80 восточной долготы. Координаты Google

Речь в заголовке нашей сегодняшней заметки идёт о злосчастной для российской космической промышленности точки 80 градусов восточной долготы. Относительно недавно туда отправился доживать свой век на орбите спутник «Экспресс АМ-22», который ранее работал в позиции 53 градуса восточной долготы. Любители спутникового телевидения даже с интересом стали ждать новостей с 80 градусов в надежде, что эта точка оживёт, но… Впрочем, всё стало ясно после пресс-релиза, который пока опубликован только на англоязычной версии сайта группы компаний «Романтис».

Данный провайдер базируется в настоящий момент в Берлине и имеет регинальные офисы в Москве и в канадском Квебеке. Среди его услуг — предоставление транспондерной ёмкости на российских и американских телекоммуникационных спутниках. В частности, Romantis предлагает свои услуги по работе через спутник «Экспресс AM-22», о чём он подробно рассказал в своём последнем (на данный момент) пресс-релизе. В нём он предлагает работу через Ku-диапазон на регионы Ближнего Востока и Персидского залива по очень привлекательным ценам. Предлагается использовать транспондерную ёмкость спутника для перегонов новостных сюжетов, широкополосного интернета и кратковременной передачи данных. Речь о регулярном телевещании не ведётся вообще. И причина здесь самая банальная.

Карта покрытия ближневосточного луча спутника Экспресс AM-22:

Дело в том, что спутник «Экспресс AM-22», копия которого удостоилась отдельного экспоната в Музее космонавтики на ВДНХ, добравшись до точки 80 градусов восточной долготы стал выписывать там «восьмёрки» или работать на наклонной орбите. Вследствие чего, для работы через этот спутник теперь нужно использовать терминалы с возможностью слежения за спутником на орбите. Всё это существенно удешевляет стоимость использования транспондерной ёмкости данного сателлита, но учитывая то, что AM-22 стал нестабилен на орбите ни о какой постоянной телетрансляции теперь речи быть не может.

Любопытно, что ФГУП «Космическая связь» использует на этой же позиции спутник «Экспресс AM-2», который в текущем году уже вырабатывает свой ресурс, но он с 2009 года является аварийным и может работать, из-за проблем с электрообеспечением, только половину суток. После того, как в точку 80 гр.в.д. прибыл спутник AM-22 никакой информации о текущем состоянии AM-2 не поступало. Но «Романтис» на своём сайте также предлагает услуги работы через C-диапазон в обсуждаемой позиции, что возможно только при работе через АМ-2.

Таким образом, до того времени, когда в эту точку попробуют запустить новый спутник «Экспресс-80» (третий квартал 2019 года) никаких интересных новостей с позиции 80 градусов восточной долготы ждать не приходится. И эта точка на геостационарной орбите в ближайшие пару лет будет интересна разве что для непосредственных вещателей или любителей ловить FEED со спутников.

Тайны XXI-ого века. Проклятие 80-го градуса

16.05.2014

DX-TM

Позицию 80 градусов восточной долготы пора уже включать в Книгу рекордов Гиннеса. Хоть и говорит народная мудрость о том, что один снаряд два раза в одну и ту же точку не попадает, но последняя авария со спутником “Экспресс-AM4P” говорит, что он может туда не попасть и три раза.

Да-да, авария спутника “Экспресс”, запускаемого в позицию 80 градусов восточной долготы на самом деле была третья по счёту. Но если интервал между неудачными вторым и третьим запусками составил 2,5 года, то период между первой аварией и неудачным запуском спутника “Экспресс-AM4” составил почти 13 лет. 27 октября 1999-ого года в точку 80 градусов в.д. на замену спутника “Экспресс-6”, который раньше времени стал “барахлить” на орбите, отправлялся спутник “Экспресс-A1”. Он являлся первым спутником из серии “Экспресс-A” и был разрушен при запуске из-за аварии второй ступени ракеты “Протон”.

За время, которое прошло с момента первой и второй аварии случилось множество других нештатных ситуации и просто удивительных спучаев, связанных с этой орбитальной позицией. Если полистать подшивки первых номеров журнала “ТелеСпутник”, то можно узнать что на одном из “Горизонтов”, которые тогда составляли российскую спутниковую орбитальную группировку для целей телевещания, почти сразу после начала работы в 80 гр.в.д. вышел из строя транспондер Ku-диапазона. Да и в C-диапазоне у КА, работавших в этой точке то и дело возникали какие-то сбои. Например, сетевые партёры канала “ТВ-Центр”, который транслировался ещё в “аналоге” со спутника “Экспресс-6” то и дело сталкивались с периодическим ухудшением приёма сигнала.

Начиная с вывода на орбиту спутника “Экспресс AM2” нештатные ситуации на 80-градуснике участились. Сам аппарат, запущенный 30 марта 2005-ого года, благополучно добрался до рабочей позиции и даже безотказно проработал там некоторое время, но и на нём начинаются проблемы, на этот раз с питанием. Спутник пытались несколько раз привести “в чувство”, аппарат даже выключали по ночам с 2 до 7 часов утра, но в конце концов на нём окончательно отказала система поворота солнечных батарей и в марте 2009-ого года этот космический аппарат был чуть не утерян вовсе. В конце концов его работа была частично восстановлена, его включают на половину суток, но ни о каком регулярном вещании с “AM2” речи уже быть не может. Но последнюю активность “Экспресс AM2” проявил совсем недавно. Эта возможность ему предоставилась после очередной аварии. Спутник “Экспресс MD-1”, который дублировал “AM2” в C-диапазоне, 4 июля прошлого года вышел из под контроля центра управления ГПКС в связи с нарушением ориентации антенн. И вот тогда “Экспресс AM2” на некоторое время снова “ожил”, чтобы осуществлять резервную трансляцию телесигналов. Естественно, что ночью спутник приходилось также отключать.

Уже впору было говорить о некоем “проклятии” 80-ой позиции после того как ФГУП “Космическая Связь” договорилась о перегоне европейского спутника “Eutelsat W2” на подмену аварийному “Экспресс-AM2”. Но только эта договорённость была озвучена как произошёл ряд странных событий. Сначала спутник “Eutelsat W2M” не смог долететь на замену “W2”, а потом и сам европейский космический спутник-“ветеран” внезапно вышел из строя. В итоге, другой спутник “Eutelsat Sesat”, который вроде как должен был отправиться на восток на подмогу “Экспрессу” отправился на запад, на 16 гр.в.д.

После очередной аварии, которая связана с позицией 80 градусов возникают два вопроса: что и когда теперь отправится в эту “чёрную дыру” на геостационарной орбите? Но более интересен другой: а может быть стоит вообще отказаться от этой орбитальной позиции?

Интересно, что интернет-аудитория уже успела отреагировать на аварию дублёра “Экспресса-AM4” скабрезными анекдотами, которые пересекаются с темой недавнего знаменитого сообщения Дмитрия Рогозина в Твиттере. Например: “Следующий спутник Экспресс АМ4 будут запускать с помощью батута, сообщил анонимный источник в Роскосмосе”.

И это было бы смешно, если б не было так грустно. Ведь данный спутник предназначался не в последнюю очередь для развития цифрового эфирного телевещания в России. Как теперь будет идти распределение региональных цифровых мультиплексов по стране “сия тайна великая есть”. Впрочем, по недавней истории с оперативной организацией телевещания на Крым, можно надеяться что выкрутятся. Остаётся надеяться, что это будет совсем скоро. Очередной перенос на 2,5 года данная отрасль уже может не пережить. За ненадобностью.

Вы можете

Позицию 80 градусов восточной долготы пора уже включать в Книгу рекордов Гиннеса. Хоть и говорит народная мудрость о том, что один снаряд два раза в одну и ту же точку не попадает, но последняя авария со спутником “Экспресс-AM4P” говорит, что он может туда не попасть и три раза.

Да-да, авария спутника “Экспресс”, запускаемого в позицию 80 градусов восточной долготы на самом деле была третья по счёту. Но если интервал между неудачными вторым и третьим запусками составил 2,5 года, то период между первой аварией и неудачным запуском спутника “Экспресс-AM4” составил почти 13 лет. 27 октября 1999-ого года в точку 80 градусов в.д. на замену спутника “Экспресс-6”, который раньше времени стал “барахлить” на орбите, отправлялся спутник “Экспресс-A1”. Он являлся первым спутником из серии “Экспресс-A” и был разрушен при запуске из-за аварии второй ступени ракеты “Протон”.

За время, которое прошло с момента первой и второй аварии случилось множество других нештатных ситуации и просто удивительных спучаев, связанных с этой орбитальной позицией. Если полистать подшивки первых номеров журнала “ТелеСпутник”, то можно узнать что на одном из “Горизонтов”, которые тогда составляли российскую спутниковую орбитальную группировку для целей телевещания, почти сразу после начала работы в 80 гр.в.д. вышел из строя транспондер Ku-диапазона. Да и в C-диапазоне у КА, работавших в этой точке то и дело возникали какие-то сбои. Например, сетевые партёры канала “ТВ-Центр”, который транслировался ещё в “аналоге” со спутника “Экспресс-6” то и дело сталкивались с периодическим ухудшением приёма сигнала.

Начиная с вывода на орбиту спутника “Экспресс AM2” нештатные ситуации на 80-градуснике участились. Сам аппарат, запущенный 30 марта 2005-ого года, благополучно добрался до рабочей позиции и даже безотказно проработал там некоторое время, но и на нём начинаются проблемы, на этот раз с питанием. Спутник пытались несколько раз привести “в чувство”, аппарат даже выключали по ночам с 2 до 7 часов утра, но в конце концов на нём окончательно отказала система поворота солнечных батарей и в марте 2009-ого года этот космический аппарат был чуть не утерян вовсе. В конце концов его работа была частично восстановлена, его включают на половину суток, но ни о каком регулярном вещании с “AM2” речи уже быть не может. Но последнюю активность “Экспресс AM2” проявил совсем недавно. Эта возможность ему предоставилась после очередной аварии. Спутник “Экспресс MD-1”, который дублировал “AM2” в C-диапазоне, 4 июля прошлого года вышел из под контроля центра управления ГПКС в связи с нарушением ориентации антенн. И вот тогда “Экспресс AM2” на некоторое время снова “ожил”, чтобы осуществлять резервную трансляцию телесигналов. Естественно, что ночью спутник приходилось также отключать.

Уже впору было говорить о некоем “проклятии” 80-ой позиции после того как ФГУП “Космическая Связь” договорилась о перегоне европейского спутника “Eutelsat W2” на подмену аварийному “Экспресс-AM2”. Но только эта договорённость была озвучена как произошёл ряд странных событий. Сначала спутник “Eutelsat W2M” не смог долететь на замену “W2”, а потом и сам европейский космический спутник-“ветеран” внезапно вышел из строя. В итоге, другой спутник “Eutelsat Sesat”, который вроде как должен был отправиться на восток на подмогу “Экспрессу” отправился на запад, на 16 гр.в.д.

После очередной аварии, которая связана с позицией 80 градусов возникают два вопроса: что и когда теперь отправится в эту “чёрную дыру” на геостационарной орбите? Но более интересен другой: а может быть стоит вообще отказаться от этой орбитальной позиции?

Интересно, что интернет-аудитория уже успела отреагировать на аварию дублёра “Экспресса-AM4” скабрезными анекдотами, которые пересекаются с темой недавнего знаменитого сообщения Дмитрия Рогозина в Твиттере. Например: “Следующий спутник Экспресс АМ4 будут запускать с помощью батута, сообщил анонимный источник в Роскосмосе”.

И это было бы смешно, если б не было так грустно. Ведь данный спутник предназначался не в последнюю очередь для развития цифрового эфирного телевещания в России. Как теперь будет идти распределение региональных цифровых мультиплексов по стране “сия тайна великая есть”. Впрочем, по недавней истории с оперативной организацией телевещания на Крым, можно надеяться что выкрутятся. Остаётся надеяться, что это будет совсем скоро. Очередной перенос на 2,5 года данная отрасль уже может не пережить. За ненадобностью.

* Наш канал в Telegram -

Который расположен в точке 75 градусов восточной долготы, спутник Экспресс А2 который стоит в 80 градусах и спутник Ямал-201 который установлен в точке 90 градусов в.д. Принимая сигнал с этих спутников, можно получать доступ к большому количество бесплатных телеканалов, тем самым смотреть большинство каналов которые находятся в пакетах платных операторов, бесплатно.

Для приема телеканалов сразу с трех спутников, необходима установка трех спутниковых антенн или же созданием мультифида который сможет принимать сигнал с этих спутников на одну антенну, о том как сделать мультфид который сможет принимать сигнал со спутников в позициях 75E, 80E и 90E на спутниковую антенну диаметром 0.9 метра и пойдет речь дальше.

Мультифид – это приспособление, с помощью которого можно обеспечить прием сигнала сразу с нескольких спутников.

Это может быть достигнуто путем:

  • - установки нескольких спутниковых антенн, которые подключаются к одному тюнеру;
  • - установки на одну антенну нескольких конвертеров;
  • - установки нескольких «тарелок», имеющих по несколько конвертеров.

Устройство DiSEqC Switch используется в любом случае. Оно бывает двух типов:

2 in 1 out, имеющий 2 входа и один выход, и 4 in 1 out – 4 входа и 1 выход соответственно.

Схема подключения выглядит следующим образом:

Когда интересующие вас спутники находятся довольно близко и на некоторые из них имеется запас по уровню сигнала, то можно настроить мультифид при помощи нескольких конвертеров, установленных на одной «тарелке». При этом саму антенну ориентируют на самый слабый спутниковый сигнал и, таким образом, достигается «равновесие».

Самым идеальным и соответственно дорогим способом является установка нескольких «тарелок», имеющих по отдельному конвертеру. Этот вариант подходит в тех случаях, когда вам нужно принять сигнал от отдаленно расположенных друг от друга спутников.

Используя обычный LNBR, получаемый от боковых спутников сигнал довольно существенно ослабляется. Для максимального усиления боковых сигналов лучше всего применить конвертеры, содержащие довольно широкий отдельный облучатель. Сам облучатель можно представить для большего понимания в виде рупора, который осуществляет прием сигнала и его сбор в конвертер .

Вот так будет выглядеть получаемый сигнал от 3х спутников, на которые вы настроите антенну:

Но помимо этих 3х существуют и другие, расположенные по соседству и картина принимаемого сигнала может иметь следующий вид:

Чаще всего соседние спутники не имеют одинаковые или даже близкие частоты в одной поляризации, а в разных поляризациях это случается довольно часто.

Поэтому угол наклона боковых конвертеров должен быть еще более четким, ведь при их неправильном расположении на один конвертер будут поступать сигналы от двух спутников, что значительно сказывается на их качестве.

Если вы используете обычные LNBF, то должны знать, что на боковые конвертеры происходит прием сигналов более высокого уровня. Спутники располагаются на различной высоте, поэтому соответственно нужно устанавливать и конвертер – чем выше источник сигнала, тем ниже должен быть конвертер.

Итак, следующий немаловажный этап – установка тюнера. Она осуществляется по-разному для отдельных видов, но основные ваши действия должны быть такими:

  • - в настройках включите использование DiSEqC;
  • - укажите номер конвертера при сканировании каналов (таким образом, переключая каналы, вы сможете включать соответствующий конвертер).

Как прикрепить дополнительный конвертер?

Чтобы к основному добавить 1-2 дополнительных конвертера, вы можете приобрести промышленное крепление мультифида. Если вам нужно большее число, то крепление нужно будет изготовить самостоятельно. Вот так, например:

Или конструкция может иметь следующий вид:

Этот недорогой комплект поможет вам уверенно принимать сигналы сразу с 3х спутников, стоимость его изготовления самостоятельно составляет порядка 3 000 рублей.

Спутник Intlesat 15 85.2E покрывает всю Европу и Россию, который используется такими крупными провайдерами как Радуга-интернет, Континент ТВ, Connecto – Радио провайдер. Вот карта его покрытия:

Спутник ABS1 75E имеет покрытие, охватывающее Россию, Центральную Европу, СНГ, Китай, Африку, Австралию, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. Провайдеры: Радуга ТВ и GTSS.

Yamal 201 90E покрывает всю Россию, частично – Азию и Европу. На нем производится вещание как на Ku-, так и на С-диапазоне. Провайдеры: Радуга Интернет, GSS Газпром космические системы, gxsat.