Audio CD в «цифру» без потери качества

Современные портативные медиаустройства в угоду компактности лишены возможности воспроизводить Audio CD. Если у вас накоплена внушительная коллекция любимых дисков, имеет смысл перевести ее в «цифру», чтобы прослушивать на флеш-плеере. Мы расскажем, как сделать это без потери качества.

Лазерные аудиодиски еще долго не потеряют своей актуальности, но мы уже стоим на пороге эпохальной смены носителей информации. Домашние плееры, музыкальные центры и магнитолы в автомобилях пока еще оснащаются CD-приводами, но позволяют подключать и флеш-накопители. Сейчас эти средства воспроизведения тоже находятся на пороге кардинальных перемен: отечественный автопроизводитель уже заявил, что намерен комплектовать новые модели машин магнитолами только с разъемом USB-флеш. И если домашние High-End-аудиосистемы пока невозможно представить без лазерных дисков, то в портативных устройствах давно правит бал именно флеш-память. Да и производители постепенно переходят на цифровой контент, продавая альбомы и даже отдельные аудиотреки через Интернет.

Но как быть с любимой коллекцией дисков? Лучше всего оцифровать ее и сохранить на винчестере, чтобы затем копировать во флеш-плеер. При этом хочется, чтобы качество не пострадало. Наш практикум познакомит вас со всеми нюансами работы с lossless-форматами и лучшими программами для оцифровки аудио.

Теоретическая аудиоподготовка

Наиболее распространенными носителями аудиоданных являются диски формата CD-DA (Audio CD). Именно на них музыка попадает из звукозаписывающих студий в магазины, а оттуда к конечным потребителям. Чтобы создать резервную копию диска или просто записать треки с него на компьютер, потребуется специальная операция по конвертации аудиоданных в файлы. Если копия максимально соответствует оригиналу (в идеале - с точностью до бита), то ее называют копией без потерь, или lossless.

К сожалению, почти ни один CD-привод не способен считать аудиодиск со стопроцентной точностью в силу конструктивных ограничений: на проблемных участках поверхности он может давать сбои. В большинстве случаев ошибки незначительны, но некоторые воспринимаются на слух в виде щелчков и других нежелательных шумов.

Специальные сложные методы lossless-считывания дают гарантию 99%, что в копии не будет неточностей.

Существует два вида конвертации аудиодисков - копирование отдельных треков и копирование диска в образ с отдельным файлом, содержащим метаданные CUE. В файле метаданных находится информация об альбоме в целом (исполнитель, год выхода, жанр) и каждой композиции в отдельности (название, длительность и т. п.). Немногие программные проигрыватели поддерживают формат CUE, не говоря уже о портативных устройствах, таких как карманные плееры и мобильные телефоны. Поэтому более универсальной является потрековая оцифровка.

В случае с lossless-копиями принято использовать форматы сжатия файлов без потерь, работа которых аналогична обычному архиватору. Они специализируются именно на сжатии аудиоданных: высокая скорость декодирования, метки для быстрой перемотки, теги для хранения служебной информации.

Данные копируются с аудиодиска напрямую в несжатый PCM-поток с битрейтом 1411 кбит/с. После этого нужно сделать выбор - оставить файл без сжатия в формате WAV или все-таки немного ужать кодеком FLAC до битрейта 900–1000 кбит/с, что даст выигрыш в объеме в полтора раза. Причем lossless-композиции одинаковой длины могут занимать разный объем. Это обусловлено тем, что насыщенность звуковой гаммы пропорционально влияет на размер выходного файла. К примеру, мощная рок-композиция будет весить больше, чем спокойная музыка.

Как оценить качество оригинала

К сожалению, некоторые издатели дисков в погоне за прибылью выпускают аудиопродукцию, не соответствующую стандартам качества. Поэтому, прежде чем производить lossless-копирование, неплохо убедиться в целесообразности этой процедуры. Впрочем, даже для создания копий с потерями (lossy) в форматах MP3, OGG или WMA лучше предварительно оценить качество CD.

Для этого обычно применяют спектральный анализ треков. Мы рекомендуем использовать для экспресс-анализа бесплатное приложение Audiochecker. Оценка ниже 99% свидетельствует о недостаточном качестве. Более тщательное исследование проводят путем визуальной оценки карты звуковых частот в программах Adobe Audition (более $600) или бесплатной TauAnalizer (http://ru.true-audio.com).

Чистая поверхность CD - залог качественной копии

Перед началом оцифровки рекомендуется внимательно рассмотреть поверхность аудиодиска. Если CD активно использовался, на его поверхности наверняка собралось немало отпечатков пальцев, пятен и мелких царапин. От жирных следов, в том числе отпечатков пальцев, спасает теплая вода и мыльный раствор (средство для мытья посуды). Для промокания хорошо подойдут салфетки из микрофибры, часто поставляемые в комплекте с жидкокристаллическими мониторами и ноутбуками.

Если на поверхности имеется множество царапин, приводящих к ошибкам чтения, можно попробовать отполировать диск, используя аэрозольную полироль для мебели. Растирать жидкость следует также микрофибровой салфеткой, строго от центра к краям, избегая круговых движений.

Теперь перейдем от теории к практике. Программ для оцифровки дисков довольно много, причем как коммерческих (например, Easy CD-DA Extractor стоимостью около 30$), так и бесплатных.

Более того, эта функция предусмотрена и в самой Windows начиная с версии XP. Но настроек в ней немного, имена файлов не содержат названия композиций, есть ограничения по форматам (в частности, нет FLAC и CUE). Мы подобрали для вас бесплатные инструменты для копирования аудиодисков без потерь, оптимальные как по удобству использования, так и качеству выходных аудиофайлов, - Audiograbber и Freac.

Начнем с Audiograbber как наиболее простого в освоении, хотя он и предлагает меньше дополнительных возможностей. После запуска программа автоматически определит вставленный в привод диск как CD-DA и выведет на экран количество треков, а также ожидаемый размер выходных файлов.

Для оцифровки в формат MP3 потребуется дополнительный плагин, но его лучше не использовать, так как он обуславливает заметную потерю в качестве, а это не в ваших интересах. По умолчанию Audiograbber сохраняет звуковые дорожки в несжатом виде (формат WAV), а другие кодеки, к сожалению, не поддерживает. Чтобы добиться максимального соответствия звучанию диска, не стоит активировать функцию нормализации громкости (кнопка «Norm.»). Итак, подготовка к копированию завершена - остается только нажать кнопку «Grab!» и ждать окончания процесса. Приготовьтесь к тому, что выходные файлы будут приличного размера: каждый трек может занимать 20–25 Мбайт.


Freac обладает неброским интерфейсом, зато в нем заложены возможности создания образов как FLAC, так и CUE. Разобраться во всем помогает меню на русском языке Второй инструмент - Freac (FREe Audio Converter) обладает более широким набором функций и к тому же полностью русифицирован.

Для начала работы с диском нажмите на тулбаре кнопку «Добавить содержимое Audio CD в список». После этого программа автоматически обращается к базе данных CDDB, чтобы узнать названия дорожек. Пользователь также может пополнять базу CDDB (меню «База данных | Переслать данные CDDB…»).

Ключевых отличий от Audiograbber у Freac два. Во-первых, эта программа умеет создавать не только потрековые lossless-копии, но и образы с файлом метаданных.

Во-вторых, она работает не только с WAV, а умеет сохранять музыку еще и в сжатом без потери качества формате FLAC. Для этого в меню «Настройки | Основные настройки | Кодеки | Кодек» необходимо выбрать «FLAC Audio Encoder». Нажатие кнопки «Старт процесса кодирования» запускает потрековую оцифровку аудиодиска.

Если нужно создать lossless-образ, то в настройках следует отметить галочками пункты «Создать cue sheet» и «Кодировать в один файл». В результате вместо десятка треков вы получите только два файла с названием альбома - образ с аудиоданными и список треков CUE. Качество выходных файлов заслуживает похвалы, как и скорость работы программы. Кстати, именно последним показателем не могут похвастаться профессиональные утилиты ввиду их чрезвычайной требовательности к качеству поверхности диска.