Первый цветной телевизор в ссср год. Как назывался первый советский серийный цветной телевизор

Давайте вспомним, какие импортные телевизоры смотрели советские люди, которые было очень трудно купить в СССР. Ностальгия...

Фильм "Розыгрыш" режиссёра Владимира Меньшова 1976 г. В сцене вечеринки, где собирается золотая молодёжь класса,обращает на себя внимание необычный телик. У нас такие точно не производили. Ясное дело, импортный. Папенька хозяйки квартиры наверняка часто мотается в загранкомандировки, отчего бы не привести оттуда престижную вещицу на сэкономленные командировочные.

Сцена вечеринки из "Розыгрыша"

Потом он благополучно перекочевал в фильм "Выстрел в спину" . Довольно приличный детектив 1979 года. Там иностранный телик стоит в квартире Олега Перова, в исполнении Александра Збруева. Его герой зарабатывает большие деньги, состоя в подпольной артели.Бывший спортсмен расплачивается за красивую жизнь муками совести, потому что советскому человеку положено жить на одну зарплату, а по другому НИ-З-З-ЗЯ!! Но ничего не поделать, жить на одну зарплату он уже не сможет.

Вот его квартира, где он обитает с очаровательной, якобы, ничего не подозревающей о делах мужа, легкомысленной жёнушкой (Лариса Удовиченко) , сынишкой и мрачным тестем, главным подпольным артельщиком.

А вот и он, этот телевизор. Это "Вега" немецкого производства. Телевизор необычной и непривычной конструкции.

Не из той ли он " оперы", что и культовые американские телевизоры конца 50-х PHILCO PREDICTA . Эффектный телеприёмник моднейшего, поистине космического дизайна.Ещё бы, заря космической эры, первые полёты в космос не могли не сказаться на внешнем облике всевозможной радио, теле и прочей аппаратуры. Космический стиль оказал влияние на дизайн всего,от машин до пылесосов.В своё время выпуск PHILCO PREDICTA был целым событием в области теледостижений.Уход от традиционной квадратной или прямоугольной формы - первое, что бросается в глаза.А так же этот телевизор был с укороченной трубкой кинескопа, что значительно уменьшало его объём. Верхняя часть некоторых моделей, как видно на парочке картинок, была съёмной, присоединялась к нижней с помощью кабеля и её можно было расположить в любом месте на расстоянии 25 шагов, т.е на длину кабеля.

В общем,знающие в этой области люди, быстро поймут, что к чему, а замшелые гуманитарии,типа меня, могут только бескорыстно пускать слюни, любоваться и восхищаться полётом дизайнерской и инженерной мысли.













Иногда его иронично именовали "Циклоп" или "Бензоколонка".К сожалению век этих восхитительных аппаратов был не долог, за эффектной внешностью крылись большие проблемы, в частности высокая цена при довольно посредственном изображении, и при том, что PHILCO PREDICTA были только чёрно-белыми, а в то время всё более популярными становились цветные телевизоры. Спрос на PREDICTA сильно упал. И в 60-62 годах были выпущены последние "циклопы".Некоторые из оставшихся комплектов были проданы оптом для гостиничных сетей. . А сегодня эти бесподобные телевизоры стали предметом коллекционирования. Ещё бы, от такой красоты может сойти с ума любой эстет)))




Не обошло футуристическое влияние и итальянцев с французами. Очень забавные получились у них телики.


И англичане внесли свою лепту в космический стиль.Форма телевизора ни что иное, как шлем астронавта.



Идём дальше, и ещё раз убеждаемся, что такой предмет быта, как иностранный телевизор встречатся в советских фильмах только лишь в квартирах всевозможных фарцовщиков, жуликов и несознательных граждан с мелкобуржуазными наклонностями, одержимых жаждой наживы. Вот, судите сами.

Фильм режиссёра А. Серого "Ты-мне, я -тебе" .Комедия 1976 года. Когда-то Александр Серый совместно с Георгием Данелия снял знаменитых "Джентльменов удачи", а этот довольно средний фильм, от которого за версту несёт "Фитилём" . Вовсю клеймятся такие родимые пятна капитализма, как делячество, карьеризм, стремление к красивой, лёгкой жизни.В центре сюжета два брата-близнеца.(Леонид Куравлёв). Один инспектор рыбнадзора, самоотверженно борется с браконьерством, другой столичный банщик.

Слабо верится, что, человек, заведующий вениками и шайками,может пользоваться таким широким почётом, бешенной популярностью и обладать таким материально-бытовым достатком. Видимо советские граждане, распологая довольно узким кругом удовольствий, просто фанатели от парилки, веника и массажа, искусством коих и обладал герой Куравлёва. Клиенты щедро благодарят искусного банщика, весь дефицит у него, одет с иголочки, катается на личной "Ладе" с отпадной барышней(Светличная) , отдельная квартира, заставленная модным барахлом, и телевизор, разумеется, импортный. Непонятно, правда, какой. Может "Грюндиг", может "Филипс", но не наш, это точно.

У него вполне мог быть вот такой телик

Grundig Super Color 1632. модель 1975 года

Или такой

National TC-48EU.модель 1974 года

А может этот?

Hitachi CRP-145.модель1974 года

А как вам вот такой телик?

Shibaden TU-12EL модель 1972 года

Или лучше такой, апельсиновый,просто глаз не отвести. 1970-го года

Indesit T12SI Matr 761.

Но вот это чудо техники наш банщик точно не потянул бы. Да и ни к чему советскому человеку такой телевизор с 4-мя экранами, программ-то всего две.

Nordmende Spectra Color Studio. модель 1967-68 года


А вот ещё один фильм 1980-го года "Пена" . Сатирическая комедия по пьесе С. Михалкова.Забавное кино, где вновь обличаются язвы, временами выступающие на светлом лике советского,социалистического общества. "Интеллект взаймы" - другое название фильма.Подумать только, диссертации пишут за деньги, на заказ!

И снова красивая, по советским меркам, жизнь, столичные кинофестивали, банкеты, рестораны,модные показы, где гундосо поёт смешная и рыжая Пугачёва в пёстром балахоне, и страшно популярный в то время Боярский...Дамочки озабочены только модными шмотками и поисками выгодного жениха, желательно иностранца.

Телевизор в комнате у одной из них тоже явно не советский и довольно странный



А у проклятых буржуинов на загнивающем западе в те времена встречались вот такие чудо-аппараты



Да-да! Именно 3D телик! Начало 80-х.

В фильме Алова и Наумова "Тегеран 43" международный шпион (Джигарханян) смотрит запись по телевизору. Но телик совсем не интересный.

То ли дело этот

Philips 10CX1130/02S. 1982 год.

Или вот этот.

Philips Philetta Royal 14C625/22L..1977 года.

Или вот такой симпатяга 1980 года рождения

NEC CT-252P22.2B2

А как вам этот красавец 1978 года выпуска

Nordmende Prestige SK2-Color.

Костолевский привёз в Будапешт огромный цветной советский телевизор "Рубин", который все венгры хотят непременно купить у него.По словам его сестры, для которой он пёр из Союза телик - "здесь тоже есть, но очень дорого!" У нас, надо сказать, эти гробины 50-ти килограммовые тоже были не дёшевы, почти 800 рублей.

Трагическую судьбу того "Рубина" все, кто смотрел фильм, помнят - он был выброшен из окна 10 этажа ревнивым мадьяром, мужем кузины Костолевского)))
На промышленной выставке в Будапеште, куда зачем-то занесло юную воспитательницу по телевизору показывают "дядю Мишу" , снабженца, (Владимир Басов)

Узнать этот телевизор не трудно



Вспомним " Блондинку за углом" Владимира Бортко, автора культового кино "Собачье сердце" .

Что-то меня всегда напрягало в этой "Блондинке", скорее всего Татьяна Догилева, с вечными своми придурочными ужимками и прихохатываниями, несносной суетой и дребезжащими интонациями. Впрочем, она довольно убедительна в роли гиперактивной и энергичной продавщицы Наденьки из районного универсама. Мало убедительно другое - Наденька,так же как и вышеупомянутый банщик в "Ты-мне, я-тебе", наделена, волей режиссёра, совершенно фантастическими возможностями, и явно преувеличенными, на мой взгляд. Авторы фильма убеждают доверчивого советского кинозрителя, что рядовые продавщицы из овощного отдела запросто имеют связи на уровне министерства и Академии наук, играют свадьбы в 500 человек в роскошных ресторанах и собираются поселиться в старинном особнячке на старом Арбате,предварительно "выдолбив там всё изнутри...". Не многовато ли благ только лишь за возможность изредка достать палочку финского сервелата и баночное пиво?

А в подсобке торговые работники,отдыхая от трудов праведных,смотрят футбол не по какому нибудь, а по импортному телевизору



В фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" спекулянтка "дядя Миша" в исполнении несравненной Нонны Мордюковой тоже смотрит видео по такому же телевизору.

Видео в те времена только-только начинает появляться в советском быту, и исключительно у "богатеньких буратин", моряков, которые ходят в загранку,да у дипломатичеких работников. В той же "Блондинке" всемогущая продавщица овощами Наденька ночью везёт своего жениха(Андрей Миронов) в сауну с бассейном, где они развлекаются и просмотром видео в том числе.

Это брат Наденьки "крокодил" Гена, не сказавший за весь фильм ни слова.(Анатолий Сливников)

Смотрят портативный цветной Sony KV-9000E .1978 г.

Впрочем, японские телики уже в 60-е были ничего себе Картинки можно увеличить, кликнув на них пару раз.






Напоследок вспомним замечательное ленфильмовское кино 1963 года "День счастья" , снятое по сценарию Юрия Германа режиссёром Иосифом Хейфицем.История отношений одной женщины и двух мужчин. Один из них её муж, талантливый геофизик (Валентин Зубков), так любит жену, что сделал её заложницей свой любви- заставил уйти с работы, поселил в отдельной квартире, обставленной и обустроенной его стараниями и где она ждёт его из экспедиций, как птичка, в золотой клетке.
Но напрасно он так поступил, молодая, и прелестная жена Сашенька (Т. Сёмина) от скуки начинает задумываться о своём положении диванной подушки с дипломом учителя, а однажды и вовсе влюбляется в благородного доктора скорой помощи(А.Баталов), а в муже разочаровывается...

Впрочем, это долгая история, посмотрите сами, фильм стоит того. Интересно ещё и другое, в этом кино 1963 года обнаружился иностранный телевизор. В то время, как для большинства советских семей и простой-то телик ещё редкость, в квартире у нашего геофизика стоит Philips .

По картинке, конечно определить сложно, но название телевизора прозвучало, когда Саша пришла в телеателье с просьбой отремонтировать аппарат.

-"О! Филипс! Богатая машина!Голландская! Но мы такие не чиним, запчастей нет..."

Кадр из фильма, где Сашенька видит своего врача по телевизору. Philips действительно классный, модель консольного типа. Состоит их двух блоков.

Вот они, эти Philips 50-х Настольные варианты, и парочка консольных моделей.

В подобном стиле делали и некоторые наши телевизоры.



Фильм 1980 года "Белый ворон" .

Несмотря на то, что телевизор не является предметом роскоши, нужно помнить, когда и кем он был изобретен. Появлению современного устройства мы обязаны ученым всего мира. Благодаря им этот прибор стал привычной вещью в каждом доме.

Созданию телевизора предшествовали следующие важные открытия:

  1. Физик Гюйгенс открыл теорию световых волн.
  2. Ученый Максвелл доказал наличие электромагнитных волн.
  3. Опыты с телевизионными системами начали проводить, когда ученый Смит открыл возможность изменения электрического сопротивления.
  4. Александр Столетов продемонстрировал влияние света на электричество. Он разработал «электрический глаз» - подобие нынешних фотоэлементов.

Вместе с этими исследованиями ученые всего мира изучали влияние света на химический состав элементов и открыли фотоэффект. Люди узнали, что увидеть изображение можно с помощью электромагнитных волн, а также о том, что эта картинка передается. К тому времени уже было изобретено радио.

Говоря о том, кто изобрел первый телевизор, нельзя назвать только одну фамилию, ведь многие люди участвовали в развитии и эволюции телевидения. История приемников, передающих звук и изображение, начинается с создания диска Нипкова, сканирующего картинку построчно. Придумал его техник из Германии Пауль Нипков.

Карл Браун разработал самый первый кинескоп и назвал его «Трубка Брауна». Однако это изобретение было запатентовано и использовано для передачи картинки не сразу. Прошло несколько лет, пока зрители увидели телеприемник, высота и ширина экрана которого были равны 3 см, а частота развертки кадров составляла десять штук в секунду.

Инженер из Британии Джон Лоуги Бэрд изобрел механический приемник, работающий без звука. Хотя картинка при этом была достаточно четкая. Позже ученым была создана компания Baird, которая долго выпускала телевизоры на рынке в условиях отсутствия конкуренции.

Кого считают создателем телевизора

Первый телевизор был создан благодаря Борису Розингу. С помощью электроннолучевой трубки он получил телекартинку точек и фигур. Это был большой шаг вперед, который позволил появиться первому электронному телеприемнику. Развертка луча в трубке происходила с помощью магнитных полей, сила яркости регулировалось конденсатором.

Дело физика продолжил его ученик Владимир Зворыкин, запатентовавший в 1932 году изобретенное телевидение по электронной технологии. Принято считать, что он создал первый телевизор.

Знаменитый инженер родился во Владимирской губернии. Он учился в России, но впоследствии эмигрировал в США. Зворыкин открыл первую станцию электронного телевидения в столице, заключив договор с RCA. Ему принадлежат более ста патентов на различные изобретения, ученый имеет огромное количество наград. Умер он в конце 20 века, после его смерти было снято документальное кино «Зворыкин-муромец».

Сегодня в Москве и Муроме можно видеть памятные мемориалы в честь «отца телевидения». Его именем названа одна из улиц в городе Гусев и премия за достижение в телевизионной сфере.

Появление телевизора в СССР

Самый ранний опыт вещания телевидения в Советском Союзе состоялся в апреле 1931 года. Изначально просмотры проводились коллективно в определенных местах, в каждом семье телеприемники стали появляться позже. Первый телевизор, созданный на диске Нипкова, выпустил ленинградский завод «Коминтерн». Устройство выглядело как приставка с экраном 4 на 3 см и подключалась к радиоприемнику. Изобретатели Советского Союза стали собирать механические модели устройств самостоятельно, и в домах появились первые телевизоры. Инструкцию по сборке подобных телевизоров в СССР выпускали в журнале «Радиофронт».

В начале 20 века появились первые трансляции программы со звуком. Долгое время существовал только один канал – Первый. В период ВОВ работа канала была прервана. После окончания войны появился электронный телевизор, вскоре началась трансляция Второго канала.

Создание цветного телевизора

Не каждый знает, когда появились первые цветные телевизоры, которые уже давно есть в каждой семье. Попытки создать прибор с цветным экраном предпринимались еще во времена механических приборов вещания. Впервые свои исследования в этой области представил Ованес Адамян, он запатентовал двухцветное устройство для передачи сигналов в начале 20 века.

Если говорить о том, когда был изобретен цветной приемник, то следует отметить труд Джон Лоуги Бэрда. В 1928 году он собрал приемник, который поочередно передавал изображения с применением трехцветного светового фильтра. Он по праву считается создателем цветного телевизора.

Первый в мире телевизор с полноценным цветным экраном изобрели американцы в середине 20 века. Эти устройства выпускались компанией RCA. Уже тогда их можно было свободно купить в кредит. В Советском Союзе цветной телевизор представили несколько позже, несмотря на то, что разработки устройства начались еще при Зворыкине. Это был «Рубин», который стал впоследствии массовым телевизором.

На вопрос «кто создал телеприемник» не имеется однозначного ответа. Однако, исходя из сложившихся взглядов и имеющихся фактов, родоначальником телевидения принято считать Владимира Зворыкина. Если говорить о том, в каком году был изобретен телевизор, то принято считать 1923 г., когда Зворыкин подал заявку на патент телевидения.

Сегодня ТВ является частью нашей жизни и нормой, создаются новые модели устройств, которые абсолютно не похожи на первые телевизоры. Их экраны измеряются десятками сантиметров. Качество вещания сильно возросло и стало цифровым. За последние 20 лет телевидение шагнуло далеко вперед, и, наверняка, еще будет развиваться. И за все это нужно сказать спасибо тому, кто придумал телевидение.


6 января 1938 года в Ленинграде на заводе имени Козицкого по американской лицензии был выпущен первый советский электронный телевизионный приёмник ТК-1. Сегодня обзор самых знаковых чёрно-белых телевизоров советского производства.

ТК-1


Телевизионный приёмник ТК-1 представлял собой весьма громоздкую тумбу с вертикально расположенным кинескопом и горизонтально расположенным экраном. Зритель должен был смотреть не на экран, а на отражение его в зеркале, закреплённом на внутренней стороне откидной крышки тумбы. Перед просмотром крышку необходимо было установить под углом к экрану. Для качественной настройки необходимо было провести регулировку 14 ручками, что требовало определённых технических знаний и практических навыков. Телевизоры ТК-1 устанавливали во дворцах культуры, в красных уголках и в рабочих клубах. Тогда этот телевизор казался чудом техники. а сегодня многие устанавливают дома . Всего было выпущено 6000 штук. Сегодня ТК-1, выпущенный с заводским номером 172, можно увидеть в Центральном музее связи им. А.С.Попова.

Б-2


Первый же оптико-механических телевизоров марки «Б-2» с размером экрана 3х4 см был разработан инженером А.Я. Брейтбартом. В 1931 году в газете «Правда» появилось сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения)». А через год, в апреле 1932 года ленинградский завод «Коминтерн» начал производство первых советских телевизоров. Стоит отметить, что в 1930-х годах советские телевизоры, как, впрочем, и любые другие, были удовольствием весьма дорогим. При зарплате в несколько сотен рублей их цена составляла порядка 10 тысяч рублей.

Москвич-Т1


Телевизор Москвич-Т1, выпущенный в 1946 году, – первый советский телевизор, в котором впервые был применён стандарт чёткости 625 строк. В то время ни одна из стран мира не имела аппарата с такой высокой чёткостью изображения. В телевизор был встроен УКВ-ЧМ приёмник, позволявший принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией. Правда, недостатков у этого аппарата было куда больше: высокая цена на телевизор (3500 рублей), что делало его роскошью даже для очень состоятельных людей, быстрый выход из строя кинескопа (за 4-6 месяцев работы), проблемы с запчастями и обслуживанием. К тому же телевизионное вещание в то время было нерегулярным – всего 2 дня в неделю с 19 до 23 часов. Телевизоры накапливались в торговой сети и становились убыточными. В начале 1949 года их выпуск был прекращён.

КВН-49


Первым по-настоящему советским электронным телевизором стал созданный в 1949 году легендарный КВН-49. У телевизора был настолько маленький экран (105х140 мм), что для более-менее комфортного просмотра телевизора перед экраном устанавливали линзу, которую наполняли дистиллированной водой. В телевизоре было 16 ламп, и он был рассчитан на прием первых трех ТВ- каналов. Телевизор КВН-49 стоил более 900 рублей (несколько средних заработных плат), выпускался до 1960 года, постепенно модернизируясь. Такой телевизор был и у Иосифа Сталина.

Телевизор «Рекорд А»


С начала 1950-х годов на заводе «Электросигнал» (Воронеж) и на заводе в городе Александров начали производство телевизоров «Рекорд». Отличительной особенностью первых телевизоров «Рекорд» стало то, что они могли принимать 5 каналов. В 1956 году телевизор «Рекорд» на международной выставке в Брюсселе получил «Большую золотую медаль», а в начале 1960-х каждый пятый телевизор в домах советских граждан был именно этой марки.


Стоит отметить, что даже более поздние марки телевизоров «Рекорд» были небезопасны в эксплуатации из-за того, что шасси телевизоров находилось под напряжением сети 220В, а зависело это от того, как была вставлена в розетку сетевая вилка.

Телевизор «Вечер»


В 1965 году на Ленинградском заводе имени Козицкого был выпущен лампово-проводниковый телевизор чёрно-белого изображения 2 класса «Вечер». Он был собран полностью на транзисторах. Диагональ кинескопа – 47 м. Этот советский телевизор имел одну особенность - автоматическую регулировку яркости. Яркость изображения изменялась в зависимости от степени освещённости помещения.

Телевизор «Электроника - ВЛ100»



Чёрно-белый переносный телевизор «Электроника ВЛ-100» выпускался с сентября 1969. Его выпуск был приурочен к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, отмечали которое в 1970 году. «ВЛ-100» расшифровывалось как «Владимир Ленин, 100 лет». Этот телевизор выпускался на кремниевых и германиевых транзисторах и мог работать от осветительной сети через блок сетевого питания, а также от аккумуляторной батареи типа 10КНГ-1,5 и от любого источника постоянного напряжения мощностью 12 В. Несмотря на маленький экран, телевизор был чрезвычайно популярен – он был лёгким, надёжным, мобильным и недорогим (140 рублей).

Интересно, что телевизор продавался и как конструктор «собери сам». Купить его можно было за 100 рублей. В состав конструктора входили кинескоп, настроенные платы, корпус, ручки управления и крепёж. В инструкции предлагалось распаять несколько жгутов, а затем собрать телевизор.

Телевизор «Заря»



Телевизор «Заря» выпускался с конца 1950-х и был задуман как массовый и дешёвый (всего 118 рублей) телевизор. Он работал на 5 диодах, 12 лампах и вёл приём на 5 каналах. Размер изображения 210х280 мм. Главным недостатком этого телевизора было низкое качество звука. К тому же он был выполнен в металлическом корпусе, и на него попадало напряжение сети.

Телевизор «Горизонт-101»



Чёрно-белый лампово-транзисторный телевизор с диагональю экрана 65 см «Горизонт-101» в серийное производство был запущен с 1970 года. Выпускался на Минском радиозаводе. В схеме телевизора были применены все последние достижения техники последних лет, в том числе и акустическая система закрытого типа с фазоинвертором.

Телерадиола «Харьков»


Телерадиола «Харьков», выпущенная в 1959 году, состояла из телевизора, радиоприёмника 2 класса и универсального ЭПУ. Телерадиола была оснащена широкополосным громкоговорителем и создавала нормальный звук даже для большой комнаты. Включение ТВ и приёмника на различные диапазоны производилось с помощью семиклавишного переключателя. В 1961 году телерадиола «Харьков» стоила 360 рублей. Сегодня эта модель достаточно редка и пользуется популярностью при оформлении ретро-кафе и других подобных заведений, а так же у частных коллекционеров. Впрочем, современные создатели телевизоров пошли дальше и представили .

Это интересно


Первый советский цветной телевизор «Рубин 401» появился только в 1967 году. Его тусклые краски можно было рассмотреть только в темном помещении. Первую широковещательную программу в СССР провели 7 ноября 1967 года. Но ещё долгое время цветные телевизоры показывали в черно-белом цвете, радуя своих владельцев цветами только по праздникам. Сегодня же на рынке можно найти , которые способны удивить даже современного человека.

Идея передачи изображения не давала людям покоя еще в стародавние времена. В качестве подтверждения этого заявления достаточно вспомнить хотя бы магическое зеркало волшебницы Шалот, упоминаемое в цикле легенд о короле Артуре, или же наше русское сказочное наливное яблочко, которое в комплекте с тарелочкой служило своеобразным телевизором для Бабы Яги.

Но только в конце девятнадцатого века человечество наконец-то достигло такого уровня технического развития, при котором эту идею стало возможным воплотить в реальность. Начиная с этого времени, еще несколько десятилетий велись научные изыскания и разрабатывались основные принципы телевещания, и только в начале сороковых годов двадцатого века произошел настоящий прорыв в этой области - в 1931 году была запатентована электронная телевизионная трубка.

Первый черно-белый телевизор в СССР

Первая пробная передача изображения на расстояние в Советском Союзе была проведена в 1931 году, а регулярным телевещание в нашей стране стало с марта 1939 года.

Первое советское устройство, принимающее изображение, было произведено в 1932 году в Ленинграде, на радиозаводе «Коминтерн», и называлось оно «Б-2» в честь его изобретателя А. Я. Брейбарта. Но «Б-2», снабженный миниатюрным экраном, размером со спичечный коробок, еще не имел собственного декодера, поэтому он был не полноценным телевизором, а всего лишь приставкой, которую нужно было подключать к обычному радиоприемнику.

Несколькими годами позже на «Коминтерне» наладили выпуск телевизоров «ТК-1», которые не являлись отечественной разработкой - их производили по американской лицензии. Всего на заводе успели сделать не более двух тысяч таких лицензионных телевизоров, а потом развитие отечественного телевидения на несколько лет остановила война.

По-настоящему первым серийным советским черно-белым телевизором по праву считается телевизор «КВН-49», который появился на свет в конце сороковых годов. Его название представляет собой аббревиатуру, составленную из заглавных букв фамилий конструкторов этого народного телевизора - В. К. Кенигсона, Н. М. Варшавского и И. А. Николаевского. Для того чтобы удовлетворить растущие потребности населения, руководством страны был налажен выпуск этих телевизоров сразу в трех городах - Ленинграде, Воронеже и Баку.

«КВН-49» принимал три телевизионных канала, имел весьма объемный деревянный корпус и маленький экран, размером 10 на 14 сантиметров, изображение на котором лучше было рассматривать через специальную приставную линзу.

Параллельно со строительством новых заводов, производящих различные черно-белые телевизоры, в Советском Союзе велись работы по созданию цветного телевидения. Пробное цветное вещание осуществлялось уже с 1957 года. В это время на заводе имени Козицкого (бывшем «Коминтерне») были выпущены опытные образцы цветных телевизоров «Радуга», а в 1960 году Московский радиозавод изготовил малую партию цветных телевизоров «Темп - 22», но в свободную продажу ни «Радуга», ни «Темп» так и не попали.

Первый действительно народный цветной телевизор был выпущен в СССР в 1967 году на Московском радиозаводе и назывался он «Рубин - 401».

Мы коротко рассказали вам о развитии телевидения. Если же вам захотелось узнать, как делают телевизоры, прочтите нашу статью - в ней вы найдете ответ на этот вопрос.

Кажется, что телевизоры существуют целую вечность. Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание — вы узнаете обо всем из нашей статьи.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941 , первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».


30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые , а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960 -х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?


Модель «Рубин-401»

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — парад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое . Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.