Как появилась компьютерная мышь. Эволюция компьютерной мышки: история создания и обзор самых необычных устройств

Всего через три года самый известный и практически незаменимый компьютерный манипулятор «мышь» отпразднует свой полувековой юбилей. Сегодня уже мало кто знает, что идея его создания пришла в голову совсем не Стиву Джобсу, который на самом деле просто позаимствовал ее у компании Xerox в придачу к концепции графического интерфейса для своего компьютера Lisa.

Более информированные пользователи знают, что настоящим изобретателем мышки стал Дуглас Энгельбарт (Энджелбарт, Энгелбарт, Engelbart наконец). А ведь мышка на самом деле появилась побочным продуктом, появившимся в процессе создания операционной системы NLS с графическим интерфейсом, который как раз и придумал Дуглас Энгельбарт, заодно озвучив перед своими сотрудниками идею манипулятора для управления им, которую, по его же признанию, он вынашивал еще с начала 50-х годов.

В 1963 году Дуглас открыл лабораторию, которая занималась одновременной разработкой сразу нескольких проектов, и, в том числе – созданием манипулятора. Кстати, первый рабочий образец мыши был сделан еще в 1964 году аспирантом Дугласа, Биллом Инглишем, а чуть позже он был доработан другим сотрудником лаборатории, Джефом Рулифсоном, который попутно создал и драйвера для уникального устройства.

Впервые же мышка была представлена на научной конференции, которая проходила в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года. Этот день и принято считать днем рождения мышки, хотя, как вы уже знаете, «во плоти» родилась она как минимум четырьмя годами ранее, а в виде идеи – еще за десяток лет до этого. Кстати, за свою идею Дуглас получил сравнительно скромную премию в 10 тысяч долларов, которую сразу потратил на первый взнос за небольшой загородный домик.

И только в сравнительно недалеком 1997 году Дуглас Энгельбарт был награжден премией Лемельсона за вклад в совершенствование компьютерных технологий, получив полмиллиона долларов. Еще через несколько лет он получил еще одну престижную награду – премию Тюринга.

Сложно даже представить себе, какое неимоверное количество всевозможных реинкарнаций легендарного устройства было изобретено за все время, прошедшее с первого появления мышки как компьютерного манипулятора.

Нынешние пользователи уже и не застали того времени, когда первые коммерческие компьютерные мышки состояли как минимум из трех частей: собственно корпуса манипулятора, отсека для шарика и крышки этого отсека.

С помощью шарика поворачивались ролики внутри корпуса, отвечающие за передвижение курсора на экране по вертикальной и горизонтальной оси. При этом вездесущая пыль , в изобилии наливающая на шарик, время от времени засоряла и сами ролики, что приводило к «рысканию» или полному «залипанию» курсора. Крышка отсека для шарика легко снималась, что позволяло быстро почистить его и ролик от пыли , восстановив тем самым работоспособность «грызуна». Вот только по этой же причине шарик можно было так же легко похитить с целью шалости, ибо никакой коммерческой выгоды от продажи шарика не было, а вот навредить коллеге можно было очень даже легко.

Известны также факты, когда шарики намеренно «теряли» школьники в классах информатики, срывая тем самым очередной урок. Кстати, именно шарик явился прекрасным поводом для изобретения еще одного манипулятора - трекбола, который представлял собой ту же мышь, только перевернутую вверх дном. Такой манипулятор уже не надо было катать по столу. Наоборот, катать нужно было по нему ладонь, палец, что угодно.

Трекбол в итоге стал на некоторое время незаменимым манипулятором для мобильных компьютеров и, в более профессиональном и функциональном исполнении – для деятельности графических дизайнеров и видеомонтажеров.

Однако удобство именно мышки, а не трекбола в итоге вытеснило последний с рынка. И даже сенсорная панель, которой сегодня оснащены практически все ноутбуки, используется пользователями лишь до тех пор, пока нет возможности подключить к нему обычную или компактную «ноутбучную» мышку.

Кстати, в свое время компания Hewlett Packard, выпустив свои первые ноутбуки OmniBook, доказала, что в ее команде работают настоящие креативщики. В то время, как все остальные производители «застряли» на идее трекбола, конструкторы из HP умудрились встроить мышку прямо в корпус своего ноутбука. Достаточно было нажать на кнопку, как она выскакивала наружу на специальной направляющей. Провода у мышки не было и она была совершенно «неразлучна» со своим «хозяином». Весь механизм позиционирования был спрятан в самом ноутбуке, а мышка, по сути, была всего лишь «ручкой» с кнопками для точного наведения курсора на экране.

Тем не менее, идея оказалась намного более удобной, чем управление трекболом. Мышкой в OmniBook можно было даже писать почти как пером. Для этого ее корпус поднимался и фиксировался под углом примерно 45 градусов. Его можно было зажимать в пальцах на манер толстого маркера.

Впрочем, довольно быстро трекболы в ноутбуках, как и «хьюлетовское» ноу-хау, вытеснили сенсорные панели, но для настольных персональных компьютеров мышки остались незаменимым манипулятором. Манипулятором настолько массовым, что из технического устройства довольно быстро стал еще и оригинальным аксессуаром, легко способным превратиться в приятный подарок, который будет напоминать о вас всегда, когда тот, кому его подарили, окажется за своим компьютером.

Громоздкие и малоэффективные шарики довольно быстро сменились оптическими сенсорами, а их разрешение стало таким высоким, что в некоторых моделях мышек оно ощутимо приближалось к разрешению экранов самих мониторов, если вообще можно сравнивать эти две величины.

С течением конструкторской «эволюции» мышек они разделились на два вида: бытовые и игровые, причем первые, в свою очередь, на сегодняшний день являются не только самыми массовыми и распространенными, но зачастую еще и на редкость оригинальными в своем дизайне.

Самые необычные «грызуны», своей формой очень отдаленно напоминают традиционные компьютерные мышки. Разнообразие дизайнерских идей и решений не выдерживает никакой статистики. Есть мышки, выглядящие как «мимишные» животные и насекомые, мышки - овощи и фрукты, мышки – автомобильчики и самолетики и даже праздничные мышки, вроде сердечек на день Святого Валентина.

Кроме того, существует немало моделей мышек с расширенной функциональностью. В частности, на рынке можно найти несколько решений со встроенной цифровой клавиатурой, что зачастую может оказаться очень кстати при использовании такой мышки с ноутбуком небольшого формата.

Кроме того, разнообразием отличаются и материалы изготовления корпусов мышек. Кроме традиционного пластика их выполняют из металла, дерева и даже стекла.

Само собой не обходится и без драгоценных металлов. До недавнего времени самой дорогой мышкой в мире считалась мышка от компании Pat Says Now , выполненная из белого 18 каратного золота 750-й пробы и обрамленная 59 бриллиантами. Несмотря на свою внушительную цену, по разным данным от 26-ти до 28-ми тысяч долларов, мышка обладает очень скромными характеристиками: обычным роликом, тремя кнопками и разрешением оптического сенсора всего лишь 300 dpi.

Зато вы можете заказать персональную мышку со своим (или чужим) именем, выложенным бриллиантами. В «серийном» исполнении мышка имеет два вида дизайна: «Бриллиантовый Цветок» (Diamond Flower) и «Россыпь Бриллиантов» (Scattered Diamond) с узорами из бриллиантов, покрывающих верхнюю часть корпуса. Нижняя часть корпуса может быть выполнена на выбор желтого, красного или белого золота.

Впрочем, не так давно рекорд стоимости мышки Pat был побит. Добавив еще 10 тысяч долларов, можно приобрести мышку The Gold Bullion Wireles , которая не только выглядит как настоящий слиток золота длиной более 10-ти сантиметров, она по сути им и является. В отличие от предыдущей мышки, эта – беспроводная и выполнена из золота самой высокой пробы.

Кстати, при желании в соответствующих интернет-магазинах можно отыскать копию такой мышки, выполненную из пластика, покрытого золотой краской. Смотрится почти также эффектно, но стоит примерно 10-15 долларов.

Самой известной из необычных брэндовых мышек является не мышка от мастера создания устройств ввода и позиционирования, компании Logitech, а мэтра операционных систем, офисных приложений и игровых консолей, компании Microsoft.

Несколько лет назад она представила на рынке свою первую оригинальную беспроводную мышку Microsoft Arc , которая не только выглядела очень необычно, но умела складываться пополам, что позволяло легко транспортировать и использовать ее вместе с мобильными компьютерами.

Сравнительно недавно дизайнеры компании представили обновленную версию своей «арки» Microsoft Arc Touch Mouse с разрешением лазерного сенсора 1000 dpi, которая для транспортировки теперь не сворачивается как улитка, а наоборот – разворачивается в ровную пластину, которую можно легко положить в любой плоский карман. Вместо традиционного колесика прокрутки в этой мышке установлена сенсорная полоска, а стоит она сегодня миллион белорусских рублей.

Что же до легендарной компании Logitech, то ее дизайнеры, как правило, не стремятся удивить пользователей необычными формами компьютерных «грызунов». Ставка делается на функционал. И в этом плане отдельного внимания заслуживают две игровых мышки Logitech G600 MMO и Logitech G602 .

Первая мышка может похвастаться аж двумя десятками функциональных кнопок, которые можно запрограммировать на свой вкус. Как следует уже из названия, Logitech G600 MMO предназначена в основном для онлайновых баталий.

Немного другое предназначение у мышки Logitech G602. Она имеет более скромный набор дополнительных кнопок, но зато их расположение, а также общая форма мышки позволяет намного более продуктивно управлять в играх жанра экшен.

Однако одной из самых оригинальных, если не самой оригинальной мышкой на рынке сегодня несомненно является надувная мышка Jellyclick , которую придумал корейский дизайнер Вутейк Лим. Данная мышка уж точно не доставит вам никаких проблем в транспортировке, но при этом способна оказаться вполне полноценным гаджетом в своем рабочем состоянии.

Внутри «корпуса» Jellyclick расположен компактный блок с оптическим датчиком и электронными компонентами. Сам же корпус можно надуть через специальный клапан, похожий на клапан в обычных надувных игрушках. В походном режиме воздух из мышки выпускается, «корпус» обворачивается вокруг электронного блока и все это кладется в карман.

По утверждениям очевидцев, в надутом состоянии на ощупь мышь Jellyclick напоминает гелевую подушечку или маленький воздушный шарик, все зависит от степени «надутости».

Наконец, нельзя забыть о самой знаменитой мышке, которую в прошлом году снова извлекли на свет спустя три десятилетия подземного «заключения». Это мышка самого

Современный компьютер вообще невозможно себе представить без этого гаджета, который существенно упрощает процесс управления ПК. Но лишь немногие пользователи знают, в каком году изобрели компьютерную мышь, и кто является ее создателем. Давайте вспомним, как появился этот гаджет, и каким он был с самого начала.

В каком году изобрели компьютерную мышь?

9 декабря 1968 год - именно в этот день мир увидел прообраз всех современных компьютерных мышей. Конечно, это был всего лишь прототип. Однако до этого времени существовали специальные компьютеризированные радары и манипуляторы, которые стали базой для созданий современной мышки.

Самый первый прообраз появился в начале 50-х годов. Тогда по казаку ВМФ Канады были созданы компьютеризированные радары с первым графическим интерфейсом. Для них требовалась специальная система позиционирования курсора, в качестве которой применялось простое устройство на основе гладкого шара. Его назвали трекбол, и это был первый шаг на пути создания современной компьютерной мыши.

Немного позже, в 1951 году Дуглас Энгельбарт (создатель) уже раздумывал на счет разработки манипулятора, и в 1955 году он принимал участие в изготовлении радарных систем. В частности он разрабатывал системы отображения информации в рамках компьютерной программы NASA. По словам самого Дугласа, он вместе со своей командой создал таблицу с параметрами и возможностями всех современных на то время манипуляторов, определили их функции и требуемые параметры, которых тогда еще не было. В ходе исследования в 1963 году была сформирована идея о создании дисплейного указателя, который бы перемещался в системе координат X-Y.

Первый прототип

В 1964 году по разработке Дугласа Энгельбарта аспирант Стэнфордского исследовательского института Билли Инглиш собрал первый прототип компьютерной мыши. Тогда же была написана и программа для демонстрации ее возможностей.

Это была большая квадратная деревянная коробка коричневого цвета с большой красной кнопкой на самом верху. Шнур располагался спереди, однако со временем его переместили назад. Так он практически не мешал. Внутри находился датчик плоскостного перемещения, который представлял собой два металлических диска. Они были расположены перпендикулярно друг другу: один вращался при движении устройства в сторону, а другой отвечал за движение вперед или назад. Учитывая эту конструкции, мышь нельзя было двигать по диагонали, она могла перемещаться вперед или назад.

Говоря о том, в каком году изобрели компьютерную мышь, стоит уточнить, что некоторые люди справедливо считают, что "родилось" это изобретение именно в 1946 году. Ведь именно в этот год появилось устройство-прообраз всех современных компьютерных гаджетов.

Первое представление мышки

Немного позже, 9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт представил группе инженеров более совершенную модификацию этого устройства. Оно работало как манипулятор ОС oN-Line System. Мышь имела три кнопки, хотя сам Дуглас Энгельбарт утверждал, что хотел сделать 5 кнопок (на каждый палец). И хотя сначала планировали назвать устройство "жуком", позже прижилось название "мышь" - из-за толстого соединительного кабеля, напоминающего хвосты грызуна.

Итак, если логично посчитать, в каком году изобрели компьютерную мышь, то можно говорить о двух датах: 1964 и 1968 год. В 1970 году изобретатель получил патент, который фиксировал авторство манипулятора, основанного на использовании двух перпендикулярно расположенных колес. При этом сам принцип манипулятора не был запатентован.

В 1972 году данным исследованием активно занялись в компании Xerox PARC, которая существенно улучшила подобный гаджет. В частности, тогда диски заменили небольшим шаром или роликами. Так появились новые виды компьютерных мышей.

В 1979 году фирма Xerox создала компьютер Xerox Alto, который был исследовательским прототипом и не вошел в серию. Зато он комплектовался компьютерной мышью и имел графический интерфейс в виде рабочего стола. Было создано несколько тысяч таких компьютеров.

Появление резинового шара внутри корпуса

В 1979 году Стэнфордский исследовательский институт (именно там работала команда Энгельбарта) продал проект мышки Apple за 40 тыс. долларов. Получив лицензию на такое изобретение, компания Apple поручила студии Hovey-Kelley Design улучшить мышку. В результате вместо стального подшипника она получила удобный резиновый шар, который свободно катался в корпусе. Внедрение этой инновации позволило избавиться от сложной системы кодирующих колес и электрических контактов. Вместо нее были реализованы простые оптоэлектронные преобразователи и колесика со щелевыми прорезями.

Дальнейшее развитие

В 1983 году уже десяток компаний производили и продавали разные виды компьютерных мышей. В этот же год Apple выпустила однокнопочную мышку Lisa. Она была разработана по заказу Apple в центре Пало Альто. Инженеры смогли создать дешевую модификацию этого устройства, сделать его компактным и разборным. Можно было вынуть шарик изнутри, очистить его от пыли. Эту мышку включали в комплект домашнего компьютера Apple-Macintosh.

В 1987 году истек срок патента Дугласа Энгельбарта и лишь в 1998 году заслуги этого изобретателя были признаны официально. Сам Энгельбарт получил премию Lemelson-MIT Prize в размере $500 000.

С 1999 года начинают появляться оптические мыши, которые работают на любой поверхности. Многие модели, вышедшие после 2000 года, дожили и до наших дней. Более того, некоторые из них успешно используются.

В заключение

История создания компьютерной мыши короткая. Приблизительно за 30 лет удалось из примитивного и очень дорого устройства создать высокотехнологичный гаджет, который сегодня дешево стоит. Что касается современных моделей, то они кардинально отличаются от первой компьютерной мыши. От нее осталась лишь идея позиционирования курсора на графическом интерфейсе.

Теперь вы знаете, кто изобрел компьютерную мышь. В этом плане сомнений нет ни у кого. А вот что касается даты создания, то здесь есть 2 мнения:

  1. В 1964 году аспирантом Стэнфордского исследовательского института был создан прототип этого гаджета (по проекту Энгельбарта).
  2. В 1968 году сам Энгельбарт представил рабочую усовершенствованную версию мышки.

Здесь уже каждый для себя решает, когда появилась первая компьютерная мышь. Однако принято считать, что впервые она увидела мир 9 декабря 1968 год.

Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно - на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В разных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет специальным курсором - указателем - манипулятором элементами интерфейса. Иногда используется ввод команд мышью без участия видимых элементов интерфейса программы: при помощи анализа движений мыши. Такой способ получил название «жесты мышью » (англ. mouse gestures ).

В дополнение к датчику перемещения, мышь имеет одну и более кнопок, а также дополнительные детали управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

Составляющие управления мыши во многом являются воплощением замыслов аккордной клавиатуры (то есть, клавиатуры для работы вслепую). Мышь, изначально создаваемая в качестве дополнения к аккордной клавиатуре, фактически её заменила.

В некоторые мыши встраиваются дополнительные независимые устройства - часы, калькуляторы, телефоны.

История

Первым компьютером, в набор которого включалась мышь, был миникомпьютер Xerox 8010 Star Information System (англ. ), представленный в 1981 году. Мышь фирмы Xerox имела три кнопки и стоила 400 долларов США, что соответствует примерно $930 в ценах 2009 года с учётом инфляции . В 1983 году фирма Apple выпустила свою собственную однокнопочную мышь для компьютера Lisa , стоимость которой удалось уменьшить до $25. Широкую известность мышь приобрела благодаря использованию в компьютерах Apple Macintosh и позднее в ОС Windows для IBM PC совместимых компьютеров.

Датчики перемещения

В процессе «эволюции» компьютерной мыши наибольшие изменения претерпели датчики перемещения.

Прямой привод

Первая компьютерная мышь

Изначальная конструкция датчика перемещения мыши, изобретённой Дугласом Энгельбартом в Стенфордском исследовательском институте в 1963 году , состояла из двух перпендикулярных колес, выступающих из корпуса устройства. При перемещении колеса мыши крутились каждое в своем измерении.

Такая конструкция имела много недостатков и довольно скоро была заменена на мышь с шаровым приводом.

Шаровой привод

В шаровом приводе движение мыши передается на выступающий из корпуса обрезиненный стальной шарик (его вес и резиновое покрытие обеспечивают хорошее сцепление с рабочей поверхностью). Два прижатых к шарику ролика снимают его движения по каждому из измерений и передают их на датчики, преобразующие эти движения в электрические сигналы.

Основной недостаток шарового привода - загрязнение шарика и снимающих роликов, приводящее к заеданию мыши и необходимости в периодической её чистке (отчасти эта проблема сглаживалась путём металлизации роликов). Несмотря на недостатки, шаровой привод долгое время доминировал, успешно конкурируя с альтернативными схемами датчиков. В настоящее время шаровые мыши почти полностью вытеснены оптическими мышами второго поколения.

Существовало два варианта датчиков для шарового привода.

Контактные датчики

Контактный датчик представляет собой текстолитовый диск с лучевидными металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. Такой датчик достался шаровой мыши «в наследство» от прямого привода.

Основными недостатками контактных датчиков является окисление контактов, быстрый износ и невысокая точность. Поэтому со временем все мыши перешли на бесконтактные оптопарные датчики.

Оптронный датчик

Устройство механической компьютерной мыши

Оптронный датчик состоит из двойной оптопары - светодиода и двух фотодиодов (обычно - инфракрасных) и диска с отверстиями или лучевидными прорезями, перекрывающего световой поток по мере вращения. При перемещении мыши диск вращается, и с фотодиодов снимается сигнал с частотой, соответствующей скорости перемещения мыши.

Второй фотодиод, смещённый на некоторый угол или имеющий на диске датчика смещённую систему отверстий/прорезей, служит для определения направления вращения диска (свет на нём появляется/исчезает раньше или позже, чем на первом, в зависимости от направления вращения).

Оптические мыши первого поколения

Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей обеспечивало более высокую надёжность и позволяло увеличить разрешающую способность детектора.

Первое поколение оптических датчиков было представлено различными схемами оптопарных датчиков с непрямой оптической связью - светоизлучающих и воспринимающих отражение от рабочей поверхности светочувствительных диодов. Такие датчики имели одно общее свойство - они требовали наличия на рабочей поверхности (мышином коврике) специальной штриховки (перпендикулярными или ромбовидными линиями). На некоторых ковриках эти штриховки выполнялись красками, невидимыми при обычном свете (такие коврики даже могли иметь рисунок).

Недостатками таких датчиков обычно называют:

  • необходимость использования специального коврика и невозможность его замены другим. Кроме всего прочего, коврики разных оптических мышей часто не были взаимозаменяемыми и не выпускались отдельно;
  • необходимость определённой ориентации мыши относительно коврика, в противном случае мышь работала неправильно;
  • чувствительность мыши к загрязнению коврика (ведь он соприкасается с рукой пользователя) - датчик неуверенно воспринимал штриховку на загрязнённых местах коврика;
  • высокую стоимость устройства.

В СССР оптические мыши первого поколения, как правило, встречались только в зарубежных специализированных вычислительных комплексах.

Оптические светодиодные мыши

Мышь с оптическим датчиком

Микросхема оптического датчика второго поколения

Второе поколение оптических мышей имеет более сложное устройство. В нижней части мыши установлен специальный светодиод, который подсвечивает поверхность, по которой перемещается мышь. Миниатюрная камера «фотографирует» поверхность более тысячи раз в секунду, передавая эти данные процессору, который и делает выводы об изменении координат. Оптические мыши второго поколения имеют огромное преимущество перед первым: они не требуют специального коврика и работают практически на любых поверхностях, кроме зеркальных или прозрачных; даже на фторопласте (включая черный). Они также не нуждаются в чистке.

Предполагалось, что такие мыши будут работать на произвольной поверхности, однако вскоре выяснилось, что многие продаваемые модели (в особенности первые широко продаваемые устройства) не так уж и безразличны к рисункам на коврике. На некоторых участках рисунка графический процессор способен сильно ошибаться, что приводит к хаотичным движениям указателя, не отвечавших реальному перемещению. Для склонных к таким сбоям мышей необходимо подобрать коврик с иным рисунком или вовсе с однотонным покрытием.

Отдельные модели также склонны к детектированию мелких движений при нахождении мыши в состоянии покоя, что проявляется дрожанием указателя на экране, иногда с тенденцией сползания в ту или иную сторону.

Мышь с двойным датчиком

Датчики второго поколения постепенно совершенствуются, и в настоящее время мыши, склонные к сбоям, встречаются гораздо реже. Кроме совершенствования датчиков, некоторые модели оборудуются двумя датчиками перемещения сразу, что позволяет, анализируя изменения сразу на двух участках поверхности, исключать возможные ошибки. Такие мыши иногда способны работать на стеклянных, оргстеклянных и зеркальных поверхностях (на которых не работают другие мыши).

Также выпускаются коврики для мышей, специально ориентированные на оптические мыши. Например, коврик, имеющий на поверхности силиконовую плёнку с взвесью блёсток (предполагается, что оптический сенсор гораздо чётче определяет перемещения по такой поверхности).

Недостатком данной мыши является сложность её одновременной работы с графическими планшетами, последние ввиду своей аппаратной особенности иногда теряют истинное направление сигнала при движении пера и начинают искажать траекторию движения инструмента при рисовании. При использовании мышей с шаровым приводом подобных отклонений не наблюдается. Для устранения данной проблемы рекомендуется использовать лазерные манипуляторы. Также, к недостаткам оптических мышей некоторые люди относят свечение таких мышей даже при выключенном компьютере. Поскольку большинство недорогих оптических мышей имеют полупрозрачный корпус, он пропускает красный свет светодиодов, который мешает уснуть в случае, если компьютер находится в спальне. Это происходит, если напряжение на порты PS/2 и USB подаётся от линии дежурного напряжения; большинство материнских плат позволяют изменить это перемычкой +5V <-> +5VSB, но в этом случае не будет возможности включать компьютер с клавиатуры.

Оптические лазерные мыши

Лазерный датчик

В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер .

О недостатках таких датчиков пока известно мало, но известно об их преимуществах:

  • более высоких надёжности и разрешении
  • отсутствии заметного свечения (сенсору достаточно слабой подсветки лазером видимого или, возможно, инфракрасного диапазона)
  • низком энергопотреблении

Индукционные мыши

Графический планшет с индукционной мышью

Индукционные мыши используют специальный коврик, работающий по принципу графического планшета или собственно входят в комплект графического планшета. Некоторые планшеты имеют в своем составе манипулятор, похожий на мышь со стеклянным перекрестием, работающий по тому же принципу, однако немного отличающийся реализацией, что позволяет достичь повышенной точности позиционирования за счёт увеличения диаметра чувствительной катушки и вынесения её из устройства в зону видимости пользователя.

Индукционные мыши имеют хорошую точность, и их не нужно правильно ориентировать. Индукционная мышь может быть «беспроводной» (к компьютеру подключается планшет, на котором она работает), и иметь индукционное же питание, следовательно, не требовать аккумуляторов, как обычные беспроводные мыши.

Мышь в комплекте графического планшета позволит сэкономить немного места на столе (при условии, что на нём постоянно находится планшет).

Индукционные мыши редки, дороги и не всегда удобны. Мышь для графического планшета практически невозможно поменять на другую (например, больше подходящую по руке, и т. п.).

Гироскопические мыши

Кроме вертикальной и горизонтальной прокрутки, джойстики мыши могут быть использованы для альтернативного перемещения указателя или регулировок, аналогично колёсам.

Трекболы

Индукционные мыши

Индукционные мыши чаще всего имеют индукционное питание от рабочей площадки («коврика») или графического планшета. Но такие мыши являются беспроводными лишь отчасти - планшет или площадка всё равно подключаются кабелем. Таким образом, кабель не мешает двигать мышью, но и не позволяет работать на расстоянии от компьютера, как с обычной беспроводной мышью.

Дополнительные функции

Некоторые производители мышей добавляют в мышь функции оповещения о каких-либо событиях, происходящих в компьютере. В частности, Genius и Logitech выпускают модели, оповещающие о наличии непрочитанных электронных писем в почтовом ящике свечением светодиода или воспроизведением музыки через встроенный в мышь динамик.

Известны случаи помещения внутрь корпуса мыши вентилятора для охлаждения во время работы руки пользователя потоком воздуха через специальные отверстия. Некоторые модели мышей, предназначенные для любителей компьютерных игр, имеют встроенные в корпус мыши маленькие эксцентрики, которые обеспечивают ощущение вибрации при выстреле в компьютерных играх. Примерами таких моделей является линейка мышей Logitech iFeel Mouse.

Кроме того, существуют мини-мыши, созданные для владельцев ноутбуков, имеющие малые габариты и массу.

Некоторые беспроводные мыши имеют возможность работы как пульта ДУ (например, Logitech MediaPlay). Они имеют немного изменённую форму для работы не только на столе, но и при удержании в руке.

Достоинства и недостатки

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

  • Очень низкая цена (по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов).
  • Мышь пригодна для длительной работы. В первые годы мультимедиа кинорежиссёры любили показывать компьютеры «будущего» с сенсорным интерфейсом, но на поверку такой способ ввода довольно утомителен, так как руки приходится держать на весу.
  • Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана.
  • Мышь позволяет множество разных манипуляций - двойные и тройные щелчки, перетаскивания , жесты , нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой и т. д. Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления - многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатками мыши являются:

  • Опасность синдрома запястного канала (не подтверждается клиническими исследованиями).
  • Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров (за исключением разве что гироскопических мышей).
  • Неустойчивость к вибрациям. По этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах. Трекбол требует меньше места для работы и не требует перемещать руку, не может потеряться, имеет большую стойкость к внешним воздействиям, более надёжен.

Способы хвата мыши

По данным журнала «Домашний ПК ».

Игроки различают три основных способа хвата мыши.

  • Пальцами. Пальцы лежат плашмя на кнопках, верхняя часть ладони упирается в «пятку» мыши. Нижняя часть ладони - на столе. Преимущество - точные движения мыши.
  • Когтеобразный. Пальцы согнуты и упираются в кнопки только кончиками. «Пятка» мыши в центре ладони. Преимущество - удобство щелчков.
  • Ладонью. Вся ладонь лежит на мыши, «пятка» мыши, как и в когтеобразном хвате, упирается в центр ладони. Хват более приспособлен для размашистых движений шутеров .

Офисные мыши (за исключением маленьких мышей для ноутбуков) обычно одинаково пригодны для всех видов хвата. Геймерские же мыши, как правило, оптимизированы под тот или иной хват - поэтому при покупке дорогой мыши рекомендуется выяснить свой метод хвата.

Программная поддержка

Отличительной особенностью мышей как класса устройств является хорошая стандартизованность аппаратных

Когда-то компьютер управлялся исключительно с помощью текстовых команд, которые вводились в командную строку через клавиатуру. Так продолжалось до 1980-х годов, несмотря на то, что еще в 1963 году инженер Дуглас Энгельбарт начал работу над манипулятором для указания объектов на экране.

В том же году по наработкам Энгельбарта его коллега Билл Инглиш создал первый прототип устройства: деревянную коробку с кнопкой сверху и двумя перпендикулярными металлическими колесиками внутри для индикации на дисплее положения по горизонтали и вертикали.

Наклоняя устройство, можно было управлять колесиками отдельно, чтобы про­­­вести указатель точно по оси X или Y. В 1968 году Энгельбарт публично представил манипулятор, а его презентация получила название «Мать всех демонстраций».

Презентация Дугласа Энгельбарта считается первым показом мыши массовой аудитории.

Только в 1973 году был представлен ПК с графическим пользовательским интерфейсом. Xerox Alto управлялся с помощью клавиатуры и трехкнопочной мыши. Металлические колесики для изменения позиции курсора были заменены на металлический шарик и ролики. До 90-х годов основной принцип работы сущест­венно не менялся.

С первых дней своего существования мышь массово не использовалась. Широкую популярность она стала приобретать только с выходом в 1984 году компьютера Apple Macintosh 128k. Модель M0100 для этого ПК стоила всего $15, а не несколько сотен, как было ранее. Так мышь не только стала доступной людям со средним доходом, но и превратилась в основной манипулятор для графического интерфейса Apple.

В рекламном ролике говорилось: «Если вы можете указывать на что-то, то можете управлять системой» . Стив Джобс, как и в случае со смартфонами и планшетами, не изобрел мышь, но продуманный маркетинг и удобный дизайн стали причиной ее успеха. В 1985 году для Windows 1.0 свои мыши стала выпускать Microsoft.

А потом события стали развиваться с сумасшедшей скоростью. Обрезиненный шарик вытеснили оптические датчики и лазеры, поскольку они более точно позиционируют курсор и не требуют очистки. Беспроводные мыши дали людям большую свободу перемещений во время работы. С другой стороны, появились ноутбуки с тачпадом, представляющим собой альтернативу мыши: на них можно работать, находясь в пути, даже если под рукой не окажется ровной поверхности.

Тем временем офисные работники часто жалуются на типичные профессиональные недуги вроде синдрома компьютерной мыши. Предпринимаются многочисленные попытки изменить дизайн, чтобы улучшить эргономичность (например, с помощью установки трекбола для управления курсором), но пока они не очень удачные.

В настоящее время хорошей альтернативой стали сенсорные дисплеи, поскольку такое управление более интуитивно и не требует дополнительного оборудования. Однако еще не известно, сможет ли такой способ управления полностью заменить мышь в офисах.


1963 год


Появляется первый в мире прототип мыши из дерева.


1973 год


Мышь для первого компьютера с графическим интерфейсом внешне уже больше похожа на современную.


1984 год


Преемник манипулятора Lisa Mouse стал привлекательным по цене, а Apple еще долго продвигает однокнопочный дизайн.

Ровно 40 лет назад, 9 декабря 1968 г., на компьютерной конференции в Сан-Франциско в числе других инноваций Дугласом Энджелбартом (Douglas Engelbart) была продемонстрирована первая мышь. Одни компьютерные легенды гласят, что компьютерную мышь создали в лаборатории Xerox, другие - что мышь была создана по заказу компании Apple. На самом деле, компьютерная мышь, она же индикатор позиций x и y, она же компьютерный манипулятор, она же манипулятор типа мышь, «родилась» в 1964 г. Ее изобрел Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) из Стэнфордского исследовательского института.

«Госзаказа» на мышь не было, - она появилась как один из побочных продуктов при разработке Энгельбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция «оконного» интерфейса, и мышь была создана как один из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась в 1963 г., а в 1964 г. был изготовлен первый действующий прототип (в одном интервью Энгельбарт сказал, что первые мысли о создании подобного устройства появились у него еще в 1951 г.).

Первая компьютерная мышь представляла собой деревянную коробку ручной работы, внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление и величину перемещения устройства. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране.

9 декабря 1968 г. состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. А в 1970 г. Энгельбарт получил патент на «индикатор координат x и y для дисплейной системы».

Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он «только» изобрел мышь, а воплотил его идею в жизнь аспирант Билл Инглиш (Bill English; в мире много «биллов-инглишей», но след этого утерян, его биографические сведения скудны и отрывочны. С одной из немногих фотографий Билла Инглиша можно ознакомиться на «мышином сайте» виртуального музея Стэнфорда). Позднее Джеф Ралифсон (Jeff Rulifson, ныне руководитель VLSI Research Group в Sun Microsystems Laboratories) существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для нее программное обеспечение.

В архивах виртуального музея Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 г., в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и ее потрясающие для того времени возможности. Следующий «мышиный шаг» был сделан в 1972 г. в исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энгельбарта: два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов внутри мыши. Дизайн корпуса стал больше напоминать современную мышь.

До начала 80-х годов XX в. мышь все еще оставалась экзотическим устройством. В 1983 г. существовало около 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей. Часть этих компаний была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энгельбарта или PARC.

Кстати, мышь в те времена стоила недешево. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили около $400 (плюс около $300 за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Это объяснялось тем, что мышь имела достаточно сложное (и не очень надежное) механическое устройство.

Короче говоря, мышь, хотя и стала «официально признанным» периферийным устройством, но все еще оставалась уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не рядовых пользователей.

В 1979 г. компания Apple разрабатывала ПК Macintosh и Lisa. Решено было оснастить их мышами, и Стив Джобс заказал создание мыши - неприхотливой, надежной, с себестоимостью порядка $20-30 - дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. В результате мышь была существенно доработана: вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске появился большой резиновый шар, свободно катающийся в корпусе. Система колес и ненадежных электрических контактов сменилась оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Кроме того, было решено использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом, можно было отказаться от прецизионной обработки корпуса и ручной сборки, - теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере.

Можно сказать, что компьютерная мышь обрела популярность благодаря компьютерам Apple Macintosh, - а сама она, в свою очередь, стала одной из причин ошеломляющего успеха ПК Macintosh в 1984 г

Успешному старту в августе 1995 г. Windows 95 тоже в немалой степени поспособствовала мышь Энгельбарта.

Кстати, Microsoft ввела поддержку мыши в IBM PC еще в 1983 г., но позже (Билли, как всегда немного запаздывает, но вовремя спохватывается…), чем Apple, обратила внимание на возможности мыши при работе с «оконными» системами.

О названии мыши тоже ходят околокомпьютерные легенды, - что ее предлагали назвать, например, «жуком». Это легенды и не более того: во всех интервью - на вопрос о названии - Энгельбарт неизменно отвечал: «Я не знаю, почему мы назвали ее мышью. Это название прижилось сразу, и мы никогда не меняли его».

В 1968 г. Энгельбарт получил за свое изобретение чек на $10 тысяч и весь гонорар внес в качестве первого вклада за скромный загородный домик… 1 декабря 2000 г. Энгельбарт за все свои изобретения, включая изобретение компьютерной мыши, был награжден Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology) — одной из высших наград США для ученых за достижения в IT-сфере.

Сейчас Дуглас Энгельбарт мог бы быть более богатым и знаменитым чем Билл Гейтс, но, в отличие от последнего, он не по-американски скромен: сознательно «ушел в тень», и о нем мало кто вспоминает.

Конечно, про изобретателя компьютерной мыши не скажешь, что он беден, как церковная мышь, но и миллионов/миллиардов на своем изобретении он не заработал…

по информации из открытых источников