Музыкальный редактор Sound Forge. Музыкальный редактор Sound Forge Сан фордж 10 русская версия инструкция

Sound Forge Pro 10 - эффективный и надежный инструмент для записи, редактирования и мастеринга для композитора, продюсера, звукоинженера. В студии или за ее пределами Sound Forge Pro 10 используется как полноценное решение для профессиональной записи, мастеринга, анализа, восстановления звука.

Главной частью интерфейса программы является «Рабочее пространство» или «Workspace», в него помещаются все отрываемые аудио файлы. Для того, чтобы открыть новый аудио файл, воспользуемся командой «New», находящейся в пункте меню «File». Открытый аудио файл представляет собой «окно данных» с изображением звуковых волн (диаграммой). Программа позволяет работать сразу с несколькими файлами, однако звучать одновременно может только один из них. Можно расположить «окна данных» на рабочем пространстве по своему усмотрению, затем сохранить расположение в специальный файл, воспользовавшись командой «save as» в подпункте «Workspace» пункта меню «File». Впоследствии можно будет загрузить его, тем самым быстро и просто настроив «Sound Forge» для нового проекта.

В правой части экрана находятся «индикаторы воспроизведения» или «Peak Meters», на которых отображается выходной уровень проигрываемых аудиоданных.

Для перемещения по аудиоданным в «Sound Forge» существует понятие «текущей позиции», оно показывает текущее положение воспроизводимого файла по временной шкале в формате: часы: минуты: секунды: миллисекунды. Это можно увидеть в цифровом виде на небольшом дисплее, находящемся в нижней части «окна данных», и в начале проигрываемого файла имеющим вид «00:00:00:0000». В процессе воспроизведения происходит непрерывный отсчёт времени, измеряемый с точностью до миллисекунды.

Также «Текущая позиция» отображается «указателем текущей позиции», который имеет вид вертикальной линии, пролегающей от верхнего до нижнего края «окна данных». В процессе воспроизведения файла, «указатель» движется по изображению звуковых волн в «окне данных», графически отображая значение «текущей позиции».

Ряд чисел в верхней части «окна данных» называется «линейкой времени» или «Time Ruler». Она показывает промежутки времени для открытого звукового файла, существенно упрощая навигацию. «Линейка времени» может выводить показания в различных форматах, таких как: время, количество сэмплов и формат SMPTE. Для этого нужно нажать на неё правой кнопкой мыши, и в появившемся списке выбрать нужный формат.

Функция «Поиск» в Sound Forge Pro 10

В «Sound Forge» существует возможность автоматического поиска различных «амплитудных звуков». Ими являются: нежелательные шумы , сигналы, превышающие заданный вами уровень и области тишины, появляющиеся вследствие некорректных настроек во время записи.

Использовать «поиск» полезно, при редактировании файла с большой продолжительностью, экономя при этом массу времени. Функция «Find» начинает работу с места «текущей позиции», поэтому нажмем на клавиатуре комбинацию клавиш «”Ctrl”+”Home”» , что эквивалентно команде«Go To Start» , устанавливающей «текущую позицию в начало файла». Откроем диалоговое окно «Find» , воспользовавшись одноименной командой в пункте меню «Tools» . В открывшемся окне в первую очередь выберем тип искомых «амплитудных звуков», раскрыв закладку «Find» .

Программа предоставляет список из четырех типов: «Glitch» -находит нежелательные шумы (пощелкивания и потрескивания); «Level equal to or above» — находит все сигналы по уровню равному указанному значению, либо превышающие его, что может быть полезно для поиска обрезанных или искаженных данных, появляющихся, когда уровень сигнала превышает 100%;«End of silent region» -находит конец ближайшей «области тишины», что может существенно облегчить поиск отдельных фраз; «Largest Peak» -находит наивысший уровень сигнала в данном файле, что необходимо для выравнивания максимальной громкости нескольких файлов, записываемых впоследствии на компакт диск.

Параметр «Threshold slope» работает в зависимости от указанного типа «амплитудных данных» . Значение его измеряется в децибелах — единица измерения громкости звука, максимально возможный уровень которого равен 0 децибел, все что выходит за рамки этого значения — обрезается). В случае если указан тип «Glitch» , параметр определяет «крутизну шумового всплеска» (на диаграмме в окне данных нежелательные шумы выглядят как острые выступы, степень которых измеряется «крутизной»). С типом «Level equal to or above» — параметр определяет уровень сигнала, позволяющий считать эту часть данных тишины. При выбранном типе «Largest Peak» , значение параметра «Threshold slope» устанавливать не требуется.

Параметр «Sensitivity» имеет отношение только к типу «Glitch» , указывая программе насколько тщательно нужно проверять данные при поиске шумов. Высокое значение указывает, что любой выступ на диаграмме выше заданного уровня будет рассматриваться как шум. При низком программа будет более тщательно анализировать искажения на диаграмме.

Например, если слышен шум, но программа не может его определить, нужно понизить значение параметра «Threshold slope» и повысить значение «Sensitivity» . После нажатий кнопки «ОК» , «Sound Forge» проверит файл, используя заданные параметры и в случае определения шума перенесет «указатель текущей позиции» на соответствующее место. Задействовать функцию«Find» , используя заданные ранее установки, можно нажав комбинацию клавиш «”Ctrl”+”y”» .

1. Интерфейс

2. Навигация в Sound Forge Pro 10

3. Маркеры

4. Области

5. Поиск

Улучшение качества звукового материала в случае, когда он записан с какими-то определенными недостатками является довольно сложной задачей. Но, такая задача рано или поздно встает как перед людьми, занимающимися звуком профессионально, так и перед любителями. В данной статье мы будем учиться делать это с помощью Sound Forge 9.

Собственно говоря, эта статья посвящена даже не Sound Forge в целом, а его плагину Noise Reduction. Из названия ясно, что это шумоподавитель. Кроме этого плагина в стандартный набор входит Noise Gate, но он использует более простой алгоритм шумоподавления. Попросту он убират шум в паузах. Sony Noise Reduction гибче и эффективнее. Теперь все по-порядку. Для того, чтобы использовать этот плагин нам нужно понять принцип его работы. А принцип таков: "захватить" шум, который мы хотим удалить из файла, а потом настраивая праметры плагина добиваться максимальной эффективности. Иногда проблема состоит в том, что в файле нет чистого шума, т.е. самого по себе, без остальных звуков. Он как бы идет фоном с музыкой. На этот счет могу сказать, что в некоторых случаях это действительно является проблемой. Посоветовать могу выбирать очень маленькие участки с шумом. Теперь поэтапно разберемся как очистить файл от шума.

1. Открываем наш файл и находим место, где можно слышать шум в относительно "чистом виде".

2. Заходим в Tools>Noise Reduction. Не закрывая окна плагина выделяем участок с шумом.

3. Устанавливаем галочку Capture noiseprint и нажимаем Preview (заносим шум в плагин, рис. 2).


4. Нажимаем Stop, убираем галочку с Capture noiseprint и переходим во вкладку Noiseprint. Смотрим на график этой вкладки - на нем появляется "рисунок" нашего шума.

5. Правой кнопкой нажимаем возле Real-time и выбираем Select All Data чтобы прослушивать не только выделенный нами шум, а весь файл (рис. 3).


6. Нажимаем Preview и начинаем подстраивать наш шумоподавитель. Теперь я расскажу немного о настройке шумоподавления. Переходим во вкладку General и видим основные параметры шумоподавления (рис. 4).


Reduction type - алгоритм шумоподавления. Здесь доступны 4 алгоритма шумоподавления (Mode0 - Mode3). Mode 0 сильнее всего убирает шум, но может вызывать появление артефактов. Mode2 - средний режим, это компромисс между убранным шумом и артефактами. А вообще для каждого случая индивидуально нужно подбирать свой алгоритм.

Reduce noise by (db) - этот ползунок выставляет степень шумоподавления. Чем больше значение, тем сильнее подавляется шум, но вместе с этим появляются артефакты (бульканье, срезание частот, другие странные звуки). Разработчики рекомендуют в большинстве случаев выбирать значения от 10 до 20 дБ. И еще: лучше сделать 2 прохода по 10 дБ, нежели один проход на 20 дБ.

Noise bias - выставляет общий уровень кривой для нашего "захваченного" шума. Рекомендуемые значения от -6 до +6 дБ. Но в индивидуальных случаях выставляются и другие значения. Влияние этого параметра различное, в зависимости от алгоритма шумоподавления.

Attack speed - скорость срабатывания шумоподавления на участках без шума. Slow - срабатывает медленно. Fast - быстро.

Release time - скорость срабатывания шумоподавления на участках с шумом. Обычно выставляется Fast для Attack speed и Slow для Release speed.

Windowing FFT size - выставляет дискретность обработки шумоподавителя. Чем больше значение - тем выше точность обработки и выше нагрузка на процессор. Рекомендуемое значение в большинстве случаев - 2 048.

Настраивая эти параметры и нажимая Preview для прослушивания, добиваемся оптимального результата и в конце нажимаем ОК.

Слушаем результат. Если не нравится, нажимаем Ctrl+Z и отменяем наши старания, чтобы попробовать добиться лучшего результата.

Обратите внимание:

Комментарии (33)

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь .

Саша - Добрый день господа! Подскажите как сделать на Sound Forge 10 такую фишку: Хочу смешать музыку с голосом. Причем, чтобы музыка была на переднем плане, а разговор (записанный голос) на заднем фоне. С муз. редакторами раньше никогда не работал. Поэтому если можно объясните попонятнее. Нужно ли записывать голос отдельно и потом накладывать или это можно делать одновременно, под музыку? Какие инструменты использовать? Если можно приведите пример. Благодарю заранее!

Djdds - Впервые слышу жалобы на то чтоб ADOBE AUDITION зависает при работе1 Такого не может быть!! ну разве что еси испльзовать старый комп с операционной системой Виндовс -93... И то -вряд-ли))

Виталий - Реально работает очень хорошо. Просто лучше убирать шум по чуть - чуть два раза, так артефактов - искажений мне кажется поменьше.

Алексей - подскажите, как в соунд форже про 10 убрать шум? выбераю (инструменты-сокращение шума) не работает(((выделяю область тоже ничего((

Roman - barmaglot1394

Привет всем.В аудиоредакции я новичок,но занимаюсь видео.При съемке часто возникает проблема из-за задувания ветром микрофона.Узнал недавно о плагинах шумоподавления,но из вашей переписки не смог понять в какой проге они стоят родные-в SF или АА.И вообще желательно знать взгляд профи на решение задач

Привет! Думаю, что проблему с задуванием микрофона шумоподавителями тебе до конца не решить!)) Самый лучший способ - одеть на микрофон так называемую "кошку", т.е. такую мохнатую ветрозащиту!) В профессиональной индустрии эту проблему решают именно так, а шумоподавители тут мало помогут т. к. уровен сигнал/шум в случае с ветром слишком высок!))

barmaglot1394 - Привет всем.В аудиоредакции я новичок,но занимаюсь видео.При съемке часто возникает проблема из-за задувания ветром микрофона.Узнал недавно о плагинах шумоподавления,но из вашей переписки не смог понять в какой проге они стоят родные-в SF или АА.И вообще желательно знать взгляд профи на решение задачи.

Александр - Всем здравствуйте, подскажите пожалуйста, записал голос(пользуюсь sound forge 10) , шумы вроде по убирал, но осталась проблемка, звук как в помещении (как в колодце) пытаюсь сделать звук голоса чистый с эффектом присутствия, но ни чего не получается:(может кто подскажет что делать или где мануал достать по sound forge 10? или какой прогай лучше пользоваться для записи голоса?

Роман - Здравствуйте, я хочу обратиттся за помощью. Как мне в Sound Forge сделать так, чтобы играл минус, а на него писать голос?

Любой продвинутый пользователь ПК рано или поздно сталкивается с необходимостью создания и обработки аудиоконтента, после чего естественным образом встает вопрос о выборе подходящего софта, способного удовлетворить возникшие потребности.

С оздание подкастов и рингтонов, удаление шумов и искажений, повышение уровня громкости «тихих» файлов, запись звука с внешних источников, оцифровка виниловых пластинок и аудиокассет - вот далеко не полный перечень задач, для решения которых необходимо иметь хороший аудиоредактор, способный обрабатывать любой материал. Данный обзор посвящен программному продукту Sound Forge Audio Studio 10 от компании Sony, который, как вы уже догадались, как раз и умеет делать все вышеперечисленное. Intro Высокий порядковый номер версии говорит о том, что продукт имеет долгую и интересную историю. Данный аудиоредактор был создан компанией Sonic Foundry еще в эпоху Windows 3.11 и всегда пользовался определенным успехом, но с течением времени разработчики столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны других производителей клиентского музыкального ПО и стали терпеть большие убытки. В 2003 году тройка таких программ - Sound Forge, ACID и Vegas - была выкуплена компанией Sony Pictures Digital, что обеспечило им долгую жизнь и дальнейшее устойчивое развитие. Сама Sonic Foundry при этом никуда не исчезла, просто она перестала заниматься клиентским ПО и сосредоточилась исключительно на профессиональных средствах для веб-кастинга, а ее основным продуктом на данный момент времени является платформа Mediasite.

В области обработки звука Sound Forge обладает таким же потенциалом, что Adobe Photoshop в области обработки изображений. То есть он позволяет делать со звуком практически все.

Так, собственно, почему в качестве образца программы, предназначенной для обработки и создания аудиоконтента, мы остановились именно на Sound Forge Audio Studio и почему именно версии 10? На то есть как минимум две веские причины. Первая состоит в том, что в области обработки звука Sound Forge обладает примерно таким же потенциалом, что Adobe Photoshop в области обработки изображений. То есть он позволяет делать со звуковыми файлами практически все, что вам когда-либо может понадобиться, а также многое из того, о чем вы даже не догадывались (смайл). Существует и вторая причина.

Дело в том, что данная версия редактора Sound Forge (впервые в истории) была полностью официально русифицирована, что заметно упростило работу с ней для большей части населения нашей страны. Качество перевода очень хорошее - девелоперы потрудились на совесть и выдали по-настоящему достойный результат без каких-либо косяков или нелепых сокращений, который нельзя даже сравнить с аналогичными попытками, предпринимавшимися в прошлом энтузиастами на добровольной основе.

  • Программа: Sound Forge Audio Studio 10
  • Тип: аудиоредактор
  • Разработчик: Sony
  • Объем дистрибутива: 145 Мбайт
  • Русификация интерфейса: есть
  • Адрес: www.sonycreativesoftware.com/audiostudio

Очевидно, что в локализации принимали участие профессионалы, разбирающиеся в вопросе, а не просто случайные переводчики широкого профиля. Причем переведен был не только сам интерфейс программы с подсказками и всплывающими сообщениями, но и абсолютно все разделы справки, так что при необходимости узнать что-то новое совсем необязательно рыскать по форумам в интернете, поскольку теперь ответы на многие вопросы можно получить не покидая окна программы. Тут же имеется и обширный глоссарий с объяснением многих инженерно-звуковых терминов, из которого можно почерпнуть много полезного. Уже за одно это можно сказать компании Sony большое человеческое спасибо!

Sound Forge Audio Studio 10 подходит для записи звука с внешних источников - микрофонов, виниловых проигрывателей, живых инструментов и т. д.

Кроме того, на панели инструментов присутствует кнопка «Как это сделать?», при нажатии на которую появляется окно со списком интерактивных уроков по использованию наиболее востребованных функций программы (запись звука с внешних источников, базовые принципы обработки, применение эффектов, создание петель, запись дисков и т. д.). Существуют также наглядные видеоуроки, но бесплатно (то есть в составе ПО) их могут получить лишь те, кто обновляется с предыдущей версии редактора, а всем остальным придется покупать их отдельно. Ну и не лишним будет отметить, что интерфейс и внешний вид Sound Forge совершенно не изменились за последние годы, так что если вы когда-то имели дело, скажем, с древней версией 5.0, у вас не возникнет абсолютно никаких сложностей при освоении десятого релиза. Пункты меню, кнопки, панели инструментов, принципы работы - все осталось на своих местах, но не потому, что авторам было лень совершенствовать свой продукт, а потому, что с самого начала они сделали свой софт максимально удобным и продуманным. Базовые возможности Первое, что вам, скорее всего, захочется сделать со своим аудиоматериалом, - это разбить его на части. Предположим, вы решили создать для своего мобильника новый рингтон, который будет содержать наиболее яркий фрагмент из любимой на данный момент музыкальной композиции. Для этого необходимо сначала открыть аудиофайл в программе, где он будет отображен в виде звуковой волны, состоящей из двух частей, расположенных друг над другом (левый и правый канал соответственно).

Диалоговое окно графического эквалайзера. Здесь, в общем-то, и русский язык не нужен (смайл)

После чего остается выделить мышкой нужный отрывок, скопировать его стандартным сочетанием клавиш Ctrl + C и вставить в новый пустой файл (Ctrl + V) либо просто перетащить выделенный фрагмент в свободную область окна. Операцию вставки при желании можно повторить несколько раз подряд, тогда фрагмент будет неоднократно повторяться. Далее можно слегка отредактировать созданный отрывок и довести его до ума - например, сделать более плавными начало и конец, воспользовавшись командами «Затухание» / «Нарастание» из пункта меню «Обработка», и поднять общий уровень громкости («Обработка» > «Громкость»). Кстати, применив обработку «Нормализация», можно автоматически поднять уровень громкости на максимум без появления каких-либо искажений. Теперь остается только сохранить полученный результат в нужном формате и закачать его в свой мобильник. Все эти операции при должной сноровке займут не более 5 мин. Стоит помнить, что при открытии любого файла программа создает на жестком диске (в той же папке) одноименный файл описания с расширением *.sfk, что занимает некоторое время в зависимости от длительности и формата исходного файла. Описание содержит все метаданные, «рисунок» звуковой волны и автоматически обновляется при очередном сохранении. Это удобно, если вы редактируете файл большой длительности и не можете завершить работу за один подход. В следующий раз файл будет открыт мгновенно на основании имеющегося описания. После закрытия программы SFK-файлы не удаляются, так что их придется тереть с диска вручную.
Работа с эффектами Применение алгоритмов обработки звуковых данных (наложение эффектов) является основным методом для изменения вашего аудиоматериала. В Sound Forge Audio Studio 10 эффекты - это такие же инструменты, как фильтры и кисти в «Фотошопе». Работа с ними представляет собой легкий, интуитивно-понятный процесс. Накладывать эффекты можно в неограниченном количестве как целиком ко всем файлу, так и к отдельному выделенному фрагменту или каналу. Для этого надо открыть пункт «Эффекты» или «Избранные эффекты». В первом содержатся 11 базовых, проверенных временем алгоритмов (с подробным описанием на русском), сохранившихся еще с тех пор, когда пакет Sound Forge принадлежал фирме Sonic Foundry, во втором - плагины, разработанные компанией Sony или сторонними производителями VST-плагинов. В моем случае после установки программы в «Избранном» сразу лежало несколько десятков эффектов - эквалайзеры, задержки, эхо, устранение шумов и т. д. На первое время хватит с головой, можно не сомневаться. К сожалению, описания для них в большинстве случаев отсутствуют даже на английском языке, так что юзеру придется разбираться в тонкостях их использования самостоятельно. После выбора нужного эффекта появляется окошко с настройками. Проще всего выбрать одну из предустановок через выпадающий список, а потом немного довести ее до «кондиции» вручную. Для большей уверенности можно нажать на кнопку «?» и ознакомиться с соответствующим разделом справки. Самое приятное, что, нажав на кнопку «Предпросмотр», можно сразу же, без какого-либо ожидания прослушать, как будет звучать после обработки эффектом ваш аудиофайл или его фрагмент. Причем эта операция почти не нагружает процессор и оперативку. Когда результат вас устроит, можно жать на «Ок», после чего программа запишет измененный файл (с примененным эффектом) на жесткий диск. Запись Sound Forge Audio Studio 10 отлично подходит для записи звука с любых внешних источников - микрофонов, виниловых проигрывателей, живых инструментов, цифровых плееров и т. д. Процесс предельно прост и, кроме того, представлен в виде наглядного урока в меню «Как это сделать?». Записывать звук можно в существующий или в новый файл, а если дублей будет несколько, их можно записывать друг за другом, не закрывая лишний раз диалоговое окно. Программа фиксирует сигнал, поступающий на вход звуковой карты, указанной в общих настройках. Качество по умолчанию - 44 100 кГц / 16 бит, но эти значения можно поднять вплоть до 19 200 кГц / 32 бит, разумеется, если они поддерживаются вашей звуковухой.
Для оцифровки звука с аналоговых носителей (винил, пленка) в программе предусмотрена функция «Запись и восстановление с винила» в меню «Инструменты». С ее помощью можно записать две стороны с пластинки или аудиокассеты, сразу устранить на них ненужные артефакты (щелчки, треск, шум), разделить записанный материал на отдельные дорожки и сохранить их в виде аудиофайлов нужного формата с одновременным созданием тегов. Еще проще «выдрать» треки с компакт-диска. Эта операция выполняется в три клика: «Файл» > «Извлечь аудио из CD» > «Ок». Информация о диске автоматически загружается из интернета через сервис Gracenote, так что в некоторых случаях программа сама расставит необходимые теги и назовет файлы. Видео «Видеовозможности» у Sound Forge Audio Studio 10 ограничиваются редактированием встроенной аудиодорожки. В базовой комплектации ПО (без установки дополнительных модулей) поддерживаются лишь три формата - WMV, AVI и SWF. При открытии файла видеодорожка располагается сверху, под ней находится звуковая, обращаться с которой можно точно так же, как и с любым аудиоматериалом. Для уверенной работы с видеоматериалом рекомендуется иметь мощный современный двухъядерный процессор и быстрый жесткий диск, иначе процесс редактирования будет проходить не столь гладко, как хотелось бы.

О мифах редактирования Одна из функций аудиоредактора носит название «Стирание голоса», и на сайте разработчика про нее говорится много интересного, в частности, что юзер якобы сможет удалить вокал из музыкальной композиции и использовать инструментальную часть для собственного творчества. Это весьма популярный миф, который производители музыкального ПО уже не первый год поддерживают для того, чтобы повысить привлекательность своих продуктов. На практике же удалить что-либо из аудиофайла можно только на уровне частотного спектра, но никак не на уровне инструментов, звучание которых обычно охватывает практически весь частотный диапазон и никогда не ограничено какой-то одной его областью. Поэтому не верьте подобным рекламным обещаниям - никакой, даже самый дорогой, софт не сможет удалить партию инструмента или голоса из аудиофайла. Справедливости ради стоит заметить, что некоторая доля правды в этом все же есть. Заявленная функция будет работать, если при сведении музыкальной композиции голос был помещен точно по центру стереопанорамы, а все инструменты, наоборот, были убраны на 100% в левый или правый канал. В таком случае действительно возможно устранить вокальную партию путем простого удаления центрального канала. Однако в области звукозаписи, по крайней мере в последние лет десять, такие прецеденты зарегистрированы не были (смайл). Outro Напоследок остается сказать, что компания Sony установила более чем адекватную цену на десятую версию редактора Sound Forge, что делает его приобретение абсолютно оправданным и, что самое главное, реальным для большинства пользователей домашних компьютеров. Менее 70 американских долларов за качественный, стабильный и полностью русифицированный программный продукт от компании с мировым именем - это именно то, что вполне может позволить себе увлекающийся музыкой рядовой юзер, не обремененный какими-либо профессиональными обязанностями в данной области и лишними денежными средствами. Sound Forge Audio Studio 10 от компании Sony будет исправно помогать вам в редактировании аудиоконтента и справится с этим намного лучше аналогичных продуктов от других производителей, не говоря уже о бесплатных аналогах. Этот инструмент стоит вложенных в него средств! UP

Профессиональные отличия Помимо рассматриваемого нами сегодня Sound Forge Audio Studio есть и еще один продукт из данной линейки с лаконичным названием Sound Forge Pro. Он имеет множество существенных отличий от младшей версии, в частности, умеет обращаться с многоканальным материалом, в то время как «аудиостудия» способна обрабатывать только двух- (стерео) или одноканальные (моно) файлы. Нетрудно догадаться, что такая возможность позволяет создавать и редактировать аудиоконтент формата 2.1, 5.1, 7.1 и т. д., в том числе экспортировать данные в формат Dolby Digital AC-3. Кроме того, Sound Forge Pro поддерживает стандарт 192 кГц / 64 бит и содержит огромное количество встроенных плагинов профессионального уровня от компании iZotope. Еще одним ключевым отличием Pro-версии от обычной является поддержка файлов типа Sound Forge Project. Так, если «студия» позволяет сохранять результаты деятельности пользователя только в виде отдельных аудиофайлов выбранного формата, то Sound Forge Pro способна фиксировать рабочий материал в виде «проекта», в котором может быть открыто множество файлов одновременно, причем для каждого из них запоминается вся история изменений даже после закрытия программы. Это позволяет в любой момент прервать процесс и выключить компьютер, а при следующем запуске программы продолжить редактирование с того же момента, на котором оно было прекращено. При выполнении профессиональных задач такая возможность является насущной необходимостью, поскольку практически в любом high-end-проекте всегда задействовано некоторое количество аудиофайлов, а его завершение требует, как правило, нескольких подходов. Естественно, столь радикальные отличия не могли не повлиять и на конечную стоимость продукта. На сайте разработчика Pro-версия предлагается по цене в $375, кроме того, она доступна только на английском и китайском языках, хотя русские народные умельцы, конечно же, уже успели изготовить для нее самопальный русификатор, устанавливаемый отдельно. По моему мнению, приобретать Sound Forge Pro для домашнего использования нет никакого смысла, особенно с учетом того, что базовые возможности по работе с аудиоматериалом у обеих версий абсолютно одинаковые.

Сегодня и в Интернете, и в специализированных печатных СМИ можно найти много материалов, освещающих различные аспекты работы с видео. Вместе с тем зачастую упускают из виду не менее важную тему - редактирования звука. А ведь именно хорошее звуковое сопровождение создает как минимум половину эффекта от просмотра движущейся картинки. Не говоря уже о том, что существует масса вещей, для которых определяющую роль играет именно аудио - например, запись подкастов.

Именно потому, что тема обработки звука как-то менее «на слуху», перед пользователем зачастую встает вопрос, какую программу лучше использовать. Одной из наиболее известных программ в этой области является Sony Sound Forge (ранее известный Sonic Foundry’s Sound Forge). Изучив возможности программы, мы попытаемся понять, подходит ли ее арсенал для большинства пользователей, а также рассмотрим альтернативные варианты. Под наш «микроскоп» попала свежая, десятая, версия программы. Для тех, кто знаком с более ранними выпусками Sound Forge , стоит отметить, что основная логика работы с этим приложением сохранилась, но при этом добавились некоторые улучшения. Однако обо всем по порядку.

Сама всеядность

Сперва стоит сказать несколько слов о том, что может служить исходным материалом для работы с программой. Это могут быть записи в цифровом виде, полученные с диктофона, плеера, жесткого диска ПК и т. д. - приложение поддерживает огромный спектр форматов: как наиболее популярные MP 3, WAV , WMA , Ogg Vorbis и др., так и специализированные типы файлов, созданные в других продуктах Sony для работы со звуком. При желании можно извлечь дорожки из музыкальных компакт-дисков - для этого необходимо воспользоваться пунктом Extract Audio from CD меню File .

Кроме того, вы сможете сами записать звуковую дорожку, подключив микрофон, непосредственно в Sound Forge. Причем модуль записи при всей простоте реализации предоставляет довольно обширные настройки (об этом поговорим чуть позже). Еще одна интересная «фишка» программы - возможность редактирования звуковой дорожки видеоролика. Звуковое сопровождение открывается приложением как обычный аудиофайл.

Внимание, идет запись!

Для записи с микрофона, как мы уже упоминали, в Sound Forge предусмотрен отдельный и достаточно простой в работе модуль. Вызывается он кнопкой Record на панели инструментов программы (см. вставку «Все на виду») либо комбинацией клавиш + . Прямо в открывшемся окне вы увидите кнопки управления записью, а также шкалу интенсивности звуковой волны. При нажатии красной кнопки, запускающей процесс записи, программа автоматически создает новую дорожку для редактирования и помещает в нее записанный материал для редактирования. На выбор пользователю предлагается несколько режимов записи (выпадающий список Mode ): обычный режим по умолчанию (Automatic retake (automatically rewind) ), создание множества вариантов записи, расположенных один за другим и сохраняемых в одном звуковом файле, автоматически разделенном на области (Multiple takes creating Regions ) и без создания отдельных областей для каждого варианта (Multiple takes (no Regions )), запись каждого «куска» в отдельном окне (Create a new window for each take ), а также запись интервалов определенной длины (Punch-In (record a specific length) ). В последнем случае необходимо указать время начала и окончания записи. При этом остальная часть дорожки останется неизменной - это удобно, когда необходимо переписать лишь какой-то определенный кусок материала.

Все что под рукой

Когда запись готова, можно приступить к ее редактированию. В Sound Forge предусмотрено четыре основных инструмента редактирования звуковой дорожки. Edit Tool предназначен для выделения нужных участков записи, Magnify Tool служит для изменения масштаба звуковой волны, Pencil Tool позволяет вручную рисовать звуковую волну (работает лишь при сильном увеличении масштаба), а Event Tool дает возможности перемещать выделенные области. Переключаться между ними можно либо на панели инструментов программы щелчком по соответствующей каждому средству кнопке, либо же прямо в окне редактируемого сэмпла (клавиша D ).

Кроме того, в Sound Forge есть вспомогательные объекты, облегчающие редактирование звуковой дорожки. Так, чтобы отметить какой-либо нужный момент сэмпла, можно добавить на дорожку маркер (Marker ). А выделить определенный участок поможет Область (Region ). Стоит отметить, что выделение куска дорожки между двумя маркерами или в области осуществляется просто двойным щелчком мыши.

Зачистка сэмпла

Одно из преимуществ Sound Forge заключается в том, что многие задачи, касающиеся обработки аудиофайла, автоматизированы, и вам не придется тратить много времени для «ковыряния» дорожки вручную. Например, убрать паузы и участки с тишиной позволит инструмент Auto Trim/Crop (меню Process ). Работает это функция следующим образом. программа обнаруживает часть данных, уровень сигнала которой выше, чем указанный, и расценивает ее как приемлемую. Когда уровень сигнала падает ниже указанного вами, Sound Forge расценивает такую часть как конец нужной секции, или начало фрагмента тишины. Затем программа ищет следующую секцию, имеющую достаточный уровень сигнала, и удаляет все данные между двумя секциями.

Auto Trim/Crop позволяет использовать несколько вариантов для зачистки записи (выпадающий список Function ). Так, Keep edges outside of the selection удаляет фрагменты тишины внутри выделенной области, не затрагивая данные вне этого участка, Remove edges outsde of the selection исключает паузы в границах выделенной области, а также удаляет все данные, находящиеся за ее пределами. Remove Silence between phrases (creates regions ) удаляет фрагменты тишины между фразами (при записи голоса). А Remove data from start and limit file length удаляет тишину в начале звукового файла, а также обрезает конец записи в указанной точке. Кроме того, в выпадающем списке Preset есть несколько предустановленных настроек для наиболее востребованных задач.

Для создания эффекта перетекания одной части записи в другую или плавного затухания можно воспользоваться функцией Fade . Регулировать громкость трека или отдельных его частей можно с помощью инструмента Volume , «выровнять» куски записи разного качества позволяет Normalize . А функция Mute поможет и вовсе отключить звук в ненужных участках записи.

Достаточно важным инструментом является Bit-Depth Converter, изменяющий значение разрядности звукового файла в битах. Перед обработкой записи рекомендуется повышать его разрядность - это не повлечет улучшения качества дорожки, но увеличит ее разрешение, и дальнейшее редактирование и обработка файла не приведут к появлению шумов. Понижение же разрядности файла понизит и его качество, однако в некоторых случаях приходится идти на такой шаг - например, чтобы записать на компакт-диск 24-битный файл, придется снизить его разрядность до 16 бит, поскольку аналоговый компакт-диск может использовать только такую разрядность. Кстати, в таких случаях стоит оставлять копию оригинального файла - на всякий пожарный.

Еще одной интересной функцией является возможность сжатия/растяжки записи по времени без изменения высоты тона. Это полезно, например, при корректировке звуковой дорожки к видеоряду. Сделать это можно с помощью инструмента Time Stretch . Программа предоставляет 19 различных режимов (Mode ), которые предназначены для конкретного типа аудиоданных, которые вы обрабатываете. В окне настройки Time Stretch необходимо установить в нужную позицию на шкале специальный индикатор, показывающий, насколько вытянулась или ужалась дорожка.

Добавь огоньку

Программа Sound Forge оснащена обширным набором эффектов (раздел меню Effects ), которые можно применять как ко всей записи в целом, так и к отдельным ее частям (тут как раз и пригодятся области и маркеры). Наиболее интересные из них: реверберация, создающая набор эффектов эха (Reverb ), эффект трели за счет вибрации высоты тона (Vibrato ), искажение звука для вокала или гитарных партий (Distortion), добавление «космических» или «свистящих» звуков, характерных для психоделической музыки 1960х – 1970х годов (Flange/Wah-Wah), эффекты хорового звучания (Chorus) и акустического колорита (Acoustic Mirror) и т. д. Каждый из них нуждается в самостоятельной настройке, поэтому на первых порах для получения желаемого результата вам наверняка придется использовать метод научного тыка J . Благо, в настройках каждого из эффектов есть функция предварительного просмотра действия, оказываемого эффектом на звуковую дорожку (кнопка Preview ). Кроме того, некоторые пункты настроек являются схожими для большинства эффектов. Например, Dry out - громкость «сухого», не обработанного эффектом сигнала, Wet out - громкость эффекта, Rate - скорость модуляции, Depth - амплитуда (диапазон) модуляции и т. д. Чтобы лучше разобраться в настройках эффектов, стоит обратиться к справке программы или русскоязычному учебнику по Sound Forge (http://wikisound.org/Sound_Forge_(Manual)) .

Что в результате?

Когда обработка звука закончена, получившуюся в результате дорожку можно сохранить на жестком диске в один из множества форматов, поддерживаемых программой, с выбором качества трека (битрейта и частоты дискретизации). Если же планируется дальнейшая обработка трека, есть смысл сохранить его как проект Sound Forge - файл с расширением FRG . Это позволит программе в будущем быстрее загрузить композицию.

Готовый звуковой файл можно также записать на диск. Для этого в разделе меню Tools необходимо выбрать один из вариантов: Burn Track —at —Once Audio CD или Burn Disc —at —Once Audio CD (о различии между этими методами читайте во вставке «Отжигаем по полной»).

И напоследок…

Первый вывод, напрашивающийся после знакомства с Sony Sound Forge , заключается в том, что программа не слишком сложна в освоении - многие вещи интуитивно понятны даже тем пользователям, которые увидели программу впервые, не говоря уже о тех, кто имел дело с предыдущими версиями приложения. Однако для того, чтобы выполнять какие-либо сложные задачи по обработке звука, одной интуиции мало - необходимо будет запастись детальным пособием как самому продукту, так и общими учебниками по работе со звуком. Для простого редактирования музыкальной композиций, например нарезки рингтонов, склеивания двух треков или наведения легкого «марафета» звукового файла все-таки лучше использовать бесплатные звуковые редакторы (см. вставку «Зачем платить больше?»). И не потому, что Sound Forge не умеет этого делать, а по той причине, что приложение ориентировано на тех пользователей, для которых обработка звука - серьезное хобби, а также на людей, занимающихся написанием музыки в коммерческих целях. Да и цена продукта, указанная на сайте производителя (от $375), прозрачно намекает на этот факт.

Скованные одной цепью

Эффекты к звуковым дорожкам в Sound Forge можно применять не только по одному, но и создавать из них последовательность. Для этого в программе присутствует модуль Plug-in Chainer. Для его запуска необходимо нажать на кнопку в окне редактирования сэмпла. Нажав на кнопку Add Plug —Ins to chain , вы получите доступ к менеджеру эффектов и плагинов, из которых можете выбрать нужные. После построения цепочки эффектов каждый из них можно будет настроить отдельно, лишь щелкнув на соответствующую ему кнопку в цепи. Естественно, перед применением эффектов можно будет предварительно оценить, какое воздействие они окажут на запись.

Массовая обработка

Есть в Sound Forge и специальный модуль для автоматизированной обработки множества файлов - Batch Converter. Он позволяет переконвертировать несколько записей из одного формата в другой. Кроме того, этот модуль дает возможность проводить обработку группы файлов плагинами - например, удалить шум из 20 файлов или нормализовать их уровень под заданный параметр. В добавок Batch Converter поддерживает групповое переименование файлов и внесение дополнительной информации (метаданных).

Отжигаем по полной

При прожиге дисков в Sony Sound Forge можно воспользоваться одним из двух режимов: Track —at —once (TAO ) или Disc —at —once (DAO ). Разница между ними с технической точки зрения заключается в том, что в первом случае лазер записывает за раз по одному треку, и между каждой композицией выключается, а во втором - пишет весь массив аудиоданных за один подход. Что же дает это с точки зрения рядового пользователя? При методе записи TAO вы можете как финализировать диск, так и записать его без финализации, что позволяет в последствии добавить на другие данные. За счет того, что между треками происходит отключение лазера, возникают двухсекундные паузы, в результате чего на некоторых устройствах воспроизведения звука между композициями будут раздаваться неприятные щелчки. При использовании DAO диск автоматически финализируется, и добавлять на него данные впоследствии не получится. В Sound Forge режим Disc —at —once позволяет также встраивать дополнительную графику и текст, добавлять между треками различные интродукции. Вообще считается, что именно этот режим как нельзя лучше подходит для записи концертных выступлений вживую и создания мастер-дисков для последующего тиражирования на заводе.

Ручная автоматизация

В Sound Forge предусмотрен специальный модуль Script Editor, в котором вы можете не только написать необходимый программный код, но откомпилировать его и запустить прямо из оболочки. Это означает, что если вы владеете возможностями написания программного кода на С++, Visual Basic либо Java, то можете самостоятельно автоматизировать процессы в программе. Например, разбить трек множеством маркеров, стоящих через определенные интервалы, импортировать треки с CD и сразу их переконвертировать в какой-либо доступный формат, создать определенное количество аудиофайлов и т. д. Такой подход позволяет сэкономить множество времени.

Все на виду

Интерфейс Sony Sound Forge можно гибко настроить - практически все основные функции программы отображены кнопками на 12 панелях инструментов, размещение которых можно установить индивидуально.

Панель Standard повторяет основные пункты меню File и Edit, а также имеет набор из четырех различных типов курсора редактирования.

Панель Transport: командное меню - зацикливание, перемотка, запись, воспроизведение и останов.

Панель Navigation: управление в окне редактирования звуковой волны - масштабирование, установка маркеров, быстрая навигация.

Функции панели Views позволяют запоминать текущие визуальные настройки окна редактирования звуковой волны, включая, положение курсора, масштаб и т.п. Данная панель очень полезна при работе с большими файлами.

Панель Status/Selection: переход от одной временной сетки к другой, то есть отображение значений по сэмплам, секундам и минутам и различным протоколам синхронизации.

Панель Regions/Playlist: доступ к окнам со списками регионов и плейлисту, управление синхронизацией MIDI и отображение статуса синхронизации.

Панель Process повторяет двадцать функций одноименного пункта главного меню и является одним из ключевых окон при работе с Sound Forge.

Панель Effects повторяет ключевые функции одноименного пункта главного меню.

Панель Tools повторяет ключевые функции одноименного пункта главного меню, среди которых особенно стоит отметить запись CD и импортирование аудио-треков с дисков.

Панель Levels: цифровой индикатор, показывающий текущее значение выбранного параметра в месте положения курсора (sample value, percent, dB, Peak, RMS Power). Очень удобен в качестве вспомогательного индикативного средства.

Панель Insert : вставка объектов разметки, таких как маркеры, области и т. д.

Панель Scripting позволяет управлять работой модуля создания скриптов для автоматизации работы с программой.

Зачем платить больше?

Для записи звука и сравнительно простых операций по его редактированию не обязательно использовать дорогостоящие профессиональные пакеты. Можно обойтись утилитой Audacity - она и бесплатна, и проблем с освоением не вызывает даже у неопытных пользователей, тем более, что на можно найти подробное русскоязычное руководство. К тому же, приложение имеет многоязычный интерфейс, включающий в себя и русскую локализацию. А кроссплатформенность утилиты вообще делает ее универсальным редактором звука для любителей. Хотя Audacity вполне может сгодится и профессионалам, ведь функционал ее весьма неплох. Программа позволяет записывать и обрабатывать звук, снабжать ее эффектами, конвертировать записи в различные форматы. А подключение дополнительных модулей и возможность написания собственных эффектов на простом встроенном языке Nyquist делает ее вполне серьезным конкурентом платным решениям.

В качестве альтернативы

Для работы со звуком можно воспользоваться и другим инструментом - программой Adobe Audition (www.adobe.com/products/audition/index.html ). Это мощный звуковой редактор для микширования, редактирования, создания мастер-копий и обработки аудиоэффектов. Программа поддерживает совмещенную работу с видеофайлами. Можно просматривать фрагменты видеоролика в окне Multitrack View и работать с файлами в различных форматах, включая AVI, MPEG, Native Digital Video (DV) и WMV. Adobe Audition поддерживает более 20 популярных аудиоформатов. Имеются встроенные средства записи компакт-дисков и всевозможные аудиоэффекты, гибкие и точные средства редактирования и предварительного прослушивания. Имеется огромная коллекция (насчитывается более 5000 фрагментов в различных жанрах) закольцованных музыкальных фрагментов. Adobe Audition позволяет пользователям редактировать отдельные аудио файлы, создавать циклы, импортировать более 45 эффектов и микшировать до 128 дорожек. Стоимость программы составляет $349.

Коллеги или соперники?

Говоря о Sony Sound Forge , нужно отметить, что во многих обзорах чуть ли не главным конкурентом этого редактора называют программу Steinberg WaveLab . Это профессиональная многоканальная программа монтажа, обработки, записи музыки и мастеринга. В приложении есть возможность импорта/экспорта и кодирования/декодирования всех современных форматов, архивирования информации, записи/редактирования/формирования CD и DVD, создания собственных баз данных, графического оформления обложек и многого другого. Реализованы многоканальность и полноценная поддержка DVD-приводов. Программа позволяет работать как с аудио, так и с видео различных стандартов, с текстовыми и графическими файлами в режиме мультитрека. Имеется возможность подключения до 10 программных эффект-процессоров (плагинов) на каждый трек. Графический интерфейс программы представляет собой полностью настраиваемый «трансформер».

Подручные средства

Для несложного редактирования композиций может послужить и утилита Wave Editor , входящая в состав популярного пакета для прожига дисков Nero . Она обладает базовыми функциями по обработке и редактированию аудиофайлов, и, кроме того, имеет большое количество встроенных фильтров и эффектов. К тому же программа позволяет использовать сторонние VST-плагины.

Новая версия профессионального программного набора продукции цифровой звукозаписи от компании Sony Creative Software включающий все, что Вам необходимо на пути от необработанного звука до законченного продукта. Звуковой редактор Sound Forge Pro 11 включает в себя механизм монтажа с привязкой к событиям, запись CD-дисков в режиме «disc-at-once», алгоритм 64-битного преобразования частоты дискретизации iZotope, технология MBIT+ для сглаживания разрядности сигнала, обработка файлов со звучанием музыкальных инструментов, а также плагин elastique Pro для растягивания звуковых фрагментов и изменения размера/ритма.

Используйте программу SONY Sound Forge Pro 11.0 build 234 для создания и редактирования многоканальных звуковых файлов стерео для быстроты и точности. Эффективно анализируйте, делайте запись и редактируйте аудио. Оцифровывайте и восстанавливайте старые записи, накладывайте акустические среды, проектируйте звук для приложений мультимедиа и создавайте готовые к тираживанию компакт-диски.
Редактирование на основе событий в Sony Sound Forge Pro 11

идеально подходит для точной обработки звука, сборки черновых проектов, а также для компоновки композиций в альбомах. В Sony Sound Forge Pro 11 Вы сможете быстро перемещать, разрезать, объединять, сдвигать и «обрезать» события, создавать «уходы в тишину», применять ASR-конверты и перекрестные затухания в рамках единого окна с точнейшим контролем исходных данных. Встроенный механизм DAO-записи (Disc-at-Once – «одномоментная» запись) экономит время при создании эталонных образцов для тиражирования аудиопродукции. В частности, этот механизм поддерживает полное соблюдение стандартов Red Book по кодированию информации на компакт-дисках.

О собенности SONY Sound Forge Pro 11.0 build 234 :
- Средства для дизайна и монтажа.
- Устранение недостатков записи: помех от источника промышленной частоты, шипения ленты, щелчков и прочих звуковых элементов.
- Запись звука по расписанию или при достижении определённой звуковой частоты через Record Time.
- Редактирование стерео и мультиканального звука в реальном времени.
- Команды, аналогичные Windows, для вырезки, копирования, вставки, смешивания или плавного наложения аудио.
- Перетаскивание аудиофайлов.
- Разрешающая способность 24-бита и 32-bit/64-bit на 192 кГц с плавающей точкой для звуковой точности.
- Более 40 профессиональных эффектов и процессов: Нормализация, EQ, Задержка, Сдвиг, Гребень, Хор, Громкость, Логические шумы, Динамика, Вибрато и другие. Поддержка форматов видео AVI, MPEG-1, MPEG-2 и WMV, а также импорт Flash (SWF) файлов для визуальной синхронизации аудио.
- Экспорта многоканальных файлов в формат AC-3.
- Мощные средства монтажа звука.
- Превосходное качество звука.
- Стереофоническая и многоканальная запись звука.
- Интегрированный мастеринг компакт дисков в режиме Disc-at-Once (DAO).
- Мощные возможности обработки эффектов.
- Мощные средства шумопонижения.
- Монтаж и обработка файлов музыкальных инструментов (.DLS, .SF2, .GIG).

What"s new in version 11.0
- Improved recording workflow, including a new Record Options window and input monitoring through the Plug-In Chain.
- Added a Loudness Meters tool and loudness logging.
- The Statistics dialog now includes loudness data.
- Added Use True Peaks and Enable DC Blocking Filter controls to the Detect Clipping dialog for measuring loudness.
- Improved support for metadata in Broadcast Wave Format files.
- Added support for editing files in SpectraLayers Pro 2.0.
- Improved Plug-In Chain window now allows floating plug-in windows.
- Improved selection dragging: you no longer need to drag up before dragging a selection.
- Fade in and fade out curves now default to a linear curve in the processing and Mix dialogs.
- Added Remember last-used Save As folder to the General tab in the Preferences dialog.
- Added plain text file option for saving and opening a file’s regions list and playlist/cutlist.
- You can now rearrange maximized data window tabs by dragging the tabs to a new location.
- Added automatic resampling during playback for unsupported sample rates when you"re using an ASIO audio device.
- Added support for splitting events at region boundaries.
- Added support for moving markers, regions, and envelope points with events.
- The Options > Paste Markers/Regions command is now Options > Lock to Selection > Markers/Regions and Options > Lock to Selection > Envelope Points.
- Added support for ripple editing in event-editing mode. Choose Options > Event > Auto Ripple to toggle automatic ripple editing for downstream events.
- Improved audio playback and recording device routing in the Preferences > Audio tab.

Сайт производителя: http://www.sonycreativesoftware.com/soundforgesoftware

Год выпуска: 07. 2013
Версия: 11.0 build 234
Платформа: Windows
Язык интерфейса: английский + русский
Лекарство в комплекте.
Размер архива: 201 Мб.