск.гос.гуманит.ун-т. М., 2000, 382 с.

9. Александров Е.А.Основы теории эвристических решений. М. Советское радио, 1975, 254 с.

10. Бутенко Дм.В. Взаимосвязь стратегического планирования и концептуального проектирования. // XXX Юбилейная Международная конференция и дискуссионный научный клуб IT+SE`2003 Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 2003г., с. 107

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Концептуальное проектирование

1.1 Определение типов сущности

1.2 Определение атрибутов и связывание их с типами сущности

1.3 Определение доменов атрибутов

1.4 Сведения об альтернативных и первичных ключах

2. Логическое проектирование

2.1 Преобразование локально концептуальной модели данных в локальную логическую модель

2.2 Проверка моделей с помощью правил нормализации

2.3 Проверка модели в отношении транзакций пользователя и выполнения запросов

2.4 Построение окончательной диаграммы "Сущность связь"

Заключение

Список использованной литературы

Введение

База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

СУБД скрывает от пользователя выполняемые ей последовательные просмотры таблиц, выполняя их наиболее эффективным образом. Очень важная особенность реляционных систем состоит в том, что результатом выполнения любого запроса к таблицам БД является также таблица, которую можно сохранить в БД и/или по отношению к которой можно выполнять новые запросы. проектирование концептуальный ключ

Основным назначением информационных систем является хранение сведений об окружающем мире и процессах происходящих в нем, которые в конечном итоге предоставляются пользователям. Поскольку для различных групп людей интерес представляют только определенные части реального мира, то и данные каждой информационной системы будут относится к определенной области. Часть реальной системы, подлежащая исследованию с целью ее описания, называется предметной областью.

Различают полную предметную область и ее фрагменты, при этом каждый фрагмент может представлять свою предметную область. Например, для университета можно выделить следующие фрагменты: учебный отдел, бухгалтерия, отдел кадров, бюро расписаний и т. д.

Информация, необходимая для описания предметной области, может включать сведения о людях, предметах, документах, событиях, понятиях и т.д.

Каждая предметная область характеризуется множеством объектов - элементов реальных систем и процессов, использующих объекты, а также множеством пользователей, характеризуемых единым взглядом на предметную область. В частности, для бухгалтерии объекты - всевозможные документы. Процессы бухгалтерии - расчет заработной платы, материальный учет, учет банковских операций и др. Наконец пользователи этого фрагмента сотрудники бухгалтерии, работники финансовых органов, руководители предприятия и т. д.

Каждый объект обладает определенным набором свойств, которые запоминаются в информационной системе. При обработке данных часто приходится иметь дело с совокупностью однородных объектов, например, таких, как студенты или факультеты, и записывать информацию об одних и тех же свойствах для каждого из них. Совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств, называется классом объектов. Для объектов одного класса набор свойств будет одинаков, хотя значения этих свойств для каждого объекта могут быть разными.

Часто класс объектов называют сущностью. Каждая сущность обладает атрибутами. Атрибут - это свойство объекта, характеризующее его экземпляр. Сущность "студент" может иметь атрибуты "имя", "год рождения", " дата поступления" и т. д. Таким образом сущность можно определить, как множество индивидуальных объектов одного типа (экземпляров), причем все эти объекты различны, т. е. набор атрибутов одинаков, а их значения различны.

Цель моей работы - разработать базу данных для учета продаж и доставок товаров комплектов и комплектующих ПК. Так же это будет использоваться учета движения товара между поставщиком и получателем.

Задачи работы:

Определить типы сущностей

Определить типы связи

Определить атрибуты и связать их с сущностями

Определить домены атрибутов

Определить альтернативные ключи (атрибуты)

Создать диаграмму "сущность связь"

Преобразовать локально концептуальную модель в локальную логическую модель данных

Проверить модели с помощью правил нормализации

Проверить модель в отношении транзакций пользователя и выполнить запросы

Построить окончательную диаграмму "Сущность связь"

1. Концептуальное проектирование

Концептуальное (инфологическое) проектирование - построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных. Термины "семантическая модель", "концептуальная модель" и "инфологическая модель" являются синонимами. Кроме того, в этом контексте равноправно могут использоваться слова "модель базы данных" и "модель предметной области" (например, "концептуальная модель базы данных" и "концептуальная модель предметной области"), поскольку такая модель является как образом реальности, так и образом проектируемой базы данных для этой реальности.

Конкретный вид и содержание концептуальной модели базы данных определяется выбранным для этого формальным аппаратом. Обычно используются графические нотации, подобные ER-диаграммам.

Чаще всего концептуальная модель базы данных включает в себя:

Описание информационных объектов или понятий предметной области и связей между ними.

Описание ограничений целостности, т.е. требований к допустимым значениям данных и к связям между ними.

1.1 Определение типов сущности

Сущность - любой различимый объект (объект, который мы можем отличить от другого), информацию о котором необходимо хранить в базе данных. Сущностями могут быть люди, места, самолеты, рейсы, вкус, цвет и т.д. Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и экземпляр сущности.

Сущность это собирательное понятие, некоторая абстракция реально существующего объекта, процесса, явления или некоторого представления об объекте, информацию о котором требуется хранить в базе данных.

Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе. Например, типом сущности может быть ГОРОД, а экземпляром - Москва, Киев и т.д.

Выделяют три вида сущностей: стержневая, ассоциативная (ассоциация) и характеристическая (характеристика). Кроме этого во множестве ассоциативных сущностей также определяют подмножество обозначений. Дадим теперь определение видам сущностей.

Стержневая сущность.

Стержневая (сильная) сущность - независящая от других сущность. Стержневая сущность не может быть ассоциацией, характеристикой или обозначением (см. ниже).

Ассоциация.

Ассоциативная сущность (или ассоциация) выражает собой связь "многие ко многим" между двумя сущностями. Является вполне самостоятельной сущностью. Например, между сущностями МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА существует ассоциативная связь, выражаемая ассоциативной сущностью БРАК.

Характеристика.

Характеристическую сущность еще называют слабой сущностью. Она связана с более сильной сущностью связями "один ко многим" и "один к одному". Характеристическая сущность описывает или уточняет другую сущность. Она полностью зависит от нее и исчезает с исчезновением последней.

Обозначение.

Обозначение это такая сущность, с которой другие сущности связаны по принципу "многие к одному" или "один к одному". Обозначение, в отличие характеристики является самостоятельной сущностью. Например, сущность Факультет обозначает принадлежность студента к данному подразделению института, но является вполне самостоятельной.

Определение типов связи

Связь - это графически изображаемая ассоциация, устанавливаемая между двумя типами сущностей. Как и сущность, связь - это типовое понятие, все экземпляры обоих связываемых типов сущностей подчиняются устанавливаемым правилам связывания. Поэтому правильнее говорить о типе связи, устанавливаемой между типами сущности, и об экземплярах типа связи, устанавливаемых между экземплярами типа сущности. В обсуждаемом здесь варианте ER-модели эта ассоциация всегда является бинарной и может существовать между двумя разными типами сущностей или между типом сущности и им же самим (рекурсивная связь). В любой связи выделяются два конца (в соответствии с существующей парой связываемых сущностей), на каждом из которых указываются имя конца связи, степень конца связи (сколько экземпляров данного типа сущности должно присутствовать в каждом экземпляре данного типа связи), обязательность связи (т. е. любой ли экземпляр данного типа сущности должен участвовать в некотором экземпляре данного типа связи).

Связь представляется в виде. При этом в месте "стыковки" связи с сущностью используются:

Трехточечный вход в прямоугольник сущности, если для этой сущности в связи могут (или должны) использоваться много экземпляров сущности;

Одноточечный вход, если в связи может (или должен) участвовать только один экземпляр сущности.

Обязательный конец связи изображается сплошной линией, а необязательный - прерывистой линией.

Связь между сущностями БИЛЕТ и ПАССАЖИР, связывает билеты и пассажиров. Конец связи с именем "для" позволяет связывать с одним пассажиром более одного билета, причем каждый билет должен быть связан с каким-либо пассажиром. Конец связи с именем "имеет" показывает, что каждый билет может принадлежать только одному пассажиру, причем пассажир не обязан иметь хотя бы один билет.

Рис. 1 . Пример типа связи

· каждый БИЛЕТ предназначен для одного и только одного ПАССАЖИРА;

· каждый ПАССАЖИР может иметь один или более БИЛЕТОВ.

Рекурсивная связь

На следующем примере (рис. 2) изображена рекурсивная связь, связывающая сущность МУЖЧИНА с ней же самой. Конец связи с именем "сын" определяет тот факт, что несколько людей могут быть сыновьями одного отца. Конец связи с именем "отец" означает, что не у каждого мужчины должны быть сыновья.

Рис. 2 . Пример рекурсивного типа связи

Лаконичная устная трактовка изображенной диаграммы состоит в следующем:

Каждый МУЖЧИНА является сыном одного и только одного МУЖЧИНЫ;

Каждый МУЖЧИНА может являться отцом одного или более МУЖЧИН.

Виды связей между таблицами

Связь позволяет моделировать отношения между объектами предметной области.

Существует 4 типа связей:

1. " Один-к-одному " - любому экземпляру сущности А соответствует только один экземпляр сущности В, и наоборот.

У любого конкретного ученика может быть только одна характеристика, и эта характеристика относится к единственному ученику.

2. " Один-ко-многим " - любому экземпляру сущности А соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности В, но любому экземпляру сущности В соответствует только один экземпляр сущности А.

Ученику ставят много оценок; поставленная оценка принадлежит только одному ученику.

3. " Многие-к-одному " - любому экземпляру сущности А соответствует только один экземпляр сущности В, но любому экземпляру сущности В соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности А.

Преподаватель работает только в одном кабинете, однако рабочий кабинет может быть закреплен за несколькими преподавателями.

4. " Многие-ко-многим " - любому экземпляру сущности А соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности В, и любому экземпляру сущности В соответствует 0, 1 или несколько экземпляров сущности А.

Ученик Иванов учится у нескольких преподавателей. И каждый преподаватель работает со многими учениками.

1.2 Определение атрибутов и связывание их с типами сущности

Атрибутом сущности является любая деталь, которая служит для уточнения, идентификации, классификации, числовой характеристики или выражения состояния сущности. Имена атрибутов заносятся в прямоугольник, изображающий сущность, под именем сущности и изображаются малыми буквами, возможно, с примерами.

Пример типа сущности ЧЕЛОВЕК с указанными атрибутами показан на (рис.3) С технической точки зрения атрибуты типа сущности в ER-модели похожи на атрибуты отношения в реляционной модели данных. И в том, и в другом случаях введение именованных атрибутов вводит некоторую типовую структуру данных, имя которой совпадает с именем типа сущности в случае ER-модели или с именем переменной отношения в случае реляционной модели. Этой типовой структуре должны следовать все экземпляры типа сущности или все кортежи отношения.

Рис. 3. Пример типа сущности с атрибутами

При определении атрибутов типа сущности в ER-модели указание домена атрибута не является обязательным, хотя это и возможно (см. ниже). Обсудим, чем вызвана эта возможность "ослабленного" определения атрибутов. Прежде всего, семантические модели данных используются для построения концептуальных схем БД, и эти схемы преобразуются в реляционные схемы БД, которые поддерживаются той или иной СУБД.

Как отмечалось выше, при определении типа сущности необходимо гарантировать, что каждый экземпляр сущности является отличимым от любого другого экземпляра той же сущности. Поскольку сущность является абстракцией реального или представляемого объекта внешнего мира, это требование нужно иметь в виду уже при выборе кандидата в типы сущности. Уникальным идентификатором сущности может быть атрибут, комбинация атрибутов, связь, комбинация связей или комбинация связей и атрибутов, уникально отличающая любой экземпляр сущности от других экземпляров сущности того же типа. Приведем несколько примеров. На (рис. 4) показан тип сущности КНИГА, пригодный для использования в базе данных книжного склада. При издании любой книги в любом издательстве ей присваивается уникальный номер - ISBN. Понятно, что значение атрибута isbn будет уникально идентифицировать партию книг на складе. Кроме того, конечно, в качестве уникального идентификатора годится и комбинация атрибутов <автор, название, номер издания, издательство, год издания>.

Рис. 4 Тип сущности, экземпляры которого идентифицируются атрибутами

На (рис. 5) диаграмма включает два связанных типа сущности. У каждого взрослого человека имеется один и только один и каждый паспорт может принадлежать только одному взрослому человеку. Тогда связь человека с его паспортом уникально идентифицирует взрослого человека, т. е., грубо говоря, паспорт определяет взрослого человека. Поскольку могут существовать паспорта, еще не выданные какому-либо человеку, эта связь не является уникальным идентификатором сущности ПАСПОРТ.

Рис. 5 Тип сущности, экземпляры которого идентифицируются связью

На (рис. 6) диаграмма включает три связанных типа сущности. Профессора обладают знаниями в нескольких учебных дисциплинах. Преподавание каждой дисциплины доступно нескольким профессорам. Другими словами, между сущностями ПРОФЕССОР и ДИСЦИПЛИНА определена связь "многие ко многим". Каждый профессор может готовить курсы по любой доступной ему дисциплине. Каждой дисциплине может быть посвящено несколько учебных курсов. Но каждый профессор может готовить только один курс по любой доступной ему дисциплине, и каждый курс может быть посвящен только одной дисциплине. Тем самым, каждый экземпляр типа сущности КУРС уникально идентифицируется экземпляром сущности ПРОФЕССОР и экземпляром сущности ДИСЦИПЛИНА, т. е. парой связей с именами концов ГОТОВИТСЯ и ПОСВЯЩЕН на стороне сущности КУРС. Заметим, что сущности ПРОФЕССОР и ДИСЦИПЛИНА связями не идентифицируются.

Рис. 6 . Тип сущности, экземпляры которого идентифицируются комбинацией связей

Наконец, на (рис. 7) приведен пример типа сущности, уникальный идентификатор которого является комбинацией атрибутов и связей. У каждого человека могут быть дети, и у каждого человека имеется отец. Тогда, если предположить, что близнецам, появившимся на свет одновременно, не дают одинаковых имен, то уникальным идентификатором типа сущности ЧЕЛОВЕК может быть комбинация атрибутов.

Рис. 7 . Тип сущности, экземпляры которого идентифицируются комбинацией атрибутов и связей

1.3 Определение доменов атрибутов

Домен в реляционной модели данных - тип данных, то есть допустимое множество значений.

Понятие типа данных является фундаментальным; каждое значение, каждая переменная, каждый параметр, каждый оператор чтения, и особенно каждый реляционный атрибут относится к тому или иному типу.

Примерами могут являться типы "целое" (множество всех целых чисел), "строка" (множество всех строк), "номер детали" (множество всех номеров деталей) и т. д. Таким образом, когда мы говорим, что некоторое отношение имеет атрибут типа "целое", мы имеем в виду, что все значения этого атрибута принадлежат множеству "целое" и никакому другому.

По аналогии с математикой, типы данных делят на скалярные и нескалярные . Значение нескалярного типа (нескалярное значение) имеет множество видимых пользователю компонентов, а значение скалярного типа (скалярное значение) не имеет такового. Примерами нескалярного типа являются тип отношения и тип кортежа; пример скалярного типа - тип "целое".

Ограничения реализации систем баз данных на компьютерах накладывают на определение типов некоторую условность. Так, теоретически тип INTEGER представляет собой множество всех возможных целых чисел, однако фактически INTEGER - это множество всех целых чисел, которые могут быть представлены в рассматриваемой компьютерной системе (поскольку, безусловно, есть такие целые числа, которые превышают возможности представления в любой компьютерной системе).

Следует отличать тип как таковой (логическое понятие) и формат физического представление значений этого типа в конкретной компьютерной системе; типы относятся к уровню логической модели , а физическое представление значений - к уровню реализации . Например, операции, определённые для типа "строка", не имеют смысла для типа "число", даже если числа в конкретной реализации физически представлены строками. Значения типа "дата" нередко физически представлены вещественным числом, однако большинство операций, имеющих смысл для типа "число", бессмысленны для типа "дата".

Реляционная модель данных не предписывает обязательной поддержки каких-либо предопределённых типов, за исключением логического типа (BOOLEAN), без которого при выполнении операций обойтись невозможно. Обычно некоторый набор типов поддерживается системой, другие типы пользователь может конструировать дополнительно.

1.4 Сведения об альтернативных и первичных ключах

Перви чный ключ - в реляционной модели данных один из потенциальных ключей отношения, выбранный в качестве основного ключа (или ключа по умолчанию).

Если в отношении имеется единственный потенциальный ключ, он является и первичным ключом. Если потенциальных ключей несколько, один из них выбирается в качестве первичного, а другие называют "альтернативными ".

С точки зрения теории все потенциальные ключи отношения эквивалентны, то есть обладают одинаковыми свойствами уникальности и минимальности . Однако в качестве первичного обычно выбирается тот из потенциальных ключей, который наиболее удобен для тех или иных практических целей, например для создания внешних ключей в других отношениях либо для создания кластерного индекса. Поэтому в качестве первичного ключа, как правило, выбирают тот, который имеет наименьший размер (физического хранения) и/или включает наименьшее количество атрибутов.

1.6 Построение диаграммы сущность-связь

2. Логическое проектирование

Логическое проектирование БД Представляет собой процесс конструирование моделей информационной структуры предприятия выполнимые в соответствии с требованиями выбранной схемы организации информации. Однако создаваемая логическая модель не зависит от особенностей конкретных СУБД и других физических условий реализации.

2.1 Преобразование локально концептуальной модели данных в локальную логическую модель

1. Первым этапом является удаление связи "многие ко многим". Такая связь присутствует между сущностями "Комплект" и "Фирма заказчик". Разобьем эти связи путем введения промежуточной сущности "Список"

2. Удаление сложных связей. Сложные связи это связи в которых учавствуют три и более типов сущностей. В моей работе таких связей нет.

3. Удаление рекурсивных связей. Рекурсивные связи - связи в которые сущности взаимодействуют сами с сбой. В моей работе таких связей нет.

4. Удаление связей с атрибутами.

5. Удаление множественных атрибутов в моей работе есть один множественный атрибут -телефон. Разделим "телефон получателя" на "домашний телефон получателя" и "мобильные телефон получателя". "Телефон поставщика" на "мобильный телефон поставщика" и "домашний телефон поставщика".

6. Удаление избыточных связей. В моей работе таких связей нет.

2.2 Проверка моделей с помощью правил нормализации

Технология проектирования реляционных баз данных связано с теорией нормализации, основанной на анализе функциональных зависимостей между атрибутами отношений. Понятие функциональной зависимости является фундаментальным в теории нормализации реляционных баз данных. Функциональные зависимости определяют устойчивые отношения между объектами и их свойствами в рассматриваемой предметной области. Именно поэтому процесс поддержки функциональных зависимостей, характерных для данной предметной области, является базовым для процесса проектирования.

В теории реляционных баз данных обычно выделяетсяследущая последовательность нормальных форм:

1. 1 нормальная форма

2. 2 нормальная форма

3. 3 нормальная форма

Первая нормальная форма (1NF)

Переменная отношения находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда в любом допустимом значении отношения каждый его кортеж содержит только одно значение для каждого из атрибутов.

В реляционной модели отношение всегда находится в первой нормальной форме по определению понятия отношение. Что же касается различных таблиц, то они могут не быть правильными представлениями отношений и, соответственно, могут не находиться в 1НФ.

Вторая нормальная форма (2NF)

Переменная отношения находится во второй нормальной форме тогда и только тогда, когда она находится в первой нормальной форме, и каждый неключевой атрибут неприводимо (функционально полно) зависит от ее потенциального ключа.

Третья нормальная форма (3NF)

Переменная отношения находится в третьей нормальной форме тогда и только тогда, когда она находится во второй нормальной форме, и отсутствуют транзитивные функциональные зависимости неключевых атрибутов от ключевых.

2.3 Проверка модели в отношении транзакций пользователя и выполнения запросов

1. Сведения об имеющихся комплектующих указанного источника;

SELECT комплектующие. название комплектующей, фирма поставщик. название фирмы поставщика, комплектующие, номер поставщика

FROM комплектующие, поставщик

WHERE фирма поставщик, название фирмы поставщика "AMD"

AND фирма поставщик, номер фирмы поставщика=комплектующие, номер фирмы поставщика;

2. Сведения об комплектах, заказанных определенным заказчиком с указателем имени получателя;

SELECT комплект, название комплекта, список, номер комплекта, номер фирмы заказчика, фирма заказчик, название фирмы заказчика, получатель, ФИО получателя

FROM комплект, список, заказчик, получатель

WHERE фирма заказчик, название фирмы заказчика- "Интерком"

AND список номер комплекта-комплект. номер комплекта AND список, номер фирмы заказчика=фирма заказчик, номер фирмы заказчика AND получатель, номер получателя=комплект номер получателя;

2.4 Построение окончательной диаграммы " Сущность связь "

Заключение

В данной курсовой работе я разработал базу данных для автоматизации работы компьютерного салона. На начальном этапе я составил модель предметной области, которой необходимо определить объекты, которые представляют наибольший интерес для пользователей. Для этого я составил подробное описание предметной области и связей, которые присутствуют между данными объектами, проверил свою модель на наличие таких видов связей как сложная, рекурсивная, связь с атрибутами, разделил связи многие ко многим, а также определил типы сущности и типы атрибутов, и на основании этих данных построил диаграмму "сущность-связь"

На 2 уровне я сделал проверку связи и проверку моделей с помощью правил нормализации. Моя модель данных находилась в первой и второй нормальной форме, в 3 нормальную форму я привел модель путем нахождения транзитивных зависимостей и перенесением их в другую сущность (список). Проверил модель в отношении транзакций пользователей и выполнения запросов, а затем построил окончательную диаграмму "сущность-связь". На основе проведенной мной работы могу сказать, что моя база данных будет хорошо помогать в работе компьютерного салона.

Список использованной литературы

1. Базы данных. Учебник А.Д. Хомоненко

2. Вейскос Дж. Эффективная работа с MS Access 2000

3. Википедия

4. Дейт К. Дж. Введение в систему баз данных

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исходные данные для проектирования комплекса производств лакокрасочных материалов и растворителей общей мощностью 7000 т/г. Основание для разработки исходных данных и общие сведения о технологии. Описание принципиальных технологических схем производства.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    Характеристика этапов автоматизированного проектирования. Методика и алгоритм расчета норм расхода основных материалов на женское демисезонное пальто с помощью программ Basiq Norma 1 и Norma 2. Особенности автоматизации обработки данных с помощью ЭВМ.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Подбор электродвигателя и проектирование двухступенчатого червячного редуктора. Критерии проектирования: выбор размеров и материалов редуктора. Расчет быстроходной и тихоходной передачи. Конструирование червяков и червячных колес. Компоновка редуктора.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Составление исходных данных для проектирования птичника. Определение требуемого термического сопротивления теплопередаче. Расчет площадей отдельных зон пола. Расчет теплопотери через ограждающие конструкции. Расчет тепловоздушного режима и воздухообмена.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2010

    Основные сведения о силикатном кирпиче. Производство известково-кремнеземистого вяжущего. Силос для гашения сырьевой смеси. Процесс автоклавной обработки материалов. Расчет потребности сырья. Входной контроль материалов. Расчет проектирования складов.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2014

    Правила проектирования и реконструкции механических производственных цехов: общие сведения о проектировании механосборочного производства, описание рабочего проекта и рабочей документации, интерьера спроектированного участка изготовления детали.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2008

    Характеристика продукции завода железобетонных изделий и бетонных смесей. Расчет производительности программы приготовления бетонных смесей. Выбор технологического оборудования. Определение объемов запасов хранения материалов и выбор типов складов.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Функции системы автоматизированного проектирования одежды. Художественное проектирование моделей одежды. Антропометрический анализ фигур. Методы проектирования конструкций моделей. Разработка семейства моделей, разработка лекал и определение норм расхода.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2009

    Условия эксплуатации машинного агрегата, служащего приводом качающегося подъемника. Двигатель для его проектирования, кинематический расчет привода. Выбор материалов червячной передачи и определение допускаемых напряжений. Расчет валов и подшипников.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Обоснование выбора системы и схемы водопровода, гидравлический расчет сети и подбор счетчика. Определение требуемого напора. Нормы проектирования канализационной системы, расчет внутренней и дворовой сети. Спецификация материалов и оборудования.

Главным направлением деятельности Компании «Метод» с момента ее основания и по настоящее время является разработка изобретающих компьютерных программ на основе методов концептуального проектирования технических систем.

Концептуальное проектирование - это отдельный вид проектной деятельности. Её результат - варианты концепций проектируемой технической системы (ТС) как в целом, так и ее отдельных частей.

Концепция ТС имеет различные формы представления, отличающиеся уровнем проработки (конкретности). Это:
Функциональная схема, в которой указан набор элементов ТС, выполняющих ту или иную техническую функцию, и способ их взаимодействия.

Принцип действия , определяющий взаимосвязь между физическими (химическими и т.п.) явлениями, протекающими в ТС на различных этапах ее жизненного цикла.

Принцип изменения , указывающий, как надо изменить материалы, конструкцию, режимы работы и взаимодействие устройства с окружающей средой, чтобы улучшить его характеристики.

Конструктивная схема , которая определяет состав ТС, взаимное расположение и взаимосвязь между ее элементами, особенности их конструктивного исполнения, используемые материалы, оптимальное соотношение параметров элементов и другие существенные признаки. Обычно, для краткости изложения, конструктивная схема ТС представляется в виде отличительной формулы . В ней перечисляются только те конструктивные признаки, которые отличают проектируемую ТС от ее прототипа.

Основной объем задач концептуального проектирования приходится решать на ранних стадиях разработки ТС: при разработке концепт - проекта и эскизном проектировании. Иными словами, тогда, когда определяется облик будущего изделия. Однако, и в дальнейшем, на этапах рабочего проектирования, испытаний, постановки на производство разработчики сталкиваются со сложными техническими проблемами. Их устранение так же требует методов концептуального проектирования.

Место и объем концептуального проектирования как отдельной поисковой процедуры поясняет следующая схема.

Концептуальное проектирование - это важнейшая составляющая процесса создания нового изделия. В конечном итоге, именно число проработанных концепций будущего изделия определяет его новизну и качество , а, следовательно, его конкурентоспособность и объем продаж .

Практическое применение методов концептуального проектирования показало, что они незаменимы при решении таких задач, как:

  • разработка новых устройств и технологий;
  • повышение качества и снижение издержек производства;
  • прогноз развития конкретной области техники;
  • получение приоритета в заданной области техники;
  • управление знаниями и интеллектуальной собственностью предприятия.

Изобретательство и концептуальное проектирование

Изобретательство и концептуальное проектирование являются родственными видами деятельности, отличающимися, в основном, своим целями.

Изобретательство - это индивидуальная инициативная деятельность. Цель изобретателя состоит в создании изобретения, т.е. технического решения, обладающего мировой новизной . Изобретательство, как вид человеческой деятельности, сродни искусству. Поэтому очень часто создание изобретения несет в себе элемент случайности . Многие замечательные изобретения появляются «ни тогда» и «ни там», как того требует реальное производство. Это одна из главных причин трудностей внедрения изобретения в практику.

Случайный характер изобретательства может задержать развитие техники не на годы, а на тысячелетия! Например, древним грекам были известны все элементарные технические устройства, которые использовал Эдисон в своем фонографе для записи и воспроизведении звука. Они знали о свойствах струн колебаться при дуновении ветра, о колебании мембран барабанов, применяли рычаг для увеличения силы и использовали дощечки, покрытые воском, для записи слов. Однако соединить все эти знания вместе в одном устройстве они не смогли. Кстати, изобретению фонографа Эдисон также обязан счастливому случаю.

В отличие от изобретательства, концептуальное проектирование - это плановая производственная деятельность . Её цель - решить техническую проблему, которая поставлена перед разработчиками, в заданный срок. При этом, обычно, не ставится задача найти принципиально новое техническое решение, т.е. изобретение.

Если техническое решение находится после установленного срока, то, как правило, реализовать его практически не удается. Использование такого решения в текущем проекте невозможно, т.к. упущено время. В следующем проекте аналогичного изделия этому решению также обычно не находится места, т.к. появляются новые требования и новые решения.

Цель концептуального проектирования - обеспечение планомерности решения технической проблемы - достигается за счет применения современных информационных технологий. В отличие от изобретательства, в котором преобладает творческое начало человека, концептуальное проектирование - это, в первую очередь, технология. Именно она позволяет гарантировать нужный результат в установленные сроки.

ТРИЗ и концептуальное проектирование

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана Альтшулером Г.С. и его учениками в СССР в период 50 - 80-х годов прошлого века. Эта методология успешно развивается и в настоящее время. Методы ТРИЗ используют как отдельные изобретатели, так и консультационные фирмы во многих странах мира.

ТРИЗ и концептуальное проектирование являются родственными методологиями. У них одна и та же цель - плановое, целенаправленное решение технических проблем, но различные методы.

Основной арсенал ТРИЗ - это эвристические методы , состоящие из специальных алгоритмов, инструкций, методических рекомендаций и т.п., которые ориентированы на использование их человеком. Методы ТРИЗ помогают изобретателю проанализировать техническую проблему, придумать решение и расширить область его применения.

Более широкое использование методов ТРИЗ в инженерной практике ограничено необходимостью предварительного обучения . Овладеть этими методами на должном уровне можно только после длительного обучения на специальных курсах у опытного преподавателя.

Соответствующей реакцией на проблему обучения стало создание компьютерных программ, реализующих методы ТРИЗ. Однако, это не позволяет полностью избежать предварительного обучения. В этих программах компьютер используется как вспомогательное средство. С его помощью изобретатель, в основном, регистрирует результаты решения технической проблемы, а также находит подходящие эвристические приемы и технические примеры. При работе с такими компьютерными программами весь объем творческих операций изобретатель должен выполнить сам.

В концептуальном проектировании для решения технических проблем используются формальные методы и большие базы знаний , которые могут быть реализованы только в виде компьютерных программ. Пользователю совсем необязательно знать, какие методы (алгоритмы) применяются в этих программах. Ему достаточно указать техническую проблему, нажать кнопку «Решить» и выбрать лучшее из найденных решений. Таким образом, методы концептуального проектирования позволяют любому инженеру целенаправленно решать технические проблемы без предварительной методической подготовки.

Несмотря на указанные различия, подходы ТРИЗ и концептуальное проектирование не исключают, а дополняют друг друга. Методы ТРИЗ незаменимы при поиске направлений решения технической проблемы. Они помогают инженеру перейти от сложной технической проблемы к типовым изобретательским задачам. После этого можно применить методы концептуального проектирования. Уже сейчас изобретающие программы на основе методов концептуального проектирования могут решать некоторые изобретательские задачи средней степени сложности. Это обеспечивают обширные базы конкретных инженерных знаний и сложные формальные алгоритмы, которые используются в этих программах.

Кроме того, как показывает наш опыт, наилучших результатов при работе с современными изобретающими программами добиваются инженеры, владеющие ТРИЗ.

К этому надо добавить, что полностью формализовать весь процесс решения технических проблем не удастся никогда. Очевидно, что со временем область применения изобретающих компьютерных программ будет расширяться, но они никогда полностью не заменят в этом деле человека. И вызвано это не тем, что еще не решены какие-то математические проблемы или не хватает быстродействия и памяти у существующих компьютеров. Проблема только в одном: компьютер не изобретает, потому что он этого не хочет!

При использовании спиральной модели:

- происходит накопление и повторное использование проектных решений, средств проектирования, моделей и прототипов информационной системы и информационной технологии;

- осуществляется ориентация на развитие и модификацию системы и технологии в процессе их проектирования;

- проводится анализ риска и издержек в процессе проектирования систем и технологий.

2.3.2. Концептуальное проектирование

Концепция информационной системы

В предыдущем разделе было показано (рис. 2.3.2), что трудовые и финансовые затраты постепенно растут в первых двух фазах жизненного цикла и резко возрастают в фазе практической реализации информационной системы. Между тем, ошибки, допущенные на первых двух этапах, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые проблемы, а также могут серьезно повлиять на стоимость, график работ и, в конечном итоге, на результаты работ в целом. С учетом излагаемых ниже причин имеются основания для выделения их в самостоятельный и специфический вид деятельности – концептуальное проектирование информационных систем. Результатом концептуального проектирования является концепция информационной системы , под которой будем понимать системно взаимосвязанную совокупность структурных решенийS ti S t , реализующих требуемое качество информационного обеспеченияQ t .

Вербально введенное понятие можно описать следующим образом: сущность этой концепции составляет оригинальный, объективный, беспристрастный и исчерпывающий подход. Отправным моментом концепции должны служить конечная продукция или требования к функционированию. На этой основе должна быть определена общая структура "идеальной системы" при минимальном учете преобладающих особенностей фирмы или какой-либо организации, используемых методов и оборудования. Конечная цель заключается в выдаче оптимальной информации, обеспечивающей оптимальное сочетание людей и оборудования, для выполнения тех функций, которые наилучшим образом могут быть осуществлены соответственно самим человеком, использующим оборудование в целях наиболее эффективного выполнения поставленных задач.

Этап концептуального проектирования должен быть определен таким образом, чтобы проектировщик все исходные данные на основе своих знаний, опыта и интуиции смог бы преобразовать в предельно формализованные частные задания на проектирование, в том числе и в задание на проектирование структуры объекта.

Определим задачу концептуального проектирования через его компоненты.

Объектом концептуального проектирования является существующее состояние информационной системы

Sc =(Sc

S c ),

где S c – состояние существующей информационной системы,S c

S с

соответственно организационно-техническое, функциональное и информационное структурные решения.

Субъект концептуального проектирования. По общепринятой в отече-

ственной технической литературе терминологии субъект концептуального проектирования следует именовать "разработчик" или "проектировщик". Однако представляется, что названные термины наилучшим образом отражают содержание детального (физического) проектирования. В части, касающейся разработки концепции информационных систем, более привлекателен современный термин "системный интегратор".

Система целей концептуального проектирования. Основная цель кон-

цептуального проектирования может быть сформулирована следующим образом: определение множества состояний информационной системы S t , реали-

зующих требуемый уровень качества информационного обеспечения Q t .

Концептуальное проектирование информационных систем является многоцелевым (оценка и сравнение отдельных целей в единых универсальных единицах невозможна). Поэтому цель концептуального проектирования представим вектором

S ti= (S ti

S ti

S ti

; S ti

– i -ое перспективное решение, соответственно:

где S ti

; S ti

- организационно-техническое (целевое состояние организационной и технической структур);

- процедурное (целевое состояние процедурной структуры);

- информационное (целевое состояние информационной структуры). Практическая активность . Для достижения целей концептуального про-

ектирования системный интегратор должен осуществить ряд системно взаимосвязанных работ, направленных на совершенствование организационнотехнической структуры, структуры информационных процессов и структуры информации. Обозначим эти виды работ:

W i o ={w i o } – работы, направленные на совершенствование организационнотехнической структуры до состоянияS ti ;

W i p ={w i p } – работы, направленные на совершенствование функциональной структуры до состоянияS ti p ;

W i i ={w i i } – работы, направленные на совершенствование информационной структуры до состоянияS ti i .

Задача концептуального проектирования информационных систем.

Структуризация понятия концептуального проектирования и формализация его основных компонентов позволяет сформулировать в организационнотехнических терминах задачу концептуального проектирования информационных систем:

В выражении (3.8) S t – множество целевых в смысле выражения состояний информационной системы, вектор цели концептуального проектирования. За-

данные условия S * включают вектор текущего состояния информационной системыS с и множество допустимых операторовW , переводящих информацион-

ную систему из существующего состояния в целевое. Таким образом, формально задачу концептуального проектирования информационных систем можно представить тройкой вида:

< S с ,W ,S t >.

Подобное представление определяет концептуальное проектирование информационных систем как процесс постановки и решения задачи (3.9).

Современные подходы к концептуальному проектированию информационных систем

Проблема концептуального проектирования информационных систем: состояние и пути решения

В настоящее время наиболее распространен так называемый позадачный подход к совершенствованию информационного обеспечения. Сущность позадачного подхода заключается в эвристическом анализе предметной деятельности в целом или одной из задач организации, на основе которого выделяются отдельные информационные процедуры, удовлетворяющие двум условиям:

- низкое качество информационного обеспечения;

- возможность совершенствования путем разработки и внедрения технических устройств, автоматизации или организационно-правовых решений.

Существующие и перспективные технические и организационные решения, получаемые в результате описанного подхода, позволяют в целом поддерживать на определенном уровне и совершенствовать информационное обеспечение организаций. Однако в силу объективных причин этот подход к настоящему времени во многом себя исчерпал.

Начиная с середины XX века в проектировании информационных систем наметилась общая тенденция – объектами проектирования стали большие и сложные информационные системы. Это привело к резкому росту наукоемкости и средней сложности проектов.

Поэтому при проектировании больших систем стала прослеживаться неработоспособность подходов с неразвитыми или слабо развитыми фазами концептуального проектирования. Внешне это проявляется в появлении объективных трудностей у руководителей организаций и технических служб, принимающих решения по всему комплексу вопросов совершенствования информационного обеспечения. Эти трудности обусловлены тем, что существующие подходы не дают в явном виде ответ о необходимости и достаточности совершенствования информационного обеспечения, в т.ч.:

- рациональных (формальных) критериях и методах оценки существующего качества и требованиях к качеству перспективного информационного обеспечения;

- перечне приоритетных задач деятельности организаций, информационные процессы которых могут быть усовершенствованы на основе структурнопараметрических решений;

- целесообразной последовательности позадачного и попроцедурного совершенствования;

- соотношении организационных, технических, функциональных и информационных решений;

- необходимых финансовых, технических и других ресурсах;

- сроках проведения проектных работ;

- нормативной базе, необходимой для организации информационного обеспечения на основе новых структурных решений.

Кроме этого, для большинства руководителей организаций характерно отсутствие опыта в организации больших проектов вообще и, тем более, в рыночных условиях, когда необходимо:

- изучать конъюнктуру рынка;

- определять реальные цели проектов,

- находить требуемые финансовые и другие ресурсы, исполнителей и т.д. Кроме того, в силу новизны предметной области, отсутствия сколько-

нибудь цельной и апробированной методологии, позволяющей рассматривать процесс концептуального проектирования комплексно, с системных позиций, проблемы совершенствования, модернизации или создания информационных систем возникают и перед сторонними разработчиками в случае привлечения их к проектированию. Это затрудняет совершенствование информационного обеспечения, поскольку разработчику приходится не только выбирать или создавать технические средства, но и решать задачи предметной области, задачи, связанные с научно обоснованным построением структуры, учитывать требования инженерной психологии и эргономики, системные требования и др.

Приведенный перечень наиболее актуальных проблем позволяет считать, что в настоящее время концептуальные решения по совершенствованию информационного обеспечения принимаются в условиях неопределенности на основе эвристик . Как известно, эвристические методы основаны на неформальных, интуитивных соображениях, на опыте решения сходных или аналогичных задач, в том числе другими людьми. Они также не отвечают условиям результативности.

Существует эмпирически установленная зависимость между степенью осознания текущего состояния, а также современных технико-организационных возможностей совершенствования информационного обеспечения и объемом эвристических процедур.

Еще одним скрытым фактором, негативно влияющим на результаты проекта, является архаичность традиционного управленческого цикла, основным недостатком которого является неразвитость обратных связей (регулирования). Контроль результатов проекта осуществляется, по сути, после физической реализации информационной системы на основе субъективной оценки ("хорошо",

"плохо") состояния информационного обеспечения. Процедура согласования технического задания практически не выявляет и не корректирует эвристических ошибок, допущенных на предшествующих этапах, и является в известной мере формальной.

Таким образом, существующее положение в сфере совершенствования информационного обеспечения организаций не позволяет принимать тривиальные решения с гарантированным достижением цели. Поэтому работы в этом направлении проводятся стихийно и не всегда эффективно. В итоге это приводит не только к нарушению сроков осуществления проектов, перерасходу средств, невыполнению требований по показателям конечного результата, но и к появлению в организациях избыточных и часто несовместимых информационных систем с выраженными негативными свойствами: дублированием, отсутствием целостности и согласованности, снижением доступности информации, трудностями ее интеграции.

Особенности проблемы и условия концептуального проектирования информационных систем

Из изложенного следует, что рассмотренные подходы к концептуальному проектированию информационных систем не позволяют системно учитывать особенности сущности и современного состояния проблемы совершенствования информационного обеспечения, а также специфику деятельности организаций. Ниже приводится систематизированный перечень особенностей проблемы концептуального проектирования информационных систем.

Выделяют следующие особенности, определяемые сущностью проблемы совершенствования информационного обеспечения.

1. Рост требований и увеличение компетенции пользователей.

2. Собственная сложность конечных результатов проектной деятельности (проектов).

3. Многоаспектность проблемы, состоящая в наличии различных, часто несогласуемых показателей оценки качества информационного обеспечения. Представляется, что допустимо говорить об отсутствии системы сформулированных, взаимосвязанных показателей качества, а также требований к областям допустимых их значений.

4. Необходимость осуществления предметной деятельности и, следовательно, и информационного обеспечения в условиях неопределенности целей и риска.

5. Необходимость непрерывного решения проблемы совершенствования информационного обеспечения.

6. Необходимость активного участия в проектах персонала организаций, обусловленная тем, что последние являются носителями предметных знаний и конечными пользователями системы.

7. Отсутствие формальных методов решения проблемы.

Особенности, определяемые современным состоянием проблемы.

1. Отсутствие системных разработок ("фрагментарность" решений). До настоящего времени вопросы разработки научно-методологической базы совершенствования информационного обеспечения находятся в начальной стадии.

Недостаточно глубоко прорабатываются системные аспекты, слабо осуществляются: контроль и планирование процессов совершенствования информационного обеспечения на местах; координация технических концепций и предложений; управление качеством информационного обеспечения; анализ существующей и разработка новой организации информационного обеспечения и др.

2. Неустойчивость экономической ситуации, изменчивость законодательства и политики в области экономической деятельности. В результате становится высоким риск инвестиционных проектов, усложняются процессы ценообразования и прогнозирования стоимости проектов.

3. Перманентно существующая организационная перестройка.

4. Динамичность информационных технологий, определяемая достижениями научно-технического прогресса.

4. Ошибки планирования и ценообразования.

5. Неадекватная сложности проблемы организация работ на местах. Количество и качество руководящих материалов, направляемых на места, не соответствует сложности и актуальности проблемы.

6. Ограниченное финансирование работ.

7. Наличие существующих информационных технологий, так или иначе обеспечивающих информационные потребности организаций.

Особенности, определяемые структурой и предметной деятельностью организаций. Совершенствование информационного обеспечения проводится

в специфических условиях: иерархичность, территориальная распределенность организационной структуры и деятельности; многозадачность предметной деятельности; динамичность организационной структуры, условий функционирования и решаемых задач.

Организации состоят из подразделений, специализирующихся на отдельных функциях или задачах. Это представляется естественным, поскольку ведет

к упрощению организационной структуры и использованию сотрудников одной специальности. Такие функциональные подразделения обеспечивают высокую эффективность предметной деятельности, но вместе с тем им свойственны определенные особенности, являющиеся ограничительным фактором при проектировании информационных систем:

1. Неспособность функциональных подразделений организовать эффективную совместную работу и координацию с другими функциональными подразделениями, исполнителем проекта, сторонними организациями. В ряде случаев руководители функциональных подразделений не знают или плохо представляют и не учитывают цели всего проекта. Поэтому часто то, что представляется полезным функциональному руководителю для его подразделения, не представляет интереса или даже вредно для другого подразделения или в целом для организации.

2. Свойственное для крупных организаций соперничество между функциональнымиподразделениямиможетпривестикнеоптимальностипроектныхрешений.

3. Ответственность за взаимоотношения и координацию может быть нечеткой или неопределенной из-за параллелизма или неправильного распределения обязанностей. Это замедляет и усложняет процесс принятия решений и оказывает отрицательное влияние на весь проект.

4. В связи со значительными размерами и организационной сложностью руководству организации или подразделений достаточно сложно уделять необходимое внимание текущим проблемам проекта. Серьезным и часто определяющим фактором является естественная для руководителей некомпетентность в данной сфере.

Специфика предметной деятельности обуславливает специфику информационного обеспечения: коллективное использование территориально распределенных информационных ресурсов; дискретность, разномасштабность, стохастичность протекающих информационных процессов; высокие требования к качеству всех процедур информационного процесса; отсутствие априорной информации о характеристиках информационных процессов, большой объем и разнородность обрабатываемой информации, сложность информационных связей; жесткая организационно-правовая детерминированность информационных процессов и ряд других факторов. Имеют место различные и зачастую противоречащие друг другу информационные потребности пользователей.

Условия концептуального проектирования. Совокупность изложенных особенностей совершенствования информационного обеспечения определяет ряд условий, при наличии которых в жизненном цикле проекта должна присутствовать развитая фаза концептуального проектирования:

1. Информационная система является большой и сложной. Проект представляет собой систему, состоящую из подсистем, которые должны быть объединены в единое функционально связанное целое.

2. Проект является технически сложным.

3. Необходимость финансового контроля на всех стадиях проекта.

4. Наличие ограничений в смете и календарных графиках.

5. Необходимость быстрого реагирования на изменения условий проекта.

6. Привлечение к проекту большого числа функциональных подразделений

и охват значительного числа видов работ.

7. Возможность серьезных изменений в организационной структуре.

8. Необходимость в больших закупках и поставках материалов, оборудования, услуг.

мость быстро-

серьезных

Техническая

в смете и

го реагирова-

изменений

сложность

календарном

негативных

ния на изме-

в структуре

воздействий

нения условий

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТ

КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рис. 2.3.3. Условия необходимости концептуального проектирования

В силу изложенных обстоятельств (современное состояние и особенности проблемы концептуального проектирования) становится очевидным, что дальнейшее использование общепринятых подходов к концептуальному проектированию становится одной из причин все более существенного снижения качества информационного обеспечения.

Поэтому лицу, принимающему решения по цели совершенствования информационного обеспечения и путям достижения этих целей, необходим набор четких, однородных и взаимосвязанных методов и инструментальных средств, применение которых позволило бы правильно выявить цели совершенствования информационного обеспечения, а затем достичь их.

Другими словами, необходима специальная технология концептуального проектирования, отвечающая следующим требованиям:

- целостность и системность реализуемого данной технологией процесса, который должен включать функционально полный набор компонентов "технологической цепочки";

- высокая степень расчленяемости процесса на стадии (процедуры), что и открывает возможность его технологизации;

- регулярность процесса и однозначность его стадий, что позволяет применять при их описании законы больших чисел и средних величин;

- в результате появляется, с одной стороны, возможность их стандартизации и унификации, а с другой, планирования, учета и организации.

Концептуальное проектирование порой называют техническим. Его основными этапами являются:

1) предварительное проектирование,

2) эскизное (рабочее или техно-рабочее) проектирование,

3) изготовление, испытания и доводка опытного образца системы.

(ИС - информационная система!)

При проектировании, в т.ч. при решении проблем автоматизации процессов, обычно изначально принимается один из двух вариантов: создание системы решающей сиюминутные задачи или включающей и перспективные задачи (“на вырост”), учитывающие будущие потребности.

В первом случае можно выбрать недорогое решение и быстро его реализовать. Однако высока вероятность, что достаточно скоро такую систему потребуется в значительной степени модернизировать или заменить.

Во втором случае потребуется более серьёзная проработка требований и технических решений, влекущая за собой увеличение сроков выполнения и стоимости проекта.

Не следует упускать из виду, что быстрое развитие науки, техники и технологий приводит к быстрому старению используемых методов и систем, что отрицательно влияет на эффективность их использования. При этом поэтапно вносить изменения в отдельные компоненты системы значительно проще, чем заменять её полностью. Кроме того, обычно требуется обеспечить быстрый возврат инвестиций, что достаточно сложно организовать при внедрении комплексных решений.

Можно выделить три основных вида проектирования объектов и систем по степени их сложности, объёму и ряду других показателей: крупные, средние и малые (мелкие) проекты.

При реализации крупных проектов обычно прибегают к помощи хорошо зарекомендовавших себя крупных компаний-интеграторов, в том числе консалтинговых и внедренческих организаций.

Для реализации средних проектов стараются обойтись своими силами и (или) используют готовые решения, которые стремятся адаптировать под конкретные требования организации-заказчика.

Малые проекты характеризуются использованием готовых решений и, в ряде случаев, адаптацией их под конкретные условия использования.

Проектирование ИС начинается с составления в текстовой и (или) графической форме плана работ. На первом этапе проектирования необходимо выяснить требования пользователей к системе и, на основании этих требований, сформировать макет системы. Предпочтительно осуществлять проектирование модульным методом. Проектирование информационных систем непосредственно связано с их программированием, поэтому значительная часть проектных работ связана с программированием ИС.


9. Особенности натурного анализа

Натурным моделированием называют проведение исследования на реальном объекте с последующей обработкой результатов эксперимента на основе теории подобия. Натурное моделирование подразделяется на научный эксперимент, комплексные испытания и производственный эксперимент. Научный эксперимент характеризуется широким использованием средств автоматизации, применением весьма разнообразных средств обработки информации, возможностью вмешательства человека в процесс проведения эксперимента. Одна из разновидностей эксперимента - комплексные испытания, в процессе которых вследствие повторения испытаний объектов в целом (или больших частей системы) выявляются общие закономерности о характеристиках качества, надежности этих объектов. В этом случае моделирование осуществляется путем обработки и обобщения сведений о группе однородных явлений. Наряду со специально организованными испытаниями возможна реализация натурного моделирования путем обобщения опыта, накопленного в ходе производственного процесса, т.е. можно говорить о производственном эксперименте. Здесь на базе теории подобия обрабатывают статистический материал по производственному процессу и получают его обобщенные характеристики. Необходимо помнить про отличие эксперимента от реального протекания процесса. Оно заключается в том, что в эксперименте могут появиться отдельные критические ситуации и определиться границы устойчивости процесса. В ходе эксперимента вводятся новые факторы возмущающие воздействия в процесс функционирования объекта.



10. Изучение аналогов и образцов

Динамика перемен в современном мире обеспечивается преимущественного за счет интенсивной проектной деятельности, к которой способны только субъекты культурно-технологического развития, а не просто исполнители. Главным фактором развития становится производство новых знаний - детерминирование интеллектуальных технологий, что предполагает уход человека из сферы непосредственного преобразования вещества и энергии на уровень управления и творческой деятельности. Постоянно ускоряющийся темп научно-технического прогресса предъявляет особые требования к современному человеку. Знания быстро устаревают, и возникает постоянная потребность в обновлении и приобретении все новых знаний. В таких условиях имеющихся у человека знаний недостаточно и он вынужден их добывать и производить все более ускоренными темпами.

Успешность и качество жизни зависит от способности человека проектировать - самостоятельно выявлять проблемы, противоречия и задачи окружающей действительности (предпроектные исследования), создавать что-либо новое (не бывшее ранее) более эффективное, позволяющее преодолевать возникающую проблему, то есть за счет «выхода» за пределы познанной реальности и создания новой, пока еще не ставшей.

Проектирование в реальной действительности осуществляется по некоторым устоявшимся правилам и закономерностям. Проектирование всегда предполагает некоторое приращение к исходному состоянию объекта проектирования. Результат проектирования может быть представлен как некоторая исходная система (ИС) и добавка (приращение) А.

Процесс выявления проблемы и поиск ее решения происходит по определенной схеме. Часто эта схема не осознается (остается в подсознании). Весь процесс проектирования может быть условно разделен на три больших этапа :

Этот этап связан с выявлением проблемы. Основой возникновения проблемы в форме, пригодной для выполнения логических или эвристических процедур по ее разрешению, является некоторый дискомфорт, явное или скрытое неудобство, которое испытывает человек в определенной ситуации жизнедеятельности, обозначаемой в качестве проблемной. Осознание интуитивно ощущаемого дискомфорта (физического, психического, интеллектуального, духовного) и неудобства приводят к пониманию человеком сущности проблемы и ее формулированию, что является одним из условий разрешения проблемы. При этом проблема преобразуется в задачу, где известны объект изучения и /или преобразования, исходные условия и состояние, а так же (при необходимости) ограничения на будущие возможные решения. Предпроектные исследования позволяют предотвратить повторение уже созданных проектов и направить творческую мысль на выявление действительно реальных проблем и формулирование задач, решение которых позволит устранить проблему на более высоком уровне качества.

Второй этап имеет целью создание собственно проекта в виде описаний, схем, чертежей, алгоритмов, программ, расчетов и т.п. Процесс создания проекта заключается в построении мыслительных образов будущей реальности (идей) эвристическими, ассоциативно-интуитивными, рациональными, алгоритмическими и другими способами, активизирующими креативную функцию сознания, и в последующем переводе сформировавшихся мыслительных образов в доступную для зрительного восприятия и понимания форму (визуализация или конструирование). Создание доступного для восприятия образа (облика) идеи решения проблемы обеспечивается взаимно обусловленными видами мыслительной деятельности человека - исследовательской и проектной. При их определенном сходстве они отличаются, прежде всего, объектом познания, а также методами и последовательностью выполнения процедур. Исследование и проектирование можно разделить по типу моделей. Исследование - познавательная модель, ориентированная на процесс получения знания о реально существующем мире и его элементах. Эту модель можно построить для процесса обучения и для процесса научного исследования - это процесс производства знаний о явлениях, свойствах, состояниях существующего, имеющегося в наличии реального объекта или их совокупности. Исследовать можно только то, что есть в реальном мире. Проектирование - это прагматическая модель, строится в ситуациях, когда необходимо осуществить какое-либо преобразование реального мира с целью получения другого иного результата - это процесс производства знания о несуществующей (виртуальной) реальности, которая может состояться при определенных условиях.

Проектирование и исследование, познавательные и прагматические модели не могут существовать друг без друга. Они могут рассматриваться, как взаимно обусловленные процедуры процесса удовлетворения потребности человека.

11. Изучение нормативов

Нормативы - это методические указания в строительстве, это совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Изучение нормативов играет основную, важную роль, так как нормы в строительстве охватывают громаднейшую область проектирования. Например:

раздел Безопасность включает (Противопожарные нормы, нагрузки и воздействия, основания зданий и сооружений) и многое другое,

Раздел Конструкции охватывает всевозможные бетонные и железобетонные, алюминиевые, асбестоцементные и прочие конструкции

Раздел Инженерные сети и системы охватывает канализацию зданий, наружные сети и сооружения, отопление, вентиляция и кондиционирование, а так же газоснобжение, расчет стальных трубопроводов и многое другое.

Раздел Транспорт охватывает магистральные трубопроводы, Промышленный транспорт, Трамвайные и троллейбусные линии и многое другое.

Так же есть и другие разделы напримергидротехнические сооружения, Градостроительство, организация, производство и приёмка работ, сметные нормы и другие

Качество владения этими знаниями формирует пользу, прочность, красоту, и экономичность сооружаемого объекта.