Cтраница 1
Полупроходные каналы (ширина 2 5 м, высота до 1 6 м) применяют для прокладки тепловых сетей, а также трубопроводов под многослойными железнодорожными путями или шоссейными дорогами.
Полупроходные каналы устраиваются в тех случаях, когда вскрытие поверхности для осмотра и ремонта трубопроводов практически затруднено.
Полупроходные каналы (рис. 57) выполняются различной конструкции. Наиболее прогрессивной является конструкция из сборных железобетонных элементов стен, плит перекрытия и днища. Полупроходные каналы применяются в тепловых сетях на пересечениях магистральных улиц и вдоль улиц, имеющих усовершенствованное дорожное покрытие, вскрытие и восстановление которых нарушает движение транспорта. Полупроходные каналы улучшают условия эксплуатации тепловых сетей, так как допускают систематический осмотр теплопроводов, проведение профилактического и аварийного ремонта и замену изоляции без затраты средств и времени на вскрытие каналов.
Полупроходные каналы устраиваются из: 1) сборных железобетонных блоков с перекрытиями из ребристых железобетонных плит для теплопроводов диаметром 150 - 400 м и для теплопроводов диаметром 450 - 700 мм, 2) сборных железобетонных блоков круглого сечения; 3) сборных железобетонных блоков двухячейковой конструкции.
Полупроходные каналы применяются при прокладке трубопроводов под шоссейными и многоколейными железными дорогами и под другими инженерными сооружениями.
Полупроходные каналы применяют при прокладке трубопроводов под многоколейными железнодорожными путями или под усовершенствованными дорогами, где нельзя допускать вскрытия дорог в случае необходимости демонтажа или ремонта в замены трубопроводов.
Полупроходные каналы строят под проездами с интенсивным уличным движением, под железнодорожными путями, при пересечении зданий, где затруднено вскрытие теплопроводов для ремонта. Высота их обычно не превышает 1600 мм, ширина прохода между трубами 400 - 500 мм.
Полупроходные каналы применяются обычно на коротких участках, например на ответвлениях от проходных каналов к крупным цехам на промышленных площадках, или при пересечении теплопроводами проездов с усовершенствованными покрытиями.
Полупроходные каналы выполняются различной конструкции. Наиболее прогрессивной является конструкция из сборных железобетонных элементрв стен, плит перекрытия и днища. Полупроходные каналы улучшают условия эксплуатации тепловых сетей, так как допускают систематический осмотр теплопроводов, проведение профилактического и аварийного ремонта и замену изоляции без затраты средств и времени на вскрытие-каналов. Конструкции изоляции в полупроходных каналах аналогичны конструкциям, применяемым в проходных каналах.
Полупроходные каналы выполняются различной конструкции. Наиболее прогрессивна конструкция из сборных железобетонных элементов стен, плит перекрытия и днища. Полупроходные каналы улучшают условия эксплуатации тепловых сетей, так как допускают систематический осмотр теплопроводов, проведение профилактического и аварийного ремонта и замену изоляции без затраты средств и времени на вскрытие каналов. Конструкции изоляции в полупроходных каналах аналогичны конструкциям, применяемым в проходных каналах.
Полупроходные каналы сооружают в тех случаях, когда к теплопроводам необходим регулярный, но редкий доступ. Полупроходные каналы имеют высоту не менее 1400 мм, что позволяет человеку передвигаться в нем в полусогнутом состоянии, выполняя осмотр и мелкий ремонт тепловой изоляции.
Магистральный полупроходной канал сечением 150X130 см располагается посередине здания, к нему подсоединены распределительные каналы с шагом 6 м, которые в начале имеют сечение 60X40 см, а в конц. Регулирование шиберными заслонками осуществляется из магистрального канала.
Ширина полупроходного канала обычно 1600 - 2500 мм, высота-1400 - 1600 мм.
Ниже приведены типовые конструкции сборных железобетонных каналов, получившие наибольшее применение в строительстве тепловых сетей и в значительной степени оправдавшие себя в эксплуатации.
Рис.4.7 Наиболее простой и легко выполнимой конструкцией непроходных каналов являются каналы прямоугольного сечения из сборных бетонных стеновых блоков и железобетонных плит перекрытия (рис. 4.7) [ 3 ].
Рис. 4.7. Канал из сборных железобетонных плит и бетонных стеновых блоков:1 - плита перекрытия; 2 - стеновой блок; 3 - гидроизоляция; 4 - цементный раствор; 5 - плита днища
Работы по сборке канала ведутся одновременно с монтажом трубопроводов. Прежде всего в открытой траншее выполняется дно канала из бетона. После монтажа и изоляции трубопроводов устанавливают стеновые блоки, а затем укладывают плиты перекрытия.
Данная конструкция каналов является шарнирной, устойчивость ее обеспечивается хорошим качеством засыпки и утрамбовки пазух за стенками (одновременно с двух сторон). Скользящие опоры трубопроводов, прокладываемых в каналах, устанавливаются на железобетонных подушках, укладываемых на дно по слою цементного раствора.
Конструкция сборных каналов приведена в типовой серии ТС-01-01, а также в альбоме Мосэнергопроекта и может быть применена для прокладки трубопроводов диаметром 50 - 400 мм в непросадочных грунтах.
Грунты основания должны допускать среднее расчетное давление под дном канала не менее 0,15 МПа.
При наличии грунтовых вод конструкция непроходных каналов со сборными бетонными стенками применима при условии устройства попутного дренажа и выполнения наружной гидроизоляции, тип которой должен выбираться в зависимости от конкретных гидрогеологических условий. При выполнении оклеечной (рулонной) гидроизоляции необходимо устройство железобетонного дна каналов. Внутренние размеры каналов составляют по высоте от 310 до 760 мм и по ширине от 550 до 1600 мм.
Институтом «Мосинжпроект» разработана конструкция сводчатых каналов из сборного железобетона для тепловых сетей диаметрами 50 - 500 мм (рис. 4.8). Пролеты сводов составляют 1; 1,42; 1,8 и 2,2 м. Длина элементов сводов 2,95 м. Элементы свода устанавливаются на опорную раму, которая является затяжкой свода. Это позволяет рассчитывать свод как распорную конструкцию. Сводчатые каналы нашли применение в строительстве тепловых сетей многих городов. По расходу материалов сводчатые железобетонные каналы экономичней каналов прямоугольного сечения.
Рис. 4.8. Канал из железобетонных сводов:1 - железобетонный свод; 2 - гидроизоляция; 3 - железобетонная плита днища
Институтом «Мосэнергопроект» разработана конструкция каналов для прокладки трубопроводов среднего и большого диаметров (400 - 1200 мм), собираемых из железобетонных стеновых блоков тавровой формы, ребристых плит перекрытия и плоских плит днища (рис. 4.9).
Канал из железобетонных тавровых стеновых блоков, ребристых плит перекрытия и плит днища с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильтров:
1 - тавровый стеновой блок; 2 - ребристая плита перекрытия; 3 - плита днища; 4 - трубофильтр; 5 - песок крупнозернистый
Конструкция обладает большей устойчивостью за счет увеличения размеров основания стеновых блоков и устройства зубьев или подрезки на концах плит перекрытия, что обеспечивает передачу горизонтального давления от верха стеновых блоков на плиту перекрытия. Дно каналов выполняется из плоских железобетонных плит, имеющих по концам подрезку для установки основания стеновых блоков, которая устраняет смещение блоков внутрь канала при боковом давлении грунта.
Все сборные железобетонные детали изготовляются из бетона класса В25. Типовая конструкция рассчитана в двух вариантах на действие временной колесной нагрузки НК-80 при засыпке над верхом перекрытия 0,5 -2 м и 4 м. Основным достоинством конструкции является возможность изготовления сборных элементов на заводах и полигонах строительных организаций.
Монтаж трубопроводов и их теплоизоляция выполняются в открытой траншее после укладки плит днища. Стеновые блоки устанавливаются на днище по слою цементного раствора, а поверх стеновых блоков также на цементном растворе укладываются плиты перекрытия. При прокладке каналов в условиях мокрых грунтов устраивается попутный трубчатый дренаж (односторонний или двухсторонний), а в ряде случаев - оклеенная гидроизоляция днища и стенок. Оклеечная гидроизоляция перекрытия выполняется во всех случаях.
На рис. 4.9 приведена конструкция канала с односторонним дренажем из керамзитобетонных трубофильтров. Конструкция широко применялась при строительстве каналов полупроходного сечения для прокладки трубопроводов диаметром от 800 до 1200 мм.
Табл.4.1 В табл. 4.1 приведены основные показатели каналов.
Таблица 4.1. Основные размеры и расход железобетона каналов с тавровыми стеновыми блоками
Широкое применение в строительстве двухтрубных водяных тепловых сетей нашли сборные каналы серии МКЛ, разработанные институтом «Мосинжпроект» для теплопроводов диаметром от 50 до 1400 мм. Каналы выполняются из двух сборных железобетонных элементов: верхней рамы и плиты днища (рис. 4.10). Основные показатели каналов даны в табл. 4.2. Железобетонные элементы каналов включены в каталог унифицированных изделий и выпускаются заводами Главмоспромстройматериалов Мосгорисполкома.
Рис. 4.10.Канал рамной конструкции (серии МКЛ):1 - железобетонная рамная секция; 2 - железобетонная плита днища; 3 - опорная подушка скользящей опоры; 4 - песчаная подготовка; 5 - бетонная подготовка; 6- гидроизоляция
Таблица 4.2. Основные размеры и расход материалов для каналов МКЛ
Элементы канала изготовляются из бетона (класса по прочности на сжатие В25 и В30 и морозостойкостью марки F 50). Армирование железобетонных изделий предусмотрено сварными сетками, объединенными в объемные каркасы. Изготовление сборных элементов предусматривается на специализированных заводах железобетонных изделий в металлических виброформах.
Расчет каналов для труб диаметром до 600 мм произведен на временную автомобильную нагрузку Н-30 при засыпке над верхом перекрытий 0,5 - 2 м, а каналы для труб диаметром от 800 до 1400 мм - на колесную нагрузку НК-80.
Строительство тепловых сетей с применением этой конструкции каналов ведется в обычной последовательности: на песчаную подготовку, выполненную по дну траншеи, укладывают плиты днища с заделкой швов цементным раствором; на дно канала устанавливают на цементном растворе опорные подушки скользящих опор, производят монтаж и изолирование трубопроводов, после чего устанавливают рамные элементы перекрытия канала. Стыковые соединения элементов днища и перекрытия (типа «паз - гребень») заполняют цементным раствором или герметизирующими мастиками и эластичными прокладками.
В зависимости от гидрогеологических условий трассы наружные поверхности канала защищают гидроизоляцией. При наличии грунтовых вод или глинистых грунтов устраивают попутные дренажи.
При пересечении тепловыми сетями автомобильных и городских дорог часто используются железобетонные безнапорные трубы, предназначенные для строительства водосточных и канализационных трубопроводов. Применение этих труб в качестве полупроходных каналов для прокладки трубопроводов позволяет выполнять подземные переходы под дорогами открытым способом в кратчайшие сроки. Для этих целей используются железобетонные безнапорные трубы диаметром 2 и 2,5 м. В настоящее время могут быть применены железобетонные трубы с плоским основанием, разработанные институтом «Мосинжпроект».
Трубы внутренним диаметром 2,0 и 2,44 м, длиной 2,5 м выпускаются заводом № 23 Мосспецжелезобетона. Расчетная прочность труб должна соответствовать фактически действующим временным и постоянным нагрузкам.
Рис. 4.11. Канал круглого сечения из железобетонных труб (полупроходной):
1- трубопроводы; 2 - железобетонная труба; 3 - опорная подушка; 4 - бетонный пол
На рис. 4.11 приведена конструкция полупроходного канала круглого сечения. В таких каналах могут быть проложены теплопроводы диаметром до 600 мм.
Серия 3.006-2 «Типовые конструкции и детали зданий и сооружений» содержит рабочие чертежи сборных железобетонных каналов и туннелей из лотковых элементов, разработанных Харьковским институтом «Промстройниипроект». Конструкции предназначены для прокладки трубопроводов различного назначения, электрокабелей и электрошин. К каналам отнесены подземные сооружения при высоте до 1500 мм включительно, а к туннелям - при высоте 1800 мм и более.
Каналы по конструктивному решению различны и запроектированы трех марок: КЛ, КЛп и КЛс (рис. 4.12).
Рис. 4.12. Каналы лотковые серии 3.006-2 (габаритные схемы):а - марка КЛ; б - марка КЛп; в - марка КЛс
Каналы марки КЛ собираются из лотковых элементов, перекрываемых плоскими съемными плитами, каналы марки КЛп - из лотковых элементов, опирающихся на плиты, каналы марки КЛс - из нижних и верхних лотковых элементов, соединяемых с помощью коротышей из швеллеров, которые закладываются в продольные швы.
Табл.4.3 Номенклатура сборных железобетонных изделий каналов состоит из лотковых элементов и плоских плит. Габаритные схемы каналов приведены в табл. 4.3. При габарите, по ширине не превышающем 2400 мм и массе 9,3 т включительно, лотки приняты длиной 5970 мм. Допускается изготовление лотков длиной 2970 мм.
Таблица 4.3. Габаритные схемы каналов серии 3.006-2
Плоские плиты, используемые для перекрытий каналов марки КЛ и днища каналов марки КЛп, имеют длину 2990 мм, за исключением плит для каналов шириной в чистоте 300 и 450 мм, длина которых принята 740мм. В номенклатуру изделий включены доборные лотки всех размеров, имеющие длину 720 мм, и доборные плиты длиной 740 мм.
Для прокладки тепловых сетей следует применять каналы марки КЛп (рис. 4.12, б). Каналы марок КЛ и КЛс затрудняют производство основных и наиболее ответственных монтажно-сварочных работ, так как стенки лотков преграждают свободный доступ сварщика к трубопроводам. При таких условиях выполнить качественную сварку поворотных стыков труб трудно, а неповоротных невозможно. Стенки канала препятствуют приварке кареток (корпусов) скользящих опор и не позволяют контролировать правильность их установки, а также размещения опорных подушек.
Большие неудобства создаются при выполнении подвесной теплоизоляции на трубопроводах, уложенных в лотковых каналах, когда необходимо наносить основной и покровный слой при наличии стенок. Особенно это относится к выполнению теплоизоляции в нижней части изолируемых труб.
Некачественное выполнение теплоизоляции в ее нижней части создает предпосылки для разрушения всей конструкции теплоизоляции и коррозионных повреждений трубопроводов, поскольку эта часть постоянно увлажняется при подтапливании дна канала грунтовыми или случайными водами. Вследствие этого возрастают тепловые потери и возникают местные очаги коррозии стальных труб.
Конструкция каналов и туннелей марки КЛс не только не отвечает требованиям выполнения монтажно-сварочных и теплоизоляционных работ, но и не обеспечивает условий прочности и плотности сооружения в целом. Стендовое испытание этой конструкции выявило повреждаемость шарнирных стыковых соединений при одностороннем действии горизонтальной временной нагрузки. Это указывает на возможность разрушения каналов и туннелей при реальном воздействии на них транспортных нагрузок (в местах пересечения железных и автомобильных дорог).
Неприемлемым является соединение верхнего и нижнего лотковых элементов при помощи укладки обрезков швеллеров, защита которых от коррозии практически не может быть выполнена в тяжелых температурно-влажностных условиях среды подземных конструкций тепловых сетей.
Установлена нецелесообразность применения металлических закладных и других деталей в строительных конструкциях тепловых сетей, подверженных быстрому коррозионному разрушению.
Рассмотренная выше конструкция рамных каналов (серии МКЛ) охватывает все диаметры тепловых сетей при восьми габаритных схемах, выбранных исходя из диаметра прокладываемых трубопроводов (вместо 32), что обеспечивает их экономичность, облегчает заводское серийное изготовление железобетонных элементов и снижает затрату металла на изготовление форм.
Следует отметить, что каналы шириной 300 - 3000 мм, вошедшие в серию 3.006-2 и рассчитанные на железнодорожную нагрузку класса К-14 при заглублении верха перекрытия от 1 до 2,0 м, не должны применяться при прокладке под железными дорогами общей сети, поскольку минимальное заглубление определено 2,0 м.
Главная проблема всех типов канальной прокладки состоит в проникновении и нахождении воды внутри канала с возможным ущербом теплоизоляции и наружной коррозией трубопроводов . Вода может скапливаться из-за протечек грунтовых вод, попадания атмосферных осадков, тающего снега и конденсации влаги. Поэтому при строительстве подземные тепловые сети желательно располагать выше уровня грунтовых вод. Если же практически это не осуществимо, то при прокладке тепловых сетей ниже максимального уровня стояния грунтовых вод следует предусматривать искусственное понижение грунтовых вод - попутный дренаж, а для наружных поверхностей строительных конструкций - обмазочную битумную изоляцию.
Для тепловых сетей, как правило, применяются горизонтальные попутные (продольные) дренажи. Продольный дренаж применяют для искусственного понижения уровня грунтовых вод в узкой полосе трассы. Грунтовые и поверхностные воды, проникая через стенки каналов и покровные оболочки бесканальных прокладок, увлажняют теплоизоляцию и вызывают коррозию труб. Для защиты подземных прокладок от затопления применяют гидрофобные теплоизоляционные материалы, герметичные каналы и продольное дренирование. Большое значение имеет планировка поверхности земли над теплопроводом с уклоном в сторону от трассы, а также уплотнение и прикатка грунта для предупреждения местных просадок почвы, в которых застаиваются талые воды и атмосферные осадки. Устройство попутного дренажа значительно удорожает стоимость строительства тепловых сетей в целом. Кроме того, строительно-монтажные работы по его прокладке пока еще недостаточно механизированы, что требует большого количества ручного малопроизводительного труда. При этом также существенно увеличиваются сроки строительства и ввода тепловых сетей в эксплуатацию. Однако опыт эксплуатации показывает, что при наличии попутного дренажа тепловые сети достаточно надежно защищены от затопления грунтовыми и поверхностными водами, что, безусловно, оказывает влияние на надежность и долговечность работы теплопроводов.
Способы прокладки трубопроводов тепловых сетей
Канальная прокладка удовлетворяет большинству требований, однако стоимость ее в зависимости от диаметра выше на 10-50% бесканальной. Каналы предохраняют трубопроводы от воздействия грунтовых, атмосферных и паводковых вод. Трубопроводы в них укладывают на подвижные и неподвижные опоры, при этом обеспечивается организованное тепловое удлинение.
Технологические размеры канала принимают исходя из минимального расстояния в свету между трубами и элементами конструкции, которое в зависимости от диаметра труб 25-1400 мм соответственно принимают равным: до стенки 70-120 мм; до перекрытия 50-100 мм; до поверхности изоляции соседнего трубопровода 100-250 мм. Глубину заложения канала принимают исходя из минимального объема земляных работ и равномерного распределения сосредоточенных нагрузок от автотранспорта на перекрытие. В большинстве случаев толщина слоя грунта над перекрытием составляет 0,8-1,2 м, но не менее 0,5 м.
При централизованном теплоснабжении для прокладки тепловых сетей применяют непроходные, полупроходные или проходные каналы. Если глубина заложения превышает 3 м, то для возможности замены труб сооружают полупроходные или проходные каналы.
Непроходные каналы применяют для прокладки трубопроводов диаметром до 700 мм независимо от числа труб. Конструкция канала зависит от влажности грунта. В сухих грунтах чаще устраивают блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- и многоячейковые. В слабых грунтах вначале выполняют бетонное основание, на которое устанавливают железобетонную плиту. При высоком уровне грунтовых вод для их отвода в основании канала прокладывают дренажный трубопровод. Тепловую сеть в непроходных каналах по возможности размещают вдоль газонов.
В настоящее время устраивают преимущественно каналы из сборных железобетонных лотковых элементов (независимо от диаметра прокладываемых трубопроводов) типов КЛ, КЛс, или стеновых панелей типов КС и др. Каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами. Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит, тощего бетона или песчаной подготовки.
При необходимости замены труб, вышедших из строя, или при ремонте тепловой сети в непроходных каналах приходится разрывать грунт и разбирать канал. В некоторых случаях это сопровождается вскрытием мостового или асфальтного покрытия.
Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения трубопроводами тепловой сети существующих подземных коммуникаций, под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Их применяют также при прокладке небольшого числа труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено, а также при прокладке трубопроводов больших диаметров (800-1400 мм). Высоту полупроходного канала принимают не менее 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов - плиты днища, стенового блока и плиты перекрытия.
Проходные каналы. Иначе их называют коллекторами; они сооружаются при наличии большого числа трубопроводов. Их располагают под мостовыми крупных магистралей, на территории больших промышленных предприятий, на участках, прилегающих к зданиям теплоэлектроцентралей. Совместно с теплопроводами в этих каналах размещают и другие подземные коммуникации: электро- и телефонные кабели, водопровод, газопровод низкого давления и т. п. Для осмотра и ремонта в коллекторах обеспечивается свободный доступ обслуживающего персонала к трубопроводам и оборудованию.
Коллекторы выполняются из железобетонных ребристых плит, звеньев рамной конструкции, крупных блоков и объемных элементов. Они оборудуются освещением и естественной приточно-вытяжной вентиляцией с трехкратным воздухообменом, обеспечивающим температуру воздуха не более 30°С, и устройством для удаления воды. Входы в коллекторы предусматриваются через каждые 100-300 м. Для установки компенсирующих и запорных устройств на тепловой сети должны быть выполнены специальные ниши и дополнительные лазы.
Бесканальная прокладка. Для защиты трубопроводов от механических воздействий при этом способе прокладки устраивают усиленную тепловую изоляцию - оболочку. Достоинствами бесканальной прокладки теплопроводов являются сравнительно небольшая стоимость строительно-монтажных работ, небольшой объем земляных работ и сокращение сроков строительства. К ее недостаткам относится повышенная подверженность стальных труб наружной почвенной, химической и электрохимической коррозии.
При таком виде прокладки подвижные опоры не используют; трубы с тепловой изоляцией укладывают непосредственно на песчаную подушку, отсыпанную на предварительно выровненное дно траншеи. Неподвижные опоры при бесканальной прокладке труб, так же, как и при канальной, представляют собой железобетонные щитовые стенки, установленные перпендикулярно теплопроводам. Эти опоры при небольших диаметрах теплопроводов, как правило, применяют вне камер или в камерах с большим диаметром при больших осевых усилиях. Для компенсации тепловых удлинений труб применяют гнутые или сальниковые компенсаторы, расположенные в специальных нишах или камерах. На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и для обеспечения возможного их перемещения сооружают непроходные каналы.
При бесканальной прокладке применяют засыпные, сборные и монолитные типы изоляции. Широкое распространение получила монолитная оболочка из автоклавного армированного пенобетона.
Надземная прокладка. Этот тип прокладки является наиболее удобным в эксплуатации и ремонте и характеризуется минимальными тепловыми потерями и простотой обнаружения мест аварий. Несущими конструкциями для труб являются отдельно стоящие опоры или мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от земли. При низких опорах расстояние в свету (между поверхностью изоляции и землей) при ширине группы труб до 1,5 м принимается 0,35 м и не менее 0,5 м при большей ширине. Опоры выполняют обычно из железобетонных блоков, мачты и эстакады - из стали и железобетона. Расстояние между опорами или мачтами при надземной прокладке труб диаметром 25-800 мм принимают равным 2-20 м. Иногда устраивают по одной или две промежуточные подвесные опоры с помощью растяжек, чтобы сократить число мачт и снизить капитальные вложения в тепловую сеть.
Cтраница 1
Проходные каналы должны снабжаться люками. У каждого люка внутри канала должны быть установлены лестницы или скобы.
Проходные каналы должны иметь входные люки с лестницей или скобами. Входные люки должны предусматриваться также во всех конечных точках тупиковых участков, на поворотах трассы и в узлах установки арматуры.
Проходные каналы применяются при прокладке большого количества труб.
Проходные каналы применяют при прокладке большого числа труб.
Проходные каналы следует выполнять из сборных защищенных от грунтовых вод конструкций, изготовленных из несгораемых материалов.
Проходные каналы наряду с большими преимуществами (удобство монтажа теплоизоляции, ремонта и наблюдения), в особенности при многотрубных и совмещенных прокладках, применяются лишь при выводах теплопроводов с площадки станций, на соединительных магистралях от ТЭЦ до промышленных объектов и на головных участках площадок промышленных предприятий. Прокладка в проходных каналах в отдельных случаях является рациональной для тех объектов, где не разрешается применение воздушной прокладки.
Проходные каналы перекрывают железобетонными плитами. Заглубление верха канала принимают обычно не более 500 мм, что обеспечивает достаточную водонепроницаемость покрытия канала. Дно каналов делают из бетона или железобетона по щебеночной подготовке. Для спуска оборудования в каналы, а также входа и выхода из канала устраивают люки и проходы в подвалах здания. Внутри канала у каждого люка устанавливают лестницу. В проходных каналах оборудуется освещение с пониженным напряжением сети, вентиляция и телефонная связь.
Проходные каналы обычно применяются только для групповой прокладки трубопроводов (от пяти и более труб) с суммой диаметров не менее 1 500 мм. Непроходные каналы выполняются сборными из железобетонных скорлуп, монолитными железобетонными и кирпичными, с днищем или без днища. Прокладка большого количества обогреваемых трубопроводов осуществляется в лотках.
Проходные каналы оборудуют люками для спуска и вытаскивания элементов трубопроводов при ремонте в процессе эксплуатации. У каждого люка внутри канала устанавливают лестницы.
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(ТТК)
МОНТАЖ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НАРУЖНЫХ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая
технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный
организационно-технологический документ, разработанный на основе
методов научной организации труда для выполнения технологического
процесса и определяющий состав производственных операций с
применением наиболее современных средств механизации и способов
выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК
предназначена для использования при разработке Проекта производства
работ (ППР) строительными подразделениями и является его составной
частью согласно МДС
12-81.2007 .
1.2. В настоящей ТТК
приведены указания по организации и технологии производства работ
по монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей,
определён состав производственных операций, требования к контролю
качества и приёмке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые,
производственные и материальные ресурсы, мероприятия по
промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой
для разработки технологических карт являются:
-
типовые чертежи;
-
строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
-
заводские инструкции и технические условия (ТУ);
-
нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001
ЕНиР);
-
производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
-
местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы
расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК -
описание решений по организации и технологии производства работ по
монтажу строительных конструкций наружных тепловых сетей с целью
обеспечения их высокого качества, а также:
-
снижение себестоимости работ;
-
сокращение продолжительности строительства;
-
обеспечение безопасности выполняемых работ;
-
организации ритмичной работы;
-
рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
-
унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в
составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства
работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на
выполнение отдельных видов работ по монтажу строительных
конструкций наружных тепловых сетей.
Конструктивные
особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае
Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов,
разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной
строительной организацией, исходя из специфики и объёма выполняемых
работ.
РТК рассматриваются и
утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной
строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать
к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс
состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности
в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к
местным условиям:
-
рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
-
проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени,
марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов,
состава звена рабочих) принятому варианту;
-
корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом
производства работ и конкретным проектным решением;
-
пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей,
потребности в машинах, механизмах, инструментах и
материально-технических ресурсах применительно к избранному
варианту;
-
оформление графической части с конкретной привязкой механизмов,
оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими
габаритами.
1.7. Типовая
технологическая карта разработана для инженерно-технических
работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих,
выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления
(обучения) их с правилами производства работ по монтажу
строительных конструкций наружных тепловых сетей с применением
наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций
и материалов, способов выполнения работ.
Технологическая
карта разработана на следующие объёмы работ:
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая
карта разработана на комплекс работ по монтажу строительных
конструкций наружных тепловых сетей.
2.2. Работы по монтажу
строительных конструкций наружных тепловых сетей выполняются в одну
смену, продолжительность рабочего времени в течение смены
составляет:
2.3. В состав работ,
выполняемых при монтаже строительных конструкций наружных тепловых
сетей, входят:
-
геодезическая разбивка коллектора на местности;
-
разработка грунта в траншее экскаватором;
-
устройство щебёночной и бетонной подготовок;
-
монтаж сборных элементов конструкции;
-
заделка стыков элементов;
-
обратная засыпка траншеи.
2.4. Для монтажа
строительных конструкций наружных тепловых сетей в качестве
основных материалов используются: обрезной пиломатериал
хвойных пород VI с.
толщиной 50 мм, по ГОСТ 8486-66 *; гвозди строительные
100х4,0 мм
по ГОСТ
4028-63 ; бетонная смесь кл. В 7,5, W6, F100
по
ГОСТ 7473-2010 ; щебень
из
природного камня фракции 10-20 мм, М 400
отвечающий требованиям ГОСТ
8267-93 .
2.5. Технологической
картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным
звеном в составе: бульдозер Б170М1.03ВР
(=4,28 м, h=1,31 м); экскаватор Hitachi
ZX-200
(объем ковша g=1,25 м, глубина копания Н=5,9 м); виброплита TSS-VP90N
(вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); автомобильный стреловой кран
КС-45717
(грузоподъемность Q=25,0 т); передвижная
бензиновая электростанция Honda ET12000
(3-фазная
380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); бетономешалка Al-Ko TOP 1402
GT
(масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л);
автомобили-самосвалы КамАЗ-6520
(грузоподъемность
Q=20,0 т); автобетоносмеситель CБ-159А
(емкость
смесительного барабана по выходу готовой смеси V=4,5 м); бадья поворотная БП
"Туфелька"
(емкость V=1,0 м).
Рис.1. Экскаватор Hitachi ZX-200-3
Рис.2. Виброплита TSS-VP90T
Рис.3. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717
Рис.4. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT
Рис.5. Электростанция Honda ET12000
Рис.6. Бульдозер Б170М1.03ВР
Рис.7. Автосамосвал КамАЗ-6520
Рис.8. Автобетоносмеситель CБ-159А
Рис.9. Бадья поворотная
2.6. Работы по монтажу
строительных конструкций наружных тепловых сетей следует выполнять,
руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
-
СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004
Организация строительства. Актуализированная редакция" ;
-
СНиП 3.01.03-84 . Геодезические
работы в строительстве;
-
Пособие к СНиП 3.01.03-84 .
Производство геодезических работ в строительстве;
-
СНиП 3.02.01-87 . Земляные
сооружения. Основания и фундаменты;
-
Пособие к СНиП 3.02.01-83 *.
Пособие по производству работ при устройстве оснований и
фундаментов;
-
П2-2000 к СНиП 3.03.01-87 .
Производство бетонных работ на стройплощадке;
-
СНиП 41-02-2003 . Тепловые
сети;
-
СНиП 3.05.03-85 . Тепловые
сети;
-
СТО НОСТРОЙ 2.6.54-2011 .
Конструкции монолитные бетонные и железобетонные. Технические
требования к производству, правила и методы контроля качества;
-
СТО НОСТРОЙ 2.16.65-2012 .
Освоение подземного пространства. Коллекторы для инженерных
коммуникаций. Требования к проектированию, строительству, контролю
качества и приёмке работ;
-
СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 .
Организация строительного производства. Общие положения;
-
СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .
Организация строительного производства. Подготовка и производство
строительно-монтажных работ;
-
СНиП 12-03-2001 . Безопасность
труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
-
СНиП 12-04-2002 . Безопасность
труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
-
ПБ 10-573-03 . Правила устройства
и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды;
-
РД 11-02-2006 . Требования к
составу и порядку ведения исполнительной документации при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства и требования, предъявляемые к актам
освидетельствования работ, конструкций, участков сетей
инженерно-технического обеспечения;
-
РД 11-05-2007 . Порядок ведения
общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов
капитального строительства.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии с
СП 48.13330.2001 "Организация
строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ
на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у
Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение
строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения
запрещается.
3.2. До начала
производства работ по монтажу строительных конструкций наружных
тепловых сетей необходимо провести комплекс
организационно-технических мероприятий, в том числе:
-
разработать РТК или ППР на монтаж строительных конструкций наружных
тепловых сетей;
-
назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а
также их контроль и качество выполнения;
-
провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
-
установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения
строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих,
приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
-
обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей
документацией;
-
подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и
доставить их на объект;
-
обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами
индивидуальной защиты;
-
обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и
средствами сигнализации;
-
подготовить места для складирования строительных материалов,
изделий и конструкций;
-
оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки,
освещенные в ночное время;
-
обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления
производством работ;
-
доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления,
инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства
работ;
-
проверить сертификаты качества, на бетонные и железобетонные
изделия;
-
опробовать строительные машины, средства механизации работ и
оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;
-
составить акт готовности объекта к производству работ;
-
получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало
производства работ (п.4.1.3.2
РД 08-296-99).
3.3. Общие
положения
3.3.1. К строительным
конструкциям наружных тепловых сетей относятся:
-
непроходные каналы;
-
проходные каналы (тоннели).
3.3.2. Непроходные каналы
выполняют из сборного бетона и железобетона. При небольшой длине
трассы и малых диаметрах труб стены непроходных каналов допускается
выполнять из хорошо обожжённого красного кирпича марки 100.
Непроходные каналы делятся на односекционные, двухсекционные и
многосекционные.
Рис.10. Непроходные каналы типа КЛ
1 - лотковый элемент; 2 - плита перекрытия; 3 - песчаная
подготовка; 4 - песок; 5 - цементная шпонка
Рис.11. Непроходные каналы типа КЛс
А - односекционные; б - двухсекционные.
1 - железобетонный лотковый элемент; 2 - двутавр; 3 - песчаная
подготовка; 4 - песок; 5 - цементная шпонка
Рис.12. Узлы непроходных каналов типа КЛ и КЛс
Рис.13. Непроходные каналы типа КС
А - односекционные; б - двухсекционные.
1 - железобетонная плита днища; 2 - железобетонные стеновые плиты; 3 - плиты перекрытия; 4 - песчаная подготовка
3.3.3. Проходные каналы
предназначены для сооружения в непросадочных грунтах сухих и при
наличии грунтовых вод при сейсмичности до 6 баллов. Проходные
каналы делятся на односекционные и двухсекционные. Ширина
односекционных тоннелей - 1,5; 1,8; 2,1; 2,4; 3,0; 3,6 и 4,2 м,
высота 2,1; 2,4 и 3,0 м. Ширина двухсекционных тоннелей - 5,2; 6,4;
7,6 и 8,8 м, высота 2,4 и 3,0 м.
Железобетонные
тоннели-коллекторы из сборных элементов собираются из звеньев
рамной конструкции длиной 1,8 и 2,4 м.
Коллектор из сборных
железобетонных блоков монтируется из трех основных элементов:
стеновых блоков Г-образной формы, плоских плит днища и плит
перекрытия. Стыки между стеновыми блоками и плитами днища
омоноличиваются.
Рис.14. Проходные каналы
А - односекционные марки ТЛ; б - двухсекционные марки 2ТЛ
3.3.4. Высота камер и
тоннелей в свету от уровня пола до низа выступающих конструкций
принимается не менее 2,0 м. Допускается местное уменьшение высоты
камеры до 1,8 м.
3.3.5. Конструкции
щитовых неподвижных опор применяются только с воздушным зазором
между трубопроводом и опорой для возможности замены трубопровода
без разрушения железобетонного тела опоры. В щитовых опорах должны
предусматриваться отверстия, обеспечивающие сток воды. Перед
щитовыми опорами по уклону трассы следует предусматривать люки для
контроля и прочистки отверстий.
3.4.
Подготовительные работы
3.4.1. До начала
производства работ по монтажу строительных конструкций наружных
тепловых сетей должны быть выполнены предусмотренные ТТК
подготовительные работы, в том числе:
-
принята от заказчика строительная площадка;
-
территория расчищена от лесорастительности;
-
выполнен снос и перенос зданий и сооружений;
-
срезан растительный слой и вывезен в места временного хранения;
-
создана геодезическая разбивочная основа (ГРО) и принята от
Заказчика техническая документация на неё;
-
выполнена вертикальная планировка площадки;
-
вынесена ось коллектора на поверхность земли;
-
доставлены на объект бетонные и железобетонные изделия заводского
изготовления;
-
устроен попутный дренаж (в случае необходимости его
устройства).
3.4.2. Строительная
площадка передается лицу, осуществляющему строительство,
техническим заказчиком по Акту передачи земельного участка под
строительную площадку, в соответствии с Приложением Б , СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .
3.4.3. Технология
производства работ по расчистке территории от кустарника, пней и
крупных камней, по срезке растительного слоя и вывозке его в места
временного хранения и предварительная вертикальная планировка
площадки, снос и перенос зданий и сооружений, устройство попутного
дренажа рассматриваются в отдельных технологических картах.
3.4.4.
Геодезическая разбивочная основа
3.4.4.1. Геодезическая
разбивочная основа для строительства создаётся в виде сети
закреплённых знаками геодезических пунктов, предназначена для
определения с необходимой точностью планового и высотного положения
на местности зданий, сооружений и их комплексов с привязкой к
пунктам государственной геодезической сети.
3.4.4.2. Сетка
представляет собой систему квадратов или прямоугольников,
покрывающих строительную площадку. Направление осей строительной
сетки выбирают параллельно осям зданий и сооружений или красных
линий застройки. Пункты сетки намечают в местах, обеспечивающих их
достаточную устойчивость и удобство выполнения геодезических работ
вне зоны производства земляных работ.
3.4.4.3. Для удобства
составления разбивочных чертежей и ведения геодезических работ
пункты строительной сетки вычисляют в условной системе координат.
Одной из вершин присваивают условные координаты так, чтобы
координаты всех остальных пунктов сети были положительными.
Направление главных осей сетки совмещают с направлениями осей
абсцисс и ординат. Пунктам сетки присваивают порядковую
нумерацию.
3.4.4.4. Вынос точек
строительной сетки в натуру производится от пунктов геодезической
сети или от твердых местных предметов и контуров. Сначала на
местности определяют исходное направление методами полярным:
угловых или линейных засечек, промеров от твердых контуров. Для
контроля выносят не менее трех точек исходного направления.
Линейные измерения выполняют с точностью 1:1000-1:2000, угловые -
30-60". Точки исходного направления закрепляют деревянными или
бетонными знаками.
Построение ГРО следует
выполнять после срезки растительного слоя грунта и выполнения
предварительной вертикальной планировки.
3.4.4.5. Техническая
документация на ГРО и закрепленные на площадке строительства пункты
геодезической основы передается лицу, осуществляющему
строительство, техническим заказчиком не менее чем за 10 дней до
начала выполнения СМР в составе:
-
знаки разбивочной сети строительной площадки;
-
плановые (осевые) знаки инженерных сетей, определяющих ось, начало,
конец трассы, колодцы (камеры), закрепленные на прямых участках не
менее чем через 0,5 км и на углах поворота и резких переломах
трассы;
-
нивелирные реперы вдоль осей инженерных сетей не реже чем через 0,5
км;
-
каталоги координат, высот и абрисы всех пунктов ГРО.
3.4.4.6. Принятые знаки
геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны
постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и
устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год
(в весенний и осенне-зимний периоды).
3.4.4.7. Приемку ГРО для
строительства следует оформлять актом освидетельствования
геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства
в соответствии с Приложением 1 ,
РД 11-02-2006 .
3.4.4.8. К акту приемки
ГРО должна быть приложена Исполнительная схема геодезической
разбивочной основы на строительной площадке с указанием
местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их
знаков, координат пунктов и высотных отметок в принятой системе
координат и высот.
3.4.5. Вынос оси
коллектора на поверхность земли
3.4.5.1. До начала
выполнения геодезических работ рабочие чертежи, используемые при
разбивочных работах, должны быть проверены в части взаимной увязки
размеров, координат и отметок (высот) и разрешены к производству
работ техническим надзором заказчика.
3.4.5.2. Непосредственно
перед выполнением разбивочных работ исполнитель должен проверить
неизменность положения знаков разбивочной сети путём повторных
измерений элементов сети.
3.4.5.3. Перенесению в
натуру подлежат:
-
места подключений и присоединений к действующему коллектору;
-
углы поворота коллектора;
-
колодцы, камеры;
-
места пересечения коллектора с другими сетями.
3.4.5.4. Выбор метода
перенесения зависит от характера застройки, протяженности трассы,
заданной точности и от наличия пунктов и знаков геодезической сети
или разбивочной сети строительной площадки.
Перенесение в натуру
осуществляется полярным способом
с контролем от ближайшей
вынесенной в натуру точки; способом линейных или створных
засечек
и способом перпендикуляров
.
3.4.5.5. Полярный
способ
применяется при разбивках на открытой местности и
возможности производства угловых и линейных измерений с одной точки
стояния прибора. Для измерения расстояний могут использоваться
мерные ленты, металлические рулетки, оптические и нитяные
дальномеры.
При выносе точек трассы,
близко расположенных к пунктам геодезической или разбивочной сети,
к капитальной застройке, рекомендуется способ линейных
засечек
. При этом длина стороны засечки не должна быть более
длины мерного прибора, а число засечек должно быть не менее трёх.
Углы при вершине засечки должны быть в пределах от 30 до 120°. При
наличии достаточного числа точек с известными координатами может
применяться способ створных засечек
.
Способ
перпендикуляров
рационален в случае расположения трасс вдоль
геодезической сети, специально проложенного теодолитного хода или
створной линии между зданиями. Длина перпендикуляра не должна
превышать 4 м. При длине перпендикуляров более 4 м вынос в натуру
должен контролироваться засечкой.
3.4.5.6. Геодезические
работы по перенесению подземных сетей на местность начинаются с
выноса точек поворота и продольной оси прокладки. Независимо от
метода разбивки трассы вначале переносятся и закрепляются на
местности какие-либо две основные точки оси теплосети. Они
закрепляются в натуре путем забивки на 15-25 см деревянных кольев
или стальных стержней длиной 30-40 см. Линия оси трассируется при
помощи вех, устанавливаемых в створе между точками.
При построении на
местности отрезков линий заданной длины, полученных по координатам
или непосредственно взятых с плана, в них вводят поправки на наклон
(при угле наклона более 1,5°), температуру и компарирование.
Перенесение отрезков линий в натуру должно быть осуществлено с
относительной ошибкой не более 1:2000.
Ось трассы, углы поворота
и места пересечения их с существующими подземными сетями и
сооружениями в натуре закрепляется штырями, кольями и т.д., а их
положение фиксируется параллельными выносками или створными
знаками.
3.4.5.7. Закрепление
положения оси коллектора допускается выполнять с использованием
обноски, устраиваемой на прямолинейных участках трассы на
расстоянии 40-50 м одна от другой, а также в местах поворота.
Обноска состоит из прочно закопанных в землю столбов на глубину
0,6-0,7 м, и прибитых к ним горизонтально с внешней стороны досками
толщиной 30-40 мм (на ребро), под углом 90°. Верхнее ребро всех
досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью
нивелира. Расстояние между столбами обноски 1,5 м, а высота над
уровнем земли 0,8-0,9 м.
Рис.15. Деревянная обноска для разбивки колодца
Разбивка котлована камер
включает закрепление центра колодца, установку обноски,
закрепленной на расстоянии 0,6-0,7 м от бровки котлована, и
передачу отметок и осей на обноску.
На обноски выносят и
фиксируют оси, между которыми натягивается струна. Со струны ось
отвесами переносится на дно траншеи или котлована.
3.4.5.8. Границы рытья
траншей, размечаются забивкой временных колышков по её наружным
габаритам. На размеченных линиях рытья траншей колышки забиваются
через каждые 20-25 м. В местах пересечения трассы с другими
подземными сооружениями закладываются контрольные шурфы с целью
проверки отметок существующих подземных сооружений.
3.4.5.9. Правильность
выполнения разбивки трассы в натуре контролируется от красных
линий, осей проездов, от существующих твёрдых контурных точек и от
специально проложенных теодолитных ходов.
Погрешность разбивочных
работ (средняя квадратическая погрешность) не должна превышать: при
линейных измерениях - 1/2000; при угловых измерениях - 30 с; при
определении превышения на станции - 5 мм.
3.4.5.10. Точность
разбивки назначается по СНиП
3.01.03-84 (табл.2)
и согласовывается с проектной организацией или непосредственно ею
рассчитывается и задаётся. Повреждённые в процессе работ
разбивочные точки необходимо сразу восстановить.
3.4.5.11. Выполненные
работы необходимо предъявить представителю технического надзора
Заказчика для осмотра и документального оформления путем подписания
Акта разбивки осей под коллектор на местности в соответствии с
Приложением 2 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на
отрывку траншеи под коллектор.
К
акту разбивки осей должна быть приложена Исполнительная схема
выноса в натуру (разбивки) осей трассы коллектора с указанием
местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их
знаков, координат пунктов и высотных отметок в принятой системе
координат и высот.
3.4.6. По окончании
разбивки коллектора трасса ограждается инвентарными щитами.
Ограждения устанавливаются с двух сторон на хорошо спланированном
основании и закрепляются металлическими штырями. На концах
ограждений и поворотах должны быть установлены световые сигналы.
Расстояние от ограждения до оси коллектора определяется в
зависимости от местных условий с учётом возможности складирования
материалов и безопасности работы механизмов. Материалы должны быть
уложены на стороне, противоположной отвалу грунта на расстоянии не
менее 1,5 м от бровки траншеи.
Рис.16. Схема разбивки коллектора теплотрассы
3.4.7. Завершение
подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по
Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного
согласно Приложению И , СНиП 12-03-2001 .
3.5. Монтаж коллектора
прямоугольного сечения ведут единым объектным потоком с разбивкой
общего фронта работ на шесть захваток и со следующим распределением
работ:
-
рытье траншеи;
-
устройство щебёночной и бетонной подготовки;
-
выдерживание бетонной подготовки в течение 3 суток, завоз и
раскладка сборных элементов;
-
монтаж стеновых панелей и плит днища с замоноличиванием стыков,
укладка плит покрытия с заделкой швов;
-
выдерживание смонтированной конструкции коллектора в течение 4
суток перед засыпкой;
-
обратная засыпка пазух и траншеи.
Рис.17. Технологическая схема монтажа сборного железобетонного коллектора
1 - экскаватор; 2 - автосамосвал отвозящий грунт; 3 - автосамосвал подвозящий щебень; 4 - лоток для спуска щебня в траншею; 5 - отбойный брус; 6 - лоток для подачи бетонной смеси в траншею; 7, 8 - щебеночная и бетонная подготовка; 9 - стеновые панели; 10, 11 - плиты днища и перекрытия; 12 - замоноличиваемый стык панелей и днища; 13 - автокран; 14 - экскаватор с гейферным ковшом
3.6. Разработка
траншеи под коллектор
3.6.1. Разработка грунта
в траншеи одноковшовым экскаватором Hitachi ZX-200
осуществляется с продольным перемещением экскаватора по оси
траншеи, резание грунта производится способом "на себя", с копанием
грунта ниже уровня его стоянки (см. рис.18).
Отвалы грунта размещают,
как правило, с одной стороны траншеи, с которой возможен приток
дождевых вод, на расстоянии не менее 0,5 м от бровки, а
транспортные средства располагаются на одном уровне со стоянкой
экскаватора, сбоку от него. Разработанный грунт вывозят за пределы
строительной площадки или используют для:
-
засыпки пазух, траншеи;
-
резервных отвалов - для временного хранения годного грунта в
объёме, необходимом для обратной засыпки траншеи со смонтированным
коллектором;
-
на городскую свалку - при негодности грунта для подсыпок и засыпок.
Непригодность грунта для засыпок устанавливается актами с участием
заказчика при вскрытии траншеи.
3.6.2. При разработке
траншеи одноковшовым экскаватором на прямолинейных участках по ходу
его движения через каждые 50-80 м устанавливаются вешки высотой 3,0
м, а между ними - через каждые 5,0 м - колышки.
На криволинейных
участках, в пределах кривой, по ширине хода гусениц или по ширине
траншеи с обеих сторон следует устанавливать колышки через 2,0-5,0
м.
Производитель работ
знакомит и передаёт машинисту экскаватора для выполнения работ всю
разбивку трассы с углами поворотов.
3.6.3. Рытье траншеи
должно производиться без нарушения естественной структуры грунта в
основании. Разработка траншеи производится с недобором 0,1-0,15 м.
В случае разработки грунта ниже проектной отметки на дно должен
быть подсыпан песок до проектной отметки с тщательным уплотнением
виброплитой TSS-VP90N
(К
0,98) на глубину не более 0,5 м. Добор
грунта в траншеи до проектных отметок выполняется вручную с
выбрасыванием грунта на бровку, непосредственно перед устройством
подготовки. При необходимости вслед за экскаватором на расстоянии
не менее 10,0 м можно производить работы по креплению стен
траншей.
Рис.18. Схема организации работ по разработке траншеи
1 - колышки; 2 - вешки; 3 - разрабатываемая траншея; 4 - отвал минерального грунта; 5 - экскаватор;
H - глубина траншеи; а - ширина траншеи по дну; h - глубина снятия плодородного слоя по проекту
3.6.4. Крутизна откосов
траншей, разрабатываемых без креплений, принимается по таблице (см.
табл.1).
Допускаемая крутизна откосов траншей
(СНиП
12-04-2002, Часть 2 )
Таблица 1
Виды грунтов |
Крутизна откоса
(отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не
более |
|||
Насыпные,
неслежавшиеся |
||||
Песчаные |
||||
Супесь |