Javascript оператор позволяет задать необходимые ветвления программы. JavaScript - Условные и логические операторы

Всем доброго времени суток. На связи Алексей Гулынин. В прошлой статье мы разобрали создание циклов в javascript . В данной статье я бы хотел рассказать об условном операторе в JavaScript . Вообще всё программирование состоит из условий, и во всех языках программирования (JavaScript не стал исключением) существует понятие условного оператора. Смысл условного оператора состоит в том, что, если условие выполняется, то делать вот эти действия, если не выполняется — то делать другие действия. Общая схема условного оператора выглядит следующим образом:

If (условие) { //Блок операторов }; else { //Блок операторов }

Давайте сразу напишем какой-нибудь пример: будем запрашивать число у пользователя и, если оно четное, выводить сообщение "Это число четное" , если нет — "это число нечетное" :

Условный оператор JavaScript var a = prompt("Введите число","Ваше число..."); if (a%2 == 0) alert("Это число четное"); else alert("Это число нечетное");

Если вы наберете данный код, то увидите, что всё работает. Сейчас я вам покажу, как важен синтаксис в JavaScript . Уберите знак ";" перед else и код сразу перестанет работать. Поэтому всегда будьте внимательны. В одной из следующих статей, я расскажу, как отлавливать ошибки в JavaScript .
Один условный оператор может вставляться в другой. Давайте добавим проверку на то, что пользователь внёс число "0".

Условный оператор JavaScript var a = prompt("Введите число","Ваше число..."); if (a%2 == 0) { if (a == 0) alert("Вы ввели 0"); else alert("Это число четное"); } else alert("Это число нечетное");

Сейчас я вам покажу, как проверять несколько условий. Есть такое понятие, как логическое "И" (обозначается с помощью символов &&). Также есть понятие логического "ИЛИ" (обозначается с помощью символов ||). Приоритет у логического "И" выше, т.е. сначала выполнится проверка этого условия, а потом проверка логического "ИЛИ".
Давайте разберем такой пример: пусть у нас создаётся случайное число от 1 до 10. Необходимо вывести фразу "Нужное число = " и само число, если это число не равно 6 и больше 5 или больше 1, но меньше 4:

Условный оператор JavaScript var a = 10 * Math.random(); //Math.random возвращает значение от 0 до 1, поэтому мы умножаем на 10 a = Math.round(a); //Округляем a до целого if ((a != 6 && a > 5) || (a > 1 && a < 4)) alert("Нужное число = "+a); else alert("Не соответствует условию = "+a);

В данном случае нужными числами являются: 2,3,7,8,9,10. Другие числа не соответствуют условию.
Также хочу обратить ваше внимание на оператор "!=", который означает "не равно". Напоследок, при составлении условий всегда обращайте внимание на расстановку скобок. Большинство ошибок связано с их неправильной расстановкой.

JavaScript - Урок 7. Ветвления в программе - оператор if Очень часто возникает ситуация, когда нам нужно выполнить какое-либо действие в зависимости от какого-либо условия. Например, у нас интернет-магазин одежды. Мы спрашиваем у пользователя кто он (мужчина или женщина) и в зависимости от ответа отображаем список соответствующих товаров (мужских или женских). При написании подобных программ используется условный оператор if . Синтаксис у него следующий:

If B {S1}
else {S2}

Где B - выражение логического типа, а S1 и S2 - операторы.

Работает это так: вычисляется значение выражения B , если оно истинно, то выполняется оператор S1 , если оно ложно, то выполняется оператор S2 . Строку else {S2} можно опустить.

Думаю на примере будет понятнее. Пусть у нас есть форма, в которую пользователь вводит 3 значения. Напишем сценарий, который определит максимальное из введеных чисел.

Для начала напишем в html-странице код формы:

Javascript if

Теперь на странице script.js напишем код функции:

function maxZnach(obj){ var a=1*obj.zn1.value; var b=1*obj.zn2.value; var c=1*obj.zn3.value; var m=a; if (b>m) m=b; if (c>m) m=c; obj.res.value=m; }

Итак, наша функция принимает три значения из формы, за максимальное (m ) мы принимаем значение a . Затем мы сравниваем: если значение b больше максимального (т.е. a ), то максимальным становится b , в противном случае максимальным остается a (т.к. выражение в скобках не является истинным). Далее аналогично сравниваем следующее значение c с максимальным. Ответ выводим в поле результата (res ).

Вообще такой сценарий можно было бы написать, используя метод max объекта Math , рассмотренного в прошлом уроке, и код получился бы короче:

function maxZnach(obj){ var a=1*obj.zn1.value; var b=1*obj.zn2.value; var c=1*obj.zn3.value; obj.res.value=Math.max(Math.max(a,b),c); }

Это я к тому, что программирование все-таки процесс творческий, и одну задачу можно решить разными способами. Задача же программиста найти наиболее оптимальный вариант. Но это так, лирическое отступление. Вернемся к условному оператору if и рассмотрим более интересный пример. Напишем сценарий, во-время работы которого, при наведении курсора мыши на изображение, оно будет увеличиваться, создавая эффект приближения.

Как вы помните в HTML можно задать размер вставляемого изображения. Если заданные размеры больше или меньше оригинала, то браузер автоматически подгонит оригинал под эти размеры. Этим мы и воспользуемся. Пусть у нас есть вот такая картинка:

Ширина оригинала 302 пиксела. Мы же хотим, чтобы на странице картинка имела ширину 102 пиксела, а при наведении курсора, увеличивалась до 302 пикселов. С html-страницей все понятно:

Javascript if

А в нашей функции, кроме условного оператора, мы воспользуемся еще стандартной функцией javascript setTimeout , которая вызывает пользовательскую функцию с заданным промежутком времени:

Function bigPict(){ var w=document.tigr.width; if (w Таким образом, функция проверяет ширину картинки (width ) и, если она меньше 302 пикселов, то увеличивает эту ширину на 10 пикселов. Функция setTimeout вызывает нашу функцию bigPict каждые полсекунды, благодаря чему размер картинки будет увеличиваться до тех пор, пока условие w не станет ложным.

Чтобы визуально сделать приближение более плавным попробуйте уменьшить шаг увеличения ширины и время обращения к функции. Поиграйтесь с этими числами и найдите наиболее оптимальные.

На сегодня все, в качестве домашнего задания допишите наш сценарий так, чтобы картинка при выходе курсора мыши принимала исходные значения (т.е. 102 пиксела). Если не получится, то скачайте

В повседневной жизни часто необходимо принять какое не-будь решение, в зависимости от какого то условия. Например, если на выходные погода будет теплой, то мы поедим на море, иначе, если будет пасмурно, то посидим дома.

В программировании это тоже встречается очень часто. Для этого существуют два условных операторов, это if-else и switch-case . В этой статье я Вам расскажу об операторе if-else, а в следующей статье об switch-case.

Синтаксис условного оператора if-else следующий:


Если условие истина (true), то выполняется код из блока if, иначе, если условие ложь, то выполняется код из блока else.

Для лучшего понимания возьмем такой простой пример, у нас есть некая сумма денег и мы хотим купить автомобиль, и здесь сразу возникает такое условие, если у нас есть достаточно денег то мы можем купить данный автомобиль, иначе не можем.

Var money = 35000; // Допустим у нас есть 35 000 евро //Машину которую мы хотим купить стоит 50 000 евро. И возникает такое условие if(money > 50000){ document.write("Мы можем купить автомобиль"); }else{ document.write("Недостаточно денег для покупки машины"); }

Сохраняем документ, открываем его в браузере и видим, что на странице вывелось такое сообщение "Недостаточно денег для покупки машины". Если же у нас было бы больше 50 000 евро, то выполнился бы код из блока if. Если бы у нас было бы ровно 50 000 евро, то мы также не смогли бы купить автомобиль, потому что 50 000 не больше 50 000. Для того чтобы условие в данном случае было истина, то нужно написать знак больше либо равно (>=).

Замечание! Логическая операция равно пишется двумя знаками равенства (==) . Также присутствует и логическая операция меньше или равно (

использование фигурных скобок

Если присутствует только один оператор то фигурные скобки ставить необязательно, если в блоке больше чем один оператор, то фигурные скобки нужны обязательно.

Пример приведенный выше, будет прекрасно работать и без фигурных скобок, так как в обоих блоках находятся только по одному оператору.

Внутри if можно написать любые логические операции , будь то они простые или сложные. Можно использовать и операторы AND (&&) и OR (||).

Замечание! Присутствие блока else, не является обязательным .

Например, если a равен b, и c равен d, то выводим соответствующее сообщение, иначе если отсутствует блок else, то просто идем дальше, к следующей строчке.

Var a = 4, b = 4, c = 8, d = 8; if((a == b) && (c == d)) document.write("a равен b И c равен d"); document.write("Следующая строчка кода");

Оператор if - else if - else

После блока if, может последовать один и больше блоков else if, и в конце уже блок else. Это удобно в случае, когда нужно использовать больше чем одно условие.


Для лучшего понимания возьмем какой-то пример из повседневной жизни. Например, у нас есть определенное кол-во розеток. Если у нас в комнате только одна розетка, то мы можем подключить только одно устройство, если две розетки то мы можем подключить две устройства и если больше, то мы можем подключить к электрической сети, все устройства из дома.

Теперь перейдем к программированию.

Var socket = 2; // Кол-во розеток в доме if(socket == 1)  document.write("

Мы можем подключить только одно устройство

"); else if(socket == 2){ document.write("

Мы можем подключить только две устройства

"); document.write("

Например телевизор и ноутбук

"); }else{ document.write("

Мы можем подключить к электрической сети все устройства из дома

"); }

В зависимости от значения переменной socket, сработает тот или иной блок кода. Как Вы уже наверняка поняли, что если socket равен 1, то сработает первый блок кода. Если socket равен 2, то сработает второй блок кода и если socket имеет любое другое значение (даже отрицательное число) то сработает третий блок кода.

Сокращенная запись if else

Сокращенную запись можно использовать в случае, когда в зависимости от некого условия, переменная может получить то или иное значение.


Например, если значение переменной a больше значения переменной b, то в переменную x запишем такое сообщение, "Переменная a больше переменной b" , иначе запишем что "Переменная a меньше переменной b".

Var a = 50, b = 100, x; x = (a > b) ? "

Переменная a больше переменной b

" : "

Переменная a меньше переменной b

"; //Выводим полученный результат document.write(x);

Вот и все о чем я хотел Вам сказать в этой статье. Условный оператор if-else используется, нежели в каждом скрипте, поэтому очень важно его знать и понимать. В следующей статье я Вам расскажу об еще одном условном операторе switch-case.

Если бы программирование было бы всегда линейным, то, наверное, его бы и не было. Ведь практически в любой программе присутствуют различные разветвления, которые зависят от определённых внешних или внутренних факторов. Вот такие разветвления создаются с помощью условных операторов , о которых в этой статье я Вам и расскажу.

Общий вид условного оператора в JavaScript такой:

If (условие) {
//Блок операторов
}
else {
//Блок операторов
}

Сначала идёт ключевое слово if , которое сообщает браузеру, что дальше идёт условный оператор. Внутри скобок указывается условие, которое, соответственно, возвращает true или false . Если выражение в скобках было true (истинно ), то выполняется первый блок операторов, если условие false (ложно ), то выполняется блок операторов в else . Также блок else не является обязательным, и дальше я приведу такой пример.

Давайте теперь потренируемся уже на практике. Решим такую задачу: пользователь вводит число, а мы выводим сообщание - больше оно или меньше 5 .


if (x < 5) alert ("Введённое число меньше пяти");

Разберём этот пример. Первой строкой мы вызываем функцию prompt , которая выводит окно с просьбой ввести число. Дальше пользователь вводит число, которое записывается в переменную x . А дальше идёт условие, которое я перевожу так: Если x меньше 5, то вывести сообщение: "Введённое число меньше пяти", иначе вывести сообщение "Введённое число больше пяти" . Выражение x < 5 возвращает либо true ( < 5 ) или false (x >= 5 ). Также обратите внимание, что мы не используем фигурные скобки. Почему? Потому, что мы используем всего один оператор (функцию alert() ). В принципе, мы можем их поставить, и ничего не поменяется, однако, здесь они будут лишними.

Однако, наша задача содержит существенную ошибку. Если пользователь введёт "5 ", то у нас выводится сообщение "Введённое число больше пяти ", однако, это не совсем правильно. Поэтому давайте преобразуем условие таким образом:

If (x < 5) alert ("Введённое число меньше пяти");
else
if (x == 5) alert ("Вы ввели пять");
else alert("Введённое число больше пяти");

Как видите, блок else в первом условии преобразился. В блоке else проверяется на равенство x и 5-ти. И если это так, то выводится соответствующее сообщение, в противном случае, выводится, что число больше пяти. То есть условие внутри условия - это совершенно нормально. Также обратите внимание, что я по-прежнему не поставил фигурные скобки, так как if-else это один оператор. А когда только один оператор наличие скобок необязательно.

Давайте разберём ещё один пример. Создадим переменную, которая будет true , если введённое число положительное, и false , если число отрицательное.

Var x = prompt("Введите число");
var positive = true;
if (x < 0) positive = false;
alert (positive);

В данном примере используется классический пример, когда мы берём какую-то переменную и присваиваем ей значение по умолчанию. И если это требуется, то меняем. В данном случае, мы меняем значение по умолчанию, если число отрицательное. Однако, данный пример можно было бы написать ещё красивее:

Var x = prompt("Введите число");
var positive = x < 0;

Другими словами, мы переменной positive сразу присваиваем результат сравнения x и нуля.

Теперь поговорим о так называемых сложных условиях . В примерах выше мы рассматривали лишь простые условия, однако, существуют также и другие условия, которые состоят из нескольких условий. И здесь используются две операции: && - логическое И и || - логическое ИЛИ . Давайте напишем такое условие:

If ((x = 0)) {//блок операторов}

Данное условие (сложное условие) даст true , тогда и только тогда, когда x = 0 . В противном случае, вернётся false .

Рассмотрим сложное условие с логическим ИЛИ .

If ((x = , 5 // => true 11 < 6 // => false 5 >= 5 // => true 3 != 3 // => false "abc" == "abc" // => true "abc" === "abc" // => true Переменные в качестве условия: var condition = 10 > 5 ; if (condition) { console .log("10 > 5" ); // Будет выполнено } Логические операции над условиями

Несколько выражений, возвращающих логическое (или приводимое к логическому) значений
можно объединить с помощью логических операций. Такими операциями называют:
логическое И && , логическое ИЛИ || и логическое отрицание! .

true && true ; // => true false || false ; // => false !false ; // => true

Логическое И возвращает true только в том случае, если с обоих сторон от него true ,
логическое ИЛИ возвращает false только в том случае, если с обоих сторон от него — false .
Отрицание возвращает false для true и, наоборот, true для false .

По правилам Javascript значения 0 , null и undefined приводятся к false .
Однако, получая результат && мы получим первое неприведённое значение, которое
приводится к false , а получая результат || — первое неприведённое значение,
которое приводится к true:

0 && true ; // => 0 6 || 7 || false ; // => 6 !0 ; // => true

Таким образом, функцию, возвращающую количество зайцев в последней лодке можно было бы переписать так:

var boatCapacity = 6 ; var lastBoatRabbits = function (totalRabbits ) { return totalRabbits && (totalRabbits % boatCapacity || boatCapacity); }; Задания
  • Напишите функцию fizzbuzz , которая принимает параметр number и:
    • Для чисел, кратных трём, возвращает "Fizz"
    • Для чисел, кратных пяти, возвращает "Buzz"
    • Для чисел, кратных пятнадцати (одновременно трём и пяти), возвращает "FizzBuzz"
    • В остальных случаях возвращает исходное число
  • Напишите фунцию iGoToNorth , которая принимает параметр number и определяет, подходит ли нам переданное число. Число подходит если оно больше 10, меньше 30 и кратно 7.