Как подобрать хорошие наушники. По конструкции излучателя

Проблема выбора такого, как многим покажется на первый взгляд, маловажного «аксессуара», как наушники - сегодня актуальна как никогда! Благодаря стараниям маркетологов, многие действительно важные критерии выбора были задвинуты назад, а практически бессмысленные выдвинуты вперед.

Выбираем наушники: советы ZOOM

Это привело к довольно забавным ситуациям. Со стороны человека, разбирающегося в проблеме, это выглядит, как если бы покупатели стали, например, выбирать автомобили по длине двигателя и с пеной у рта доказывать, что автомобиль с длинным двигателем лучше автомобиля с коротким, полностью игнорируя все остальные критерии. Разобраться, на что смотреть, что слушать, а что не стоит даже брать в руки, - и является целью данного материала.

Для чего это нужно?

Для чего нужны наушники вообще - думаю, всем понятно - чтобы слушать музыку одному и поменьше мешать этим процессом окружающим или, чтобы они поменьше мешали вам.

Для чего нужно менять наушники идущие с плеером? Здесь ответ тоже вполне очевидный - они очень низкого качества. Хорошие наушники стоят дорого, и использование их в качестве комплектных резко повысит конечную стоимость устройства. Что сразу снизит его конкурентоспособность - всем же не объяснишь, что здесь 50% - стоимость за наушники. Тем не менее, конечное качество звука плеера определяется в первую очередь наушниками. Плеер стоимостью $500 с комплектными наушниками будет звучать несравнимо хуже, чем плеер за $50 с хорошими наушниками за $50-100.

Для чего нужны отдельные дорогие большие наушники? В первую очередь - для прослушивания музыки дома, на стационарной технике, портативные плеера их в большинстве случаев вообще не могут раскачать. И зачем это? - спросите вы. Для того чтобы достичь высочайшего качества звука! Покупая такие наушники, при небольшом бюджете вы получите звук на порядок более дорогой колоночной техники, а при серьезном бюджете - и просто недостижимое для колонок качество звучания. И, надо отметить, вам не потребуется создавать специальную комнату для прослушивания музыки и у вас не будет проблем с «домашними» (то, что вас покалечат за расход месячного семейного бюджета на наушники, - не в счет).

На что смотреть при выборе?

Первое, на что все смотрят, - частотный диапазон. Смотреть на это не нужно, это самый бессмысленный параметр в характеристике. По важности в выборе он соответствует «длине двигателя», упомянутой во вступлении. Покупателям проще - сравнил две цифры и выбрал, а маркетологи этим воспользовались, раздув значимость этого параметра до огромных масштабов.

Sennheiser IE4: вкладыши высокого качества за разумные деньги

Давайте разберемся с самого начала. Еще со школьного курса многие помнят, что человек слышит от 20 Гц до 20 кГц частотного диапазона. В начале этого диапазона находятся низко-частоные звуки - «басы», в верху - высокочастотные. Задача любых наушников - корректно воспроизвести этот диапазон, то есть без завалов, без хрипов или бубнения на «басах», без шипения или скрежета на «верхах», и без проблем в середине. Эту способность отражает амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость громкости от частоты, обычно представляется в виде графика. Соответственно, чем ровнее эта кривая, тем более точный звук. Когда производитель пишет на коробке частотный диапазон, то в идеале он как раз и должен указать длину этого линейного ровного участка. Но если написано, например, диапазон 5 Гц – 30000 Гц это не означает что выше 30 кГц или ниже 5 Гц наушники не издают звук вообще – просто там громкость начинает спадать. Если громкость спадет на 0,0001% считать ли это границей диапазона? А если на 0,1%, 1% или даже 10%?

Проблема в том, что производитель сам устанавливает этот критерий. Причем стараясь его как можно сильнее увеличить, дабы написать диапазон пошире и привлечь больше покупателей (случаи, когда диапазон пишется вообще без каких-либо измерений, рассматривать не будем, но такое встречается). Отсюда и появляются такие казусы, когда у наушников за 200$ с потрясающим звуком, заявленный частотный диапазон хуже, чем у агрегата за 10$, и звуком как у консервной банки.

Sennheiser IE8: модель для профессионального мониторинга

Даже если диапазон измерен правильно и честно, он все равно не может быть критерием выбора. Так как главное ведь - не ширина линейной части АЧХ, а именно ее линейность. Две цифры начала и конца ничего не скажут об «искаженности» или линейности этого диапазона. Производители бюджетных моделей не любят показывать графики АЧХ своих наушников, так как линейный диапазон там, мягко сказать, не совсем линейный.

В тоже время по самой АЧХ опять нельзя выбирать наушники - можно только отфильтровать их на хорошие и плохие, так как определить характер звучания по АЧХ очень сложно - проще послушать модель вживую, используя конкретные композиции. Помимо частотного диапазона на коробке указывают еще два параметра, которые уже представляют некоторую важность.

Audio-Technica ATH CK9: 11-мм мембраны обеспечивают отличную передачу звука

Один из них - сопротивление. Если не вдаваться в радиотехнику, то можно сказать следующее - чем больше сопротивление, тем более мощный источник нужен для наушников и тем меньше влияние самого источника на звук. То есть если к низкокачественному плееру вы подключите наушники с сопротивлением 8-16 Ом, то помимо всех мельчайших деталей и нюансов музыки, вы услышите еще и такие «приятные» звуки, как шум усилителя, треск от внутренних процессов (например, перемещений головки жесткого диска в HDD-плеерах, или просто шорох от переключения вкладок в меню плеера и т.п.). Естественно, подразумевается, что сами наушники довольно высокого качества, чтобы услышать такие нюансы, на низкокачественных ушах подобных проблем нет, но и хорошей детализации самой музыки там тоже нет.

Если же вы подключите к портативному источнику большие мониторные наушники на 250 Ом, то ничего с плеером не произойдет - он не задымится, как почему-то многие думают. Просто звук будет тихий и плоский. Наушники будут именно «шептать», а не играть. И как при шепоте не возможен бас, глубина, красота голоса, так и здесь все это будет потеряно.

Компромисс для портатива обычно находится в районе 32-64 Ом - в этом диапазоне ушки будут раскачаны практически любым плеером. Один будет играть чуть громче, другой - чуть тише, но можно будет слушать комфортно. Если сопротивление в наушниках больше 100 Ом, то нет смысла брать их для портативной техники, подключая напрямую, если меньше, то плеер должен иметь аудиовыход высокого качества. Сперва нужно разобраться с конкретными наушниками и источником, а потом уже судить - будет ли воспроизведение отвечать вашим запросам или нет.

Sennheiser HD 595: отличная модель для дома

Чувствительность - это второй значимый параметр наушников. Опять же, если не уходить в радиотехнику, то это - КПД наушников. С ним все гораздо проще, нежели с сопротивлением: чем больше значение, тем громче звук, чем меньше - тем тише. И без всяких оглядок на источник.

Сопротивление и чувствительность могут дать приблизительные параметры о громкости наушников и возможности их использование с тем или иным источником (исключения, конечно, тоже бывают, но их меньшинство). Например, если имеются ушки с сопротивлением 100 Ом, то, скорее всего, они не раскачаются портативным плеером в полном объеме, но есть модель Numark D200, у которой при таком сопротивлении чувствительность зашкаливает за сотню, в результате получаем на портативе вполне сочный звук.

Если вы не хотите мучиться с цифрами или вы в них ничего не поняли, не расстраивайтесь - эти данные все равно очень условны, и как, вы уже догадались, позволяют очень приблизительно судить лишь о «глобальных параметрах» и никак о качестве звука. Поэтому наушники лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть.

M-Audio IE-40: модель за 18 тысяч рублей для профессионального мониторинга звука

Также необходимо обратить внимание на акустическое оформление наушников, которое бывает «закрытым», «открытым» и промежуточным - «полуоткрытым». Название пафосное, но на самом деле все просто. Я думаю, вы не раз видели большие наушники, такие, которые закрывают все ухо целиком. Присмотритесь к ним как-нибудь, вы сможете заметить, что у некоторых моделей внешняя стенка самого наушника закрыта наглухо, а у некоторых «вся в дырочках», или даже просто покрыта сеткой. В первом случае - это закрытые наушники, во втором - открытые. Есть и некий промежуточный вариант с «полуприкрытыми дырочками» - полуоткрытые.

На что это влияет, кроме внешнего вида? В первую очередь, на звукоизоляцию. В закрытых наушниках вы ничего не слышите вокруг, и никто не слышит, что играет у вас. В открытых все наоборот - вы слышите всех, и все слышат то, что у вас играет в наушниках.

С первого взгляда может показаться, что открытые наушники вообще не нужны, так как имеют одни минусы. Но это совсем не так, из-за глухой задней стенки динамика, звук не выходит наружу, отражается от нее и идет обратно в ухо, что вносит небольшие искажения, некую гулкость. Производители стараются всеми силами бороться с этим эффектом, обклеивая внутренние стенки наушника различными материалами, придумывая разные конструкционные изыскание, но радикального средства нет. Закрытые наушники с качеством звучания, аналогичным открытым, сделать сложнее, в результате, если мы возьмем две модели одинакового ценового диапазона, то открытые будут играть лучше (но у каждого правила есть свои исключения). С другой стороны, если вы будете использовать наушники в метро, или ваши домочадцы не очень любят вашу музыку - то вариантов у вас практически нет, кроме как брать закрытые модели. Также закрытое акустическое оформление подойдет любителям баса. Бас в таких наушниках обычно воспроизводится сочнее, хотя не всегда точнее.

Закрытость и открытость характерны не только для больших мониторных наушников, но и для любых наушников, даже у маленьких вставных наушников тоже могут быть «дырочки».

Легендарные арматурные наушники Ultimate Ears 10Pro - изготавливаются только по индивидуальному слепку ушного канала своего будущего владельца

На что совсем не стоит смотреть при выборе, так это на всякого рода «революционные технологии», типа bluetooth-наушников или даже банальных радионаушников. Попробуйте просто посчитать. Если беспроводные наушники стоят $60-100, а нормальный радио- или bluetooth-передатчик/приемник - порядка $50-80, то на сами наушники останется не больше $10-20. А если добавить к этому, часто, полную некомпетентность фирмы в области «ушестроения», то получаем за 100 долларов наушники звучащие как худшие 10-20 долларовые. Хорошие радионаушники, конечно, есть, например AKG HEARO 999 AUDIOSPHERE, но цена их раз в 10-20 отличается от «ширпотребного» многообразия.

Похожая ситуация с наушниками пятиканального звука. Нормально сконструировать наушники с одним динамиком сложно, а с двумя - еще сложнее. Почти невозможно в таком маленьком объеме ушной чашки добиться согласованности звучания. А засунуть пять и засунуть согласованно - чертовски сложно! Поэтому в такие наушники просто воткнуты 5 динамиков и все. На этом производитель успокоился. Как они будут вместе играть - уже не важно. Для прослушивания музыки такие наушники вообще не пригодны. Для компьютерных игр - с большим натягом. Любители динамичных игр, думаю, уже давно знают, что обычные хорошие наушники дадут локализацию звуков намного лучше, чем 5.1.

Вкладыши

Начнем с самых известных и распространенных «вкладышей», или «таблеток». С данным типом, думаю, знакомы абсолютно все, так как подавляющее большинство плееров комплектуется такими наушниками. Дорогих и хороших моделей здесь мало. Рассматривать закрытость/открытость не имеет смысла - звукоизоляция у них крайне слабая, даже у моделей с закрытым типом акустического оформления. «Вкладыши» оставляют ушной канал открытым, не препятствуя проникновению звуков извне, сводя тем самым звукоизоляцию на нет. Плюсы «таблеток» - это комфорт и цена, а к минусам следует отнести слабую звукоизоляцию и отсутствие объемности звуковой сцены. Моделей подобного типа довольно много, но большинство из них, мягко говоря, недолговечны, не говоря уже о низком качестве звука. Впрочем, как и везде, существуют свои исключения из правил. К примеру, линейки наушников-вкладышей от Sony и Audio-Technica могут поспорить с лучшими представителями в других классах.

Вставные наушники

По внешнему виду похожи на вкладыши, но принципиальное отличие в том, что они входят в ушной канал на некоторую глубину (на несколько миллиметров, как обычные беруши) и полностью затыкают ухо, обеспечивая очень хорошую звукоизоляцию. Качество звука в таких наушниках очень сильно разнится от фирме к фирме и от модели к модели.


Беспроводные "вкладыши" от Sennheiser

Можно порекомендовать модели фирм Sharp, Creative, Pioneer, Sony, Shure, Koss и Audio-Technica. Отдельно стоит упомянуть бюджетный вариант Koss Plug, так как за свою стоимость (около 500 рублей) они могут дать более-менее сносный звук (при применении эквалайзера).

Звук вставных наушников, конечно, лучше, чем у вкладышей, за счет звукоизоляции, но все равно довольно низок по уровню детализации, объемности. Маленькие динамики не в состоянии физически давать уровень звука больших. Второй существенный минус – это комфорт. Не каждому понравится, когда в его ухе находится посторонний предмет. У меня лично от такого начинает болеть голова уже через час прослушивания музыки. Из плюсов - это компактность, и уже упомянутая хорошая звукоизоляция. В том же метро вам не надо будет выставлять максимальную громкость, чтобы «перекричать» гул состава, можно слушать тихо и комфортно, не травмируя свой слух.

З начение данных указанных производителем на упаковке с наушниками как правило обычному потребителю не о чем не скажет, поэтому многие продавцы-консультанты пользуясь неосведомленностью покупателя с легкостью, «навешав лапшу», сплавливают залежавшийся товар. Чтобы этого не произошло с вами, в основных технических параметрах наушников и их значении следует научиться разбираться самостоятельно.

Характеристики частот без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ отнюдь не гарантирует высокую детальность звука.

Диапазон частот в наушниках и его значение.

Принято считать, что чем выше границы частотного диапазона, тем лучше качество звука. Но как мы знаем из учебника биологии — человек способен различать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Тогда зачем производители различных аудиоустройств выпускают товары с частотами превышаемые слышимую область слухового аппарата человека в два-три и более раз выше.

Если в характеристиках частот понравившейся модели наушников вы видите значения превосходящие пределы слышимой области, скорее это плюс чем минус. Такие динамики способны работать не только в узком граничном режиме, но и имеют дополнительный потенциал, для более точной, без искажений передачи слышимых частот.

Размер динамиков и мощность наушников.

Диаметр динамика — это только его размер и не более того, но почему-то многие покупатели осознано или подсознательно убеждены во взаимосвязи величины драйвера (он же динамик) и качества звучания акустики.

Характеристика размер динамика лишена смысла, по сути это маркетинговая уловка рассчитанная на стереотип непросвещенного покупателя.

Мощность акустики — имеет значение при выборе. Этот параметр сообщает нам о выходной мощности динамиков и влияет на их громкость. Чем выше значение мощности наушников, тем звук «сочнее, ярче», басы больше, интерпретация точнее.

Наушники высокой мощности от 2000 мВТ и выше намного быстрее разрядят батарею вашего портативного устройства. Если мощность источника звука превысит максимально допустимую для наушников, они могут выйти из строя. Учитывайте эти нюансы при выборе.

На что влияет чувствительность наушников?

Отвечу коротко — параметр чувствительность отвечает за громкость звука. При одинаковой мощности наушников, громче будут звучать те, чей показатель чувствительности выше. Ориентируйтесь на показатель чувствительности от 90 дБ и выше, такие устройства можно считать хорошими.

Что значит сопротивление в наушниках?

На что влияет сопротивление или что такое импеданс в наушниках? Данный технический параметр означает следующее: чем больше сопротивление (импеданс)
наушников, тем более мощный должен быть входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану.

Таким образом для плееров и других портативных гаджетов приемлемое сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Более мощным наушникам с импедансом от 250 Ом потребуется источник звука мощнее обычного плеера, конечно они будут работать и от стандартного плеера, но мощного звука вы не получите.

Существует следующая закономерность, чем выше сопротивление, тем четче и чище звук. Поэтому низкоомные наушники могут передавать звук с искажением, а высокоомные не достаточно громко при невысокой мощности источника исходящего сигнала.

Хорошим выбором для портативного плеера и компьютера станут наушники с импедансом 32-80 Ом. Для более профессиональной работы в студии и т.п, сопротивление наушников может быть от 200 Ом и выше с использованием усилителей звука.

При выборе наушников, например для плеера учитывайте его мощность, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Обычно портативные гаджеты предназначены для работы с низкоомными головными мониторами с сопротивлением в 32 Ом.

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика наушников.

АЧХ — один из наглядных способов представления звучания головных мониторов в виде графика. Как правило это кривая на которой можно увидеть как передают частоты те или иные наушники. Чем меньше на графике резких изгибов и чем дальше проходит данная линия тем точнее мониторы передают исходный аудиоматериал. Любители басов по графику АЧХ могут понять подходят им эти наушники или нет, на графике в районе низких частот должен быть «горб». Чем выше простирается график, тем звук наушников громче.

Ровная линия АЧХ не гарантирует высокого качества звучания. Это дает нам основание полагать, что звук в наушниках сбалансирован, другими словами низкие частоты не заваливаются и не выпирают, слух не режут.

Коэффициент нелинейных (гармонических) искажений.

В западной литературе обычно пользуются КГИ — коэффициент гармонических искажений, тогда как в отечественной литературе традиционно предпочитают КНИ — коэффициент нелинейных искажений. Это пожалуй единственный параметр по которому можно судить о качестве звука. Если вы стремитесь получить высокое качество звучание наушников, выбирайте модели с коэффициентом гармонических искажений менее 0,5%. Головные мониторы с показателем более 1% можно считать посредственными.

Очень часто вы не найдете данного показателя не на упаковке не на официальном сайте некоторых производителей, возможно производителю есть что скрывать, это повод задуматься. Так например широко разрекламированные наушники популярной среди молодежи модели Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц.

Если вы нашли данную характеристику в описании понравившейся вам модели, обратите внимание на то для какой частоты указан данный показатель. Дело в том, что коэффициент гармонических искажений не постоянен по всему спектру частот. Ввиду того, что человеческое ухо менее разборчиво слышит область низких частот, в низко частотном диапазоне допустимы гармонические искажения до 10%, а вот в области частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

Лучшие производители наушников

Теперь вы знаете значение характеристик наушников и вряд ли купите «кота в мешке», но всё же я советую выбирать головные мониторы известных брендов, проверенных временем и зарекомендовавших себя с хорошей стороны.

Вот несколько надежных фирм: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure. В модельном ряде данных производителей десятки моделей наушников, но как ни крути все они изготовлены по похожим технологиям, поэтому и их акценты очень схожи.

Любителям классического рока стоит присмотреться к моделям фирмы KOSS, они обладают ярко выраженным басом. Головные мониторы под брендом AKG славятся «красотой» — детальностью высоких частот. Наушники немецкой фирмы Sennheizer обычно имеют относительно ровную АЧХ, что свидетельствует о хорошей сбалансированности без заваливания и выпирания частот.

Что означают буквы в названии наушников?

Буквенный префикс в наименовании головных мониторов указывает на конструктивные особенности и некоторые технические детали модели.
Вот пример умной маркировки наушников фирмы Sennheiser:

  • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
  • MX - вставные наушники;
  • HD - классические с оголовьем;
  • RS - беспроводные, в комплекте база и наушники;
  • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX - вставные с креплением типа «крюк»;
  • OCX - внутриканальные с креплением типа «крюк»;
  • PMX - накладные или вставные с затылочной дугой;
  • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC - компьютерные гарнитуры;
  • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

Если в конце названия модели вы встретите индекс «i», то перед вами наушники способные работать с гаджетами Apple.

Итоговые значения главных технических характеристик головных мониторов должны быть следующие.

1. Размер динамиков не имеет никакого значения с технической точки зрения.
2. Мощность акустики — Чем выше значение мощности, тем «ярче» звук, басы выше, интерпретация точнее.
3. Чувствительность — от 90 дБ и выше, можно назвать хорошими.
4. Сопротивление (импеданс) — для портативного плеера, и компьютера выбирайте головные мониторы с импедансом 32-80 Ом. Для студийной работы от 200 Ом и выше.
5. Коэффициент гармонических искажений — высокое качество звучание обеспечат модели с коэффициентом гармонических искажений менее 0,5%. Головные мониторы с показателем более 1% можно считать посредственными.

Хорошего вам дня и удачи в выборе наушников!

Многие из нас привыкли выбирать технику, руководствуясь её техническими характеристиками. Применим ли такой подход к выбору наушников? Давайте разберёмся… Перво-наперво, посмотрим, что вообще собой представляет список технических характеристик наушников. Сразу оговоримся, что рассматривать такие параметры как размеры, вес, форм-фактор, принцип действия и акустическое оформление мы сейчас не будем - просто потому, что за исключением принципа действия, смысл всех этих параметров очевиден. А рассказ о различных принципах действия был бы достаточно долгим, и мог бы вылиться в отдельную статью.

Текст: Иван МУСИНОВ

Рассмотрим же мы только те характеристики, которые имеют непосредственное отношение к излучателям наушников. Таких характеристики всего четыре:

  • Диапазон воспроизводимых частот
  • Сопротивление
  • Чувствительность
  • Максимальная входная мощность

Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

Диапазон воспроизводимых частот: размер значения не имеет?

В обывательских кругах этому параметру зачастую придаётся очень большое значение - иногда даже от продавцов-консультантов приходится слышать, что именно он является основным показателем качества звучания наушников. А за производителями наушников можно заметить следующую практику: для более дорогих и высококлассных своих моделей они, как правило, указывают более широкий частотный диапазон, чем для более простых и бюджетных.

В действительности диапазон воспроизводимых частот не только не имеет какого-либо отношения к качеству звучания, но и вообще, не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Почему? - сейчас разберёмся.

До сих пор точно не установлено, какой диапазон звуковых частот способен слышать человек, однако примерные границы этого диапазона определены - от 20 Гц до 20 КГц. Фактически, для человека нет разницы, способны ли наушники воспроизводить что-либо за пределами этого диапазона, однако важно, чтобы всё, что попадает в этот диапазон, воспроизводилось с разбросом по громкости, не превышающим разумных пределов (с равномерным уровнем громкости весь диапазон ни одни наушники не воспроизводят).

Тут следует сказать, что некоторые производители намеренно увеличивают этот разброс «поднимая», или наоборот «приглушая» определённые участки частотного диапазона, стремясь придать звучанию своих наушников определённый, «фирменный», характер - так, например, с недавних времён стала популярной практика «приподнимать» определённый участок диапазона высоких частот в дорогих наушниках - чтобы их звучание казалось более детальным, разборчивым. В любом случае, никакой информации об этом разбросе по громкости, подъёмах и спадах на разных участках «частотки» диапазон воспроизводимых частот нам не даёт.

Кроме того, стоит отметить, что очень немногие современные наушники способны без «завалов» воспроизводить высокие частоты - у большинства моделей в области свыше 14 КГц начинается интенсивный спад уровня громкости. Так что не стоит пугаться, если у наушников заявлен диапазон, не дотягивающий по верхней границе до 20 КГц (такое часто бывает у наушников, построенных на базе арматурных излучателей).

Кстати, насколько бы ни был широк указанный производителем частотный диапазон наушников - наушники способны воспроизводить звуки любой частоты, находящиеся за его пределами, - только с очень большим «завалом» по громкости. А какой же «завал» следует считать достаточно большим для того, чтобы обозначить его как границу заявленного частотного диапазона? 20 децибел, или, может быть, 30, или ещё более того? На самом деле, никакого единого стандарта на этот счёт нет, и каждый производитель волен обозначать границы диапазона буквально там, где сам пожелает. В таких условиях не может идти речи не только о полезности такой характеристики как диапазон воспроизводимых частот у наушников, но и о её корректности или правдивости.

Сопротивление имеет значение для музыки с планшетов и смартфонов

Этот показатель означает ничто иное как величину электрического сопротивления наушников. На сопротивление обычно рекомендуют обращать внимание тем, кто собирается использовать наушники с «маломощными» источниками звука - портативными плеерами, ноутбуками, планшетами, смартфонами, а также компьютерными звуковыми картами.

Считается, что при достаточном уровне чувствительности наушников (о том, какая чувствительность считается «достаточной» мы расскажем далее), оптимальное значение их сопротивления для портативных плееров, смартфонов, и планшетов - не более 50-70 Ом, а для ноутбуков и компьютерных звуковых карт - не более 100 Ом (цифры, естественно, приблизительные и усреднённые). В то же время, не рекомендуется использовать наушники, сопротивление которых ниже выходного сопротивления источника (это касается любых, не только описанных выше «маломощных» устройств) - как минимум, это чревато потерями в качестве звучания, как максимум - повреждением источника. Последнее, правда, возможно лишь в крайне «запущенных» случаях.

Казалось бы, всё просто - смотрим на сопротивление, и решаем, подходят к нашему источнику наушники, или нет. В действительности же, дела обстоят несколько сложнее.

Излучатели наушников, на самом деле, обладают двумя похожими друг на друга характеристиками: сопротивлением постоянному току и импедансом (комплексным сопротивлением), отражающим сопротивление наушников переменному току. Так как звуковой сигнал, поступающий с плеера на наушники - это как раз переменный ток- то из этих двух характеристик нас интересует именно импеданс.

У изодинамических наушников, импеданс линеен - их сопротивление не зависит от частоты переменного тока. А вот у динамических и арматурных наушников импеданс в зависимости от частоты поступающего на них тока (а соответственно, и от чистоты воспроизводимого ими звука) может быть разным.

Причём, в то время как одних наушников разброс импеданса по частоте незначителен, у других он достигает серьёзных величин - и это может нести определённые последствия для качества звука. Если на каком-то из участков частотного диапазона импеданс наушников чересчур низкий (ниже выходного сопротивления источника) - на этом участке возымеет место потеря разрешающей способности и рост уровня искажений. Аналогичным образом дела складываются тогда, когда «маломощный» источник не может справиться с чересчур высоким импедансом наушников.

Небольшой пример - многие владельцы популярных портативных наушников Koss Porta Pro, использующие их с плеерами, среди их недостатков отмечают медленный, «невнятный», хотя и мощный бас. Да, по скорости и разборчивости баса эти наушники - не рекордсмены, но, вероятно, если бы их владельцы попробовали подключить их к достаточно мощному усилителю, они бы отметили значительное улучшение этого параметра. А всё дело в том, что хотя заявленное сопротивление Koss Porta Pro - всего 60 Ом, что вполне нормально для портативных наушников - в области «мид-баса» оно возрастает до 140 Ом - и большинство портативных плееров «пасует».

Теперь вопрос - почему у большинства наушников импеданс обозначается лишь одной цифрой, и какой от этой цифры толк? Ответ: эта цифра, в большинстве случаев, отражает значение импеданса на отметке в 1000 Гц - считается, что именно по этой чистоте пользователь определяет и выставляет комфортный для себя громкости. Толк от этой цифры следующий: у большинства наушников «разброс» импеданса в зависимости от частоты всё-таки не очень велик, и поэтому указанная цифра может служить кое-каким ориентиром при выборе наушников.

Полноценные графики импеданса производители наушников афишируют крайне редко, но если вы хотите узнать всё о сопротивлении той или иной модели наушников - с большой долей вероятности вы сможете найти нужную информацию в сети.

Чувствительность отражает уровень звукового давления

Иначе говоря - громкости, который способны развить наушники при подаче на них сигнала определённого уровня. Рассказывая про бесполезность характеристики «диапазон воспроизводимых частот», мы уже упоминали о том, что громкость наушников на протяжении воспроизводимого ими частотного диапазона разнится - какие-то его участки наушники воспроизводят громче, какие-то - тише.

На основании какого участка частотного диапазона измеряется чувствительность? Как правило это отметка в 1000 Гц - также, как в случае с импедансом.

Чувствительность наушников указывается либо в децибелах на милливатт (дБ/мВт), либо в децибелах на вольт (дБ/В).Чувствительность, выраженная в дБ/В удобна тем, что с её помощью, не обращая внимание на сопротивление, можно сравнивать между собой рвзличные модели наушников, и в частности, определять насколько та или иная модель подходит для использования с портативными устройствами. Оптимальный уровень чувствительности для таких наушников - не менее 90 дБ/В.

Зная величину сопротивления наушников, можно перевести чувствительность, выраженную в дБ/мВт, в чувствительность, выраженную в дБ/В. Для этого есть следующая формула:

Чувствительность (дБ/В) = Чувствительность (дБ/мВт)+20Lg(1/),

Где R- сопротивление наушников.

Максимальная мощность - этот параметр в теории...

Этот параметр, в теории, должен отражать максимальную мощность электрического сигнала, который можно подавать на наушники без риска повредить излучатели. Как правило, очень сильно занижен, и практического смысла в себе не несёт.

Какие же параметры наушников говорят о том, как наушники звучат? Увы, никакие - поэтому сравнив технические характеристики различных моделей, выбрать из них наиболее подходящий по звучанию вариант не получится.

Мы уже не раз говорили о том, что самый верный способ выбрать наушники - это прийти в магазин, и отслушав несколько «кандидатов», сделать выбор. Если же такая возможность у вас отсутствует, мы можем порекомендовать вам собрать максимум информации - обзоров, измерений, отзывов - о тех моделях, среди которых вы ищете «свою единственную», и принять на их основе решение.




При покупке наушников важно понимать, что любой ваш выбор в каком-то отношении будет компромиссом. Лишь правильные приоритеты позволят найти оптимальное решение, удовлетворяющее главным требованиям. Условно можно выделить три критерия, от которых и придётся отталкиваться. Речь о доступности, портативности и, конечно, качестве звука.

Три этих слагаемых можно представить в виде треугольной лепестковой диаграммы, где рост одного лепестка означат сокращение двух других.

Так, выбор лучшего качества звука предполагает собой максимальный ценник и отказ от портативности. Аналогичным образом ультрапортативная беспроводная гарнитура не обеспечит лучшего звучания и при этом вряд ли будет дешёвой. Именно поэтому важно выделить хотя бы один из критериев, которым вы готовы пожертвовать.

2. Решите, зачем вам наушники

Наушники, как и любой гаджет, покупаются под определённые задачи и цели. Необходимо понимать, когда и как вы будете их использовать. От сценариев использования зависит выбор вида наушников.

Для дома и офиса

Для использования на работе и дома обычно покупаются полноразмерные гарнитуры, которые обеспечивают полный охват ушной раковины и максимально комфортную посадку на голове. Такой тип как нельзя лучше располагает к длительному прослушиванию музыки.

Также можно рассмотреть наушники накладного типа, которые из-за меньших по размеру чашечек обычно компактнее полноразмерных. Ушную раковину они не обхватывают, а накладываются поверх. Яркий пример - .


mymeizu.ru

Наибольшей популярностью среди наушников для офиса пользуются модели закрытого акустического типа. Они обладают лучшей звукоизоляцией, поэтому окружающим ваша музыка слышна не будет. Открытый же тип подойдёт для домашнего использования. Такие наушники имеют отверстия на внешней стороне чашечек, позволяющие звуковым колебаниям распространяться так же, как и в естественной среде, делая звук более реалистичным.

При выборе полноразмерных или накладных наушников не стоит недооценивать важность материала амбушюров. Велюр или даже синтетика заставляют уши не так сильно потеть, как искусственная или натуральная кожа.

Для города

Для простых прогулок вполне можно использовать ранее упомянутые накладные наушники. Но если речь о перемещении в метро и поездках в другом общественном транспорте, то лучшим выбором станут внутриканальные наушники, также называемые затычками. Они компактны, максимально удобны в использовании и не создают проблем при движении в плотном потоке людей. Одними из лучших по соотношению цены и качества можно назвать .


mi.com

Наушники такого типа обычно дополняются силиконовыми амбушюрами различного размера, дабы каждый пользователь мог выбрать подходящие. Также немалой популярностью пользуются насадки из пористой пены, которые, нагреваясь от тепла тела, адаптируются под ушной канал человека. По сравнению с силиконовыми они менее долговечные, зато почти не искажают звук.

Оплётка провода также играет не последнюю роль. Одной из наиболее практичных является тканевая, как, к примеру, у . Такая предотвращает спутывание провода и сокращает риск повреждения при случайном натяжении.

Отдельно можно выделить и полностью беспроводные наушники вроде . Аксессуары такого типа обеспечивают максимальную свободу движений, но и цена у них довольно высокая. К тому же велик риск их попросту потерять.

Для спорта

Для бега и тренажёрного зала обычно используются беспроводные гарнитуры внутриканального типа. Они могут иметь дужки с креплением на шее или амбушюры с крючками для лучшей фиксации внутри ушной раковины или на её внешней части, как в случае с .

Многие из подобных гарнитур имеют защиту от пота и даже полного погружения под воду, что позволяет заниматься плаванием без отрыва от любимой музыки.


jabra.ru

В последнее время всё чаще спортивные Bluetooth-наушники оснащают датчиками для отслеживания физической активности, как в случае с . Такие гарнитуры позволяют заменить собой привычные фитнес-трекеры, но и стоят при этом значительно дороже классических аналогов.

Для путешествий

Если вы нередко летаете и любите слушать музыку в дороге, имеет смысл задуматься о гарнитуре с активным шумоподавлением. Чаще это большие полноразмерные наушники, которые могут быть как проводными, так и . Их способность отсекать внешние звуки позволяет с головой погрузиться в любимую музыку, даже если рядом с вами сидит неугомонный ребёнок.

Важная особенность гарнитур для путешествий - складная конструкция. Она позволяет наушникам занимать куда меньше места и сокращает риск повреждения при транспортировке в сумке. Дорогие модели для лучшей защиты часто дополняются жёстким чехлом.

Для игр

Выбор геймеров - полноразмерные охватывающие наушники со встроенным или же съёмным микрофоном. Важным критерием при выборе является наличие технологии объёмного звука, как у некоторых моделей . Имитация конфигурации 5.1 или даже 7.1 станет большим преимуществом в трёхмерных экшенах, где часто приходиться ориентироваться в пространстве на слух.


creative.com

Большинство геймерских наушников отличаются длинным, 2-метровым проводом. Важно, чтобы он имел надёжную оплётку и жёсткие утолщения у штекеров, исключающие перегибы и возможные изломы.

Шумоподавление - тоже важный параметр. В данном случае это касается как наушников, так и микрофона, чтобы и вы не отвлекались на внешние факторы, и вас было хорошо слышно.

3. Оцените базовые характеристики

Вне зависимости от типа и класса у всех наушников есть базовые технические характеристики, позволяющие сформировать представление о звуковых возможностях. При выборе относительно недорогих гарнитур слишком серьёзно относиться к таким цифрам не стоит, но и без внимания их оставлять тоже нельзя.

Диапазон частот

Этот параметр характеризует спектр звуков, который могут воспроизводить наушники. Стандартным является диапазон 20 - 20 000 Гц. Больше человеческий слух попросту не распознаёт, хотя в описании гарнитур нередко можно встретить и выходящие за эти пределы значения. Плохого в этом ничего нет, но и бесспорным преимуществом это назвать нельзя.

Чувствительность

Чувствительность говорит о том, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Зависимость прямая: чем чувствительность выше, тем выше и максимальная громкость. 95–100 дБ и более считается хорошим показателем для обычного использования.

Мощность

Данный параметр также оказывает влияние на потолок громкости наушников, но учитывать его стоит лишь любителям баса, использующим стационарные усилители. В дуэте с качественным источником звука наушники с высокой мощностью позволяют обеспечить более яркое и насыщенное звучание. Если же вы собираетесь слушать музыку в основном со смартфона, раскрыть потенциал большой мощности вам вряд ли удастся.

Сопротивление

Номинальное сопротивление на входе наушников, также называемое импедансом, оказывает влияние и на громкость, и на общее качество звука. Ориентироваться на этот параметр нужно в соответствии с устройством, с которым вы собираетесь использовать наушники. Для смартфонов и портативной техники следует подбирать гарнитуры с более низким импедансом - до 32 или даже 16 Ом, а для стационарной - с более высоким, от 32 Ом.

АЧХ

Амплитудно-частотная характеристика демонстрируется в виде графика и характеризует качество передачи различных частот.




Минимальное количество резких изгибов кривой АЧХ говорит о сбалансированности звучания и точности передачи исходного аудиоматериала. Высота расположения кривой на графике отражает громкость в конкретном диапазоне. «Горб» в начале кривой АЧХ, на низких частотах, говорит о басовитости наушников.

Штекер

Нельзя не отметить и способ подключения проводных наушников. Большинство моделей в продаже имеют штекер мини-джек (3,5 мм). Обычный джек (6,3 мм) можно встретить на гарнитурах профессионального уровня, а микроджек (2,5 мм) встречается в последнее время очень редко. И тем не менее обратите внимание, какой именно штекер у гарнитуры и есть ли в комплекте переходник.

4. Слушайте и читайте

Слепо ориентироваться на все цифры в характеристиках, конечно, не стоит, особенно если вы выбираете относительно недорогие наушники. Две гарнитуры с равными параметрами могут звучать совершенно по-разному, поскольку на качество влияет и множество других особенностей, которые не всегда указываются производителем в описании.

Узнать наверняка, подходят ли вам выбранные наушники, можно с помощью их предварительного прослушивания. Касается это охватывающих и накладных гарнитур, которые специализированные магазины нередко позволяют протестировать ещё до покупки. Это шанс оценить не только звук, но и удобство посадки на голове.


hollywoodreporter.com

Также перед покупкой обязательно стоит обратиться к отзывам и полноценным обзорам, которые можно найти в Сети. Такой фидбэк позволяет получить хоть какое-то представление о реальном качестве звучания, конструктивных особенностях и возможных слабых местах устройства, выявленных после длительного использования.

Чек-лист покупателя

  1. В первую очередь определитесь с максимальной ценой и главным сценарием использования.
  2. Далее, исходя из назначения, подберите тип наушников: охватывающие, накладные или внутриканальные.
  3. Выберите несколько моделей конкретного типа, укладывающихся в ваш бюджет.
  4. Оцените важные особенности выбранных моделей: материал амбушюров, оплётку провода, исполнение оголовья и так далее.
  5. Изучите технические параметры, характеризующие качество звучания.
  6. Ознакомьтесь с отзывами и обзорами в Сети, а также проверьте, можно ли где-то протестировать наушники перед покупкой.
  7. Сделайте свой выбор.

Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.