Каскадность CSS. Приоритеты стилей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня я предлагаю продолжить разговор про , который мы начали еще в приведенной статьей. Еще раньше мы с вами познакомились с тем, что такое таблицы каскадных стилей, узнали, что означают и многое другое.

Все материалы по таблицам каскадных стилей, которые уже были опубликованы на этом блоге, вы сможете найти в . Сегодня же мы поговорим сначала про то, как можно комбинировать и группировать селекторы, а затем подробно рассмотрим правил, которые применяются для одного и того же элемента в Html коде (Important, подсчет селекторов и запись правил в атрибуте style).

Комбинации и группировка селекторов в CSS

Итак, в предыдущих статьях мы успели рассмотреть 7 типов:

Из этих семи возможных видов в языке CSS можно составлять комбинации. Все комбинации, которые мы будем составлять, имеют непосредственное отношение к (предки — потомки, родители — дети, братья — сестры).

Первый вид комбинации называется контекстный селектор . Он учитывает взаимоотношение элементов Html кода по принципу «Предок — Потомок»:

Отдельные селекторы в комбинации записываются через пробел , а читать ее нужно справа налево. Т.о. правила CSS будут применяться только к последнему этой комбинации (самому правому), а все, что стоит перед ним, лишь позволяет задать более точное применение (прицеливание) для наших правил (акцентировать).

В первом примере говорится, что все элементы B (выделение жирным), у которых в предках есть элементы Div, будут окрашены в зеленый цвет.

В приведенном коде только подчеркнутый фрагмент будет окрашен в зеленый цвет, т.к. в числе его предков имеется Div, а второй фрагмент кода, выделенный тегами B, останется того цвета, который выбран для него по умолчанию, ибо в числе его предков контейнера Div уже нет (только P и Body):

Такие комбинации работают в любых браузерах.

Следующим типом комбинаций будет дочерний селектор , который строится на принципах взаимоотношений элементов кода по типу «Родитель — Ребенок»:

Записываются они с разделяющим знаком больше (>) :

Данная запись будет трактоваться браузером так: для , «родителем» (ближайшим предком) которых является контейнер Div, будет использоваться выделение красным цветом.

В приведенном примере только обведенные абзацы будут окрашены в красный цвет, ибо они заключены непосредственно в контейнер Div, который для них является родителем (ближайшим предком). Если видоизменить приведенный пример дочернего селектора на такой:

Body > p {color:red}

То красным уже будет выделен только последний абзац, т.к. его родителем является тег Body, а два первых параграфа останутся того цвета, который был предусмотрен для них по умолчанию (Body для них предок, но не родитель, которым является Div). Дочерние селекторы не работают в браузере Ie 6 .

Как и для чего группируют селекторы в CSS коде

Последняя комбинация называется соседние селекторы и отвечает принципам отношений между элементами Html кода по типу «Сестры — Братья». В качестве разделителя у них может использоваться либо «+», либо «~»:

Данная запись означает, что содержимое элемента I (выделение курсивом) будет окрашено в красный цвет только тогда, если его ближайшим соседом слева (сверху по коду) является элемент B (выделение жирным). Например, данное условие будет соблюдено в этом примере:

Если записать соседний селектор в Css коде в таком виде:

H1 ~ p {color:red}

То это будет означать, что все параграфы (P), у которых выше по коду расположен соседний элемент H1 (заголовок), будут окрашены в красный цвет. Имеются в виду именно соседние элементы (отношения вида «Сестры — Братья»). На приведенном ниже примере заданному селектору будут удовлетворять обведенные абзацы:

Комбинации соседних селекторов в браузере Ie 6 тоже, к сожалению, не поддерживаются. В Ie 6 поддерживается только первый вид комбинации, а в Ie 7 и выше поддерживаются все остальные. В остальных браузерах никаких проблем возникать не должно.

Селекторы в Css можно еще и группировать . Например, если у каких-то из них используется одно или несколько одинаковых правил, то их можно объединить в группу для уменьшения объема Css кода.

В приведенном на скриншоте примере, повторяется для каждого селектора заголовка (h1-3), что может вызвать сложности (многократная работа) при желании поменять значение этого свойства. Поэтому второй вариант сгруппированной записи выглядит немного предпочтительнее.

Обратите внимание, что при группировке селекторы пишутся через запятую . Если одинаковых правил будет больше, то и экономия кода будет более ощутимой. А те правила, которые были уникальными, нужно по-прежнему записывать индивидуально.

Приоритеты Css свойств (с important и без него)

Теперь давайте подумаем, а какое стилевое оформление будет использовать браузер, если никаких стилей для данного элемента Html кода не задано? А для этого существует соответствующая спецификация , где все это описано.

Как вы можете видеть, сейчас произошло уже окончательное разделение Html и Css. Т.е. даже для чистого ХТМЛ кода браузер все равно будет использовать дефолтные свойства таблиц стилей. Так вот свойства, принятые по умолчанию, имеют самый низший приоритет .

Более высокий приоритет имеют свойства, которые назначит пользователь в настройках своего браузера. Эти стили будут применены к любым документам, которые он просматривает в этом обозревателе.

Правда не у всех браузеров есть такая возможность, но по крайней мер, в Ie и Опере она имеется. Т.е. при желании пользователь в качестве источника стилевой разметки сможет подключить свой собственный файл CSS.

Например, в Ie для этого нужно выбрать из верхнего правого меню «Сервис» — «Свойства обозревателя», а затем на первой вкладке «Общие» щелкнуть по нижней кнопке «Оформление». В открывшемся окне вам нужно поставить галочку в поле «Оформлять, используя пользовательский стиль», и с помощью кнопки «Обзор» найти на своем компьютере нужный вам файл стилевой разметки CSS:

Т.е. у пользователя есть возможность заставить любой открываемый в браузере сайт выглядеть в соответствии с его требованиями, описанными в файле CSS. Это называется «пользовательские стили» и они имеют приоритет выше, чем стили, которые определены в спецификации по умолчанию. Но еще больший приоритет будут иметь так называемые авторские стили.

Т.е., если я (разработчик сайта) захотел использовать в оформлении какого-либо элемента Html кода стили отличные от дефолтных (помните, они в спецификации описаны), то пользователь своим собственным файлом Css перебить мое оформление не сможет.

Пользователь будет вынужден смириться? Нет. Есть у него возможность повысить приоритет своих свойств CSS с помощью добавления Important в конце каждого из них. Пишется это слово через пробельный символ и перед ним ставится восклицательный знак:

P {color:red !important;}

Если у пользователя в его собственном файле стилей, который он подключил к браузеру, будет прописано это же свойство с Important, то все абзацы он будет видеть в красном цвете. Но ведь и автор (разработчик) сайта мог использовать Important для этого свойства. Кто же тогда победит и чей приоритет окажется выше?

Решили, что пользовательские стили с Important будут иметь по-любому более высокий приоритет, чем авторские стили, что с Important, что без него.

Давайте обобщим в виде списка всю изложенную информацию по поводу приоритетов стилевых свойств. Приоритет будет убывать сверху вниз:

  1. Пользовательские с Important
  2. Авторские с Important
  3. Авторские
  4. Пользовательские
  5. Стили, принятые для Html элементов в спецификации по умолчанию (когда ни автор, ни пользователь ничего другого не задали)

Т.е. без Important авторские стили важнее, а с них уже пользовательские стили самые важные и приоритетные. Ну, а теперь давайте разбираться именно с авторскими таблицами, ибо про то, что делает пользователь, нам не ведомо и покрыто мраком.

Как повышают приоритеты Css свойств в авторских стилях

Именно сейчас мы с вами и переходим к вопросу каскадности таблиц стилей CSS . Давайте рассмотрим это на примере, чтобы было нагляднее. Допустим, что у нас имеется фрагмент кода со следующими Html элементами (параграф внутри контейнера Div):

Содержимое контейнера

Давайте сначала пропишем такие свойства:

P {color:red} .sbox {background:#f0f0f0}

В результате будет применено и первое из них к параграфу (ибо он образован тегом P), и свойство, задающее серый фон для элемента с классом «sbox», который опять же имеется у этого параграфа:

А теперь давайте добавим ко второму селектору (класса) еще одно свойство, которое будет конфликтовать с первой строчкой (в них обоих задается , но значения при этом используются разные):

P {color:red} .sbox {background:#f0f0f0;color:blue}

В результате цвет текста параграфа станет синим вместо красного.

Почему? Потому что именно таким способом разрешается конфликт, когда один и тот же элемент Html кода получает сразу несколько одинаковых правил, но с разными значениями и из разных мест Css кода. Для того, чтобы определить, приоритет какого правила выше, нужно считать его селекторы.

Кроме этого сами селекторы имеют градацию по приоритетам . Самый высокий приоритет у ID. В этом примере цвет текста будет синим именно потому, что приоритет Id (#out) будет выше, чем у селектора тега (p):

P {color:red} #out {color:blue}

Дальше по лесенке приоритетов, направленной вниз, следуют селекторы классов, псевдоклассов и атрибутов. В следующем примере опять проиграет тег (p) и цвет текста абзаца будет синим, ибо тягается он с селектором более высокого приоритета (класса):

P {color:red} .sbox {color:blue}

Ну, и самым низким приоритетом (не считая универсальный *, обладающего нижайшим весом и не вносящего никаких изменений в подобные бодания) обладают селекторы тегов и псевдоэлементов.

Div p {color:red} p {color:blue}

Какого цвета в результате получится текст параграфа? Правильно, именно красного, т.к. у этого свойства больше селекторов тегов (два против одного). О как. Т.е. сначала считаются Id. Если победитель не выявлен, то считаются классы, псевдоклассы и атрибуты. Ну, а если и там ничего не решилось или таких не было найдено, то считаются селекторы тегов и псевдоэлементов.

Но вполне возможна ситуация, когда победитель не выявится и селекторы конкурирующих классов окажутся равного приоритета в сумме. Например, для нашего многострадального параграфа заключенного в контейнер Div:

Содержимое контейнера

Вполне можно будет написать такой кусок Css кода:

Div.box #out{color:red} #in p.sbox{color:blue}

И какого же цвета должен быть текст параграфа? Обе комбинации описывают именно наш параграф. Первую следует, как и водится, читать справа налево: применить данные свойства (color:red) для элемента с Id #out, который стоит где-то внутри (иметь его среди «предков») контейнера Div с классом.box (div.box). Полностью подходит к нашему абзацу.

Вторая комбинация: применить данные свойства (color:blue) для элемента параграфа с классом sbox (p.sbox), который стоит внутри любого элемента с Id #in. Опять же, она полностью описывает именно наш параграф. Давайте считать селекторы.

С ID в обоих комбинациях встречаются по одному разу, тоже самое можно сказать и о классах. Остается только посчитать селекторы тегов, но их тоже в обоих комбинациях используется одинаковое число раз (один). Засада.

Получились равные приоритеты у одного и того же свойства, имеющего разные значения (цвет текста красный, либо синий). Как же браузер будет решать эту дилемму?

Тут будет действовать правило — кто последний , тот и прав. Поэтому в моем примере цвет текста параграфа будет синим, ибо это свойство (color:blue) расположено ниже в коде. Если эти правила поменять местами:

#in p.sbox{color:blue} div.box #out{color:red}

То в результате цвет текста параграфа изменится на красный. Что и требовалось доказать. Можно дописать, например, к любой комбинации еще один селектор тега и мы перевесим чашу весов в его пользу, даже если она и не стоит ниже в коде:

Body #in p.sbox{color:blue} div.box #out{color:red}

В этом случае цвет параграфа измениться на синий. Универсальный селектор «*» вообще никакого влияния на подсчет приоритетов не оказывает. Кстати, чуть выше мы рассмотрели способ повышения приоритета Css правил с помощью добавления Important. В нашем примере это может выглядеть так:

P {color:green !important} #in p.sbox{color:blue} div.box #out{color:red}

Какого цвета будет в этом случае текст параграфа? Зеленым, конечно же. И даже считать ничего не нужно, ибо добавление Important к стилевому свойству решает этот спорный вопрос однозначно, где бы оно в коде не стояло и сколько у него селекторов не было.

Но Important не является единственным способом безоговорочного повышения приоритета свойства. Второй способ повышения может заключаться в использовании стилевых свойств в атрибуте Style нужного вам Html элемента.

Т.е. прописываете внутри того же многострадального тега P атрибут Style с заданием любого цвета:

Содержимое контейнера

Ну и все. Теперь вне зависимости от того, какие свойства прописаны для этого элемента во внешнем файле таблицы стилей или же внутри тегов Style Html кода, цвет текста параграфа будет желтым.

Но вот свойства с Important он перебить не сможет. Т.е. в последнем примере, где мы добавили правило «p {color:green !important}», цвет текста по-прежнему будет зеленым, даже несмотря на style="color:yellow".

На самом деле приоритет двух правил (с Important во внешнем файле таблицы стилей и в атрибуте style) равный, а значит нужно переходить к подсчету селекторов. А разве они могут быть внутри атрибута style?

Да никаких не может быть, а это значит, что правило, прописанное в атрибуте style, всегда проиграет правилу с Important только за счет меньшего числа селекторов (ноль будет меньше любого числа).

Ну, а что же тогда даст наибольший приоритет Css свойству ? Правильно, его оно будет прописано в атрибуте style да еще с Important:

Содержимое контейнера

В этом случае цвет текста параграфа будет желтым и перебить это уже ничем в авторских стилях будет невозможно. Мы нашли абсолютный способ задания стилей. Его сможет перебить только пользователь со своим собственным файлом стилей и прописанным для этого свойства Important.

Итак, давайте попробует составить список факторов, влияющих на приоритет свойства в авторских стилях по мере их убывания:

  1. Прописывание свойства в атрибуте style нужного тега вместе с Important
  2. Добавление Important к свойству во внешнем файле таблиц стилей или же в теге style прямо в Html коде
  3. Простое прописывание этого свойства в атрибуте style нужно элемента
  4. Использование бОльшего числа Id для данного свойства
  5. Использование большего числа селекторов классов, псевдоклассов или атрибутов
  6. Использование большего числа селекторов тегов и псевдоэлементов
  7. Более низкое расположение свойства в Css коде, при прочих равных условиях

На самом деле правила в атрибуте style используются крайне редко (представьте себе, как трудно будет в этом случае вносить изменения во всем коде сайта, а не в отдельном файле CSS).

Этот атрибут в основном используют, когда только нужно что-то быстро протестировать. Ну, и еще это удобно, если вы вставляете свой код в чужие Html странички, которые имеют свое стилевое оформление и которое может унаследоваться () и для ваших вставляемых элементов.

А зачем и как вставлять свой код на чужие страницы? Нам может и незачем, а Яндекс и Гугл это делают, когда или на чужих площадках (наших с вами сайтах).

Добавив во все элементы кода рекламных блоков атрибут style, с прописанными в нем свойствами и добавленным Important, можно уже не беспокоиться о том, что код объявлений будет изменен каким-либо образом (хотя объявления Яндекса все же можно менять за счет CSS и Important, видимо они не использовали этот метод).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Селекторы тега, класса (class), Id и универсальные, а так же селекторы атрибутов в современном CSS
Селекторы псевдоклассов и псевдоэлементов в CSS (hover, first-child, first-line и другие), отношения между тегами Html кода
List style (type, image, position) - Css правила для настройки внешнего вида списков в Html коде
Для чего нужен CSS, как подключить каскадные таблицы стилей к Html документу и основы синтаксиса этого языка


В разделе рассматриваются основные свойства стилей, общие для всех типов стилей LibreOffice и некоторые особенности стандартных стилей.

Типы стилей

Набор типов стилей различен для каждого из модулей LibreOffice. В следующей таблице приведен список стилей, доступных в модулях.

Writer:
Стили страницы - задают оформление полей, колонтитулов, обрамление, разбиение на колонки и фон.

Стили абзаца содержат настройки абзацев(заголовков): гарнитуру, кегль, междустрочный интервал (интерлиньяж), отступ первой строки, отступы слева и справа и другие.

Стили символа включают настройки отдельных символов внутри абзаца (гарнитура, кегль, эффекты шрифта). Данный стиль может быть применен как к отдельному символу в абзаце, так и к целому слово или группе слов.

Стили врезок используются для форматирования графических и текстовых врезок, включая переходы на новую строку, границы, фон и полосы.

Стили списка определяют выравнивание, тип нумерации или маркеров, и шрифты для нумерованных и ненумерованных списков. Сами по себе они не используются. Стили списка применяются к стилям абзаца в диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Структура и нумерация».

Calc:
Стили ячейки в электронных таблицах Calc относятся к шрифтам, выравниванию, границам, фону, форматам чисел (например, валюта, дата, номер) и защите ячеек.

Cтили страницы содержат параметры вывода листов на печать или экспорта в PDF.

Impress и Draw:
Стили рисунков относятся к линиям, областям, теням, прозрачности, шрифту, соединителям, размерам и другим атрибутам.

Стили презентации определяют атрибуты шрифта, отступов, расстояний, выравнивания и табуляции.

Base и Math не содержат собственные стили, однако к объектам из Base и Math могут применяться стили тех модулей, в которые они вставлены. Например, к формулам могут быть применены стили врезок Writer.

Взаимодействие стилей

В LibreOffice стили взаимодействуют друг с другом, некоторые стили не применяются сами по себе. К последнему типу можно отнести стили списка, которые задают оформление маркеров и нумерацию, но применяются они только во взаимодействии со стилем абзаца. В диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Структура и нумерация» в разделе «Нумерации» стилю абзаца присваивается стиль списка.
Стили символа могут использоваться по отдельности, но часто они привязываются к стилям списков для придания оформления маркерам(нумерации) и к стилям абзаца для создания буквиц. Пример привязки стилей символа к другим стилям приведен в разделе Сложная автонумерация заголовков .

Стили страниц также могут быть привязаны к стилю абзаца. Дело в том, что абзац в LibreOffice Writer первичен. Без абзаца невозможно создать новую, даже и пустую, страницу. В программах класса LibreOffice Writer просто не существует полностью пустых страниц без абзацев. Отсюда и ошибочная привычка большинства пользователей делать новую страницу многократным нажатием клавиши «Enter» .

В диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Положение на странице» в разделе «Разрыв», можно задать разрыв с использованием конкретного стиля страницы.

Например, во многих книгах главы начинаются с новой страницы. Чтобы вручную не ставить разрывы можно задать разрыв в стиле заголовка и разрывы будут делаться автоматически.

Приоритет стилей и форматирования

В LibreOffice Writer для оформления текста используется несколько типов стилей. Так один абзац может иметь стиль абзаца, а некоторым элементам внутри этого абзаца может быть присвоен стиль символа. Поэтому настройки оформления в стиле символа имеют больший приоритет.

Действует это следующим образом, допустим, всему абзацу задан стиль абзаца с шрифтом 12 кегля в обычном начертании, а отдельному слову в абзаце присвоен стиль символа с 14 кеглем и жирным начертанием. Теперь, если задать новый стиль абзаца с шрифтом 10 кегля, то оформление отдельных слов(к которым был применен стиль символа) не изменится и будет так же иметь 14 кегль.

Аналогичным образом дело обстоит и с ручным форматированием. Если вручную сделать некоторые слова и символы в абзаце в жирном начертании, то при изменении стиля абзаца эти символы сохранят свое начертание. На рисунке 19 букве «n» в слове nervously и слову darkness было сделано ручное форматирование. Затем был изменен стиль абзаца, но стиль символов не изменился.

Рисунок 19: Ручное форматирование текста
Именно в этом и заключается зло ручного форматирования. О том как сбросить ручное форматирование написано в разделе Отмена форматирования .

Очень часто, курсивом помечаются слова, которые впервые употребляются в тексте и заносятся в алфавитный указатель. Даже для придания курсивного начертания лучше использовать стиль символа, а не ручное форматирование с помощью кнопки на панели инструментов. Во-первых, стили символа легко изменить. Во-вторых, стили символа легко сбросить. Представьте если в документе содержится сто таких слов. При ручном форматировании работы будет на несколько часов. С использованием стилей - несколько минут.

Иерархия и наследование

Если взглянуть на стандартные стили в LibreOffice Writer в режиме сортировки «По иерархии», то можно заметить, что стиль абзаца «Базовый» включает в себя все остальные стили абзацев, т.е. явяется родительским стилем по отношению ко всем остальным.

Эта функция называется наследованием свойств стилей и работает следующим образом. Допустим, базовому стилю задан шрифт 12 кегля в обычном начертании и гарнитурой Sans. Теперь необходимо создать стиль заголовка, который будем иметь абсолютно те же свойства, но только с жирным начертанием. Чтобы не задавать в новом стиле заголовка все параметры заново, он просто наследует их из родительского стиля, но с одним отличием в начертании.

Такое поведение позволяет не только экономить время, но и имеет дополнительный смысл. А что если всему тексту в документе требуется заменить гарнитуру с Sans на Serif? Нет ничего сложного, просто меняем гарнитуру в родительском стиле. Потомки автоматически унаследуют это изменение. Но если в каком то из потомков гарнитура указывалась явно, то изменение гарнитуры не унаследуется.

В диалоге создания и редактирования стилей на вкладке «Управление» в разделе «Параметры», перечислены все параметры стиля.

Как видно, стиль «АМ_Базовый_Заголовок» не наследует ничьи свойства. Стиль «АМ_Заголовок (14)» наследует параметры «АМ_Базовый_Заголовок», но при этом имеет часть собственных параметров, которые и перечислены в разделе «Параметры».

Для дочерних стилей в разделе «Параметры» на вкладке «Управление» перечисляются только переназначенные свойства. Эти свойства остаются неизменными при изменении свойств родителя.

Функция наследования доступны для всех типов стилей, но чаще всего она применяется в стилях абзаца. Эффективное применение данной функции требует определенного планирования перед созданием стилей.

Уровни структуры

Уровни структуры - одна из важнейших характеристик стилей абзаца. Именно она является отличительной особенностью стилей абзаца и стилей заголовков. Уровни структуры важны при создании автоматического оглавления и автонумерации заголовков.

В диалоге создания и редактирования стиля абзаца на вкладке «Структура и нумерация» заголовкам присваивается уровень структуры от 1-го до 10-и.

Рисунок 23: Уровни структуры

Уровни структуры позволяют настраивать сложную автонумерацию заголовоков и создавать сложные оглавления. Подробнее смотрите в разделах Сложная автонумерация заголовков и Автоматическое оглавление

Условные стили

Условные стили существуют только во Writer и их часто путают с функцией условного форматирования в Calc. Условный стиль во Writer позволяет задать различные варианты оформления текста в зависимости от условия. Условием выступает контекст (тип) текста (таблица, верхний колонтитул, нижний колонтитул, сноска и т.д.). Другими словами, один и тот же условный стиль может иметь одно форматирование если он находится в верхнем колонтитуле, другое форматирование если он находится в нижнем колонтитуле и т.д.

Условный стиль является стилем абзаца, поэтому в стилисте для них нет отдельной вкладки. Но есть режим сортировки «Условные стили». В LibreOffice по-умолчанию существует только один условный стиль, которому не заданы никакие условия.

Другим нюансом является то, что стиль можно сделать условным только при создании. Делается это в диалоге создания стиля абзаца на вкладке «Условие» путем установки соответствующей галочки.
Если стиль был создан не как условный, то при его редактировании вкладка «Условие» будет отсутствовать, поэтому ранее созданный стиль невозможно сделать условным. Условный же стиль содержит данную вкладку. На ней можно редактировать условия применения стиля, но невозможно отключить параметр «Условный стиль». Это не критично и по большому счету не мешает, если стилю не заданы условия.

Условие (контекст) применения стиля задается путем выбора в списке «Контекст» условия применения стиля, в списке «Стиль абзаца» применяемого стиля и нажатием кнопки «Применить»(не путать с кнопкой «Применить», которая находится ниже) под списком «Стиль абзаца». Удаляется условие аналогичным образом с помощью кнопки «Удалить».

Как видно, по сути, при применении условия происходит просто замена стиля. Поэтому я не нашел практического применения данной функции. Но она есть и, возможно, кто-то найдет ей достойное применение.

Стандартные стили

Хочет того пользователь или нет, но он всегда пользуется стилями. Это касается и пользователей Microsoft Office. Стандартные стили вшиты в LibreOffice. Их нельзя удалить. Некоторые стили даже нельзя перенастроить. Например, стиль «Базовый». Если отсортировать стили в стилисте в режиме «По иерархии» (надеюсь вы выучили как это делать), то можно увидеть, что стиль «Базовый» является родительским для всех остальных стилей.

Стандартные стили заголовков также частично заблокированы для редактирования. Можно настроить гарнитуру, начертание, отступы, но нельзя изменить уровень стандартного стиля.

В LibreOffiice отсутствует понятие без стиля. При создании нового документа, вводимому тексту присваивается стиль «Базовый». К сожалению, программы не способны читать мысли людей и присваивать стили нужно вручную. О том как эффективно это делать написано в разделе Применение стилей.

Таким образом, стандартные стили подразделяются на две логических группы. Первая группа — стили, который требуются для обеспечения функционала офисного пакета. Они автоматически применяются для форматирования создаваемых пользователем объектов, таких как указатели, таблицы, врезки, подписи и т. д.

Вторая группа — стили, применяемые самим пользователем. Они используются для создания логической структуры документа и оформления его основных разделов.

К первой группе как раз и относится стиль «Базовый». О применении остальных стилей речь пойдет в следующем разделе.

Об использовании стандартных стилей

На самом деле, я не рекомендую применять стандартные стили. Первая причина в том, что зачастую они просто не удовлетворяют требованиям большинства пользователей. Элементарно, в большинстве документов в РФ используется шрифт Times New Roman. И я не говорю о других псевдо-стандартах.

Вторая причина кроется в сложности наследственных отношений между стандартными стилями. Модификации в одном стиле могут отразиться в потомках и в итоге получится неразбериха.

Третья причина - это создает проблемы другим пользователям, которые работают с вашим документом и не в курсе всех ваших настроек.

Гораздо лучше создать собственный набор стилей. Это спасет вас и ваших коллег от путаницы. Также при необходимости, можно сохранить стили в шаблоне, а сохраненный шаблон назначить шаблоном по умолчанию. Как это сделать написано в разделе «Изменение стандартного шаблона ».

При создании собственных стилей, рекомендую в названиях давать им оригинальные префиксы, чтобы они не пересекались со стандартными стилями и не заменяли их. Например, для оформления своего диплома я присваивал стилям префикс «АД», руководствам присваиваю префикс «АМ» (от английского manual - руководство). Букву А использую для удобства сортировки стилей.

Копирование и вставка текста из других источников

И ещё несколько слов об использовании стилей вообще. При копировании текста из других источников, будь то другой документ или веб-страница, вместе с текстом обычно копируется и его форматирование (в том числе и стили). Чтобы скопированные стили не перебивали уже имеющиеся в документе, необходимо использовать специальную вставку «Правка → Вставить как» (Ctrl + Shift + V) в режиме «Текст без форматирования».

Термин «когнитивный стиль» достаточно многозначен. Порой под понятием «когнитивный стиль» понимается именно «познавательный стиль». В этом смысле когнитивные стили являются проявлением индивидуального своеобразия склада ума и, по мнению М.А. Холодной , выступают в качестве частной формы индивидуальных « познавательных стилей » , которые являются характеристикой индивидуально -своеобразного способа изучения реальности.

К настоящему времени благодаря накопленной информации в области исследования стилей мышления сложилась определенная иерархия в самих подходах к классификации стилей. Констатируются четыре типа стилевых свойств интеллекта : стили кодирования информации, когнитивные, интеллектуальные , эпистемологические стили. Внутри каждого типа разными авторами разработано несколько классификаций с разной степенью изученности. Далее определения стилей цитируются по нижеприведенной работе М.А. Холодной .

2.1. Стили кодирования информации

Стили кодирования информации – это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте человека воспроизводится окружающий мир.

Работы по проблеме индивидуальных различий на физиологическом уровне в рамках своего учения о двух сигнальных системах коры головного мозга были выполнены русским ученым И.П. Павловым. Первая сигнальная система (1-я СС) осуществляет анализ и синтез непосредственных взаимодействий внешней и внутренней среды организма с опорой на чувственные впечатления (сенсорные и перцептивные сигналы). Вторая сигнальная система (2-я СС) обеспечивает ориентировку в среде посредством слова с опорой на различные формы речевой деятельности (словесные сигналы). При этом Павлов особо подчеркивал взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем, поскольку они в принципе не могут функционировать автономно или параллельно .

По И.П. Павлову, преобладание первой сигнальной системы дает основания для формирования личности «художественного типа » (высокий уровень образно-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т.п.), преобладание второй сигнальной системы способствует формированию личности «мыслительного типа » (высокий уровень словесно-логических способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т.д.) . И.П. Павлов описал два базовых способа кодирования информации, соответствующих особенностям строения и функционирования головного мозга: чувственно-наглядный и словесно-речевой. Как было показано последующими исследователями, характер соотношения сигнальных систем оказывает существенное влияние на процессы переработки информации. Например, преобладание 2-й СС у школьников проявляется в большей самостоятельности в процессе решения задач, в более эффективном использовании подсказки, а преобладание 1-й СС проявляется в склонности к шаблонным умозаключениям. Учащиеся с легкой вербализацией знаний характеризуются теоретическим типом мышления, а другие – практическим типом мышления.

В современной психологии проблема первосигнальных и второсигнальных способов кодирования информации преобразовалась в проблему межполушарной специализации, в которой чувственно-образная форма презентации действительности закреплена за правым полушарием, а вербально-логическая за левым. При этом эмпирически доказано непрерывное взаимодействие полушарий, т. е. наличие процесса постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта.

Ряд авторов описали несколько разных типологий способов кодирования информации. Дж. Брунер (цит. по ) представил три способа субъективного представления информации: в виде предметных действий, наглядных образов и языковых знаков. Л.М. Веккер (цит. по ) выделял три языка переработки информации: знаково-словесный, образно-пространственный и тактильно-кинестетический.

Дж. Гриндер и Р. Бэндлер предложили три сферы «сенсорного опыта» человека: визуальную, аудиальную и кинестетическую, последний подход разрабатывался в рамках нейро-лингвистического программирования (НЛП) . Стили кодирования информациизависят от того, какой из анализаторов сенсорных модальностей является доминирующим в оценке информации (зрительный, слуховой, кинестетический и др.). На этом основании были выделены три основных типа людей: «визуалы », «аудиалы » и «кинестетики ». Человек в зависимости от того, какой тип сенсорной модальности у него преобладает (т.е. является ведущим), принимает и обрабатывает информацию об окружающем мире. «Поэтому для визуала типичная познавательная позиция – смотреть, представлять, наблюдать; для аудиала – слушать, говорить, обсуждать; для кинестетика – действовать, чувствовать, ощущать» . Согласно Дж. Брунеру, мера интегрированности разных способов кодирования информации характеризует уровень интеллектуального развития субъекта (цит. по ). М.А. Холодная, объединяя эти подходы и основываясь на эмпирических исследованиях, обозначает четыре основные модальности опыта:

1) знаки (словесно-речевой способ кодирования информации);

2) зрительные образы (визуальный

3) предметные действия (предметно-практический способ кодирования информации);

4) сенсорно-эмоциональные впечатления (сенсорно-эмоциональ-ный способ кодирования информации) .

Мера выраженности того или иного способа кодирования информации характеризует соответствующий стиль кодирования информации.

Наличие индивидуально-своеобразных способов кодирования информации играет важную роль в успешности обучения. Хрестоматийным является пример с Альбертом Эйнштейном, который долгое время был неуспевающим учеником. Это объясняется именно несоответствием методов обучения в традиционной школе, которые больше «опирались» на левое полушарие, с визуальным способом кодирования информации, присущим Эйнштейну, по словам самого великого физика.