Степень общности время существования социальных групп. Понятия «социальная общность» и «социальная группа

Представляет собой не просто совокупность людей, но прежде всего систему взаимодействий между ними, то и само становление человека как личности, овладение языком и через него — включение в культуру данного общества протекают в ходе такого взаимодействия и благодаря ему. Только таким путем человек обретает свою социальную природу, воспринимает всю сложную совокупность социальных ценностей, идей, представлений, верований, убеждений. Вся жизнь, деятельность человека от появления на свет и до ухода из жизни — это история его взаимоотношений с людьми, возникающими как в ходе непосредственных контактов, так и в виде опосредованных взаимодействий, связывающих людей в сложной социальной структуре общества. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные конкретные социальные общности и группы.

Под понимаются структуры, объединяющие ее членов по признаку их соответствия конкретному критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственный коллектив, воинское подразделение), профессия, религия, политические взгляды, совместное проживание, проведение досуга, занятия спортом, искусством. Такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединения граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д.).

Состояние , ее стабильность влияет на характер поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, иных формах совместной социальной активности. Профессиональные объединения, ассоциации (производственные, научные, информационные, в сфере искусства, и т. д.) в случае успешного функционирования кроме решения чисто профессиональных задач формируют для их членов чувство трудовой солидарности, защищают их личные и групповые интересы, обеспечивают им соответствующий социальный статус, поддерживают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и этики. (Подробнее о социально-территориальных общностях см. в гл. 8.)

В рамках подобных сообществ или на самостоятельной основе возникают, т. е. группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом социальная группа может быть определена как совокупность людей, взаимодействующих определенным образом на основе согласованных взаимных ожиданий соответствующего поведения друг друга. По общему правилу социальные группы — относительно стабильные образования, но возможно и временное объединение людей для действий в спонтанно возникающих ситуациях, например, взаимопомощь в условиях бедствия, несчастного случая, стихийные действия в толпе и т. п.

Социальные группы (общности) как формы взаимодействия людей могут быть определены и с точки зрения их внешней структуры, и с позиций анализа содержания их деятельности, принятых в группе образцов поведения, а также функций, обеспечиваемых данной деятельностью. Так, характеристика объективных формальных данных о них включает в себя сведения о демографической структуре, профессиональном составе социальных групп, образовании, социальном статусе их членов и т. д.

С содержательной точки зрения такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Тем самым обеспечивается координация соответствующих действий, что ведет к повышению внутригруи- повой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения вн\три группы, а также действия социально-психологических механизмов, направляющих повеление членов группы в указанных рамках.

Именно необходимость координации действий членов социальных групп, общностей, слоев и классов ведет к возникновению социальных норм. Производственная группа, воинское подразделение, спортивная команда, группы совместного проведения досуга, учебный класс, семья, политическая партия, социальные классы общества, группы лиц, взаимодействующих между собой в связи с территориальной общностью, — все эти социальные образования, объединяя действия членов социальной группы вокруг главной цели своей деятельности, генерируют, сохраняют и передают далее во времени свою специфическую нормативную структуру, постоянно воспроизводимую в действиях членов соответствующих групп.

Вознаграждение за поведение, соответствующее групповым нормам, проявляется в различных формах социального и психологического поощрения, например, в форме повышения социального статуса лица, его роли в группе, увеличения его доли в достигаемом результате, содействия и зашиты в критических ситуациях и т. д. Негативные санкции за нарушение групповых норм проявляются в понижении статуса, и роли лица в обществе или группе, отказе в защите и поддержке, исключении из общности (остракизм) и др. Отсюда следует, что, во-первых, социальный класс, группа, слой являются носителями, генераторами конкретных социальных норм, во-вторых, указанные социальные образования играют роль гарантов соблюдения этих норм, поскольку реальное воспроизведение соответствующих социальных норм в поведении индивидов является важным условием сохранения и успешного социального функционирования данного класса, слоя или социальной группы.

Для того чтобы социальная группа могла функционировать, она должна быть в состоянии:

  • стимулировать желание ее членов добиваться участия в деятельности группы и сохранять свое членство;
  • обеспечивать эффективную систему внутригрупповой коммуникации, систему обмена информацией;
  • контролировать действия членов группы, с тем чтобы направлять их к достижению групповых целей;
  • приспосабливаться к условиям социальной среды, угрожающим существованию группы или ее деятельности, обеспечивая безопасность группы.

Первичные и вторичные социальные группы

Сеть взаимодействия людей в обществе достаточно сложна, но особую, принципиально важную разновидность такого взаимодействия составляют отношения, возникающие между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. В ходе такого взаимодействия складываются первичные социальные группы. Простая совокупность людей (например, пассажиры автобуса) первичной группой не является, так как они не взаимодействуют между собой, они просто сосуществуют. Но если в автобус входит хулиган, и пассажиры дружно реагируют на его поведение, пресекают его — на время такого взаимодействия они образуют социальную группу.

Если подобное взаимодействие носит не случайный, эпизодический характер, но осуществляется с некоторым постоянством, то налицо — первичная социальная группа. Такие группы возникают всюду, где люди совместно проживают, работают или отдыхают. Это, как правило, группы небольшого объема, но малый объем группы взаимодействующих людей еще не достаточное условие для образования первичной социальной группы. Если участники такого взаимодействия резко различаются между собой по происхождению, социальному положению, рангу и т. д., то между ними не возникает первичных социальных отношений. Наличие последних является непременным условием для того, чтобы отнести такую группу к числу первичных социальных групп.

Первичные социальные отношения позволяют людям воспринимать друг друга во всей полноте личности, индивидуальности, а не просто лишь как носителей тех или иных функций, ролей, например профессий и т. д. Подобное взаимодействие в группе позволяет индивиду включиться в групповую общность таким образом, что направленность его личности (в значительном объеме) начинает соответствовать целям, совместно достигаемым такой группой. Возникает и приобретает реальное значение категория «мы», появляется новая целостность, она подкрепляется серьезным эмоциональным переживанием, человек начинает идентифицировать, определять себя как часть этого целого, возникает чувство единства, солидарности между членами такой группы и направленность их поведения во многом задастся таким чувством.

Наряду с первичными существуют многочисленные вторичные социальные группы (производственные, служебные, спортивные, общественные и т. д.), создаваемые в силу необходимости объединения усилия людей для достижения желаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Подобное предназначение определяет и особенности взаимодействий между индивидами в данных группах. В отличие от первичных групп здесь доминирует рациональная составляющая таких взаимодействий; отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены. Сказанное позволяет отнести первичные социальные группы к числу неформальных групп, а вторичные группы — к числу формальных социальных групп. Таковы формальные и неформальные социальные группы (см. ниже).

Формальные и неформальные группы

Любое организованное общество основано на формальных (вторичных) социальных группах, имеющих фиксированную внешнюю структуру (цех, звено, предприятие, мастерская, военное подразделение, спортивная команда, школьный класс и т. д.). Здесь основой объединения людей в группы служат определенные (экономические, производственные, деловые, политические и проч.) условия и потребности, организационные и иные управленческие критерии либо другие требования и правила.

Формальная социальная группа характеризуется некоторыми основными признаками. К их числу относится прежде всего наличие в такой группе той или иной формы разделения труда, в соответствии с которой происходит специализация функций в рамках обшегрупповой активности. Ответственность разделяется и делегируется в соответствии с характером разделения груда конкретным членам группы или отдельным ее подразделениям. Право принимать обязательные для членов группы решения распределяется по иерархически соподчиненным уровням групповой структуры. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим, и в обратном порядке).

Разделение труда в формальной группе предполагает необходимость обеспечения координации деятельности всех ее звеньев, создание контрольного механизма, ревизующего деятельность подразделений, решающего возникающие конфликты, вырабатывающего рекомендации по изменению, уточнению направления и форм деятельности группы. Успех в деятельности формальных групп зависит от степени конкретности, ясности в формулировке ее целей и от рационального выбора наиболее целесообразных средств. Поскольку структура социальной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных к исполнению членам группы, то выполнение требований социальной роли требует дисциплины ее членов.

В рамках таких формальных групп либо независимо от них существуют неформальные (первичные) группы, главным принципом объединения которых служат прежде всего взаимные склонности, положительные отношения друг к другу (знакомые, приятели, друзья и т. д.).

Формальные и неформальные группы могут полностью совпадать (ученики одного класса, они же друзья вне школы), но могут и различаться (существование нескольких различных первичных неформальных групп в рамках одной и той же формальной вторичной социальной группы).

Главное заключается в различиях процесса приобщения людей к формальным и неформальным группам. Здесь важно подчеркнуть самопроизвольность возникновения неформальных групп. Сплачивающие их силы имеют не только рациональный, осознанный (выгодно-не выгодно), но прежде всего эмоциональный характер (нравится-не нравится). То, что ценится по расчету, отличается от того, что ценится эмоционально.

От содержания прививаемых вкусов и предпочтений часто зависит линия поведения члена неформальной группы. Именно в таких группах, где люди общаются непосредственно, а стремление членства в группе ведет к полной готовности воспринять групповые нормы, наблюдаются интенсивные специфические социально-психологические процессы, обозначаемые понятием «конто гиозности» (заражение и подражание). Отметим, что подражание, как и внушение, относится к числу таких механизмов общения, которые, как правило, не поддаются полному контролю со стороны сознания человека. При этом уровень, степень интенсивности функционирования различных форм психического заражения находятся в прямой зависимости от степени однородности, уровня присущего этой общности сознания и чувства «мы», а также степени внутренней солидарности, взаимного доверия, и, следовательно, степени взаимной внушаемости.

Для каждого индивида его социальная группа чрезвычайно важна, потому что именно реакции со стороны окружающих составляют в значительной мере источник поведения индивида. Выражение неприязни или симпатии, высокая положительная оценка или осуждение, чувство товарищества служат источниками и регуляторами индивидуального поведения. Часто для лица неважно, одобряется ли его поведение большинством, соответствует ли оно требованиям всего общества, но важно, что «свои» одобряют и поддерживают. Для такого лица гораздо существенней одобрение со стороны того микромира, который его окружает. Для него более значимо, что думают о нем непосредственно окружающие его люди, поскольку они выражают это в словах, обращенных лично к нему, и в поступках, непосредственно затрагивающих его интересы. То, что делают или говорят такие люди, их вид, интонации голоса, жесты, — все это ведет к формированию определенных социально-психологических позиций, установок.

Именно в первичных неформальных группах действуют неписаные законы и привычки, что зачастую формирует поведение. Человек склонен усваивать ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему миром, в котором он живет.

Референтная группа

Поведение человека и система разделяемых им моральных ценностей могут быть направлены на достижение соответствия его поведения нормам, разделяемым группой, которой индивид фактически не принадлежит, но в которую он стремится быть включенным. Группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются лицом, в принципе не принадлежащим к самой этой группе, именуются референтными. Такие лица избирают нормы, принятые в подобных группах, как образец для оценки собственных действий. Рассматриваемые группы могут существовать в реальности, но могут быть и «сконструированы» в сознании человека. Тем не менее, если приверженность индивида к ценностям, нормам и стандартам подобной референтной группы достаточно интенсивна, то именно так, путем согласования своих действий с нормами референтной группы, и строится его поведение.

Понятие референтной группы позволяет объяснить те случаи, когда поведение липа расходится с нормами той социальной группы, членом которой данный человек является фактически. Оно же позволяет объяснить переход лица из одной социальной группы в другую, а также процесс постепенной эволюции и замены норм и правил поведения членов данной социальной группы. Определить референтную группу индивида — значит установить существенную социальную характеристику его личности.

Концепция референтной группы позволяет объяснить мотивацию перехода лица изданной группы в ту группу, нормы которой он предпочитает, с одной стороны, и объясняет процесс усвоения этой группой норм референтной группы — с другой.

Избрание в качестве референтных групп с более высоким статусом, обещающим социальное продвижение индивида, ведет к соотнесению таким индивидом своего поведения с нормами, принятыми в этих группах, стимулирует усилия для достижения членства в таких группах. В таких ситуациях референтная группа обеспечивает функцию социального развития, обеспечивает социальную мобильность.

Наличие референтной группы также может иметь значение для объяснения отклоняющегося поведения:

  • возможны случаи, когда участник обычных, нормальных социальных групп избирает в качестве референтной группу правонарушителей (романтика уголовного мира) и, следовательно, стремится воплотить в своем поведении оценки и стандарты противоправного поведения;
  • в современных условиях смены социально-политической структуры общества стремление к завладению новыми символами успеха, избрание в качестве референтных норм и стандартов групп, достигших экономического процветания при отсутствии возможности достичь этого законным путем, часто ведет к вспышкам агрессивного поведения правонарушителей, включению их в структуры завладения такими символами вне или против закона.

Многообразие социальных взаимодействий способствует объединению людей в социальные общности. В общности объединяются люди, имеющие одинаковые функции и обусловленное ими положение в обществе, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.п.

В основе социальной общности лежит стремление получить преимущества, которые дает солидарность, объединение усилий. Индивиды, образующие объединенные формы, общности, качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию.

Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, определенной общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.

Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Так общности могут быть порождены общественным производством (производственный коллектив, класс, социально-профессиональная группа); этнические общности (народности, нации); объективной основой социально-демографических общностей выступают естественные демографические факторы (пол, возраст).

Можно выделить следующие общности:

А) статистические – т. е. номинальные, их называют социальными категориями. Они создаются для целей статистического анализа.

В) реальные общности. Жители города могут быть статистической и реальной общностью. Статистической эта общность будет с точки зрения прописки; реальной она будет, если рассматривать входящих в нее индивидов использующих городские условия жизни.

С) массовые (т.е. агрегаты) – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы;

Д) групповые общности. Социальная группа может рассматриваться как разновидность социальной общности, некоторые исследователи рассматривают социальную общность как разновидность социальной группы.

Социальная группа. Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности, традиции. Социальная группа - одна из основных составляющих социальной структуры. Цементирующим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Людей можно распределить на группы многим критериям: по принадлежности к конфессии, по уровню дохода, по их отношению к спорту, искусству и т.д.

Группы бывают:

1. Формальные. В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в специализации членов, выполняющих свои особые функции.

2. Неформальные. Неформальные группы складываются стихийно и не регламентированы правовыми актами, они находятся под влиянием лидеров, авторитета личности. Но в тоже время в любой формальной группе могут складываться неформальные отношения между членами группы, а также сама группа может распадаться на несколько неформальных групп.

3. Малые. Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы. Нижний предел для малой группы – 2 человека, верхний предел может быть представлен и 5 – 7, 20 индивидами. Как правило, размер малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышен, то группа распадается на подгруппы (фракции). Существуют две разновидности малых групп – это диада и триада.

4. Средние группы. Это устойчивые образования, имеющие общие цели и интересы, связанные одной деятельностью, но не находящиеся между собой в тесном контакте. Трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта – все это примеры средних групп. Средние группы часто называют социальными организациями.

5. Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (национальность, профессиональная принадлежность и т.д.)

Группы характеризуются как первичные и вторичные . Первичные, как правило, малые группы. Для них характерны более тесные связи между членами, они оказывают значительное влияние на индивида. Малая группа играет важную роль в воспитании и социализации личности. Она способствует усвоению идей, установок, ценностей, норм поведения, которые существуют в обществе. Во вторичных группах тесного взаимодействия практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. К вторичным группам относятся средние и большие группы.

Реальные группы выделяются по какому-то признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

Социальные группы – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п. Принадлежность к такой группе не осознается ее членами и крайне редко может стать основой ля консолидации

т.е. для возникновения тесных внутригрупповых связей.

Интерактивные группы - это такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений (например, группа друзей).

Номинальные группы – это такие группы, в которых каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них наиболее характерно косвенное взаимодействие.

Следует отметить значение референтных групп. Референтной называется такая группа, которая в силу авторитета способна оказать на индивида сильное влияние. Можно использовать понятие эталонной группы, членом которой индивид стремиться стать. Этот термин ввел американский исследователь Г.Хаймен, изучающий студенческие группы. Он обнаружил, что определенная часть студентов не принимает нормы и ценности данной группы, а ведет себя так, будто ориентирована на ценности совершенно других групп.

Социальная структура общества нередко рассматривается как совокупность отношений меду социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то какая атмосфера царит в нем – согласие, доверие, терпимость или наоборот.

С точки зрения больших социальных групп, структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих друг друга представлений. Другими словами, могут самостоятельно и независимо друг от друга изучаться классовая структура общества, национальная структура, религиозная, профессиональная, стратификационная и т.д.

4. Социальная организация.

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности – конфликтности и т.п. Но применительно к социальным объектам термин

«организация» употребляется в трех смыслах:

1. искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2. определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.п.;

3. степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связи как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов.

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда. Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или количественных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления. Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель – это некий образ результата, в котором заинтересована организация и к

которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации Централизованные предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация и в которых сам индивид может быть не заинтересован. Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить организации, основанные на самоорганизации, то есть на спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решения всеми членами организации в зависимости от обстоятельств, и организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями.

Формализация отношений связана с созданием, стандартных образцов поведения для индивидов. Важным признаком выступает договорное, документальное закрепление правил, норм в некой единой системе. Формализация играет важную роль в преодолении организационной сложности. В малой группе взаимоотношения не так сложны или могут регулироваться в пределах ситуации, так как общение здесь непосредственное. В организации непосредственное общение не всегда имеет место. Ограничение выбора форм и целей действия, а также субъективной воли участников при формальной организации играет важную роль. Часто границы формальной организации определяются системой неформальных связей, которые складываются в ходе общения и взаимодействия ее членов

Существует три разновидности организаций. 1. Цели добровольных организаций (общественных союзов) вырабатываются внутри как обобщение индивидуальных целей участников. Членство в организации связано с удовлетворением не только материальных, но и других потребностей. Добровольной организации присущи такие черты: а) она образована для защиты интересов ее членов, которые являются для них общими; б) членство в добровольной организации является принудительным, человек принимает его добровольно и сознательно; каждый член может выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера; в) организация этого типа не связана с правительственными органами. В добровольных ассоциациях отсутствует жесткая структура и не развивается система принудительной власти.

2.Добровольные ассоциации нередко « перерастают» в бюрократии - сложные организации с высокой степенью распределения ролей. Существуют также промежуточные формы, которые сочетают признаки союзов и предпринимательские функции.

3. Третий тип- это организации, для которых характерна высокая степень иерархичности и сосредоточение власти в руках органического числа членов организации

Можно выделить две основные разновидности таких организаций: деловые организации и учреждения тотального типа.

Деловые организации создаются в коммерческих целях или для решения иных конкретных задач. Управление такими организациями осуществляется на основе административного регулирования. Членство в организации в основном поддерживается тем, что оно обеспечивает работников средствами к существованию. Такие организации часто характеризуются несовпадением целей наемных работников с целями владельцев или государства.

Учреждения тотального типа создаются, чтобы оказывать содействие общественному благу, причем сущность этого блага формулируется надличностными образованиями – государством, религиозными и другими организациями. В этом состоит их коренное отличие от добровольных ассоциаций, которые создаются в первую очередь для защиты интересов их членов, которые, будучи общими, для них, все же остаются частными и индивидуальными по отношению к обществу. Обитатели тотальных учреждений изолированы от общества. Примерами тотальных учреждений могут, служит тюрьмы, военные училища… И. Гоферман ввел понятие тотальное учреждение и выделил несколько типов таких организаций:

1) учреждения для людей, которые не могут сами о себе позаботиться (слепых, пожилых, нищих, инвалидов, психически больных: больницы, дома призренения, санатории;

2 учреждения, предназначенные для людей, которые опасны для общества тюрьмы, колонии.

3. учреждения, созданные для определенных целей: военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и т.п.

4. учреждения, с помощью которых люди уходят от мира, обычно по религиозным соображениям: мужские и женские монастыри и т.п. Часто изоляция от внешнего мира навязывается новоприбывшим в тотальное учреждение с помощью жестких ритуалов. Это делается для достижения полного разрыва людей с их прошлым, полным подчинением нормам данного заведения.

Таким образом, социальные организации являются неотъемлемым элементом социальной структуры общества, системой отношений, объединяющих индивидов или группы для достижения определенных целей. Социальная организация в современном обществе - наиболее распространенный и важный тип групп, составляющий ядро структуры социума. Это система отношений, способствующая совместной деятельности людей, для достижения конкретных результатов, для внутренней упорядоченности и согласованности частей целого, как единство и взаимодействие социальных общностей, социальных групп, социальной среды, коммуникаций.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: общество- это живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтому жизнедеятельность общества - необходимый и естественный способ его существования, вне которого невозможным было бы ни проявление его сущности, ни осуществление его роли, задач и функций.

Жизнедеятельность общества, функционирование и взаимодействие его различных сторон, сфер - это и есть общественная и социальная жизнь в самом широком смысле, поскольку «социальное» употребляется нередко как синоним «общественного». Но в более узком значении социальная жизнь понимается как часть, область, сторона общественной жизни. Для социологии важно рассмотрение социальной жизни как организованной, упорядоченной системы действий и взаимодействий людей, их групп и общества в целом, функционирования социальных институтов и организаций, социальных норм и ценностей, социального контроля.

Литература

Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социс.-1997.-№ 1

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.Гл.4,9,12-15

Добреньков В.И, Кравченко А.И. Социология: в З т. Т.З: Социальные институты и процессы.- М.: ИНФРА-М, 2000

Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций.- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999.Гл. 9, 16, 17-21

Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. Пособие.- М.: 2001. Гл. 5,6

Мильнер Б.З. Теория организаций.- М., 1998

Общая социология: Учебное пособие. Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.-М, 2000

Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.- М.: 2000

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

во-первых, это не номинальное (т. е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;

во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;

в-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие – принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок); третьи – социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые – социокультурными и т. д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде случаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях – от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса – общности массовые и общности групповые (социальные группы).

Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, различают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т. д., что отражает сложность и многообразие социальных характеристик современного общества.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;

относительно высокой степенью единства и сплоченности;

однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;

способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа – это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Все социальные группы можно подразделить:

по характеру взаимодействия – на первичные и вторичные;

по количественному составу – на малые и большие;

по способу организации и регулирования взаимодействия – на формальные и неформальные.

1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т. д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего коллектива.

2. Малая группа – это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:

малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек);

пространственная близость членов группы;

устойчивость и продолжительность функционирования;

интенсивность межличностных взаимодействий;

высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;

развитое чувство принадлежности к группе;

неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа – «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику (3.10).

Большая социальная группа – это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т. д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

1. Формальная группа – это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группа – это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействий. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т. д.


| |

Понятие «социальная общность» является ключевым в социологии, так как именно социальные общности, с одной стороны, выступают основными субъектами социального действия, а с другой стороны, опосредуют взаимодействие человека и общества. В социологии разграничивают понятия «социальная группа» и «социальная общность». Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В этом определении следует подчеркнуть ряд моментов:

Социальные общности не являются умозрительными абстракциями, а существуют реально.

Социальные общности – не сумма индивидов, а целостность.

Социальные общности сами являются источником своего развития, самодвижения.

Выделяют основные виды социальной общности:

Агрегация – множество индивидов, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время (очередь, пассажиры в транспорте).

Квазигруппа: а) толпа – внутренне неорганизованное множество индивидов, обладающих пространственной близостью, общими внешними стимулами и эмоциональной общностью;

б) аудитория – множество индивидов, связанных с коммуникатором с целью получения информации или эмоций (зрители в кинотеатре, посетители лектория).

3. Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами данной группы с точки зрения других.

Социальная группа

Агрегация, квазигруппа

1. Характеризуется устойчивым взаимодействием, стабильностью существования в пространстве и времени.

1. Носит ситуативный характер.

2. Обладает определенной степенью сплоченности.

2. Представляет собой бесструктурное образование.

3. Характеризуется однородностью состава.

3. Присуща разнородность состава, межгрупповой характер.

4. Входит в более широкие общности в качестве структурных элементов.

4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

5. Обладает высоким уровнем социального контроля.

5. Обладает низким уровнем социального контроля.

Социальные группы классифицируют по различным основаниям:

По характеру взаимодействия индивидов в группе выделяют:

1) малые группы - все члены группы контактируют друг с другом лично;

2) большие группы - не все члены группы могут общаться лично, контакты внутри таких групп опосредованы.

Малые группы, в свою очередь, бывают первичные и вторичные. Первичные группы характеризуются интимностью общения, цель их создания – общение как таковое (семья, друзья). Вторичные группы создаются для достижения инструментальных целей, характеризуются формальностью общения (учебная группа, команда, трудовой коллектив).

2. По характеру связей индивида с группой выделяются:

1) Группа членства – любая группа, членом которой является индивид;

2) Референтная группа - это та группа, ценности которой являются значимыми для индивида.

3. По характеру свойств индивидов, входящих в них, выделяют группы:

1) социально-демографические (пол, возраст, семейное положение);

2) социально-поселенческие (сельское и городское население);

3) социально-этнические (разные этнические группы);

4) социально-профессиональные (разные профессиональные группы);

5) социально-классовые.

Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и отношений между ними.


Другие материалы:

Международные неправительственные организации. Социальные сети.
В качестве новых субъектов единого глобального пространства социальных связей утвердились и бурно развиваются международные неправительственные организации (МНО) – прообраз будущего глобального гражданского общества, новый социальный инст...

Функции социальных конфликтов, их классификация
Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в раз­витии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, вых...

Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей
Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченно...

Сейчас, как и на заре человечества, люди в результате взаимодействия объединяются в группы (социальные общности, ассоциации). Характерная особенность таких взаимодействий в том, что их предмет, т. е. ради чего это взаимодействие возникает - потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т. д. Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой (общностью).

В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность , объединение усилий.

Существует два основных типа социальных общностей:

1. Социальный круг , т. е. те люди, между которыми осуществляются определенные контакты, общение (круг соседей в подъезде, круг знакомых, коллег). В зависимости от регулярности связей, от важности сферы, в которой протекают контакты, они могут иметь больший или меньший солидарный импульс, элемент конформизма.

2. Общность, в основе которой лежат связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу согласовании совместных усилий, можно назвать социальной группой .

В обществе существует множество социальных групп (общностей),
в них устанавливаются относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго, называются социальной взаимосвязью .

Социальная взаимосвязь бывает двух видов; экспрессивная и инструментальная. Экспрессивные связи - это связи, образующиеся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между родственниками, друзьями, товарищами, всеми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости. Инструментальные связи - это связи, лишенные эмоционального аспекта
и образующиеся в ходе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели.

В соответствии с этими критериями делятся на два типа и сами социальные группы: первичные и вторичные. Под первичной мы понимаем группу, члены которой объединены связью первичного типа, то есть эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни (например, семья). Вторичные группы - это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, находясь между собой в безличных отношениях (например, школьный класс).


Между первичной и вторичной группой возможны взаимопереходы. Часто бывает так, что люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе совместной деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так, например, в студенческой группе, возникают дружеские союзы и любовные пары.

Образование первичных групп более вероятно при выполнении ряда условий:

Чем численно меньше вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся тесные доверительные отношения;

Частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами также способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется потребность
в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому, вторичные группы,
в рамках которых образовались прочные первичные связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами группового контроля. Порицания и санкции со стороны членов первичной группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны «общества в целом».

Мощное влияние на людей оказывают и группы, к которым они непосредственно не принадлежат. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа - это группа, с которой человек идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа - это группа, с которой человек не идентифицирует себя, и к которой он не принадлежит. Проще можно определить различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние - как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социально демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны
с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономические классы. Границы не дают чужакам проникнуть
в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия
с группами-соперниками.

Эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961), показывает, как повышается наше сознание внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп
в ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества. Объектом исследования Шерифа были мальчики 11-12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря, где мальчиков разделили на две группы.

В первую неделю жизни в лагере мальчики поближе познакомились друг с другом, выработали негласные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Хотя состязания начинались с дружеского спортивного настроя, добрые чувства к друг другу быстро улетучились.
В течение третьей недели, так называемой «фазы интеграции», Музафер Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако вместо того, чтобы уменьшить напряженность между группами, эти ситуации только предоставили мальчикам из двух групп лишний
повод соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций,
в которых две группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели, например, аварийный ремонт лагерного водопровода. Если соревнования только усилили представления мальчиков о групповых границах, то работа для достижения общей цели уменьшила враждебность
к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество.

Человек оценивает себя и задает направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но, поскольку все люди принадлежат к большому множеству различных групп, каждая из которых в некотором смысле представляет собой уникальную или контркультуру, стандарты, которыми люди пользуются для оценки и организации своего поведения, также различаются. Референтные группы - это социальные единицы, на которые люди ориентируются при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий, человек сравнивает или идентифицирует себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются им как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.

Человек может и не принадлежит к референтной группе. Однако можно рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-революционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий
с врагами; ассимилировавшийся аристократ; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами.

Референтные группы выполняют как нормативные , так и соревновательные функции. Поскольку человеку хотелось бы видеть себя полноправным членом какой-нибудь группы - или он стремится к членству
в какой-то группе, - он принимает групповые стандарты и принципы. Люди «культивируют» у себя соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Их поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Люди также используют стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оценивают свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой является человек, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие его принадлежности к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен был бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большой степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощущение относительной депривации часто приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Следовательно, в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Люди используют также негативные референтные группы - социальные единицы, с которыми они стремятся подчеркнуть различия между собой и другими.