ЭЛТ монитор – легендарный атрибут персональных компьютеров. Современные элт Принцип работы элт монитора изображение формируется

История создания ЭЛТ - мониторов

ЭЛТ-мониторы – это мониторы, формирующие изображение с помощью электронно-лучевой трубки, из которой под действием электростатического поля исходит поток электронов, бомбардирующий внутреннюю поверхность экрана монитора, покрытую люминофором. Люминофор под воздействием электронов начинает светиться, формируя изображение на экране монитора.

Началом истории создания ЭЛТ-мониторов можно считать 1855 году. В то время немецким стеклодувом Генрихом Гейслером было сделано, на первый взгляд, не относящееся к монитором изобретение. Он создал вакуумный стеклянный сосуд.

Через несколько лет после этого изобретения другой немецкий ученый, физик и математик, друг Генриха Гейслера, - Юлиус Плюккер впаял в вакуумный сосуд два электрода и подал на них напряжение. В результате возникшей разности потенциала, от одного электрода к другому пошел ток, стремящийся выровнять разность потенциалов. Под действием тока в вакуумной трубке возникло свечение, характер которого зависел от глубины вакуума.

Свечение вызывалось столкновением атомов, оставшихся в сосуде газов, с электронами, идущими от электрода с большим потенциалом к электрону с меньшим потенциалом. Так как электрон с большим потенциалом называется катодом, а с меньшим потенциалом – анодом, то поток электронов, излучаемый катодом получил название – катодные лучи.

Итак, в 1859 году Юлиусом Плюккером было совершено знаковое открытие, позволившее в дальнейшем создать ЭЛТ-мониторы.

Исследования Юлиуса Плюккера продолжил Уильям Крукс, открывший, что катодные лучи исходят перпендикулярно к катоду и распространяются прямолинейно, но могут отклоняться под действием магнитного поля. Для доказательства этого явления Уильям Крукс в 1879 году создал газоразрядную трубку, названную трубкой Крукса. Опыты с газоразрядными трубками также показали, что, попадая на некоторые вещества, катодные лучи вызывают их свечение. Впоследствии такие вещества были названы катодолюминофорами.


Первое изображение с помощью электронно-лучевой трубки было сделано только через 18 лет после многочисленных опытов и исследований катодных лучей. И это открытие принадлежит Карлу Фердинанду Брауну. Именно он разработал принцип формирования изображения с помощью электронно-лучевой трубки, впоследствии названной трубкой Брауна.

В первой модели трубки Брауну не удалось получить полный вакуум, и использовался холодной катод, требующий сильного внешнего электрического поля для испускания электронов. Все это приводило к необходимости использовать большого ускоряющего напряжения (100 киловольт). К тому же магнитное отклонение луча осуществлялось только по вертикали. Отклонение по горизонтали (изменение сигнала по времени) осуществлялось с помощью вращающегося зеркала.

Свое изобретение Браун использовал, как осциллограф, для изучения электрических колебаний. Снаружи, вокруг узкой части стеклянной трубки между диафрагмой и экраном, располагался электромагнит. Исследуемый ток подводили к катушке электромагнита, в результате возникало электромагнитное поле, отклоняющее катодный луч. Катодный луч высвечивал на флуоресцирующем экране линию, соответствующую изменению магнитного поля под действием тока. Высвеченная линия позволяла определить изменение тока, подводимого к электромагниту.

Светящаяся линия проектировалась на внешний экран с помощью зеркала. Поворачивая зеркало, можно было наблюдать изменение сигнала по времени – двумерную кривую линию, форма которой зависела от амплитуды изменения подводимого к электромагниту тока и скорости поворота зеркала.

Фердинанд Браун не патентовал свое изобретение и демонстрировал его на всевозможных выставках и семинарах. В результате работу оценило множество ученых и вложило свой вклад в развитие и совершенствование электронно-лучевых трубок.

Так уже в 1899 году И. Ценнек, ассистент Брауна, добавил второе магнитное поле, перпендикулярное первому, и получил возможность отклонения катодного луча по вертикали.

В 1903 году Артур Венельт поместил в трубку цилиндрический электрод с отрицательным, относительно катода, потенциалом. Изменение потенциала позволяло менять интенсивность катодных лучей и тем самым яркость свечения люминофора.

В 1906 году М. Дикман и Г. Глаге доработали трубку Брауна и ввели возможность управления током, подаваемым на электромагниты. В результате они смогли отображать на экране не просто изменение тока от времени, а конкретные фигуры. В том же году они получили патент на использование трубки Брауна для передачи изображений букв и штрихов.

Электронно-лучевые трубки оказались незаменимыми в различных приборах, таких как осциллографы, позволяющих исследовать быстропротекающие процессы. Но на этом область их применения не ограничивалась. Возможность формирования изображения с помощью электронно-лучевых трубок заинтересовала множество ученых во всем мире, и вскоре стали появляться все более и более совершенные устройства.

Так в 1907 году русский физик Борис Львович Розинг разработал прибор на основе трубки Брауна, способный воспроизводить движущееся изображение, и получил патент на свою разработку в 1908-1910 гг. в России, Англии и Германии. Он же 9 мая 1911 года, на заседании Русского технического общества, продемонстрировал передачу, прием и воспроизведение на экране электронно-лучевой трубки телевизионных изображений - простых геометрических фигур.

В дальнейшем подобные приборы стали называться кинескопами, от греч. kinesis - движение и skopeo - смотреть.

Первые кинескопы были векторные. В таких кинескопах использовался один пучок катодных лучей, перемещающийся от одной точки к другой, оставляя на экране светящиеся линии, которые постепенно затухали. Затухание происходило очень быстро и обычно не превышало 0,1 секунды.

Для того, чтобы изображение оставалось на экране, его приходилось с частотой несколько десятков герц перерисовывать. Все это приводило к жестким ограничениям по количеству отображаемой на экране информации. Если требовалось отображение сложного объекта, то изображение могло начинать мерцать. Происходило это из-за того, что к концу прорисовки сложного объекта та часть его, которая выводилась первой, уже начинала гаснуть.

Так как векторные кинескопы не могли отображать сложные графические объекты, им быстро нашлась замена в виде растровых кинескопов. Но до сих пор в различных областях науки и техники используются векторные мониторы, в основном в виде измерительных приборов, таких как осциллографы, так как позволяют получить высокое разрешение, частоту регенерации и значительно проще устроены, а, следовательно, и дешевле, чем матричные кинескопы. Также именно векторные кинескопы стали первыми использоваться в качестве мониторов для ЭВМ.

В растровых кинескопах траектория перемещения луча по экрану всегда постоянна и не зависит от выводимых изображений. Луч пробегает по строкам экрана сверху вниз и с помощью модуляции яркости луча формирует изображение. В этом случае время вывода изображения не зависит от его сложности, но возникают ограничения по разрешению изображения, а именно по количеству и длине строк, пробегающих лучом, а также времени изменения модуляции яркости луча, определяющего сколько различных точек может быть выведено за время прохождения лучом одной строки.

Но, несмотря на эти ограничения, первые электронные телевизоры использовали именно растровые кинескопы, а вот в ЭВМ растровые мониторы стали использоваться значительно позже векторных, так как требовали значительного объема памяти для регенерации изображения и обладали маленькой разрешающей способностью.

Развитие электронно-лучевых трубок шло семимильными шагами, сильно этому способствовало и развитие телевидения. Так в 1935 году в Германии началось первое регулярное телевещание для электронных телевизоров. Регулярное телевещание для телевизоров с оптико-механической разверткой началось гораздо раньше, с 1927 года в Великобритании. В 1936 году электронное телевещание стало регулярным и в Англии, Италии, Франции, а затем инициативу подхватили и другие страны.

В скором времени ЭЛТ-телевизоры стали выпускаться серийно. Так уже в 1939 году был представлен первый электронный телевизор для массового производства. Эта модель, RCS TT-5, была разработана в США в научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Владимиром Зворыкиным, русским эмигрантом, и представляла собой большой деревянный ящик с экраном с диагональю 5 дюймов.

Первый электронный телевизор в России ТК-1 был выпущен в конце 1938 года Ленинградским заводом имени Козицкого по американской документации (в Америке подобные телевизоры выпускались с 1934 года). Производство телевизоров было крайне трудоемким и сложным процессом, множество радиодеталей поставлялось из заграницы, и всего было выпущено около 6000 телевизоров, большинство из которых использовались в качестве экспериментальных установок в научно-исследовательских лабораториях.

Первый Российский серийный электронный телевизор был создан на ленинградском заводе «Радист» в конце 1939 года и назывался ""17ТН-1"". Он представлял собой громоздкую напольную тумбу с небольшим круглым экраном 17 дюймов. Производство телевизоров было все еще дорогостоящим и сложным процессом, поэтому до начала войны было выпущено всего 2000 экземпляров.

Первый массово-серийный и доступный простым потребителям в России стал телевизор КВН-49-1, разработанный в 1947 году в Ленинградском НИИ телевидения. Серийный выпуск телевизоров этой марки начался в 1949 году. Кстати, название КВН произошло от первых букв разработчиков телевизора: Кенигсона В.К, Варшавского Н.М и Николаевского И.А, ну а 49, как вы догадались, от года начала серийного выпуска.

В 1950 году произошел очередной прорыв в технологии. В США был разработан масочный цветной кинескоп с тремя электронными пушками.

Экран кинескопа был покрыт тремя типами люминофора, светящегося под действием электронных лучей красным, зеленым и синим цветом. Каждая точка изображения формировалась тремя участками люминофора разного типа, в совокупности воспринимающаяся глазом, как единая цветная точка.

В основании кинескопа располагалось три электронно-лучевые пушки. Если смотреть сверху на них, то они представляли собой вершины равностороннего треугольника. Лучи, излучаемые этими пушками, синхронно пробегали все строки развертки, также как это делал единственный луч в одноцветных кинескопах. Но каждый луч попадал на свой тип люминофора, и, модулируя интенсивность лучей, на экране можно было отобразить цветные точки.

Для того чтобы лучи, излучаемые электронными пушками, попадали на свой участок из трех типов люминофора и не засвечивали соседние участки, использовалась теневая решетка, состоящая из множества отверстий, через которые проходили лучи. Благодаря теневой решетке, повышалась контрастность изображения, так как лучи, переходя от одного участка экрана к другому, не задевали люминофоры чужого типа. Но, в свою очередь, уменьшалось количество проходящих электронов, что уменьшало яркость картинки.

В первых кинескопах в качестве маски использовался тонкий стальной лист с круглыми отверстиями. Такая маска назвалась теневой, она позволяла максимально точно позиционировать электронный лучи, но круглые отверстия задерживали достаточно большую часть электронов. Впоследствии отверстия стали делать коническими, что позволило увеличить их пропускную способность. Теневая маска обеспечивала высокую точность изображения, но меньшую яркость (по сравнению с щелевой и аппретурной решеткой). Такие маски чаще всего применялись в мониторах.

Впоследствии в телевизионных кинескопах электронные пушки стали располагать планарно, параллельно земле, что упрощало настройки кинескопа и позиционирование лучей. Для таких кинескопов в маске делались овальные отверстия, и называлась она – щелевая решетка. Щелевая решетка обеспечивает более насыщенные цвета, по сравнению с теневой маской, но менее насыщенные, чем у апертурной решетки. Но в то же время получаемое изображение более четкое, чем у апетурной решетки. Однако щелевая решетка склона к муарам. В результате основная область применения таких кинескопов – телевидение.

Впоследствии такие производители, как Sony или Mitsubishi в качестве маски стали использовать апертурную решетку – множество вертикально натянутых тонких проволок. При этом электронные лучи не ограничивались, как в двух предыдущих типах масок, а фокусировались в нужных точках экрана, за счет чего прозрачность апертурной решетки была в разы выше и достигала 80%, а соответственно была выше яркость и насыщенность изображения.

Первый цветной телевизор с электронно-лучевой трубкой был выпущен в США в марте 1954 года компанией Westinghouse и назывался H840CK15, и стоил 1295 долларов. Спустя несколько недель, в США был выпущен еще один цветной телевизор, но уже компанией RCA - RCA CT-100. Он был снабжен 15-ти дюймовым цветным кинескопом и стоил около 1000 долларов. В то время, к примеру, новый, шикарный автомобиль стоил 2000 долларов, так что цветные телевизоры рассчитывались не на массовое потребление, а скорее как дорогая игрушка для ограниченного круга элиты. Вскоре цветное телевидение перешло в массы, и во всех странах появилось огромное количество различных моделей цветных телевизоров. На сайте www.earlytelevision.org можно посмотреть фотографии и описания большинства первых цветных и монохромных телевизоров и мониторов.

Технология отображения на ЭЛТ-телевизорах совершенствовалась год от года, и, когда настала эра ЭВМ, электронно-лучевые трубки стали использоваться для отображения результатов их работы. Конечно, произошло это не сразу. Первые ЭВМ в качестве устройств вывода использовали, в основном, различные печатающие устройства или записывали результат вычислений на магнитную ленту. Но уже тогда многие ЭВМ оснащались электронно-лучевыми трубками, но использовались они не как мониторы, а как осциллографы, контролирующие исправность электрических цепей вычислительных машин или даже, как запоминающие устройства .

Ярким примером служит ЭВМ SSEM (Manchester Small-Scale Experimental Machine) – манчестерская малая экспериментальная машина, заработавшая в июне 1948 года.

В ней использовалось целых три электронно-лучевые трубки. Однако только одна из них отображала информацию, две других представляли собой оперативную память, позволившую избавиться от громоздких, трудоемких и опасных ртутных линий задержки.

На прообраз монитора в SSEM выводилась информация, содержавшаяся в двух других электронно-лучевых трубках.

ЭЛТ-мониторы для вывода информации использовались и в ЭВМ CSIRAC (Council for Scientific and Industrial Research Automatic Computer) - Автоматическом Компьютере Совета по Научным и Промышленным Исследованиям. CSIRAC был разработан в Австралии и заработал в ноябре 1949 года.

В этой ЭВМ вывод результатов работы осуществлялся все еще на телетайп, но для контроля процесса работы использовался ЭЛТ-монитор, отображавший состояние регистров ЭВМ, используемых при вычислении.

Еще один случай использования электронно-лучевой трубки для вывода результатов работы ЭВМ зафиксирован в 1950 году. Произошло это в Англии в Кембриджском университете. И использовалась она в электронно-вычислительной машине EDSAC (Electronic Delay Storage Automatic Computer).

Естественно, мониторы, используемые в EDSAC, SSEM, CSIRAC и в других ЭВМ того времени, сильно отличались от современных ЭЛТ-мониторов и больше походили на осциллографы. Но все же это были первые попытки вывода информации не на принтер, а на электронный монитор, в конечном итоге приведшие к созданию современного ЭЛТ-монитора.

Начиная с 50-х годов, практически все ЭВМ в том или ином виде использовали ЭЛТ-трубки. Наиболее показательной в этом плане является ЭВМ Whirlwind (Вихрь), созданная в 1951 году в США. Использовалась она в станции американской ПВО «SAGE 1» и предназначалась для обработки в режиме реального времени непрерывно поступающего потока данных о состояния воздушной обстановки и фиксации информации о вторжении самолетов в воздушное пространство США.

Естественно, просто обработать данные было недостаточно. Было необходимо в режиме реального времени отображать полученные данные, а именно положение обнаруженных воздушных объектов. Сделать это с помощью распространенного в то время телетайпа было невозможно. Во-первых, потребовалось бы огромное количество бумаги, а, во-вторых, распечатанная таким образом информация была ненаглядной и требующей значительных усилий и времени для принятия решений, которого у военных, в случае вторжения вражеской авиации, не было.

Поэтому было принято решение, в качестве основного устройства отображения, использовать ЭЛТ-монитор, позволяющий наглядно, а главное в режиме реального времени, отображать всю информацию, требующуюся для работы системы ПВО.

Демонстрация работы системы ПВО SAGE состоялась 20 апреля 1951 года. Данные с радара, установленного в заливе Кейп-Код, передавались в командный центр, где обрабатывались в ЭВМ Whirlwind, а затем отображались на экранах ЭЛТ-мониторов в виде движущихся точек, соответствующих положению обнаруженных самолетов.

В конечном итоге, в США была создана целая сеть из 23-х командных пунктов ПВО SAGE, обеспечивающих защиту воздушных границ США долгие годы.

В шестидесятых годах мониторами оснащались уже практически все ЭВМ, и их стали производить серийно. Для разгрузки центрального процессора ЭЛТ-мониторы оснащали своими вычислительными ресурсами, и они стали называться дисплейными станциями.

Первой такой дисплейной станцией была оснащена ЭВМ «DEC PDP-1». Дисплейная станция была монохромной, имела ЭЛТ-дисплей, диаметром 16 дюймов с разрешением 1024 х 1024 точки. Под разрешением в векторных мониторах понимается количество точек, которые могут быть заданы, в качестве граничных координат отображаемых отрезков.

Вскоре появился и первая коммерческая дисплейная станция IBM 2250. IBM 2250 была разработана в 1964 году и использовалась в ЭВМ серии System/360.

IBM 2250 имела дисплей размером 12х12 дюймов с разрешением 1024х1024 точки и поддерживала частоту обновления экрана в 40 Гц. Отображаемые символы, цифры и буквы состояли из отдельных отрезков и были максимально упрощены для увеличения производительности.

В памяти дисплейной станции были заложены специальные подпрограммы, отвечающие за форматирование символов на экране. Таким образом, центральному процессору ЭВМ требовалось только указать, какой символ и где вывести на экране. Расчет отображаемого символа и управление катодным лучом производилось уже в самой дисплейной станции, что сильно разгружало ЭВМ.

Описанные выше дисплейные станции, как и их прототипы, были векторными. Между тем популярность ЭВМ набирала рост. Многие предприятия использовали ЭВМ. Но в шестидесятых годах ЭВМ представляли собой дорогостоящие устройства, и обеспечить всех специалистов своей ЭВМ было невозможно. В результате, начали развиваться терминальные системы, в которых ЭВМ отдавалась в распоряжение сразу нескольким пользователям. Доступ к вычислительным ресурсам осуществлялись через специальные терминалы, оборудованные монитором, устройством ввода-вывода, и подключенные к удаленной ЭВМ.

Одной из первых терминальных систем, оборудованных терминалами с ЭЛТ-мониторами, была система IBM 2848. Разработана эта система была в 1964 году и состояла из одного устройства контроля IBM 2848, представляющего собой прообраз современных видеоадаптеров, к которому могло подключаться до 8 терминалов IBM 2260.

Терминалы системы были оснащены ЭЛТ-мониторами, способными отображать только текст с разрешением 12 строк по 80 символов в каждой строке. Всего отображалось 64 различных знака (26 букв, 10 цифр, 25 специальных символов и 3 контрольных символа). Причем текст отображался не на всей области ЭЛТ, а только на небольшом участке, размером 4 на 9 дюймов.

В основном эта терминальная система использовалась для работы с ЭВМ серии IBM system/360. Одна из таких систем функционировала с 1969 по 1972 года в компьютерном центре в Колумбии.

В 1972 был создан один из первых цветных терминалов - IBM 3279. Первоначально терминал IBM 3279 поддерживал 4 цвета: красный, зеленый, голубой и белый, и работал только в текстовом режиме. Причем при стандартных настройках вводимые символы окрашивались в зеленый или красный цвет, а выводимые - белым или голубым.

Позже были выпущены модификации, способные работать и в графическом режиме с поддержкой уже семи цветов. Примером такого терминала может служить IBM 3279G.

Но настоящий бум развития ЭЛТ- мониторов начался с появления персональных компьютеров. Например, ЭВМ IBM 5100, разработанная в 1975 году, имела встроенный пятидюймовый ЭЛТ- монитор, способный отображать 16 строк по 64 символа в каждой. Видеоадаптера, как такового, в ЭВМ не было, а изображение выводилось с помощью контроллера дисплея, имеющего прямой доступ к оперативной памяти по адресам 0x0200..0x05ff, где содержался текст для отображения.

Подобная технология отображения замедляла работу ЭВМ, так как для формирования изображения использовался центральный процессор. Также негативно сказывалось на быстродействие частое обращение к ОЗУ для считывания области, содержащей информацию для отображения.

Поэтому вскоре для отображения данных на мониторе были разработаны специальные видеоадаптеры, значительно разгружающие центральный процессор и ОЗУ, так как видеоадаптеры оснащались встроенным ОЗУ и не требовали постоянного обращения к основному ОЗУ для регенерации изображения.

Первый такой видеоадаптер был разработан в 1981 году, назывался он Monochrome Display Adapter (MDA) и использовался в IBM PC.

Как следует из названия, адаптер был монохромный, работал только в текстовом режиме с разрешением 80х25 символов (720х350 точек).

Стандартный видеоадаптер MDA основывался на чипе Motorola 6845 и содержал 4 КБ видеопамяти. Частота развёртки составляла 50 Гц.

Цвет выводимого текста определялся типом люминофора, используемого в кинескопе монитора. Обычно использовался люминофор P1 – зеленый цвет, люминофор P3 – светло-коричневый, или люминофор P4 – белый. В первых мониторах, выпускаемых для адаптера MDA, использовался зеленый люминофор, примером таких мониторы может быть IBM 5151.


Практически одновременно, в 1981 году, был выпущен цветной видеоадаптер CGA - Color Graphics Adapter. Видеоадаптер поддерживал максимальное разрешение 640х200 и палитру, состоящую из 16 цветов. Работал видеоадаптер в двух режимах – текстовом и графическом. В текстовом режиме можно было использовать все 16 цветов и разрешение, либо 40 на 25 символов, либо 80 на 25 символов.

В графическом режиме при разрешении 320 на 200 пикселей можно было использовать 4 цвета из стандартных политр: пурпурный, сине-зелёный, белый и черный или красный, зелёный, коричневый/жёлтый и черный. При разрешении 640х200 отображение было монохромным (черно-белым).

Дополнительные настройки позволяли формировать свои палитры из доступных 16 цветов и, например, делать отображение при разрешении 640х200 не черно-белым, а черно-зеленым и так далее.

В момент выпуска видеоадаптера не было мониторов, способных использовать все его возможности. Имеющиеся монохромные мониторы или NTSC-совместимый телевизор могли подключаться к видеоадаптеру только через композитный разъем. Но при этом качество отображения было ужасным, особенно при высоком разрешении (640х200).

Монитор, полностью поддерживающий все функции видеоадаптера, был выпущен компанией IBM только в 1983 году – это был 12-дюймовый монитор IBM 5153. Позже различными производителями было выпущено множество аналогов этого монитора.

В 1984 году компанией Hercules Computer Technology был выпущен еще один видеоадаптер - Hercules Graphics Card (Hercules) - графический адаптер Геркулес. Он поддерживал не только текстовый режим, как MDA, с разрешением 80х25 символов, но и графический, с разрешением 720х348. Hercules все еще оставался монохромным, но поддержка более высокого, чем CGA разрешения, совместимость с широко распространенными мониторами стандарта MDA, такими как IBM 5151, сделали его популярной альтернативой видеоадаптера CGA.

Однако не видеоадаптеры CGA, не видеоадаптеры Hercules не удовлетворяли растущим потребностям пользователей ЭВМ. Поэтому в том же 1984 году появился видеоадаптер Enhanced Graphics Adapter (EGA), что в переводе означает - усовершенствованный графический адаптер.

Видеоадаптер EGA значительно превосходил по техническим возможностям своих предшественников. Он мог формировать графическое изображение, используя 16 цветов из 64 цветной палитры при разрешении 640х350 точек.

Но для полноценного использования нового видеоадаптера потребовались мониторы нового стандарта, позволяющие работать с цветным изображением высокого разрешения (естественно высокого для того времени).

Чтобы не оказаться в невыгодной позиции на рынке, разработчики нового видеоадаптера предусмотрели возможность поддержки различных цветовых режимов и разрешений, повторяющих возможности предыдущих стандартов и возможность вывода изображения на мониторы предыдущих стандартов. Естественно, при этом страдало качество изображения, либо уменьшалась разрешающая способность, либо количество цветов, но при этом открывались дополнительные возможности для пользователей, которые могли модернизировать свои системы постепенно, не затрачивая сразу большие суммы.

Перед подключением монитора на плате необходимо было настроить конфигурацию видеоадаптера для работы с выбранным стандартом монитора и режима формирования изображения (графическое, тестовое, разрешение картинки и т.д.). Для этого предназначались шесть переключателей, обычно, располагающихся на задней стороне видеоадаптера. В частности, поддерживались следующие стандарты мониторов:

  • монохромные мониторы стандарта MDA, такие как IBM 5151;
  • цветные мониторы стандарта CGA, такие как IBM 5153;
  • цветные мониторы стандарта EGA, такие как IBM 5154.

Стоит отметить, что большинство видеоадаптеров EGA выпускались всего лишь с 64 кб памяти, что было недостаточно для отображения 16-цветного изображения с разрешением 640x350 точек, а позволяло использовать только 4 цвета или 16 цветов, но при разрешении 640x200.

Естественно, были видеоадаптеры с 128 кб памяти и даже с 256 кб, но стоили они значительно дороже, и далеко не все могли их себе позволить, впрочем, как и новые EGA-мониторы. Так что на практике в большинстве случаев возможности нового видеоадаптера использовались не полностью, но, несмотря на это, он пользовался большой популярностью, и замена ему вышла только спустя три года. Это был новый стандарт видеоадаптеров MCGA.

MultiColor Graphics Adapter (MCGA) ? многоцветный графический адаптер, выпущенный в 1987 году. Он значительно превосходил все существующие на тот момент видеоадаптеры по количеству цветов в палитре, составляющим 262144.

Но объем видеопамяти был маленький, всего 64 Кб, что сильно снижало его возможности, но это положительно сказалась на его цене.

Единовременно адаптер мог отображать 256 цветов, выбранных из палитры, но из-за ограниченной видеопамяти разрешение экрана при этом составляло всего 320х200. При монохромном отображении или в текстовом режиме разрешение было несколько выше.

Основные характеристики графического адаптера следующие:

Объем памяти: 64 Кб;

Тестовое разрешение: 640x400 (80х50 символов при размере символа 8х8 или 80х25 символов при размере символа 8х16);

Количество цветов: 256, выбираемых из палитры 262144 цветов;

Разрешение экрана при отображении 256 цветов: 320x200;

Разрешение экрана в монохромном режиме: 640?480;

Частота строчной развертки: 31,5 KГц.

Впервые этот адаптер использовался в ЭВМ IBM PS/2 Model 30, представленной второго апреля 1987 года. Причем он представлял собой не отдельную плату, а встраивался в материнскую плату ЭВМ. Позже MCGA использовался в IBM PS/2 Model 25 тоже в виде интегрированной в материнскую плату системы.

Адаптер не успел завоевать широкую популярность, так как очень быстро был вытеснен сильно превосходящим его графическим адаптером VGA. И после снятия с производства ЭВМ IBM PS/2 25 и 30 перестал выпускаться и адаптер MCGA.

Графический адаптер VGA (Video Graphics Array) был разработан компанией IBM в 1987 и впервые был использован в ЭВМ IBM PS/2 Model 50. Вскоре VGA стал общепризнанным стандартом мониторов и видеоадаптеров.

Основное разрешение, поддерживаемое адаптером VGA, было 640х480 пикселей, при этом одновременно отображалось 16 цветов, выбираемых из палитры 262144 оттенка. Новое разрешение позволяло более качественно отображать картинку и имело отношение сторон 4:3, которое надолго стало стандартом, и только в последние годы было вытеснено широкоформатным отображением, как в мониторах, так и в телевизорах, которые в принципе с каждым днем все меньше и меньше отличаются от мониторов.

Видеоадаптер VGA поддерживал и другие расширения:

  • 320x200 пикселей, 4 цвета;
  • 320x200 пикселей, 16 цветов;
  • 320x200 пикселей, 256 цветов;
  • 640x200 пикселей, 2 цвета;
  • 640x200 пикселей, 16 цветов;
  • 640x350 пикселей, монохромный;
  • 640x350 пикселей, 16 цветов;
  • 640x480 пикселей, 2 цвета;
  • 640x480 пикселей, 16 цветов,

и это не считая текстового режима отображения.

В отличие от предыдущих графических адаптеров, в VGA использовался аналоговый сигнал для передачи отображаемой информации монитору. Использование аналогового сигнала позволяло уменьшить количество проводов в кабеле, так как передавать требовалось только сигналы трех основных цветов и сигналы синхронизации, и отдельный канал выделялся для передачи служебной информации. Также новый аналоговый интерфейс связи между графическим адаптером и монитором позволял в дальнейшем увеличивать количество единовременно отображаемых цветов без изменения интерфейса связи с монитором и собственно без изменения самого монитора.

Но для работы с графическими адаптерами VGA были нужны новые многочастотные аналоговые мониторы. Эти мониторы могли работать с различной частотой кадров, что позволяло им поддерживать режимы с различной разрешающей способностью и практически неограниченное число цветов, и полностью обеспечивать весь потенциал графических адаптеров VGA.

Со временем графические интерфейсы операционных систем прочно вошли в нашу жизнь, появлялось огромное число видеоигр и различных приложений, требующих высокого разрешения и способности отображение более чем 256 цветов. Видеоадаптер VGA не был в состоянии удовлетворить возросшие потребности пользователей, в результате многие фирмы стали выпускать собственные расширенные версии видеоадаптера VGA, впоследствии получивших общее название Super VGA или SVGA. Со временем возможности видеоадаптеров SVGA росли. Стали поддерживаться режимы: High Color и True Color, в которых одновременно отображалось 32768 и более чем 16,7 миллионов различных цветов. Поддерживались разрешения: 800х600, 1024х760, 1280х1024, 1600х1200 и т.д.

Параллельно, с развитием видеоадаптеров SVGA, совершенствовались и мониторы. Увеличивалась частота развертки, поддерживаемые разрешения, качество цветопередачи и т.д.

Казалось, что ЭЛТ-мониторы прочно и надолго вошли в нашу жизнь, но буквально за несколько лет про них практически забыли, и сейчас мало у кого можно их встретить. Всему виной стали ЖК-мониторы, незаметно, в тени славы ЭЛТ-мониторов, достигнувшие вершин качества отображения, сравнимых с качеством отображения и цветопередачи ЭЛТ-мониторов. Но при этом ЖК-мониторы были более компактные и эргономичные. Естественно у них были свои недостатки, но они все менее и менее сказываются на их качестве. Но более подробно об истории ЖК-мониторов и их устройствах поговорим в одной из следующих статей.



Персональные компьютеры до появления технологии жидкокристаллических экранов оснащались ЭЛТ мониторами. Они выделяются крупными габаритами и большой массой.

ВАЖНО. Использование ЭЛТ мониторов не энергоэффективно. В частности, потребление электричества такими дисплеями сопоставимо с мощными лампами накаливания.

Качество получаемого изображения характеризуется высокой чёткостью. Поэтому этот вид мониторов востребован для графического дизайна растровых изображений.

ЭЛТ монитор оборудован стеклянной вакуумной трубкой. Обращённая к пользователю внутренняя часть этого элемента изнутри покрыта особым составом - Luminofor. Это особое напыление излучает свет при бомбардировании электронами. Состав этого слоя в цветных ЭЛТ устройствах включает сложные элементы на базе редкоземельных металлов. Яркость и период свечения, создаваемого люминофором, зависит от процентного содержания и свойств применяемых компонентов.

Принцип работы

Формирование картинки на таком дисплее происходит с помощью электронно-лучевой пушки. Она излучает поток электронов, которые проходят через специализированную металлическую маску и направляются на внутреннюю часть стеклянной поверхности дисплея.

Поток заряженных электрочастиц на пути к фронтальной поверхности экрана преобразуется в модуляторе интенсивности, который ускоряет систему. В основе функционирования находится принцип разности потенциалов. За счёт прохождения через модулятор заряженные частицы получают много энергии, затрачиваемой на подсветку пикселей. Электроны поступают на luminofor, далее энергия электронов способствует свечению определённых участков экрана. Активация пикселей обеспечивает формирование картинки.

СПРАВКА. В обычных цветных ЭЛТ мониторах применяется цветовая палитра RGB.

В корпусе установлено три электронных излучателя. Они генерируют один из 3 базовых оттенков, и передают пучок электрочастиц на определённые области люминофорного слоя. Интенсивность свечения каждого тона из палитры различна. Этот параметр варьируется таким образом, что повысив мощность каждого из трёх пучков до предельного показателя, сформируется белый свет. За счёт комбинирования всех трёх базовых тонов при минимальном уровне получится пиксель серого или чёрного цвета. Маска – это элемент конструкции, обеспечивающий точное подсвечивание электронным лучом необходимого участка экрана. Конструктивные особенности маски определяются разновидностью кинескопа и брендом. Качества этого элемента влияет на чёткость картинки (растровость).

Здравствуйте, читатели моего блога, которых заинтересовал ЭЛТ монитор. Я постараюсь, чтобы эта статья была интересна всем, и тем, кто уже не застал их, и тем, у кого данное устройство приятно ассоциируется с первым опытом освоения персонального компьютера.

Сегодня дисплеи ПК представляют собой плоские и тонкие экраны. Но в некоторых малобюджетных организациях можно встретить и массивные кинескопные мониторы. С ними связана целая эпоха в развитии мультимедийных технологий.

Свое официальное название ЭЛТ мониторы получили от русской аббревиатуры термина «электронно-лучевая трубка». Английским аналогом которой является фраза Cathode Ray Tube с соответствующим сокращением CRT.

До того как в домах появились ПК, данный электротехнический прибор был представлен в нашем быту кинескопными телевизорами. Они одно время даже использовались в качестве дисплеев (прикиньте). Но об этом позже, а сейчас давайте немного разберемся в принципе действия ЭЛТ, что позволит нам говорить о таких мониторах на боле серьезном уровне.

Прогресс кинескопных мониторов

История развития электронно-лучевой трубки и ее превращение в ЭЛТ мониторы с достойным разрешением экрана насыщена интересными открытиями и изобретениями. Сначала это были приборы типа осциллограф, экраны радаров РЛС. Потом развитие телевидения подарило нам более удобные для просмотра устройства.

Если говорить конкретно о дисплеях персональных компьютеров, доступных широкому кругу пользователей, то титул первого моника наверное, стоит отдать векторной дисплейной станции IBM 2250. Создали его в 1964 году для коммерческого использования вместе с ЭВМ серии System/360.

Компании IBM принадлежит много разработок по оснащению ПК мониторами, в том числе и проектирование первых видеоадаптеров, ставших прообразом современных мощных и стандартов передаваемого на дисплей изображения.

Так, в 1987 увидел свет адаптер VGA (Video Graphics Array) работающий с разрешением 640×480 и соотношением сторон 4:3. Эти параметры оставались базовыми для большинства выпускаемых мониторов и телевизоров до появления широкоформатных стандартов. В процессе эволюции ЭЛТ мониторов происходило множество изменений в технологии их производства. Но я хочу отдельно остановиться на таких моментах:

Что определяет форма пикселя?

Зная, как работает кинескоп, мы сможем разобраться в особенностях ЭЛТ мониторов. Луч, выпускаемый электронной пушкой, отклоняется индукционным магнитом, чтобы попасть точно в специальные отверстия в маске, расположенной перед экраном.

Они формируют пиксель, а их форма определяет конфигурацию цветных точек и качественные параметры получаемой картинки:

  • Классические круглые отверстия, центры которых расположены по вершинам условного равностороннего треугольника образуют теневую маску. Матрица с равномерно распределенными пикселями обеспечивает максимальное качество при воспроизведении линий. И идеально подходит для офисных конструкторских приложений.
  • Для повышения яркости и контрастности экрана компания Sony использовали апертурную маску. Там вместо точек светились расположенные рядом прямоугольные блоки. Это позволяло максимально использовать площадь экрана (мониторы Sony Trinitron, Mitsubishi Diamondtron).
  • Совместить достоинства этих двух технологий удалось в щелевой решетке, где отверстия имели вид округленных сверху и снизу вытянутых прямоугольников. А блоки пикселей смещались относительно друг друга по вертикали. Такая маска применялась в дисплеях NEC ChromaClear, LG Flatron, Panasonic PureFlat;

Но не только форма пикселя определяла достоинства монитора. Со временем и его размер стал иметь определяющее значение. Он изменялся в пределах от 0,28 до 0,20 мм, и маска с меньшими, более плотными отверстиями позволяла создавать изображения высокого разрешения.

Важной и, увы, заметной для потребителя характеристикой оставалась частота обновления экрана, выражавшаяся в мерцании изображения. Разработчики старались изо всех сил, и постепенно вместо чувствительных 60 Гц динамика смены выводимой картинки достигла 75, 85 и даже 100 Гц. Последний показатель уже позволял работать с максимальным комфортом и глаза почти не уставали.

Работая над улучшением качества продолжалась. Разработчики не забывали и о таком неприятном явлении, как низкочастотное электромагнитное излучение. В таких экранах это излучение направленно электронной пушкой прямо на пользователя. Для устранения этого недостатка использовались всевозможные технологии и применялись разные защитные экраны и защитные покрытия для экранов.

Ужесточались и требования к безопасности мониторов, которые нашли отражение в постоянно обновляемых стандартах: MPR I, MPR II, TCO"92, TCO"95 и TCO"99.

Монитор, которому доверяют профессионалы

Работы над постоянным совершенствованием мультимедийной видео техники и технологий со временем привели к появлению цифрового видео высокой четкости. Чуть позже появились тонкие экраны с подсветкой от экономных светодиодных ламп. Эти дисплеи стали воплощением мечты, ведь они:

  • легче и компактней;
  • отличались низким уровнем энергопотребления;
  • намного безопаснее;
  • не имели мерцания даже на более низких частотах (там мерцание другого рода);
  • имели несколько поддерживаемых разъёмов;

И не специалистам было понятно, что эпоха CRT мониторов завершилась. И казалось, что возврата к этим устройствам уже не будет. Но некоторые профессионалы, знающие все особенности новых и старых экранов, не спешили избавляться от высококачественных ЭЛТ дисплеев. Ведь по некоторым техническим характеристикам они явно выигрывали у своих ЖК конкурентов:

  • отличный угол обзора, позволял читать информацию, располагаясь сбоку от экрана;
  • ЭЛТ технология позволяла без искажений отображать картинку с любым разрешением, даже при использовании масштабирования;
  • понятие неработающих пикселей здесь отсутствует;
  • время инерции остаточного изображения пренебрежительно мало:
  • практически неограниченный диапазон отображаемых оттенков и потрясающая фотореалистичность цветопередачи;

Именно последние два качества оставили кинескопным дисплеям шанс еще раз проявить себя. И они оказались до сих пор востребованы у игроманов и, особенно, у специалистов, работающих в сфере графического дизайна и обработки фотографий.

Вот такая длинная и интересная история у старого, доброго друга, называемого ЭЛТ монитор. И если у вас дома или на предприятии еще остался такой, вы можете снова опробовать его в деле и по-новому оценить его качества.

На этом я прощаюсь с вами, мои дорогие читатели.

Монитор персонального компьютера представляет собой поистине важную составляющую для каждого вида компьютера.

Без монитора отсутствует возможность оценить в полной мере характеристики, а также функции, возможности предоставляемого программного обеспечения, ведь ни одна разновидность информации не будет отображаться визуально. Только через используемый монитор можно получать до 100% сведений.

В настоящее время мониторы с электронно-лучевой трубкой перестали быть обычными и распространенными. Такую технику можно увидеть только у редких пользователей. ЭЛТ успешно заменили жидкокристаллические мониторы.

Несмотря на такую ситуацию, присутствует потребность разобраться во всех важных преимуществах и нюансах выпускаемой техники, ведь лишь в этом случае появляется возможность по достоинству оценить прежнюю продукцию и понять, почему она утратила актуальность. Действительно ли причина заключается только в больших габаритах и чрезмерно значительном весе, высоком энергопотреблении и потенциально вредном излучении для пользователей?

Какими были прежние ЭЛТ мониторы?

Все ЭЛТ мониторы можно подразделить на три вида.

  1. Электронно-лучевые мониторы с теневой маской. Подобный вариант оказывался одним из самых популярных и поистине достойных у производителей. Техника обладала выпуклым монитором.
  2. ЛТ с апертурной решеткой, которая включает в себя несколько вертикальных линий.
  3. Мониторы, обладающие щелевой маской.

Какие технические характеристики ЭЛТ мониторов нужно принимать во внимание? Как разобраться в том, насколько достойна техника своего применения?

  1. Диагональ экрана . Данный параметр принято считать от противоположных углов с верхней и нижней части: правый нижний угол – левый верхний. Значение нужно измерять в дюймах. В большинстве случаев модели обладали диагональю в 15 и 17 дюймов.
  2. Размер зерна экрана монитор а. В этом случае предполагается рассмотрение специальных отверстий, расположенных в цветоделительной маске монитора на определенных расстояниях. Если это расстояние оказывается меньше, можно рассчитывать на повышение качества изображения. Размер зерна должен свидетельствовать о расстоянии между ближайшими отверстиями. По данной причине можно ориентироваться на следующий показатель: меньшая характеристика – это доказательство высокого качества компьютерного дисплея.
  3. Потребляемая мощност ь, измеряемая в Вт.
  4. Тип покрытия дисплея.
  5. Наличие или отсутствие защитного экрана . Научные исследователи успели доказать, что вырабатываемое излучение является вредным для человеческого здоровья. По данной причине ЭЛТ мониторы начали предлагаться со специальной защитой, которая может быть стеклянной, пленочной, сеточной. Основной задачей было стремление к снижению уровня излучения.

Преимущества ЭЛТ мониторов

Несмотря на особенности и специфику ЭЛТ мониторов, сохраняется возможность для того, чтобы оценить по достоинству преимущества предлагаемой прежней продукции:

  • ЭЛТ модели могут работать с коммутационными (затворными) стереоочками. При этом даже самые совершенные ЖК дисплеи не приобрели подобного умения. Если человек мечтает отметить, насколько многогранным и совершенным может быть полноценное 3D стерео видео, лучше всего отдать предпочтение ЭЛТ модели, которая будет 17-дюймовой. При таком подходе на покупку можно выделить 1500 – 4500 рублей, но получить возможность для наслаждения от 3D в коммутационных стереоочках. Самое важное – это проверить, ориентируясь на паспортные данные выпущенной техники, ее характеристики: разрешение должно составлять 1024х768. Кадровая частота развертки – от 100 Гц. Если эти данные не соблюдены, появляется риск мерцания стереоизображения.
  • ЭЛТ монитор при установке современной видеокарты может успешно отображать изображения различного разрешения, в том числе тонкие линии и наклонные буквы. Эта характеристика зависит от разрешающей способности люминофора. ЖК дисплей будет правильно и качественно воспроизводить текст только, если произойдет установка разрешения, равного числу строк и столбцов самого ЖК монитора, стандартному разрешению, ведь иные версии будут интерполироваться электроникой используемой техники.
  • Высококачественные ЭЛТ мониторы могут порадовать динамическими (переходными) характеристиками, позволяющими наслаждаться наблюдением динамично меняющихся сюжетов в играх и фильмах. Предполагается возможность для успешного и легкого устранения нежелательного смазка у деталей изображения, которые меняются быстро. Это можно объяснить следующим нюансом: переходное время отклика у люминофора ЭЛТ не может превосходить 1 – 2 мс по критерию спада полной яркости до нескольких процентов. ЖК дисплеи обладают переходным откликом в 12 – 15 мс, причем 2, 6, 8 мс представляют собой чисто рекламный трюк, в результате чего в динамичных сюжетах может быть смазка быстроменяющихся деталей.
  • ЭЛТ мониторы, отвечающие высоким критериям и правильно настроенные по цветам, могут гарантировать корректную цветовую передачу наблюдаемых сцен. Эту характеристику ценят художники и дизайнеры. ЖК мониторы не могут порадовать идеальной цветовой передачей.

Недостатки ЭЛТ мониторов

  • Крупные габариты.
  • Высокий уровень энергопотребления.
  • Наличие вредного электромагнитного излучения.

Возможно, ЖК дисплеи по своим техническим характеристикам и догонят ЭЛТ, ведь современные производители стараются сочетать удобство и практичность, функциональность в предлагаемой продукции.

ЭЛТ-Мониторы: выбор Стоит вопрос о покупке монитора? Замечательно. Есть с чем Вас поздравить. Побродите по просторам интернет-магазинов, выберите, купите. Можете и прайсами из нашей газеты воспользоваться. Вот только правильный выбор сделать достаточно сложно, если не знаешь, что такое монитор и с какой стороны к его выбору подойти. И вот чтобы потом не каяться о неправильном вложении своих кровных, вам нужно прочитать эту статью, так как тут речь именно о выборе монитора и пойдет.

Из собственных и не только наблюдений могу сказать, что, как правило, покупка монитора финансируется по остаточному принципу, т.е. выбрали шустрый проц, крутую материнскую плату, громадный винт и супермного рама, а затем уже на то, что осталось, приглядывается монитор, причем единственными критериями выбора является диагональ, иногда мультимедийные примочки и, главное, цена. Я сторонником такого подхода не являюсь. Монитор немодернизируемое устройство: что купили - с тем и придется сидеть до очередной покупки, так просто поменять его, как рама нарастить, не получится. Поэтому никогда не гонитесь за дешевизной. Лучше, если вы не в состоянии купить нормальный монитор к компьютеру, отложите покупку компьютера до лучших времен, ведь монитор - устройство, с которым вы будете постоянно взаимодействовать при работе на компьютере, не зависимо от того, что вы будете делать. И от качества и безопасности монитора зависит самое главное - ваше здоровье, и, прежде всего, ваше зрение. Надеюсь, мне удалось вас убедить в необходимости тщательнейшего выбора монитора, поэтому закончим затянувшееся введение и приступим непосредственно к выбору.

Каковы же критерии выбора?

Первое - электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). ЭЛТ бывают разные. Бывают разных типов, характеризуются размером диагонали и видимой области, размером точки или щели в маске, и материалом, из которого маска изготавливается, различными покрытиями экрана и прочими параметрами, среди которых названные все же главные.

Вкратце о том, зачем вообще нужна маска. Три электронные пушки, расположенные в основании горловины, обеспечивают свечение точек люминофора трех основных цветов. Чтобы электронный луч каждой пушки попадал на люминофор только одного какого-либо цвета и не возбуждал другие точки, доступ к ним преграждается теневой маской, которая устанавливается перед экраном и представляет собой тонкий лист из некоторого материала с отверстиями. От качества отверстий и поверхности маски зависят четкость изображения и чистота его цветов.

Маски бывают двух типов: теневые и щелевые, причем более распространены первые.

Теневая маска (shadow mask) используется в большинстве мониторов, производимых LG, Samsung, Viewsonic, Hitachi, Belinea, Panasonic, Daewoo, Nokia и др. Как выглядит теневая маска и ход лучей через нее, вы можете видеть на рисунке, а описание этого процесса дано было выше. Остается лишь заметить, что минимальное расстояние между люминофорными элементами одинакового цвета называется шагом точки (dot pitch) и является оценочным индексом качества изображения. Шаг точки обычно измеряется в миллиметрах (мм). Чем меньше значение шага точки, тем выше качество воспроизводимого на мониторе изображения. Лучшие теневые маски изготавливают из инвара, который, нагреваясь под ударами электронов, не деформируется. Вообще встречаются маски из массы других веществ.

Есть и еще один вид теневой маски - щелевая (slot mask). Вид и ход лучей также смотрите на рисунках. Как видно, люминофорные элементы расположены в вертикальных ячейках, а маска сделана из вертикальных линий. Вертикальные полосы разделены на ячейки, которые содержат группы из трех люминофорных элементов трех основных цветов. Минимальное расстояние между двумя ячейками называется щелевой шаг (slot pitch). Естественно, чем меньше значение шага щели, тем выше качество изображения на мониторе. Применяется этот тип маски фирмами NEC (CromaClear) и Panasonic (Panaflat, Pureflat).

Следующий тип маски - аппертурная решетка (Aperture Grill). Это решение имеет решетку из вертикальных линий. Вместо точек с люминофорными элементами трех основных цветов, апертурная решетка содержит серию нитей, состоящих из люминофорных элементов, выстроенных в виде вертикальных полос трех основных цветов. По этой технологии производятся трубки Sony Trinitron и Mitsubishi Diamondtron. Различия между Trinitron и Diamondtron заключаются в том, что Sony использует лишь один катод и получает три луча из одного методом электронно-оптического разделения. Mitsubishi применяет три независимые системы генерации электронов, считая преимуществом возможность фокусировки каждого электронного луча по отдельности.

Трубки, произведенные по этой технологии, имеют стабилизационные нити, которые хорошо видны, особенно при светлом фоне изображения на мониторе.

Благодаря меньшему расстоянию между точками теневая маска теоретически обеспечивает более высокое разрешение, а следовательно, и большую четкость деталей изображения, чем аппертурная решетка. Однако трубки с аппертурными решетками, в меньшей степени затеняющими электронный луч, чем теневые маски, отличаются повышенной контрастностью картинки и насыщенностью красок. Их недостатками являются тонкие, но хорошо заметные на светлом фоне экрана тени, отбрасываемые двумя поперечными металлическими нитями, которые стабилизируют аппертурную решетку, а главное, худшее, чем в случае применения теневой маски, качество сведения лучей. Выбор типа трубки является делом личного вкуса и решаемых задач.

Еще. Сравнение шага аппертурной решетки с шагом щелевой или теневой маски некорректно ввиду особенностей их измерения. В крайнем случае необходим перерасчет. Это все, что вам нужно знать о масках.

Теперь перейдем к размерам. Здесь все предельно просто: запомните, что видимая область и диагональ экрана это не одно и то же. Причем, как ни странно:-), видимая область существенно меньше диагонали использованного кинескопа, а большую важность для нас имеет именно первая. У монитора с диагональю 17" видимая область может находиться в интервале от 15 с копейками до, самое большое, что я видел, 16.2 дюйма. Естественно, чем больше видимая область, тем лучше. Лучший способ узнать, у какого монитора большая видимая область, - включить и измерить (что вряд ли кто-либо из вас станет делать). Ориентироваться по паспортным данным трудно, так как замеряют этот параметр разные производители по-разному - одни вытягивают изображение до предела, а другие - оставляют по краям. Размер экрана следует выбирать исходя из предназначения.

Сегодня на рынке предлагаются модели с диагоналями от 15 до 21 дюйма. Поискав можно найти и 14", но вряд ли можно считать его приобретение оправданным сейчас (любопытно то, что именно на четырнадцатке я пишу эти строки:))).

Не стоит рассчитывать на многое при приобретении 15-дюймового монитора. Максимальное разумное разрешение, которое я могу рекомендовать для него, - 800х600. Иногда в мануале указывается рекомендуемое разрешение, т.е. разрешение, которое рекомендует использовать производитель. Для пятнадцатидюймовых моделей очень и очень редко этот параметр превышает уже названное мною 800х600. А вот в рекламных проспектах часто говорится о разрешениях в 1280х1024. Это разрешение, конечно, можно использовать, но вот только изображение будет крайне мелким. Здесь еще и частоту кадров вспомнить надо бы, но до нее мы доберемся позднее. Если все же вы не можете позволить себе ничего покрупнее, то приобретайте пятнадцатку. На ней вполне возможно решение проблем насущных. Для нормальной работы пятнадцатки подойдет практически любая видеокарта.

На следующей, более высокой ступени находятся 17-дюймовые мониторы, которые уже успели стать офисным стандартом де-факто. Если вы много времени проводите за компьютером и можете себе позволить приобретение семнадцатки, то вам просто необходимо это сделать (если, конечно, вы не можете позволить себе что-то побольше:-). Для этих мониторов можно рекомендовать разрешение 1024х768 для комфортной работы. С комфортом можно использовать и макинтошевское 1152х864. Обеспечить отличное качество изображения при высоких разрешениях (1024х786 и больше) может уже значительно меньшее число видеокарт, нежели 800х600. Поэтому, приобретая монитор, такое разрешение поддерживающий, проследите еще и за тем, чтобы в вашей машине стояла хорошая видеокарта, иначе толку от дорого монитора со сверхсовершенной электроникой не будет никакого. При этом производительность платы также должна быть на высоте.

Для тех, кому было мало семнадцатки, а приобретение 21" монитора было не по карману, появился промежуточный, так сказать любительский вариант, - 19". Такому монитору под силу разрешение в 1280х1024, но при этом вы можете испытывать одно неудобство: соотношения сторон монитора (4:3) и разрешений по горизонтали и вертикали (5:4) не совпадают. Много удобнее использовать промежуточные режимы, например 1280х960, однако они поддерживаются не каждым драйвером видеокарты. Естественно, видеокарта должна быть шустрой и качественной.

Вершиной являются мониторы с диагональю экрана 21 и 24 дюйма. Этими мониторами поддерживаются разрешения 1600х1200 и выше. Но очень и очень небольшое число карт способны справиться с таким разрешением, причем дело здесь не в скорости, а в качестве изображения, которое многие видеокарты на таких разрешениях и при высоких частотах кадровой развертки просто замыливают.

Покрытия. Важно обратить внимание на наличие антибликовых и антистатических покрытий. Антибликовое покрытие позволит вам наблюдать на экране монитора только изображение, формируемое компьютером, и не утомлять глаза наблюдением отраженных объектов.

Существует несколько способов получения неотражающей поверхности. Самые дешевые из них - протравливание и придание шероховатости. Однако они ухудшают качество изображения. Наиболее популярен способ нанесения кварцевого покрытия (Hitachi, Samsung), рассеивающего падающий свет. Фирма NEC предлагает четвертьволновую компенсацию, обеспечиваемую с помощью отдельной стеклянной пластины. В любом случае, чем оно лучше, тем дороже.

Антистатическое покрытие нужно для предотвращения прилипания к экрану пыли и прочей гадости вследствие накопления статического электричества.

Теперь еще один важный момент по материалам Infoart: "Электронно-лучевые трубки в основном имеют японское происхождение. Для некоторых серий мониторов Acer, Daewoo, LG Electronics, Nokia, Philips, Samsung и ViewSonic трубки изготавливает концерн Hitachi. В изделиях ADI, Daewoo и Nokia устанавливаются трубки Toshiba. Компании Apple, Compaq, IBM, MAG и Nokia применяют известные ЭЛТ Sony Trinitron. Наконец, Mitsubishi поставляет ЭЛТ для фирм CTX, Iiyama и Wyse, а трубки Panasonic (Matsushita) можно встретить в мониторах CTX, Philips и ViewSonic. Зачастую изготовители трубок бывают перегружены заказами, поэтому в производство мониторов одной и той же серии вносят вклад различные поставщики. "

На этом оставим в покое электронно-лучевую трубку, коей не единой жив монитор, и двинемся дальше.

В большинстве случаев рекламе указывается максимально поддерживаемое монитором разрешение, даже если нормально при нем работать просто невозможно (например, частота кадровой развертки маленькая, детали слишком мелкие и пр). Работать нужно с таким разрешением, при котором не будет заметно мерцания экрана ввиду низкой частоты кадров. Я придерживаюсь мнения, что для продолжительной комфортной работы нужно иметь минимум 85 Гц, но каждый по-своему чувствителен к этому. Некоторые перестают замечать мерцание экрана уже при 70 Гц, я же, например, вижу его и при 85. Минимально безопасной считается 75 Гц. Исследования показали, что при частоте вертикальной развертки выше 110 Hz глаз человека уже не может заметить никакого мерцания. Но имейте в виду, что при слишком высокой частоте кадровой развертки люминофор из-за инерционности может не успевать полностью гаснуть, и в этом случае белые тона на экране будут выглядеть как серые. Мораль - выше лучше, но в меру.

Важно также, чтобы детали изображения были достаточно крупными, так как при мелких деталях приходится всматриваться в изображение, что увеличивает нагрузку на глаза и очень быстро их утомляет, а также серьезно препятствует нормальной работе. Профессиональные мониторы способны обеспечить с легкостью 85 Гц при разрешении 1600х1200. Ограничения на частоту кадров накладывают параметры блока развертки монитора. Вот теперь пришла пора перейти к электронике, от которой тоже много чего зависит.

Довольно часто в технической литературе и в рекламных проспектах (в последних все же достаточно редко) бывает указана полоса пропускания видеоусилителя. Для получения качественного изображения полоса пропускания видеоусилителя должна быть на треть больше произведения количества точек по горизонтали и вертикали на частоту кадров. Т.е. если вы выбрали монитор с полосой пропускания 65 МГц (обычный 14" монитор с неплохими характеристиками) и собираетесь работать в разрешении 1024х768, то четкое изображение вы получите при частоте кадров не более 65000000/(1024*768*1.33) = 62 Гц. У профессиональных моделей полоса пропускания видеоусилителя достигает 250 Мгц и более.

Диапазон строчной развертки показывает, какое количество строк изображения способен воспроизвести за одну секунду блок строчной развертки, упомянутый выше. Считается, что запас по этому параметру должен составлять 5-15%. Т.е. если у монитора диапазон строчной развертки 30-54 КГц и работать вы хотите при все том же разрешении 1024х768, максимальная частота кадровой развертки должна быть не выше 54000/(768*1.1) = 64 Гц (запас был выбран 10%). У профессиональных моделей этот параметр на уровне 115 КГц.

Это критерии, лежащие на поверхности. Глубже зарыто еще много чего. В частности, сильное искривление поверхности экрана обусловливает искажение изображения. Нежелательный эффект устраняют так называемые плоские трубки, которые опять-таки требуют искусно сконструированного отклоняющего устройства, одинаково четко фокусирующего пучки электронов и в середине экрана, и в угловых точках экрана (динамическая фокусировка).

Еще одна проблема заключается в том, чтобы добиться точного сведения лучей в каждой точке изображения. Если три электронных пучка, обеспечивающие основные цвета - красный, зеленый и синий, - позиционируются неточно, качество изображения ухудшается. Тогда белые линии картинки расплываются в радужные полоски, что особенно заметно в углах экрана, причем может быть даже невооруженным глазом.

Не упомянутым осталось еще обеспечение правильности геометрических форм (линейность). О том, как это все проверить, мы поговорим в следующий раз. А пока...


Энергосбережение.
Большинство производителей используют промышленный стандарт VESA DPMS (Display Power Management Signaling). Он определяет нормированные методы поддержки мониторами трех энергосберегающих режимов.

  • Stand-by - экономит до 40% мощности и позволяет быстро восстановить работоспособность;
  • Suspend - отключает цепи накала трубки монитора и имеет большее время восстановления работоспособности;
  • Active-off - еще большее время восстановления работоспособности, но отключает все, кроме средств восстановления работоспособности и блока питания. В этом режиме мониторы обычно потребляют менее 5 Вт.

  • Правда, кроме монитора, поддерживающего DPMS, нужна и соответствующая видеокарта. E 2000 - нормативы, действующие в Швейцарии по снижению потребления тока у мониторов в режиме Оff.


    Удобство настройки.
    Любой современный монитор имеет внутренний микропроцессор и систему экранного меню (OSD, On Screen Display) либо возможность цифровой настройки параметров и сохранения их. Возможна также комбинированная цифро-аналоговая система настройки. Современные мониторы запоминают параметры настройки при различных разрешениях. Таким образом, при смене режимов картинка всегда остается четкой, и необходимость в дополнительной регулировке отпадает. Если не хотите выставлять настройки каждый раз заново - интересуйтесь, сколько пользовательских режимов может запомнить монитор. Кроме настраиваемых монитор может помнить несколько фиксированных режимов.

    Важную роль играет и количество настроек. Нет смысла переплачивать, если только, конечно, вы не занимаетесь чем-либо серьезным, за большое количество настроек. К основным можно отнести яркость, контрастность, размер и положение изображения, подушкообразное, трапециидальное и параллелограммное искажение растра, размагничивание. К продвинутым - вращение, температура и калибровка цвета, муар, сведение, линейность. В принципе, чем больше возможностей настройки, тем лучше.

    В плане обозримости, удобства и количества параметров системы настройки мониторов различных марок заметно различаются. При всей важности удобного управления и богатых возможностей настройки качество экранного меню не может служить решающим критерием выбора монитора: не следует забывать, что процедуру настройки монитора мы выполняем относительно редко, зато от плохого качества изображения страдаем постоянно.

    Обратите внимание и на конструкцию корпуса, а также на достаточность регулировок угла наклона и поворота монитора. Главное, чтобы вам нравился ваш монитор.


    Подключение к ПК.
    Позволю себе привести большую цитату инфоарта: "Технология plug & play для Windows 95 позволяет графической плате получать необходимые данные непосредственно с монитора по нескольким незанятым проводам VGA-кабеля. Способ взаимодействия графической платы и монитора реализован через коммуникационный канал Display Data Channel (DDC), стандартизованный Ассоциацией VESA. Стандарт DDC должен поддерживаться не только монитором, но и графической платой, ее BIOS и драйверами. Простейший вариант DDC - DDC1 - допускает лишь однонаправленную передачу информации о способе и поддерживаемых частотах синхронизации, видеодиапазоне, трехцветных компонентах люминесцирующего слоя, коэффициенте нелинейности монитора, энергосберегающих режимах DPMS и других идентификационных данных от монитора графической плате. Существуют и расширенные варианты DDC2B и DDC2AB, допускающие двустороннюю коммуникацию. Вариант DDC2AB включает в себя дополнительные команды Access.bus для управления и настройки монитора с компьютера. Таким образом, пользователь по желанию сможет изменить параметры монитора с помощью клавиатуры или мыши. В большинстве имеющихся в продаже мониторов реализован стандарт DDC1/ 2B; устройств, поддерживающих DDC2AB, пока выпускается немного

    Некоторым покупателям важно наличие у выбранной модели дополнительного входа, чтобы иметь возможность подключить монитор к двум компьютерам. Такие устройства снабжаются одним VGA-входом для стандартного 1,8-м 15-контактного кабеля HD Mini D-Sub и одним RGB-входом с разъемами BNC для 5-штекерного 1,8-м коаксиального кабеля (отдельный штекер для каждой из RGB-составляющих плюс по одному штекеру для вертикальной и горизонтальной синхронизации). RGB-кабель обладает принципиальным преимуществом перед VGA-кабелем, заключающимся в более высоком соотношении сигнала и шума. Однако оно становится ощутимым лишь при режимах от 1024х768х75 Гц в мониторах высшего ценового класса. Правда, задействовать коммуникационный канал DDC между монитором и графической платой при использовании BNC невозможно, поскольку в BNC-кабеле не предусмотрены необходимые сигнальные шины. Некоторые модели мониторов оснащаются универсальным последовательным портом USB."

    Добавлю, что большое количество продающихся BNC-кабелей являются не коаксиальными, а простыми экранированными и не дают серьезного улучшения качества изображения, если вообще дают. По поводу USB-хаба (который помимо того, что служит по-своему прямому назначению, может позволять настраивать монитор из панели управления окон) можно сказать следующее: есть - хорошо, нету - тоже неплохо.


    Безопасность.
    Говоря о выборе монитора, безусловно, нельзя обойти стороной и вопрос безопасности. Вот вкратце стандарты, столкновение с которыми наиболее вероятно.

    MPR 1990:10 - монитор соответствует шведскому стандарту по излучениям, а также по переменным электрическому и магнитным полям.

    ISO 9241-3 обозначает международный стандарт, который удовлетворяет эргономическим требованиям к дисплеям и стоит на страже вашего зрения.

    TCO (расшифровываются как соответствие требованиям Шведского союза профессиональных служащих по визуальным эргономическим параметрам и переменным электрическим полям). В сравнении с MPRII в ТСО"92 (был разработан специально для мониторов и определяет величину максимально допустимых электромагнитных излучений при работе монитора и функции энергосбережения) допустимые уровни электромагнитного излучения более жесткие, т.к. замер показателей производится не в 50 см от экрана, как в MPRII, а в 30. TCO 95 и TCO 99 представляют собой универсальные стандарты, регулирующие воздействие всех вредных факторов. В ТСО"95 и ТСО"99 представлены электромагнитные параметры, эргономические, энергосберегающие и экологические. Стандарт TCO"95 существует вместе с TCO"92 и не отменяет последний. TCO"99 предъявляет более жесткие требования, чем TCO"95 в области эргономики, энергии, излучений, экологии, пожарной, электрической безопасности.

    EN 55022 Европейский стандарт по методам измерений и допустимым значениям излучений для изделий информационных технологий.

    EN 50082-1 Европейский стандарт по электромагнитной совместимости.

    EN 60950 Европейский стандарт по безопасности для изделий информационных технологий (электро- и пожаробезопасность), является частью TÜV/GS-рекомендации.

    TÜV/GS Маркировка, подтверждающая прохождение испытаний по безопасности. Изделия с маркировкой GS соответствуют требованиям EN 60950, ZH1/618.

    СЕ Европейская маркировка, которая определяет соответствие изделия требованиям стандартов EN 50081-1 (европейский стандарт по электромагнитной совместимости), EN 55022, EN 50082-1 и EN 60950.

    Многие стараются защититься, заставляя все пространство около компьютера кактусами. Говорят, они поглощают излучения, но, по-моему, если не хотите остаться одиноким импотентом в зарослях кактусов, то соберите копейку и купите хороший монитор.


    Мультимедийные примочки.
    Не знаю почему, но некоторым очень нравятся мультимедийные мониторы, то бишь оборудованные колонками и еще чем-нибудь этаким. Если учесть качество звучания такой акустики и цену такого монитора, то это решение мне не кажется привлекательным.

    При подготовке данной статьи были использованы материалы Infoart и Monitorbyersguide, поэтому вполне возомжно, что отдельные мысли и фразы вам покажутся знакомыми.

    Ну и напоследок нужно сказать, что каждый монитор является уникальным изделием. Поэтому покупать мониторы в нераспакованном виде без предварительного осмотра довольно рискованно.