Виды компьютерных корпусов. Какие бывают системные блоки? Коротко про выбор корпуса для компьютера

Подавляющее большинство видов современного оружия сегодня базируется на IT-технологиях. Время, когда к нему можно было подходить с молотком и отверткой, прошло. Сейчас, чтобы умело обращаться с вооружением и техникой, требуется наличие высшего технического образования и отменный опыт. А еще - знание основ информационных технологий , которые ныне и базируются на автоматизированных системах управления войсками. О том, какие технологии сегодня применяются в армиях мира, нашему корреспонденту рассказал начальник 1-го научно-исследовательского отдела (информационных технологий) - заместитель начальника научно-исследовательского центра Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь полковник Дмитрий ВЕРЖБАЛОВИЧ.

Справка "КВ"

Полковник Вержбалович Дмитрий Игоревич, кандидат технических наук, доцент. Закончил с красным дипломом факультет автоматизированных систем управления МВИЗРУ ПВО в 1988 году. Проходил службу на Дальнем Востоке. Затем окончил адъюнктуру при кафедре АСУВ в Военной академии Республики Беларусь. Там же преподавал. В настоящее время занимается научной деятельностью.

- Сегодня современную армию уже невозможно представить без компьютерного оборудования...

Все более широкое внедрение информационных технологий является сегодня общемировым явлением. Оно наблюдается практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе - и в военной. В Концепции системы обеспечения информацией органов военного управления Вооруженных Сил дано такое определение информационной технологии : это - совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Деятельность вооруженных сил характеризуется специфичными, особо жесткими требованиями к работе с информацией и к средствам, эту работу реализующим. Пожалуй, ни в одной другой сфере деятельности, кроме военной, информация с древних времен не воспринималась как ключевой фактор обеспечения самого существования, сохранения жизни государства, с одной стороны, и подавления, уничтожения противника - с другой.

- Так все-таки, какова роль информационных технологий в современной войне?

Анализ современного мирового опыта показывает, что успешное проведение военных операций требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий , что уже невозможно без современных информационных технологий . Сегодня последствия неэффективной работы с информацией - это потери личного состава, вооружения, военной техники, которые в значительной мере предопределяют победу или поражение. Причем очень быстро и бесспорно.

Многие военные аналитики считают, что широкое применение современных информационных технологий привело к революции в военном деле. Обычно в качестве примера рассматривают войны последних лет, которые проводили США. Например, за счет применения информационных технологий войска США в Ираке в 1991 (считается первой информационной войной) приобрели боевой потенциал, втрое превышающий боевой потенциал обычных частей. Информационные технологии обеспечили сокращение среднего времени подлета и подготовки к атаке ударных вертолетов с 26 до 18 минут и увеличение процента поражения целей ПТУРами с 55% до 93%. Обработка и передача донесений в вышестоящие штабы в звене "рота-батальон" сократилась с 9 до 5 минут, вероятность дублирования телеграмм снизилась с 30% до 4%, передачи подтверждающей информации по телефонным линиям - с 98% до 22%.

- Интересно, как же удалось достичь такого сокращения времени?

Современные цифровые устройства позволяют успешно реализовывать тенденцию максимального сжатия цикла управления в цепочке "обнаружение - распознавание - наведение - поражение". Пространство боя насыщается "умными" боевыми системами, роботами, высокоточным оружием, системами спутниковой связи, электронными картами, средствами позиционирования и навигации. Ожидается, что объем мирового рынка военных роботов в ближайшие пять лет возрастет с $5,8 млрд в 2010 до более $8 млрд в 2016. Ну и не надо забывать о поистине огромных военных расходах США.

Налицо гигантский шаг в развитии оружейных технологий. Если вспомнить, чем наши деды и прадеды завоевали Победу в Великой Отечественной войне, то оружия полувековой давности и современное вообще трудно даже сравнивать...

Сегодня существуют образцы вооружения, которые в принципе не способны функционировать без контроля компьютеров. Например, некоторые современные самолеты для повышения маневренности летают в режиме неустойчивого равновесия, которое полностью контролируется бортовым компьютером. При выходе последнего из строя человек, по некоторым сведениям, просто не в состоянии удержать машину в воздухе.

- Но сегодня, насколько я понял, речь уже идет об информатизации не отдельных видов оружия, а целых систем...

Конечно. По сообщениям прессы, начальник британского генерального штаба Дэвид Ричардс планирует создать отдельное кибернетическое командование. Считается, что к такому решению он пришел после анализа опыта армии США, где аналогичное командование было создано в мае 2010 года.

Сегодня США проводят активную работу по созданию специальных средств для ведения кибернетических действий. Например, по данным The Guardian, центральное командование США заключило с одной из корпораций, базирующихся в Калифорнии, контракт на разработку программы, которая позволила бы одному сотруднику ведомства эффективно контролировать около десятка не связанных между собой виртуальных личностей в социальных сетях и блогах. По условиям контракта, каждый из виртуалов должен иметь подробно проработанную биографию и прочие личные данные, чтобы не вызвать подозрений. И хотя американцы заявляют, что разработка направлена на отслеживание в Интернете экстремистов и лиц, занимающихся антиамериканской пропагандой, легко можно назвать еще и такие цели, как влияние на формирование общественного мнения, инициация различных акций и пр.

Человечество находится только в начале пути освоения возможностей информационных технологий. Как писал в книге "Свободное соединение" Дэвид Уайнбергер, информационные технологии - "...это новый материк, который мы только начинаем осваивать". Мы как колонисты, высадившиеся на неизвестном берегу и отправляющиеся вглубь. Мы не знаем, что там, и не представляем, что именно потребуется в пути... Но уже ясно, что обычные методы не помогают, а новые еще не появились. Ясно, что само появление IT-технологий приведет к радикальному изменению традиционных структур, способов, методов и форм. Как именно - пока только начинает проясняться.

- Как вы считаете, IT-технологии повлияют на развитие и совершенствование армий мира?

Могу предположить, что должна произойти смена приоритетов. Вместо ставки на огневую мощь на первое место выйдет (и уже выходит!) ставка на своевременную, точную и качественную информацию. Вместо массирования сил и средств - сосредоточение результатов, когда несколько разнесенных в пространстве средств поражения обеспечивают синхронизированное воздействие на противника. Девизом армии вместо "Самые большие пушки" должен стать "Самые умные системы".

Разведка, анализ, принятие решения, доведение его до средств поражения должны выполняться в реальном времени с минимальными временными затратами (вот оно - сжатие цикла управления). Вероятно, на смену большим скоплениям техники и солдат, пробкам на дорогах и неповоротливой логистике должны прийти малочисленные, маневренные, оснащенные передовыми информационными технологиями подразделения, способные дистанционно управлять роботизированными огневыми средствами. В обязательном порядке - надежные защищенные бесшовные коммуникации, абсолютно прозрачные для всех абонентов, способные качественно функционировать в широком диапазоне внешних условий.

С другой стороны, реалиями нашего времени стало возникновение виртуальных сетевых организаций, в том числе - террористических. Это новые вызовы, с которыми современному обществу еще только предстоит научиться бороться. В том числе - и в кибернетической сфере.

- Еще во времена СССР Беларусь считалась высокоинтеллектуальным сборочным цехом. После развала СССР и кризиса 1990-х нашей стране удалось сохранить свой потенциал. Мы действительно можем конкурировать на рынке современных IT-технологий?

Сегодня на предприятиях ВПК создаются самые передовые системы управления военного назначения. Существенный вклад в этот процесс вносит и военная наука. - это выполнение научно-исследовательских работ, направленных на формирование обоснованных требований к разрабатываемым образцам. На их основе совместно с представителями заказчиков работ и промышленности формируется задание на выполнение опытно-конструкторских работ. В процессе выполнения ОКР сотрудники нашего института осуществляют военно-научное сопровождение работ. По завершении ОКР принимают участие в испытаниях различного уровня.

Также сотрудники нашего института принимают активное участие в разработке концептуальных и программных документов, направленных как на совершенствование военных систем управления, так и на комплексную информатизацию Вооруженных Сил. Например, уже ведутся разработки современных средств связи и телекоммуникации, беспилотных летательных аппаратов, дистанционно-управляемых огневых средств и прочих систем. К большому сожалению, значительная часть компонентов таких систем иностранного производства, что вызывает определенную озабоченность в плане надежности, отсутствия недекларированных возможностей, обеспечения бесперебойных поставок.

Таким образом, информатизация военной сферы, широкое внедрение ИТ на сегодня рассматриваются как одно из важнейших направлений повышения боеспособности вооруженных сил. Применение информационных технологий вызывает революционные преобразования, приводит к смене системы ценностей и приоритетов, которые еще только предстоит осознать и сформировать. Кибернетическое виртуальное пространство начинает рассматриваться как дополнительное измерение боевого пространства, и здесь наша республика имеет хорошие шансы достойно выглядеть на мировом рынке военных информационных технологий.

Тех пор как человек взял в руки палку, у нее появились два предназначения: мирное - возделывать землю и военное, когда палка используется в качестве дубинки. Со временем данный факт назвали технологией двойного применения, и ход развития техники стал представляться многим в виде соперничества двух лагерей изобретателей. Как только «хорошие» предложат новую технологию, предназначенную улучшить жизнь рода человеческого, находятся «плохие», которые обязательно придумают, как применить ее для уничтожения себе подобных. Можно было бы заклеймить позором ученых и конструкторов, разрабатывающих военные технологии, но парадокс состоит в том, что во многих случаях родоначальниками важнейших гражданских приложений являются именно военные программы. Так, ни для кого не секрет, что первый компьютер был построен по заказу американских военных, а любимый всеми нами Интернет вышел из недр американской программы ARPANET, нацеленной на создание неуязвимой сети на случай ядерной войны. Впрочем, подобных примеров немало. Pen-компьютер своим появлением во многом обязан военным программам, в которых исследовалась возможность замены неудобной клавиатуры на более простое средство ввода информации в боевых условиях, а технология распознавания речи активно разрабатывались для управления компьютером в военной обстановке. Эта же задача стимулировала разработку полупрозрачных (see-through) дисплеев.

Парадокс нашего общества состоит в том, что миллиардные ассигнования на военные программы подчас позволяют разрабатывать качественно новые технологии, на которые у гражданских государственных институтов нет денег, а коммерческие структуры не готовы финансировать столь долгосрочные проекты. Когда же технология разработана военными и наиболее трудоемкая часть процесса позади, она находит гражданское применение, развивается и на некотором этапе даже обгоняет военные образцы, заставляя военных закупать изделия в гражданском секторе, модернизируя их под свои нужды. Получается, что военные приложения компьютера в значительной мере определяют эволюцию компьютерных технологий, поэтому ознакомиться с ними полезно широкому кругу читателей.

Побеждает тот, кто быстрее считает

сновной чертой современного оружия является увеличение доли его интеллектуальной составляющей. Можно сказать, что сегодня, как никогда, уровень компьютерных технологий определяет обороноспособность страны. Наиболее яркий пример - последний виток вооружений, так называемая стратегическая оборонная инициатива (СОИ); эта программа немыслима без суперкомпьютерных вычислений. Система противоракетной обороны должна обеспечить перехват, а следовательно, обнаружение возможных запусков тысяч ракет и слежение за каждой из них. Подобная система требует фантастических вычислительных и коммуникационных ресурсов.

Второе стратегическое направление, нуждающееся в огромных вычислительных мощностях - моделирование ядерных взрывов. На сегодняшнем этапе развития науки физическая и математическая модели процессов, происходящих при ядерном взрыве, настолько хорошо отработаны, что вопрос выливается не столько в проблемы отработки модели, сколько в доступную вычислительную мощность. Иными словами, для стран, обладающих соответствующими вычислительными ресурсами, реальные испытания уже не нужны. Необходимость использования суперкомпьютеров в подобного рода программах является одной из главных причин ограничения экспорта компьютеров высокой производительности из США в страны потенциальных противников, к которым еще недавно принадлежала Россия. Многим, наверное, памятны скандалы, начатые по инициативе Конгресса США, когда в наши закрытые города Снежинск и Челябинск были поставлены мощные компьютеры SGI и IBM.

Третье направление — это различного рода беспилотные боевые машины. Самый яркий пример — крылатые ракеты, которые, по сути, являются летающими компьютерами. Число подобных систем будет расти. Приведем лишь один пример: последние разработки Boeing позволяют пилоту многоцелевого истребителя F-22 управлять тремя беспилотными самолетами сопровождения, способными совершать маневры с запредельным для возможностей человека ускорением на расстоянии десятков километров от «матки».

Постепенно и пехотинцы оснащаются компьютерами не хуже, чем какой-нибудь менеджер офиса, связанный со своей рабочей группой и руководством всем арсеналом компьютерных коммуникаций.

Если добавить к вышеперечисленным способам применения компьютера такие, как обеспечение координации войсками, поддержка командных решений, тренажеры боевых машин, средства ведения кибервойны, то становится очевидно, что спектр этот достаточно широк. Охватить все военные приложения невозможно, поэтому остановимся на некоторых, наиболее, на наш взгляд, интересных .

Носимые компьютеры для пехотинцев

Компьютеры от громоздких мэйнфреймов эволюционировали в компактные носимые компьютеры (wearable computers, WC), имеющие большой потенциал для военных приложений. По способу ношения данные устройства делятся на те, которые крепятся к различным частям тела и оставляют руки свободными (hands-free), и на переносимые в руках (hand-held). Hands-free-компьютеры обычно крепятся на запястье, на поясе или на голове. На протяжении уже многих лет в рамках НАТО тестируются всевозможные WC-компьютеры, использующиеся для связи между подразделениями и для доступа к данным; для ориентирования на местности и мониторинга состояния здоровья солдата; для подготовки отчетов и рапортов, хранения справочной информации о военной технике и т.д. К компьютерам, применяемым для боевых действий, предъявляются повышенные требования не только по прочности, водонепроницаемости и нечувствительности к магнитным излучениям, но также по компактности и мобильности. Многие решения, найденные при разработке военных программ, используются в гражданской сфере. В первую очередь это касается минимизации устройств ввода-вывода.

Системы ввода-вывода для военных WC

В то время как сами компьютеры стремительно уменьшаются, традиционные устройства ввода-вывода (клавиатура, дисплей) остаются довольно громоздкими. Именно это до недавних пор сдерживало внедрение носимых компьютеров в военных приложениях. При этом многие исследования по миниатюризации систем ввода-вывода для носимых компьютеров финансировались именно военными ведомствами. В частности, Pen-компьютеры, распознавание речи и наголовные компьютеры были военными инициативами.

Pen-компьютеры появились примерно в 80-х годах, что привело к так называемому paperlike interface (интерфейсу, подобному письму на бумаге) и стимулировало разработку программного обеспечения по распознаванию рукописного текста в бизнес-приложениях.

Технология распознавания речи очень важна для военных приложений, поскольку позволяет высвободить руки. Как известно, системы распознавания речи делятся на распознающие отдельные команды и слитную речь . Сегодня системы, которые способны распознавать отдельно произносимые слова, имеют достаточно высокую точность. Поскольку большинство военных команд односложно, такие системы распознавания можно успешно внедрять. Системы распознавания речи для военных приложений имеют свою специфику. Для того чтобы использовать голосовой интерфейс в условиях ведения боя, распознавание должно быть нечувствительно к фоновым звукам, распознавать речь говорящего в условиях стресса, когда может искажаться голос, а также при различных погодных условиях. Чем больше словарь, тем выше вероятность ошибки. Очевидно, что система должна быть 100-процентно надежной к критическим командам типа «Огонь!».

Система речевого вывода так же актуальна для WC, как и система речевого ввода. Понятно, что отвлекать зрение бойца еще менее предпочтительно, чем слух. Помимо речевого вывода информация может передаваться на наголовный дисплей HMD (Head-Mounted Display), который способен проецировать картинку на один или на оба глаза (рис. 1).

Примером такого решения является продукт Virtual I-glasses от компании Virtual i-0. Перспективной технологией является приложение, в котором картинка проецируется не на всё поле зрения, а только на его часть, а также полупрозрачные дисплеи с технологией see-through. Системы ночного видения могут использоваться на том же дисплее (рис. 2).

Здесь опять-таки следует отметить, что наголовные дисплеи, созданные в русле военных программ, уже давно применяются в медицине, промышленности и индустрии развлечений.

Коммуникация на базе WC

Одним из важнейших условий слаженной работы военной группы является хорошая коммуникация: передача команд, оповещение об опасности и т.п. Мобильные компьютеры позволяют обмениваться данными с другими членами группы, а также с центральным сервером для оперативного получения и доставки информации.

Определение местоположения и вычисления по карте

В условиях ведения боевых действий очень важно знать свои координаты. Очевидно, что батарея может открыть огонь только после того, как точно вычислит свои координаты, а удаленный командный пункт, отдавая команду «Огонь!», должен быть уверен, что правильно сообщил координаты своего местоположения. Для определения координат используется система GPS (Global Positioning System), разработанная для американской армии и со временем нашедшая широкое применение в гражданской сфере. Система использует 24 спутника, орбиты которых выбраны таким образом, что 5-8 спутников всегда попадают в поле зрения пользователя в любой точке земного шара. GPS-приемник принимает сигнал как минимум от четырех спутников и выдает координаты (x, y, z) и время пользователя. Система GPS также позволяет легко рассчитать скорость и ускорение. Планирование маршрутов передвижения может быть проделано с использованием WC. Такие функции предоставляют программы, аналогичные приложению Microsoft Automap Road Atlas. Пехотинец указывает начальную точку и точку места назначения, а программа в считанные секунды определяет наиболее быстрый, короткий или предпочтительный по другим параметрам путь и дает пошаговые инструкции.

Составление отчетов и выполнение расчетов

Командир отряда, так же как и менеджер бизнес-подразделения, должен посылать рутинные отчеты, в которых необходимо указывать планы передвижения, наличие амуниции, горючего, требования к ремонту техники и т.п. WC может помочь командиру в составлении подобных отчетов на базе использования шаблонов и т.п.

WC позволяет также решить множество расчетных задач, например сколько нужно горючего для того, чтобы перебросить моторизованное подразделение из одного пункта в другой.

Применение WC и HMD для обслуживания военной техники

По мере того как усложняется военная техника, все острее становится вопрос ее обслуживания в полевых условиях. Наголовные шлемы (HMD) с технологией полупрозрачных дисплеев (see-through) уже применяются в армии США при выполнении ремонта. В частности, в военно-морских силах США используются напоясные компьютеры и See-through HMD для ремонта палубных вертолетов, а в танковых войсках, например, такая система применяется для обслуживания танка 147 Ml tank. Все руководства пользователя хранятся на CD-ROM и воспроизводятся с помощью WC. Схема того или иного рабочего узла проецируется на полупрозрачный дисплей, при этом сквозь дисплей пользователь видит поврежденный узел и имеет возможность переключать зрение с виртуальной картинки на реальную.

Использование беспилотных систем обзора

Использование беспилотных управляемых летающих моделей позволяет проецировать изображения невидимых частей поля боя на HMD пехотинца. Например, солдату, поднимающемуся в гору, важно знать, что ждет его за перевалом.

Медицинская помощь в военно-полевых условиях

На поле боя первый час после ранения является наиболее критичным в плане выживания. Помимо возможности сообщить по беспроводной связи о своем состоянии, современные WC могут давать более исчерпывающую информацию о пехотинце: показывать его пульс, частоту дыхания, а также вычислять сложные комплексные показатели, такие как уровень стресса, нагрузка на организм, степень испытываемой тревоги и т.п. Подобные измерения могут производиться постоянно в режиме мониторинга и передаваться по беспроводным каналам для анализа на пункт управления миссией. В частности, разработка устройств медицинского мониторинга ведется подразделением ASD (Acoustic Sensor Division) армейской исследовательской лабораторией США (Army Research Labs, ARL). В качестве рабочего тела используется акустический сенсор (подушечка, заполненная жидкостью), который снимает так называемые физиологические звуки (physiological sounds).

Сенсорное устройство имеет плотность, близкую к плотности человеческого тела, и покрытие, похожее по характеристикам на человеческую кожу, что обеспечивает хороший акустический контакт. Слабые акустические аналоговые сигналы усиливаются, оцифровываются, сжимаются, обрабатываются с помощью WC и могут передаваться как на дисплей пехотинца, так и на пункт управления миссией. Встроенная в WC экспертная система определит, когда здоровье пользователя находится в опасности, и подаст сигнал тревоги, включающий GPS location-сигнал и комплексный показатель серьезности повреждения.

WC также поможет санитару, который придет на помощь раненому бойцу. Поскольку оборудование, которое санитар может принести с собой на поле боя, ограниченно, то ARL и Медицинский центр управления современными технологиями (Medical Advanced Technology Management Office, MATMO) разработали специальное транспортное средство M3V (Mobile Medical Mentoring Vehicle). Оно принимает сигнал тревоги и на основе GPS-данных определяет маршрут. Если санитару приходится покидать машину для того, чтобы подобраться к раненому, он может пользоваться WC и обмениваться информацией с врачом, находящимся в M3V. При общении с раненым санитар использует микрокамеру Medic-cam, так что врач в M3V или на командном пункте может видеть и слышать пациента с помощью камеры, которая закреплена на очках санитара, и консультировать его.

Еще более масштабный телемедицинский проект TAI (Telemedicine Acquisition Initiative) позволяет медицинскому армейскому департаменту Army Medical Department (AMEDD) предоставить полевым медикам, работающим на передовой, возможность провести телекоммуникационную экспертизу независимо от места военных действий. Экспертиза осуществляется на базе чтения диагностических снимков и онлайновых консультаций лучших специалистов.

Синтез данных от распределенных источников

Синтез данных от распределенных источников (Distributed Data Fusion, DDF) - это одна из важнейших задач при принятии командных решений. Процесс принятия командных решений включает сбор и объединение данных, полученных из различных источников, анализ этих данных, отбраковку ложной информации на основе статистических расчетов, интерпретацию данных и планирование.

Обычно исходные данные от разного рода источников собираются на верхнем уровне в центре ASIC (Army’s All Source Information Center), где осуществляется их компьютерная обработка. Очевидно, что при передаче данных с уровня на уровень может происходить их искажение, причиной которого может быть человеческий, коммуникационный или электронный фактор.

Кибервойна: мифы и реальность

Огромном городе внезапно гаснет свет, испуганные люди бегут к телефону и, подняв трубку, убеждаются, что гудок отсутствует. На военных базах в это время генералы тщетно пытаются связаться с войсками. Что происходит? Идет кибератака, то есть через Интернет, радио и с помощью электромагнитных излучателей наносятся военные удары по сетям противника, блокируется подача электроэнергии, обнуляются электронные счета в банках и т.д. и т.п. — примерно так описывают кибератаку обозреватели популярных изданий.

Насколько реально проведение подобной операции с помощью современных средств кибервойны? Могут ли компьютерные вредоносные программы стать грозным оружием? Эта тема широко обсуждается не только в специализированных изданиях, но и в популярных журналах, подчас обрастая мифами и преувеличениями. Каково же мнение экспертов по сетевой безопасности?

В свое время, беседуя с Евгением Касперским (ведущим отечественным специалистом по антивирусной защите), я задал ему вопрос, можно ли разработать вирус, который использовался бы в военных целях и поражал бы конкретную сеть противника. Ответ был достаточно скептическим. В частности, Евгений сказал, что для выполнения такой задачи необходимо построить у себя такую же сеть, как у противника, изучить ее особенности и только потом можно будет создать вирус, способный поразить ее.

Подобные комментарии можно услышать и от американских экспертов. «Если потенциальной целью является некоторая сеть в Ираке, то нельзя исключить, что она не связана с какой-либо сетью в Лондоне, Мадриде или Нью-Йорке. Так что кибератака похожа на поиск цели в толпе, - говорит Кейт Родес, технический специалист U.S. General Accounting Office, ответственный за безопасность правительственных сетей. - Если вы выпускаете вирус или червь, то должны понимать, что это оружие может распространяться быстрее и такими путями, о которых нападающая сторона может и не подозревать».

Кейт Родес и его коллеги сходятся во мнении, что военные вряд ли решатся на выпуск вирусов и червей, потому что слишком велик риск разрушить свои собственные сети.

«Я полагаю, что военная кибератака будет направлена против специфической сети, - добавляет Родес. - Использовать конкретные “дыры” в системах противника намного надежнее, чем применять неконтролируемые вирусы и черви.»

Однако несмотря на то, что возможности кибератак в военных операциях подчас преувеличиваются, очевидно, что данная мера активно рассматривается военными как один из методов борьбы с противником.

Доподлинно известно (об этом написали многие газеты во всем мире), что правительство США разрабатывает план ведения кибервойны (cyber-warfare plan). Президент Буш еще в июле прошлого года подписал секретную директиву (National Security Presidential Directive 16), предписывающую правительству разработать нормы ведения кибервойны - документ, устанавливающий правила, предписывающие, когда и как США смогут проникать и разрушать компьютерные системы противника. Этот документ будет иметь долговременное действие, как и доктрина применения ядерного оружия, принятая США после Второй мировой войны и действующая до сих пор. «У нас есть возможности, у нас есть организации; у нас пока нет тщательно разработанной стратегии, доктрины, процедур», - говорит Ричард Кларк, который недавно покинул пост специального советника президента по вопросам безопасности киберпространства.

По словам Дана Вулли, бывшего сотрудника компьютерного подразделения ВВС США, ныне работающего в SilentRunner, перевод противоборства в киберпространство добавляет еще одно оружие в известный арсенал, появляется новое поле сражения. Мы ищем новые пути снижения степени угрозы, исходящей от противника на поле боя. Весьма эффективными действиями в этом направлении могут быть следующие: выведение из строя компьютеров, отвечающих за поддержку боевых систем противника; возможность подавить информационное и энергообеспечение; внести помехи в работу компьютеров противника; атаковать компьютеры в системах управления боевыми действиями».

Большинство военных аналитиков сегодня соглашаются, что кибервойна не может быть единственным видом сражения, но дает серьезное преимущество в ведении боевых действий. Подавить электростанцию с помощью кибератаки можно более эффективно, чем подвергнув ее бомбардировке, в ходе которой могут погибнуть мирные граждане, живущие рядом с этой электростанцией.

Однако многие аналитики предостерегают, что кибервойну не следует трактовать как гуманизированный вариант борьбы электронными средствами с электронными силами противника. «Не следует думать, что кибервойна - это бескровное средство ведения боевых действий, - говорит Боб Хиллери, сотрудник института SANS Institute и бывший командир подразделения военно-морских сил США. - Если кибератака приведет к выключению электричества, то это приведет к прекращению снабжения продовольствием и отключением госпиталей».

Следует отметить, что атаки на военные сети осуществляются не только в качестве государственной военной агрессии. В частности, Пентагон официально сообщает о том, что в год предпринимается около 15 тыс. хакерских попыток взломать сеть. «Нас атакуют каждый день, и мы защищаемся», - говорит генерал Дж. Дэвид Брайан, руководитель подразделения Joint Task Force-Computer Network Operations.

После того как в 1998 году два калифорнийских подростка осуществили успешную атаку, названную Solar Sunrise, а год спустя группа, связанная с Российской академией наук, провела вторую атаку - Moonlight Maze, Пентагон принял эффективные контрмеры.

В этом году деятельность хакеров против США активизировалась с усилением давления на Ирак. Прежде кибератаки редко ассоциировались с вооруженным конфликтом на уровне государств, они, как правило, связывались с хакерской активностью, терроризмом или с криминальными действиями. Похоже, сегодня это дешевое средство с большой разрушительной силой все чаще рассматривается как новый вид ведения боевых действий. Можно выделить следующие методы ведения кибервойны:

дезинформация (Disinformation campaigns) — поскольку Интернет является популярным средством публикации новостей, он может активно использоваться и для распространения дезинформации для оказания давления на население воюющей стороны;

шпионаж (Gathering secret data) — средства перехвата и изменения секретной информации. Если до недавнего времени шпионаж в основном сводился к внедрению резидента, то сегодня все большую роль играют методы удаленного шпионажа;

подавление информационной инфраструктуры в полевых условиях (Disruption in the field) — подавление информационно-коммуникационных средств в полевых условиях. Военные действия должны быть тщательно скоординированы и в современных условиях серьезно зависят от передачи электронных сигналов между компьютерами и спутниками. Задача атакующего — блокировать или зашумлять передаваемые сигналы или замещать их ложными сигналами;

атаки на критически важные инфраструктуры (Attacking critical infrastructure) — электростанции, системы водоснабжения, топливные, коммуникационные, транспортные и банковские системы все больше автоматизируются, компьютеризируются и, следовательно, становятся подвержены кибератакам. Кибератаки на подобные объекты в основном направлены на действия против гражданского населения.

Эксперты отмечают, что, несмотря на эффективные меры защиты, американские вооруженные силы все больше зависят от электроники и потенциальная угроза кибератак возрастает. «Даже не слишком масштабная атака может нанести серьезный ущерб», - предупреждает Михаэль Ватис, бывший директор Cybercrime Unit ФБР. В частности, все большая зависимость военных технологий от Интернета приводит к тому, что система в целом становится более уязвимой в отношении атак через Глобальную сеть. По иронии судьбы предшественница Интернета - сеть ARPANET была создана на случай войны, однако после того, как Интернет приобрел международный характер, его суть - децентрализованная коммуникация - стала его ахиллесовой пятой. Одна из величайших проблем для наиболее развитых в технологическом и компьютерном отношении стран и прежде всего США состоит в том, что в кибервойне преимущества имеют слабые нации или даже группы террористов, не обладающие сложными информационными системами и способные нанести кибератаку из любого места в мире.

Казалось бы, что может быть проще выбора корпуса для ПК, ведь это не процессор или видеокарта, влияющие на производительность системы. Однако именно неправильно подобранный корпус и становится проблемой для многих пользователей в плане производительности всех комплектующих в системном блоке. Из данной статьи читатель узнает, какие виды корпусов бывают, как правильно выбрать из ассортимента на рынке и каким производителям стоит отдать предпочтение при покупке.

Планирование размещения корпуса для ПК

В первую очередь нужно подумать об установке системного блока на рабочем месте пользователя - где корпус будет стоять. Размещений не так уж и много: на столе, под столом или возле рабочего места. Отсюда и требования к габаритам устройства, его весу и формфактору. Не все покупатели знают, что производители корпусов для ПК выпускают свои продукты как для вертикальной установки, так и для горизонтального расположения для удобства пользователей.

Также немаловажным фактором планирования размещения системного блока является наличие притока свежего воздуха в помещении. При плохом отводе тепла и установке ниже уровня рабочего стола рекомендуется приобретение вертикально устанавливаемого системного блока. Если нужно компактное устройство, и вентиляция в помещении присутствует, то предпочтение лучше отдать системному блоку с горизонтальным расположением - установить его можно под монитор или возле него.

Формфактор корпусов

На рынке компьютерных покупатель может запутаться, если столкнётся с выбором формфактора устройства. Множество аббревиатур, разница между которыми на внешний вид не имеет особого различия. Чтобы было проще сориентироваться, профессионалы рекомендуют использовать всего три термина, на которые уже сами продавцы будут ориентироваться при покупке:

  • мини-корпус - компактные размеры позволяют устройству не занимать много места, а лёгкий вес дает возможность транспортировать системный блок без особых усилий (в аналогии - огромный ноутбук);
  • обычный корпус - большинство системных блоков на рынке (около 90%) имеют стандартные размеры корпуса для ПК (180x410x385 мм);
  • башенный корпус - на базе дорогостоящих системных блоков этого типа реализованы все игровые решения для покупателей, ведь удобство монтажа и достойная вентиляция всегда будут на первом месте.

Комплектация блоком питания

Существуют убеждения, что все корпуса для ПК, поставляемые с блоками питания в комплекте, относятся к продуктам широкого потребления. Отчасти это правда, ведь большинству производителей бюджетных устройств выгодно заработать на продаже двух устройств, нежели на чём-то одном. Однако известные мировые бренды, ориентируясь на требования пользователей, нередко снабжают дорогие корпуса мощными блоками питания. Естественно, цена таких решений на порядок выше продукции широкого потребления.

В данной ситуации всё-таки ИТ-специалистами рекомендуется отдавать предпочтение покупке корпуса и блока питания по отдельности. Расчёт мощности БП должен осуществляться исходя из суммарного потребления электроэнергии всех установленных комплектующих, а не наоборот. К тому же на рынке компьютеров всегда расчёт мощности производится с запасом (на 30% минимум).

Производители дорогих корпусов для ПК

Понятно, что все покупатели желают отдать предпочтение известному бренду, однако зачастую за имя производителя приходится немало доплачивать. И если речь идёт о рекомендациях, то стоит присмотреться к следующим брендам на компьютерном рынке:

  1. Zalman. Компания известна пользователям своими решениями в области систем охлаждения, поэтому нет сомнений, что производитель обеспечит свой продукт достойной вентиляцией. Выбор корпуса для ПК из всей линейки компании будет лучшей покупкой для будущего владельца.
  2. Thermaltake. Самый дорогой представитель американского производителя отличается от конкурентов узнаваемым дизайном. В основном все решения компании реализованы в виде башенных корпусов, предназначенных для оверлокеров: много свободного места внутри, отличная вентиляция и внешняя привлекательность находят в любой точке планеты своих покупателей.
  3. Aerocool, Chieftec, Gigabyte, Fractal Design. Данные производители изготавливают достойные корпуса для ПК. Но их стремление покорить все ниши смущает многих потенциальных покупателей. Если вопрос цены в приоритете, то стоит присмотреться именно к этим брендам.

Дешёвый класс системных блоков

Для устройств бюджетного класса главным критерием является качество сборки. Внимание нужно обратить на материал изготовления. В большинстве случаев производитель для снижения себестоимости использует очень тонкий металл, который наряду с низкой прочностью имеет острые кромки на стыках, из-за чего многие пользователи могут порезать себе руки при монтаже комплектующих. Лучшие корпуса для ПК из бюджетного класса предлагаются без блока питания в комплекте.

Однако именно недорогие решения и привлекают многих покупателей, ведь производители, пытаясь выделится на рынке, обеспечивают свои решения дополнительным функционалом: жидкокристаллические дисплеи, картридеры, яркая неоновая подсветка и множество других функций, способных привлечь внимание к продукту. Тут уже покупателю решать, что для него важнее: качество или цена.

Развитие направления моддинг

Многие владельцы персональных компьютеров, пытаясь выделиться среди сверстников, предпочитают изготавливать корпус для ПК своими руками. Для этих целей приобретается специальное устройство под названием дремель (Dremel), которым и осуществляется видоизменение системного блока. Главным достоинством такого усовершенствования является изготовление корпуса под определённые нужды пользователя с минимальными затратами. Купив самое дешёвое на рынке устройство, можно на его платформе создать настоящий шедевр, который своим функционалом и удобством использования способен конкурировать с элитными корпусами.

Естественно, наличия металлообрабатывающего инструмента для этих целей недостаточно. Нужно иметь дизайнерские навыки и познания в области компьютерных технологий. Для обеспечения достойной вентиляции внутри корпуса рекомендуется вырезать окна на крышке системного блока для установки дополнительных кулеров. Придать красивый вид поможет светящаяся Главное - не забывать основное правило моддинга: нельзя нарушать целостность каркаса несущей части конструкции.

Корпус с нуля своими руками

Людей, создающих с нуля корпус для ПК своими руками, достаточно много. Однако лишь единицы задумываются, почему производители изготавливают системные блоки из стали или алюминия, ведь пластик значительно дешевле. Всё дело в статическом напряжении, которое имеет каждый компонент, установленный в корпус - лишний ток забирает на себя металлический каркас устройства, чего не сделает пластик или дерево.

И если у пользователя появилась мысль создать корпус своими руками, то необходимо позаботиться о создании металлического контура внутри устройства, ещё его называют массой. Перед тем как сделать корпус для ПК, нужно тщательно рассчитать размеры несущей конструкции, создать блоки для установки комплектующих и объединить все элементы в один электрический контур. Иначе все устройства внутри системного блока могут попросту сгореть.

В заключение

В итоге получается, что перед тем, как выбрать корпус для ПК, потенциальному покупателю необходимо сначала определиться с ценой. Следующим шагом являются требования к производительности системы: требует достойного охлаждения, а для офисного ПК в приоритете компактность. Людям, желающим создать корпус своими руками, однозначно понадобятся знания физики и специальный инструмент по обработке металла. Выбор, как всегда, за пользователем, однако не стоит забывать, что стоимость установленных внутрь системного блока комплектующих значительно выше цены корпуса, соответственно, все видоизменения несущего устройства пропорционально влияют на дорогостоящее оборудование.

Сейчас готовые компьютеры можно купить в большинстве магазинов бытовой техники. Но такой подход устраивает не всех. Сборка из комплектующих на заказ позволяет изготовить системный блок, который подходит под задачи конкретного человека. К тому же, такой компьютер будет уникальным.

Обычно, при составлении конфигурации системного блока, корпус выбирают, что называется, «на сдачу». Да, такой подход справедлив для офисных ПК, где ставится цель сэкономить. Раньше, когда компьютеры современного АТХ-формата только появлялись в России, большинство корпусов отличались только высотой и оформлением передней панели, люди вообще не задумывались над выбором. Наиболее популярным форматом был Tower (обычная башня). Игровые и мощные конфигурации собирали в Full-Tower (такая же башня, но раза в полтора, а то и два выше) чаще всего с дверью на передней стенке. Горизонтальные, так называемые desktop, на которых стояли мониторы, постепенно исчезали из продажи. Изначально все корпуса были «просто серые ящики», потом в моду вошли серебристый и черный цвета.
Если кто-то думает, что все осталось также – просто давно не был в компьютерном магазине. Сейчас на витринах можно встретить корпуса всевозможных форм, цветов и размеров. А при сборке, например, маленького компьютера – именно корпус чаще всего становится определяющим. Не потеряться в этом многообразии поможет сегодняшняя статья.

Midi-Tower и Mini-Tower типоразмеры.

Несмотря на стремление к миниатюризации, наиболее популярными остаются вертикальные корпуса типа midi-Tower . Примерные размеры: ширина 15-20см, высота 43-45см. Такие корпуса способны вместить полноразмерную стандартную материнскую плату ATX-формата , блок питания стандартного размера, несколько жестких дисков и дисководов. Применение универсальное. Размеры приемлемы как для высокопроизводительных компьютеров, так и для офисных ПК. Слотов расширения чаще всего 6 . Впрочем, такое количество карт расширения не нужно современным компьютерам, особенно офисным. Материнские платы формата microATX сразу обладают встроенными звуковыми и сетевыми картами, а процессоры – встроенным видеоядром. Благодаря этому можно сэкономить на габаритах – использовать mini-Tower корпус. Он ниже, чем midi-Tower (примерно 33-35см в высоту), правда, и установить в них получится немного: 1-2 оптических привода, 1-2 жестких диска и примерно 4 слота расширения .

Наличие блока питания в корпусах Tower-формата и его расположение.

Часто корпуса такого формата комплектуются встроенными блоками питания. В случае офисного компьютера, самая тяжелая работа для которого – редакторы таблиц и электронная почта, можно использовать простые корпуса со встроенным блоком питания, мощностью 300-450Вт . Мультимедийный ПК, также как и игровой среднего уровня может обойтись 500-600Вт блоком, предустановленным в корпус. Чаще всего такое решение позволяет сэкономить, но для серьезных рабочих станций, или мощных геймерских компьютеров этого будет недостаточно. Блоки питания, встроенные в корпуса, обычно простых серий с минимальным набором разъемов, подключить мощную видеокарту, или большое количество жестких дисков будет затруднительно.
Раньше блоки питания в корпусах формата Tower размещались только сверху . В последнее время популярность приобрело нижнее расположение . Преимуществами такого решения являются: лучшее охлаждение самого БП (ему не нужно протягивать через себя нагретый в системном блоке воздух, забор осуществляется через прорези в дне корпуса), а также большая устойчивость за счет снижения центра тяжести. При таком расположении необходимо подобрать блок питания, который обладает достаточной длиной кабелей, ведь часто разъемы для питания процессора находятся в самом верху системных плат. Также обязательным становится вентилятор на задней стенке корпуса .

Micro-Tower и Slim-Desktop типоразмеры.

А что, если сделать корпус еще меньше? Именно так появились Micro-Tower и Slim-Desktop . Первые – ниже, чем mini-Tower, и отсек для 5,25 дюймовых накопителей – всего один . Вторые – уже, чем стандартные башни. Уменьшить ширину позволяет расположение блока питания вертикально, иногда даже в передней части. Отсек для оптических приводов также расположен вертикально, либо вообще отсутствует. Это позволяет располагать корпус как стоя, так и лежа, именно поэтому в названии есть слово desktop. В таких корпусах обычно собирают компьютеры с небольшим энергопотреблением, и соответственно, тепловыделением, так как движение воздуха в них затруднено.

Desktop типоразмер.

Desktop -корпуса сейчас чаще можно встретить не под монитором старого типа, а под современным телевизором. Горизонтальные корпуса часто используются как HTPC – мультимедийный компьютер, который стоит в гостиной, и часто маскируется под аудио оборудование. Иногда комплектуются внешними блоками питания небольшой мощности .

Full-Tower, Ultra-Tower и Super-Tower типоразмеры.

С Full-Tower и Ultra-Tower все просто – большие корпуса, в которых можно хоть геймерскую машину собрать, хоть рабочую станцию, хоть сервер. Причем первый – башня с высотой 50-60 см, 4-9 отсеками 5,25 дюйма, а Ultra-Tower еще больше, в том числе и в ширину. Реже встречается Super-Tower , настолько большой, что для перемещения его в пространстве обычно оснащается колесиками. Система, которую собрали в корпусах таких форматов, будет выглядеть внушительно, повергать в шок неподготовленных гостей. Зато там без проблем разместятся огромное количество жестких дисков, несколько мощных видеокарт, материнская плата XL-ATX , либо E-ATX форматов.

SFF – Small form factor.

Неужели игровой компьютер с одной, но мощной видеокартой не получится собрать в относительно компактном корпусе? Тут приходят на помощь системные платы размером всего 170x170мм - miniITX формат. Корпуса для них бывают как в виде башен, так и в форме кубиков, где материнская плата лежит горизонтально - Cube/Desktop . Впрочем, "кубики" могут быть и под большие форматы материнских плат. Выбирая mITX – корпус следует учесть некоторые нюансы, например, не во все корпуса можно установить длинную видеокарту , мощные блоки питания также бывают увеличенной длины, а уж подбор системы охлаждения вообще может превратиться в "квест".

Система охлаждения и кабель-менеджмент.

Что касается охлаждения, редко бывает, чтобы в комплектации корпуса отсутствовали вентиляторы. Хоть один 80мм на задней стенке есть даже у самого бюджетного. В корпусах высокого класса можно встретить даже 5 предустановленных вентиляторов 140x140мм , иногда даже с возможностью регулировать их обороты . Чаще всего у таких корпусов присутствует поддержка систем жидкостного охлаждения . Чтобы потоки воздуха беспрепятственно двигались внутри системных блоков, некоторые корпуса оснащены системой кабель-менеджмента , что подразумевает под собой прокладку кабелей от блока питания за поддоном материнской платы. В поддонах часто делают вырез за сокетом системной платы – это позволяет ставить и снимать процессорные системы охлаждения, всего лишь открутив заднюю стенку.

Наличие и количество слотов расширения.

Раньше в 5,25 дюймовые отсеки на передней панели системных блоков устанавливали дисководы для дискет, затем для CD, DVD, и, наконец, Blu-Ray дисков, использовали как MobilRack. На сегодняшний день и 5,25 и 3,5 дюймовые отсеки можно задействовать для панелей управления вентиляторами, либо под картридеры. Впрочем, иногда, устройства для чтения карт памяти , производители встраивают сразу в корпус. Что касается MobilRack – им на замену пришли док-станции для жестких дисков или SSD-накопителей . Наличие такой станции позволяет сэкономить место на столе, и избавиться от лишних проводов. На передней панели, либо сверху на большинстве корпусов обычно парами расположены разъемы USB 2,0 версии , либо 3,0 версии , аудиоразъемы , иногда eSATA для подключения жестких дисков с таким интерфейсом. Что касается внутренних отсеков, то для обычной системы достаточно 3-4 отсека для жестких дисков формата 3,5 дюйма, а также 1-2 отсека 2,5 дюйма для SSD-накопителей . Корзина для жестких дисков может стоять вдоль корпуса , поперек , либо конфигурируемое расположение . В первом случае обеспечивается лучшее охлаждение накопителей. Второй вариант более удобен для снятия установки, к тому же жесткие диски занимают меньше места. Третий вариант подразумевает съемные корзины, которые можно передвигать, поворачивать, а то и вовсе убрать. Удобно для сборки, когда накопители крепятся без винтов .

Нестандартные решения и моддинг.

А что если хочется чего-то нестандартного? Есть возможность приобрести корпус любимого цвета, который впишется в дизайн комнаты, либо офиса. Например, розовый . Если любимый цвет - черный, разнообразие корпусов конечно, возрастает, но производители давно не считают его единственным. Выбор материалов не ограничивается сталью – в отделке используются различные пластики , а в премиум–корпусах - алюминий .
Чтобы продемонстрировать мощную систему, корпуса оснащаются окнами , чаще всего из оргстекла, но встречаются стенки целиком из закаленного стекла . Второй вариант выглядит наряднее, защищен от царапин, но более хрупкий и тяжелый. Естественно, что возникает необходимость подсветить все это изнутри. Производители корпусов приходят на помощь и здесь, устанавливая внутрь неоновые лампы или светодиодные ленты. Можно выбрать различные цвета, например, оранжевый .

Ценовые диапазоны.

Сначала рассмотрим корпуса со встроенным блоком питания.

2500р – 3500р . Бюджетный сегмент. В этом диапазоне находятся корпуса для офисных системных блоков с БП 350-400Вт, также можно встретить корпуса для HTPC с БП 200Вт с поддержкой материнских плат mITX-формата. Количество портов, слотов расширения и предустановленных вентиляторов минимально.

3500р - 6000р . Корпуса с БП мощностью 450-500Вт, либо mITX-корпуса с 300Вт БП, в них можно собрать уже мультимедийный компьютер для дома, но каких-то интересных решений, как и в предыдущей группе, ждать не приходится.

6000р – 13000р . Здесь уже можно встретить интересные варианты, ближе к верхней границе – даже корпуса типа Full-Tower с окном на боковой стенке, регулировкой скорости вращения вентиляторов и 600 Вт блоками питания, в которых запросто можно собрать, например, медиасервер с большим количеством жестких дисков. У современных видеокарт, даже мощных, требования к БП не такие высокие, как раньше, а значит и игровой компьютер начального, среднего, и даже выше среднего уровня будет себя хорошо чувствовать в корпусах этого диапазона. Стоит, конечно, обратить внимание на количество корпусных вентиляторов, один на передней стенке, и один на задней – необходимый минимум. Впрочем, недостающее количество всегда можно докупить отдельно.

Корпуса без встроенного блока питания.

900р – 2500р . Начальный уровень. Корпуса для офиса, максимально простые черные коробочки. Впрочем, корпуса верхнего ценового диапазона (2000р-2500р) при установке мощного БП ничего не мешает использовать и дома. При этом не стоит забывать о совместимости с комплектующими, например, игровыми видеокартами.

2500р - 8000р . Средний уровень. Здесь есть все, о чем рассказывалось в статье. И обычные башни, и кубические корпуса с интересными цветовыми решениями, и алюминиевые корпуса для HTPC, и Full-Tower для системы любой мощности.

8000р – 22000р . Верхний уровень. Максимально продуманные с точки зрения дизайна, материалов и охлаждения корпуса. Подходят для самых требовательных пользователей. Именно в таких корпусах собирают «топовые» системы.

От 22000р . Премиум уровень. Верхней ценовой границы нет. Для тех пользователей, кто не готов мириться с тем, что у кого-то будет похожий корпус. Часто выпускаются небольшими партиями, из необычных материалов. Обладают запоминающимся дизайном.