Быстрое изучение таблицы умножения. Как объяснить ребенку умножение, деление: простые методики для родителей

Самый быстрый способ выучить таблицу умножения, зависит от индивидуальных особенностей ребенка 8 – 10 лет. Значение имеет то, что нравится. Нравится ему вырезать цифры, значит это будет такая таблица. Интересно ему лепить из пластилина – пусть будет пластилин. Ребенок получает удовольствие от стихосложения – учите таблицу в стихах.

Запоминание таблицы умножения невозможно без ее понимания. Необходимо объяснять ее ребёнку так, чтобы он легко понял принцип, на котором она построена. Тогда запоминание придет само собой. При этом, каждый ученик начальных классов должен выучить данную таблицу. Однако, ребёнку необходимо помочь.

Это особенно важно, когда учить таблицу приходятся вы период летних каникул. Ребёнку хочется играть на улице, кататься на велосипеде, а вместо этого приходится час или даже несколько минут тратить на учебу.
Конечно, это ребёнку не нравится, он может начать капризничать, делать вид, что ничего не понимает, находить разные предлоги, чтобы прервать этот час учебы.

Именно поэтому, ребёнку нужно помочь, необходимо его заинтересовать. В силу возрастных особенностей, дети 8 – 11 лет лучше воспринимают информацию в виде игры. Непринужденная атмосфере, отсутствие обязательности, поможет ребёнку легко освоить таблицу умножения.

Учим таблицу умножения. Музыкальный развивающий мультфильм

Существует немало разнообразных способов, с помощью которых можно легко научить ребенка 8 – 11 лет таблице умножения.

К примеру, игровая форма обучения потребует один час в день или даже меньше, но даст великолепный результат.

Так, можно вместе с ребенком сделать таблицу, вырезав цифры из разноцветной бумаги. В 7 или 8 лет дети уже знакомы с цифрами, поэтому вырезать их должно быть легко.

  1. Можно помочь ребенку наклеить вырезанные цифры на большой лист бумаги. Затем в игровой форме постепенно, тратя час в день, учить таблицу.
  2. Психологи советуют прибегать к такому ходу – ребенок помогает учиться своей любимой игрушке. Это будет довольно легко. В возрасте 8 -11 лет дети имеют такие игрушки. Ребенок должен будет объяснять своему игрушечному другу эту таблицу. Таким образом, удастся заинтересовать ребенка и он, обучая своего друга, научится и сам. Это нужно продолжать день ото дня, пока вся таблица не будет выучена.
    При этом, затрачивать можно один час. Больше не стоит, так как ребенок будет слишком утомляться и эффект игры пропадет.
  3. Можно легко выучить таблицу, постепенно наклеивая вырезанные цифры на бумагу. Сначала нужно выучить одно или несколько правил (6 на 6 или 5 на 7). По мере запоминания наклеивать цифры.

При этом, следует повторять пройденное. Но делать все нужно ненавязчиво. Поэтому, следите на реакцией. Если занятие начинает надоедать, то его лучше прервать и продолжить позже. У детей в 10 лет нет большой способности к концентрации внимание, поэтому переутомлять ребенка не стоит.

Постепенно запоминая таблицу, малыш начнет самостоятельно понимать ее принципы. Для него это станет настоящим открытием. В 8 лет он уже может отлично мыслить и понимать логические связи. А узнав, как работает таблица, он сам будет проверять свое знание, умножая различные цифры.

Ещё одним важным моментом является визуализация образа цифр. В данном случае, это цифры, которые вырезаны из бумаги. Но ведь у детей в 8 лет уже прекрасно развита моторика.

Поэтому, можно показывать нужную цифру на пальцах, а ребенок будет ее вырезать и наклеивать. Таким образом, он будет запоминать саму цифру. Видя ее на пальцах родителя, у малыша сформируется ее образ.

Учим через стихи

Интересным и необычным способом выучить таблицу умножения, являются стихи. Однако, такой вариант окажется полезным, только если малыш любит стихи и расположен к ним.

В таком случае, вы можете показывать на пальцах цифры, а ваш малыш будет умножать их. Начинать следует с самых небольших значений. А постепенно задачу нужно усложнять.

Найти стихи для запоминания таблицы умножения можно в интернете. Но можно и сочинить такие стихи самостоятельно. Главное, чтобы они не были сложными и хорошо воспринимались малышом 8 лет.

Но самым лучшим вариантом будет совместное сочинение стихов. В 8 лет малыш прекрасно понимает и чувствует рифму. Поэтому, весь процесс сочинения обучающих стихотворения будет проходить очень весело и позволит выучить нужный материал за короткое время.

Примеры разучивания при помощи стихов


Пример 1
На день рождения в торт воткнулось двое вилок
Два умножить на четыре, получится восемь дырок.

Пример 2

Как то раз увидел рака рак,
шесть на два – двенадцать лап

Подобные стихотворения можно разучивать применительно для каждого ряда таблицы умножения. Такие упражнения не будут слишком сложны для малыша. Одновременно, они смогут пробудить интерес к математике, понимание законов умножения чисел.

А стихотворная форма обучения во многом схожа с игровой. Особенно, если придумывать рифма самостоятельно. Это даст нужный результат. Таким образом, удастся овладеть знанием таблицы умножения и не затрачивать много времени.

Однако, существует несколько общих правил, которыми не стоит пренебрегать:

  • Не начинайте обучение, если у малыша плохое настроение. Такие занятия не принесут пользы и приведут только к ссоре;
  • Нельзя ни в коем случае ругать или наказывать малыша. Не забывайте, что это игра. Иначе, он потеряет к ней интерес раз и навсегда и все придется начинать сначала;
  • Занятия не должны быть обременительными. Не нужно тратить слишком много времени, будьте терпеливы и вы получите отличный результат
  • Не требуйте сразу значительных успехов. вначале будет только интересное запоминание. Только потом, когда принципы умножения откроются малышу, это станет интересным ему самому и темпы обучения возрастут;
  • Если имеются и иные задания, то распределяйте нагрузку. Не делайте упор на чем-то одном. Это обязательно приведет к переутомлению.

Таблица умножения в стихах

Многие дети прилагают огромные усилия, чтобы выучить таблицу умножения. Как родитель, вы обязаны помочь. В конце концов, навыки быстрого умножения помогут им в школе, университете и в жизни. Вам потребуется время и терпение, чтобы помочь ребенку овладеть навыками умножения. И вот как это сделать.

Шаги

Обучение навыку

  1. Выберите время. Сядьте с ребенком, когда вы оба будете готовы “грызть гранит науки”. Если вы заняты своими делами, или ваш ребенок слишком устал или голоден, обучение будет не таким эффективным, как вам бы хотелось. Сядьте на 30 минут и исключите все отвлекающие факторы для вас обоих .

    • Энергия и энтузиазм очень важны для вас обоих. Выключите сотовый телефон, телевизор, сядьте за стол и победите эти цифры.
  2. Начните с таблицы на 0, 1, 2 и 3. Лучше запоминать информацию небольшими порциями, чем пытаться запомнить всю таблицу целиком. Помните: ваш ребенок не считает, он просто запоминает. Предположительно, он уже знает основной принцип умножения.

    • Если ваш ребенок не знаком с умножением, запишите умножение в форме сложения. Например, 4*3 это 4+4+4.
    • Попросите ребенка принести вам учебники по математике и другие материалы, которые у него есть. Вы поймете, что он изучает, и познакомитесь с методом обучения, используемым в его школе.
    • Нарисуйте таблицу или числовую ось, показывающие цифры от 0 до 100. В таблице удобно искать ответы, соответствующие определенным строкам и колонкам. Таблица будет удобнее для начинающих, так как ответы можно найти быстрее.
      • Числовая ось более трудоемкая. Вы можете отметить числа и их множители различными цветами.
  3. Объясните ребенку, каким образом свойство коммутативности (независимость результата операции от перестановки ее элементов) облегчает запоминание таблицы умножения. Покажите ребенку, что каждый ответ повторяется, фактически он должен выучить только половину таблицы. 3*7 то же самое, что 7*3. Когда он выучит таблицу на 0, 1, 2 и 3, он уже будет знать 4 примера таблиц на 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.

    • Как только ребенок освоит умножение на 0-3, перейдите к умножению на 4-7, а затем на 8-10. Если вы хотите пойти дальше, возьмите умножение на 11 и 12. Некоторые учителя берут более сложные примеры в качестве бонуса или чтобы оценить каждого ребенка.
  4. Обсудите шаблоны во всей таблице. Не должно быть механического запоминания. В таблице хорошо видно, на что нужно обратить внимание

    • Все примеры на 10 оканчиваются на 0.
    • Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0 и вполовину меньше, чем примеры на 10 (10*5=50; 5*5=25 или половина от 50).
    • Все примеры на 0 равны 0.
  5. Маленькие хитрости. К счастью, математика полна сокращений. Научите своего ребенка этим хитростям, и он будет благодарен вам.

    • Чтобы запомнить таблицу на 9, используйте пальцы. Вытяните обе ладони перед собой. 9*1, загните левый мизинец. Что вы показываете? 9. 9х2, загните безымянный палец на левой ладони. Что вы показываете? 1 и 8. 18. Загните средний палец – 2 и 7. 27. Это работает до 9х9 (8 и 1. 81)
    • Если ребенок умеет удваивать число, будет проще умножать на 4. Просто удвойте число дважды. Возьмем 6х4. Удвоим число 6, будет 12. Удвоим число 12, будет 24. 6х4=24. Используйте этот прием, чтобы ответы стали автоматическими.
    • Чтобы умножить любое число на 11, просто продублируйте его. 3*11=33. Две тройки. 4*11=44. Две четверки. Ответ в вопросе.
    • Если ваш ребенок гений математики, научите его такой хитрости умножения 11 на двузначное число. Возьмите двузначное число и разделите его на цифры. 11*17 = 1__7. Сложите эти цифры, получившееся число поставьте в середину: 187.

    Запоминание ответов

    1. Сделайте обучение веселым. С этой точки зрения вы можете удивиться, что в этих загогулинах что-то есть. Привнесите элемент игры и соревнования в обучение.

      • Попросите ребенка сделать набор карточек. Написать пример, 4х9, на одной стороне и ответ, 36, на обратной стороне. Выписывание примеров – это еще одна возможность повторения. Используйте таймер, чтобы узнать, сколько карточек ребенок сможет пройти через минуту. Сможет ли он побить этот счет завтра?
        • Вы также можете делать это в пустой таблице. Таблица позволяет отследить слабые места, над которыми еще надо поработать.
      • "Захватить колоду карт" – эта игра похожа на войну, но с умножением. Каждый из вас получает половину колоды и размещает лицом вниз перед собой. Не смотрите на карты! Игроки переворачивают свою первую карту одновременно – первый, кто скажет свой ответ, перемножив числа на двух картах, получает обе карты (цель игры состоит в том, чтобы собрать все карты). Если вы перевернули 7 и 5, ответ будет 35. Для валетов, дам, и королей, можно использовать 11, 12, и 13, использовать их в качестве 0 или совсем убрать их из колоды.
      • Скажите число. Например, 30. Сможет ли ребенок назвать все возможные случаи, когда в результате получается 30? 5*6? 3*10=?
      • Скажите число и попросите сделать следующее умножение. Например, начните с 30 и попросите сделать следующее умножение на 6. Или начните с 18 и попросите сделать следующие два умножения на 9. Вы даже можете начать с 22 и спросить следующее умножение на 4, даже несмотря на то, что 22 не кратно 4. Будьте хитрыми.
      • Попробуйте игру бинго. Ваш ребенок заполняет квадрат шесть на шесть любыми числами. Вы называете пример, "5 * 7." Если у него есть число 35 на карточке, то он зачеркивает его. Продолжайте, пока кто-нибудь не зачеркнет все числа на своей карточке. Что за приз он может выиграть?

    Поощряйте вашего ребенка

    1. Используйте стимулы. Не стоит использовать деньги или материальные ценности в качестве стимула – это может убить тягу к знаниям.

      • Приберегите награды для школьных тестов. Если ребенок сможет решать примеры под давлением, вы достигли успеха.
    2. Хвалите ребенка. Не забывайте делать паузы и отдыхать между серьезными занятиями. Если вы порадуетесь успехам ребенка, он захочет добиться успеха в следующий раз. Выражайте словами, как здорово ребенок занимается.

      • Если он занимается медленнее, чем мог бы, отдохните. Негативные эмоции могут привести к прекращению занятий. Плохое настроение может свести на нет все усилия. Поощряйте ребенка сделать усилие.
    3. Будьте добры и терпеливы. Если это будет необходимо, просто работайте с одной комбинации в течение нескольких дней, пока ребенок полностью не поймет.
    4. Изучение большого объема слишком быстрыми темпами вызовет непонимание и разочарование. Работайте постепенно, чтобы облегчить обучение умножению, но твердо двигайтесь вперед, постоянно и последовательно улучшая навыки умножения.
    5. Обратите внимание, что сложение может быть сделано двумя путями: 2+1=3 и 1+2=3. То же самое с умножением.
    6. Сложное оставляйте на потом: 10 в квадрате очень похожа на 1 в квадрате. 1 в квадрате равно 1, 10 в квадрате равно 100. Легко заметить, что 20 в квадрате составляет 400, 30 в квадрате будет 900, 40 в квадрате 1600, и так далее.
    7. Предупреждения

    • Никогда, никогда не используйте слова "глупый", "паршивый" или любые другие ярлыки. Не используйте их, обращаясь к ребенку, к себе или к материалу.
    • Поймите, что ребенок – не счетная машина. Быстрый ответ достигается только запоминанием. Устный счет полезен на начальном этапе, но он становится ненужным, как только таблица будет твердо усвоена.
    • Не утомляйте ребенка, изучая слишком много строк или шаблонов за один раз – не забывайте улыбаться и делать короткие перерывы между занятиями.

Считать в уме, по мнению многих из нас, в наше время уже неактуально. Калькулятор есть в каждом смартфоне и уж тем более на компьютере и ноутбуке. Однако постоянно, перед каждым своим действием, шагом или чихом в калькулятор не полезешь, а считать необходимо постоянно и много. – умение весьма нужное даже в наш высокотехнологичный век гаджетов и электронных вычислительных систем. Простой пример, иллюстрирующий данные теоретические выкладки, — поведение покупателей и продавцов в магазине: действовать нужно быстро, ведь за вами большая очередь, и если вы не умеете считать в уме, продавец может вас обсчитать – по ошибке или умышленно. Дети первые свои самостоятельные «вылазки» совершают чаще всего именно в магазин, поэтому устный счёт им очень пригодится.

– не врождённый навык у человека, и совсем маленькие дети ещё не имеют представления о числах, количестве, действий с группами предметов (прибавлением одной группы к другой, отниманием и т. д.). У примитивных народов Азии, Африки и Америки также неразвиты представления о числах и арифметических действиях: чаще всего их числовая система состоит из понятий «один», «два» и «много»; некоторые племена могут считать до пяти, некоторые до семи, но дальше у них у всех следует неизменное «много». Отсюда можно заключить, что и счёт вообще – достаточно сложная функция для человеческого сознания.

Так как же научить ребёнка первым манипуляциям с числами? Прежде чем освоить умение оперировать абстрактными числами, дети должны понять счёт на наглядных примерах. Ребёнку для начала необходимо рассказать о числах, хотя бы до первого десятка, и посчитать с ним разные предметы, которые можно увидеть вокруг: птичек на деревьях, цветы на грядке, люди на улице, машины на стоянке и так далее. Постепенно малыш уяснит «внешний облик» конкретных количеств – будь то один, пять или десять предметов. При неразвитом абстрактном мышлении у маленьких детей очень развита зрительная память, он быстро запоминает формы и цвета. Можно упражняться с ним в счёте, показывая яркие картинки.

Главное при этом – понимать, что маленький ребёнок всё воспринимает как игру. И обучение счёту тоже необходимо подавать в игровой форме, чтобы ему было интересно. При правильном подходе малыш будет очень быстро схватывать информацию, поскольку в таком возрасте его мозг впитывает всё новое очень активно. Нельзя посадить его за стол и долго читать нудную «лекцию» об арифметических действиях – ребёнок только потеряет интерес к обучению. Считать с ним нужно в разных местах и ситуациях, во время прогулки, игр и других совместных действий. Можно предложить вместе приготовить что-нибудь вкусное, и ребёнок может помочь определить, например, сколько яиц нужно для замешивания теста.

После того как представления о количестве более-менее сформированы, игру можно усложнить. Научите ребёнка первым арифметическим операциям – сложению и вычитанию. К примеру, возьмите игрушечный домик (в его роли может выступать обычная большая коробка) и фигурки людей или животных (можно использовать обычные кубики, которых назовём, например, «гномиками»). Поместите в домик одного человечка и спросите малыша, сколько человечков живёт в домике. Он должен ответить, что один. Затем поставьте в домик ещё одну фигурку и спросите, сколько человечков стало. Пусть ребёнок подумает и скажет правильный ответ. На первых порах ему для этого потребуется несколько минут, он будет ошибаться; не стоит его торопить или ругать. Когда он скажет правильный ответ, он должен открыть домик и удостовериться, что человечка именно два. Абстрактная модель, которую ребёнок воспроизвёл по памяти, подтвердилась на наглядном примере. Прибавляйте и отнимайте человечков от общего количества «жителей» домика, чем вы закрепите и разовьёте у ребёнка навык устного счёта.

Как научить ребёнка умножать и делить

Если и – достаточно лёгкие процедуры, то ребёнку понять значительно сложнее. Ещё труднее освоить деление. На помощь родителям здесь также придут наглядные примеры, игрушки и фигурки.

Нужно приготовить одинаковые коробочки и наборы фигурок. В простейшем случае фигурками послужат камешки, кубики, крышечки от пластиковых бутылок – можно отыскать всё что угодно. В каждую коробку должно входить равное количество фигурок. Предложите малышу заполнить одну коробочку, сложив туда фигурки. Пусть он сосчитает, сколько предметов лежит в коробке. А после этого пусть заполнит вторую коробочку, удостоверится, что предметов в ней столько же, и посчитает общее количество фигурок в обеих коробках. На первых порах в одну коробку должно входить всего несколько предметов – два, три. Таким способом можно подвести малыша к мысли, что два раза по три равно шести, два раза по два – четырём и так далее. Нет необходимости увеличивать коробки и фигурки до бесконечности: на этом этапе важно, чтобы ребёнок понял конкретный, материальный смысл умножения как суммы нескольких одинаковых групп предметов. Следующий этап – заучивание таблицы умножения. Учить нужно наизусть, как стихотворение. Точнее – группу стихотворений. «Строчками» в них выступают примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь… За один раз можно выучить только одно «стихотворение» — умножение на два, на три, четыре и так далее. Умножение на пять напоминает стихотворение и внешне – его «строчки» рифмуются друг с другом, поэтому его запомнить проще всего.

– самое трудное действие для малыша, к нему даже в начальной школе приступают позже, чем к другим разделам арифметики. Деление является процедурой, обратной умножению, поэтому для его освоения ребёнок должен уже знать таблицу умножения. Впрочем, на первых порах подойдут всё те же наглядные примеры, и в этом смысле деление – действие, наиболее близкое и актуальное для малыша. Как разделить конфеты на всех, чтобы у каждого было поровну? Ведь если у кого-нибудь будет меньше, чем у других, он обидится. Необходимо разделить по справедливости, и сначала это можно осуществлять методом подбора: сначала раздать по одной конфете, потом ещё по одной… Общее количество конфет должен подобрать взрослый, чтобы оно действительно делилось на всех детей без остатка. Впоследствии можно объяснить ребёнку, что не все числа можно делить друг на друга. В этом деление сложнее умножения – ведь перемножать можно абсолютно все числа. Если есть возможность, ребят знакомят и с делением с остатком: оставшиеся конфеты, которые нельзя раздать всем поровну, забирает взрослый (или же они достанутся самому послушному из детей).

Как можно помочь ребёнку

Выполнение арифметических действий для ребёнка можно упростить, если рассказать ему о свойствах чисел от 2 до 10. Например, 4 – это два раза по два; 5 можно получить разными способами – прибавить 3 к 3 или 1 к 4. Особо следует уделить внимание цифре 0. Для упрощения счёта нужно разобраться и с круглыми числами: 30 – это три раза по 10, а 5 – это половина 10.

Формулы для более сложных процедур

Когда ребёнок становится старше и уже владеет базовыми арифметическими действиями, можно познакомить его с формулами для быстрого сложения и умножения больших чисел. Таких формул существует немало, и здесь мы приведём лишь некоторые.

Достаточно просто умножать двузначные числа на 11. Например, 23*11. Необходимо просто сложить цифры первого множителя и в ответе записать этот множитель, в середине которого вписать полученную сумму: 2+3=5, следовательно, 23*11=253. Если при сложении цифр получилось двузначное число, то первую цифру этого числа прибавляют к первой цифре множителя. Например, 38*11. 3+8=11; первую единицу прибавляем к тройке, а вторую пишем в середине ответа: 38*11=418.

Сложение больших чисел можно упростить, если увеличить одно слагаемое на какое-нибудь число, которое потом вычтется из ответа. Например: 358+340=(358+2)+340-2= 360+340-2=700-2=698.

Такие формулы наверняка будут интересны и многим взрослым, ведь они существенно упростят рабочий процесс, подсчёт денег и другие насущные операции с числами.


Каждому родителю в какой-то момент приходится столкнуться с одной очень непростой проблемой: как помочь ребенку выучить таблицу умножения. Сегодня в интернете представлено множество различных способов, помогающих детям запоминать так называемую таблицу Пифагора: , песни, аудио-программы. Однако далеко не каждый способ действительно эффективен и позволяет легко и быстро научить ребенка таблице умножения. Каждому ученику нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика. В этой статье будут разобраны основные приемы и способы изучения таблицы умножения, из которых вы сможете выбрать те, которые подходят именно вашему ребенку.

Это важно! В первую очередь следует разъяснить ребенку суть действия умножения. Как правило, дети, начинающие учить таблицу умножения уже имеют понятие об элементарных арифметических действиях, типа сложения и вычитания. Именно эти знания ребенка помогут вам объяснить ему принцип умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Кроме того, вам следует объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5×8=40).

Игра

В любом даже рутинном процессе, коим являются и упражнения для изучения таблицы умножения, должен обязательно присутствовать элемент игры, он необходим для детей! Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о нежелании учиться. Одно из главных гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если вы сможете пробудить интерес ребенка к умножению, вы уже сделаете половину дела!

Одной из популярных игр изучения таблицы умножения, является игра в карточки. Подробнее об игре « » вы можете прочитать в этой , в также скачать и распечатать уже готовые карточки с примерами и ответами. Суть этой игровой таблицы умножения заключается в том, что ребенок в случайном порядке вытягивает карточку из стопки и видит на каждой карточке пример умножения без ответа (например, 7×7=? или 3×8=?). Если он дает правильный ответ, то карточка «выходит из игры», а если ответ неверен, то карточка возвращается в самый низ стопки, и может быть вытянута снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки, то есть пока ребенок не даст правильный ответ на все примеры. Когда карточек остается мало, как правило, это трудные примеры, которые ребенок уже пытался решить, то путем они достаточно легко запоминаются, особенно когда в процессе игры у ребенка появляется азарт.

Эту игру иногда называют «тренажер таблицы умножения». Весь игровой процесс можно проводить этапами, в зависимости от выученного материала. Например, можно начать свой импровизированный урок с карточек «таблица умножение на 2», а потом разбавлять их новыми выученными примерами. Вариантов игры множество, в чем вы можете .

Кроме того, привнести элемент игры в изучение таблицы умножения вы сможете, используя всевозможные программы, онлайн-игры, специальные звуковые плакаты и многое другое, что без проблем можно найти в интернете. Но игра « » является наиболее простым и эффективным способом выучить Пифагорову таблицу.

Изучив специальные техники запоминания таблицы умножения мы разработали специальную игру, которую разместили ниже. Дети смогут в простой игровой форме открывать карточки и запоминать примеры.

С чего начать?

Если вы только начинаете обучать свое чадо навыкам умножения, то можно порекомендовать вам попробовать следующие приемы (пройти следующие этапы).

Сразу объясните ребенку наиболее простые и тривиальные примеры из таблицы умножения, которые он сможет решить без каких-либо проблем. При виде таблицы умножения, этой большой сетки 10 на 10 с многочисленными числами, ребенок просто-напросто может испугаться. Вы сразу должны дать ему почувствовать, что не все так сложно. И уже часть таблицы он может решить самостоятельно:

А) Умножение на 1 всегда дает то же самое число, которое мы умножали на 1. Например, 1*1=1, 2*1=2, 3*1=3, и даже миллион на 1 равняется миллион.

Б) Умножение на 10 , это то же самое, что просто приписать нолик к числу. Сколько будет 2*10? Правильно, 2 с ноликом, то есть 20.

Выучив таблицу умножения на 1 и на 10, ребенок должен понять, что он теперь знает все крайние столбцы и строки таблицы умножения (на рисунке они выделены зеленым цветом).


Если все это заняло много времени, и ребенок устал, то лучше перенести изучение оставшейся таблицы Пифагора на следующий раз. Если нет, и ребенок полон сил и желания продолжать, тогда двигаемся дальше.

В) Таблица умножения на 2 обычно дается детям довольно легко. Умножение на 2 равнозначно простому сложению двух одинаковых чисел. Если вы учите своего ребенка таблице умножения, то, скорее всего, он уже умеет складывать небольшие числа и с умножением на два справится без проблем.

Г) Перемена множителей. Другим важным правилом умножения, которое обычно понятно взрослому, но не всегда понятно ребенку является переместительный (или коммутативный) закон умножения. Проще говоря: от перестановки множителей произведение не меняется. Другими словами, выучить таблицу умножения легче, зная что: 2*3 – это то же самое, что 3*2.

Ребенку нужно объяснить и показать, почему вторая строка и второй столбец таблицы Пифагора содержат одни и те же числа, ровно, как и 3-я строка и 3-й столбец и т.д. Поэтому, выучив умножение 2-х на любое число, он будет знать и умножение остальных чисел на 2. Поэтому задача становится в 2 раза проще.

Таким образом, применив описанные выше приемы, вы сможете помочь своему ребенку легко запомнить значения таблицы умножения, выделенные зеленым цветом:


Согласитесь, выглядит уже неплохо. Дайте понять вашему ребенку, что таблица умножения не так уж и сложна и велика.

Целенаправленное запоминание

После того, как ваш ребенок освоил самые простые значения таблицы умножения, можно приступать к более сложным множителям. Тут важно использовать и элементы игры, и многие другие полезные : , проверочные задачки, применение на практике. Многие из примеров нужно будет заучивать, запоминать и повторять неоднократно, чтобы ваш ребенок смог потом с легкостью называть значения таблицы умножения. Лучше идти по порядку, и не пытаться выучить все сразу. Начать лучше с квадратов и умножения на 3 и 4, постепенно переходя к остальным числам.

Некоторые педагоги считают правильным способом начать изучение таблицы умножения с конца от более сложных примеров к более простым. Но лучше так не делать, чтобы избежать стресса ребенка от непонимания того, как эти значения были получены. Умножая 3 на 3, ребенок может проверить себя на пальцах, и убедиться, почему в таблице умножения стоит именно 9. А если ему сразу предложить умножить 8 на 9, и сказать, что результат нужно просто запомнить, он не сможет применить свои знания на практике, что ухудшит запоминание и может отрицательно сказаться на его мотивации.

Квадраты чисел. Квадратом числа называется его произведение на самого себя. В русской таблице умножения есть всего 10 квадратов, которые нужно запомнить. Квадраты до примера «шесть на шесть тридцать шесть» обычно запоминаются на ура, и следующие 3 квадрата обычно тоже не вызывают особых трудностей. А 10 на 10 – будет сто, что мы уже проходили ранее на предыдущих уроках.

Таблица умножения на 3. Именно на этом этапе могут возникнуть первые сложности. Если так случилось, что ребенок не может запомнить какие-то значения, то самое время начать использовать карточки. А если это не помогает, и вы знаете, что у вашего чада больше гуманитарный склад ума, то можете попробовать (о них еще будет написано ) для запоминания таблицы умножения.

Таблица умножения на 4. Здесь также можете использовать карточки и стихи. Кроме того, дайте ребенку понять, что умножение на четыре — это то же самое, что и умножение на 2 и еще раз на 2. Эти и другие простейшие арифметические закономерности , которые могут быть полезны для развития устного счета, вы найдете в данной статье .

Таблица умножения на 5. Умножение на пять обычно дается просто. Интуитивно ребенку становится понятно, что все значения этого умножения расположены через 5 друг от друга и заканчиваются либо на 5, либо на 0. Все четные числа, умноженные на 5, всегда оканчиваются на ноль, а нечетные – оканчиваются на 5.

Таблица умножения на 6, 7, 8 и 9. Есть определенная особенность изучения сложных примеров из таблицы умножения. Если ребенок выучил квадраты, а также таблицу умножения до 5, то на самом деле ему осталось выучить совсем немного, так как остальные примеры он уже знает. Это хорошо видно на этой таблице умножения, где зеленым выделены ячейки, уже освоенные ребенком к данному моменту.


В итоге, оставшиеся клетки таблицы умножения содержат всего шесть произведений, которые и являются самыми сложными, и на которые стоит обратить пристальное внимание.

  1. 6×7=42
  2. 6×8=48
  3. 6×9=54
  4. 7×8=56
  5. 7×9=63
  6. 8×9=72

Для запоминания этих выражений таблицы умножения лучше использовать игру в карточки, чтобы довести ответы до автоматизма. Эффективнее всего использовать 12 карточек (с переменой мест множителей). Как показывает практика, у школьников, а часто и у взрослых, именно с этими шестью произведениями часто бывают некоторые проблемы.

Вот и все! Всего за несколько уроков вся таблица умножения может быть легко и быстро выучена!

Другие приемы изучения таблицы умножения

Естественно, единственного верного ответа на вопрос «как правильно учить таблицу умножения» не существует. В каждом отдельном случае, для каждого конкретного ребенка, даже для каждого конкретного урока нужно подбирать определенные наиболее эффективные способы. Попробуйте использовать в своем педагогическом арсенале, несколько приемов работы с вашим ребенком, и тогда вы сможете быстро и легко понять, как лучше научить его таблице умножения. Вот эти способы.

Пример из практики

Выучить любое произведение из таблицы Пифагора будет проще, если продемонстрировать его на практике. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5×4=20). А таблица умножения для девочек может иметь примеры в стиле, сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трем куклам (2×3=6).

Сложные примеры

Вашему ребенку какие-то примеры из таблицы умножения могут даваться проще, а какие-то сложнее. Старайтесь тренировать ним именно сложные примеры, чтобы он концентрировался особенно на них.

Таблица умножения на пальцах

Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9. Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.

Стихи

Еще одним запоминания таблицы умножения является использование стихотворений (рифмы). Если вашему ребенку становится трудно при запоминании определенного значения Пифагоровой таблицы, то, вероятно, этот способ покажется вам интересным. Может оказаться, что ребенку гораздо проще запоминать стихи, чем «сухие» числа. Сегодня в интернете можно встретить несколько больших (даже гигантских) таблиц умножения в стихах.

Вряд ли вам покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение». Ниже приведены 6 отрывков из стихотворения Александра Усачёва про умножение шести самых сложных примеров таблицы умножения.

6×7

Шесть сетей по шесть ершей —
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.

6×8

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь…

6×9

Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет —
Пятьдесят четыре.

7×8

Раз олень спросил у лося:
— Сколько будет семью восемь? —
Лось не стал в учебник лезть:
— Пятьдесят, конечно, шесть!

7×9

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек —
Шестьдесят три.

8×9

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два

Этот вопрос волнует каждого родителя, чей ребенок учится в школе. Зачастую, отличным знанием таблицы умножения может похвастаться не каждый.

(таблица Пифагора) – это самый популярный математический инструмент для вычислений. Он используется практически всеми и на каждом шагу. Поэтому нужно обязательно знать, как выучить таблицу умножения легко и быстро и помочь этим своему ребенку. А если есть проблемы с запоминанием информации вообще, то есть серия упражнений, которые легко и интересно помогут память развить. Об этом – в статье .

Но как показывает опыт, несмотря на то, что ученики знакомятся с таблицей умножения уже во 2 классе и постоянно с этого момента ее применяют, многие школьники так и не могут ее запомнить досконально. И бывает, что до самого окончания школы не могут дать уверенный ответ по поводу, сколько же будет 7 х 8 или 4 х 9.

Так выглядит традиционная таблица умножения :

А так была представлена таблица Пифагором:

Но запоминать механически (то есть зубрить) первую или вторую таблицы умножения – это довольно сложно и ненадежно (хотя большинство именно так и делает) Лучше это делать с пониманием процесса умножения.

Именно это и поможет выучить таблицу умножения за короткий срок.

Ниже представлены 10 пособий, которые ГАРАНТИРУЮТ результат запоминания таблицы умножения на 100%.

Итак, что означает, например, фраза: “Умножить число 5 на число 3 ?”

Это значит, нужно пятерку сложить три раза: 5 х 3 = 5+5+5 или тройку сложить пять раз 5 х 3 = 3+3+3+3+3.

Рассмотрим все по-порядку.

Как выучить ребенку таблицу умножения легко и быстро.

1. Умножение на 1 и 10.

1 х1 – это значит, нужно единицу взять один раз. Получим 1 х1 = 1.

1 х 2 – это значит, нужно единицу взять два раза. Получим 1 х2 = 2. И т.д.

Аналогично, для числа 10.

10 х 1 – это значит, нужно десятку взять один раз. Получим 10 х1 = 10.

10 х 2 – это значит, нужно десятку взять два раза. Получим 10 х2 = 20. И т д.

2. Умножение на 2.

Умножить число на 2 – это значит его удвоить, то есть сложить с самим собой: 5 х 2 = 5 +5 =10 или 9 х 2 = 9 + 9 = 18.

3. Умножение на 4 и 8.

Этот процесс связан с предыдущим, так как 4 = 2 х 2, а 8 = 4 х 2 = 2 х2 х 2. Это значит, чтобы умножить число на 4, нужно сначала это число удвоить, а потом результат еще раз удвоить.

Например, 6 х 4 = (6 х 2) х 2 = 12 х 2 = 24.

Аналогично, с умножением на 8: только удваивать нужно три раза.

Пример: 5 х 8 =((5 х 2) х 2) х 2 = 40.

Умножение на 3 и 6.

Для запоминания таблицы умножения на 3 и 6 можно порекомендовать стихи Марины Казариной:

Умножение на 5.

Учитывая, что 10 = 5 х 2, легко умножать число сначала на 10, а потом делить на 2.

Пример: 6 х 5 = (6 х 10) : 2 = 30.

Сначала посчитаем 6 х 10 = 60, а затем результат разделим на два: 60: 2 = 30. Значит, 6 х 5 = 30.

Умножение на 7.

Все предыдущие пункты включают в себя уже умножение на 7. Так, мы знаем уже, что 2 х 7 – это значит семерку удвоить. 5 х 7 – это значит 70:2 = 35.

Осталось два примера на 7 , один из которых нужно просто запомнить и все: 7 х 7 = 49. А второй 7 х 9 мы рассмотрим ниже как пример 9 х 7.

Умножение на 9.

Здесь учитываем то, что 9 = 10 – 1.

Поэтому, чтобы умножить число на 9 , достаточно к числу приписать справа ноль и вычесть само это число.

Пример: 8 х 9 = 8 0 – 8 = 72.

А вот еще один способ умножения на число 9 (что называется, показываем на пальцах).

Итак, мы рассмотрели способы умножения на числа от 1 до 10. Здесь важно понять, как происходит умножение. Теперь осталось научиться эти приемы довести до автоматизма, и таблица умножения каждому будет по плечу.

P.S.

1) Расширить свой кругозор и узнать, какими приемами можно умножать числа на однозначные и двузначные числа, не пользуясь таблицей умножения, можно

2) Еще подскажет, как выучить ребенку таблицу умножения легко и быстро книжка А. Усачева “Таблица умножения в стихах” Скачать.