Сигналы о помощи в море. Раздел I - Общие положения

Судно, терпящее бедствие, подает установленные правилами сигналы:
  • Непрерывный звук любого аппарата, предназначенного для подачи туманного сигнала.
  • Сигнал SOS, передаваемый по азбуке Морзе любыми средствами и состоящий из сочетаний: три точки, три тире, три точки (··· - - - ···).
  • Произносимое по радиотелефону слово «Мейдей».
  • Сигнал бедствия по международному своду сигналов, состоящий из букв НЦ (флаг «Н» - бело-синий шахматный) флаг «Ц» - горизонтальные полосы: синяя, белая, красная, белая, синяя).
  • Сигнал, состоящий из квадратного флага и шара, расположенных вертикально в любой комбинации.
Если на судне есть другие средства подачи сигнала бедствия, то судоводитель-любитель может подавать сигналы:
  • Выстрелы или взрывы с промежутками времени около одной минуты.
  • Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.
  • Сжигание мазута или масел для получения пламени дыма.
  • Красный свет ракеты с парашютом, красный фальш-фейер (днем оранжевый дым дымовой шашкой или дневным сигнальным патроном).

Сигналы бедствия даются по нескольку одновременно или порознь. Судно, заметившее сигналы бедствия, обязано оказать всемерную помощь судну, терпящему бедствие.

Дальность видимости пиротехнических сигналов бедствия:

  • огня фальшфейера (ночной сигнальный патрон Ф-2К) - 5 миль, время действия - 60 сек.;
  • шлюпочной парашютной ракеты РБ-40Ш - 10-15 миль, время горения - 35 сек.;
  • дыма патрона сигнального дневного - 3-4 мили, время дымообразования - 30 сек.;
  • дыма дымовой шашки - не менее 5 миль, время дымообразования - 5 мин.

Звуковые сигналы по МППСС

(Извлечения)

Звуковые сигналы при плохой видимости (туман, мгла и т. п.). Суда с механическим двигателем подают звуковые сигналы свистком, парусные - туманным горном, буксируемые - свистком или туманным горном. Термин «короткий звуки означает звук продолжительностью около 1 сек. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от 4 до 6 сек.

Во время плавания в условиях ограниченной видимости судно с механическим двигателем должно на ходу подавать через каждые 2 мин. один продолжительный сигнал, а если оно не имеет хода относительно воды, то через каждые 2 мин. два продолжительных сигнала с интервалом между ними около 1 сек.

Парусное судно на ходу должно подавать сигналы через промежутки времени не более 1 мин., когда оно на правом галсе - один звук, когда на левом галсе - последовательно два звука, при ветре позади траверза - последовательно три звука (при ветре, дующем с левого борта, парусное судно идет левым галсом, с правого борта - правым галсом).

Судно, стоящее на якоре, должно через промежутки времени не более 1 мин, учащенно звонить в колокол приблизительно 5 сек, Дополнительно со стоящего на якоре судна можно подавать один короткий, один продолжительный, один короткий сигналы для предупреждения приближающихся судов.

Если судно идет в тумане с буксиром или занято прокладкой кабеля и не может уступить дорогу приближающемуся судну ввиду стесненного маневрирования, оно подает через промежутки не более 1 мин. три последовательных звука - один продолжительный и два коротких. Буксируемое судно подает один продолжительный и три коротких сигнала.

Судно, стоящее на мели, должно не реже чем через 1 мин. учащенно звонить в колокол 5 сек., а затем давать три отдельных и ясных удара до и после учащенного боя.

Судно длиной менее 12,19 м или гребная шлюпка не обязаны подавать вышеуказанные сигналы, но они должны подавать другие, похожие звуковые сигналы через промежутки времени не более 1 мин.

Судно, занятое рыбной ловлей, когда оно на ходу, но не в состоянии уступить дорогу приближающемуся судну, в силу того, что не может управляться, должно через промежутки не более 1 мин. подавать один сигнал в виде трех последовательных звуков - один продолжительный и два коротких.

Если судно находится на виду у другого судна и по правилам ППСС должно сохранять свой курс и скорость, но в то же время сомневается в действиях другого судна, то оно обязано подавать пять коротких и частых сигналов, чтобы обратить его внимание.

Если суда, находящиеся в видимости друг друга, изменяют свой курс, то они подают предупредительные сигналы:

  • Один короткий - «Я изменяю свой курс вправо»,
  • Два коротких - «Я изменяю свой курс влево»,
  • Три коротких - «Мои машины работают на задний ход».

Звуковые сигналы на шлюпке подаются при помощи автомобильных свистков, гонга, рожка и других средств при условии, что они слышны на расстоянии не менее полумили.

Звуковые сигналы и сигналы бедствия, подаваемые с самоходных судов на внутренних водных путях

№ п/п Сигнал Значение сигнала
1 - 1. При встрече судов подается судном, идущим снизу по течению, перед расхождением с подачей отмашки с левого борта. 2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами. 3. Подается с плотоводов с отмашкой на расхождение левыми бортами. 4. При подходе к пристани. 5. При подходе к дноуглубительному и дноочистительному снаряду. 6. Ответный сигнал земснаряда перед отмашкой. 7. При подходе к семафору, светофору, узкости, колену или воложке на траверзе знака «Сигнал». 8. При подходе к шлюзу, наплавным мостам и паромным переправам.
2 - - 1. Во время стоянки в тумане, снегопаде или при плохой видимости подается через каждые 3 мни. 2. Перед подачей отмашки на расхождение встречному судну во время движения задним ходом. 3. Когда судно вошло в узкость и следует по ней, подается через каждые 2-3 мин. 4. «Мои машины работают на задний ход», подается для предупреждения других судов.
3 - - - При движении в тумане, снегопаде, мгле, ливне и других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость, подается через каждые 2 мин.
4 - - - - Требование от другого судна уменьшить ход.
5 ·· Подается при встрече перед отмашкой правого борта и сообщает о перемене стороны расхождения.
6 ··· «Человек за бортом».
7 ···· «Делаю оборот, становлюсь на якорь».
8 ····· 1. «Предупреждение», подается для другого судна о грозящей ему опасности или чтобы оно прекратило движение. 2. Обгоняемое судно запрещает обгон обгоняющему судну. 3. «Проход невозможен», подается с дноуглубительного или дноочистительного снаряда, стоящего на фарватере аварийного судна или судна, стоящего на мели.
9 - · «Требую увеличить ход».
10 - · - 1. «Прошу подать шлюпку (лодку)». 2. При обращении к другому судну с просьбой подойти к борту.
11 ·· - 1. Подается обгоняющим и обгоняемыми судами при обгоне перед отмашкой. 2. «Я вас понял», в том числе сообщение о том, что скорость хода уменьшена.
12 · - · «Прошу выйти на радиосвязь».
13 - ··· - 1. «Обращаю внимание». 2. При подходе к канатным переправам, если с буксируемых судов опущены лоты, цепи-волокуши.
14 - ··· При отходе от пристани, причала.
15 Ряд свистков с переменным усилием и ослаблением звука (заунывные гудки) или, на несамоходных судах, частые удары в колокол Судно терпит бедствие и требует помощи от другого судна или с берега. Одновременно подаются следующие зрительные сигналы:
  • на мачте судна днем производят чередующиеся приспускания и поднятия флага;
  • ночью мигание клотиковым огнем или попеременно приспускается и поднимается мачтовый белый огонь;
  • выстрелы ракетами или сжигание фальшфейера с красными звездами;
  • через каждые 2 мин. радиосигнал (··· - - - ···).

Примечания:

1. В дополнение к подаваемым двум продолжительным звуковым сигналам, когда судно вошло в узкость в темное время суток, судно может сигналить миганием луча судового прожектора, направляя его вертикально вверх (в некоторых бассейнах).

2. На реках Украинской ССР введен дополнительный звуковой сигнал «Требую оказать мне помощь» - три коротких и один продолжительный свисток. Такой сигнал подается с судна, которое стоит на мели.

3. Звуковые сигналы запрещаются в случаях, предусмотренных местными Правилами плавания для определенных пунктов.

4. На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего местонахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола.

Дальность слышимости автомобильного сигнала - 1 миля; рожка - 0,5 мили; свистка - в два раза дальше слышимости голоса; электрических, воздушных сирен и паровых гудков - 2 км.

§ 73. Расхождение судов.

Опасность столкновения обнаруживается наблюдением за изменением пеленга. Если пеленг, взятый на судно, заметно не изменяется (рис. 172), это значит, что есть опасность столкнове ния.

Если пеленг меняется на корму, значит встречное судно пройдет за кормой. Если пеленг изменяется на нос, то встречное судно пройдет впереди по курсу (рис. 173-174). Судоводитель-любитель для наблюдения за изменением пеленга может воспользоваться любыми предметами, расположенными на судне, в створе которых находится встречное судно в момент его обнаружения.

Отклонение наблюдаемого судна от линии створа покажет сторону прохождения встречного судна относительно своего судна или же, если направление не меняется, укажет на опасность столкновения.

Суда с механическим двигателем уступают дорогу парусному судну. Последнее, однако, не должно преднамеренно находиться на курсе судна с механическим двигателем. Гребные шлюпки уступают дорогу левыми бортами при встречных курсах парусным судам. Когда два судна с механическими двигателями идут прямо (рис. 175) или почти прямо друг на друга так, что возникает опасность столкновения, каждое судно обязано уклониться вправо, чтобы разойтись левыми бортами. Это правило применяется только тогда, когда мачты (или топовые огни) встречного судна находятся в створе и прямо по носу и видны оба отличительных огня. Если два судна А и Б (рис. 176) с механическими двигателями идут пересекающимися курсами, то уступает дорогу судно А, которое видит другое судно Б со своего правого борта. При этом судно Б, которому уступают дорогу, должно идти прежним курсом и с прежней скоростью, чтобы не ввести в заблуждение водителя другого судна А.

Судно, уступающее дорогу другому судну, не имеет право не пересекать курса встречного судна, а при приближении к нему обязано изменить курс, скорость, а в случае необходимости дать задний ход. Если опасность столкновения все же не устранена, то судно, которому уступают дорогу, также должно принять все возможные меры к предотвращению столкновения (рис. 177).

Обгоняющее судно уступает дорогу обгоняемому. Обгоняющим считается судно, если оно находится позади траверза обгоняемого судна на 2 румба или ночью не видит его бортовых огней; обгоняющим оно считается до тех пор, пока не оставит обгоняемое судно позади себя. Обгоняемое судно не должно мешать маневрам обгоняющего.



Рис. 176. Случай заблаговременного изменения курса при расхождении судов



Рис. 177. Случай позднего изменения курсов судов при расхождении

При движении по узким проходам суда должны держаться своей правой стороны (рис. 178). Выход судна на левую сторону прохода допускается лишь при необходимости избежать столкновения, навала на сооружение, затонувшее судно, при обгоне судна, повороте на обратный курс и в случае нахождения места стоянки на противоположной стороне. В этих случаях требуется повышенная осторожность и готовность к маневру.


Рис. 178. Правильные пути судов А и Б на фарватере

Все суда уступают дорогу судам, занятым рыбной ловлей, и без особой надобности не приближаются к ним, а также к судам, занятым работами, стесняющими их маневрирование. Это, однако, не дает права рыболовным судам загромождать фарватеры, по которым идут другие суда, кроме рыболовных.

§ 74. Звуковые сигналы.

Звуковые сигналы при плохой видимости (туман, мгла и т. п.). Суда с механическим двигателем подают звуковые сигналы свистком, парусные - туманным горном, буксируемые - свистком или туманным горном. Термин «короткий звук» означает звук продолжительностью около одной секунды. Термин «продолжительный звук» означает звук продолжительностью от четырех до шести секунд. Во время плавания в условиях ограниченной видимости судно с механическим двигателем должно на ходу подавать через каждые 2 мин. один продолжительный сигнал, а если оно не имеет хода относительно воды, то через каждые 2 мин. два продолжительных сигнала с интервалом между ними около одной секунды.

Парусное судно на ходу должно подавать сигналы через промежутки времени не более одной минуты, когда оно на правом галсе - один звук, когда на левом галсе - последовательно два звука, при ветре позади траверза - последовательно три звука (при ветре, дующем с левого борта, парусное судно идет левым галсом, при ветре, дующем с правого борта,- правым галсом).

Судно, стоящее на якоре, должно через промежутки времени не более одной минуты учащенно звонить в колокол приблизительно 5 сек. Дополнительно со стоящего на якоре судна можно подавать один короткий, один продолжительный, один короткий сигналы для предупреждения приближающихся судов.

Если судно идет в тумане с буксиром или занято прокладкой кабеля и не может уступить дорогу приближающемуся судну ввиду стесненного маневрирования, оно подает через промежутки не более одной минуты три последовательных звука - один продолжительный и два коротких. Буксируемое судно подает один продолжительный и три коротких сигнала.

Судно, стоящее на мели, должно не реже чем через одну минуту учащенно звонить в колокол пять секунд, а затем давать три отдельных и ясных удара до и после учащенного боя.

Во время движения судна в тумане скорость должна быть умеренной, в зависимости от условий плавания. Судно с механическим двигателем, услышав впереди своего траверза туманный сигнал другого судна, положение которого не определено, должно, насколько в данном случае позволяет обстановка, застопорить свои машины и затем идти с осторожностью, пока не минует опасность столкновения.

Судно длиной менее 12,19 м или гребная шлюпка не обязаны подавать вышеуказанные сигналы, но они должны подавать другие, похожие звуковые сигналы через промежутки времени не более одной минуты.

Судно, занятое рыбной ловлей, когда оно на ходу, но не в состоянии уступить дорогу приближающемуся судну, в силу того, что не может управляться или не стоит на якоре, должно через промежутки не более одной минуты подавать один сигнал в виде трех последовательных звуков - один продолжительный и два коротких.

Если судно находится на виду у другого судна и по правилам ППСС должно сохранять свой курс и скорость, но и в то же время сомневается в действиях другого судна, то оно обязано подавать пять коротких и частых сигналов, чтобы обратить его внимание.

Если суда, находящиеся в видимости друг друга, изменяют свой курс, то они подают предупредительные сигналы:

Один короткий - «Я изменяю свой курс вправо».

Два коротких - «Я изменяю свой курс влево».

Три коротких - «Мои машины работают на задний ход».

Судно, подходящее к изгибу канала на расстоянии в 1/ 2 мили до поворота, дает один продолжительный сигнал. Встречное судно обязано ответить тем же сигналом.

Звуковые сигналы, предписанные для судов на виду друг у друга, нельзя подавать при отсутствии видимости.

Все суда при подходе к дноуглубительному снаряду, занятому работой, за 5 каб. дают один продолжительный сигнал. Снаряд дает ответные сигналы:

Один продолжительный - «Идите вправо по ходу».

Два продолжительных - «Идите влево по ходу».

Три продолжительных - «Проход закрыт, ждите освобождения».

Если на запрос ответа не последовало, то следует считать, что проход закрыт с обеих сторон. Во время тумана дноуглубительный снаряд подает сигналы судов, стоящих на якоре, и вслед за этим три продолжительных звука свистком или сиреной.

Звуковые сигналы на шлюпке подаются при помощи автомобильных свистков, гонга, рожка и других средств при условии, что они слышны на расстоянии не менее полумили.

§ 75. Сигналы бедствия.

Судно, терпящее бедствие, подает установленные правилами сигналы:

Непрерывный звук любого аппарата, предназначенного для подачи туманного сигнала.

Сигнал, передаваемый любыми средствами и состоящий из сочетаний: три точки, три тире, три точки ( ...---... ).

Произносимое по радиотелефону слово «Мейдей».

Сигнал бедствия по международному своду сигналов, состоящий из букв НЦ.

Сигнал, состоящий из квадратного флага и шара, расположенных вертикально в любой комбинации.

Если на судне есть другие средства подачи сигнала бедствия, то судоводитель-любитель может подавать сигналы:

Выстрелы или взрывы с промежутками времени около одной минуты.

Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.

Сжигание мазута или масел для получения пламени и дыма.

Красный свет ракеты с парашютом.

Сигналы бедствия даются по нескольку одновременно или порознь. Судно, заметившее сигналы бедствия, обязано оказать всемерную помощь судну, терпящему бедствие.

Сигналы бедствия подаются судном, на котором возник пожар или произошла крупная авария.

Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] Автор неизвестен

Приложение 4 СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Приложение 4

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

1. Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи:

a. выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты;

b. непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

c. ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

d. сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков ...- - -... (SOS) по азбуке Морзе;

e. сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова"МЭЙДЭЙ";

f. сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC;

g. сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

h. пламя на судне (например от горящей смоляной или мазутной бочки и т.д.);

i. красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

j. дымовой сигнал - выпуск клубов оранжевого цвета;

k. медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

l. радиотелеграфный сигнал тревоги;

m. радиотелефонный сигнал тревоги;

n. сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения;

o. одобренные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.

2. Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

3. Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

a. полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха);

b. цветное пятно на воде.

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ По определению, стихийные бедствия - это природные явления или процессы, вызывающие катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора Жаворонков В.

Глава 1. СТИХИЙНЫЕ (ПРИРОДНЫЕ) БЕДСТВИЯ 1. 1. ВОЗМОЖНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА СМОЛЕНЩИНЕ (И НЕ ТОЛЬКО СТИХИЙНЫЕ) Одной из характерных особенностей нашего века является массовый травматизм среди населения вследствие катастроф, вызванных силами природы или

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

8. СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ Природные силы не зависят от воздействия и воли человека и когда они выходят из под контроля, то создается опасность для человека и плодов его труда.Засуха, наводнения, сход снежных лавин наносят урон целым странам, морские волны, возникшие из-за

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Бедствия на море 6 «Венойл» и «Венпет» – танкеры, самое крупное столкновение у берегов Южной Африки, 1977 г.7 «Титаник» – затонул вследствие столкновения с айсбергом в апреле 1912 г.«Монблан» – грузовое судно, столкновение и взрыв, прол. Галифакс, Канада, 1917 г.,

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] автора Автор неизвестен

Зоны экологического бедствия ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ - участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение

Из книги Природные катастрофы. Том 2 автора Дэвис Ли

Правило 37. СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, описанные в Приложении IV к настоящим

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА 1. ОБЩЕЕ УКАЗАНИЕ Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26(d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

БЕДСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ ГЕОГРАФИЯ АнглияЛондон, туман, 1952 г.Лондон, туман, 1962 г.Пролив Ла-Манш, буря, 1974 г. БахрейнБуря, 1959 г. ИндияМуссон, 1955 г.Муссон, 1972 г.Муссон, 1983 г.ИталияКалабрия, буря, 1951 г. Малагасийская РеспубликаЛивень с ураганом, 1959 г.

Из книги Всегда готов! [Курс выживания в экстремальных условиях для современных мужчин] автора Грин Род

7. БЕДСТВИЯ, ВЫЗВАННЫЕ АТМОСФЕРНЫМИ ОСАДКАМИ Эти природные бедствия собраны вместе, так как они происходят слишком редко, чтобы каждому в отдельности посвящать раздел. Все они просты и понятны, за исключением муссонов, которые обладают четкими и характерными

Из книги автора

Из книги автора

Стихийные бедствия Когда природные силы выходят из-под контроля, создается реальная опасность для человека и его жизни. В этой главе рассказано, какие меры нужно предпринять, если стихия застала вас

Из книги автора

Сигналы бедствия Азбука Морзе с помощью карманного фонаря. Подача сигнала этим светом возможна только на короткие расстояния.В азбуке используется комбинация всего двух знаков: короткого и длинного, «точки» и «тире». Передавая «точку», надо считать про себя «раз»,

Из книги автора

Сигналы бедствия, подаваемые на море Существует целый ряд принятых во всем мире сигналов, получив любой из которых капитан всякого корабля обязан прийти на помощь судну, терпящему

Из книги автора

Как отправить сигнал бедствия Может случиться и такое, что никакие навыки навигации не смогут помочь вам выбраться из того места, где вы оказались по воле судьбы. Возможно, вы попадете в местность, по которой невозможно безопасно передвигаться, или же вы или ваш приятель

Сигнал бедствия -означает, что подающее его судно или гидросамолет на воде терпит бедствие и требует помощи от других судов или с берега.

В случае бедствия должны использоваться следующие сигналы, подаваемые одновременно или порознь:

а) пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 мин;

б) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

в) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

г) сигнал, переданный по радиотелеграфу или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящий из сочетания звуков - - - SOS по азбуке Морзе;

д) сигнал, переданный по радиотелефону словом “Мэдэ”;

е) сигнал бедствия по Международному своду сигналов - NC ;

ж) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

з) пламя на судне (например, горящей смоляной или мазутной бочки и т. п.);

и) красный цвет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

к) дымовой сигнал - выпуск клубов дыма оранжевого цвета;

л) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;

м) радиотелеграфный сигнал тревоги;

н) радиотелефонный сигнал тревоги;

о) сигналы, передаваемые аварийными радиобуями, указания места бедствия.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Следует также обращать внимание на соответствующие разделы Международного свода сигналов, Руководства по поиску и спасанию торговых судов, а также на возможность использования следующих сигналов:

а) полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом - для опознавания с воздуха;

б) цветное пятно на воде.

“Сигнал тревоги ”-означает, что подающее его судно будет немедленно вслед за этим подавать сигналы бедствия по радио. Радиотелеграфный сигнал тревоги предназначен для приведения в действие автоаларма на судах. Радиотелеграфный сигнал тревоги состоит из груп пы в 12 тире, переданной в течение 1 мин; продолжи тельность каждого тире 4 с, а продолжительность интервала между двумя последующими тире 1 с.
Радиотелефонный сигнал тревоги состоит из двух синусоидальных тонов звуковой частоты, передаваемых поочередно. Один тон имеет частоту 2200, а другой 1300 Гц. Длительность передачи каждого тона 250 мс.
При передаче радиотелефонного сигнала тревоги автоматически он должен передаваться непрерывно в течение не менее 30 с, но не более 1 мин, если сигнал передается другим способом, он должен передаваться по возможности непрерывно в течение не менее 1 мин.

Сигнал срочности ”- означает, что вызывающая станция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности морского судна или безопасности какого-либо лица.
Сигнал срочности в радиотелеграфии состоит из трехкратного повторения группы XXX, передаваемой с достаточными промежутками между буквами каждой группы и последующими группами. Сигнал срочности в радиотелефонии состоит из трехкратного повторения группы слов PAN PAN PAN.

“Сигнал безопасности ”, передаваемый перед сигналом вызова, означает, что станция намерена передать сообщение, содержащее важное навигационное или важное метеорологическое предупреждение. В радиотелеграфии сигнал безопасности состоит из трех повторений группы ТТТ. Отдельные буквы каждой группы и последующей группы четко отделяются одна от другой. В радиотелефонии сигнал безопасности состоит из трехкратного повторения слова “СЕКЮРИТЕ”.

Капитан каждого судна, которое встретило опасные льды, опасные плавающие предметы или любую другую непосредственную опасность для мореплавания, или тропический шторм, или оказалось под воздействием штормового ветра при температуре воздуха ниже О °С, что вызывает сильное обледенение надстроек, или под воздействием ветров со скоростью 27 м/с и более, о которых не было получено штормового предупреждения, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами передать внеочередное оповещение об опасности для мореплавания находящимся поблизости судам, а также компетентным властям первого берегового пункта, с которым он сможет связаться.
Форма, по которой передаются оповещения, является произвольной. Они могут быть переданы либо открытым текстом (предпочтительно на английском языке), либо с помощью Международного свода сигналов.

Вода – вещь сугубо непредсказуемая. В море может случитmся абсолютно всё, что угодно. Поэтому случаются ситуации, когда во время шторма, бури или в других критических ситуациях выживание судна и его экипажа может зависеть от помощи со стороны. Но для того чтобы передать сигнал о помощи, необходимо знать международные сигналы бедствия на море, иначе проходящие мимо корабли так и не узнают, что кому-то нужна помощь. Итак, какие международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой, и как их использовать?

Сигнал SOS

SOS – один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки – 3 тире – 3 точки с помощью радиотелеграфа, клотикового фонаря и прожектора.

Мэйдеэй

Помимо всем известного сигнала SOS, существуют и другие условные сигналы бедствия на море, транслируемые с помощью радиотелефона или радиотелеграфа. В том случае, если терпящему бедствие судну удается установить прямую голосовую связь с другим кораблем или берегом, просьбой о помощи служит сигнальное слово «Mayday», которое понимают все моряки, вне зависимости от их родного языка. Передаётся оно следующим образом:
– Настройте свой передатчик на частоту 2182 кГц;
– Произнесите «Мэйдэй» три раза;
– Затем так же четко трижды произнесите название судна;
– Повторите слово «Мэйдэй» один раз и точно так же один раз название корабля;
– После этого дайте свои координаты, коротко опишите положение, в котором вы оказались, и укажите, какая помощь вам необходима;
– Завершив послание, подождите некоторое время ответа, после чего повторяйте его снова.

Если же вам требуется срочная помощь, но опасность не столь велика (или вдруг если вы заметили человека за бортом, но не в состоянии помочь ему сами), следует подавать сигнал «Пэм Пэм», образованный от французского слова panne – «авария».

Другие радиотелеграфные сигналы

Также с помощью радиотелефона можно передать тоновый сигнал бедствия на судне – два поочередных звука на частотах 2200 и 1300 Герц (продолжительность звучания каждого тона – 250 мс).

Кроме всего прочего, есть ещё и традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море – 12 последовательных тире по 4 секунды каждое с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

Световые сигналы бедствия на море

Тут ассортимент, как говорится, довольно большой. Можно использовать горящие красные фальшфейеры, красные ракеты с парашютом, ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке). В экстренной ситуации подойдёт даже открытое пламя на борту судна, как то: сделать факел или поджечь бочку с мазутом.

Визуальные сигналы бедствия на судне

В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:
– флага международного свода сигналов November Charlie (NC);
– квадратного флага с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
– оранжевых дымовых шашек.

Если же ничего не оказалось, остаётся только размахивать руками. Порядочные моряки на такое откликнутся.
Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

Звуковые сигналы бедствия на корабле

Впрочем, привлечь внимание можно и с помощью звуковых сигналов, как то:
– пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
– непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

Но прежде чем отправиться в море, запомните одну важную вещь. Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или для других целей, кроме просьб о помощи. Кроме того, нельзя предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними. Это же не игрушки. Некоторые добропорядочные люди с курса сбиваются, чтобы помочь, а тут «клоунада».

И запомните, если вы получили сигнал, вы обязаны прийти на помощь. Быть может, когда-нибудь кто-то спасёт и вашу жизнь.