Дискография битлз в визуальных образах. The Beatles: лучшие обложки альбомов Фотограф: Ангус Макбин

The Beatles , безусловно, гениальны, но, на мой взгляд, гений их компилятивен. Они подобны Моцарту в классической музыке или Сальвадору Дали в живописи: они не создавали нового, но очень чутко следили за всеми мировыми тенденциями, применяли к себе удачное и перспективное, доводя все, что они услышали и увидели до совершенства…

Разумеется, продюсеры The Beatles не могли не отреагировать на новую тенденцию и, ближе к концу шестидесятых, у битлов стали появляться действительно замечательные альбомные обложки, оказавшие огромное влияние на всю мировую индустрию музыки.

Первым нестандартно оформленным альбомом "Битлз" стал "Help!". В принципе, интересен он только тем, что фотографу Роберту Фримену (Robert Freeman) показалось, что слово "help", которое изображали участники группы с помощью семафорной азбуки, смотрится плохо и он заменил "help" на ничего не значащее слово "nujv".

Также, чтоб добиться идеальной композиции Фримен зеркально отобразил фотоснимки Джона Леннона, Ринго Стара, Джорджа Харрисона: если приглядеться, то можно увидеть, что пуговицы их курток находятся на "женской" стороне.

Существует ещё одна версия этой обложки, выпущенная в Голландии. На заднем плане красуется логотип компании Shell.

Пластинку с такой обложкой нельзя было купить в магазине, их распространяли только среди сотрудников нефтяного гиганта. Компания "Shell" в очередной раз продемонстрировала всему миру истинность своего лозунга: забудьте слово "невозможно"!

Обложка "Револьвера" (по всей видимости битлы не имели ввиду пистолет, а нечто, что вращается: по английски "revolver" означает "то, что вращается": револьвер (пистолет) назван так, потому что имел в своей конструкции вращающийся барабан с патронами) нарисовал фломастером на листе ватмана. Художник Клаус Ворман (Klaus Voormann).

Вместе с участниками группы Клаус вырезал изображения битлов из фотографий и составил из них коллаж, которым и дополнил свой рисунок. Кроме прочих, была использована фотография Пола, сидящего на унитазе, но руководство EMI не смогло допустить такой вольности и эту фотографию убрали.

Брайану Эпштейну (Brian Epstein), менеджеру группы, так сильно понравилась эта обложка, что он даже расплакался.

Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band, 1967 год

"Битлз" решили притвориться, что они вовсе не "Битлз" и записать альбом вымышленной группы "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера".

Идея обложки этого альбома принадлежит Полу Маккартни. Он нарисовал несколько эскизов и показал их художнику Питеру Блейку (Peter Blake), восходящей звезде поп-арта. Основываясь на эскизах Пола, Блейк предложил сделать коллаж и каждому из битлов было поручено составить список людей, которых он хотел бы видеть на концерте новой воображаемой группы.

Джон Леннон хотел пригласить Иисуса, но так как скандал, разразившийся из-за того, что Леннон публично сравнил популярность Христа с популярностью своей группы, ещё не утих, Иисуса приглашать не стали…

Вся эта идея кончилась тем, что Блейку самому пришлось "приглашать" людей на концерт. По воспоминаниям его жены именно он заполнил около 60% коллажа.

Коллаж решили делать в натуральную величину и для поиска нужных фотографий наняли дизайнера Ген Махон (Gene Mahon). Использовалось даже несколько восковых фигур, арендованных у музея мадам Тюссо.

Когда коллаж был собран, сделать фотографию поручили Мишелю Куперу (Michael Cooper).

Альбом "The Beatles" (неофициальное название "Белый альбом") один из самых минималистически оформленных альбомов за всю историю музыки.

Интересно в этом альбоме то, что каждая пластинка из оригинальной серии была пронумерована. Первые четыре номера предназначались для участников группы (номер один отдали Леннону, так как по словам Маккартни он громче всех требовал этот экземпляр), следующие шестнадцать - для близких друзей. Остальные номера могли купить простые смертные.

Нумеровать альбомы - прекрасная коммерческая идея: однако, коллекционеры насчитали целых двенадцать пластинок с номером 1 и ни одна из этих двенадцати не является подделкой.

Обложку "Abbey Road" формально можно отнести к категории "я и моя банда на фотке для обложки альбома". И ее отнесли бы к этой категории, если альбом "Дорога к аббатству" не принадлежал бы битлам.

Битлы делали культовым все, к чему прикасались, и Abbey Road не стала исключением. После выхода этого альбома Лондон стал местом паломничества: всем хотелось пройтись по знаменитому переходу. Эта обложка не только стала одной из самых узнаваемых в истории музыкальной индустрии, породила бесчисленное количество подражаний и пародий, но и связала реально существующее место с именем группы.

После выхода этого альбома, EMI Studios переименовала себя в Abbey Road Studios. Номер с белого "жука", принадлежавшего кому-то из жильцов одного из соседних домов, тут же свинтили фанаты, а сам "жук" был продан на аукционе в 1986 году за 2530 фунтов стерлингов.

С этим альбомом связана еще одна история: после его выхода фанаты битлов уверились, что Пол умер и нашли тому восемь подтверждений на обложке:

1) В этом шествии, Джон представляется проповедником (или Богом), Ринго представляется гробовщиком, Поль умер, а Джордж - могильщик.
2) Глаза Поля закрыты, а ноги не обуты.
3) Поль шагает не в ногу с остальными битлами.
4) Поль держит сигарету правой рукой, хотя он левша - это был самый веский аргумент в пользу того, что Поль умер, а на его место битлы пристроили кого-то похожего на Пола.

5) На правой стороне улицы припаркована карета скорой помощи или катафалк.
6) Машина на заднем плане, как кажется, направляется прямо на Пола.
7) Номера у "жука", который припаркован на левой стороне улицы, "28IF". Что можно расшифровать как "28, если бы был жив". Полу было бы 28 лет, на момент релиза "Abbey Road".
8) Также на номерах есть буквы "LMW", что можно расшифровать как "Линда Маккартни оплакивает" (Linda McCartney Weeps).

Несколько "неопровержимых доказательств" также было найдено и на обратной стороне обложки.

После крайне неудачных сессий записи планировавшегося альбома Get Back (позже переименованного в Let It Be — 1970 г.) Пол Маккартни предложил продюсеру Джорджу Мартину собраться всем вместе и записать альбом «как в старые времена», без тех ссор и недомолвок, которые начались с работы над пластинкой The Beatles (он же White Album ). Мартин согласился при условии, что всё будет «так, как было раньше», и конечным результатом стал Abbey Road . Работа над ним проходила с февраля по август 1969 года.

Изначально двенадцатому альбому Битлз дали название Everest : такие сигарет курил один из инженеров студии Джеф Эмерик. Горы, изображенные на пачке, очень нравились группе.

Но название пришлось поменять: никто из участников команды не захотел ехать в Непал для фотосессии. Из сложившейся ситуации вышли крайне просто и, как оказалось в дальнейшем, весьма удачно.

Дизайн обложки разработал креативный директор Apple Records Джон Кош. Abbey Road - единственный британский альбом «битлов», на обложке которого не указан ни исполнитель, ни название. Звукозаписывающая компания EMI предупредила, что запись не будет продаваться без этой информации. Кош пояснил, что им «не нужно было писать имя группы на обложке … Они были самой известной группой в мире».

За пару дней до съемки Иэну дали набросок Пола Маккартни, показывающий, как все должно выглядеть.

В выдавшееся жарким 8 августа около половины двенадцатого к зданию студии на Abbey Road приехал Йэн Макмиллан - внештатный фотограф, друг Джона Леннона и Йоко Оно. «Битлы» ждали его на крыльце.

В запасе у Макмиллана было всего 10 минут, чтобы сделать нужный фотоснимок. Специально для этого полиция перекрыла участок уже в те времена оживленной улицы Abbey Road. Используя камеру Hasselblad с 50-миллиметровым широкоугольным объективом, диафрагмой f22, на 1/500 секунды, Иэн сделал первые 3 фотографии, стоя на стремянке.

После пришлось остановиться и пропустить часть автомобилей и только потом доснять оставшиеся 3.

Пол держит шлепанцы, когда они возвращаются, но оставляет их на тротуаре на оставшуюся часть фотосессии.

Все фотографии Маккартни осмотрел с помощью увеличительного стекла прежде чем решить, какая из них попадет на обложку. Выбор остановился на пятом снимке, на котором группа переходит через улицу слева направо, Леннон возглавляет процессию, за ним Старр, Маккартни и Харрисон. Маккартни идет босиком и не в ногу с другими. На нем также оказались Алан Фланаган, Стив Миллвуд и Дерек Сигров: они занимались оформлением студии и возвращались с ланча. В кадре их можно найти вдали слева.

Припаркованный слева белый Volkswagen Beetle принадлежал одному из жильцов многоквартирного дома напротив студии. После выхода альбома номерной знак (LMW 281F) несколько раз крали. В 1986 году автомобиль продали на аукционе Сотбис американскому миллиардеру за 2,530 фунтов стерлингов, в 2001 году он был выставлен в одном из немецких музеев.

Считается, что человек, стоящий на тротуаре справа от перехода - Поль Коул, американский турист. Ему надоело ходить по музеям: он просто решил постоять и посмотреть, что вокруг происходит, пока жена осматривает экспонаты музеев. Пол разговорился с полицейским, сидевшим в машине. Пока они разговаривали, турист заметил, что у пешеходного перехода собрались несколько человек и четверо из них начали ходить по зебре туда-сюда: «Какие-то чудаки! Кто же ходит по Лондону босиком?» Пол Коул заметил себя на обложке альбома только через несколько лет.

Незадолго до выхода альбома Abbey Road американская газета Rat Subterranean News опубликовала статью, которая утверждала, что Пол Маккартни умер в автокатастрофе в 1966 году и что нынешний «Пол» на самом деле - Уильям Кэмпбелл. А снимок стал новым «доказательством» теории заговора. Номер на Фольксвагене LMW 281F, который стоял на снимке, прочли как «Полу было бы 28 лет, если бы он был жив» (и не важно, что в 1969 году Полу исполнилось 27). А вся композиция олицетворяет похоронную процессию - впереди Джон в белом как священник, в конце Джордж во всем джинсовом как гробовщик, а сам Пол с закрытыми глазами, босиком, сигаретой в руке (выражение «сигарета - гвоздь от гроба»), да еще и идущий не в ногу с остальными.

Маккартни всегда отрицал эти намеки, говорил, что это бессмыслица: «Мы носили обычную одежду. Я был босиком, потому что было жарко. А Фольксваген просто оказался там». В 1993 году Пол выпустил концертный альбом Paul Is Live , обложка которого пародировала и Abbey Road , и «найденные» на ней «доказательства» собственной смерти.

Образ Beatles, переходящих Abbey Road, стал одним из самых известных и копируемых в истории. Например, Red Hot Chili Peppers взяли его в качестве прообраза обложки Abbey Road ЕР .

В 2010 года переходу был присвоен статус II категории за его «культурное и историческое значение»; студия Abbey Road получила аналогичный статус несколькими месяцами раньше. Существует специальныйсайт , на котором с 2011 года знаменитый переход транслируется в реальном времени.

Дискография Битлз имеет две неотделимые друг от друга составляющие: собственно музыку и конверты, в которые эта музыка упакована.

Оглядываясь назад, можно посочувствовать художникам, фотографам и дизайнерам, создававшим обложки для виниловых пластинок Битлз. Как бы безупречно не выглядел конверт, предназначенный для хранения записей самой великой группы в мире, отношение к нему в 60-е годы XX века, было таким же, как к простой обёрточной бумаге. Самое ценное, с точки зрения покупателя музыки, находилось внутри, а не снаружи. С течением времени стало понятно, что обложки битловских винилов это не просто красивые упаковки. Они не только дополняют хранящуюся в них музыку, но и являются самостоятельными произведениями искусства. Оригинальные работы художников и фотографов, послужившие основой для оформления конвертов, продаются на аукционах за огромные деньги. Обложки пластинок Beatles развивают творческий потенциал современного общества, вдохновляя обычных людей, далёких от музыкального бизнеса, на переосмысление и даже пародирование изображённых на них сюжетов.

Давайте проследим, как одновременно с музыкой, которую исполняли битлы, эволюционировали обложки их пластинок.

Please, please me

Фотограф: Ангус Макбин

Когда зашла речь об обложке для первого лонгплея группы, продюсер Beatles Джордж Мартин предложил назвать пластинку «Off The Beatle Track», обыграв с помощью омофона английское идиоматическое выражение «off the beaten track» – «сойти с проторенной дорожки». Таким образом, Мартин хотел убить сразу двух зайцев: подчеркнуть новаторскую сторону музыки своих подопечных и привлечь внимание к названию коллектива. Фотосессию планировалось провести в инсектарии лондонского зоопарка, рядом с павильоном, в котором содержались жуки. Для реализации необычного художественного замысла был приглашён известный театральный фотографа-сюрреалист Ангус Макбин. Задумка с жуками была хороша, но консервативно настроенное Зоологическое общество Лондона не оценило смелую идею. На просьбу Мартина провести съемку на территории зоопарка был дан решительный отказ.

После того, как идея с зоопарком провалилась, было решено сделать серию снимков в студии самого Макбина. Фотографии получились хорошие, но Джорджу Мартину они почему-то не понравились.

Макбин начал подумывать о том, чтобы отказаться от работы с капризным заказчиком, но, всё-таки, согласился провести с Beatles ещё одну фотосессию. В этот раз место для съёмки он выбрал сам.

Фотография для первой долгоиграющей пластинки Beatles была сделана 5 марта 1963 года на внутренней лестнице лондонского офиса фирмы звукозаписи EMI, который в то время находился в районе площади Манчестер-сквер. У Макбина был с собой только обычный портретный объектив. Для для того, чтобы получить нужный ракурс, ему пришлось лечь на спину.

В 1969 году Макбин ещё раз снял битлов, стоящих в тех же позах на лестнице офиса EMI, для обложки неизданного альбома «Get Back».

With The Beatles

Фотограф: Роберт Фримен

Август 1963 года Beatles провели в турне по небольшим городам северного побережья Великобритании. Вместе с ними по приглашению Брайна Эпстайна в турне отправился молодой фотограф Роберт Фримен. Эпстайн был впечатлён его чёрно-белыми фотографиями джазового саксофониста Джона Колтрейна и рассчитывал, что Фримен, проведя с Beatles несколько дней, сделает фотографии для их новой пластинки, которая должна была выйти осенью.

Из разговоров с группой Фримен понял, что Beatles нужна обложка с черно-белой фотографией, похожей на мрачные и тревожные снимки Астрид Кирхгерр, сделанные ей в 1960 году во время выступлений Beatles в Гамбурге.

Местом для проведения фотосессии стал тёмный коридор отеля Palace Court в Борнмуте. Чтобы серьёзные неулыбающиеся лица музыкантов выглядели так, как будто они проступают из окутавшего их тёмного пространства, Фримен сильно увеличил контрастность изображения. Для этого он использовал чувствительную плёнку с большим зерном и 180- миллиметровый телеобъектив.

Руководство звукозаписывающей фирмы EMI, на которой издавалась пластинка, было против чёрно-белого изображения группы. В то время монохромные фотографии использовали для оформления обложек джазовых музыкантов и менеджеры по маркетингу опасались, что изменение дизайна конверта исполнителей популярной музыки отрицательно скажется на продажах диска. Их опасения не оправдались. На пластинку поступило полмиллиона предварительных заказов ещё до её официального выхода.

A Hard Day’s Night

Фотограф: Роберт Фримен

Фотография на обложке третьей пластинки ливерпульской четвёрки – ещё одна классическая работа Роберта Фримена. Большинство песен, вошедших в «A Hard Day’s Night» были записаны для одноимённого фильма. Фримен, стараясь подчеркнуть связь пластинки с кинематографом, оформил портретные фотографии музыкантов в виде кадров киноплёнки. Чтобы передать динамику процесса кинопроизводства фотограф, проводя съёмку, попросил участников квартета постоянно менять своё местоположение в кадре.

Дизайн обложки менялся в зависимости от того, для какой страны выпускалась пластинка. Например, у американского и бразильского изданий привычный синий фон конверта был заменён красным. Кроме того, в американском издании на обложке размещены четыре больших кадра с битлами, а не двадцать маленьких, как в английском.

Beatles For Sale

Фотограф: Роберт Фримен

В конце 1964 года Битлз, Брайн Эпстайн и Роберт Фримен встретились для того, чтобы обсудить обложку нового альбома. Они решили сделать её в виде раскрывающегося конверта с цветной фотографией. Съёмку предполагалось провести на открытом воздухе.

В один из осенних дней Битлз и Роберт Фримен отправились в Гайд-парк, намереваясь подышать осенним воздухом и, за одно, сделать несколько снимков для будущей обложки. Фотограф, не хотел, чтобы битлы специально готовились к съёмке, поэтому ребята оделись как обычно, в черные пальто и белые рубашки. Их шеи украшали чёрные шарфы.

Прогулка затянулась, и, когда дело дошло до фотографий, выяснилось, что на часах семь вечера, и солнце вот-вот зайдёт. Фримен, исходя из сложившихся обстоятельств, решил не затягивать процесс и быстро сделал несколько снимков, рассчитывая в дальнейшем, использовать для конверта те, что получше.

В результате для передней стороны обложки была выбрана фотография с двумя размытыми цветными пятнами на переднем плане, которые, на самом деле, были листьями ветки, которую держал ассистент. Битлз на ней выглядят усталыми и отстранёнными. По всей видимости, на эмоциональное состояние музыкантов повлияли внезапная слава и напряжённый график выступлений.

На заднюю сторону конверта Фримен поместил снимок битлов на фоне опавших осенних листьев, который он сделал, забравшись на дерево.

Help!

Фотограф: Роберт Фримен

Для работы над обложкой Help! вновь был приглашён Роберт Фримен.

Размышляя над дизайном конверта, Фримен вспомнил кадры из рекламного ролика одноименного фильма, в котором Битлз размахивают руками под музыку.Создавалось впечатление, что они используют сигнальную систему моряков – семафорную азбуку.

Сцена была снята в Австрийских Альпах, и битлы, одетые во всё чёрное, отлично смотрелись на фоне чистого белого снега.

Результатом творческих усилий Фримена стала необычная идея – поместить на переднюю сторону обложки слово HELP, составленное из фигур битлов, изображающих буквы с помощью сигналов семафора.

Для достижения поставленной задачи он соорудил в своей студии специальную платформу с выкрашенным в белый цвет задником. Битлз надели пальто и кепки, как в рекламном ролике, но синего цвета и, изобразив руками сигналы семафора, заняли свои места в нужном порядке. Когда всё было готово к съёмке Фримен, посмотрев на композицию через видоискатель фотоаппарата, понял, что порядок жестов, с помощью которых битлы изображают буквы, совершенно не смотрится в кадре.

Чтобы снимок получился более выразительным, порядок изображаемых букв пришлось изменить, а фотографии самих музыкантов зеркально развернуть, поменяв местами левую и правую стороны.

С графической точки зрения результат получился безукоризненным, но от первоначальной идеи пришлось отказаться. Слово, составленное из сигналов семафора, передаваемых группой, не имеет никакого смысла. На обложке британского издания битлы изображают руками NUJV. На американской пластинке те же буквы расположены в другом порядке, – NVUJ.

Rubber Soul

Фотограф: Роберт Фримен

Роберт Фримен хотел, чтобы на обложке Rubber Soul преобладали коричневые, чёрные и зелёные оттенки. Поэтому он попросил битлов надеть коричневые замшевые куртки и несколько раз сфотографировал группу на фоне зарослей рододендрона. По воспоминаниям Фримена это было в Кенвуде, в саду, который принадлежал Джону Леннону.

Через несколько дней Фримен пригласил «крутую четвёрку» к себе в студию, чтобы вместе с ними посмотреть получившиеся снимки и выбрать лучшие. Для наглядности он проецировал фотографии на вертикально стоящий белый кусок картона, размеры которого соответствовали размерам конверта. Во время демонстрации очередного фото картонный экран начал падать, и его положение относительно проектора слайдов изменилось. Случайно получившаяся искажённая проекция с удлиненными лицами понравилась всем, кроме Фримена. Несмотря на его протесты, битлы настояли на том, чтобы на обложке Rubber Soul была напечатана фотография с нарушенными пропорциями.

Позднее Джордж Харрисон скажет: «Благодаря вытянутым лицам мы впервые перестали выглядеть, как маленькие невинные дети. На обложке Rubber Soul Битлз похожи на заядлых курильщиков марихуаны».

Revolver

Дизайнер: Клаус Вурманн

Фотограф: Роберт Уитакер

Первоначально в качестве фотографа для обложки Revolver был приглашён незаменимый Роберт Фримен.

На передней стороне конверта Фримен предложил поместить фотомонтаж, состоящий из лиц участников группы, заполняющих поверхность условного круга.

Предполагалось, что фотографию можно будет вращать. В процессе вращения множество изображений должны были сливаться в одно лицо, одновременно напоминающее всех четырёх битлов. Но воплотить эту замечательную идею у Фримена, по какой-то причине, не получилось. Времени на создание другого дизайна для оформления Revolver у фотографа не было, – он работал над своим первым фильмом, и на этом сотрудничество Битлз с Фрименом закончилось.

Несмотря на то, что Роберт Фримен никогда не был официальным фотографом Beatles, именно он сделал лучшие фотографии группы.

Новым дизайнером Revolver стал Клаус Вурманн. Друг битлов со времён их гамбургского вояжа, он недавно переехал в Лондон и с радостью согласился поработать над обложкой для пластинки своих старых приятелей.

Послушав несколько треков, Вурман решил, что оформление обложки Revolver должно отличаться от внешнего вида предыдущих конвертов. Он хотел, чтобы она отражала психоделическую атмосферу, которой была пронизана запись. Перьевой ручкой с чёрной тушью художник нарисовал четыре больших изображения Битлз. Затем он наложил на получившийся рисунок чёрно-белые фотографии битлов, сделанные Бобом Уитакером (Bob Whitaker) и добавил несколько фотографий из личного архива.

Создавая коллаж, Вурман не забыл и о себе. Между головами Ринго и Джорджа можно увидеть фотографию автора обложки.

В 1967 году за обложку для Revolver Вурман получил премию Грэмми в номинации «Лучшая обложка альбома, графическая работа».

Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Дизайнер: Питер Блейк

Фотограф: Майкл Купер

Отправной точкой для стала старая фотография джазового оркестра, в котором когда-то играл отец Пола Джим Маккартни.

«На тот момент все немного устали от Битлз. Поэтому мы решили сделать вид, будто бы мы совершенно другая группа, уличный духовой оркестр, который по выходным выступает в парке», – позднее вспоминал Пол.

В первоначальных набросках, сделанных Маккартни для оформления конверта, одетые в военную форму Битлз, стояли на фоне стены с изображениями знаменитостей и высокопоставленных персон.

Пол показал рисунки своему другу, владельцу художественной галереи, Роберту Фрейзеру.

Для воплощения идей Пола в виде законченного решения Фрейзер пригласил поп-арт художника Питера Блейка, который уже рисовал Битлз в 1963 году.

Обсудив с Полом основную концепцию будущей пластинки, Питер предложил разместить на передней стороне обложки коллаж, на котором участники группы, одетые в форму военного оркестра, стоят в окружении исторических деятелей, известных писателей, музыкантов и актёров. У художника даже был готов список персонажей, которые должны появиться на конверте пластинки. Битлам выбор Блейка не понравился, и для своего окружения они предложили других кандидатов. В итоге было принято компромиссное решение, и на обложку попали, как кумиры Битлз, так и те, кого выбрал Питер Блейк.

Блейк решил отказаться от привычного способа создания коллажа, – компоновки на бумаге вырезанных картинок. Он построил пространственную композицию, используя для этого как реальные объекты, так и наклеенные на картон фотографии персонажей в натуральную величину, а в её центр поместил настоящих Битлз.

Фотографировать невероятную трёхмерную сцену поручили опытному фотографу Майклу Куперу, который блестяще с этим справился.

Жена Питера Блейка, художница Ян Хаворт, занималась компоновкой и размещением трёхмерных объектов.

Дизайнер Джин Маон был нанят в качестве координатора проекта. Он просматривал и отбирал фотографии, которые сделал Купер за три дня съёмок.

Знаменитый барабан, на котором, якобы, указана дата смерти Пола Маккартни нарисовал художник-декоратор Джо Эфгрейв.

Военная форма психоделической расцветки, в которой щеголяют Битлз, была специально сшита Театральным агентством Бурмана.

В результате затраты на разработку дизайна обложки превысили полторы тысячи фунтов стерлингов, что очень расстроило руководство фирмы EMI, у которой с Битлз был подписан контракт на издание «Сержанта».

Но затраты себя оправдали. В 1967 пластинка получила четыре награды «Гремми», в том числе приз за лучшую обложку года.

Magical Mystery Tour

Фотограф: Джон Келли

Дизайнер: Джон Ван Хаммерсвельд

Несмотря на то, что после смерти в 1967 году Брайна Эпстайна группа осталась без управления, Битлз, вопреки всему, решили самостоятельно снять телевизионный фильм о путешествии на автобусе. Тем более, что саундтрек для него был, можно сказать, готов: это были шесть песен которые по разным причинам не вошли в «Оркестр клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера». От заранее написанного сценария энтузиасты кинематографа принципиально отказались, посчитав, что нет ничего лучше естественной импровизации. Инициатором смелого творческого эксперимента стал Пол, самостоятельно взявший на себя обязанности руководителя группы.

Кино у Битлз, конечно, не получилось, но, как всегда, получилась музыка. В декабре 1967 года звуковая дорожка к фильму обрела самостоятельное существование. Запись была выпущена в Великобритании в виде двух мини-альбомов, так называемых EP (extended play), с тремя песнями на каждом.

В США формат EP не пользовался спросом и пластинку издали, как полноценный лонгплей (LP), дополнив её пятью треками, которые уже выходили на синглах. Впоследствии, американский вариант стал официальной версией записи.

Английское издание Magical Mystery Tour представляло собой закрывающийся, выполненный в виде буклета, конверт внутри которого можно было найти две виниловые пластинки на 45 оборотов, фотографии Beatles авторства Джона Келли, кадры из фильма и рисованный комикс на основе киносюжета. Кроме того, на четырёх страницах в середине буклета были напечатаны тексты песен.

В американском издании тексты песен напечатали на отдельной вкладке. Буклет, идентичный по своему содержанию британскому варианту, также вкладывался в конверт и имел полиграфический формат винилового лонгплея.

Картинки на обеих обложках была одинаковыми и изображала Битлз в костюмах животных. В американском варианте вокруг фотографии добавили жёлтую рамку с напечатанными на ней названиями песен. Рамку нарисовал Джон Ван Хаммерсвельд, известный американский дизайнер и будущий автор обложек для пластинок таких икон рока, как Rolling Stones и Grateful Dead.

Как и «Сержант Пеппер» обложка Magical Mystery Tour вызвала у определённой части поклонников Битлз нездоровый ажиотаж, связанный с намёками на смерть Пола Маккартни и последующую замену его двойником. Из фильма понятно, что морж это Леннон, Маккартни – гиппопотам, Харрисон – кролик, а Ринго достался костюм цыпленка. Тем не менее, многие решили, что моржом был Пол, потому что в культуре некоторых северных народов это животное является символом смерти.

Дизайнер: Ричард Гамильтон

После выхода «Сержанта Пеппера» красочная и композиционно сложная обложка которого содержала множество загадочных аллюзий и зашифрованных намёков, Битлз, обдумывая оформление очередной пластинки, решили обойтись минимумом художественных средств.

По первоначальному замыслу её конверт должен был быть изготовлен из прозрачного материала и внутри него лежать такой же прозрачный виниловый диск. В конечном итоге от красивой идеи пришлось отказаться из-за того, что на тот момент не существовало технологий для производства прозрачного винила.

Друг Битлз и владелец художественной галереи Питер Фрезер посоветовал группе обратиться к известному в Лондоне художнику-авангардисту Ричарду Гамильтону.

Гамильтон уже имел опыт работы с образами рок-музыкантов. Незадолго до встречи с битлами он отозвался на арест Мика Джаггера, которого обвинили в хранении наркотиков, картиной Swingeing London (Ошеломляющий Лондон), придав новый смысл хорошо известному выражению swinging London (свингующий Лондон).

Поговорив с Полом Маккартни, Гамильтон, которому были близки идеи концептуального искусства, предложил абсолютно белую обложку без изображений и текста с единственной, выполненной теснением, надписью The Beatles на передней стороне. На первых изданиях пластинки можно увидеть проштампованный в произвольном месте уникальный серийный номер.

Yellow Submurine

Дизайнер: Хайнц Эдельманн

Возможно, пластинку с саундтреком к полнометражному мультфильму Yellow Submurine нельзя назвать выдающейся музыкальной записью, но её обложка стала одной из самых ярких художественных работ в истории рок-музыки. Произошло это благодаря тому, что мультфильм, персонажи из которого изображены на конверте, произвёл революцию в мире рисованного кино и стал на долгие годы источником вдохновения для мультипликаторов, художников-дизайнеров и создателей рекламы.

Битлз не в первый раз становились киногероями, в том числе нарисованными. В Америке вышло несколько коротких мультфильмов с их участием, которые с удовольствием смотрели подростки. Поначалу продюсеры Yellow Submurine хотели использовать в своём фильме уже существующие персонажи, но они оказались слишком простыми для тех музыкальных идей, которые появились в музыке Битлз с выходом «Сержанта Пеппера». Новый мультфильм требовал иного творческого подхода.

Главным художником Yellow Submurine стал график Хайнц Эдельманн, чьи необычные иллюстрации в немецком авангардном журнале Twen заинтересовали дирекцию фильма.

У Эдельманна был большой опыт работы с плакатами, и он его успешно использовал, сделав героев мультфильма плоскими и раскрасив их в яркие цвета.

Хотя Эдельманн никогда не увлекался наркотиками, ему удалось с помощью необычной цветовой гаммы и быстрой смены происходящих событий наполнить фильм психоделическими ощущениями. Многие критики считают, что рисунки Эдельманна оказали решающее влияние на сюжет фильма.

Abbey Road

Фотограф: Иэн Макмиллан

Дизайнер: Джон Кош

Свою двенадцатую пластинку Beatles хотели назвать «Эверест».

Эту марку сигарет курил один из звукорежиссёров студии EMI, и битлам нравилась пачка, на которой был изображён силуэт покрытого льдами горного пика.

Они даже планировали поездку в Гималаи для того, чтобы сфотографироваться на фоне неприступной горы. Но бюджет, выделенный на запись пластинки, к тому моменту был полностью потрачен, и поездка не состоялась.

Находчивый Пол, раз уж деньги закончились, предложил отказаться от дорогостоящей фотосессии с экзотическими ландшафтами и сфотографироваться «не отходя от кассы», прямо на пешеходной зебре перед студией звукозаписи. Свою идею он проиллюстрировал с помощью, ставшего впоследствии знаменитым, грубого карандашного наброска.

Джону предложение Маккартни понравилось, и он попросил своего друга фотографа-фрилансера Иэна Макмиллана принять участие в съёмке. Фотография переходящих дорогу Битлз была сделана Макмилланом приблизительно в 11.30 утра 8-го августа 1969 года. Полицейский согласился остановить движение всего на десять минут, и за это время Макмиллан, взобравшись на установленную посередине дороги стремянку, успел сделать шесть снимков.

Пол, изучив готовые негативы, выбрал кадр под номером пять, потому что только на нём все четыре битла одновременно шли по пешеходной разметке.

После своего выхода пластинка достигла небывалого коммерческого успеха, продержавшись на первом месте 17 недель в Англии и 11 недель в США, а фотография на её обложке сделала Макмиллана всемирно известным фотографом.

Let It Be

Фотограф: Этан Рассел

Дизайнер: Джон Кош

Альбом Let It Be вышел 8-го мая 1970 года, и стал последней студийной работой музыкантов. Запись состояла из старых фонограмм, записанных для неизданной пластинки Get Back, и нескольких новых песен. На обратной стороне конверта размещалась аннотация, в которой говорилось, что Let It Be является новой ступенью в творчестве Beatles, на которую им удалось подняться благодаря сотрудничеству с американским звукорежиссёром Филом Спектром. Заслуга Спектра состояла в том, что он до неузнаваемости изменил оригинальное звучание группы, вызвав, тем самым, негодование Пола Маккартни и едкую критику в музыкальной прессе.

Переднюю сторону обложки Get Back издатели хотели оформить фотографией, которая композиционно повторяла снимок на конверте Please, please me и изображала возмужавших битлов, стоящих в знакомых всем позах, на лестнице студии EMI.

Название пластинки и её оформление говорили о том, что Beatles возвращаются к своим корням: ритм-энд-блюзу и рок-н-роллу. Но так как, благодаря Филу Спектру, от первоначальной концепции ничего не осталось, оформление конверта пришлось изменить.

К моменту выхода Let It Be Битлз, как единый коллектив уже не существовали, и провести фотосессию с участием всех членов группы было невозможно. Ответственный за оформление обложки дизайнер Джон Кош, чтобы выйти из сложившейся ситуации, использовал четыре отдельных фотографии с портретами Джона, Пола, Ринго и Джорджа, которые были сделаны Этаном Расселом в январе 1969 года во время съёмок фильма Let It Be.

В Великобритании пластинка была упакована в коробку, внутри которой, кроме винилового диска, находился 164-страничный буклет с большим количеством цветных фотографий и объёмным текстом, рассказывающем о создании фильма Let It Be.

Пластинки, составляющие дискографию Битлз, оформлялись по-разному. Их дизайн не объединяла единая концепция. Но, несмотря на это, художественный уровень обложек всегда соответствовал высоким музыкальным стандартам «Великолепной четвёрки».

Источники

1. Album covers: Please Please Me
2. The Beatles’ Album Artwork Secrets: Each Sleeve’s Story Revealed
3. Designing Revolution: The Beatles Album Covers
4. Robert Freeman (photographer)

Сорок лет назад в 11.35 the Beatles перешли по «зебре» тихую улочку в северном Лондоне.

Фотосессия для их нового альбома “Abbey Road” происходила в нескольких метрах от одноименной студии звукозаписи и заняла примерно десять минут - фотограф Йен МакМиллан сделал всего шесть снимков, для этого ему пришлось залезть на стремянку.

С тех пор обложка нового альбома стала легендой по двум причинам, - ни одна обложка, как эта, не стала объектом для такого количества подражаний, и ни одна обложка, как эта, не породила такое количество конспирологических легенд.

Для свихнувшихся фанатов с воспаленным воображением это стало исключительным доказательством бредовой легенды того времени - что Пол МакКартни действительно мертв.

Согласно этой легенде, Пол погиб в автокатастрофе и был заменен двойником. Группа, гласит легенда, чувствовала себя виновной в этом обмане и поместила на обложке альбома скрытые знаки для своих поклонников.

Таким образом, даже сегодня, несмотря на ярко выраженное здоровье сэра Пола, они продолжают настаивать, что если вы внимательно присмотритесь к изображениям на передней и задней стороне обложки, вы найдете скрытые там символы смерти.

Несомненно, что этот альбом означал только одну смерть. Публике того времени еще не было известно, что the Beatles находились в последней стадии распада, и это был их последний альбом.

Отношения между членами группы ухудшились настолько, что они отказались от первоначального названия альбома Everest и фотосъемок в Гималаях, и вместо этого снялись возле студии - и это было единственное, что они сделали по взаимному согласию.

Ярые фанаты, однако, могли прочесть гораздо больше по фотографиям.

1.ПОХОРОНЫ

Процессия the Beatles, идущая по «зебре», означает собой похороны Пола. Джон Леннон идет впереди в белом костюму и символизирует собой священника. Ринго Стар - это плакальщик, одетый в черное. Джордж Харрисон, в неряшливой рубашке и джинсах, обозначает собой могильщика. Пол одет в старый костюм и он единственный, кто идет босиком. Он позже объяснил, что начал сниматься в сандалиях, но позже снял их, так как был очень жаркий день. Приверженцы легенды говорят, что если это действительно так, то идти по горячему асфальту некомфортно, и это лишний раз подтверждает, что Пол- труп.

2. СИГАРЕТА

Пол - левша, но здесь он держит сигарету в правой руке. Про сигареты обычно говорят, что это «гвозди в крышку гроба». Таким образом, это знак, что «крышка гроба» Пола заколочена, а человек на фото - его двойник.

Пол также идет не в ногу с остальными членами группы. У всех левая нога впереди, а у Пола - правая, что опять подтверждает, что он отличается от других.

3.РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР

Белый «Фольксваген-Жук» на заднем плане имеет регистрационный номер LMW 28IF. Конспирологи говорят, что это означает, что Полу было бы 28 лет, ЕСЛИ БЫ (IF) он не умер.

На самом деле Полу было 27 лет, когда был выпущен “Abbey Road”, но, к счастью для конспирологов, индийские мистики рассчитывают возраст человека с момента зачатия, а не рождения, так что в этом случае Полу действительно было бы 28 лет.

В пользу этого свидетельствует то, что музыканты были знаменитыми приверженцами индийского гуру Махариши Махеш Йоги. Также считается, что LMW означает “Linda McCartney Weeps” (Линда МакКартни Плачет) - это относится к жене Пола, на которой он женился ранее в этом году.

4.ЗРИТЕЛИ

На заднем плане небольшая группа одетых в белое людей стоит на одной стороне улицы, а одинокий человек стоит на другой стороне.

Значит ли это, что Пол один и находится отдельно от других?

5.ПОЛИЦЕЙСКИЙ МИКРОАВТОБУС

На правой стороне улицы стоит черный полицейский микроавтобус, и это ссылка на полицию, хранящую молчание по поводу «смерти Пола».

Согласно легенде, менеджер группы Брайан Эпштейн купил это молчание, и присутствие на фото полицейского «бобика» - это еще одно «спасибо».

6.ЛИНИЯ МАШИН

Можно провести линию от «Фольксвагена-Жука» к трем машинам, стоящим перед ним. Если ее провести через их правые колеса, то она будет как раз касаться головы Пола, и, по словам теоретиков, это означает, что Пол получил ранение головы в автокатастрофе.

7.КРОВАВОЕ ПЯТНО

На австралийской версии альбома можно разглядеть пятно. Его можно рассматривать как кровавое пятно на дороге, оно находится между Ринго и Джоном, косвенно подтверждая версию об автомобильной катастрофе.

8. РАСКОЛОТАЯ БУКВА S

На обратной стороне обложки имеется фото дорожного указателя Abbey Road, а выше располагается надпись BEATLES. Хорошо заметна трещина, проходящая через букву S - считается, что это говорит о проблемах внутри группы.

Слева от надписи Beatles видна группа из восьми точек. Если их соединить вместе, получится цифра 3.

Означает ли это, что битлов осталось трое?

10. ОБРАЗ СМЕРТИ

Если обложку держать задней стороной к себе и повернуть на 45 градусов против часовой стрелки, можно ясно увидеть образ Демона Смерти. Кое-кто уверен, что это означает, что в группе кто-то умер.

11. ДЕВУШКА

Никто не знает, кто эта одетая в синее девушка на задней стороне обложки. В ночь, когда «произошла автокатастрофа», по словам приверженцев легенды, шел сильный дождь, и Пол подвозил одну фанатку по имени Рита. Должно быть, это та самая девушка, и она либо убегает с места аварии, либо бежит, чтобы позвать на помощь.

12. МЕСТО УПОКОЕНИЯ ПОЛА

Если надпись на стене разбить на отдельные секции, то можно получить зашифрованное сообщение - “Be At Les Abbey”. В нумерологии следующие две буквы - R и O являются 18 и 15 буквами алфавита. Сложив их вместе (33) и умножив на число букв (2), мы получим число 66 - год, в котором, предположительно, умер Пол.

Цифра 3 также соответствует букве С, так что 33 соответствует СС. СиСи означает сокращенное имя Сесилия, и приверженцы легенды считают, что Пол был похоронен в монастыре St Cecilia"s Abbey в Райде (Ryde) на острове Уайт (Wight).

В середине 1969 года The Beatles записали свой последний совместный альбом, который назывался «Abbey Road». Многие считают его лучшим альбомом знаменитой четверки, несмотря на то, что позже Леннон отзывался о нём крайне отрицательно. Запись пластинки проходила в атмосфере открытой вражды между всеми участниками группы, но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), многие песни альбома имеют веселое и радостное звучание.

Рабочее название альбома было «Эверест»; предполагалось даже, что для фотографии на обложку группа должна будет поехать в Гималаи. Но у них, конечно, не было ни времени, ни желания. Когда их спросили, где они хотят сфотографироваться, Пол Маккартни ответил: «Почему бы не сделать это на обычной улице». Он быстро накидал черновик будущей обложки на листе бумаги. Тем временем Джон Леннон и Йоко Оно договорились со своим другом, 30-летним английским фотографом Иеном Макмилланом.

Иен Макмиллан в то время был мало кому известен. Он окончил среднюю школу в 1954 году, потом некоторое время работал учеником менеджера в небольшой фирме. С 1959 года Макмиллан стал фотографом, в начале 1960-х его фотографии начали появляться в английской прессе. В середине шестидесятых он познакомился и подружился с Йоко Оно, которая в свою очередь познакомила его с Ленноном.

Знаменитая фотография была сделана 8 августа 1969 года около половины двенадцатого. «Помню, мы наняли полицейского, чтобы он остановил движение, пока я забирался на стремянку и фотографировал», — вспоминал Иен Макмиллан, — «Я сделал пару фотографий The Beatles переходящих улицу в одном направлении. Потом мы пропустили скопившиеся машины, и они пошли в другую сторону — я сделал еще несколько снимков. В конечном итоге я выбрал пятый снимок из шести. Это был единственный кадр, на котором ноги у всех четырех были в форме перевернутой буквы ‘V’ — к этому я и стремился».

Эта фотография стала самой популярной в музыкальном мире — даже более знаменитой, чем фотография The Beatles Ричарда Аведона , которая входит в двадцатку самых дорогих фотографий в мире. Каждый год тысячи фанатов собираются на ставшем знаменитым пешеходном переходе. Каждый мечтает сфотографироваться а-ля Beatles, хотя это не так уж просто: Abbey Road — довольно оживленная улица, а ради туристов движение никто не останавливает.

Анна Груздева