Крюков Канал — Набережная с «Черным домом. Крюков Канал — Набережная с «Черным домом Где находится крюков канал

МОСТЫ КРЮКОВА КАНАЛА

Крюков канал был проложен в 1717–1720 гг. от Невы до Мойки под руководством старшего подрядчика строительных работ посадского человека Семена Крюкова, которого хорошо знал Петр I.

В его честь канал и получил свое наименование.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

автора Зуев Георгий Иванович

ДОМА И ЛЮДИ НАБЕРЕЖНЫХ КРЮКОВА КАНАЛА При сравнительно небольшой протяженности Крюков канал, во все времена был одним из интереснейших уголков Северной столицы. Он богат знаковыми памятниками культуры и отечественной истории. На его набережных переплелись судьбы

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

АТЛАНТЫ КРЮКОВА КАНАЛА На пересечении левобережной части Крюкова канала и Екатерингофского (Римского-Корсакова) проспекта, неподалеку от постоянного деревянного Кашина моста, в сплошной застройке выделяется громада импозантного шестиэтажного доходного дома № 14/41. В

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Строительство канала в Египте В эпоху Среднего царства был вырыт канал от Факуссы на Пелусийском рукаве Нила для орошения плодородной вади Тумилат (вади - арабское название сухих русел рек и речных долин временных или периодических водных потоков, заполняемых,

автора

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОТКРЫТИЕ СУЭЦКОГО КАНАЛА Идея соединить Средиземное и Красное моря и, тем самым, значительно облегчить сообщение между Европой и Азией была не нова. Тем более, что все необходимые данные по географии местности, удобной для прокладки канала, были известны еще в глубокой

автора Антонов Борис Иванович

МОСТЫ КАНАЛА ГРИБОЕДОВА Новоконюшенны мост Находится в створе восточной части Конюшенной площади.Построен в 1907 г. С 1907 по 1917 гг. назывался мост Храма Вознесения Господня. С 1917 г. - мост-перекрытие. Железобетонный мост построен в 1967 г. по проекту инженеров Ю. Л. Юркова, Л.

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

МОСТЫ ОБВОДНОГО КАНАЛА Шлиссельбургский мост Мост расположен на проспекте Обуховской обороны. Длина моста 34,8 м, ширина - 24 м. Название получил в связи с тем, что находится на трассе, ведущей в Шлиссельбург (Петрокрепость).В 1833 г. по проекту инженера П. П. Базена на

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

МОСТЫ БУМАЖНОГО КАНАЛА Бумажный мост Мост расположен в створе Лифляндской улицы на Екатерингофский остров. Длина моста 29,7 м, ширина - 19,3 м. Название мост получил по Бумажной фабрике, находившейся в этом районе еще с петровских времен.Первый деревянный мост был построен

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Суета вокруг канала С середины XIX века идея канала через Панамский перешеек возбуждала великие державы, хорошо понимавшие значение проекта, а поскольку янки и бритты слишком опасались друг друга, в конце концов канал начали рыть французы, политически нейтральные и уже

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13. Анализ некоторых текстов Ф.Д. Крюкова Поскольку некоторые исследователи упорно считают соавтором Тихого Дона казацкого писателя Федора Крюкова, то уместно рассмотреть и этот вопрос. К сожалению, мы не располагали более поздними и фундаментальными работами Крюкова,

Из книги Тайны египетской экспедиции Наполеона автора Иванов Андрей Юрьевич

По следам древнего канала Отправляясь в поход, Бонапарт сам определил задачи кампании и написал приказ: разрушить влияние Англии в Египте, прорыть Суэцкий перешеек и «освободить» африканцев от «тирании» мамелюков.После подавления мятежа наступил мир. Многие были

автора Артизов А Н

№ 26 ЗАПИСКА Г. К.ЖУКОВА В ЦК КПСС О ЗАЯВЛЕНИИ В. В. КРЮКОВА 2 июня 1953 г.Товарищу Хрущеву Н. С.Ко мне поступило заявление бывшего командира кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Крюкова В. В., арестованного в 1948 году, с просьбой передать его в ЦК КПСС.Крюкова В. В. знаю с

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 27 ЗАПИСКА Н.С.ХРУЩЕВА В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС О ЗАЯВЛЕНИИ В.В.КРЮКОВА 2 июня 1953 г.Членам Президиума ЦК КПССВ ЦК КПСС прислал заявление бывший генерал-лейтенант Крюков В. В., осужденный в 1951 году. Такое же заявление он прислал маршалу Жукову с просьбой передать его в ЦК

Из книги Запомните нас живыми автора Подопригора Борис Александрович

Прорыв от Крюкова канала* Боевые приказы рождаются штабными мудрецами, а исполняет их глупая война… От того-то и мужество военное встречается чаще мужества гражданского, что не все на войне идет по плану. Мы сейчас – о разведчиках, без которых войны подчас начинают, но

Петербург удивительный по красоте город с богатой историей. Многие привыкли именовать Петербург – русской Флоренцией. Сегодня мы вам расскажем историю рождения канала Крюков.

Крюков канал, как и многие водные источники, имеет свою повесть и след в истории города. Все началось с того, что в середине 18 века на территорию Петербурга напало такое бедствие как – наводнение. Чтобы как-то спастись от этого, было предложено соорудить искусственные каналы.

История

Строительство Крюкова канала началось в 1717 году и завершилось в 1720-м году. Первая часть протоки должна была служить соединением между Невой и Мойкой. Строительными работами руководил Семен Крюков, хороший знакомый самого Петра Первого.

Государь уважал Крюкова за его талант и золотые руки. Он лично обещал после завершения строительных работ назвать водоем его именем, ну и, как известно, он сдержал свое слово. Так в Петербурге появился «Крюков канал».

Территория близ канала долгое время напоминала проросший лес с болотом. Лишь в 1782 году было принято решение обустроить набережную и соорудить деревянные мосты через канал. По проекту Ивана Кондратьевича Герарда берег Крюкова канала облачили в гранит. Обустройство набережной совпало с тем, что канал расширил свои владения и уже протекал мимо Никольского собора до Фонтанки. Окончательное обустройство территории и строительство мостов было завершено в 1787 году.

В 1840 году, когда полным ходом шло строительство Благовещенского моста, инженерами было принято решение, часть Крюкова канала засыпать и заключить в трубу. Такое решение касалось и Адмиралтейского канала.

Мосты

Яркими украшениями Крюкова канала являются его мосты. Всего через водоем перекинуты шесть мостов. Каждый из них выделяется своей индивидуальностью и историей.

Матвеев мост расположен в месте пересечения канала с Мойкой. Строительство моста шло с 1782 по 1787 года. В то время недалеко от канала располагался Литовский замок. В дальнейшем было принято решение в его стенах разместить тюрьму. Поэтому, первоначально переправа именовалась как «Тюремный мост».

В 1917 году большевики сожгли тюрьму, новое имя мосту было дано в честь большевика Ивана Матвеева.

Общая длина моста составляет 27 метров, ширина 10 метров. Всего на переправе три пролета, средний пролет разводной. Практически из шести переправ перекинутых через Крюков канал, лишь Матвеев мост дошел до нас в первозданном виде.

Мост Декабристов также был построен в промежутке между 1782 по 1787 года. Первоначально он именовался «Офицерским» мостом. Свое имя он получил благодаря расположенной неподалеку одноименной улице.

Затем было принято решение переименовать «Офицерскую улицу» в «улицу Декабристов» благодаря этому переправа стала именоваться «мост Декабристов».

Первая реконструкция моста была начата в 1914 году. Принятию такого решения послужила большая транспортная нагрузка на «Офицерскую улицу» и соответственно на переправу.

Во время строительных работ был перекрыт канал, оставшаяся вода была откачана, и все строительные работы шли в так называемом сухом котловане.

У обновленного моста было сделано металлическое пролетное строение. В качестве украшений послужила декоративная кованая решетка с затейливым рисунком. Общая длина моста составила 29 метров.

Еще одна реконструкция была сделана в 1990 году. Во время, которой был сооружен гранитный парапет, и заменена гидроизоляция.

Торговый мост был построен в 1785 году, он расположен в створе улицы Союза Печатников. В 1797 году переправа была переименована в «Средний мост», однако в 1798 году вернула себе нынешнее имя.

Кашин мост был сооружен в 1787 году. В 1789 году переправа именовалась как «Никольский мост». Современное название мост получил в 1795 году, благодаря расположенному недалеко питейному дому.

В 1786 году был построен Старо-Никольский мост. В 1793 году он также был переименован в «Никольский». Свое нынешнее имя переправа получила в 1849-м году, когда через Екатерининский канал был перекинут «Ново-Никольский мост».

Смежный мост был сооружен в 1787 году. Он расположен на месте соединения Фонтанки и Крюкова канала, отсюда и пошло названием переправы.

Знаменитые дома на набережной

Вдоль набережной Крюкова канала расположено большое количество различных домов. Все они, так или иначе, связаны со знаменитыми людьми Петербурга. Так, например, в доме 6-8 жил дирижер Мариинского театра Эдуард Направник.

В доме под номером 10 жил Федор Иванович Шаляпин.

Одним из самых популярных является дом под номером 11. Он в свое время был центром литературной жизни Петербурга. Именно здесь Александр Сергеевич Пушкин впервые прочитал поэму «Руслан и Людмила».

На вид невзрачный дом под номер 23 известен тем, что в нем жил, последние годы жизни и скончался великий полководец Александр Васильевич Суворов.

Крюков канал богат различными достопримечательностями. Прогулка вдоль канала прохладным вечером, или днем даст возможность увидеть каждый дом. Также можно ознакомиться кратко с достопримечательностями, заказав прогулку на теплоходе.

Начало строительства канала относится к 1717-1720 годам. Свое название Крюков канал получил по имени подрядчика Семена Крюкова, руководившего строительством.

В 1782-1787 годах берега набережной были укреплены деревом (за исключением каменных участков у мостов). Этот участок до 1828 года называли Никольским каналом в честь Николо-Богоявленского Морского собора, расположенного у пересечения с каналом Грибоедова. Набережную также именовали Никольской.
Жилые здания начали появляться на берегах канала в конце XVIII века, а в 1801-1807 годах под руководством инженера И. К. Герарда и мастера-каменотеса С. К. Суханова были сооружены гра­нитные набережные на участке между Мойкой и Фонтанкой со съездами к воде и чугунными решетками.

»

В 1847-ом году при строительстве Благовещенского моста участок от Невы до Адмиралтейского канала был заключен в трубу и засыпан. В те же годы появилось официальное название набережной - набережная Крюкова канала.

На берегу Крюкова канала стоял Литовский замок (архитектор Джовани Кваренги), где размещались казармы Литовского полка. В 1917 году замок сгорел. Сейчас здесь расположен Государственный академический Мариинский театр. Набережные канала являются памятником архитектуры.
Через Крюков канал переброшено шесть мостов: Смежный, Старо-Никольский, Кашин, Торговый, Декабристов и Матвеев.
Длина канала около 1 км, ширина до 20 м, глубина до 2 м.

От Крюкова канала, где я остановился в прошлой части своего рассказа, до Исаакиевской площади быстрее всего можно добраться по набережной реки Мойки. Но я решил немного удлинить свой путь и сначала отправился к единственному в Санкт-Петербурге месту, откуда видно сразу семь мостов.

Крюков канал начинается у северо-восточной окраины острова Новая Голландия - уникального памятника промышленной архитектуры раннего классицизма.


Крюков канал прорыт от Адмиралтейского канала в районе площади Труда до Фонтанки.


Первоначально канал был прорыт в 1719-1720 годах от Невы до Мойки в транспортных целях. С 1738 года он получил своё современное название по имени подрядчика Семёна Крюкова. При строительстве Благовещенского моста часть, проходившая через площадь Труда, была заключена в трубу, которая сохранилась до наших дней.


Матвеев мост был построен в 1784-1786 годах, в период возведения гранитных набережных канала, по типовому для мостов этой части города проекту: трёхпролётный деревянный мост на облицованных гранитом свайных опорах бутовой кладки, центральный пролёт разводной, боковые - балочные. Во второй половине XIX века деревянное пролётное строение подверглось замене, центральный пролёт стал постоянным.


До 1918 года Матвеев мост носил название Тюремный мост по расположенной рядом в Литовском замке городской тюрьме. Литовским замком называлось здание, в котором раньше здесь находились казармы Литовского полка. Тюрьма была сожжена в дни Февральской революции. Современное название получил в память о комиссаре, рабочем-коммунисте, участнике гражданской войны С.М.Матвееве, убитом в 1918 году на Восточном фронте.


Около Мариинского театра:

Набережная Крюкова канала:


Наконец-то я добрался до места, откуда видно сразу семь мостов. Это место находится недалеко от Никольского морского собора в месте пересечения Крюкова канала и канала Грибоедова.

Отсюда виден Могилёвский мост, заменивший в 1951-1953 годах на этом месте деревянный мост. Около моста находится выделяющийся на фоне других Свято-Исидоровский храм, или храм Священномученика Исидора Юрьевского и Николая Чудотворца, построенный в 1903-1907 годах по проекту архитектора A.A.Полещука.


Второй мост - это, собственно, сам Пикалов мост, который трижды подвергался реконструкции, при этом архитектурный облик и основные конструктивные решения были сохранены.

Крюков канал и колокольня Никольского морского собора с третьего по счёту моста - Старо-Никольского. С него же виднеется четвёртый - Кашин мост, сооружённый на месте старого деревянного в 1931-1932 годах:


Стоит отметить отдельно стоящую и виднеющуюся издалека четырёхъярусную, завершенную высоким шпиле колокольню Никольского морского собора. Она была возведена в 1755-1758 годах под руководством архитектора С.И.Чевакинского.

На переднем плане - дом-причта при Никольском морском соборе. Здание было построено в 1861-1863 годах архитектором Г.И.Карповым. За ним виднеются купола Никольского морского собора.


Перекинутый через канал Грибоедова однопролётный пешеходный металлический балочный Красногвардейский мост (пятый по счёту) был сооружён в 1956-1957 годах:


Около Старо-Никольского моста:


Никольский морской собор строился как "морская полковая церковь" в период с 1753 по 1762 год на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С.И.Чевакинского. На переднем плане - второй дом-причта:


Непоказанными остались шестой и седьмой мост - Ново-Никольский и Смежный.




При Никольском соборе находится также городской дом трудолюбия Великой княжны Ольги Николаевны. Он был построен в 1896-1897 годах на средства городской казны в ознаменование рождения Великой княжны. Дом освящён 20 января 1898 года.




По Никольской площади:





Река Мойка протекает как раз недалеко от Исаакиевской площади, куда я держал свой путь.






На Исаакиевскую площадь к памятнику Николаю I рано утром уже прибыли туристические автобусы. На заднем плане выделяется своими размерами среди окружающей застройки 6-этажное с мансардным этажом здание. Это гостиница "Астория", являющаяся памятником архитектуры.


Гостиница была построена в 1911-1912 годах под руководством архитектора Ф.И.Лидваля с использованием элементов стиля модерн и неоклассицизма.


Центральное же место на площади занимает величественный Исакиевский собор, куда я и направился далее.


Продолжение следует...

Петербургские реки, каналы, пруды и озера стали излюбленным местом отдыха, экскурсий жителей и гостей города. Очень интересны, и популярны, среди туристов, катерные прогулки по судоходным водным руслам Питера. И сегодня мы расскажем про Крюков канал в Санкт-Петербурге.

История

Первые искусственные водотоки начали строить в северном городе еще при Петре 1. Основным их назначением была защита населенного пункта от частых и губительных потопов.

В период, с 1717 по 1720 год проводились строительные работы по сооружению первой части транспортного водовода , между Невой и Мойкой. Это рукотворное русло и получило позднее , в 1738 году, официальное название Крюков канал. Ходом строительства интересовался сам Петр Алексеевич, первый российский император.


После смерти последнего царя всея Руси, работы, по созданию искусственной протоки, возобновили только в 1780-х годах. Водопроводящее сооружение продлили мимо каменного строения Никольского Морского собора, который ранее возвели, с учетом будущей прокладки транспортного канала до Фонтанки.

В 1807 году, по проекту инженера Ивана Герарда, закончили облицовку водной коммуникации гранитом. При возведении Благовещенской переправы через Большую Неву, прилегающую к ней часть искусственной водной артерии засыпали, поместив ее в трубу.

Именно прокладка этого канала повлияла на дальнейшее обустройство примыкающей к нему территории, сформировала удивительный ландшафт этой части Петербурга, получившей название Коломна. Данные места действительно обладают особыми чарами. Неудивительно, что русские и петербургские классики: Пушкин, Достоевский, Гоголь, Блок, Хвостов, Жуковский, Крылов, Мусоргский запечатлели уголки Коломны в своих произведениях, или черпали здесь для себя творческое вдохновение.

Основные характеристики

Старый водоем имеет относительно незначительную протяженность, его длина чуть больше километра . Расстояние между противоположными гранитными набережными протоки – 20 метров . Глубина Крюкова канала в Спб — 2 м.

На географических картах, водная артерия имеет вид строго прямой линии, расположенной в Адмиралтейском районе Питера. Устьем является река Фонтанка, набережную которой водовод соединяет с площадью Труда. Крюков канал имеет 2 индекса: 190121 и 190068.

Почему такое название?

Несмотря на свое наименование, протока Крюкова канала совсем не кривая. Напротив , это один из самых прямых, как стрела, каналов Петербурга. Свое обозначение на картах - это гидротехническое сооружение получило по имени подрядчика Семена Крюкова.

С самого начала строительства он руководил работами на нем, и лично был знаком с российским императором. Говорят, что именно за трудолюбие, хорошие организаторские способности Семена, Петр Первый и пообещал назвать искусственное русло его именем.

Более интересная версия воспринимается как очередная петербургская легенда. Она говорит, что Петр Алексеевич повелел назвать канал именем Крюкова после торгов картин портретиста Никитина Ивана.


Государя подкупила благотворительность и щедрость его подрядчика, который отдал часть денег, полученных им за стройку водоема, за покупку произведений, нуждающегося в то время, русского художника. Выдумка - это , или быль, сейчас, уже не разберешь.

Какие мосты пересекают Крюков канал?

Между набережными перекинуты 6 переправ, построенные в 18 веке, каждая из которых имеет свою индивидуальность и историю.

Если двигаться от Фонтанки, в сторону Адмиралтейского канала, мосты разместятся в следующем порядке:

  • Смежный. Раньше назывался Соединительным мостом. В советскую пору его исторический облик был искажен во время прокладки инженерных коммуникаций.
  • Старо-Никольский. Свое название путепровод получил по, рядом стоящему, одноименному собору.
  • . Мост назван по имени хозяйки, купчихи Кашиной, которая в ближайшем здании содержала питейное заведение. Сейчас, он обладает постоянным пролетом, который до 1840 года был разводным.
  • Торговый. Ранее, рядом с этим мостовым сооружением, на месте Дома Культуры, находился Литовский рынок.
  • . До 1923 года металлическая конструкция именовалась Офицерским мостом.
  • Матвеев. Мост изначально получил название Тюремным, так как рядом с ним, в Литовском замке, было оборудовано место для заключения арестантов. В лихие годы Октябрьской революции тюрьму сожгли, а переправе дали новое имя в честь большевика Матвеева Ивана.

Сейчас, все пролетные строения, перекинутые через водовод, обеспечивают движение автотранспорта и пешеходов. На Старо-Никольской переправе есть трамвайные пути. Дорожные и тротуарные покрытия переходов, разделенные друг от друга высоким бортиком из гранита, сделаны из асфальтобетона.


Достопримечательности рядом, интересные факты

Несколько лет назад телезрители с интересом смотрели серии авантюрного фильма «Петербургские тайны». Сценарий кинопроизведения был создан по книге Всеволода Крестовского. В своем романе, писатель обрисовывает трагические и зловещие события, которые произошли, в том числе и в подземной части засыпанного Крюкова канала.

Действительно , в 1912 году над огромной трубой, в которое было направлено русло водотока под Благовещенской площадью, произошел провал грунта вместе с мостовой. Образовавшийся вход в зловонное подземелье долго не засыпали. В это время, там , под землей и находили себе приют криминальные элементы, прототипы книжных героев произведения «Петербургские трущобы».

На набережных Крюкова канала много исторических и культурных памятников. Среди таких достопримечательностей выделяется Никольский собор. Как говорят гиды, идея постройки этого храма принадлежала Петру. Русский император хотел иметь в Северной столице церковь, по красоте, не уступающей Успенскому собору в Астрахани.


Желание Великого Петра воплотили в жизнь уже после его кончины. Сейчас, стало традицией проводить в Никольском Морском соборе богослужения, связанные со значимыми событиями в истории российского флота. Здесь поминают военных моряков, которые в разное время отдали свои жизни, служа России.

На обоих берегах канала расположилось здание Мариинского театра . В прошлом, на его подмостках выступали Уланова, Шаляпин, Собинов, Нижинский, а на сцене ставились спектакли Чайковского, Римского-Корсакова. В настоящий период, любители искусства могут прийти на концерты и выступления современных знаменитостей: маэстро Валерия Гергиева. Кстати , переход, перекинутым над водой, между старым и новым зданием театра, можно считать седьмым мостом Крюкова канала.

Вдоль причальных стенок находятся много зданий, которые известным тем, что в них жили знаменитые люди. В доме № 6-8 селились звезды Мариинского театра , среди них и дирижер Направник. В комнатах здания № 10 жили поэт Глинка, артистка балета Истомина, певец Шаляпин. Жуковский принимал своих гостей в строении № 11. В малоэтажном здании № 23 скончался непобедимый полководец Суворов, на похороны которого пришел другой славный военачальник, князь Багратион.

По адресу, набережная Крюкова канала, 14, расположен громадный шестиэтажный дом предпринимателя Веге. «Шоколадный король», так звали этого продавца сладостей и владельца данного доходного дома, со скульптурами атлантов на въезде в его внутренний парадный двор — курдонёр. Здание выделяется на фоне других построек, поскольку он полностью черный.


В этом роскошном здании эклектического стиля, успешный кондитер и домовладелец, сдавал комнаты деловым людям, представителям аристократии и работникам искусства. Сегодня, проживать в темном элитном строении, с декоративной колоннадой, может себе позволить, Сергей Шнуров, руководитель скандальной группы «Ленинград». Говорят , артист проживает в квартире с десятью комнатами.

Мрачность зданию Веге предает серая фасадная штукатурка, а солидность и неприступность – консьержки. Внутрь дома посторонним попасть сложно, хотя там есть, на что посмотреть.

Где находится Крюков канал?

Располагается в Адмиралтейском районе, практически в центре Петербурга. Ближайшее метро — «Технологический институт». Лучше всего прогуляться по набережной Крюкова канала пешком и осмотреть все красоты и достопримечательности. Также летом можно заказать экскурсию на теплоходе.


Полностью объехать Крюков канал на автомобиле не получится, поскольку Мариинский театр и остров Новая Голландия стоят очень близко к воде, и там нет места даже для пешей прогулки, не говоря уже про авто.

Стих про Крюков канал

Чтобы вам было еще интереснее читать данную статью, подготовили душевное стихотворение.

В Святом Петербурге есть Крюков канал,

Который Неву и Мойку связал.

Подрядчик работы был Крюков Семён,

В истории города числится он .

Театр Мариинский вдоль канала стоит,

Свою красоту он водам дарит.

Доволен подарком Канал — Аксакал –

Триста годков он красу собирал!

Гранит благородный хранит берега,

Плывут теплоходы по воде не спеша .

Старо – Никольский Собор на пути

Святость свою излучает вблизи.

Изящно – надёжны опоры мостов,

Их шесть на канале. Романтикой снов

Узоры оград и перил восхищают,

Прибрежные зданья мечтой поражают.

Всего километр длиною канал,

Но сколько всего он нам рассказал.

А сколько же тайн сокрыл он в себе?

Такого рассказа не найдёте нигде .

Любителям архитектуры различного стиля и эпох, доставит большое удовольствие неспешный променаж по набережной Крюкова канала . Прогулка может занять от 30 минут до 2-х часов. С весны и до осени, по водоему курсируют катера и небольшие теплоходы. Маршрут по этой старой протоке включен в программы водных экскурсий и прогулок.