Как правильно пользоваться и общаться по рации. Правовой аспект использования радиостанций

. Связь – один из самых важных элементов в работе на флоте. Она делится на внешнюю и внутреннюю . Сегодня поговорим о таком внутреннем виде связи , как общение между членами экипажа по средством переносных ручных УКВ радиостанций , которых также называют – walkie talkie (уокитоки).

Казалось бы, ничего нет сложного в том, чтобы просто нажать на кнопку связи и передать сообщение, однако пару советов по грамотному использованию судовых VHF существенно облегчат работу судоводителю моряку и улучшит систему общения.

1. Нажми на кнопку, затем говори!

Распространенная ошибка среди молодых моряков. Нажав на тангенту (кнопка или клавиша переключения с приема на передачу на переговорном устройстве) выждите буквально секунду, затем передавайте свое сообщение. Переключение с приема на передачу требует пусть небольшого, но все-таки времени. Когда вы нажимаете на клавишу и начинаете говорить в одно и то же время, первые слова сообщения съедаются, и оппоненту “долетает” лишь обрывок фразы.

2. Не выкручивай громкость на полную!

Принцип работы динамика заключается в электромагнитном поле, который колеблет мембрану, создавая звук. Качество мембран среднестатистических раций, которые мы имеем на судне, далеко не самого лучшего качества. Слишком большое электромагнитное поле может задирать мембрану, и динамик начнет хрипеть . Качество воспроизведения существенно снизится, вам будет тяжело разобрать слова. Установите громкость звука чуть выше среднего и будете получать более “чистый” звук.

3. Спрячься от ветра!

Направленный поток воздуха на микрофон нашей рации создает колебания, которые влияют на качество передачи информации. Вы стоите на баке судна, дует сильный ветер, уоки токи ничем не прикрыта, вы докладываете капитану дистанцию до стенки шлюза. Капитан слышит лишь треск и слова, которые не возможно разобрать. В этом случае прикройте рацию курткой, зайдите за какой либо объект с подветренной стороны, нагнитесь и спрячьтесь за фальшбортом.

6. Вызови собеседника!

На одном канале VHF-рации может дежурить достаточное количество членов экипажа, поэтому прежде, чем начинать передавать свое сообщение, вызовите того, кому оно будет адресовано. Например, третий помощник хочет вызвать капитана и доложить ему о приходе судового агента. Лучше всего, если штурман начнет связь со слов “Капитан – третьему ” , после чего капитан, скорее всего, ответит – “На связи ” или “Говори “, или ” Капитан слушает ” (по английски Go ahead ). Установив контакт, вы можете начинать передавать информацию.

5. Повтори важное сообщение!

При радиосвязи на флоте учат повторять полученные сообщения, для того, чтобы другой оператор убедился в правильном получении отправленного сообщения. Конечно, не стоит повторять все, что вам говорят, и буквально вторить всем собеседникам. Выделяйте важные части полученного, а также цифры и значения. Например, вы вахтенный матрос на палубе танкера, старпом просит вас открыть расширитель второго правого танка:

– AB Чифу!

– Слушаю!

– Пока есть время, пожалуйста, открой расширитель второго правого танка, сюрвеер будет проводить инспекцию.

– Принял, открыть расширитель второго правого.

6. Не говори лишнего!

На самом деле, редко при судовых операциях радиовещание занимает большое количество времени. На все есть , а ответ на них, как правило, требует лишь утверждения или отрицания. Когда вы хотите донести свою мысль, не стоит начинать философские беседы о сотворении мира. Кратко и емко , четкими словами и понятиями передайте сообщение, не тараторьте, не тяните свое э-э-э-э между фразами, не зависайте. Сначала подумайте, что хотите сказать, затем говорите. Поверьте, слушать долгое и мучительное рождение мысли раздражает.

7. Не перебивай!

Очень часто неопытные моряки начинают передавать что либо, не дождавшись окончания сообщения оппонента. В итоге, ни один, ни другой не получает полноценную информацию. Убедитесь, что собеседник закончил свой посыл, затем отвечайте. В хорошем исполнении после каждого сообщения следует говорить “Прием ” или “Over “, но на практике редко используют эти слова.

8. Прикрепи рацию!

Автор этих строк не один раз видел, как моряки теряли свои рации, роняли и разбивали их, топили в море. Молодой офицер выходит на швартовку, рисуясь держит рацию в руке, случается ситуация, когда понадобилось помочь подтащить швартовый, он кладет рацию в нагрудной карман, затем ему ему захотелось посмотреть за борт, перевешивается, и рация летит в воду, оставаясь там навсегда. Если бы наш герой не постеснялся и взял кобуру для рации , закрепил ее на теле, то, скорее всего, избежал бы проблемы. Впрочем, талант некоторых ронять предметы в грузовые танки неисправим, и ничего поделать с этим нельзя.

Великий мореплаватель Жак Ив Кусто общается по судовой рации

9. Включил – проверь связь!

Включая свою уоки токи проверьте связь. Возможно, во время вашего отдыха вахтенные перешли на другой канал, а у вас еще стоит старый. Да и просто рация, как любое оборудование, может не включиться или выдать ошибку. Выходите на швартовку, включаете рацию, говорите “Bridge – 3rd Officer, Radio check! “, на что вам ответят “Loud and Clear “. Убедились, что мы на связи.

10. Следи за своей рацией!

Иметь достаточное количество заряда батареи очень важно. Ваша рация в работе уже 4 часа, вы отправляетесь зачищать танк, спустившись вниз, вы начинаете слышать предательский писк сигнализации о низком заряде батареи. Если бы вы заблаговременно сменили батарею , не потеряли бы время и силы. Вставляя новую батарею, поставьте на зарядку старую . Всегда одна батарея в рации, одна в станции зарядки! Берегите рацию, не роняйте, не используйте не по назначению. Новые привезут не скоро, а работать с чем-то надо.

Заказывая рации для работы на своем судне, помните, что самые простые рации окажутся самыми востребованными . Чтобы держать внутреннюю связь экипажа нам не нужны GPS, адресная книга и другие бесполезные вещи, которые отнимают заряд батареи, не говоря уже о том, что это пустая трата денег. Те, кто работают на танкерах , помните, что walkie talkie должна быть взрывобезопасной и иметь соответственный сертификат мануфактуры. Также, докупая оборудование другого производителя, вы рискуете тем, что частоты каналов могут отличаться, и рации просто “не услышат” друг друга.

Очень популярны среди людей, работающих в море, переносные станции Motorola серии GP . Они просты, надежны, и относительно не дороги.

Надеемся, статья оказалась полезной для работников морского транспорта и поможет в первые дни работы на судне. Разговаривайте четко, не кричите, используйте правильный язык. Выходя на навигационную вахту на судовой мостик, прихватите рацию с собой, вдруг она понадобиться, а запасной рации на мосту нет.

История покупки рации довольно проста. Имею в хозяйстве всенародную любимицу baofeng uvr5. И всем она меня устраивает, кроме того, что она у меня одна одинёшенька. И если летом с друзьями на велопокатушках у всех рации есть свои, зимой, на рыбалке, при поездке с родственниками, рация есть только у меня. А как нужна рация на природе, думаю мне вам рассказывать не нужно. Поэтому и решил что второй рации быть. Почему именно WLN KD-C1? Далее под катом. Вкратце-отличная рация которую смело можно рекомендовать к покупке.

Итак, почему именно WLN KD-C1? Ну в первую очередь подкупает вид рацейки. Выглядит довольно интересно. И если баофенг может привлечь внимание как проф. рация, и навлечь ненужные вопросы, данная рацейка выглядит больше как игрушка. Никто не подумает что там внутри вполне неплохая начинка.
Второе: это характеристики. Да, несмотря на простой внешний вид, внутри имеется всё что мне нужно (тут некоторое ИМХО, так как это мой выбор и мои потребности). А это возможность прошивки каналов через компьютер, память на 16 каналов, заявленная мощность до 5W, небольшие размеры, сменный аккумулятор и возможность зарядить в поле от повербанка.
Этих доводов мне вполне достаточно для покупки. Поэтому и заказал.
Заказывал рацию в магазине Banggood.
Отправили через день после заказа. Доставка почтой сингапура заняла 17 дней. Уже стандартные показатели с этого магазина. Это и подкупает меня делать там заказы.
На почте получил большой серый пакет, в котором находилась коробка с рацией.




В коробке имелась следующаякомплектация:


Зарядное устройство:


Стандартная евровилка, штекер MiniUSB, 5V 450mA. Довольно качественная и хорошо выглядящая.


Кредл для рации:









Съёмная клипса:





Инструкция:








Непосредственно рация:


В рации заявлены следующие характеристики:


Рация имеет простой но достаточно симпатичный дизайн. И не привлекает внимания. Это меня в ней и подкупило в первую очередь.
На лицевой стороне решетка под которой скрывается динамик и микрофон:

Сверху лампочка индикатор работы, несъёмная антенна, регулятор громкости\включение:


Слева кнопка передачи и две кнопки переключения каналов:

Справа разъём для подключения гарнитуры/тангеты, разъём MiniUSB для подключения зарядного устройства. Закрытые резиновой заглушкой:







Всю заднюю сторону занимает съёмная крышка. Снимается очень туго, можно сломать ногти:


Под крышкой расположены аккумулятор очень похожий по форме и расположению контактов на нокиевский BL-5C.


Тип аккумулятора: KB-5C.
Вольтаж: 3.7
Ёмкость: 1500mAh



Под аккумулятором имеется наклейка с серийным номером рации и прочими характеристиками:


Рация с Китая приходит уже с прошитыми в неё частотами. Но как уже много где писалось, вшитые частоты запрещены для общения на территории СНГ. Поэтому сразу по приходу я с помощью кабеля для Baofeng прошил в рацию стандартные и разрешенные частоты PMR:


Софт для прошивки весь кривой, в кракозябрах, но в принципе разобраться не проблема.

Прошилось без проблем.
Для переключения между частотами используются кнопки с обозначениями "+" и "-". Номер частоты озвучивается на английском мужским голосом. Всего 16 частот.
Кстати еще одним не очевидным плюсом который обнаружился уже в процессе эксплуатации, стала совместимость разъёма гарнитуры с уже имеющейся у меня рацией баофенг. И как результат, можно использовать одинаковые гарнтиуры/тангеты на обеих рациях, а также общий кабель для прошивки. (несмотря на то, что в рации имеется разъём MiniUSB, прошивать её можно только через разъём гарнитуры, а кабель для прошивки в комплект рации не входит. Имейте это в виду при покупке)
Ну а теперь непосредственно перейду к тестированию:
К сожалению у нас сейчас глухой сезон на рыбалку (глухорыбье), и погода не располагает к поездкам, именно на рыбалке рации пока не тестировались (в плане стойкости к морозу и т.д.)
Но просто в пределах города пара тестов проведена:
Тест №1:
Рация №1: WLN KD-C1
Рация №2: Baofeng UV5r
Условия: мороз, температура около -15. Идёт снег. На обозреваемой рации и второй рации Baofeng включены PMR частота 5 (446.056)
Частный сектор. Строения в основном 1-2 этажные. Загруженность эфира Wi-Fi сетями маленькая. Явных источников помех не наблюдается.
Baofeng находится на месте, WLN KD-C1 на машине удаляется на тестовые расстояния с проверкой передачи:


На точках видно что приём и передача уверенная в первых 3 точках.
В четвёртой точке появились шумы при передаче. Приходится повторять некоторые слова.
В пятой точке WLN KD-C1 хорошо принимает сигнал от baofeng, но на baofeng сигнал уже не поступает.
По итогам теста расстояние для нормальной связи мной определено в 417 метров (расстояние полученное в данном эксперименте и в данном месте)


Тест №2:
Рация №1: WLN KD-C1
Рация №2: обычная китайская PMR рация RETEVIS RT628
Городские застройки. Рация №1 находится на 4 этаже 5-этажного здания. Рация №2 находится на 1 этаже другого 5-этажного здания. Мороз около -10. Метель.


Приём между рациями уверенный. Расстояние 102 метра. На большее расстояние в данном тесте не проверяли, так как с товарищем было лень выходить из дома в непогоду.
Кроме тестов, пробовал передачу между двумя рациями в условиях дома, большого цеха, торгового центра в несколько этажей. В пределах 400-500 метров приём хороший. Что собственно от рации и требуется.
Батарея в условиях не частого приёма и передачи вполне хорошо держит весь день. При наличии возможности зарядки от повербанка батарею всегда можно подзарядить и вне дома.
Уже решил что летом буду на велопокатушки возить WLN KD-C1. По причине более малого размера и веса по сравнению с baofeng.
Фото в сравнении с baofeng:


Выводы:
На мой взгляд у рации много плюсов. а минусы можно найти лишь с натяжкой. К минусам можно отнести отсутствие дисплея, ограничение диапазона частот только в 400-470 MHz ну и может отсутствие пыле\водозащиты. Но это можно продумать до момента покупки.
Зато плюсов гораздо больше:
+удобные габариты.
+Интересный внешний вид не привлекающий внимания и вопросов.
+Хорошее расстояние приёма/передачи.
+Качество передачи и приёма голоса.
+Возможность зарядить рацию в любом месте от аккумулятора.
+Возможность заменить аккумулятор на нокиевский BL-5C, стоимость которого копейки, а доступность не проблема.
+Доступная цена.
Вобщем однозначно могу рекомендовать рацию к покупке. Как в дополнение к имеющимся в хозяйстве рациям, так и пару раций для связи между собой.
UPD:
Дабы не потералсь информация, решил дополнить обзор полезными комментариями и отзывами:
1. Комментарий пользователя
Уже уже около полугода в постоянной эксплуатации находятся 28 таких «балалаек». С учетом цены и относительно небольших расстояний между переговаривающимися, это - просто идеальная рация. К плюсам добавлю:
- малое энергопотребление. еще ни разу не было такого, чтобы рация села за смену. Держат минимум 3 12-14-часовых смены, даже на улице и в мороз. Vertex круче и по приему, и по передаче - но он так не может.
- антенна. Для кого-то, может и мелочь, а вот меня задолбало чинить антенны на Vertex-ах и - особенно! - на китайских Kenwood-ах. Последние сейчас вспоминаю как кошмарный сон.
- пластик корпуса - он хорош. При такой интенсивной эксплуатации - и до сих пор почти никаких следов, не говоря уж о трещинах и сколах.
- размеры и вес. Эту рацию можно спокойно сунуть в карман или повесить на шею на веревочке - и она совершенно не будет напрягать.
Есть и минусы, правда:
- клипса. Она сделана для Роты Почетного Каараула, не иначе. То есть, для тех людей, кто при носке рации будет совершать минимум эволюций телом. Проще говоря, она хрупкая. Ломается, обычно, в месте перехода прищепки в корпус. Впрочем, лечится тоже быстро - дихлорэтановая замазка решает проблему.
- управление. Как по мне, перебирать каналы кнопками менее удобно и наглядно, чем переключателем. Но это - дело вкуса. Наши работают и не жалуются.
- не обошлось без брака. Одна «балалайка» накрылась после недели работы. Может, еще и оживим, когда руки дойдут.
Но и при всех своих минусах, рация, все-таки, замечательный вариант для работы и легкого экстрима.

2. Комментарий пользователя
На своём опыте - на море в Геленджике, с толстого мыса до тонкого отлично и без помех. С выходом в море по прямой около 7-8 миль вполне комфортно было, дальше помехи уже.
Такой же набор имею, только обозреваемую брал для жены, беленькую гламурную))
Но почесав репу, склоняюсь и себе взять чёрную. Ибо одно дело на природу, а другое в городе, где Baofeng лучше не светить.

3.Комментарий пользователя
От задач пляшите) Если вам нужна устойчивая связь между ППД и группой глубинной разведки - однозначно не подходит) А вот если у вас толпа народу мечется на относительно небольшом пространстве или, допустим, вы с коллегами локалку тянете - самое оно будет.
4. Комментарий пользователя
Добавьте надежность и дешевизну. Если вам нужна рация только для себя - тут можно выбирать, на сколько кошелька хватит. А если вам нужно снабдить рациями толпу оболтусов, не страдающих излишним почтением к «железу»? И если вы знаете, что какой-то там сверхдальней радиосвязи не нужно - все в пределах километра и, чаще всего, еще и без каких-то там мощных препятствий между говорящими? Для этих раций есть своя ниша, куда они впишутся просто идеально. В любом случае, «неудачная вещь» - это не про них.
5. Коментарий пользователя
Рация хорошая. Я с UV-5R устанавливал связь на расстоянии 7 км на отрытой местности. Возьму еще одну для комфортной работы в городе на небольшой дистанции. Так же на данной рации есть режим сканирования каналов и VOX .
6. Коментарий пользователя
Подтверждаю, хорошее радио. Очень компактное лёгкое и эргономичное. Красивое.
Идеальный вариант для простых задач на УКВ, когда всякие «кнопочно-антенные» баофенги итп нафиг не нужны, а легальные воки-токи сосут по дальности связи. Да, 16 каналов это мало. Хотелось бы больше, чтобы позабивать разные варианты. И не помешал бы какой-нибудь переключатель мощности, чтобы не через прошивку на отдельные каналы это вешать.
Мощность достойная. Никакими 5 ватт там конечно же не пахнет, но оно там и не надо. Клипса весьма удобна, но хлипкая, да. Из минусов - слабые аккумуляторы. Ну что, дешёвый массовый Китай же.

Планирую купить +161 Добавить в избранное Обзор понравился +84 +180

Просто незаменимая вещь в горах (да и на любых склонах) это рация. Понятное дело, что любой может воспользоваться телефоном, но ведь столько лишних телодвижений! Пока наберешь номер, пока дозвонишься, пока человек поднимет трубку. И когда катаешься вообще телефон не удобно доставать. + как поступить если на горе 10 человек и нужно всех в одном месте собрать? ... В общем перед поездкой в горы настоятельно рекомендую всем приобрести рацию. Не буду тут рассказывать про модели и частоты связи. Кому нужно те это изучат на тематических сайтах. Если кому нужно будет назвать лучший сайт, напишите в личку. Расскажу где лучше покупать.

Всё что тут будет написано не имеет никакого отношения к профессиональной радиосвязи и написано под действием раздражения, которое появлялось, когда люди перебивают друг друга в эфире и вообще устраивают радио спам.

Итак, собрались вы большой компанией в горы. Взяли с собой рации. Первым делом выберете себе 2 частоты. Основная - для постоянного использования. И запасная, на тот случай если к вам на частоту случайно попали какие-то ещё люди. Чтобы не отвлекаться на них просто перейдите на запасную частоту. Убедитесь, что все члены команды поняли это. А то останется кто-нибудь совсем один:)

Общая информация. Мы обычно пользуемся всего несколькими функциями раций. Непосредственно кнопкой PTT (Push to talk) - нажимаешь, говоришь, отпускаешь. Кнопка вызов - посылает звуковой сигнал вызова на все рации находящиеся на вашей частоте. Функция "шумоподавитель" - очень полезна при хорошей связи. Сигнал не будут прерывать небольшие помехи. Но в случае плохой связи лучше эту функцию отключить, так как лучше услышать голос с большим количеством помех, чем не услышать ничего.

Альпинисты обычно устанавливают время связи. Например каждые пол часа. В случае же катания по освоенным склонам в этом нет необходимости. Однако, если кто-то полез в какое-то опасное место покататься, перед спуском лучше выйти на связь и предупредить товарищей о том, что если связи не будет через 10 (15, 20, 30) минут, вызывайте спасателей туда-то туда-то. У нас такой случай как раз в этом году на Чегете был. Ребята свернули не туда и оказались на весьма крутом ледяном склоне. Канты не держали, и наверх залезть уже не получалось. Провозившись достаточно долго они все таки выбрались. Подробнее историю опишу в последующих постах про Эльбрус.

А теперь непосредственно о правилах связи. Лучше всего показать на примере разговора.
Вася - Ксюш привет, вы где находитесь?
Тот кто сидит в кафе с рацией в руках отвечает быстро.
Катя - Не прошли первые слова, мы на Азау, а что?
Тем кто катается требудется больше времени на ответ, поэтому отвечают позже.
Леха - Мы катимся с Приюта 11 к Бочкам. Вы где?

В итоге до Ксюши мы так и не достучались, зато узнали много лишней информации:) + ко всему перебивали друг друга не зная когда и кто говорит.

Лучше бы было сделать так:
Нажимаем кнопку вызова, ждем секунду (так как сигнал бывает не проходит), говорим: Вася - Ксюша, это Рома. Как слышно? Прием!
или
Вася - Ксюша, на связь! Как слышишь меня? Прием!
В случае если ответа нет повторите:
Вася - Рома вызывает Ксюшу. Ксюша на связь! Прием!
Ксюша - Ксюша на связи! Слышу тебя хорошо! Прием!
Дальше можно уже разговаривать как в жизни
Вася - Ксюш, мы сейчас спускаемся от Гарабаши к Миру. Вы где сейчас находитесь? Прием!
ну и так далее. Не забывая заканчивать каждую фразу словом "прием"

Когда все вопросы решены можно указать о конце разговора: "Конец связи"


Tips & Tricks:

Про шумоподавитель я уже написал выше.
- Ещё одна полезная функция это "сигналы вызова". Почти на всех рациях можно установить вид сигнала вызова. Но в отличие от телефонов, сигнал рации это не тот звук которым звонит ваша рация, а тот звук которым звучит ваш вызов на чужих рациях. Коряво написал, но думаю что поняли все. Поэтому можно назначить каждому члену группы отдельный сигнал, если не лень.
- Не у всех раций достаточный радиус действия для установления хорошей связи со всеми членами группы. Пример на схеме:

В данной ситуации станции Мир нужно связаться с Терсколом, но радиус действия раций этого не позволяет. Поэтому люди могут связаться с Бочками, а те, в свою очередь, передадут информацию в Терскол.

Вместо "конец связи" можно просто сказать ЭсКа. т.е. СК - Связи конец.

Следующий совет, скорее ради интереса, чем ради практического использования. Если вдруг придется разговаривать с иностранцами, ниже есть перевод выжных слов:
radiocheck - как слышно?
read you - слышу вас
over - прием
out - конец связи

Bravo two three, this is Alpha ten. Radiocheck. Over.
- Alpha ten, this is Bravo two three. Read you. Over.
...Разговор...
- Bravo two three, out
- Alpha ten, out


:) Приятной радиосвязи

Сегодня фактически каждый человек обладает одним или несколькими мобильными телефонами. Но, иногда, наступает момент, когда лучше воспользоваться рацией . Еще одним плюсом в пользу радиостанций можно назвать то, что Вы сможете связаться с собеседником совершенно бесплатно. Немаловажным достоинством этого устройства перед мобильником является также его постоянная работа в режиме приема связи и Вам не понадобится нажимать на какие-то кнопки, чтобы услышать собеседника.

Типы частот раций.

В настоящее время распространены 4 класса:

  • Профессиональный VHF.

Рации CB (гражданский диапазон) работают в диапазоне от 26 до 30 МГц с длиной волны около 11 метров, что позволяет преодолевать большие преграды. Радиостанции LPD (433-434 МГц) и PMR (446-470 МГц) с длиной волны 70 см обеспечивают хорошую дальность связи на местности, с большим количеством разнообразных мелких препятствий. Стоит отметить, что LPD легален только на территории РФ, в то время как PMR разрешен как за границей, так и в нашей стране. VHF диапазон (136-172 МГц) с длиной волны около 2 метров позволяет организовать связь в пределах города.

Как проверить рацию.

Для начала надо протестировать работу кнопок и проверить наличие выходной мощности с помощью КСВ-метра. После чего необходимо проконтролировать наличие модуляции, для чего потребуется другая рация или собеседник.

Как общаться по рации.

Для перехода в режим передачи сообщения Вам нужно нажать кнопку PTT. Помните, что всё, что вы передаёте в эфир, будут слышать все рации, настроенные на тот же канал. Синхронно говорить и слушать нельзя. При одновременном включении на передачу нескольких раций будет слышен либо шум, либо тот, у кого сигнал мощнее. Да и не забудьте, что говорить следует только после нажатия кнопки PTT. Но ни в коем случае до нажатия или одновременно.

Правила общения по рации.

Перед тем как начать общаться, Вам следует представиться, из чего станет понятно, кто говорит. Если вы получили от собеседника какую-нибудь информацию, подтвердите, что Вы её приняли. Если Вам предстоит длинный разговор с кем-то, попросите собеседника перейти на другой канал, чтобы не занимать общий. Если Вы воспользуетесь нашими советами и приобретете у нас хорошую рацию, Вы доставите себе громадное удовольствие и нам кажется, что никогда не пожалеете об этой покупке.

Человек мало знакомый с правилами гражданского радиообмена (и вообще мало что знающий о существовании каких-либо правил в этой области) часто не задумывается на каких частотах, ему как обычному гражданину Российской Федерации можно общаться.

Эти вопросы приходят позже, когда распакованная рация находится у нас в руках и мы пытаемся в ней разобраться. И хорошо, если пытаясь разобраться мы не настраиваем наши рации на любые попавшиеся волны начиная их тестировать (здесь речь идёт о рациях, которые имеют техническую возможность работать на специальных частотах, если у вас «мыльница» работающая только на PMR частотах, беспокоится не стоит ни о настройке, ни о соблюдении законодательства)! Статья посвящается новичкам радиообмена, таким же, как и сам автор статьи и рассказывает о некоторых азах!

На каких частотах можно общаться в России гражданскому населению?

Прежде всего нужно понимать, что на данный момент для гражданской связи в России выделено всего 3 диапазона частот (PMR/ СВ/ LPD), при этом для каждого частотного диапазона есть свои нюансы. Которые впрочем подробно описывать мы не станем, ограничившись лишь краткой информацией.

PMR / Пи-эм-эр: 446.00000 МГц — 446.10000 МГц/Шаг 12.5 кГц. Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств 0,5 Вт. PMR используется во многих европейских странах для удовлетворения самых различных нужд гражданского населения. В России PMR-диапазон официально разрешён для свободного радиообмена с 2005 года. Для общения на PMR диапазоне НЕ требуется специальной лицензии Широко распространена продажа дешёвых раций, работающих исключительно на PMR диапазоне. PMR диапазон имеет всего 8 каналов:

Начало диапазона: 446.00000 МГц
1 канал: 446.00625 МГц
2 канал: 446.01875 МГц (общепринятый автомобильный канал, используется как аналог 15 канала CB диапазона дальнобойщиками.)
3 канал: 446.03125 МГц
4 канал: 446.04375 МГц
5 канал: 446.05625 МГц
6 канал: 446.06875 МГц
7 канал: 446.08125 МГц
8 канал: 446.09375 МГц (Используется только для вызова или передачи сигнала бедствия.)
Конец диапазона: 446.10000 МГц

Сообщение в PMR может передаваться на несколько километров, в зависимости от условий передачи (город, лес, поле и т.д). Однако известен редкий случай передачи сигнала на 535,8 км (Из Великобритании в Нидерланды), но это стало возможно из-за редчайшей для этого диапазона аномалии прохождения волн на дальние расстояния. Для обеспечения хорошей связи на дальние расстояния необходимы условия прямой видимости, теоретически с воздушного шара или станции мкс вас вполне могут услышать, но чем более пересечённа местность тем меньше достигаемая дальность.

LPD: 433.075 МГц — 434.775 МГц (Шаг 25 кГц) Максимально допустимая выходная мощность передающих устройств не более 10 мВт. Диапазон радиочастот для маломощных устройств, разрешённый к свободному использованию во многих странах с некоторыми ограничениями.

LPD частоты для 69 канальной рации.
Номер канала — частота в МГц:

01 — 433.0750
02 — 433.1000
03 — 433.1250
04 — 433.1500
05 — 433.1750
06 — 433.2000
07 — 433.2250
08 — 433.2500
09 — 433.2750
10 — 433.3000
11 — 433.3250
12 — 433.3500
13 — 433.3750
14 — 433.4000
15 — 433.4250
16 — 433.4500
17 — 433.4750
18 — 433.5000
19 — 433.5250
20 — 433.5500
21 — 433.5750
22 — 433.6000
23 — 433.6250
24 — 433.6500
25 — 433.6750
26 — 433.7000
27 — 433.7250
28 — 433.7500
29 — 433.7750
30 — 433.8000
31 — 433.8250
32 — 433.8500
33 — 433.8750
34 — 433.9000
35 — 433.9250 (Частота на которой работают брелоки автомобильных сигнализаций, если зажать тангенту можно заглушить сигнал со всеми вытекающими. Мы крайне не рекомендуем заниматься подобными вещами).
36 — 433.9500
37 — 433.9750
38 — 434.0000
39 — 434.0250
40 — 434.0500
41 — 434.0750
42 — 434.1000
43 — 434.1250
44 — 434.1500
45 — 434.1750
46 — 434.2000
47 — 434.2250
48 — 434.2500
49 — 434.2750
50 — 434.3000
51 — 434.3250
52 — 434.3500
53 — 434.3750
54 — 434.4000
55 — 434.4250
56 — 434.4500
57 — 434.4750
58 — 434.5000
59 — 434.5250
60 — 434.5500
61 — 434.5750
62 — 434.6000
63 — 434.6250
64 — 434.6500
65 — 434.6750
66 — 434.7000
67 — 434.7250
68 — 434.7500
69 — 434.7750

LPD частоты для 8 канальной рации.
Номер канала — частота в Мгц / соответствие каналам на рации с 69-ю каналами:

01 — 433.0750 / 1
02 — 433.1000 /2
03 — 433.2000 /6
04 — 433.3000 /10
05 — 433.3500 /12
06 — 433.4750 /17
07 — 433.6250 /23
08 — 433.8000 /30

CB: Си — Би (выходная мощность радиостанций до 10 Вт не требует регистрации в РФ) — используется для гражданской радиосвязи. Сфер применения довольно много, например, наладить связь между зданиями, автомобилями, надводным транспортом.
Имеет преимущество над PMR и LPD диапазонами, если речь идёт об использовании в лесу и пересечённой местности, зато PMR и LPD больше подходят для города, это связано с длиной волн.

По мимо собственно самих частот в Си-Би диапазоне используется ещё и сетка, состоящая из буквенно-цифрового кода. Вот несколько полезных радиочастот CB (Си-Би) диапазона: Частоту 27.135 МГц C15EA можно назвать главной автомобильной частотой России. Это вызывная частота на которой общаются не только дальнобойщики, но и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.

Частота 27,225 МГц (22-й канал сетки C) — канал автолюбителей клуба 4Х4.

Не большое заключение по приведённым гражданским частотам.

Заключение в общем-то от такого же новичка, раздобывшего информацию из интернета. Как я понимаю (если не прав поправьте в комментариях), если ваши рации подходят по всем параметрам (силы исходящего сигнала, конструкция антенны и т.д.) на столько, что их не нужно регистрировать и вы соблюдаете все правила радиообмена стараясь при этом никому не мешать, можно спокойно использовать эти волны! Если есть проблемы с параметрами рации её следует зарегистрировать. При этом, опять же, как я понял её, прошьют искусственно, ограничив превышенные показатели. Можно конечно пользоваться рацией на свой страх и риск. При этом использовать другие частоты для передачи нам категорически запрещается! То есть даже просто зажимать тангенту на них нельзя, т.к. это может помешать работе различных служб! Исключением может стать сигнал бедствия, то есть если вашей жизни угрожает опасность и вы пытаетесь связаться хоть с кем-то чтобы вас спасли. Это действие будет в рамках закона.

В заключении немного коснемся темы Радиолюбителей. Как официально стать радиолюбителем, получить классность, лицензию и зарегистрировать свой позывной найдёте в интернете. Мы же отметим, что нам как обычным гражданам также запрещается использовать частоты официальных радиолюбителей для общения. Если вы официально вступите в ряды радиолюбителей, пройдете все нужные процедуры, сможете использовать 144.000Мгц — 146.000Мгц — гражданскую радиосвязь для лицензированных радиолюбителей, причём не абы как, а по правилам.

Надеюсь, что изложенная здесь информация, была вам полезна! А если вам есть, что сказать по данной теме пишите комментарии и делитесь опытом!

© ВЫЖИВАЙ.РУ

Post Views: 98 252