Андроид студио на русском. Программирование в Android Studio для начинающих

Смартфоны и планшеты на операционных системах Android, с каждым днем набирают все большую популярность и распространение среди населения нашей огромной планеты. Эти запрограммированные девайсы, стали незаменимыми помощниками для сотен миллионов людей. Многообразие приложений позволило нам превратить свои гаджеты в универсальные инструменты, помогающие в работе и отдыхе. О создании таких приложений и пойдет речь в следующем видеокурсе.

Уроки Android Studio для начинающих

Наглядные видео уроки по разработке андроид приложений с нуля. Из данного сборника вы узнаете об этой среде все, что необходимо знать: начиная от того, как установить Android Studio на компьютер, и заканчивая созданием реально крутых приложений. Вы постепенно освоите широкий функционал этой чудесной студии и научитесь создавать удивительные проекты. Желаем приятного просмотра и эффективной практики.

В данном уроке речь пойдет о том, как установить и настроить среду Android Studio, а также её вспомогательный компонент – JDK.


Разбор структуры проекта. Создание ADV-эмулятора и простого приложения для ОС Андроид.


Из каких элементов состоят android-приложения? Что такое View, Activity и Layout? Узнаем в данном уроке.


Учимся работать с XML-файлами макетов для android, а также говорим о вертикальном и горизонтальном видах приложений.


В данном видео уроке мы рассмотрим свойства двух основных контейнеров для группировки – RelativeLayout и LinearLayout.


Еще один контейнер для табличной компоновки элементов приложения андроид.


Какими параметрами обладают различные элементы андроид-приложений? Смотрим и запоминаем.


Как манипулировать различными view-элементами, используя код на языке Java.


3 различных способа обработки данных от нажатия на кнопку в приложении.


Как задать один способ обработки для нескольких кнопок android-приложения.


В данном уроке мы узнаем какие типы ресурсов бывают и как взаимодействовать с ними из приложения.

Урок 1 - Установка Android Studio
Урок 2 - Создание первого приложения для Android
Урок 3 - Элементы приложений
Урок 4 - Файл макета приложения
Урок 5 - Виды компоновки элементов (Layout)
Урок 5 (Часть 2) - Виды компоновки элементов (TableLayout)
Урок 6 - Элементы Android-приложений (Настройки)
Урок 7 - Управление View-элементами с помощью Java
Урок 8 - Способы обработки нажатий кнопки в приложении
Урок 9 - onclickListener для группы кнопок
Урок 10 - Работа с ресурсами в приложении
Урок 11 - LogCat, логи приложения. Исключения (Exception) - обработка ошибок в коде
Урок 12 - Меню в Андроид - добавление пунктов меню, обработка нажатия
Урок 13 - Menu Android׃ добавляем иконки и чекбоксы, программно добавляем и скрываем пункты меню
Урок 14 - Создаем контекстное меню для экранных компонентов в андроид приложениях
Урок 15 - Программное создание экрана в андроид приложениях. LayoutParams
Урок 16 - Cоздание и удаление элементов экрана в процессе работы андроид-приложения
Урок 17 - Динамически меняем параметры элементов экрана в андроид-приложении
Урок 18 - Делаем приложение׃ калькулятор для андроид
Урок 19 - Анимация компонентов экрана андроид-приложения
Урок 20 - Добавление Activity - cоздание многоэкранных приложений
Урок 21 - Что такое Intent, Intent Filter, Context
Урок 22 - Жизненный цикл активити (Activity Lifecycle)
Урок 23 - Activity Lifecycle - взаимодействие двух активити
Урок 24 - Task и BackStack активити андроид-приложений
Урок 25 - Как вызвать другое Activity из приложения через Action и Intent Filter
Урок 26 - Создаем в одной Activity несколько Action для Intent и Intent Filter
Урок 27 - Передаем данные между Activity используя Intent Extras
Урок 28 - Вызов второго Activity с возвращением данных
Урок 29 - Используем requestCode и resultCode в onActivityResult
Урок 30 - Вызываем браузер, звонилку, карты с помощью intent с атрибутом data – Uri
Урок 31 - Создаем простое приложение - интернет браузер для андроид
Урок 32 - SharedPreferences - сохранение данных в приложениях

Для того чтобы писать приложения для OS Android вам понадобится установить среду разработки Android Studio(далее в тексте AS). Вы спросите, почему именно AS а не Eclipse? Среда разработки Eclipse работает намного быстрее, и весит меньше, чем Android Studio,

но Google "рекомендует" использовать AS, так как в будущем он перестанет(вернее уже) перестал ее поддерживать. За Android Studio будущее, так сказать. У вас должен быть достаточно мощный компьютер, желательно x64 разрядный, так как AS использует около 3 ГБ оперативной памяти, добавьте сюда еще 3 ГБ на эмулятор андроид устройства... На моем ПК установлена win 8.1 pro x64, двуядерный процессор Intel 3.3 ГГц, с 8 ГБ оперативной памяти, и я чувствую себя вполне свободно...

Заходим на официальный сайт по ссылке https://developer.android.com/studio , качаем последнюю версию необходимой разрядности. На сегодня актуальная версия android-studio-2-1-2,

весить она будет примерно 1,2 Гб. Так что запаситесь терпением, если у вас медленный интернет.

После загрузки запустим программу установки android-studio-2-1-2.exe,

мастер установки пошагово предложит определить состав установки,

принять лицензию,

выбрать место установки,

Снова ждем окончания установки.

После этого запустим Android Studio с рабочего стола, или из меню,

и нажмем кнопку Configure для настройки SDK. Вы увидите список установленных версий android,

под которые можете создавать приложения, желательно чтоб они были все. Если какие то версии не установлены, то жмем на ссылку Launch Standalone SDK Manager для установки и обновления пакетов.

Откроется менеджер SDK,

поставьте галочки на те пункты, которые необходимо, как узнать на какие именно? Менеджер SDK вам в этом поможет, отметив необходимые пакеты версий. Затем нажмите на кнопку в правом нижнем углу с надписью Instal 1 (1..100) package..

В вашем случае количество пакетов будет другое. Если вы лично, или то место где вы проживаете, находится под "западными санкциями", то для обновления пакетов, зайдите в меню Tools->Options...,

где можно указать адрес и порт прокси сервера,

Этот раздел сайта для тех, кто установил Android Studio и не знает с чего начать. Предложенные здесь приложения будут работать как на смартфоне, планшете, так и на Android -телевизоре. Для некоторых приложений можно скачать готовые APK -файлы, проверенные на смартфонах с экраном от 4,5 до 6 дюймов. Обязательно в настройках устройства поставьте разрешение установки приложений из неизвестных источников. Иногда, из-за того, что устройства разняться программным обеспечением, установочный файл необходимо будет запустить из проводника вашего устройства.

Android Studio — это интегрированная среда разработки IDE для работы с платформой Android. Рассмотрим основные окна и вкладки Android Studio без которых вы не сможете двигаться даже в самом начале . Палитра компонентов Palette , разбитая на категории. Дерево компонентов Component Tree , где показаны компоненты строящегося приложения уже включенные в проект. Свойства элемента экрана Properties , здесь можно придавать свойствам выбранного элемента различные разрешенные значения еще до запуска приложения на выполнение. Проект приложения Project , показывающий файловую структуру проекта. Макет приложения - это визуальное представление экрана устройства на котором будет работать ваше приложение.


Сделайте пробный запуск приложения, нажав на зеленый треугольник. При первом запуске приложения андроид-студия попросит вас определиться с виртуальным устройством. Его будет необходимо создать. Можно подключить реальное устройство посредством USB -кабеля, например, смартфон или планшет. На реальном устройстве включите разрешение отладки по USB .

Перейдя во вкладку файла MainActivity.java вы будете наполнять этот файл программным кодом на языке java . В работе над программным кодом используйте комбинацию клавиш Alt + Enter для быстрого исправления ошибок, таких как пропущенный импорт или значение переменной, отсутствующие ссылки, подключение необходимых библиотек. IDE по возможности исправит ошибки, или предложит наиболее подходящее решение. При этом курсор должен быть на строке с красными буквами. Комбинация Ctrl + D позволяет быстро дублировать строку или фрагмент кода. Просто выделите нужный вам код и нажмите Ctrl + D . После длительной работы с программным кодом его желательно отформатировать - привести в порядок для удобочитаемости. Отформатировать код можно клавишным аккордом Ctrl + Alt + L . На скриншоте видим что сейчас открыт файл activity_main.xml в режиме дизайна Design , где можно визуально конструировать экран приложения, выкладывая на него готовые элементы. В процессе верстки экрана привязывайте его компоненты к границам этого экрана. В противном случае на устройствах с другим разрешением компоненты будут смещаться за пределы экрана. Для редактирования файла activity_main.xml вручную перейдите в режим Text .

После завершения работы над проектом приложения необходимо создать установочный apk -файл для устройства. В студии второй версии в меню выполните Build - Build APK . Через некоторое время появится отдельное небольшое окно с сообщением: Build APK APK(s) generated successfully Show in Explorer . Кликнув на ссылку, откроете папку в которой будет находится готовый установочный файл app-debug.apk . Этот файл можно копировать на устройство для установки приложения. Предварительно файл можно переименовать обязательно оставив прежнее расширение apk , иначе устройство не поймет, что это файл предназначен для установки Android -приложения. В студии третьей версии выполните Build - Build APK(s) и в появившемся окне кликните по ссылке locate .

Если за основу построения своих первых приложений вы возьмете эти странички, то приложения необходимо рассматривать по порядку, так как каждое последующее приложение как правило будет нуждаться в сведениях изложенных в предыдущих. Приложение лучше разбить на части и двигаться в его построении поэтапно. Сначала добейтесь что бы первый элемент не просто лежал на экране, а работал. И только потом приступайте к следующему элементу.

В.М. Коробицин

Приложение 1 Заголовок экрана приложения. Работа с ресурсами изображений. Обработка нажатия на изображение. Завершение работы приложения.

Приложение 2 Простейшая анимация. Ориентация экрана приложения.

Приложение 3 Создание класса MediaPlayer для воспроизведения файлов mp3, wav, mid, wma, amr. Методы класса MediaPlayer.

Приложение 4 Простейшая анимация с воспроизведением wav и mp3.

Приложение 5 Загадка магического квадрата. Переход из приложения на сайт в интернете.

Приложение 6 Обработчик нажатия кнопки. Активность кнопки. Часы и календарь. Полоса заголовка приложения. Панель уведомлений.

Приложение 7 Псевдослучайные числа. Класс Random. Методы класса Random. Вывод числовых переменных в TextView.

Приложение 8 Числовые переменные. Математические действия. Ввод числовых значений с помощью компонента EditText.

Приложение 9 Циклическая конструкция for. Вывод-добавление числовых переменных в TextView с использованием метода append.

Приложение 10 Генератор квадратных уравнений на основе теоремы Виета.

Приложение 11 Ветвление if else. Решение квадратного уравнения.

Приложение 12 Вычисление определенного интеграла методом прямоугольников.

Приложение 13 Вычисление определенного интеграла методом трапеций. Циклическая конструкция while.

Некоторое время назад официальной IDE для Android был Eclipse (как стандарт де-факто для Java) с плагином ADT. Некоторое время спустя среди Java-программистов начала набирать популярность IDE от JetBrains, потом для нее появился плагин для разработки под Android, и народ начал потихоньку переходить на нее с Eclipse.

Еще чуть позже Google объявляет о том, что будет делать Android Studio на базе IDEA. И вот на подходе уже вторая версия Android Studio, и Eclipse вспоминается разве что как страшный сон:)

Android Studio — официальная среда разработки под Android. По сути, Android Studio — это известная Java IDE IntelliJ IDEA с плагинами.

На данный момент существуют следующие опции при выборе IDE для Android:

  1. Eclipse . Самая популярная какое-то время назад IDE для Java, сейчас использовать ее для разработки под Android крайне не рекомендуется .
  2. IntelliJ IDEA . Отличная IDE, хорошо подходит для Android.
  3. Android Studio . Лучшая IDE для Android . От IDEA отличается мелочами, но эти мелочи очень-очень приятны и сильно облегчают наш труд:) Именно на ней мы и остановимся.

В первую очередь, нужно убедиться, что у вас установлен JDK (Java Development Kit). Это обязательный компонент для разработки на Java, а поскольку разработка под Android ведется на Java — то и для разработки под Android тоже.

Во-вторых , поставьте галочки «show line numbers» и «show method separators»:

Первая будет отображать номера строк слева от текста, вторая — будет рисовать разделители между методами в коде.

Эти две опции невероятно важны, а особенно для новичков, и я не понимаю, почему они выключены по-умолчанию.

В-третьих , настройте автодополнение. Для этого в «Case sensitive completion» выберите «None»:

Поясню, почему именно так. Опция по-умолчанию подразумевает срабатывание автодополнения только в том случае, если первая буква набрана в правильном регистре. Опция None будет вызывать автодополнение независимо от того, в каком регистре вы начали набирать код.

Стандартное значение этой опции, как и прошлых двух, вызывает у меня недоумение.

Создание первого проекта

Что ж, с настройкой и установкой Android Studio мы разобрались, пришло время создать наш первый проект.

В главном окне Android Studio нажмите на «Start a new Android Studio project «:

Появится новое окно, в котором нам нужно выполнить несколько действий.

В первом нужно задать имя приложения, домен компании (из этих двух параметров будет создано имя пакета), и расположение проекта на диске:

В Android, как и в Java, основным идентификатором приложения является имя пакета. Если вы ранее работали с Java, вы знаете, что это такое. Тем же, кто не знает, рекомендую гугл, или, например, вот .

Далее Android Studio спросит нас, какие и каких версий SDK мы хотим использовать. Пока что нам хватит «Phone and Tablet» SDK, версию API поставьте 16 вместо рекомендуемой 15-й, поскольку API 15 уже неактуально и совсем не распространено:

На следующем экране нас спросят, какие компоненты приложения мы хотим создать. Выберите «Empty Activity»:

На следующем шаге просто нажмите «Finish», ничего не меняя.

По завершению этого процесса вы увидите, наконец-то, свой первый проект:

Он уже вполне работоспособен, но чтобы его запустить, нам понадобится эмулятор Android.

Создание эмулятора Android

Для создания эмулятора Android нам понадобится Android AVD Manager (AVD = Android Virtual Device). Не беспокойтесь, ставить больше ничего не потребуется. Просто нажмите на эту кнопочку:

Потом на эту кнопочку:

А потом просто несколько раз кликните «Next» и, наконец, «Finish»

Запуск Hello World

Пришло время запустить наш первый проект, созданный в Android Studio !

Нажмите на вот эту кнопку (или Shift-F10):

После этого вы увидите диалог, в котором вам будет предложено выбрать девайс, на котором IDE должна запустить собранное приложение:

Поставьте выделенную стрелкой галочку и нажмите «ОК». Начнется сборка проекта, запуск эмулятора, установка приложения на эмулятор, и запуск приложения.

На это уйдет некоторое время (чем мощнее ваш компьютер — тем меньше времени понадобится), поскольку эмулятор — вещь достаточно медлительная, несмотря на колоссальные улучшения в последние пару лет.

И вот, по прошествии 1-10 минут (после запуска эмулятора проекты, конечно же, будут собираться и запускаться быстрее), вы, наконец, увидите свой Hello World на экране эмулятора!

На этом все, а в следующем уроке мы рассмотрим .

Новые уроки добавляются каждый день! Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на нашу

Начиная осваивать разработку для любой платформы, ты обязательно сразу же наткнешься на множество с первого взгляда незаметных подводных камней. Большинство из них будут связаны с самим процессом кодинга: несостыковки в API, скрытые функции, ограничения, особый стиль программирования для платформы. Есть и камни, лежащие немного поодаль: тестирование и автоматическая оптимизация, создание клипарта и иконок, получение автоматических краш-репортов. Неопытные разработчики для Android рискуют отбить о них обе ноги.

В этой статье мы рассмотрим проблемы разработки для Android в контексте утилит и инструментов. Мы избавимся от необходимости подключать смартфон с помощью кабеля во время тестирования и отладки на устройстве, расщепим приложение на версии Lite и Pro, встроим в него механизм автоматической генерации и отсылки на сервер краш-репортов, автоматизируем тестирование, обфусцируем и оптимизируем код, а также за несколько минут создадим для приложения иконку и все необходимые ресурсы. Поехали.

1. Медленный эмулятор

Итак, ты набросал свое первое приложение, и пора его запустить и проверить на работоспособность. Для этого в комплекте Android SDK есть эмулятор. Долгое время его упрекали за медлительность, но с выпуском Android Studio 2.0 ситуация намного улучшилась - x86-версия эмулятора получила хардварное ускорение, так что теперь он работает быстрее реальных устройств. К тому же у него появился удобный графический интерфейс, с помощью которого можно симулировать звонки, СМС, изменять данные GPS и сбои в сети, то есть все, для чего раньше приходилось использовать инструменты командной строки.

Поэтому, если ты еще не обновился, настоятельно рекомендую это сделать, не говоря уже о переходе с Eclipse. И обязательно выбирать x86-версию эмулятора в AVD manager, ARM-версия не поддерживает хардварное ускорение.

2. Смартфон на поводке

Второй этап - тестирование на реальном устройстве. Здесь все просто: подключаешь смартфон по USB, устанавливаешь драйверы, включаешь режим отладки в настройках для разработчиков, после чего девайс появляется в списке доступных для установки приложения (рядом с эмулятором). Проблема только в том, что в данном случае устройство необходимо держать подключенным к ПК с помощью кабеля, а если это твой основной смартфон, на который поступают звонки и сообщения, то об удобстве говорить не приходится.

К счастью, Android Studio (а точнее, утилита ADB, которую он использует для связи с устройством) поддерживает работу по сети. Но данную функцию еще нужно активировать. Если у тебя рутованный смартфон, то тебе повезло: включить отладку по сети можно с помощью приложения WiFi ADB . Последовательность действий:

  1. Устанавливаем WiFi ADB, запускаем, включаем сетевой режим с помощью переключателя и запоминаем IP-адрес.
  2. Запускаем Android Studio.
  3. Открываем консоль, переходим в каталог с установленным SDK, далее в platform-tools и запускаем следующую команду:

    $ adb connect IP-адрес

Теперь, если попытаться собрать и запустить приложение, ты увидишь в списке устройств также и свой смартфон. Те, у кого нет root, могут перезапустить ADB в сетевом режиме, предварительно подключив его кабелем. Делается это так:

  1. Подключаем смартфон и устанавливаем драйверы.
  2. Включаем режим отладки в настройках для разработчиков.
  3. Открываем консоль, переходим в каталог SDK/platform-tools и запускаем следующую команду:

    $ adb tcpip 5555

  4. Подключаемся к смартфону по сети:

    $ adb connect IP-адрес

IP-адрес можно узнать через настройки: «О телефоне (О планшете) → Общие сведения», пункт «IP-адрес».

3. Библиотеки

Окей, твой накиданный за полчаса огрызок вроде бы работает, и настало время превратить его в настоящее приложение с красивым интерфейсом и виджетами для рабочего стола. На этом этапе тебе наверняка понадобятся внешние библиотеки, реализующие различные концепции интерфейса, паттерны программирования и связь с внешними сервисами. И если с последними все ясно (нужен SDK для Dropbox - открываешь портал для разработчиков и следуешь инструкциям), то с остальными уже сложнее. Где их искать и какие библиотеки лучше?

Наиболее полный каталог библиотек - это Android Arsenal . Там ты найдешь практически все, что тебе нужно. Доступны удобный поиск и сортировка по рейтингу, для каждой библиотеки есть инструкция, как ее подключить к своему проекту, в том числе с помощью стандартной для Android системы сборки Gradle: достаточно добавить репозиторий в файл build.gradle проекта и указать библиотеку в списке зависимостей.


Отличный список must have библиотек ты найдешь на этой странице . От себя добавлю, что на первых этапах стоит сразу изучить Dagger 2 , RxJava и Retrofit . Став продвинутым разработчиком, ты так или иначе придешь к использованию этих библиотек.

4. Иконки и клипарт

Наконец, спустя дни или недели у тебя начинает вырисовываться полноценное приложение. Вот только никакого графического материала нет до сих пор: иконка стандартная, в форме зеленого робота, вместо клипарта - заглушки. Очевидно, без графики соваться в маркеты бессмысленно, однако и платить за иконку для своего первого приложения тоже глупо. Что делать?

На самом деле иконку можно сгенерировать. Есть замечательный веб-сервис Android Asset Studio , с помощью которого буквально за пару минут ты получишь красивую иконку во всех возможных разрешениях. В качестве основы можно взять подготовленную тобой картинку, просто написать текст или, что лучше всего, выбрать из предоставленного сервисом клипарта. Также ты сможешь задать стиль иконки (круглая, квадратная, в стиле iOS…), цвет, настроить тени и другие параметры. В результате в твоем распоряжении появится архив ic_launcher.zip , который необходимо развернуть в каталог AndroidstudioProjects/ИМЯ_ПРИЛОЖЕНИЯ/app/src/main/res . Обязательно создай веб-иконку, нажав на кнопку «Generate web icon». Она тебе понадобится.


Тот же сервис позволяет создать иконки для ActionBar’а и строки состояния . Принцип примерно тот же, скажу лишь, что в строке состояния лучше всего смотрятся иконки с отступом от краев 15%.

Кроме того, тебе понадобится так называемая Feature Image. Это специальная картинка, которую Play Market и другие магазины приложений используют в качестве плашки в верхней части экрана (когда открываешь страницу приложения на смартфоне). Ее можно сгенерировать с помощью другого сервиса . Для оформления скриншотов можно использовать официальный сервис от Google . Он создает вокруг скриншота рамку смартфона.

5. Краш-репорты

Приложение готово, иконка есть, интерфейс удобный, код качественный. Настало время тестирования, и первое, что ты делаешь, - рассылаешь приложение друзьям и знакомым. Но вот незадача: у некоторых из них приложение падает, а у тебя все работает отлично, и повторить действия, приведшие к падению, ты не можешь. Что делать, просить друзей присылать тебе листинг logcat?

Нет, нам нужна система краш-репортинга. Таких существует огромное множество, и все они реализуют один и тот же принцип работы: к приложению подключается небольшая библиотека, которая в момент падения записывает стектрейс и другие данные о падении и отправляет их на сервер, а затем специальный веб-интерфейс формирует на их основе красивые и наглядные отчеты.

Одна из самых популярных таких систем - Fabric , однако я рекомендую посмотреть в сторону Splunk MINT: он бесплатный, простой и легко интегрируется в приложение (достаточно добавить всего одну строку кода). Чтобы начать им пользоваться, необходимо подключить к проекту SDK, сделать это можно с помощью все того же Gradle. Открываем файл build.gradle (тот, что относится к приложению, а не ко всему проекту) и добавляем следующие строки:

Repositories { maven { url "https://mint.splunk.com/gradle/" } } dependencies { compile "com.splunk.mint:mint:5.0.0" }


После этого Splunk MINT покажет тебе строку кода, которую необходимо вставить в код:

Продолжение доступно только подписчикам

Вариант 1. Оформи подписку на «Хакер», чтобы читать все материалы на сайте

Подписка позволит тебе в течение указанного срока читать ВСЕ платные материалы сайта. Мы принимаем оплату банковскими картами, электронными деньгами и переводами со счетов мобильных операторов.