Руководство и прохождение по "Rome: Total War". Вопросы и советы по тактике и стратегии игры Метательные машины в полевом бою

Единогласно заявляют, что Total War - это лучшая серия игр. Она включает в себя проекты самых разнообразных тематик - от Древнего Рима до Наполеоновских Войн. Но все они объединяются примерно похожим принципом - вам необходимо управлять целым государством, регулируя абсолютно все его аспекты, но при этом вам нужно будет делать акцент именно на военных действиях, захватывая территории и побеждая врагов. Более того, вы можете самостоятельно руководить своими войсками, когда они идут в бой - естественно, имеется и функция, позволяющая вам отыгрывать бои на автомате, но это уничтожает половину интереса от игры. Кроме того, при грамотном планировании вы можете выиграть бой даже против значительно превосходящих сил противника - само собой разумеется, компьютер этого за вас не сделает. Вы будете нести серьезные потери там, где при правильной тактике их вообще можно было бы избежать. Как уже было сказано выше, игры серии очень похожи друг на друга - просто позволяют игроку окунуться в различные эпохи мировой истории. Однако при этом сами геймеры сейчас считают наилучшим проектом серии игру Total War: Rome 2. Прохождение ее вы сможете увидеть далее - естественно, это будет не детальное описание пошаговых действий, как это можно было бы сделать в шутере или квесте. Здесь все зависит только от вас: вы сами выбираете стратегию своего развития, агрессивность своих военных действий и так далее. Но вы сможете узнать, что будет представлять кампания за каждую из доступных фракций, которых в игре имеется достаточно.

Рим

Как вполне можно догадаться по названию Total War: Rome 2, прохождение будет осуществляться за силы Древнего Рима. Вы получаете под свое командование расцветающую державу, и ваша задача будет заключаться не в обороне или каких-либо небольших военных действиях. Перед вами ставится довольно амбициозная цель - расширять влияние вашей Римской республики - а это означает огромное количество битв как с племенами, так и с полноценными государствами за расширение границ вашего государства. Вам стоит обратить внимание, что в боях сила римлян заключается в основном в их высокой дисциплине и обученности, а также крайне важен грамотный тактический подход. В экономическом плане у вас проблем не должно быть в принципе, так как вы получаете бразды правления в эпоху расцвета. Соответственно, данная фракция рекомендуется тем геймерам, которые еще не знакомы с игрой - побеждать варварские племена хорошо обученными солдатами не так уж и сложно. Игра за римлян заключается, в основном, в том, чтобы побеждать с наименьшими потерями, а не в том, победите вы или нет. Однако, как вы уже могли понять, вы сможете играть не только за римлян в Total War: Rome 2. Прохождение подразумевает выбор фракции, которую вы хотите представлять.

Карфаген

Второй по популярности фракцией в Total War: Rome 2, прохождение за которую доступно игроку, является Карфаген. Этот торговый город, который имел огромное влияние в ту эпоху, может предложить вам не менее захватывающую кампанию, чем римские войска. Вы сможете воспользоваться преимуществами наемных карфагенских войск, которые позволят вам давить противника количеством, хотя население самого города не так уж велико. Опять же, в финансовом плане у вас проблем не будет, так как Крафаген славился своими торговыми связями во всем мире Total War: Rome 2 Прохождение за Карфаген ставит перед вами цель - захватить как можно больше территории, которая позволит вам еще больше расширить влияние вашего государства, сделать торговое положение города еще более прочным, и этого вам придется добиваться в боях как с местным населением африканского побережья, так и в набегах на Европу, хотя стоит отметить, что бои на воде будут вашим слабым местом, так что к ним нужно будет готовиться максимально серьезно в игре Total War 2: Rome - прохождение тогда не вызовет у вас особых проблем.

Македония

Если первые две фракции были довольно простыми в управлении, так как вам практически не нужно задумываться о своем финансовом положении и благополучии - Римская Империя процветает, а Карфаген всегда может рассчитывать на свои торговые возможности, то в дальнейшем в Total War: Rome 2 прохождение будет уже гораздо более сложным. Например, македонцы начинают в тени своего былого величия, заключенные в границах небольшого государства, с большим недоверием со стороны практически всех возможных союзников. Поэтому вам придется постараться, чтобы заставить Македонию снова сиять и блистать, как это было при Александре. Единственные преимущества, которые у вас имеются - это прекрасная подготовка гоплитов, которая осталась со времен Александра, а также два государства, которые готовы сотрудничать с вами, несмотря на ваше прошлое, и поставлять вам корабли для путешествий по воде. И этим вам обязательно следует распоряжаться с умом - тогда прохождение игры Total War: Rome 2 станет для вас немного проще.

Ицены

Если вы думали, что прохождение игры Total War: Rome 2 будет сосредоточено исключительно вокруг крупных фракций, то вы ошибались. Вам будет предоставлена возможность сыграть и за варварские племена, которых в те времена было предостаточно. И первыми, на кого вам стоит обратить внимание, являются ицены. Это племя сложно назвать в полном смысле слова варварским, потому что ицены смогли основать собственную столицу на юге Британии, создать несколько религиозных центров и даже выпустить свои собственные монеты. Они являются невероятными воинами, которые в основном используют пешие войска, но при этом нередко прибегают к помощи кавалерии. Вашей целью как лидера иценов является борьба за главенство в Британии - вам необходимо собрать под своим знаменем как можно больше британских племен, уничтожая тех, кто отказывается сотрудничать. Задача не из легких, с учетом того, как много было в Британии амбициозных племен в те времена. Многие геймеры спрашивают о том, каким является в Total War: Rome 2 прохождение за Германию, но на этот вопрос ответить очень сложно, так как Германии как таковой не было в те времена - были лишь, как и британские, германские племена, о которых речь пойдет немного позже.

Арверны

В игре Total War: Rome 2 прохождение за Македонию очень сильно напоминает кампанию арвернов - еще одного племени, которое имеет огромное влияние. Только на этот раз оно располагается не в Британии, а в Галлии - соответственно, цели и задачи у вас будут иные. Вам необходимо будет бороться за процветание и расширение территории вашего племени. Но на этот раз вам придется столкнуться напрямую не только с теми племенами, которые не согласны с вашим господством, но и с более внушительными силами, такими как Римская Империя. Что касается особенностей данного племени, то вам стоит обратить внимание на друидов, которые оказывают огромное влияние абсолютно на все сферы деятельности арвернов. В бою они используют пехоту, вооруженную копьями, но также всегда готовы прибегнуть к помощи конницы. В экономическом плане вам стоит обратить внимание на их способности к обработке золота, которая даст вам серьезный задел в финансовом плане. И если вы хотите узнать, как выглядит в Total War: Rome 2 прохождение за скифов, то это именно та фракция, к которой вам стоит обратиться, так как арверны являются прямыми наследниками скифских племен.

Свевы

Следующее племя, о котором стоит рассказать, как раз и относится к германским, о которых уже заходила речь ранее. Насколько вы помните, в Total War: Rome 2 прохождение за Рим отличается довольно низким уровнем сложности. Этого же нельзя сказать о прохождении за свевов, которые хоть и являются одним из самых влиятельных германских племен, но все же выглядит довольно слабо на фоне ведущих фракций. Они практически не умеют изготавливать доспехи и оружие, не используют конницу и атакуют с использованием копья и щита. Конечно, они очень яростно сражаются, но легко падут от атак более вооруженных противников. Поэтому вам необходимо использовать основной козырь этого племени - любовь к лесу. Они прекрасно ориентируются в чащах и могут там вести бой так, как не сможет ни одна другая фракция. Более того, они могут делать очень эффективные засады, так что учитывайте этот фактор, когда будете проходить игру за свевов. И пусть в Total War: Rome 2 прохождение за Крафаген не вызовет у вас проблем, игра за германские племена гораздо более захватывающая, так как бросает вам настоящий вызов.

Прафия

Время снова переключиться с племен на государства, и отличным примером в данном случае послужит Парфия. Прохождение за это государство будет гораздо более сложным, чем за все, описанные выше, но проще, чем в случае с племенами. У вас всего будет достаточно - и денег, и влияния, и военной мощи, но все в этом мире относительно. И, конечно же, вы не будете так же мощны, как Римская империя, так же богаты, как Карфаген, или не будете так же наводить страх, как Македония. Но у вас будет возможность использовать тяжелую конницу, конных лучников и пехотинцев с копьями, вы будете получать достаточно прибыли от сельского хозяйства и Шелкового пути, а уважение к вам придет от многонациональности вашего государства. Соответственно, вы сможете легко добиваться цели расширения своей территории, особенно если у вас будет возможность сражаться на открытых пространствах, где вы получите максимум выгоды от своей конницы.

Египет

Многие геймеры не ожидали увидеть в игре Total War: Rome 2 прохождение за Египет, но оно все же является доступным - и невероятно увлекательным. Дело в том, что у данного государства имеется просто огромный потенциал - смесь всего наилучшего, что было у древних греков и древних египтян, невероятно мощные войска, включающие в себя как мечников, так и колесницы, и лучников, и даже такие редкие и экзотические юниты, как боевые слоны, развитая экономическая система. Единственный минус - это то, что данное государство является очень молодым, в нем практически не развита политика, и выжить в условиях давления со стороны будет непросто. Но под вашим командованием данная задача станет вполне выполнимой.

Понт

Выше были описаны все играбельные фракции, доступные вам в оригинальной версии игры. Но многие могут задать вполне логичный вопрос - действительно ли это все, что имеется? На самом деле нет - ведь вы могли слышать про то, что является доступным в игре Total War: Rome 2 прохождение за Эпир, Афины и многие другие фракции. Все эти фракции добавляются в игру дополнениями. Например, Понт вы можете получить абсолютно бесплатно - и это будет внушительное приобретение, так как это государство позволит вам получить доступ к мощным войскам и экономике, поддерживаемой греческими государствами. Однако с учетом того, что у этого государства персидские корни, восточные страны не будут рады вашему присутствию.

Греческие государства

Первое платное дополнение, которое вышло к данной игре, предлагает вам три новые играбельные фракции. Все они относятся к греческим государствам - Эпир, Спарта и Афины. Естественно, у всех них есть свои особенности в прохождении, но цель примерно одна. Как и за все другие фракции в игре Total War: Rome 2, прохождение за Спарту потребует от вас доминирования во всем мире.

Номадские варвары

Если вы прошли все доступные кампании за все фракции, то вы можете приобрести еще одно дополнение, которое позволит вам сыграть за новые три варварские фракции. Это роксоланы, массагеты и царские скифы - различные племена с одинаковыми амбициями по подчинению всех вокруг.

Пиратское дополнение

Если вам было мало моря, то вы можете установить еще одно дополнение, которое добавляет в игру ардиеи, Одрисское царство и Тилис. Естественно, цель у них будет такая же, как и у всех, но при этом вы сможете исследовать новые необычные пути достижения этой цели. Вы сможете добиться мирового господства как морскими, так и наземными набегами, но при этом став на ступеньку выше по сравнению с обыкновенными варварами.

Дорогие друзья

Я вижу что rome total war здесь не популярна, и я решил сделать всё возможное что-бы поднять её вверх, так что вот вам коды.

Когда играешь за любую фракцию, например, за синих (не помню как называется), ну вот у Карфагенцев можно просить сделать однократный плотеж в размере 100 динариев, а они дают там примерно 2210 или что-то похожее, а взамен просят не нападать, и так можно брать, точно не знаю сколько, но 10000 таким путем наберешь.Совет к Rome: Total War №1

Секрет к Rome: Total War №2

Даже с маленьким отрядом можно разбить любую большую армию, если есть отряда 2 коницы. Главное до начала боя увести по отряду в разные стороны, послать оставшиесь полки на врага, а потом уже давить противников конями. Враги если и не погибнут, то по крайней мере начнуть убегать, а дальше их стоит только догнать.

Секрет к Rome: Total War №3

Когда сенат объявит фашу фракцию вне закона (хотя лучше этого не дожидаться, а напасть первым и когда ваша популярность в народе достигнет максимума захватить Рим), и союзники объявят вам войну можно быстро нарастить численность войск давая взятки армиям скипиев и брутти. Ваш дипломат предлагает взятку армии и она переходит на вашу сторону. Дешевле обоидутся армии которыми управляют не члены семей противников.

Секрет к Rome: Total War №4

Можно специально инициировать восстания в только что занятых городах (если играть за римские фракции), сенат сразу же дает задание на подавление восстания в течении 10 дней, таким образом можно несколько раз подряд вырезать граждан и доводить численность города до минимума (если это не ключевой город то это удобно они потом долго пытаются вырасти до нормального размера если довести их до 400), а кроме того (особенно при игре за Юлия) парламент дает или экзотические юниты или 10 тысяч, за три хода зарабатывал до 80 тысяч (четыре онагера, четыре конницы, генерал, шесть лучников и пехота). Лучше всего забивать таким образом варваров, у них стены деревянные.

Секрет к Rome: Total War №5

Если играешь за Римлян, то нельзя позволять своим союзникам набирать мощь (захватывать болшое колличество городов). Так вот против них можно использовать биологическое оружие... шпиона! Значит так находим город (все равно свой или чужой), зараженный чумой и посылаем туда нашего разведчика (понятно что шпик должен остаться живой). Выводим его из зараженного города и вуаля - наш протеже отныне переносчик чумы. Можете сами в этом убедиться - щелкнув правой клавишей мыши по портрету нашего храброго шпиона, и увидя в появившемся окне (чуть выше "свиты") серый череп. Наведя курсор на него получим надпись "этот пересонаж является переносчиком чумы"

Теперь ведем чекиста в любой неугодный город, и если миссия по пронекновению удачна, то город, а также солдаты и члены семейства (если они там были) - заражены. Население начинает быстро умирать. Непло этот способ на начальном этапе игры (еще не построены "канализации", "бани" и т.д.) и на конечном (уже построены все эти сооружения и от чумы вообще уже не уйдешь). Так играя за Брутов, я значительног ослабил Сципиев и Юлиев.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ ! Шпион заражает всех! Если вы введете его в свой город или в свою армию, то там тоже заболеют!

Секрет к Rome: Total War №6

Для тех, кому неохота париться в игре с финансовыми проблемами (а от состояния денежной массы в Rome TW зависит почти все!), есть один жульнический приём, заключающийся в определении стартовой суммы денариев при начале новой кампании.

Вся фишка заключается, собственно говоря, в назначении желаемой суммы, которой по Вашему мнению хватило бы для развития страны на доооолгие годы:)

Но перед тем, как что-либо менять в конфигурационном файле descr_strat.txt, советую на всякий случай предварительно сохранить его, а то при неблагоприятном стечении обстоятельств у игры может снести башню:)


Мощная армия – лучшее подспорье для достижения господства на карте кампании, особенно если культурной и экономической победам вы предпочли военную. За войсками нужно тщательно следить и опекать. На плечи командующего ложатся даже такие мелочи, как выбор места привала (чуть свернули с тропинки в снегах или пустыне, а на следующий ход пятой части армии как не бывало) и собственноручная закупка новейшего обмундирования для каждого отряда. Учитывая, что можно нанять пятнадцать армий, по двадцать отрядов в каждой, несложно представить, сколько мороки вызывает подобная забота.

Нельзя нанимать отряды отдельно от генералов, количество которых строго ограничено. Поэтому, если уж решились на нанять новую армию, то нанимайте сразу девятнадцать доступных отрядов.

Обратите пристальное внимание на наем союзных войск. В зависимости от культуры региона они разные и способны убрать пробелы в специализациях войск вашей фракции. (Например, у римской фракции из стрелков только слабые «велиты», подводящие всю армию на поздних этапах, поэтому лучников для Рима придётся набирать на отвоёванных землях.)

В критической ситуации на помощь придут наёмники, однако не стоит забывать, что их наём и содержание влетит в копеечку.

Если у вас еще нет собственного рецепта собственной армии, то лучшим выходом будет нанять десяток отрядов пехоты, шесть-семь лучников и два-три конницы. Такой набор будет универсален и одинаково хорош, как в нападении, так и в защите.

В своей новой универсальной армии нужно поддерживать строжайшую дисциплину и лично расставлять отряды перед каждым боем. Армия противника, управляемая компьютером, все еще не очень искусна в сражениях и для победы будет достаточно даже самой простой тактики (при условии, что силы сторон практически равны). В первую линию выставляем лучников, предварительно объединив их в две большие группы (клавиша G), следом за ними ставим в одну шеренгу пехотинцев, для удобства соединенных в три группы. Конницу разводим по флангам, а позади всей армии ставим отряд генерала.

Если противник сам напал на вас, то можно немного сдвинуть войска, заняв возвышенность, а следовательно более выгодную позицию. Дальше противник сам к вам придет. В противном случае вражеская армия уйдет в оборону, и нужно будет маршировать к ней через все поле боя. В любом случае, конницу нужно отправить по краям карты, чтобы она могла попасть в тыл к неприятелю. За ней всегда нужно тщательно следить, не давая противнику близко подобраться.

Лучников на первой линии нужно держать до полного первого залпа, после чего отвести их чуть назад, прикрывая пехотой. Самих же пехотинцев нужно подготовить к ближнему бою. Лучше всего держать центральную группу прямо, а боковые немного под углом к центру сражения. Таким образом можно будет давить неприятеля с фланга. Когда все отряды противника будут втянуты в ближний бой, следите, чтобы лучники не стояли без дела и постоянно стреляли. Теперь можно выпускать конницу для удара с тыла. Ошарашенные атакой со всех четырех сторон вражеские отряды начнут паниковать и разбегаться в разные стороны. Такая тактика не универсальна, но подойдет для большинства сухопутных сражений на легком и среднем уровнях сложности.


Впервые в истории Total War в игре появились экономические и культурные победы. Но не стоит слушком буквально воспринимать такие мирные названия и представлять, как вы наберёте парочку армий для обороны, а сами с головой погрузитесь в менеджмент. Нет, новые типы побед представляют собой скорее извращенные и более сложные вариации военной. К заданиям, вроде «захвати полкарты» добавляются еще «зарабатывай невероятное количество денег» и «построй огроменное уникальное сооружение»

Изничтожайте противников по одному. Война на несколько фронтов расточительна и сложна.

В путешествиях по морю прикрывайте своих солдат кораблями – против вражеского флота они беспомощны.

При помощи сановников старайтесь навязать свою культуру ещё до военных действий, чтобы в дальнейшем облегчить восстановление захваченного города.

Старайтесь захватывать провинции полностью, тогда появится возможность выпускать эдикты, дающие неплохие бонусы.

Либо начинайте игру за фракцию, территориально расположенную в углу карты (идеальным выбором будут британские племена), либо стремитесь побыстрее отвоевать себе уголок. Расположившись в середине вы будете уязвимы со всех сторон.

Автоматически устраивать расчет сражение можно лишь тогда, когда победа вам точно обеспечена. В противном случае войска лучше взять под собственное руководство – компьютерный помощник не принесет победы, если перевес сил не в его пользу.

Города лучше захватывать не одной, а двумя армиями – так и потери снизятся, и попадание в засаду не будет слишком печальным.

Дипломатия


Дипломатия, как всегда, самая противоречивая часть игры. Она получила столько полезных нововведений, сколько и абсолютно бестолковых. Теперь можно заключать оборонительные союзы и создавать из последней провинции противника сатрапию. «Спокойные» союзники очень хороши в тылу, ведь армии они, как правило, держат поближе к столице. А вот оставшийся после войны протекторат ничего хорошего не сулит – помилование жалкого городишки не способно затмить в памяти его жителей недавнее противостояние и очень скоро они пойдут против вас.

Обманчиво и исчезновение «очков территориальной экспансии», так мешавших жить в предыдущих играх серии. Военную мощь и честность фракции можно увидеть под портретом дипломата, но даже если вы ни разу не нарушили слова, ближе к середине кампании большинство домов объявят вам войну. Без всяких веских причин, видимо просто из зависти. Причём среди противников окажутся и ваши недавние «приятели», верными останутся разве что союзники, да добровольно ставшие протекторатами.

Несколько раз подумайте, прежде чем соглашаться на навязчивое требования о протекторате – подзащитная фракция втянет вас во все собственные конфликты за жалкую плату.

В самом начале кампании заключите как можно больше союзов. Примерно в середине игры на вас ополчатся буквально все фракции, не заключившие с вами союз и не попавшие под протекторат, в каких бы тёплых отношениях вы с ними не находились.


Города претерпели значительные изменения и располагаются теперь не по одному, а объединены в провинции по две-четыре штуки. Больше не выйдет строить в городе всё подряд. В столице, например, не возделать поле, а в провинции не возвести фонтан. Так и приходится балансировать на грани сытости и довольства. Недовольные горожане быстро поднимут восстание, а голодающая провинция быстро съест запасы пищи всего государства, что поставит под удар всю кампанию. Хорошо, когда удается захватить всю область целиком, но бывают ситуации, когда один-два города принадлежат союзнику. Так и приходится всю игру тащить убыточную провинцию, ну не врагу же ее сдавать в самом деле.

Недовольное население больше не запугать большой армией, так что заботьтесь об инфраструктуре городов.

Не оставляйте пустующими строительные площадки – стихийно возведенные и отрицательно влияющие на довольство населения трущобы придётся сносить за деньги.

Делайте столицы регионов направленными на культуру, а остальные поселения на производство пищи.

Когда ваша фракция наберет достаточно мощи для тотального захвата карты, не стройте в городах здания выше второго уровня, т.е. те, которые дают штраф к довольству населения. Денег будет значительно меньше, зато бунты в городах сойдут на нет. Это станет особенно важно, когда число подконтрольных вам поселений перевалит за сотню и управлять ими станет слишком утомляюще.

Рим, хоть и вынесен в заголовок игры, однако не имеет каких-то серьезных плюсов и минусов, поэтому подойдет как новичкам, так и ветеранам. Территориально он расположен почти в центре карты, поэтому напасть на ваши владения могут с любой стороны. Несмотря на подсказки игры, разумным будет захватить сперва юго-западный угол карты и уже оттуда расширять свои владения. Ведь начиная захватывать территории вокруг, есть большой риск быть зажатым со всех сторон и проиграть. В большей степени это обусловлено ограничением на количество армий. Даже когда деньги льются рекой, армий может попросту не хватить на защиту по всему периметру. К тому же на создание полноценной армии уходит 6-7 ходов, а за это время противник, прорвавший оборону, успеет захватить несколько городов.

Целиком и полностью Рим полагается на пехоту и конницу. Среди отрядов дальнего боя есть лишь хлипкие велиты, а стрелковая конница вообще отсутствует. Благо, недостающие для полноценного боя отряды можно нанимать на землях покоренных народов. Риму в этом плане очень помогут варвары и восточные народности.

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

По поводу финансов (играю за Рим):
на самом деле, я по сути только начал игру но денег у меня постоянно достаточно. От 1800 до 3000 прибыли за ход в среднем. И могу сказать, что ощутимую прибыль получаешь с первого же хода после подписания торгового соглашения. Могу посоветовать сразу после того как вы выигрыли битву или захватили провинцию, стоит избавится от от наемников. ВО-первых содержать их в 2 раза дороже чем регулярные войска, во-вторых расформировав 3 отряда можно получить +1000 за следующий ход.
Так же, лично я всегда размещаю бездействующие армии в любом из городов области. Так как находясьв горнизоне они улучшают общ. порядок во всех провинциях области.
Так же точно могу сказать что не стоит заключать торговые или любые другие соглашения с теми на кого собираетесь напасть. Помимо того, что у вас ухудшется отнашения с теми государствами с которыми в хороших находится ваш враг, отнашения значительно ухудшатся с вашими союзниками и торг. партнерами из-за потери доверия.
Выберайте одну макс. 2 провинции в облости в которой будете строить казармы. во всех остальных лучше развивать гражданские или экономические.
И еще на самом деле повнимательней просматривать список слуг у генералов. Менять их можно за один ход, так что можно выбирать нужного слугу по ситуации.
Так же лично я помимо разделения на категории развития в городах, таким же образом разделили армии.
Я постоянно замечаю что шпиона обнаруживают если он проводит 1 ход вблизи любого из персонажей или городов. По этому лучше действовать сразу.
По поводу боя на тактической карте, могу сказать, что конница в этой части (даже начальная) играет огромную роль, как лучники играли в Сёгуне 2.
Соперник (во всяком случае у меня) постоянно выбирает одну и туже тактику. Когда я приблежаюсь, вперед у него выбигают застрельщики, и обстреливают мои ряды, пока я не выдвину своих. Как только за ряды моей пехоты вперед чуть-чуть выходят мои застрельщаки, тут же противник бросает на меня свою пехоту бл.боя. И я таким образом постоянно ее выманиваю из невыгодной для меня позиции. И кстати застрельщаки вообще практически не эффективны когда метают копья в лоб наступающим силам врага. Зато с фланга когда они обстреливают, урон чувствуется.
Еще я заметил что в этой части не получится как в прошлых использовать генерала тактикой подбежал ударил отбежал, разогнался и опять ударил. Если силы противника превосхдят ваши, или там копейщики, нельзя давать генералу завязнуть в бою, иначе ряды его отряду ломаются и рассеиваются по всей толпе. И если это произешло нельзя его от туа выводить, так как когда он побежит его отряд потеряет всех своих людей даже самого генерала которые не скраю (они по странному просто все бросают и не защищаясь без боя пытаются убежать, а не могут и пока расталкивают их всех кончают).
------
Сам я в битве использую либо тактику окружения с флангов. Тоесть делю армию на 2 основные группы, генерала на самый опасный участок, и как бы недалеко друг от друга но с 2-х сторон. а конницу, по возможости в тыл или в самый край фланга противника поылаю. И когда начинается главная схватка, конница просто моментально любой отряд в бегство обратит, хотя бы и на время но это вполне хватает. а генерал в крайнем случае пускаю в бой, но всегда вблизи сражающихся отрядов.
Или в битве на ровнине с равныи силами врага, размещаю свою пехоту в два ряда так, что бы отряды 2 ряда смотрели в сторону небольшого но достаточно пробела между отрядами 1 ряда. Для того, что бы 1 ряд приняв первым удар заставил противника завязнуть в сраении и огалить свои фланги отрядов, и мио из 2 ряда чуть пробегают бьют как бы во фланги отрядов врага по всей линии фронта. конница по возможности в засаде если враг наступает, если нет то в стороне близь моих флангов, но если у меня не четное число конных отрядов, этот лишний по центру позади 2 линии, на случай форсирования. Застрельщики же в токм построении впереди 1 линии, так как мой враг всегда увидив их спереди бросает все свои силы вперед. А за счет пробелов между отрядами 1 и 2 линии они отступают назад при приблежении пехоты врага. И тут постоянно просто вся линия фронта противника рушится его отряды кучкуются и почему то бьют фокусирована в 2 точки, так что я всегда могу выдвинув отряды из середины разъеденить их и открыть путь генералу и конницы позади путь на застрельщиков остающихся всегда взади, и так е позваляю им самим меня обстреливать гоняя их, а сам обстреливаю отведя своих застрельщиков сначало назад, а потом разделив пополам размещаю с фланга и чуть вперед так что бы метали прямо в спину и бок противнику. а фланговая конница тем временем забегает с тылы и я ей ударяю в самые жаркие места. И (что очень нравиться) моментальна даже лучшие отряды врага теряют боевой дух и бегут. А пока они бунтуют я разбираюсь с другими. И к тому времени как они по одиночке пытаются вернуться в бой я уже всей своей силой чисто по одному отяду убиваю.
Да и еще я заметил что при штурме стен, что бы захватить ворота нужно постораться так как там не должно быть ни одного человека врага. И что меня добивает, так это то когда ворота открыты как бы врагом, но какого-то лешего никто из моих не может пройти в открытые ворота пока не сожгет их или захватит. А во всех остальных частях игры с этим все было нормально.
Кстати все советую боевые орудия. В этой части реально есть смысл ими дополнить армию. Бьют далеко урон реально ощутимый, и к тому же обстрел из них сбивает боевой дух не плохо.
______________
И у меня вопрос. Кто знает, как выглядит система захвата власти (а я почему то уверен, что можно стать императором), и можно ли будет во время ее захвата не воеавать со всеми другими домами, может ли какой-нибудь из домов не учавствовать в гражданской войне? И как выглядит когда не ты начинаешь захват власти(этого я вообще не понимаю по тому, что ты управляешь армиями генералов и из других домов)? Есть ли в игре, как и в прошлых, фракция повстанцев или пиратов, понятно что с начало нет, а после она может появится? И последний, есть ли вообще специальный какой-нибудь отряд для разведки на тактической карте, который как бы может далеко смотреть быть незаметным, ну возможно малочисленным и прятоться в траве, как это было с ниндзями в Сегун 2?