Инструмент Кисть (Brush) в Фотошопе. Умение различать предметы по тону

Постигая азы фотошопа, нельзя обойти стороной инструмент Кисть (Brush). Это очень важный инструмент, который не так прост как вам это кажется. Он обладает большим количеством функций и всевозможных настроек. В рамках этой статьи вы сможете научиться пользоваться инструментом Кисть . Поехали!

Инструмент Кисть располагается на панели инструментов.

Если нажать на маленький треугольник, то вы увидите все инструменты входящие в эту группу: «Карандаш», «Замена цвета», «Микс-кисть». Для быстрого использования, нажмите горячу клавишу — B .

У этого инструмента также имеется панель параметров, на которой подробно остановимся и научимся пользоваться. Так она выглядит:

Каждому элементу я присвоил числовое значение. Рассмотрим по порядку их все.

1 элемент — Наборы кистей.

Слева красуется сама иконка инструмента, которая лишний раз нам напоминает, что сейчас активна Кисть, а не какой-либо другой инструмент фотошопа. Обратите внимание, что рядом с иконкой есть маленькая черная стрелочка. Кликнув на нее откроется выпадающее меню — Заданные настройки инструмента (Tool Preset Picker ):

Освежим память и затронем все представленные настройки. Слева названия настроек, а справа их параметры. Начинаем.

1. . Эта функция нам уже известна. Она открывает библиотеку кистей, где можно увидеть их оттиск и изменить размер.

2. . Здесь можно указать размер диаметра кисти. Эта функция измеряет количество пикселей кисточки и в дальнейшем не дает возможности другим настройкам увеличить это значение. Рядом есть кнопочка в виде закругленной стрелочки — она восстанавливает значение диаметра в изначальное положение.

Отразить X — отражает оттиск кисти по горизонтальной проекции.

Отразить Y — отражает оттиск кисти в вертикальной проекции.

Возможно применения обоих этих параметров.

Надстройка Угол (Angle) может изменить угол наклона кисточки. Форма или Окружность (Roundness) меняет форму кисточки в пределах окружности. Рядом с этим параметрами находится круг со стрелочкой, указывающая вверх. При изменении значений этот круг будет деформироваться, а внизу окна вы увидите как будет выглядеть кисть при заданных настройках.

Жесткость (Hardness) — регулирует силу нажатия, но работает далеко не всеми кистями (со стандартными круглыми работает на 100%).

Интервалы (Spacing) — расстояние между оттисками кисти. Чем выше значение, тем больше расстояние и наоборот.

3. Динамика формы (Shape Dynamics). Тут можно настроить колебания размера, угла, окружности и отражения. Устанавливая высокие параметры, будут использоваться произвольные настройки. Здесь можно изменить колебания тех параметров, которые мы уже видели в предыдущем меню.

4. Рассеивание (Scattering). Устанавливает количество и местонахождение оттисков кисточки.

5. Текстура (Texture). Здесь можно использоваться текстуру к кисти.

Важный параметр — Текстуировать каждый отпечаток (TextureEachTip) . Если рядом не стоит галочка, значит текстура будет применяться на всю область применения кисти. Если галочка на месте, тогда к каждому оттиску кисти в отдельности. Параметр Шкала влияет на масштаб наложения.

Режим (Mode) работает наподобие . Только количество значительно меньше.

Глубина (Depth) влияет на контрастность между текстурой и кистью.

6. Двойная кисть (Dual Brush) . Можно настроить оттиск из двух кисточек.

7. Динамика цвета (Color Dynamics) . Фотошоп позволяет нам поиграться оттенкам выбранных цветов. при рисовании. Для этого установите любые основной и фоновый цвета. Далее эта функция подберет самостоятельно нужные оттенки.

Пример динамики цвета (в качестве фонового и основного цвета установлены зеленый и красный):

Последняя группа, символично отделена горизонтальной чертой. Они не имеет своих параметров, достаточно просто поставить галочку, чтобы применить свойства для кисти.

— Шум (Noise). Нажмите, если хотите добавить шумов.

— Влажные края (Wet edges) . Кисть становится похожа на акварель.

— Аэрограф (Airbrush). Об этой функции поговорим отдельно, в рамках следующего элемента панели параметров инструмента Кисть.

— Сглаживание (Smoothing) . Сглаживает острые края кисти, делая их более плавными.

— Защита текстуры (Protect texture). Иногда у кисти бывает личная текстура. Чтобы из раза в раз не изменять предустановленную нами текстуру, используйте этот параметр.

4 элемент — Режимы рисования

На этом элементе в рамках этой статьи я не буду останавливаться, т.к. уже была проделана огромная работа по освещению «что это такое и как пользоваться» — . Напомню, что Режимы рисования = Режимы наложения и представляют собой смешивание цветов при помощи ряда математических формул, работающих над каждого пиксела.

5 элемент — Непрозрачность

С помощью ползункового регулятора можно менять интенсивность цветопередачи кисти. О непрозрачности дополнительно можно узнать тут — , или тут — .

Значение этого параметра можно менять как мышкой, так и клавиатурой, используя цифры: 0 — это 100%, 1-10%, каждая следующая цифра будет менять значение непрозрачности на 25%.

6 элемент — Нажим управляет непрозрачностью

Эта кнопка полезна тем, кто пользуется графическими планшетами. Нажав на нее, фотошоп автоматически будет менять параметр непрозрачности кисти в зависимости от прикладываемого усилия на планшет.

7 элемент — Нажим

Можно провести параллель с карандашом, которым вы рисуете дома. Чем сильней вы нажимаете на него, тем ярче и жестче он рисует и наоборот. Фотошоп работает по тому же принципу.

8 элемент — Включение режима Аэрографа

Интересная функция. Она представляет из себя подобие распылителя. Нажав левой кнопкой мыши, кисть будет непрерывно наноситься на ваш документ. Представьте, что вы держите в руке баллончик с краской и брызгаете на стены в одну точку. Постепенно эта точка будет становиться насыщеннее и насыщеннее от изобилия краски, так и тут.

Чтобы лучше всего увидеть этот эффект, поставьте параметр Нажим на минимум.

9 элемент — Нажим управляет размером

Как и с 6 элементом, эта кнопка нужна тем, кто пользуется планшетом. В данном случае сила нажима будет влиять на размер кисти.

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Техника аэрографии достаточно сложна и предполагает использование дополнительных материалов. В этом разделе мы расскажем о тех из них, которые необходимы для выполнения иллюстраций с помощью аэрографа.

Так же, как любая другая живописная техника, аэрография позволяет получить изображения на поверхности основы. Однако ее особенность состоит в том, что

Восемь секретов в рисовании

Восемь секретов, которые позволят вам
научиться мастерски рисовать

1. Правильное построение предметов в пространстве

Этот навык — основа для любого профессионального художника. Он создаст ощущение объемного пространства в вашей картине, что очень важно. Уже он один сам по себе сильно улучшит ваши картины.

2. Правильное нанесение штрихов

При помощи штрихов создается фон для будущего объема форм и предметов – это главная основа. Когда вы научитесь правильно их наносить — все что вы рисуете, станет более насыщенным, и четким.

3. Тоновая растяжка карандашом

Еще один секрет мастеров. Когда вы научитесь делать тоновую растяжку карандашом от простого к сложному, набирать тон различными по мягкости карандашами, вы сами удивитесь, насколько более реалистичными станут ваши рисунки.

4. Искусство рисования объемных фигур

Еще один навык, который отличает людей, рисующих великолепно, от новичков в рисовании. Это — умение придавать объём предметам, различающимся по форме, работа со светом, и рефлексом, собственной тенью и полутенью. Данные навыки сделают ваши работы в разы лучше.

5. Умение работать с собственной тенью на фигурах, для придания объема

Это также важно уметь, если вы хотите мастерски изображать объемные предметы и создавать реалистичные картины.

6. Эффектное построение падающих теней

Вид и форма падающих теней зависит не только от фигуры, коротая её отбрасывает, но и от расположения источника света. Освоив этот навык, вы сможете рисовать падающие тени различных геометрических фигур, но также применять это знание к предметам разнообразных форм.

7. Умение различать предметы по тону

Благодаря этому вы не только сможете показать различие предметов и форм между собой, но и обозначить композиционный центр, что очень важно для построения композиции.

8. Навык соблюдения композиции

А вот это самое главное знание, которое «оживит» вашу картину и наполнит смыслом, заставит зрителя задуматься о том, какое настроение у Вас было в момент создания картины, что именно вы хотели сказать зрителю. Знание композиции позволит Вам «сказать» при помощи вашей картины то, что не можете сказать словами…

… и множество других навыков и секретов, которыми обладают лучшие в мире художники.

Как быстро овладеть главными навыками профессиональных художников?

Вы конечно можете записаться в художественную школу. Однако, это возможно, если у вас много свободного времени. К сожалению, не все могут несколько часов в день потратить на то, чтобы добраться в школу, и назад.

Кроме того, вы можете начать обучаться самостоятельно — по книгам. Но это очень медленный и тяжелый путь, и без профессионального наставника вы будете учиться очень долго, совершая множество ошибок.

Самый простой путь — обучаться по видео-курсу, в домашних условиях. Всего за 46 дней, вы сможете научиться рисовать великолепные рисунки, у себя дома!

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

Подробное пособие, которое поможет вам стать художником

Переход на полную запись и на заказ

Учимся писать портреты маслом

Написать Портрет Собственными Руками

получив при этом мощный энергетический подъем,
почувствовав радость процесса и гордость за результат!

И помогу Вам в этом я — художник-портретист Татьяна Артыкова

  • С чего начинать работу в масляной живописи?
  • Какие краски, кисти и т.д. использовать?
  • Как строить композицию?
  • Как правильно перенести изображение?
  • Как смешивать цвета?
  • Этапы создания и завершения портрета;

Получите ответы в видео-курсе: «Пишем Портрет Маслом» Этапы создания «живого» портрета

Что (или кто) облегчит процесс обучения?

Без знаний изобразительной грамоты будет сложно справиться с поставленными задачами. Понадобится «переводчик», который поможет облегчить процесс, сделать его максимально интересным, эффективным и быстрым.

В качестве «переводчика» выступаю я — Татьяна Артыкова, художник-портретист, педагог.

На протяжении 20 лет я занимаюсь портретной деятельностью. И, параллельно, на живых Мастер Классах делюсь своими знаниями с теми, кто намерен освоить искусство портрета максимально эффективно и быстро.И теперь мой опыт в видео-формате.

Пишем Портрет Маслом
Этапы Создания «Живого» Портрета

Пособие для «начинающих» и «продвинутых»

Для кого этот курс?

  • для тех, кто намерен в ближайшее время создавать свои портреты;
  • в ком горит творческий огонек и есть желание разжечь его «круче»;
  • кому нужны четкие рекомендации, чтобы процесс обучения был максимально быстрым, эффективным, интересным!

Напишите свой портрет и Вы, используя простые рекомендации!

  • «Учебником» является прекрасная картина. Изучаем секреты портретной живописи на примере картины известного мастера портрета;
  • «Объектом» изучения является красивая девушка- богиня Геба, символ вечной юности; которая вдохновляет на создание прекрасного образа;
  • По-этапность выполнения делает курс максимально понятным, доступным даже абсолютным новичкам;
  • Шаг за шагом, портрет набирает силу, доставляя Радость творческого процесса;
  • Легко решается проблема создания максимально точного рисунка изображаемого человека;
  • Показана простая методика подбора нужных цветов и оттенков;
  • Раскрыты основные секреты, позволяющие создать "живой" портрет;
  • В дополнительном разделе курса Вы увидите, как выполняют задание ученики. Это важно для сравнительного анализа.

С выходом версии Adobe Photoshop CC 2015 многие пользователи заметили перемены в поведении ключевых инструментов лечащей группы: Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть), Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть) и Patch Tool (Заплатка). Данная статья раскроет наиболее значительные изменения в поведении этих инструментов, а также поможет применять их с максимальной эффективностью.

На изображении сверху представлен дефект на высоко текстурированной поверхности и результат его ретуши инструментом Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть). Справа вверху - результат ретуши с применением нововведений Photoshop CC 2015, справа снизу - результат работы инструмента в «старом» режиме (версии Photoshop CC 2014 и более ранние).

Что же изменилось?

С выходом Photoshop CC 2015 в правой части панели настроек инструментов Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть), Patch Tool (Заплатка) и Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть) в режиме Proximity Match (Соответственное приближение) появился ползунок Diffusion (Диффузия).

Известно, что принцип действия инструментов лечащей группы во многом схож с работой инструмента Штамп (Clone Stamp Tool). Разница лишь в том, что участки изображения из «донорской» зоны не просто копируются напрямую, но и «подгоняются» по яркости и цвету к яркости и цвету зоны вокруг ретушируемой области.

В ранних версиях Adobe Photoshop возможности как-либо контролировать степень этой «подгонки» не было. Поэтому при работе с высоко текстурированными поверхностями (мокрая штукатурка в нашем примере или текстура кожи в зонах ярких бликов) после использования жестких восстанавливающих кистей или Заплатки (Patch Tool) в изображении могли возникать артефакты.

Причиной возникновения подобных артефактов служила слишком большая чувствительность этой самой «подгонки» яркости и цвета. В случае, если при ретуши темные участки пересаживаемой текстуры начинали граничить с со светлыми участками ретушируемой области, первые высветлялись до нужной яркости, однако это же происходило и с пикселями средней яркости вокруг них. Их яркость в итоге становилась излишней, образуя артефакты. Появление тёмных артефактов аналогично и объясняется обратной логикой.

Для того чтобы избежать подобных проблем, в ранних версиях программы необходимо было либо использовать методы ретуши с применением техник частотного разложения, либо уменьшать жесткость восстанавливающих кистей (или производить растушевку границ выделения при работе заплаткой). При выборе последнего варианта приходилось расплачиваться появлением замыленности текстуры в зонах спада непрозрачности кисти.

С появлением ползунка Diffusion (Диффузия) в Adobe Photoshop CC 2015 стало возможным контролировать чувствительность или так называемый ореол точной «подгонки» яркости и цвета лечащих инструментов:

  • при малых значениях Diffusion (Диффузия) осуществляется лишь общая подгонка яркости и цвета, что удобно как раз в нашем случае, то есть при работе с высоко текстурированными поверхностями;
  • при значении Diffusion (Диффузия) равном 5 (значение по умолчанию) поведение инструментов сходно с их поведением в версиях Adobe Photoshop до CC 2015;
  • при высоких значениях Diffusion (Диффузия) «подгонка» яркости и контраста будет происходить максимально точно, такие значения лучше использовать при работе с градиентами.

Стоит отдельно отметить, что далеко не всегда минимальное значение параметра Diffusion (Диффузия) является оптимальным, так при работе со сложными градиентами оптимальный результат даст, наоборот, максимальное значение параметра.

Спорный момент

В «поведении» восстанавливающих кистей произошло еще одно изменение, которое вызвало негодование пользователей (и форумы Adobe оказались завалены просьбами «вернуть всё, как было»). Речь идет о «моменте срабатывания» восстанавливающих кистей.

Раньше пользователь сначала «рисовал» восстанавливающими кистями, обозначал область необходимого действия инструмента, и лишь после того, как кнопка мыши была отпущена (или перо оторвано от поверхности планшета) происходила обработка, и пользователь мог увидеть результат.

Такое поведение инструмента было обусловлено ограниченной вычислительной мощностью компьютеров, однако давало возможность пользователям убедиться, что «дефект» на поверхности был «закрашен» полностью.

С выходом версии Adobe Photoshop CC 2015 продолжилась начавшаяся еще со времен поздних CS пакетов интеграция вычислительных мощностей графических ускорителей в программу. Это дало возможность показывать результат работы восстанавливающих кистей еще в момент рисовки, «на лету».

Такое поведение обновленных инструментов, конечно, является гораздо более наглядным. Но, вместе с тем, может немного смущать пользователей возможным появлением артефактов (размазанных градиентов) еще во время «рисовки».

Рассмотрим как можно измененить размеры изображения, а также инструменты Stamp, Healing Brush и Patch Tool.

Команда меню Image > Pixel Dimensions


Инструмент штамп (Stamp) (Clone Stamp и Pattern Stamp).
Инструмент Healing Brush (восстанавливающая кисть).
Инструмент Patch Tool.

Изменение размеров изображения.

Команда меню Image > Image Size позволяет посмотреть и изменить размеры изображения. Pixel Dimensions - размер памяти, занятой изображением. Обычно не соответствует реальному размеру файла на диске, т.к. многие форматы файлов поддерживают сжатие изображения.


Width , Height - ширина и высота картинки в пикселах или в процентах от исходного размера. Пояснение: Если я хочу уменьшить картинку вдвое, то в поля ширины и высоты ввожу число 50, рядом выбираю из списка не pixels (пикселы), а percent (проценты).


Document Size - размер документа при печати. Параметры Width, Height, Resolution - ширина, высота, разрешение изображения.


Флажок Constrain Proportions во включенном состоянии сохраняет пропорции изображения: при изменении ширины автоматически изменяется высота, и наоборот. Включенный режим соблюдения пропорций показывает скобка с пиктограммой звеньев цепи, соединяющая ширину и высоту.


Resample Image - алгоритм, определяющий, как отбрасываются "лишние" пикселы при уменьшении размера картинки и создаются новые при увеличении. Bicubic - самый точный из предложенных алгоритмов.

Инструмент штамп (Stamp).

Группа инструментов штамп включает в себя два штампа - Clone Stamp (клонирующий штамп) и (штамп узора).


Clone Stamp (клонирующий штамп) используется в основном для дублирования фрагментов изображения или для устранения таких дефектов на изображении как пыль, царапины, пятна. Для использования клонирующего штампа нужно переместить курсор мышки в место, которое вы хотите продублировать, и нажать Alt + левую кнопку мыши . При этом программа запомнит точку,начиная с которой вы будете копировать изображение. Далее нужно переместить мышку в место дефекта и, нажав левую кнопку, произвести закрашивание дефекта изображением из области, которую вы скопировали. Величина закрашиваемой области зависит от выбранного вами размера штампа в палитре Options.



Хорошие результаты можно получить, применяя инструмент штамп с разными значениями непрозрачности (Opacity), интенсивности (Flow) и режимов наложения (Mode). Кстати, действие штампа не ограничивается одним изображением. Он позволяет переносить области одной картинки на другую. На рисунке показано, как легко исключаются некоторые детали из изображения с помощью этого замечательного инструмента. Мне, например, не понравилась статуя всадника. :)


Штамп, использующий узор, работает аналогично клонирующему, но для него нужно определить узор. Это делается на панели Options:



Выбираем нужный узор из списка Pattern . Флажок Aligned выравнивает узор по первой плитке, т.е. располагает его шов к шву. Если нужно передать узор не точно, а расплывчато, в стиле импрессионизма, то включаем одноименный флажок Impressionist . С помощью штампа узора, настроенного так, как показано на изображении панели Options, был нарисован радужный дым. Другой узор, смешанный с фоном в режиме Darken (Затемнение), создал трещины на асфальте.


Обязательно попробуйте применить штамп с использованием разных режимов наложения и прозрачности - это дает потрясающие результаты.

Инструменты Healing Brush (Восстанавливающая кисть), Patch Tool.

Инструмент (Восстанавливающая кисть) позволяет Вам исправлять дефекты в изображении с учетом их окружения. Подобно инструментам клонирования, инструмент Healing Brush используется для копирования участков изображения или узора. Но в отличие от штампа, инструмент Healing Brush учитывает структуру, освещение, тени обрабатываемой области изображения. В результате восстановленная часть после ретуши, производимой автоматически этим инструментом, легко вписывается в остальную часть изображения.


Использование инструмента Healing Brush аналогично использованию штампа:

  1. Выберите инструмент Healing Brush.
  2. Задайте источник для клонирования, нажав Alt + левую кнопку мыши в соответствующем месте изображения.
  3. Проведите инструментом по участкам изображения, требующим восстановления.


Теперь поговорим о параметрах этого замечательного инструмента. Естественно, все они находятся на панели Options.

  • Несколько параметров, определяющих форму кисти, Вам знакомы: Diameter, Hardness, Spacing, Angle, Roundness . Если Вы не помните, что означают эти слова, то перечитайте главу первого урока "Инструмент Кисть".
  • Режим смешивания Mode : Вариант Replace позволяет сохранить такие параметры изображения как шум, зернистость и и текстура. Остальные варианты знакомы Вам из первого урока.
  • Дальше определяется источник для восстановления пикселов:
    • Выберите переключатель Sampled , чтобы использовать в качестве источника текущее изображение.
    • Выберите переключатель Pattern , чтобы источником служил образец узора. В этом случае выберите образец из раскрывающегося списка.
  • Вы можете настроить тип выравнивания восстановленных пикселов: Если флажок Aligned включен, то при Вы не потеряете точку, из которой началось клонирование, пока специально не зададите новый источник. Пикселы для восстановления берутся из источника последовательно, неважно, сколько раз Вы останавливались и начинали вести кистью снова. Если этот флажок выключен, начальная точка для клонирования задается каждый раз, когда Вы останавливаетесь и начинаете новый мазок.

Не забудьте, что каждый раз, когда Вы отпускаете кнопку мыши, проводится автоматическая ретушь восстановленных участков с учетом окружающих пикселов. Поэтому Healing Brush работает медленнее штампа.


Инструмент Patch (Заплатка) позволяет Вам восстанавливать выделенную область посредством клонирования пикселов, взятых из другой области или образца. Подобно Healing Brush, инструмент Patch учитывает структуру, освещение и тени обрабатываемой области изображения. Проще говоря, инструмент Patch создает заплатки на изображении. Ваша задача заключается в том, чтобы задать, где эта заплатка будет располагаться (Destination - место назначения) и чем мы будем ее "штопать" (Source - источник). Чтобы получить качественный результат при восстановлении области пикселами изображения, выделяйте маленькие области для коррекции.


На рисунке показано декоративное применение инструмента Patch. В небе была выделена область в форме сердца и "заштопана" подсолнухами. Обратите внимание, что действие инструмента не свелось к простому клонированию, была учтена цветовая гамма неба.


Как восстанавливать область, используя изображение-

Вызываются горячей клавишей B.

Brush Tool (Кисть)

Самый старый инструмент рисования. Предназначен для прямого рисования активным цветом (Foreground Color). Основные параметры (размер и форма), выбираются из меню, вызываемого нажатием правой кнопки мыши или списка Brush (Кисть) в панеле инструментов.

Параметры :

Установки кистей подробно рассмотрены в соответствующих статьях.

Под полем Master Diameter показаны варианты загруженных кистей, из которых можно выбирать. Все возможные варианты будут открыты не сразу — чтобы увидеть их, нужно открыть меню, нажав кнопку со стрелкой в правом верхнем углу окна настроек.

Pencil Tool (Карандаш)

Рисует произвольные линии. Почти как у кисти, но линия получается очень четкая, потому что в карандаше не регулируются параметры жесткости кисти.

Параметры :

Color Replacement Tool (Замена цвета)

Позволяет быстро, качественно и очень просто перекрашивать объекты любой сложности.

Параметры :

Mixer Brush Tool (Микс-кисть)

Этот инструмент появился лишь в версии CS5.

Данный инструмент позволяет максимально приблизить к реальности процесс рисования кистью. При использовании Mixer Brush (Микс-кисти) вы словно рисуете водяными красками по холсту: цвета размываются и смешиваются друг с другом, образуя новые цветовые комбинации. Вы можете даже использовать определенные области рисунка, как палитру для смешивания красок.

Инструмент Mixer Brush (Микс-кисть) использует для работы два цветовых хранилища. В первом (резервуаре) хранится цвет, определяемый пользователем. Это своего рода электронный вариант цвета краски, набранный на кисть из тюбика. Второе хранилище хранит смешанный цвет, полученный в результате движения кисти по холсту. Второй цвет является электронным вариантом цвета краски, которая получилась в результате смешивания различных красок на щетинках кисти.